Научная статья на тему 'Оценка инвестиционной привлекательности моногорода'

Оценка инвестиционной привлекательности моногорода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОГОРОД / КРИТЕРИИ МОНОГОРОДА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салимова Фларида Нугумановна

В работе дается определение моногорода и его критерии, утвержденные Правительством РФ и предлагаемые экономистами. Изучены основные элементы инвестиционной привлекательности моногорода: трудовые ресурсы, земельные ресурсы, промышленный потенциал и финансовые возможности ГО г. Нефтекамск, необходимые для привлечения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инвестиционной привлекательности моногорода»

Оценка инвестиционной привлекательности моногорода

Evaluation of the investment attractiveness of a single-industry city

Фларида Нугумановна Салимова Flarida Nugumanovna Salimova

К.э.н., доцент кафедры экономики и управления Нефтекамскмй филиал ФГБОУ ПО Башкирский государственный университет

Salimova 51@mail.ru

Аннотация. В работе дается определение моногорода и его критерии, утвержденные Правительством РФ и предлагаемые экономистами. Изучены основные элементы инвестиционной привлекательности моногорода: трудовые ресурсы, земельные ресурсы, промышленный потенциал и финансовые возможности ГО г. Нефтекамск, необходимые для привлечения инвестиций.

Annotation. The paper defines a monotown and its criteria, approved by the Government of the Russian Federation and proposed by economists. The main elements of the investment attractiveness of a single-industry town were studied: labor resources, land resources, industrial potential and financial capabilities of the city of Neftekamsk, necessary for attracting investments.

Ключевые слова. Моногород, критерии моногорода, инвестиционный потенциал, трудовые ресурсы, инвестиционные проекты.

Keywords. Mono-city, criteria of monotown, investment potential, labor resources, investment projects.

Моногород - это населённый пункт, зависящий от одного или нескольких «градообразующих» предприятий в плане трудоустройства. В Постановлении Правительства РФ муниципальное образование может быть признано моногородом в случае его соответствия одновременно следующим критериям:

- наличие статуса городского округа или городского поселения;

- нахождение в нем законодательного (представительного) органа власти субъекта РФ в соответствии с региональным законом;

- численность постоянного населения более 3 тыс. человек;

- занятость 20% среднесписочной численности работников всех организаций в одной или нескольких организациях [1].

Немаловажное значение для развития конкретной территории имеет его финансовое обеспечение. Поэтому мы солидарны с авторами монографии в котором они, при определении статуса муниципального образования как моногорода, включают дополнительный критерий - доля налогов и сборов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственного -технологического процесса, расположенных в населенном пункте. Она должна составлять не менее 20% от общей суммы собственных налоговых поступлений [2].

Наиболее высока доля моногородов в Приволжском Федеральном Округе (ПФО): более 45% в общем количестве городов округа. В Республике Башкортостан, которая входит в ПФО к моногородам отнесены 6 городов, в том числе и г. Нефтекамск.

По типу экономического развития территории городской округ г. Нефтекамск относится к промышленному типу. Крупные промышленные предприятия работают в основном в машиностроении с различной специализацией и сопряженных отраслях - АО «ИСКОЖ» ориентировано на выпуск продукции для автопрома. На долю этих предприятий приходится 33% объемов отгруженной продукции собственного производства, 12% занятых в экономике городского округа. Основным градообразующим предприятием является ПАО «НефАЗ». На его долю приходится 19,9% отгруженной промышленной продукции собственного производства городского округа, занято 7,8 % от числа занятых в экономике города и около 10 % в налоговых и неналоговых доходах местного бюджета. Таким образом,

ПАО «НефАЗ» оказывает существенное влияние на формирование основных социально-экономических показателей городского округа.

Поэтому очень важна положительная динамика инвестиционной активности бизнеса, которая в перспективе поможет снизить влияние на экономику города базовых предприятий и обеспечит сбалансированное развитие.

Ежегодно в экономику городского округа за счет всех источников финансирования инвестируется порядка 7 млрд. рублей. Инвестиционная политика промышленных предприятий направлена на модернизацию производственных фондов, внедрение новой техники и технологий, повышение качества выпускаемой продукции. При этом следует отметить, что по инвестициям в основной капитал наблюдается неблагополучная динамика. В частности, в структуре инвестиций отмечается снижение доли крупных и средних организаций, а также снижается объем полученных инвесторами кредитов (в 2016г. более чем на 30 % меньше по сравнению с 2015г.). В результате снижается объем инвестиций в основной капитал на душу населения, он ниже среднереспубликанского показателя.

