Научная статья на тему 'Привлечение к ответственности граждан за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Привлечение к ответственности граждан за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привлечение к ответственности граждан за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»

С. М. РОГАТКИН главный специалист отдела методологического

и документационного сопровождения деятельности подразделений режима и надзора ФКУ ЦНТЛ ФСИН России, подполковник внутренней службы

Привлечение к ответственности граждан за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В настоящее время серьезным фактором, дестабилизирующим оперативную обстановку в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, является наличие у лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также содержащихся под стражей, запрещенных предметов, и в особенности средств сотовой связи.

Проведенный анализ свидетельствует, что основными способами передачи запрещенных предметов осужденным, подозреваемым и обвиняемым являются их пронос (провоз) через контрольно-пропускные пункты по пропуску людей и транспорта (КПП), а также переброс через основное ограждение.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

Наиболее ярким подтверждением данного факта выступают статистические данные изъятия средств сотовой связи в исправительных учреждениях. Так, в I полугодии 2018 года на КПП было изъято 2 657 единиц, или 10,1 % от общего количества изъятых средств сотовой связи (в 2017 году - 5 644 единиц, или 9,8 %; в 2016-м - 6 469, или 10,2 %), при перебросах - 10 210 единиц, или 38,6 % (в 2017 году - 24 316 единиц, или 42,4 %; в 2016-м - 27 490, или 43,4 %).

В целях профилактики указанных правонарушений и перекрытия каналов передачи запрещенных предметов разработан и реализуется комплекс профилактических мер. Созданы и круглосуточно функционируют посты по досмотру лиц, входящих на терри-

67

торию исправительных учреждений и следственных изоляторов, контрольно-пропускные пункты оборудуются техническими средствами обнаружения запрещенных предметов, в том числе рентгенотелевизионными установками. На постоянном контроле находится работа по определению мест, где могут быть совершены перебросы, и их оборудованию средствами видеонаблюдения, дополнительными инженерными заграждениями, средствами громкоговорящей связи.

Кроме этого, в целях пресечения попыток перебросов запрещенных предметов организовано патрулирование территорий, на которых установлены режимные требования (с привлечением сотрудников органов внутренних дел).

Для повышения качества подготовки личного состава караулов и дежурных смен ежемесячно проводятся практические занятия, направленные на отработку совместных с органами внутренних дел действий по пресечению перебросов запрещенных предметов на территорию учреждений уголовно-исполнительной системы. В ходе инструктажей изучаются ухищренные способы доставки и методы их обнаружения.

При подведении итогов несения службы дежурными сменами учитывается работа, проделанная по пресечению перебросов, а также изъятию запрещенных предметов. К наиболее отличившимся сотрудникам применяются меры поощрения.

По всем случаям обнаружения и изъятия у осужденных, подозреваемых и обвиняемых запрещенных предметов проводятся проверки с установлением каналов проникновения и лиц, причастных к доставке, предлагаются и реализуются меры, направленные на перекрытие каналов и привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

В комнатах ожидания для родственников и иных граждан, прибывших в учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), установлены стенды и демонстрируются видеоролики, содержащие информацию об ответственности за передачу либо попытку передачи осужденным, подозреваемым и обвиняемым запрещенных предметов, а также примеры судебной практики о привлечении к уголовной или административной ответственности за их доставку.

В случае обнаружения признаков преступления обязанность по проведению процессуальных действий возлагается на сотрудников следственных органов, в то время как доказывание факта административного правонарушения обеспечивают органы и учреждения УИС, которые его выявили.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) наделяет должностных лиц УИС правами по применению мер административного воздействия к гражданам за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС (статья 19.12 КоАП РФ).

Перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечень должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание, утвержден приказом ФСИН России от 19.12.2013 № 780.

Действующей редакцией статьи 19.12 КоАП РФ за совершение указанного административного нарушения предусмотрен штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.

68 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьями 34, 35 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также пунктом 7 приказа Минюста России от 03.09.2007 № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы» администрация учреждения УИС имеет право:

- осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений и территориях, прилегающих к ним;

- требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений;

- применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения;

- временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории в целях соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан;

- осуществлять досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2019

- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры;

- применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных законом.

Территориальный орган ФСИН России по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо с органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу. Граница режимной территории ограждается и обозначается предупредительными знаками. Информация о действующих режимных требованиях размещается в доступных для граждан местах.

Граждане, находящиеся на прилегающих к учреждению УИС территориях, на которых установлены режимные требования, в случае выявления фактов передачи либо попытки передачи ими любым способом лицам, содержащимся в учреждениях УИС, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение и использование которых запрещено законом, задерживаются и доставляются в служебное помещение. Данная мера применяется в целях пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя и оформления материалов в порядке, предусмотренном законодательством.

В соответствии со статьей 27.3 КоАП РФ должностные лица учреждений и органов УИС в пределах своей компе-

69

тенции уполномочены осуществлять административное задержание при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.12 кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать три часа. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ. По факту задержания и доставления граждан составляется протокол об административном задержании.

Привлечению к административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (судьей по месту дислокации учреждения). По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (часть 1 статьи 29.5 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1.1 статьи 29.6 КоАП РФ срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет два месяца со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение (часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей выносится постановление.

В I полугодии 2018 года за передачу либо попытку передачи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, запрещенных предметов в пределах прилегающих режимных территорий было задержано 2 454 гражданина (2017 год -5 581, 2016-й - 6 042), административный штраф по статье 19.12 КоАП РФ наложен на 1 745 человек (2017 год -4 774, 2016-й - 5 131), а в отношении 123 граждан возбуждены уголовные дела (2017 год - 314, 2016-й - 412).

Как свидетельствуют статистические данные, в настоящее время сохраняется устойчивая динамика к снижению количества лиц, задержанных за передачу или попытку передачи запрещенных предметов, что, несомненно, является следствием успешной реализации комплекса мер, направленных на профилактику указанных видов правонарушений. ф

70

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.