Научная статья на тему 'Инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан'

Инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ПРИОРИТИЗАЦИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / BASHKORTOSTAN / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / NATIONAL PROJECT / SETTING PRIORITIES / BUDGETARY EFFECTIVENESS / REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматуллин И. Г.

Предмет/тема. Инвестиционная политика выступает составляющей государственной финансовой политики и характеризует инвестиционный потенциал, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность экономики региона. Развитие регионов России должно базироваться на инвестиционном потенциале и высокой динамике инвестиционных процессов, так как недостаточный уровень обновления основных средств приводит к снижению технологического уровня имеющихся производств. Цели/задачи. Целью статьи является анализ и оценка инвестиционных приоритетов финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации. В рамках исследования определены и поставлены следующие задачи: выявить инвестиционные приоритеты государственной финансовой политики Республики Башкортостан; определить тенденции изменения инвестиционного потенциала и поведения инвесторов в рамках государственной финансовой политики; выявить бюджетную эффективность в секторе обрабатывающих производств от уровня инвестиционной динамики развития региона; разработать предложения по совершенствованию инвестиционной политики Республики Башкортостан. Методология. Исследование основано на системном анализе финансовой отчетности, статистических данных, комплексной оценке нормативно-правовых актов в области инвестиций. Проведено исследование инвестиционных приоритетов и финансовой политики Республики Башкортостан в 2012-2014 гг. Результаты. Исходя из поставленной цели, в работе получены следующие результаты: выявлены инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан; проведен анализ состояния инвестиционной политики региона и выделены стратегические приоритеты в прогнозном периоде; выработаны рекомендации по совершенствованию финансовой политики в Республике Башкортостан. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка стратегических инвестиционных приоритетов государственной финансовой политики, направленных на разработку эффективных мер и результативность ее реализации в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan

Importance An investment policy is a constituent of the financial policy of the State. It defines the investment potential and opportunities, investment climate and attractiveness of the regional economy. The regions of Russia should grow through their investment potential and high growth pace of investment processes since insufficient renewal of fixed assets will lower the technological level of the existing manufacturing enterprises. Objectives The article aims at analyzing and evaluating investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan as a constituent entity of the Russian Federation. The research formulates and sets the following tasks: to identify investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan; to determine trends for changes in the investment potential and investors’ behavior as part of the State’s financial policy; to measure budget effectiveness in manufacturing with reference to the investment growth rate in the region; to articulate proposals for improving the investment policy of the Republic of Bashkortostan. Methods The research employs the systems analysis of financial statements, statistic data, and comprehensive review of regulatory and legislative documents on investment. I examine the investment priorities and financial policy of the Republic of Bashkortostan that were effective in 2012-2014. Results Pursuing the above objective, I identify the investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan, review the condition of the region’s investment policy, highlight strategic priorities in the forecasted period, and outline recommendations on the ways to improve the financial policy of the Republic of Bashkortostan. Conclusions and Relevance I conclude that the financial instability requires improving and adapting strategic investment priorities of the national financial policy, which pursues setting robust measures and ensuring the efficient implementation of the policy in the long run.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан»

УДК 336.143

инвестиционные приоритеты

финансовой политики республики башкортостан

И.Г. НИГМАТУЛЛИН,

кандидат экономических наук, член комитета Государственного собрания -Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике

и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: [email protected] Уфа, Российская Федерация

Предмет/тема. Инвестиционная политика выступает составляющей государственной финансовой политики и характеризует инвестиционный потенциал, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность экономики региона. Развитие регионов России должно базироваться на инвестиционном потенциале и высокой динамике инвестиционных процессов, так как недостаточный уровень обновления основных средств приводит к снижению технологического уровня имеющихся производств.

Цели/задачи. Целью статьи является анализ и оценка инвестиционных приоритетов финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации.

В рамках исследования определены и поставлены следующие задачи: выявить инвестиционные приоритеты государственной финансовой политики Республики Башкортостан; определить тенденции изменения инвестиционного потенциала и поведения инвесторов в рамках государственной финансовой политики; выявить бюджетную эффективность в секторе обрабатывающих производств от уровня инвестиционной динамики развития региона; разработать предложения по совершенствованию инвестиционной политики Республики Башкортостан.

Методология. Исследование основано на системном анализе финансовой отчетности, статистических данных, комплексной оценке нормативно-

правовых актов в области инвестиций. Проведено исследование инвестиционных приоритетов и финансовой политики Республики Башкортостан в 2012-2014 гг.

Результаты. Исходя из поставленной цели, в работе получены следующие результаты: выявлены инвестиционные приоритеты финансовой политики Республики Башкортостан; проведен анализ состояния инвестиционной политики региона и выделены стратегические приоритеты в прогнозном периоде; выработаны рекомендации по совершенствованию финансовой политики в Республике Башкортостан.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка стратегических инвестиционных приоритетов государственной финансовой политики, направленных на разработку эффективных мер и результативность ее реализации в долгосрочном периоде.

