Научная статья на тему 'Исследование внешнеэкономической деятельности как составляющей финансовой политики государства и региона'

Исследование внешнеэкономической деятельности как составляющей финансовой политики государства и региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
960
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматуллин И. Г.

Предмет/тема. Важным аспектом реализации государственной финансовой политики выступает стимулирование предприятий внешнеэкономической деятельности для формирования экспортного потенциала и реализации политики импортозамещения в условиях внешних вызовов и международных санкций. Для сравнительного анализа выбраны макроэкономические показатели и данные Республики Башкортостан как одного из регионов, имеющих высокий экспортный потенциал. Цели/задачи. Целью статьи является исследование финансовой политики внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан с учетом выявления ключевых задач и факторов, сдерживающих рост экспортного потенциала. Задачами исследования являются выявление приоритетов государственной финансовой политики внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан; формирование финансовой политики хозяйствующих субъектов, занятых во внешнеэкономической деятельности; разработка предложений по совершенствованию государственной политики Республики Башкортостан. Методология. Гипотеза исследования формируется на методических аспектах формирования таможенной статистики по данным государственных программ, Центрального банка Российской Федерации, Казначейства России, а также статистических данных субъекта Российской Федерации и нормативно-правовой базы в области государственной политики внешнеэкономической деятельности. Результаты. Проведенный анализ показал, что на федеральном уровне принимается ряд комплексных мер по повышению эффективности государственной финансовой политики, направленной на стимулирование внешнеэкономической деятельности. Проведены исследование динамики внешней торговли России и Республики Башкортостан с позиции структуры экспорта и импорта, а также анализа состояния внешнеэкономической деятельности страны и региона. Определены приоритетные отрасли для повышения их результативности и роли во внешнеэкономической деятельности страны, а также повышения доходов в федеральный бюджет. Разработаны предложения по совершенствованию финансовой политики предприятий в рамках реализации политики импортозамещения и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Выводы/значимость. Практическая значимость исследования заключается в необходимости включения в финансовую политику предприятий, реализующих продукцию на международных рынках, направлений выхода на международные рынки и повышение качества продукции с учетом международных стандартов, что позволит усилить позиции страны на внешних рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A research into foreign economic activity as a component of the financial policy of the State and region

Importance Supporting foreign trade companies is an important aspect of the State financial policy to form the export potential and implement the import substitution policy, considering external challenges and global sanctions. For purposes of a comparative analysis, I chose macroeconomic indicators and data of the Republic of Bashkortostan as one of the regions with high export capabilities. Objectives The objective of the research is to examine the financial policy as part of foreign trade of the Republic of Bashkortostan and identify the key tasks and factors that curb growth in export capabilities. The research pursues finding priorities of the State financial policy as part of foreign trading policy of the Republic of Bashkortostan; formulating financial policies of business entities operating in foreign trade; preparing proposals to improve the State policy of the Republic of Bashkortostan. Methods The hypothesis is based on methodological aspects of generating customs statistics on data of State programs, Central Bank of the Russian Federation, Treasury of the Russian Federation, and statistical data of the region and regulatory framework for the State policy in foreign trade. Results As the analysis shows, federal authorities undertake some comprehensive measures to improve the efficiency of the State financial policy intended to stimulate foreign trade activities. I study trends in the foreign trade of Russia and the Republic of Bashkortostan in terms of export and import structure, and analysis of the national and regional foreign economic activity. The article presents my proposals to enhance financial policies of entities as part of the import substitution policies and improving the efficiency of foreign trade. Conclusions and Relevance The research brings its practical value as foreign trading companies have to include into their financial policies strategies for entering international markets and improve the quality of their products in accordance with international standards, thus reinforcing Russia’s positions in global markets.

Текст научной работы на тему «Исследование внешнеэкономической деятельности как составляющей финансовой политики государства и региона»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

исследование внешнеэкономической деятельности как составляющей финансовой политики государства и региона

Ирек Газизович НИГМАТУЛЛИН

кандидат экономических наук, член комитета Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уфа, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 27.05.2015 Принята в доработанном виде 08.06.2015 Одобрена 17.06.2015

УДК 336.143

Ключевые слова:

финансовая политика, Республика Башкортостан, внешнеэкономическая деятельность, результативность

Аннотация

Предмет и тема. Важным аспектом реализации государственной финансовой политики выступает стимулирование предприятий внешнеэкономической деятельности для формирования экспортного потенциала и реализации политики импортозамещения в условиях внешних вызовов и международных санкций. Для сравнительного анализа выбраны макроэкономические показатели и данные Республики Башкортостан как одного из регионов, имеющих высокий экспортный потенциал.

