Научная статья на тему 'Обеспечение режимных требований на территории, прилегающей к ИУ, и меры, применяемые к нарушителям'

Обеспечение режимных требований на территории, прилегающей к ИУ, и меры, применяемые к нарушителям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2008
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екимов С.В., Агеев К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение режимных требований на территории, прилегающей к ИУ, и меры, применяемые к нарушителям»

С. В. ЕКИМОВ

заместитель начальника отдела режима управления режима и надзора ФСИН России, подполковник внутренней службы

К. И. АГЕЕВ

инспектор отдела режима управления режима и надзора

ФСИН России,

капитан внутренней службы

Обеспечение режимных требований на территории, прилегающей к Иу, и меры, применяемые к нарушителям

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по профилактике преступлений и иных правонарушений является пресечение поступления к осужденным запрещенных предметов.

Анализ предпринимаемых территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний мер по предупреждению поступления запрещенных предметов в исправительные учреждения за 2013 год показал, что количество изъятых средств связи при доставке в исправительные учреждения возросло с 34 595 в 2012 году до 42 230 единиц в 2013 году, а изъятие алкогольных напитков промышленного производства - с 10 088,4 до 10 387,4 л соответственно.

За попытку передачи на территории исправительных учреждений запрещенных предметов задержано 8887 граждан (АППГ - 7537), из которых 1743 человека - за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (АППГ - 1570).

С целью пресечения поступления к осужденным запрещенных предметов администрация исправительного учреждения уполномочена производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать

запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205.

В соответствии с законодательством Российской Федерации требования режима направлены на обеспечение надежной охраны, изоляции осужденных, постоянного надзора за ними, исполнения возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, а также на сохранение их личной безопасности.

Режимные требования включают в себя также запрет осужденным иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи и предметы, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее -Закон РФ № 5473-1) для реализации режимных требований администрации исправительных учреждений предоставлен комплекс различных прав. Им разрешено:

■ осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учрежде-

РЕЖИМ И НАДЗОР

ний, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним;

■ составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

■ производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории учреждений, исполняющих наказания, федеральных государственных унитарных предприятий УИС и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы.

Для обеспечения режима, в частности для исключения возможности получения осужденными запрещенных вещей, предметов и продуктов питания, в соответствии с ч. 6 ст. 7 Закона РФ № 5473-1 территориальные органы УИС по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов либо с органами местного самоуправления городских округов определяют границы территорий, прилегающих к подведомственным учреждениям, на которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации устанавливают режимные требования.

Во исполнение Закона РФ № 5473-1 приказом Минюста России от 03.09.2007 № 178 утверждено Положение о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы (далее - Положение).

В соответствии с данным нормативным правовым актом территориальный орган УИС по согласованию с органом местного самоуправления муниципального района либо органом местного самоуправления городского округа определяет границу территории, на которой устанавливаются режимные требования, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу (далее - режимная территория).

Режимная территория определяется на плане-схеме, которая составляется с учетом генерального плана учреждения, с соблюдением масштаба, указанием расстояний и размеров. План-схема составляется в трех экземплярах-оригиналах. Росписи должностных лиц согласующей и утверждающей план-схему сторон заверяются печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, при этом один экземпляр передается в подведомственное учреждение.

Граница режимной территории ограждается и обозначается предупредительными знаками, на внешней от основного ограждения учреждения линии границы прилегающей территории устанавливается и оборудуется контрольно-пропускной пункт.

Стоит отметить, что при наличии согласования с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при подъезде к режимной территории учреждения могут устанавливаться соответствующие дорожные знаки.

С целью соблюдения установленных пра-воограничений на режимной территории осуществляется патрулирование как сотрудниками учреждения, так и совместное патрулирование с сотрудниками полиции (при наличии согласования с органами внутренних дел), при этом допускается использование служебных собак.