Ключевые слова: финансовая политика, при-оритизация, бюджетная эффективность, инвестиционная политика, Республика Башкортостан, национальный проект

В условиях возрастающих кризисных явлений российской экономики особенно важным стратегическим приоритетом является технологическое

развитие отраслей экономики, направленное на импортозамещение технологий и макроэкономическую стабильность. Несмотря на достаточно высокий уровень популяризации этой темы в научных публикациях, отмечаются следующие причины низкого уровня инвестиционной активности:

- неэффективность стимулирующей экономической политики России [5];

- неустойчивость экономических процессов и той среды, в которой они происходят [3];

- ограниченный объем ресурсов, который может быть мобилизован на территории для реализации выбранных приоритетов;

- использование подходов, основанных на модели межотраслевого баланса, что не совсем отражает реальную динамику развития экономических процессов на современном этапе [7]. Можно констатировать, что распределение

инвестиционных ресурсов в экономике требует проведения исследования с позиций соотношения государственных приоритетов финансовой политики и регионального опыта.

На протяжении последних лет реализуются государственные программы на федеральном уровне, в том числе по инновационному развитию и модернизации экономики, финансирование которых в 2015 г. составит 1,8 трлн руб. В этих программах выделен ряд показателей и индикаторов, определяющих инвестиционное развитие отраслей экономики (табл. 1).

Такое аналитическое представление позволяет сделать вывод о первом критерии приоритизации -«доля бюджетных ресурсов, направляемых на государственную поддержку отрасли». Согласно этому критерию в качестве государственных приоритетов выделены: транспортная система, сельское хозяйство, промышленность, научный сектор и разработка технологий, атомная энергетика.

Проведенный анализ государственных программ Республики Башкортостан показал следующую приоритизацию социально-экономического развития региона в 2015-2017 гг.: экономическое развитие, инфраструктурное развитие, социальное развитие, развитие ресурсной основы и эффективное государство (развитие системы государственного управления). Структуризация государственных программ Республики Башкортостан по приори-тизации бюджетных расходов и критерию «доля бюджетных средств» представлена в табл. 2.

Приоритизация финансовой политики Республики Башкортостан в 2015-2017 гг. носит ярко выраженную социальную направленность, в том числе на развитие здравоохранения и образования, и соответствует принципам государственной финансовой политики. В структуре государственных программ недостаточно внимания уделяется технологическому развитию, которое должно носить четко обозначенные принципы и приоритеты, а также мерам по стимулированию инвестиций в промышленность. Регион является одним из крупнейших индустри-

Таблица 1

Финансирование государственных программ в области инновационного развития и модернизации экономики России в 2013-2016 гг., млн руб.

Государственная программа 2013 2014 2015 2016

Развитие транспортной системы 706 997,84 739 010,68 735 896,48 764 574,95

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков 197 671,65 170 150,18 187 864,11 258 139,95

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Развитие промышленности и повышение 145 402,69 152 964,36 154 405,83 158 251,74

ее конкурентоспособности

Развитие науки и технологий 145 402,69 150 952,74 166 578,62 186 554,62

Развитие атомного энергопромышленного комплекса 140 548,38 147 174,38 155 327,21 84 832,23

Экономическое развитие и инновационная экономика 111 559,97 132 650,70 124 360,65 116 310,18

Информационное общество 130 617,89 116 233,42 95 168,58 91 544,18

Развитие внешнеэкономической деятельности 8 302,38 73 149,33 72 885,19 73 087,77

Воспроизводство и использование природных ресурсов 63 180,77 65 159,83 63 648,33 66 091,87

Развитие лесного хозяйства 29 625,97 31 912,02 31 844,98 32 116,08

Развитие авиационной промышленности 13 603,62 15 032,11 14 152,23 55 850,06

Энергоэффективность и развитие энергетики 17 056,88 11 937,02 8 891,74 8 940,78

Развитие рыбохозяйственного комплекса 10 573,07 10 225,23 10 343,01 10 344,94

Развитие фармацевтической и медицинской промышленности 0 0 0 0

Источник: URL: http://programs.gov.ra/Portal/amlytics/structureFm?year=2014.

14 (248) - 2015

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS:

проблемы и решения science and experience

Источник: Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года. URL: http://minecon.bashkortostan.ru/activity/development/forecasts/2014/12/03/forecasts_395.html.

Таблица 2

Финансирование государственных программ Республики Башкортостан

в 2015-2017 гг., млн руб.

Государственная программа 2015 2016 2017

Экономическое развитие

Развитие системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд 31,99 31,99 31,99

Государственное регулирование тарифов (цен) 21,94 21,94 21,94

Стимулирование инновационной деятельности 312,02 - -

Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства 82,81 82,81 82,81

Развитие торговли 34,58 34,58 34,58

Развитие внутреннего и въездного туризма 83,92 83,92 -

Развитие ресурсной основы

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной 3 199,48 3 548,27 3 483,13

продукции, сырья и продовольствия

Экология и природные ресурсы 812,75 782,75 713,66

Развитие лесного хозяйства 591,75 605,38 129,19

Развитие земельных и имущественных отношений 469,02 526,46 543,79

Инфраструктурное развитие

Развитие транспортной системы 9 375,16 10 322,42 10 311,62

Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства 2 539,82 1 624,90 1 624,90

Развитие информационного общества 107,03 107,03 107,03

Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций 310,64 290,74 290,74

природного и техногенного характера

Социальное развитие

Социальная защита населения 15 662,92 16 091,53 11 027,39

Регулирование рынка труда и содействие занятости населения 1 647,73 1 651,81 500,84

Развитие здравоохранения 31 862,12 32 514,96 31 827,61

Развитие физической культуры и спорта 635,10 515,38 515,38

Развитие молодежной политики 62,41 62,41 62,39

Развитие образования 33 784,90 34 853,87 36 245,27

Развитие культуры и искусства 2 065,40 2 020,53 2 012,53

Развитие архивного дела 52,69 52,69 52,69

Эффективное государство

Управление государственными финансами и государственным долгом 9 673,95 9 855,61 8 457,73

Развитие юстиции 599,24 603,68 328,70

Всего 114 019,11 116 285,66 108 405,94

альных центров России, имеет высокие темпы роста промышленного производства, в основе которого лежат обрабатывающие производства.