Цели и задачи. Целью статьи является исследование финансовой политики внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан с учетом выявления ключевых задач и факторов, сдерживающих рост экспортного потенциала. Задачами исследования являются выявление приоритетов государственной финансовой политики внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан; формирование финансовой политики хозяйствующих субъектов, занятых во внешнеэкономической деятельности; разработка предложений по совершенствованию государственной политики Республики Башкортостан.

Методология. Гипотеза исследования формируется на методических аспектах формирования таможенной статистики по данным государственных программ, Центрального банка Российской Федерации, Казначейства России, а также статистических данных субъекта Российской Федерации и нормативно-правовой базы в области государственной политики внешнеэкономической деятельности.

Результаты. Проведенный анализ показал, что на федеральном уровне принимается ряд комплексных мер по повышению эффективности государственной финансовой политики, направленной на стимулирование внешнеэкономической деятельности. Проведены исследование динамики внешней торговли России и Республики Башкортостан с позиции структуры экспорта и импорта, а также анализа состояния внешнеэкономической деятельности страны и региона. Определены приоритетные отрасли для повышения их результативности и роли во внешнеэкономической деятельности страны, а также повышения доходов в федеральный бюджет. Разработаны предложения по совершенствованию финансовой политики предприятий в рамках реализации политики импортозамещения и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Выводы и значимость. Практическая значимость исследования заключается в необходимости включения в финансовую политику предприятий, реализующих продукцию на международных рынках, направлений выхода на международные рынки и повышение качества продукции с учетом международных стандартов, что позволит усилить позиции страны на внешних рынках.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Некоторые авторы совмещают исследование финансовой и промышленной политики государства в условиях внешних вызовов и синхронности достижения эффективности внешнеэкономической деятельности. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий и необходимость совершенствования механизма стратегического управления в российской практике базируются

на анализе внешних факторов воздействия на деятельность предприятий, зачастую предлагается определять количественные показатели (экспорт, импорт) для отраслей экономики через анализ моделей межотраслевого баланса.

В качестве показателей результативности деятельности внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях могут

Таблица 1

Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности в 2010-2014 гг., млн руб.

Вид доходов 2010 2011 2012 2013 2014 Темп роста, %

Доходы от 3 227 703,35 4 664 731,18 4 962 735,74 5 010 997,05 5 463 420,69 169,27

внешнеэкономической

деятельности, млн руб.

Таможенные пошлины, 2 853 093,01 3 712 492,67 4 099 784,42 4 057 917,82 4 637 402,95 162,54

всего

В том числе

- ввозные 344 990,90 2 190,63 44,52 -95,14 277,18 0,08

- вывозные 2 508 102,11 3 710 302,05 4 099 739,90 4 058 012,96 4 637 125,77 184,89

Таможенные сборы 25 574,59 31 368,56 27 780,67 16 252,28 16 421,61 64,21

Доля доходов от 38,86 41,04 38,60 38,49 37,69 -

внешнеэкономической

деятельности в доходах

федерального бюджета, %

Источник: Казначейство России. URL: http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/.

Таблица 2

Планируемые показатели государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности», %

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Темпы роста экспорта несырьевых 103,7 105,0 108,5 114,0 117,1 119,0 120,5

товаров

Доля машин, оборудования и 5,0 4,8 4,8 4,8 4,8 4,9 4,9

транспортных средств в экспорте

товаров

Темпы роста числа организаций - 116,9 125,0 130,0 135,0 140,0 145,0 150,0

экспортеров товаров

Источник: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» (прил. 1).

быть определены как поступления в бюджеты всех уровней доходов от внешнеэкономической деятельности, так и динамика роста экспорта продукции предприятий внешнеэкономического сектора.

В условиях внешних вызовов российской экономике особое внимание необходимо уделять государственной финансовой политике в области внешнеэкономической деятельности. По данным таможенной статистики, в январе - марте 2015 г. внешнеторговый оборот России составил 132,9 млрд долл. США и по сравнению с январем - мартом

2014 г. снизился на 30,6%\ за первые четыре месяца

2015 г. сумма доходов федерального бюджета по администрируемым таможенными органами статьям составила 1 567,87 млрд руб.

Доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, по данным

1 URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&v iew=article&id=13858&Itemid=2095.

Федерального казначейства, представлены в табл. 1.

На федеральном уровне принята государственная

программа «Развитие внешнеэкономической

2 "

деятельности»2, в которой определено усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства. В качестве целевых индикаторов определены:

- темпы роста экспорта несырьевых товаров;

- доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;

- темпы роста числа организаций - экспортеров товаров и др. (табл. 2).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №№ 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».

По данным Росстата, внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в феврале 2015г. составил (в фактически действовавших ценах) 44,7 млрд долл. (2 890,3 млрд руб.), в том числе экспорт - 29,2 млрд долл. (1 884,5 млрд руб.), импорт - 15,6 млрд долл. (1 005,8 млрд руб.). Показатели внешней торговли приведены в табл. 3.

