Научная статья на тему 'Привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации на примере Республики Башкортостан'

Привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации на примере Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INVESTMENT / BUSINESS CLIMATE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Е.А.

В данной статье рассмотрен промежуточный результат работы Республики Башкортостан в части привлечения инвестиций. На сегодняшний день, успешное развитие любого субъекта Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, напрямую связано с инвестиционным климатом и привлечением инвестиций. В статье проведен анализ реализованных мероприятий и программ, призванных к сохранению увеличению инвестиционного потока в экономику Республику Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTRACTING INVESTMENTS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In this article the intermediate result of work of the Republic of Bashkortostan regarding investment attraction is considered. Today, successful development of any subject of the Russian Federation, including the Republic of Bashkortostan, is directly connected with the investment climate and investment attraction. In article the analysis of the realized actions and programs called for preserving to increase in an investment flow in economy the Republic of Bashkortostan is carried out.

Текст научной работы на тему «Привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации на примере Республики Башкортостан»

УДК 33

Е.А. Пономаренко

магистрант,

кафедра государственного и муниципального управления, ГБОУВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»,

г. Уфа

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация. В данной статье рассмотрен промежуточный результат работы Республики Башкортостан в части привлечения инвестиций. На сегодняшний день, успешное развитие любого субъекта Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан, напрямую связано с инвестиционным климатом и привлечением инвестиций. В статье проведен анализ реализованных мероприятий и программ, призванных к сохранению увеличению инвестиционного потока в экономику Республику Башкортостан.

Ключевые слова: инвестиции, деловой климат, государственно-частное партнерство.

E.A. Ponomarenko, Bashkir academy of public service and management at the head of the Republic of Bashkortostan, Ufa

ATTRACTING INVESTMENTS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Abstract. In this article the intermediate result of work of the Republic of Bashkortostan regarding investment attraction is considered. Today, successful development of any subject of the Russian Federation, including the Republic of Bashkortostan, is directly connected with the investment climate and investment attraction. In article the analysis of the realized actions and programs called for preserving to increase in an investment flow in economy the Republic of Bashkortostan is carried out.

Keywords: investment, business climate, public-private partnership.

Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки. Прежде всего, это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста страны в целом.

На примере Башкортостана мы видим следующую картину. Согласно данным Министерства экономического развития Республики Башкортостан в 2015 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 316,7 млрд рублей или 100,2% к уровню 2014 года при прогнозном значении в 104,3% [1].

По данному показателю среди субъектов Российской Федерации республика занимает 10-е место, среди субъектов Приволжского федерального округа - 2-е место (вслед за Республикой Татарстан), на долю республики приходится 12,9% объема инвестиций, освоенных в Приволжском федеральном округе. Начиная с 2012 года темпы роста инвестиций в основной капитал в республике выше, чем в среднем по России [2].

Работа в республике по развитию инвестиционного потенциала ведется в двух направлениях.

Первое - предоставление государственной поддержки инвесторам. Регулирующим документом здесь является Постановление Правительства Республики Башкорто-

стан от 19.08.2011 г. № 292, которым определен порядок рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов.

Государственная поддержка инвесторам оказывается посредством предоставления налоговых преференций, применения механизмов Залогового фонда Республики Башкортостан.

Второе направление - формирование благоприятного инвестиционного климата.

В настоящее время в России ведется системная работа по улучшению деловой среды, своего рода «экономическая акупунктура» в те места, которые у нас наиболее проблемные, с точки зрения бизнеса. Это таможенное администрирование, регуляторика в строительстве, присоединение к электросетям, регистрация прав собственности, защита собственности, защита предприятий и еще несколько пунктов. В этих направлениях бизнесом разработаны «дорожные карты» и осуществляется их контроль [3].

Важным направлением Работы Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (далее -АСИ) является проведение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

Реализовываются мероприятия в рамках участия республики в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации при информационно-методической поддержке АСИ.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. 4 из них — Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Республика Крым и Севастополь - оценивались вне рейтинга.