Высокий уровень износа основных средств в Республике Башкортостан (7-е место в России в 2013 г.) требует аккумулирования собственных и привлеченных источников финансирования для обновления производства (табл. 3).

Наибольшая степень износа основных фондов региона в 2013 г. отмечается в сферах оптовой и розничной торговли (75,0%), строительстве (55,3%), обрабатывающих производствах (50,6%), транспорта и связи (49,3%). Такое положение обусловливает замедление темпов роста производительности труда, качества продукции, а также востребованность продук-

ции на мировых рынках из-за недостаточного уровня производства высокотехнологичной продукции. При этом в сфере строительства в 2013 г. доля полностью изношенных основных фондов составила 22,1%, в сфере обрабатывающих производств - 16,4%, замена которых требует значительных инвестиций.

Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал представлена в табл. 4.

Анализ данных табл. 4 свидетельствует, что в 2013 г. наметилась тенденция уменьшения объема инвестиций на реконструкцию и модернизацию как на федеральном уровне, так и в Республике Башкортостан. В России основная доля инвестиций направлялась в следующие виды экономической деятель-

Таблица 3 Степень износа основных фондов

в 2010-2013 гг. (на конец года), %

Субъект 2010 2011 2012 2013

Приволжский федеральный 52,1 52,7 53,1 52,9

округ

Республика Башкортостан 48,7 51,0 52,1 52,2

Российская Федерация 45,7 46,3 45,9 46,3

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.

Таблица 4 Доля инвестиций, направленных на реконструкцию и модернизацию, в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2010-2013 гг., %

Субъект 2010 2011 2012 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приволжский федеральный 24,1 25,3 25,5 24,6

округ

Республика Башкортостан 25,5 27,5 28,0 24,6

Российская Федерация 18,8 19,3 19,5 18,8

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.

ности: производство кожи (52,0%), сбор, очистка и распределение воды (51,0%), металлургическое производство (32,0%), текстильное производство (23,4%) и т.д., что напрямую связано с приорити-зацией бюджетных расходов в рамках федеральных целевых и государственных программ.

Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал организаций Республики Башкортостан являются собственные средства (табл. 5).

В структуре источников финансирования доля бюджетных средств и кредитов банка в Республике Башкортостан находится примерно в одинаковых пропорциях при постоянной положительной динамике снижения бюджетного финансирования с 2010 г. Негативной тенденцией является снижение доли иностранного капитала в форме инвестиций в основной капитал: с 32 281,4 млн руб. в 2012 г. до 19 162,2 млн руб. в 2013 г.

Причинами невысокого уровня инвестиционной активности являются недостаточность собственных источников финансирования, нестабильность макроэкономических процессов, высокие ставки по предоставляемым кредитным ресурсам, инфляционные процессы, а также низкий уровень доверия иностранных инвесторов к качеству управления организациями на микроуровне и др.

Таблица 5

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования в Республике Башкортостан в 2010-2013 гг., %

Источник финансирования 2010 2011 2012 2013

Собственные средства 51,1 57,5 53,6 57,2

Привлеченные средства, 48,9 42,5 46,4 42,8

всего

В том числе:

- кредиты банков 6,0 9,1 17,2 14,5

- бюджетные средства, 22,1 18,3 14,8 14,6

всего

Из них:

- федерального бюджета 9,2 5,6 5,7 5,2

- бюджета субъекта 11,5 11,3 7,9 8,1

Российской Федерации

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.

Проведенный анализ финансовой политики в обрабатывающей отрасли Республики Башкортостан позволяет выделить тенденции и приоритеты (табл. 6).

Ранее автором исследовались вопросы приори-тизации финансовой политики Республики Башкортостан [11], где раскрываются подходы и концепция инвестопроводящей системы на период до 2015 г., определившая приоритетные задачи развития инвестиционной инфраструктуры, инвестиционной среды и механизмов организации межведомственного взаимодействия [12]. Положения этой концепции утратили силу в 2011 г. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан включает 84 проекта с объемом инвестиций 516,0 млрд руб. и созданием около 32 тыс. рабочих мест в следующих секторах экономики 1

- химия и нефтехимия - 90 млрд руб. (900 рабочих мест);

- добыча полезных ископаемых - 19,6 млрд руб. (340 рабочих мест);

- машиностроение - 25,67 млрд руб. (2 200 рабочих мест);

- сельское хозяйство - 22,2 млрд руб. (1 580 рабочих мест);

- фармацевтика - 1 млрд руб. (60 рабочих мест);

1 Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2015 год и на период до 2017 года. URL: http://minecon.bashkortostan.ru/activity/development/fore-casts/2014/12/03/forecasts 395.html.

Таблица 6

Приоритизация инвестиционной политики предприятий обрабатывающего производства

Республики Башкортостан в 2013 г.

Вид экономической деятельности Организации Приоритеты инвестиционной политики Факторы, снижающие обновление основных средств Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млн руб.