Отмечается падение экспорта и импорта товаров в 2014 г., что связано с введением международных санкций по отношению к России, при этом

значительно снижается внешнеторговый оборот со странами СНГ. Сопоставление с планируемыми показателями государственной программы (см. табл. 2) демонстрирует явное снижение показателей экспорта, значительные отклонения от целевого индикатора темпов роста экспорта несырьевых товаров. Так как приведены общие показатели (см. табл. 3), то требуется проведение отдельного анализа некоторых групп несырьевых товаров. Товарная структура экспорта и импорта приведена в табл. 4.

Таблица 3

Показатели внешней торговли Российской Федерации в 2010-2014 гг. (по методологии платежного баланса), млн долл.

Темп роста , %

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2012 к 2013 2014

2011 к 2012 к 2013

Экспорт товаров, всего 392 674 515 409 527 434 523 275 497 763 102,33 99,21 95,12

В том числе

- со странами дальнего 333 635 436 727 443 778 445 151 428 929 101,61 100,31 96,36

зарубежья

- со странами СНГ 59 039 78 682 83 656 78 125 68 834 106,32 93,39 88,11

Импорт товаров, всего 245 680 318 555 335 771 341 337 308 026 105,40 101,66 90,24

В том числе:

- со странами дальнего 213 237 273 841 288 406 295 022 271 978 105,32 102,29 92,19

зарубежья

- со странами СНГ 32 442 44 714 47 365 46 314 36 048 105,93 97,78 77,83

Источник: Банк России. URL: http://wwwxbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedItem. Таблица 4

Товарная структура экспорта и импорта групп товаров Российской Федерации в 2000-2013 гг., млн долл.

Темп роста, %

Показатель 2000 2010 2011 2012 2013 2011 к 2010 2012 к 2011 2013 к 2012

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

Экспорт 1 623 8 755 13 330 16 769 16 228 152,26 125,79 96,77

Импорт 7 384 36 398 42 535 40 655 43 165 116,86 95,58 106,17

Соотношение (экспорт / импорт) 0,22 0,24 0,31 0,41 0,38 - - -

Минеральные продукты

Экспорт 55 488 271 888 367 635 373 998 377 080 135,21 101,73 100,82

Импорт 2 137 5 193 9877 7531 6 917 190,19 76,25 91,84

Соотношение (экспорт / импорт) 25,95 52,36 37,22 49,66 54,51 - - -

Продукция химической промышленности, каучук

Экспорт 7 392 24 528 32 633 32 129 30 789 133,04 98,45 95,82

Импорт 6 080 36 969 46 044 48 611 50 026 124,54 105,57 102,91

Соотношение (экспорт / импорт) 1,22 0,66 0,71 0,66 0,62 - - -

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

Экспорт 22 370 50 343 58 701 58 257 55 148 116,60 99,24 94,66

Импорт 2 824 16 795 22 996 23 259 22 560 136,92 101,14 96,99

Соотношение (экспорт / импорт) 7,92 2,99 2,55 2,50 2,44 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Машины, оборудование и транспортные средства

Экспорт 9 071 21 257 26 025 26 553 28 910 122,43 102,02 108,87

Импорт 10 649 101 739 148 068 158 318 152 635 145,53 106,92 96,41

Соотношение (экспорт / импорт) 0,85 0,21 0,18 0,17 0,19 - - -

Источник: данные Росстата.

Таблица 5

Импорт по группе продовольственных товаров и сырья для их производства, млн долл.

Товарная продукция 2013 г. Март 2015 г.

Мясо и субпродукты, всего 5 890,18 156,3

В том числе:

- говядина и свинина 5 050,84 120,7

- мясо птицы 839,34 11,5

Рыба и водные беспозвоночные 2 322,12*! 96,0*2

Молочные продукты 764,04 47,1

Овощи - 227,2

Фрукты и орехи 1 677,04*3 330,2

Зерновые культуры 950,14*4 41,1

Масло растительное*5 23,62 91,2

Сахар*6 47,63 51,8

Алкогольные и безалкогольные 3 408,68 89,9

напитки

Табак 117,30 79,9

Продовольственные товары и 15 200,75 1 958,4

сырье для их производства, всего

Примечание. *' - включена рыба свежая; *2 - не включена свежая рыба; *3 -только цитрусовые; *4 - злаки, пшеница и меслин, ячмень, не включена кукуруза; *5 - масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции; *6 - только сахар белый, а по товару «сахар-сырец» в 2013 г. импорт составил 256,85 млн долл.

Источник: предварительные данные ФТС России, Росстата.

Только по группе товаров «Минеральные продукты» отмечен значительный экспортный потенциал страны, по остальным группам следует проводить анализ предприятий-экспортеров с четким измерением их вклада в формирование и перспективы развития продуктов экспорта и реализации политики импортозамещения.