Важную роль в инвестиционной привлекательности играет инвестиционный потенциал городского округа, который определяется рядом экономических, природных, географических и социальных факторов [6]. Инвестиции не могут осуществляться без наличия квалифицированных трудовых ресурсов. Общая численность трудоспособного населения города составляет примерно 77 тыс. чел. Однако, численность работающих в городе - чуть больше 32,6 тыс. человек, следовательно, оставшаяся часть - это неработающие граждане или трудоустроены за пределами города. Отток кадров связан со снижением численности занятых на крупных и средних предприятиях и низким уровнем заработной платы. В свою очередь, низкий уровень заработной платы связан с тем, что промышленные предприятия введены в эксплуатацию в советский период, являются энерго- и трудоемкими и для сохранения конкурентоспособности вынуждены за счет

оплаты труда снижать себестоимость. На наличие отсталых производств указывает и структура вакансий, предлагаемых на рынке труда, где преобладают рабочие места с низкой заработной платой (10-15 тысяч руб. в месяц, что составляет 35-52% от среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям).

Для депрессивных регионов характерен отток трудовых ресурсов. На это указывал в своем послании Государственному Собранию-Курултаю, и глава Республики Башкортостан отметив, что не снижается отток талантливых выпускников в учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, соседних регионов. Из крупных городов, привыкнув к комфорту и более высокому уровню жизни, молодые специалисты не возвращаются в депрессивные районы на низкую заработную плату, в связи с чем на местном уровне возрастает кадровый голод на специалистов.

Ежегодно из городского округа более 70% выпускников окончивших общеобразовательную школу уезжают учиться или работать за пределы города. За детьми в другой регион уезжают и родители. Ежегодно из города уезжает примерно 4000 чел. Это квалифицированные кадры, которые могут найти работу с достойной оплатой. Вакансии компенсируются мигрантами или приезжими из села, т.к. зарплата на селе еще ниже. Таким образом, снижается интеллектуальный потенциал города. Поэтому есть потребность в создании качественных рабочих мест по уровню оплаты труда и квалификации.

Следующим фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность, является дефицит земельных ресурсов для нового строительства и комплексного развития территории. В связи с этим инициирована совместная с прилегающими муниципальными районами (Краснокамский, Янаульский муниципальные районы Республики Башкортостан) и региональными органами власти работа по изменению границ муниципалитетов с целью расширения возможностей территориального развития городского округа.

Необходимым фактором для осуществления инвестиций служит финансовые возможности городского округа. Таблица 1 - Отдельные финансовые показатели

№ п/п Показатели Год Январь -июнь 2015г. Январь-июнь 2016г.

2011 2012 2013 2014 2015

1 Доходы бюджета городского округа, млн.руб. 1621 1745 1988 1896 2090,9 977,8 1074,4

2 Темп роста доходов бюджета городского округа, % 112,3 107,6 113,9 95,4 110,3 112,6 109,9

3 Расходы бюджета городского округа, млн.руб. 1607 1778 1998 1914,5 2085,2 947,2 992,9

4 Темп роста расходов бюджета городского округа, % 113,8 110,6 112,3 95,8 108,9 116,9 104,8

5 Доля собственных доходов в доходах бюджета городского округа, % 44,0 55,6 45,6 42,8 40,8 39,7 38,2

6 Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета, % 56,0 44,4 54,4 57,2 59,2 60,3 61,8

В структуре расходов бюджета городского округа более 70% составляют расходы на заработную плату, содержание учреждений (коммунальные расходы) социальной сферы. Имеется высокая потребность в финансовых ресурсах на проектирование, проведение государственной экспертизы, строительство социальных и линейных объектов, дорог. В городском округе необходимо строительстве двух школ, 54 км сетей водоснабжения, 58 км газоснабжения, 25 км сетей водоотведения, 60% дорог (134 км) требуют ремонта.

В ГО г. Нефтекамск утвержден Комплексный инвестиционный план развития на 2016-2018 гг. [3]. В рамках данного плана предусмотрено к реализации более 50 инвестиционных проектов. Наибольший объем инвестиций - 4700 млн. руб. с созданием новых рабочих мест ожидается в АО «Амзинский лесокомбинат», где планируется открытие комплекса деревообработки на базе плитного и лесохимического производств.

ГО г. Нефтекамск принимает участие в Республиканской адресной программе (РАИП). В 2016 г. запланированные к реализации инвестиционные проекты на общую сумму 51,1 млн. руб. выполнены в полном объеме.

Муниципальная поддержка инвестиционных проектов ГО г. Нефтекамск включает в себя следующие формы:

1) установление для субъектов инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

2) защита интересов инвесторов;

3) предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, которые находятся в муниципальной собственности;

4) предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в ГО г. Нефтекамск;

5) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

6) разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

7) предоставление муниципальных гарантий по инвестиционным проектам на конкурсной основе, за счет средств местных бюджетов [4].