2012 2013 10.2014

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака ООО «Башкирский птицеводческий комплекс им. М. Гафури» Создание высокорентабельного современного комплекса по выращиванию, убою и переработке мяса индейки Значительный износ фондов, недостаток оборотных средств, недостаточность инновационных разработок и перспективных инвестиционных проектов, внедряемых в производство 12 782,22 15 706,23 12 245,91

ОАО «Сибайский элеватор» Реконструкция сортовой мельницы, строительство линии подготовки помольной партии и подачи на мельницу, приобретение оборудования и т.д.

ЗАО «Давлека-новская молочная компания» Приобретение нового оборудования, в том числе линии по производству творога, творожной массы и холодильного оборудования

ОАО «Чишмин-ское» Модернизация маслоэкстракци-онного производства

Текстильное и швейное производство ОАО «Искож» Перепрофилирование швейного цеха на изготовление обивочного материала для автокресел. Модернизация швейного и ткацкого производства Колебания покупательского спроса, насыщение рынка импортными товарами, износ производственных мощностей 603,75 589,35 435,04

ООО «Башкирский текстильный комбинат» Производство шерстяных тканей для спецодежды металлургических производств

ООО «Учалин-ская швейная фабрика» Установка нового швейного оборудования и строительство производственного корпуса

ЗАО «Ишимбай-ская чулочная фабрика» Модернизация и замена кругло-чулочного, формировочного и вспомогательного оборудования

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви ООО «Октябрьская кожевенная фабрика» Возобновление производства товаров из кожи Уровень инвестиций в отрасль 28,18 24,57 18,72

Обработка древесины и производство изделий из дерева ООО «СибайЛес-Пром» Строительство нового деревообрабатывающего комплекса Износ техники, необеспеченность зон лесозаготовки сетью лесовозных дорог 13,17 105,2 -36,58

ООО «Лесопромышленная компания «Селена»» Создание лесоперерабатывающего комплекса с полным циклом переработки древесины

ООО «ЛЗК «Баш-леспром» Лесоперерабатывающий комплекс

ООО «Уфимский фанерный комбинат» Расширение производственных мощностей

ООО «Уфимский фанерно-плитный комбинат» Замена оборудования

Продолжение табл. 6

Факторы, Налоговые поступления в

Вид экономической Организации Приоритеты инвестиционной политики снижающие обновление консолидированный бюджет, млн руб.

деятельности основных средств 2012 2013 10.2014

Целлюлоз- ООО «Завод Выход на проектную мощность Изменение 480,85 561,61 346,83

но-бумажное Николь-Пак» после реконструкции линии платежеспо-

производство, Издательство Развитие производства и обнов- собного спроса

издательская и «Башкортостан» ление основных фондов населения

полиграфическая Издательство

деятельность «Белая река»

Производство ОАО «АНК Баш- Строительство установки - 22 242,49 -8 713,10 -2 129,97

кокса, нефтепро- нефть» производства водорода и запуск

дуктов комплекса установок сернокислотного алкилирования и регенерации отработанной серной кислоты, строительство установки гидроочистки бензина каталитического крекинга

ОАО «Газпром не- Строительство комплекса ката-

фтехим Салават» литического крекинга и др.

Химическое про- ОАО «Башкир- Проект по переводу содовых Неблагоприят- 4 120,58 5 226,46 2 859,32

изводство ская содовая компания» печей с мазута на газовое топливо ная рыночная конъюнктура и

ОАО «ПОЛИЭФ» Расширение производства поли-этилентерефталата спрос

ОАО «Стерлита- Повышение производительнос-

макский нефтехи- ти установки по производству

мический завод» агидола

Производство ООО «Завод Увеличение производственных Ужесточение 665,49 760,01 614,78

резиновых и пластмассовых мощностей за счет обновления ценовой конку-

пластмассовых изделий «Альтер- и расширения парка технологи- ренции

изделий натива» ческого оборудования

Производство ОАО «Салаватс- Реконструкция стекловаренной Потребность 2 741,68 2 707,03 1 724,80

прочих неме- текло» печи по производству силиката в финансовом

таллических натрия растворимого оздоровлении

минеральных организаций,

продуктов высокий уровень износа обородования

Металлургичес- ОАО «Уралтех- Производство емкостного теп- Нестабиль- 1 700,36 1 585,34 992,38

кое производство нострой-Туйма- лообменного оборудования ность внутрен-

и производство зыхиммаш» него спроса

готовых металли- ОАО «БелЗАН» Техническое перевооружение и

ческих изделий модернизация производства

Производство ОАО «Благовеще- Расширение мощностей по про- Уменьшение 4 148,36 4 480,49 3 468,84

машин и обору - неский арматур- изводству крупногабаритной заказов нефтя-

дования ный завод» арматуры ных компаний,

ЗАО «ИНМАН» Строительство новых мощностей предприятия и оснащение их современным оборудованием и технологиями снижение инвестиций

ОАО «Баймак- Организация производства

ский литейно- литья из стали

механический

завод»

Окончание табл. 6

Вид экономической деятельности Организации Приоритеты инвестиционной политики Факторы, снижающие обновление основных средств Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млн руб.