На федеральном уровне в 2014-2015 гг. постоянно обсуждается тема импортозамещения по отраслевым программам. Так, 03.04.2015 Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провел совещание по обеспечению реализации отраслевых программ импортозамещения3, на котором говорилось о формировании 19 отраслевых планов в промышленности, сельском хозяйстве и др. отраслях, а также о 1 926 проектах, поступивших на экспертизу в федеральные органы власти.

В октябре 2014 г. принят план по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве4, в котором

3 URL: http://government.ru/news/17521.

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от

02.10.2014 № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий

(«дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы».

определен ряд мер по решению условий реализации государственной политики, но не определены конкретные планы по импортозамещению и стимулированию развития предприятий, работающих в этом секторе. Импорт основных продовольственных товаров представлен в табл. 5.

Учитывая, что данные на март 2015 г. отражают только результаты за первые два месяца, то требуется мониторинг оперативных данных на постоянной основе с учетом факторов сезонности, по регионам и предприятиям, занимающимся производством основных групп товаров, а также корректировка представления статистических данных по группам товаров-аналогов с указанием основных импортеров.

Исследованиям внешнеэкономической деятельности на региональном уровне посвящено достаточно большое количество научных публикаций. Следует согласиться с мнением Ю.Н. Бородавкиной о смещении акцентов в направлении международной торговли товарами и услугами, при необходимости более глобального изучения выхода на внешние рынки российских компаний. Другие авторы определяют следующие принципы внешнеэкономической деятельности региона:

- предотвращение доминирования ресурсно-целевой направленности;

- создание благоприятного инвестиционного имиджа региона за рубежом;

- развитие собственной инфраструктуры зарубежной поддержки экспорта;

- диверсификация внешнеэкономических связей региона и др.

Внешнеэкономическая деятельность Республики Башкортостан. В Республике Башкортостан постоянно развивается система поддержки экспорта, информируются республиканские производители о возможностях получения государственной поддержки при ведении внешнеэкономической деятельности, расширяется торгово-экономическое сотрудничество с иностранными государствами для стимулирования производственной и экономической активности организаций региона5. Поддержка оказывается по трем новым направлениям:

- страхование экспорта от различных видов рисков;

- продвижение продукции республиканских предприятий на внешний рынок через торговые представительства России за рубежом;

5 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа. 2014. С. 143.

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 28 (2015) 18-29 Science and Experience

Таблица 6

Показатели внешней торговли Республики Башкортостан в 2010-2013 гг., млн долл.

Регион/показатель 2010 2012 2013

Экспорт в страны дальнего зарубежья

Российская Федерация 337 467 445 478 453 344

Приволжский федеральный округ 41 550,6 53 704,9 55 932,9

Республика Башкортостан 8 502,0 10 344,5 12 422,8

Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте Приволжского федерального округа, % 20,46 19,26 22,21

Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте РФ, % 2,52 2,32 2,74

Импорт из стран дальнего зарубежья

Российская Федерация 197 184 272 323 276 380

Приволжский федеральный округ 8 638,9 12 967,3 15 088,7

Республика Башкортостан 454,2 1 007,8 952,3

Доля импорта Республики Башкортостан в импорте Приволжского федерального округа, % 5,26 7,77 6,31

Доля импорта Республики Башкортостан в импорте РФ, % 0,23 0,37 0,35

Экспорт в страны СНГ

Российская Федерация 59 601 79 258 73 922

Приволжский федеральный округ 5 070,2 15 501,2 12 385,4

Республика Башкортостан 857,2 2 763,7 2 047,8

Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте Приволжского федерального округа, % 16,91 17,83 16,53

Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте РФ, % 1,44 3,49 2,77

Импорт из стран СНГ

Российская Федерация 31 728 44 941 38 587

Приволжский федеральный округ 1 991,8 3 414,8 3 777,0

Республика Башкортостан 167,7 371,8 213,6

Доля импорта Республики Башкортостан в импорте Приволжского федерального округа, % 8,42 10,89 5,66

Доля импорта Республики Башкортостан в импорте РФ, % 0,53 0,83 0,55

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/Main.htm.

- совместная работа с международными и республиканскими некоммерческими организациями6.

Показатели внешней торговли Республики Башкортостан приведены в табл. 6.

Анализ данных табл. 6 свидетельствует, что доля Республики Башкортостан в экспорте Российской Федерации в 2013 г. уменьшилась по сравнению с показателями 2012 г. Доля экспорта Республики Башкортостан в страны дальнего зарубежья составляет 2,74%, а в страны СНГ - 2,77%. По данным Правительства Республики Башкортостан, в 2014 г. снижение экспорта в стоимостном выражении произошло за счет снижения средних контрактных цен, в том числе и за счет цен на нефть, при этом не произошло увеличения ввоза импортной продукции. Показатели товарной структуры экспорта и импорта Республики Башкортостан приведены в табл. 7, 8.

