Научная статья на тему 'Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан'

Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГИОН / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нигматуллин И.Г.

Государственная финансовая политика представляет собой особую область финансовой науки, и отражает изменения финансовых ресурсов, уровень их распределения и использования для осуществления государством своих функций, что особо актуализировалось в последнее время с учетом негативного влияния мировой экономики. В российской и зарубежной науке существуют разные взгляды и подходы на формирование государственной (национальной), региональной финансовой политики. С учетом этого в статье рассмотрены несколько публикаций российских ученых в области финансов. Целью статьи является попытка определения приоритетных направлений финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации. В рамках исследования поставлены задачи: выявить структурные элементы государственной финансовой политики Республики Башкортостан; определить приоритетные направления государственной финансовой политики и их взаимосвязь с экономическими циклами (развитием) на современном этапе; разработать предложения по совершенствованию региональной финансовой политики Республики Башкортостан. С помощью методов статистического обследования, структурирования и систематизации, качественного и количественного анализа состояния бюджетно-налогового сектора, инвестиционной политики проведено исследование государственной финансовой политики Республики Башкортостан за 2009-2013 гг. Исходя из поставленной цели, были получены следующие результаты: структурирована региональная финансовая политика Республики Башкортостан; проведен анализ состояния бюджетно-налоговой политики региона и выделены стратегические приоритеты; дана комплексная оценка состояния инвестиционной политики региона и определены направления повышения инвестиционной привлекательности; выработаны рекомендации по совершенствованию государственной финансовой политики в Республике Башкортостан. Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка стратегических приоритетов государственной финансовой политики, направленное на разработку эффективных мер и результативность ее реализации в долгосрочном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления финансовой политики Республики Башкортостан»

Финансовая политика

УДК 336.143

приоритетные направления финансовой политики

республики Башкортостан

И.Г. НИГМАТУЛЛИН,

кандидат экономических наук, член комитета Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Е-таП: nigmatullin.ireck@yandex.ru

Государственная финансовая политика представляет собой особую область финансовой науки и отражает изменения финансовых ресурсов, уровень их распределения и использования для осуществления государством своих функций, что особо актуализировалось в последнее время с учетом негативного влияния мировой экономики. В российской и зарубежной науке существуют разные взгляды и подходы к формированию государственной (национальной), региональной финансовой политики. С учетом этого в статье рассмотрены несколько публикаций российских ученых в области финансов.

Целью статьи является попытка определения приоритетных направлений финансовой политики Республики Башкортостан как одного из субъектов Российской Федерации.

В рамках исследования поставлены задачи: выявить структурные элементы государственной финансовой политики Республики Башкортостан; определить приоритетные направления государственной финансовой политики и их взаимосвязь с экономическими циклами (развитием) на современном этапе; разработать предложения по совершенствованию региональной финансовой политики Республики Башкортостан.

С помощью методов статистического обследования, структурирования и систематизации, ка-

чественного и количественного анализа состояния бюджетно-налогового сектора, инвестиционной политики проведено исследование государственной финансовой политики Республики Башкортостан за 2009-2013 гг.

Исходя из поставленной цели, были получены следующие результаты: структурирована региональная финансовая политика Республики Башкортостан; проведен анализ состояния бюджетно-налоговой политики региона, и выделены стратегические приоритеты; дана комплексная оценка состояния инвестиционной политики региона, и определены направления повышения инвестиционной привлекательности; выработаны рекомендации по совершенствованию государственной финансовой политики в Республике Башкортостан.

Сделан вывод о том, что в условиях финансовой нестабильности требуется совершенствование и корректировка стратегических приоритетов государственной финансовой политики, которая должна быть направлена на разработку эффективных мер и результативности ее реализации в долгосрочном периоде.

Ключевые слова: государство, регион, финансовая политика, бюджетно-налоговая политика, инвестиции, Республика Башкортостан

Государственная финансовая политика представляет собой реализацию комплекса мер и действий исполнительных органов власти в области финансов. В условиях финансовой нестабильности требуется кардинальная смена сложившихся научных подходов к выработке и определению финансовой политики.