2012 2013 10.2014

ООО«НПФ Пакер» Техническое перевооружение производства

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования ОАО «Уфимское приборостроительное производственное объединение» Техническое перевооружение производства Ограниченность финансовых ресурсов 1 834,13 1 856,93 1 432,54

ОАО «УЗМ Магнетрон» Техническое перевооружение контрольно-измерительного оборудования и испытательной базы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство транспортных средств и оборудования ОАО «КумАПП» Приобретение современного высокотехнологического высокопроизводительного оборудования 1 058,03 1 126,44 965,49

ОАО «НефАЗ» Модернизация и расширение производства автосамосвалов и внедрение энергосберегающих технологий

Источник: Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа. 2014 г. С. 46-71.

- охрана здоровья - 3,4 млрд руб. (586 рабочих

мест).

В 2013 г. объем инвестиций в основной капитал составил 266,2 млрд руб., при этом приоритетными остаются техническое перевооружение и модернизация действующих производств. Важным индикатором эффективности вложения инвестиций является бюджетная эффективность, т.е. рост налоговых поступлений. Следует отметить их недостаточный рост по отраслям: текстильное и швейное производство, производство кожи, обработка древесины, химическое производство. При этом в сфере производства кокса и нефтепродуктов требуется исследование выплат и возмещения по НДС. Снижение цен на продукцию приводит к уменьшению налоговых поступлений в сфере металлургического производства, производства машин и оборудования.

Новым инструментом государственной политики в 2014 г. стало формирование национальных (вытягивающих) проектов с высокой инновационной составляющей2, которые должны быть направлены

2 Перечень поручений Председателя Правительства Российской

Федерации по итогам встречи с членами Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и представителями экспертного сообщества по вопросу развития инноваций от 09.08.2014 № ДМ-П36-6057.

на глубокую модернизацию базовых и/или создание новых отраслей экономики. В рамках исследования инвестиционной политики субъекта Российской Федерации следует по аналогии с отбором национальных проектов с высокой инновационной составляющей в рамках государственных программ региона определить перечень инновационных проектов, направленных на интенсивный темп развития экономики. Для таких проектов предложены критерии отбора (табл. 7).

С позиции научного подхода следует отметить недостаточность и размытость предлагаемых подходов к определению национальных проектов, так как с 2006 г. в России реализуется идея приоритетных национальных проектов: национальные проекты «Здоровье», «Жилье», «Образование» и «Развитие АПК», которые также должны были стать каркасом развития российской экономики и направлены на повышение качества жизни населения. На федеральном уровне функционируют Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике3 и Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России.

' URL: http://state.kremlin.ru/council/35/statute.

Таблица 7

Критерии отбора национальных (вытягивающих) проектов с высокой инновационной составляющей

Группа показателей Критерий

Рыночные перспективы Динамика роста, уровень конкуренции, текущий объем и прогнозы развития рынка. Размер внутреннего спроса, наличие платежеспособного спроса со стороны государства и частных источников, в том числе в рамках государственных закупок и закупок госкомпаний. Экспортный потенциал и ориентированность на глобальные рынки

Инновационный потенциал Текущая технологическая зрелость рынка. Перспективы получения мирового лидерства в отрасли

Социально-экономические эффекты Мультипликативный эффект для развития других секторов. Социальная значимость и влияние на качество жизни населения. Вклад в рост производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест. Сокращение транзакционных издержек. Влияние на национальную безопасность. Влияние на экологию.

Конкурентоспособность и потенциал России Научно-исследовательский задел и уровень развития НИОКР по данному направлению. Технологический задел и степень готовности российских технологий. Производственный потенциал (наличие производственных мощностей и конкурентоспособных на мировом уровне компаний)

Доступность финансовых ресурсов Заинтересованность со стороны бизнеса и возможность привлечения частных инвестиций. Текущее финансирование, заложенное в государственных и региональных программах

Сроки реализации -

Источник: URL: http://www.fasie.ru/vse-aktualnye-novosti/1611-predlozheniya-po-formirovaniyu-spiska-natsionalnykh-proektov-s-vysokoj-innovatsionnoj-sostavlyayushchej-prinimayutsya-do-25-noyabrya.

Анализ публикаций по оценке эффективности реализации приоритетных национальных проектов приводит к следующим выводам: - национальный проект - это комплексная программа мероприятий, направленная на ста-

билизацию положения в той или иной сфере жизнедеятельности нации [16];

- основной движущей силой в реализации долгосрочных национальных проектов Российской Федерации является коалиция всех участников модернизационного процесса [17];

- нередко используются упрощенные подходы, которые не позволяют всесторонне учесть внешние и косвенные эффекты реализации альтернативных проектов и создают риски неэффективного расходования бюджетных средств [10];

- требуется изменение государственных инвестиционных приоритетов развития [1] и др. Следовательно, приоритетом государственной

финансовой политики является реализация национальных проектов, направленных на достижение устойчивого, стабильного роста экономики с учетом решения критических задач обновления технологической и производственной составляющих в ключевых отраслях экономики. Финансирование национальных проектов рассматривалось в контексте бюджетной реформы, а именно, они стали переходным этапом к новому подходу к планированию государственных расходов от управления затратами к управлению результатами [8].

Несмотря на то, что результаты реализации приоритетных национальных проектов в финансовой сфере могут оцениваться положительно, отмечает Е.В. Кудряшова, приоритетные национальные проекты как политические инструменты государственного финансового планирования имели характер переходного временного инструмента. В конечном счете, были внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые воплотили опыт приоритетных национальных проектов [6].