6 URL: http://invest.bashkortostan.ru/uploads/attachment/ attachment/280/RB2014_rus_.pdf.

Распределение по товарным группам экспорта свидетельствует, что в 2010-2013 гг. увеличивается зависимость экономики России от продукции топливно-энергетического комплекса, т.е. от экспорта природных ресурсов (см. рисунок).

В структуре экспорта Республики Башкортостан продукция топливно-энергетического комплекса занимает значительную долю, экспортная составляющая в 2013 г. составила 84,79% (2010 г. - 83,16 %). Анализ оценки деятельности предприятий и качества управления внешнеэкономической деятельностью предприятий основывается на расчете показателей по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для оценки влияния финансовой политики предприятий внешнеэкономической деятельности на микроуровне выбраны топливная промышленность, нефтегазодобыча и нефтепереработка, черная и цветная металлургия. В Республике Башкортостан, по данным СПАРК, 15 организаций заняты этими видами экономической деятельности. Анализ финансовых показателей компаний приведен в табл. 9.

Таблица 7

Товарная структура экспорта Республики Башкортостан в 2010-2013 гг., млн долл.

Товарная группа Год Российская федерация Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте Приволжского федерального округа, % Доля экспорта Республики Башкортостан в экспорте Российской федерации, %

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (группы 1-24) 2010 9 365,0 287,5 5,4 1,88 0,06

2012 16 663,0 1 063,0 163,0 15.33 0,98

2013 16 196,0 837,0 24,8 2,96 0,15

Продукция топливно-энергетического комплекса (группа 27) 2010 272 840,0 30 735,5 7 781,5 25,32 2,85

2012 369 497,0 44 930,0 10 940,0 24,35 2,96

2013 371 792,0 45 600,8 12 260,4 26,91 3,30

Продукция химической промышленности, каучук (группы 28-40) 2010 25 192,0 8 280,4 681.1 8,23 2,70

2012 31 993,0 12 701,0 978,0 7,70 3,06

2013 30 739,0 11 688,0 966,1 8,27 3,14

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (группы 44-49) 2010 9 862,0 843,3 45,9 5,44 0,47

2012 10 139,0 1 029,0 71,5 6,95 0,71

2013 10 965,8 1 059,3 66,6 6,29 0,61

Металлы и изделия из них (группы 72-83) 2010 42 703,0 2 320,9 244,5 10,53 0,57

2012 44 430,0 2 637,0 249,0 9,44 0,56

2013 40 859,3 2 102,7 241,0 11,46 0,59

Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90) 2010 22 582,0 3 416,7 544,2 15,93 2,41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 26 539,0 5 709,0 598,0 10,47 2,25

2013 28 339,0 6 009,0 800,0 13,31 2,82

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011, 2013, 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/ Main.htm.

Таблица 8

Товарная структура импорта Республики Башкортостан в 2010-2013 гг., млн долл.

Товарная группа Год Российская федерация Приволжский федеральный округ Республика Башкортостан Доля импорта Республики Башкортостан в импорте Приволжского федерального округа, % Доля импорта Республики Башкортостан в импорте Российской федерации, %

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (группы 1-24) 2010 36 482,0 971,7 21,8 0,10 0,06

2012 40 384,0 952,0 14,9 1,57 0,04

2013 43 076,0 978,0 27,4 2,80 0,06

Продукция топливно-энергетического комплекса (группа 27) 2010 5 914,0 446,0 5,7 1,28 0,09

2012 4 051,0 570,0 13,1 2,30 0,32

2013 3 613,6 475,1 10,7 2,25 0,29

Продукция химической промышленности, каучук (группы 28-40) 2010 37 232,0 1 737,1 125,7 7,24 0,34

2012 47 916,0 2 935,0 402,0 13,69 0,84

2013 50 129,5 3 321,7 366,4 11,03 0,73

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (группы 44-49) 2010 5 897,0 201,3 2,6 1,29 0,04

2012 6 143,0 240,0 8,6 3,58 0,14

2013 6 641,5 253,4 6,6 2,60 0,09

Металлы и изделия из них (группы 72-83) 2010 17 074,0 1 109,7 47,0 4,24 0,28

2012 22 031,0 1 362,0 65,5 4,81 0,29

2013 22 017,4 1 375,0 75,6 5,49 0,34

Машины, оборудование и транспортные средства (группы 84-90) 2010 101 823,0 5 640,1 388,5 6,89 0,38

2012 157 556,0 9 357,0 832 8,89 0,53

2013 154 370,7 11 420,8 636,1 5,57 0,41

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели - 2011, 2013, 2014 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_14p/ Main.htm.

Доля товарных групп в экспорте России, % 80

70

60

50

40

30

20

10

0

Источник: составлено автором. Таблица 9

Ключевые финансовые показатели деятельности предприятий Республики Башкортостан за 2012-2014 гг., млн руб.