Ввиду особого статуса рассматриваемых территорий на них устанавливаются определенные запреты, которые регламентированы Положением. Так, на режимной территории запрещается без разрешения руководства или согласования с администрацией учреждения:

■ находиться и передвигаться посторонним лицам;

■ производить земляные, строительные, взрывные, технические и изыскательские работы;

■ осуществлять ремонт инженерно-коммуникационных, энергетических сетей, средств связи, установку оборудования;

■ оборудовать линии электропередачи;

■ устанавливать гаражи, тенты-укрытия для автотранспорта и другие сооружения;

■ размещать торговые точки и осуществлять торговлю (в том числе с рук, лотков и автомашин);

■ проводить митинги, демонстрации, собрания, шествия и другие массовые мероприятия;

■ осуществлять кино-, фото- и видеосъемки, звукозапись;

■ вести переговоры через ограждения с лицами, находящимися в учреждении, передавать либо пытаться передать через ограждение на территорию учреждения любые вещи и предметы, продукты питания;

■ размещать и оставлять свертки, сумки, иные вещи и предметы;

■ загрязнять территорию, а также осуществлять на ней выпас, выгул скота и других животных, заниматься огородничеством, садоводством, рыбной ловлей;

■ разводить огонь, а также производить салюты и фейерверки.

Для исключения случаев нарушения прибывшими гражданами перечисленных запретов информация о действующих режимных требованиях размещается в доступных для граждан местах (на контрольно-пропускном пункте, информационных щитах и т. д.).

С целью соблюдения режимных требований администрация учреждений вправе на режимных территориях учреждений:

■ временно ограничивать или запрещать движение транспорта, не допускать граждан на режимную территорию или обязывать их покинуть ее либо остаться там;

■ осуществлять досмотр и обыск лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых устанавливается законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка учреждений;

■ составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях меры.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) сотрудники УИС имеют право осуществлять доставление, административное задержание, составлять протоколы об административном правонарушении, проводить личный досмотр и досмотр вещей, изымать запрещенные вещи и документы и т. д.

Остановимся подробно на некоторых мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1. Доставление (ст. 27.2 КоАП РФ) - принудительное препровождение физического лица в возможно короткий срок в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, сотрудниками органов и учреждений УИС при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 ч. 1 и 2, ст. 19.12 КоАП РФ, в служебное помещение учреждения УИС или ОВД (полиции). О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

2. Административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) - применяемое в исключительных целях кратковременное ограничение свободы (не превышающее трех часов) физического лица в специально отведенных для этого помещениях органов и учреждений УИС либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов и учреждений УИС при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.3 ч. 1 и 2, ст. 19.12 КоАП РФ, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объектам или вещам либо с посягательством на такие объекты или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об администра-

РЕЖИм И НАДзОР

тивном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. Если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ) - личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола, а досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о виде и реквизитах находящихся при физическом лице документов, обнаруженных при досмотре.

Также в протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации

вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

4. Досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ) - досмотр транспортного средства любого вида должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, в присутствии двух понятых, то есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Досмотр транспортного средства осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а в случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании и подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о досмотре

транспортного средства вручается лицу, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру.

5. Изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ) - изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется должностными лицами органов и учреждений УИС в присутствии двух понятых.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании с обязательным указанием сведений о виде и реквизитах изъятых документов, их количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в дальнейшем вместе с материалами направляются в суд.

В заключение хотелось бы отметить, что в целях приведения ведомственной нормативно-правовой базы в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации приказ Минюста России от 08.06.2009 № 246 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных право-

нарушениях» был полностью переработан. В результате проделанной работы подготовлен проект приказа ФСИН России «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание».

В указанном проекте с учетом практики привлечения граждан к административной ответственности пересмотрены категории должностных лиц уголовно-исполнительной системы, которые могут составлять протоколы об административном правонарушении, а для исключения нарушений прав лиц, задержанных на территориях исправительных учреждений, разработан и включен перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание.

Не осталась без внимания работа по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации порядка документирования административных правонарушений и по разработке образцов соответствующих документов. В проекте приказа Минюста России «Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования» введены совершенно новые разделы по вопросам, рассмотрение которых ранее неоправданно отсутствовало. Так, отдельным разделом конкретизированы особенности осуществления административной практики при проведении досмотров граждан, не являющихся осужденными, их вещей и транспортных средств, уточнен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, определен порядок содержания задержанных лиц, хранения изъятых запрещенных вещей, а также порядок и формы документирования передачи или попытки передачи на территории исправительных учреждений запрещенных предметов. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.