В городском округе так же разработана Стратегия социально-экономического развития ГО г. Нефтекамск на 2016-2022 годы «Нефтекамск - город, привлекательный для жизни», в которой одним из самых важных стратегических направлений развития является увеличение инвестиций в технологии и инновации. На основе этого, ожидается увеличение объема промышленного производства в 1,4 раза, рост доли инновационной продукции в объеме отгруженной продукции собственного производства до 18% к 2022 году, а также увеличение объема привлекаемых инвестиций в городскую среду не менее чем на 5% [5].

Город Нефтекамск относится к группе потенциальных «точек роста» в Республике Башкортостан. Поэтому именно на развитие инвестиционного потенциала данных территорий следует сосредоточить большую часть ресурсов для сокращения территориальных диспропорций.

Необходимым условием развития моногорода является диверсификация экономики. Необходимы инвестиционные проекты, направленные на создание и развитие сферы туризма (особенно популярного сельскохозяйственного), агропромышленного комплекса по переработке сельхозпродукции местных фермеров и т.д.

Анализ инвестиционной привлекательности ГО г. Нефтекамск как моногорода позволяет наметить ряд мер, направленных на повышение инвестиционной активности: поддержка предпринимательской инициативы путем организации конкурсов инновационных и инвестиционных проектов; стимулирование предпринимателей финансовыми льготами и их привлечение к участию в республиканских социально-экономических программах; развитие предпринимательства в сельскохозяйственной сфере; организация «круглых столов» для обсуждения проблем развития инвестиционной активности в городе с участием органов государственной власти.

Присвоение городскому округу город Нефтекамск Республики Башкортостан статуса территории опережающего социально-экономического развития создаст дополнительные условия для муниципалитета по созданию новых рабочих мест, развитию предпринимательства, улучшению городской среды.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в

зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» <136> СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4425.

2. Роль государственных программ в развитии моногородов /Под ред. А.Н.Ряховской. -М.: Магистр. ИНФРА-М, 2014. -272 с.

3. Инвестиционный паспорт городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // NEFTCITY.RU: официальный сайт администрации городского округа г. Нефтекамск. URL: http: //neftcity.ru/up/inv01072016.pdf

4. Решение об утверждении Порядка рассмотрения и поддержки приоритетных инвестиционных проектов городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан от 25 декабря 2014 года №3-31/02 [Электронный ресурс] // NEFTCITY.RU: официальный сайт администрации городского округа г. Нефтекамск. URL: http://neftcity.ru/up/251214(1).pdf

5. Стратегия социально-экономического развития ГО г. Нефтекамск Республики Башкортостан «Нефтекамск - город привлекательный для жизни» на 2016-2022 гг. от 23 декабря 2015 года №3-42/03 [Электронный ресурс] // NEFTCITY.RU: официальный сайт администрации городского округа г. Нефтекамск. URL: http://neftcity.ru/up/str16-22.pdf

УДК 331.1

6. Нерсисян Л.С., Салимова Ф.Н. Стратегия повышения инвестиционной привлекательности моногорода. - Управление экономикой XXI века: анализ тенденций и перспективы развития. // Международный сборник статей «Управление экономикой XXI века: анализ тенденций и перспективы развития» 1-2 декабря 2016 г. г.Луганск, ЛНР - Изд-во «Ноулидж» 2017. - С.290-293.

Bibliography

1. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 709 of July 29, 2014 "On the criteria for classifying municipal entities of the Russian Federation as mono-profile (single-industry towns) and categories of single-profile

municipal entities of the Russian Federation (single-industry towns) depending on the risks of deterioration of their socioeconomic status" SZ RF. 2014. № 31. Art. 4425.

2. The role of state programs in the development of single-industry towns / Ed. A.N. Riakhovskaya. -M .: Master. INFRA-M, 2014. -272 p.

3. Investment passport of the urban district of Neftekamsk of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource] // NEFTCITY.RU: official site of the administration of the urban district of Neftekamsk. URL:

http: //neftcity.ru/up/inv01072016.pdf

4. Decision on approving the procedure for consideration and support of priority investment projects of the city district Neftekamsk city of the Republic of Bashkortostan of December 25, 2014 №3-31 / 02 [Electronic resource] // NEFTCITY.RU: official site of the administration of the urban district of Neftekamsk. URL: http://neftcity.ru/up/251214(1).pdf

5. Strategy of social and economic development of the city of Neftekamsk of the Republic of Bashkortostan "Neftekamsk is an attractive city for life" for 2016-2022. December 23, 2015 № 3-42 / 03 [Electronic resource] // NEFTCITY.RU: the official site of the administration of the urban district of Neftekamsk. URL: http://neftcity.ru/up/str16-22.pdf

UDC 331.1

6. Nersisyan LS, Salimova FN. The strategy of increasing the investment attractiveness of a single-industry town. - Management of the economy of the XXI century: analysis of trends and prospects for development. // International collection of articles "Management of the economy of the XXI century: analysis of trends and prospects for development" December 1-2, 2016, Lugansk, LNR -Publishing "New York" 2017. - P.290-293.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.