Компания Активы Выручка Прибыль от продаж

2012 2013 2014 2012 2013 2014 2012 2013 2014

Топливная промышленность

АО «Транснефть - Урал» 76 809 102 580 130 780 23 238 32 499 36 338 2 965 9 735 11 665

ОАО «Газпром газораспределение 5 749 6690 6712* 5 893 6 402 4 707 521 475 -103

Уфа»

ОАО «Брянск-Транзит» 107 93 3,6 2,9 - -8,7 -6,0 -

Черная и цветная металлургия

ОАО «Балтачевское «Сельэнерго» 44,3 35,8 63,7 74,2 - 2,8 - -

ОАО «Башвторцветмет» 87,2 99,8 348,2 252,09 - 0,4 1,5 -

ОАО «Учалинский ГОК» 25 781 26 523 19 354 18 357 - 2 281 1 177 -

Нефтегазодобыча и нефтепереработка

ОАО АНК «Башнефть» 344 641 370 864 402 029* 489 213 517 486 431 452 66 748 85 820 69 664

ПАО «Белкамнефть» 10 598 11 634 42 297 8 794 9 308 10 485 145 245 478

ОАО «Уралтранснефтепродукт» 8 053 - - 8 139 - - 3 540 - -

ОАО «Подземнефтегаз» 262 315 303 299 - 129 124 -

ОАО «Газпром нефтехим 111 513 117 963 153 626 167 221 - 1 787 2 590 -

Салават»

Итого по группе компаний 583 645 636 798 581 818 708 976 751 901 482 982 78 111 100 162 81 704

Примечание:* На 30.09.2014.

Источник: составлено автором по данным бухгалтерской отчетности компаний.

68,7170,4270,51

2,36 3,18 3,07

6,34 6,10 5,83"

3^847

2,48 1,93 2 08 I I

о.

ф

Ф m

Ф

.0

о

ц

с о н к

о .0 m ц о ф

з»

a. s IZ

m Ц s о _ ^ го

о о ф ^

т <U ^

Ё- Ё 2 ^ §

^ <в

О о

а. IZ

JS о

о I

^ о ф т S н о о (О о с; 2 к s с; Ф

л I I ц ц ч (О

ф Ф S

X ц ^ ф .0

к s ! S

J .0 S го I

I

> о го

ч а. о

о с S >

m ю

IZ Ф о.

ф 2

s н

I о

го ц:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m Ф

о Q.

с; ф ч

с; ц

го

>

а. о ю

0

15

1

s

3 го

□ 2010

2012

I I 2013

Анализ данных табл. 9 свидетельствует о росте активов предприятий Республики Башкортостан, занятых внешнеэкономической деятельностью, при этом у некоторых компаний падает выручка, что указывает на влияние внешних санкций на деловую активность предприятий региона.

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан, по мнению автора, должны иметь следующие направления:

- повышение доли количества предприятий, занятых внешнеэкономической деятельностью, и стимулирование малых и средних предприятий к росту продукции, реализуемой на экспорт;

- значительный рост экспортной выручки предприятий, занятых в инновационных

сферах обрабатывающей промышленности, т.е. изменение структуры диверсификации отраслевой специфики региона, преобладание промышленного производства над услугами;

- выявление экспортных преимуществ предприятий Республики Башкортостан по отраслевым направлениям деятельности и повышение активности на международных рынках.

При этом требуется разработка методических подходов к измерению эффекта взаимодействия результатов финансовой политики предприятий внешнеэкономической деятельности региона с региональной политикой с позиции повышения добавленной стоимости и экспортной выручки.

Список литературы

1. Бородавкина Н.Ю. Методические подходы к моделированию в процессе управления внешнеэкономической деятельностью в регионе. URL: http://elibrary.ru/download/34615914.pdf.

2. Бородавкина Н.Ю. Функциональный подход к управлению внешнеэкономической деятельностью в регионе. URL: http://elibrary.ru/download/44918343.pdf.

3. Власов А.Б. Программно-целевой подход в управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов Российской Федерации // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2006. № 6. С. 135-139.

4. Гайнитдинова В.И. Современное состояние внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан // Инновационное будущее экономики: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 37-41.

5. Демин Г.А. К вопросу о разработке концепции развития внешнеэкономической деятельности региона // Региональная экономика: теория и практика, 2010. № 4. С. 63-68.

6. Кизка Н.Д., Идрисова З.Н. Анализ состояния внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан. URL: http://www.sworld.com.ua/index.php/uk/economy- 112/where-to-stay-productive-forces-and-regional-economy-112/12504-112-629.

7. Кравченко А.В. Индикаторы внешнеэкономического положения региона // Региональная экономика: теория и практика, 2012. № 34. С. 21-25.