На федеральном уровне сложились следующие виды проектов:

- приоритетный национальный проект;

- крупномасштабные проекты;

- инфраструктурные проекты;

- инновационные проекты;

- «вытягивающие» проекты;

- комплексные инвестиционные проекты;

- приоритетные инвестиционные проекты и т.д. Предлагается при введении в нормативно-правовые акты определять единые подходы к формированию государственной финансовой политики в области инвестиций с учетом концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях

развития экономики государства и субъектов Российской Федерации. Под приоритетным инвестиционным проектом федерального округа понимается проект или несколько взаимосвязанных проектов, соответствующих ряду требований4:

а) осуществление в рамках инвестиционного проекта инвестиций в объекты капитальных вложений на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа;

б) соответствие инвестиционного проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегиям социально-экономического развития федеральных округов, основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, концепциям и стратегиям развития отраслей экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

в) наличие положительного социально-экономического и бюджетного эффекта от реализации инвестиционного проекта;

г) суммарный объем капитальных вложений в инвестиционный проект (стоимость инвестиционного проекта), составляющий не менее 500 млн руб.

Отмечается расхождение между установленными критериями проектов. Так, в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Феде-рации»5 введено следующее определение: «приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации».

При анализе региональных инвестиционных проектов Приволжского федерального округа вы-

4 О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.2011 № 648.

5 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

-14 (248)

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: проблемы и решения

браны следующие основные группы критериев с учетом индивидуальной специфики и особенностей (степень проработанности проектов, важность с точки зрения федерального значения и т.п.) [4]:

а) группа I. «Общие критерии»:

- наличие стратегической цели осуществления инвестиций;

- степень проработанности организационных вопросов;

- структура и источники финансирования проекта;

- ожидаемая экономическая эффективность по итогам реализации проекта;

- ожидаемая структурная эффективность по итогам реализации проекта;

- ожидаемая социально-экономическая эффективность по итогам реализации проекта;

- ожидаемая экологическая эффективность по итогам реализации проекта;

- наличие конкурентных преимуществ региона, территории, субъекта;

б) группа II. «Комплексность развития территории»:

- стратегическая привлекательность проекта в перспективе на уровне федерального значения;

- инвестиционная привлекательность;

- миграционная привлекательность. Можно выделить дополнительные условия

роста капиталовложений в экономику региона:

- расширение совокупного спроса;

- создание оптовых каналов распределения и перераспределения продукции промышленности и сельского хозяйства;

- расширение базы эффективно действующих производств и отказ от финансирования производств, не имеющих перспектив;

- создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат средств инвестора [14].

В настоящее время проблема развития национальной инфраструктуры в условиях глобальной финансово-экономической нестабильности становится все более острой вследствие ограниченности инвестиционных ресурсов. По оценкам международных экспертов, для удовлетворения потребностей в инфраструктуре экономикам всего мира в 2013-2030 гг. потребуется объем капиталовложений не менее 50 трлн долл. [20, 21]. Инфраструктурный проект агрегирует мероприятия по созданию, реконструкции объектов или технологических комплексов

- 2015-

FINANCIAL ANALYTICS: science and experience

инфраструктуры и последующей их эксплуатации и характеризуются капиталоемкостью, длительным периодом окупаемости и высокой концентрацией рисков ввиду сложности и масштабности проектов.

Реализация государственных программ в Российской Федерации заложила меры государственной поддержки при реализации инфраструктурных проектов, в то же время отсутствуют единые базы этих инфраструктурных проектов как на федеральном, так и на региональных уровнях, что повышает риски неэффективности использования бюджетных и частных средств при использовании механизма государственно-частного партнерства. В современных условиях полноценное развитие инфраструктурной сферы как в России, так и за рубежом сдерживается под воздействием бюджетных ограничений, в связи с чем особое значение приобретают внебюджетные источники финансирования.

В 2014 г. Министерством финансов Российской Федерации определена методология формирования моделей комплексных инвестиционных проектов на федеральном и региональных уровнях, под которыми подразумевается комплекс взаимосвязанных инвестиционных проектов, включая проекты по созданию новых либо модернизации существующих предприятий различных форм собственности, а также проекты по созданию необходимой для них промышленной, инновационной или иной инфраструктуры, на строительство объектов которой главным распорядителем бюджетных ассигнований предусмотрены бюджетные ассигнования6.

Актуальным становится изучение экономических отношений, возникающих при осуществлении долгосрочных соглашений, а также выявление финансово-экономических факторов, способствующих эффективному исполнению приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с учетом инновационной направленности. Среди них - определение оптимальных пропорций распределения денежных потоков для снижения индивидуального риска реализации проектов и достижения запланированных результатов.

В качестве основных задач изучения международного опыта в указанных сферах можно выделить:

6 О предоставлении информации в целях составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: письмо Минфина России от 10.07.2014 № 16-01-08/33028.

- обобщение подходов в области постановки целей проектов, классификации рисков и их природы для различных участников проекта и обоснование на этой основе необходимости выработки в российской практике специфической модели управления рисками национальных (приоритетных) проектов;

- обоснование необходимости учета и взаимосвязи типа проекта и региональной специализации территории, на которой планируется реализация проекта;

- описание имеющихся наработок в области оценки эффективности инвестиционных (инфраструктурных) проектов в рамках наднациональных объединений (ОЭСР, Всемирный банк) применительно как к развитым, так и развивающимся странам;

- рассмотрение примеров организации экспер-тно-аналитической работы в сфере оценки рисков, возникающих в связи с реализацией проектов;

- обобщение опыта отдельных реализованных зарубежных проектов с точки зрения применяемых систем управления рисками;

- анализ методик оценки сильных и слабых сторон компаний, осуществляющих национальные инвестиционные проекты.