В 2016 году на Петербургском международном экономическом форуме были озвучены результаты Национального инвестиционного рейтинга только первой двадцатки субъектов Российской Федерации. Остальные регионы получили «карточки» с данными по всем показателям.

«Важнейшую роль призван сыграть национальный рейтинг инвестиционного климата в регионах Российской Федерации. Сам по себе рейтинг - это, разумеется, не самоцель. Он должен стать работающим инструментом выявления и распространения лучших региональных практик по всей территории стран. Вновь подчеркну, национальный рейтинг инвестиционного климата должен стать инструментом повышения качества управления на всех уровнях власти. Это сегодня тоже одно из ключевых направлений нашего развития» [4].

Для ведения бизнеса в регионе созданы оптимальные условия. Предприятиям, реали-

зующим в республике инвестиционные проекты, предоставляются налоговые льготы, субсидирование процентных ставок по кредитам, земельные участки в аренду без проведения торгов, а также возмещаются затраты на строительство инфраструктуры.

Также Правительством Республики Башкортостан активно реализуются задачи, поставленные на федеральном уровне по развитию монопрофильных муниципальных образований. В частности, в монопрофильных городах создаются территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Такой статус дает дополнительную преференцию для предприятий, реализующих свои проекты на указанных территориях. Для резидентов ТОСЭР наряду со стандартными налоговыми льготами предоставляются дополнительные преимущества в форме снижения тарифов по страховым взносам, применяется пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых.

Значительная работа была проделана в рамках решения приоритетной задачи по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. В частности, приняты законы о «налоговых каникулах» для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную и упрощенную системы налогообложения в производственной, социальной и научной сферах, о распространении «налоговых каникул» на бытовые услуги, а также о внесении изменений в патентную систему налогообложения. Увеличены более чем в 1,5 раза в 2015 году по сравнению с предыдущим годом объемы финансирования проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере социального предпринимательства. Создан Фонд поддержки инвестиционных инициатив для предоставления займов субъектам малого предпринимательства.

Это позволило не допустить массового сокращения численности субъектов малого и среднего предпринимательства в сложных экономических условиях. В 2015 году численность субъектов малого и среднего предпринимательства составила 127,8 тыс. единиц при планируемом уровне в 130,0 тыс. единиц [5].

Важным элементом привлечения частных инвестиций в создании объектов общественной инфраструктуры региона также является механизм государственно-частного партнерства.

В Республике Башкортостан работа в этом направлении ведется в рамках соглашения, подписанного между Ассоциацией «Центр развития ГЧП» и Правительством Республики Башкортостан. В соответствии с федеральными требованиями на республиканском уровне в 2015 году утвержден ГЧП-стандарт - план мероприятий по развитию институциональной среды в сфере государственно-частного партнерства.

Сформированы система управления ГЧП-проектами, реестр ГЧП-проектов и план по их реализации. Совместно с Внешэкономбанком и госорганами республики проведены обучающие мероприятия государственных и муниципальных служащих.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать успешный опыт Республики Башкортостан в части создания благоприятной среды инвестирования. Одним из результатов работы является скачок в Национальном инвестиционном рейтинге с 40 на 20 место среди регионов России. Важным стало и осознание того, что процессы по улуч-

шению делового климата в стране могут проходить только при тесном взаимодействии государственного аппарата, академического сообщества и, конечно же, деловых кругов.

Список литературы:

1. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minecon.bashkortostan.ru/ dejatelnost/investicionnyj_klimat/ (дата обращения: 25.02.2017).

2. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bashstat.ru/main/default.aspx (дата обращения: 25.02.2017).

3. Белоусов А., Пискулов А. Изменить «отвратительный инвестиционный климат» // Международная экономика: научн. практ. журнал. 2012. № 12. С. 12.

4. Выступление Президента Российской Федерации на Петербургском международном экономическом форуме, 19 июня 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/52115 (дата обращения: 25.02.2017).

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minecon. bashkortostan.ru/dej atelnost/investicionnyj_klimat/gosudarstvennye-investitsii/ (дата обращения: 25.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.