8. Магомадов Ю.Д., Орлянская А.А. Управление внешнеэкономической деятельностью как инструмент активизации экономического роста в проблемных регионах России // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2012. № 12. С. 36-42.

9. МингалеваЖ.А., ОборинаЕ.Д., ЛосеваЕ.Ю. К вопросу о роли институциональных факторов в процессе управления региональной внешнеэкономической деятельностью // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2011. № 1. С. 55-61.

10. Муртузалиева С.Ю. Система государственного регулирования внешнеэкономических связей: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 8. С. 68-74.

11. Нигматуллин И.Г. Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 38. С. 42-53.

12. Петрикова Е.М. Направления внешнеэкономического регулирования и модернизации национальной экономики // Финансы и кредит. 2013. № 7. С. 49-59.

13. Растворцева, С.Н., Фаузер, В.В., Задорожный, В.Н., Залевский, В.А. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации / под общ. ред. С.Н. Растворцевой, В.В. Фаузера. СПб: СПбГУ, 2011. 116 с.

14. СадковВ.Г., УвароваА.Ю. Совершенствование государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровнях. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 16. С. 23-28.

15. Уварова А.Я. Оценка внешнеэкономической деятельности регионов России и пути ее активизации // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 11. С. 40-46.

16. Хоршев Д.Ю., Арженовский С.В. Региональный аспект внешнеэкономической деятельности: опыт экономико-статистического анализа // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 5.

17. Чанышева С.Ю. Финансовый анализ как инструмент управления внешнеэкономической деятельностью промышленного предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3. С. 96-97.

18. ШвыдкийВ.В. Стратегическое управление внешнеэкономической деятельностью предприятий. URL: http://elibrary.ru/download/62116067.pdf.

19. ШевченкоИ.В., КоробейниковаМ.С. Коммерческие банки и инновационные перспективы финансовой и промышленной политики в содействии внешнеэкономической деятельности России. Теория и практика //Финансы и кредит. 2015. № 16. С. 10-31.

20. Шевченко И.В., Семянникова О.Г. Эффективное управление внешнеэкономической деятельностью как фактором развития региона (на примере Краснодарского края). // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36. С. 2-7.

С.13-17.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

A RESEARCH INTO FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS A COMPONENT OF THE FINANCIAL POLICY OF THE STATE AND REGION

Irek G. NIGMATULLIN

National Assembly of Republic of Bashkortostan - Kurultay, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation [email protected]

Economic Policy

Article history:

Received 27 May 2015 Received in revised form 8 June 2015 Accepted 17 June 2015

Keywords: financial policy, Republic of Bashkortostan, foreign economic activity, productivity

Abstract

Importance Supporting foreign trade companies is an important aspect of the State financial policy to form the export potential and implement the import substitution policy, considering external challenges and global sanctions. For purposes of a comparative analysis, I chose macroeconomic indicators and data of the Republic of Bashkortostan as one of the regions with high export capabilities.

Objectives The objective of the research is to examine the financial policy as part of foreign trade of the Republic of Bashkortostan and identify the key tasks and factors that curb growth in export capabilities. The research pursues finding priorities of the State financial policy as part of foreign trading policy of the Republic of Bashkortostan; formulating financial policies of business entities operating in foreign trade; preparing proposals to improve the State policy of the Republic of Bashkortostan.

Methods The hypothesis is based on methodological aspects of generating customs statistics on data of State programs, Central Bank of the Russian Federation, Treasury of the Russian Federation, and statistical data of the region and regulatory framework for the State policy in foreign trade. Results As the analysis shows, federal authorities undertake some comprehensive measures to improve the efficiency of the State financial policy intended to stimulate foreign trade activities. I study trends in the foreign trade of Russia and the Republic of Bashkortostan in terms of export and import structure, and analysis of the national and regional foreign economic activity. The article presents my proposals to enhance financial policies of entities as part of the import substitution policies and improving the efficiency of foreign trade.

Conclusions and Relevance The research brings its practical value as foreign trading companies have to include into their financial policies strategies for entering international markets and improve the quality of their products in accordance with international standards, thus reinforcing Russia's positions in global markets.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Borodavkina N.Yu. Metodicheskie podkhody k modelirovaniyu v protsesse upravleniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu v regione [Methodological approaches to modeling in managing foreign trade activities in the region]. Available at: http://elibrary.ru/download/34615914.pdf. (In Russ.)

2. Borodavkina N.Yu. Funktsional 'nyi podkhod k upravleniyu vneshneekonomicheskoi deyatel 'nost 'yu v regione [A functional approach to managing foreign trade activities in the region]. Available at: http://elibrary.ru/ download/44918343.pdf. (In Russ.)

3. Vlasov A.B. Programmno-tselevoi podkhod v upravlenii vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu na urovne sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Management by objectives in foreign economic activity at the level of the regions of the Russian Federation]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta imeni akademikaM.F. Reshetneva = VestnikSibGAU, 2006, no. 6, pp. 135-139.