Список литературы

1. Бекетов Н.В. Подходы к формированию и реализации инвестиционной стратегии развития федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34. С. 31-37.

2. Владимиров С.А. О научном обосновании экономической эффективности стратегической сбалансированной программы государствен -ных инвестиций // Финансы и кредит. 2006. № 3. С. 23-30.

3. Губанова Е.С. Инвестиционные приоритеты в экономике региона // Проблемы развития территории. 2002. № 1. С. 22-24.

4. Комплексное развитие Приволжского федерального округа: концептуальные направления и практическая реализация // Государственная служба. 2010. № 6. С. 33-37.

5. КульковВ.В. Инвестиционный климат и конкурентоспособность как приоритет модернизации экономики РФ: ошибки в государственной политике // Проблемы современной экономики. 2012. № 7. С. 154-160.

6. Кудряшова Е.В. Соотношение права и политики в социальном регулировании государственного финансового планирования // Налоги и финансовое право. 2014. № 7. С. 221-229.

7. Кундиу В.А., Цветков В.В. Обоснование инвестиционных приоритетов на основе региональных балансовых моделей // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2010. № 1. С. 109-116.

8. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001-2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. 2005. № 9. С. 3-12.

9. Маколов В.И. Доминанты инвестиционной политики региона в посткризисный период // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 36. С.19-24.

10. Мельников Р.М. Оценка общественно значимых проектов, поддерживаемых федеральными органами власти: методические проблемы и пути совершенствования // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 6. С. 9-19.

11. Нигматуллин И.Г. Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 38. С. 42-53.

12. Рахимов М.Г. Особенности регионального опыта современной инвестиционной политики на примере Республики Башкортостан // Право и инвестиции. 2009. № 4. С. 24-28.

13. Решетова Л.В. Основные подходы к реализации инновационно-инвестиционного процесса в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 26. С. 16-22.

14. Рыкова И.Н., Фисенко Н.В. Оценка эффективности инвестиционной политики Ставропольского края // Финансы и кредит. 2008. № 40. С.15-21.

15. Султангужин И.Ф. Технологические уклады в России и приоритеты инновационного развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 1. С. 39-43.

16. Тамразян Д.А. Национальный проект, государство, социальный эффект // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 9. С. 16-19.

17. Трухачев В.В. Приоритетные национальные проекты и стратегия 2020: сценарии и перспективы // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 11-3. С. 277-281.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Трубникова В.В. Особенности инвестирования в региональную экономику // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 41. С. 24-31.

19. Филиппова И.А. Инвестиционная деятельность и тенденции ее развития в условиях современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 4. С. 10-15.

20. McKinsey: World needs $57 trillion in infrastructure by 2030. URL: http://www. washingtonpost.com/blogs/wonkblog/wp/2013/01/17/ mckinsey-world-needs-57-trillion-in-infrastructure-by-2030-yes-trillion-with-a-t/.

21. $53 Trillion in Infrastructure Needed by 2030 -OECD/Oliver Wyman. URL: http://www.businesswire. com/news/home/20120411005029/en/53-Trillion-Infrastructure-Needed-2030- OECD Oliver.

Financial Analytics: Science and Experience Innovation and Investment

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

INVESTMENT PRIORITIES OF THE FINANCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Irek G. NIGMATULLIN

Abstract

Importance An investment policy is a constituent of the financial policy of the State. It defines the investment potential and opportunities, investment climate and attractiveness of the regional economy. The regions of Russia should grow through their investment potential and high growth pace of investment processes since insufficient renewal of fixed assets will lower the

technological level of the existing manufacturing enterprises.

Objectives The article aims at analyzing and evaluating investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan as a constituent entity of the Russian Federation. The research formulates and sets the following tasks: to identify investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan;

to determine trends for changes in the investment potential and investors' behavior as part of the State's financial policy; to measure budget effectiveness in manufacturing with reference to the investment growth rate in the region; to articulate proposals for improving the investment policy of the Republic of Bashkortostan.

Methods The research employs the systems analysis of financial statements, statistic data, and comprehensive review of regulatory and legislative documents on investment. I examine the investment priorities and financial policy of the Republic of Bashkortostan that were effective in 2012-2014.

Results Pursuing the above objective, I identify the investment priorities of the financial policy of the Republic of Bashkortostan, review the condition of the region's investment policy, highlight strategic priorities in the forecasted period, and outline recommendations on the ways to improve the financial policy of the Republic of Bashkortostan.

Conclusions and Relevance I conclude that the financial instability requires improving and adapting strategic investment priorities of the national financial policy, which pursues setting robust measures and ensuring the efficient implementation of the policy in the long run.

Keywords: financial policy, setting priorities, budgetary effectiveness, investment policy, Republic, Bashkortostan, national project

References

1. Beketov N.V. Podkhody k formirovaniyu i re-alizatsii investitsionnoi strategii razvitiya federal'nogo okruga [Approaches to the formation and implementation of the investment strategy of the Federal district].

Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2008, no. 34, pp. 31-37.

2. Vladimirov S.A. O nauchnom obosnovanii ekonomicheskoi effektivnosti strategicheskoi sbalan-sirovannoi programmy gosudarstvennykh investitsii [On scientific substantiation of cost effectiveness of the strategic balanced program for public investment]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2006, no. 3, pp. 23-30.

3. Gubanova E.S. Investitsionnye prioritety v ekonomike regiona [Investment priorities in the region's economy]. Problemy razvitiya territorii = Problems of Territory's Development, 2002, no. 1, pp. 22-24.

4. Kompleksnoe razvitie Privolzhskogo federal'nogo okruga: kontseptual'nye napravleniya i prak-ticheskaya realizatsiya [Integrated development of the Volga Federal District: conceptual directions and practical implementation]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2010, no. 6, pp. 33-37.

5. Kul'kov V.V. Investitsionnyi klimat i konkurent-osposobnost' kak prioritet modernizatsii ekonomiki RF: oshibki v gosudarstvennoi politike [Investment climate and competitiveness as a priority in modernizing the economy of the Russian Federation: errors in the public policy]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2012, no. 7, pp. 154-160.

6. Kudryashova E.V. Sootnoshenie prava i politiki v sotsial'nom regulirovanii gosudarstvennogo finan-sovogo planirovaniya [Correlation of law and policy in social regulation of the national finance planning]. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2014, no. 7, pp. 221-229.

7. Kundiu V.A., Tsvetkov V.V. Obosnovanie in-vestitsionnykh prioritetov na osnove regional'nykh balansovykh modelei [Substantiation of investment priorities on the basis of regional balance models]. Sibirskii vestnik sel 'skokhozyaistvennoi nauki = Siberian Bulletin of Agricultural Science, 2010, no. 1, pp.109-116.

8. Lavrov A.M. Byudzhetnaya reforma 20012008 gg.: ot upravleniya zatratami k upravleniyu rezul'tatami [The 2001-2008 Budget Reform: from cost management to result management]. Finansy = Finance, 2005, no. 9, pp. 3-12.

9. Makolov V.I. Dominanty investitsionnoi politiki regiona v postkrizisnyi period [Priorities of the regional investment policy in the post-crisis period]. Ekonom-icheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 36, pp. 19-24.

10. Mel'nikov R.M. Otsenka obshchestvenno znachimykh proektov, podderzhivaemykh federal'nymi organami vlasti: metodicheskie problemy i puti sover-shenstvovaniya [Evaluation of socially significant projects supported by Federal authorities: methodological issues and ways of improvement]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 6, pp. 9-19.

11. Nigmatullin I.G. Prioritetnye napravleniya finansovoi politiki Respubliki Bashkortostan [Priority areas of the financial policy of the Republic of Bashkortostan]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 38, pp. 42-53.

12. Rakhimov M.G. Osobennosti regional'nogo opyta sovremennoi investitsionnoi politiki na primere Respubliki Bashkortostan [The specificity of regional experience in implementing a modern investment policy (the Republic of Bashkortostan case study)]. Pravo i investitsii = Law and Investment, 2009, no. 4, pp.24-28.

13. Reshetova L.V. Osnovnye podkhody k realizat-sii innovatsionno-investitsionnogo protsessa v Rossii [Basic approaches to implementation of the innovative and investment process in Russia]. Natsional 'nye in-teresy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 26, pp. 16-22.

14. Rykova I.N., Fisenko N.V. Otsenka effek-tivnosti investitsionnoi politiki Stavropol'skogo kraya [Evaluating the effectiveness of the investment policy of the Stavropol Krai]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 40, pp. 15-21.

15. Sultanguzhin I.F. Tekhnologicheskie uklady v Rossii i prioritety innovatsionnogo razvitiya [Technological modes in Russia and priorities of innovative development]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 1, pp. 39-43.

16. Tamrazyan D.A. Natsional'nyi proekt, gos-udarstvo, sotsial'nyi effekt [National project, the State, social effect]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economy and Management: Problems and Solutions, 2014, no. 9, pp. 16-19.

17. Trukhachev V.V. [Priority national projects and the 2020 strategy: scenarios and prospects]. Aktual 'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy mezhdunar-odnoi nauchnoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. "Actual

Issues of Economic Sciences"]. Novosibirsk, Centre for Scientific Collaboration Development Publ., 2010, vol. 11-3, pp. 277-281.

18. Trubnikova V.V. Osobennosti investirovaniya v regional'nuyu ekonomiku [The specificity of investment in the regional economy]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2010, no. 41, pp. 24-31.

19. Filippova I.A. Investitsionnaya deyatel'nost' i tendentsii ee razvitiya v usloviyakh sovremennoi Rossii [Investment activity and trends for its development in modern Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 4, pp. 10-15.

20. McKinsey: World needs $57 trillion in infrastructure by 2030. Available at: http://www. washing-tonpost.com/blogs/wonkblog/wp/2013/01/17/mckin-sey-world-needs-57-trillion-in-infrastructure-by- 2030-yes-trillion-with-a-t/. (accessed 17.01.2013)

21. $53 Trillion in Infrastructure Needed by 2030 -OECD/Oliver Wyman. Available at: http://www.busi-nesswire.com/news/home/20120411005029/en/53-Trillion-Infrastructure-Needed-2030- OECD Oliver. (accessed 11.04.2012)

Irek G. NIGMATULLIN

National Assembly of Republic of Bashkortostan -Kurultai, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.