4. Gainitdinova V.I. [The current state of foreign economic activity of the Republic of Bashkortostan]. Innovatsionnoe budushchee ekonomiki: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Innovative Future of the Economy]. Ufa, Aeterna Publ., 2014, pp. 37-41.

5. Demin G.A. K voprosu o razrabotke kontseptsii razvitiya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti regiona [On

formulating the concept for developing the region's foreign economic activity]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2010, no. 4, pp. 63-68.

6. Kizka N.D., Idrisova Z.N. Analiz sostoyaniya vneshneekonomicheskoi deyatel 'nosti Respubliki Bashkortostan [Analyzing the condition of foreign economic activity of the Republic of Bashkortostan]. Available at: http:// www.sworld.com.ua/index.php/uk/economy-112/where-to-stay-productive-forces-and-regional-economy-112/12504-112-629. (In Russ.)

7. Kravchenko A.V. Indikatory vneshneekonomicheskogo polozheniya regiona [Indicators of the region's foreign economic position]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 34, pp. 21-25.

8. Magomadov Yu.D., Orlyanskaya A.A. [Managing foreign trade activities as a tool to enhance economic growth in the troubled regions of Russia]. Strategiya ustoichivogo razvitiya regionov Rossii:materialy nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Sci. Conf. The Strategy for Sustainable Development ofthe Russian Regions]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2012, pp. 36-42.

9. Mingaleva Zh.A., Oborina E.D., Loseva E.Yu. K voprosu o roli institutsional'nykh faktorov v protsesse upravleniya regional'noi vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu [On the role of institutional factors in managing the region's foreign trade]. VestnikPermskogo universiteta. Ser. Ekonomika = Perm University Herald. Economy, 2011, no. 1, pp. 55-61.

10. Murtuzalieva S.Yu. Sistema gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskikh svyazei: regional'nyi aspekt [The system of the State regulation of foreign economic relations: a regional aspect]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2007, no. 8, pp. 68-74.

11. Nigmatullin I.G. Prioritetnye napravleniya finansovoi politiki Respubliki Bashkortostan [Priority directions of the financial policy of the Republic of Bashkortostan]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 38, pp. 42-53.

12. Petrikova E.M. Napravleniya vneshneekonomicheskogo regulirovaniya i modernizatsii natsional'noi ekonomiki [Areas of foreign trade regulation and the national economic modernization]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2013, no. 7, pp. 49-59.

13. Rastvortseva S.N., Fauzer V.V., Zadorozhnyi V.N., Zalevskii V.A. Vneshneekonomicheskaya deyatel'nost' rossiiskikhpredpriyatii v usloviyakh globalizatsii [Foreign economic activity of the Russian companies and globalization]. St. Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2011, 116 p.

14. Sadkov V.G., Uvarova A.Yu. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti na federal'nom i regional'nom urovnyakh [Improving the State regulation of foreign trade at the federal and regional level]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2009, no. 16, pp. 23-28.

15. Uvarova A.Ya. Otsenka vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti regionov Rossii i puti ee aktivizatsii [Evaluation of foreign economic activities of the Russian regions and ways of their activation]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2007, no. 11, pp. 40-46.

16. Khorshev D.Yu., Arzhenovskii S.V. Regional'nyi aspekt vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti: opyt ekonomiko-statisticheskogo analiza [A regional aspect of foreign economic activity: experience in economic and statistical analysis]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2007, no. 5, pp. 13-17.

17. Chanysheva S.Yu. Finansovyi analiz kak instrument upravleniya vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu promyshlennogo predpriyatiya [Financial analysis as a tool to manage foreign trade activities of industrial enterprises]. VestnikSaratovskogo Sotsial'no-ekonomicheskogo Instituta =Bulletin of Saratov State SocioEconomic University, 2010, no. 3, pp. 96-97.

18. Shvydkii V.V. Strategicheskoe upravlenie vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu predpriyatii [Strategic management of foreign economic activity of enterprises]. Available at: http://elibrary.ru/download/62116067. pdf. (In Russ.)

19. Shevchenko I.V., Korobeinikova M.S. Kommercheskie banki i innovatsionnye perspektivy finansovoi i promyshlennoi politiki v sodeistvii vneshneekonomicheskoi deyatel'nosti Rossii. Teoriya i praktika [Commercial banks and innovation prospects for financial and industrial policy of the State to assist Russia's external economic activity: theory and practice]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2015, no. 16, pp.10-31.

20. Shevchenko I.V., Semyannikova O.G. Effektivnoe upravlenie vneshneekonomicheskoi deyatel'nost'yu kak faktorom razvitiya regiona (na primere Krasnodarskogo kraya) [Effective management of foreign economic activity as a factor for the region's development (the case study of the Krasnodar Krai)]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2008, no. 36, pp. 2-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.