Ряд научных школ в области финансов выделяет разные подходы к определению финансовой политики. Советская научная школа определяла, что финансовая политика - это совокупность мероприятий государства в области финансов (в широком смысле также в сфере кредитно-денежных отношений), которая, оказывая воздействие на экономику, предопределяется общими закономерностями экономического развития и конкретными историческими условиями, в которых функционирует государство [9].

Так, Е.В. Маркина [1] дает следующее определение: «Финансовая политика - это совокупность целенаправленных мер, разрабатываемых экономическими субъектами в области использования финансов, исполнение которых на макро- и микроуровне в конечном итоге призвано обеспечить формирование финансовой основы для реализации наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий экономической и социальной политики государства, его отдельных территорий, а также целей и задач организаций и домохозяйств».

Под финансовой политикой В.А. Слепов понимает систему скоординированных, взаимосвязанных мер, осуществляемых уполномоченными органами государственной власти во всех звеньях финансовой системы и на финансовом рынке [6, с. 50].

По мнению Н.М. Сабитовой, финансовая политика - это совокупность мер, направленных на достижение целей и решение задач публично-правовых образований и других экономических субъектов при помощи финансовых инструментов [5].

Финансовая политика, указывает Л.А. Дробо-зина, - это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей производства [8]. Или, например, финансовая политика - это базирующаяся на научно обоснованной концепции развития финансовой системы

страны особая форма государственного управления в сфере финансовых отношений и т.д. [3].

Таким образом, большинство ученых выделяют только совокупность мер, осуществляемых органами государственной власти, дополняя их рядом сущностных и объективных характеристик. Зачастую среди основных элементов государственной финансовой политики выделяют бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную и таможенную политику.

В рамках исследования автором под государственной финансовой политикой понимается единый методологический подход к управлению финансами с учетом обеспечения сбалансированного и диверсифицированного развития экономической политики на мезо-, макро- и микроуровнях.

Классификация государственной политики по географическому (территориальному) признаку позволяет выделить для научного анализа региональную финансовую политику для оценки управления на уровне субъекта Российской Федерации. Важное значение играет финансовая политика в развитии экономики регионов с учетом влияния финансовой нестабильности и нарушения сбалансированности экономического развития. Формирование региональной финансовой политики основано на существующей экономике и хозяйствующих субъектах, функционирующих в регионе.

Деятельность Правительства Республики Башкортостан в 2013 г. осуществлялась в соответствии с основными приоритетами развития, обозначенными в послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю, и была направлена:

- на формирование современной экономической среды;

- на обеспечение достойной жизни людей, повышение ее качественной составляющей на базе современных информационных и организационных систем интеллектуальной, высокотехнологичной, комфортной среды обитания1. Структура финансовой политики Республики

Башкортостан представлена на рис. 1.

В рамках реализации бюджетно-налоговой политики Республики Башкортостан в 2013 г. из бюджета региона профинансированы 21 государственная программа и одна долгосрочная целевая программа в области экономического и инфра-

1 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа. 2014. С. 3.

Бюджетно-налоговая политика

Политика финансирования государственных программ (долгосрочных целевых программ)

Политика финансирования мероприятий федеральных целевых программ

Политика формирования доходов и расходов бюджета

Политика управления долговой нагрузкой

Политика управления налоговыми поступлениями

Политика финансирования социального развития

структурного развития, социальной политики и сферы государственного управления. Бюд -жетные средства, направленные на финансирование государственных программ в сфере экономического развития, составили 16,4 млрд руб., при этом следует выделить четыре стратегических приоритетных направлений бюджетных расходов:

- экономическое развитие;

- инфраструктурное развитие;

- социальное развитие;

- государственные программы (эффективное государство).

Распределение объемов финансирования по приоритетным направлениям региональной финансовой политики представлено на рис. 2.

Основная доля расходов (119 324,71 млн руб.) приходится на государственные программы «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан» и «Развитие юстиции в Республике Башкортостан», а также на социальное развитие (92 834,66 млн руб.), где выделены следующие приоритеты:

- социальная поддержка граждан;

- содействие занятости населения;

- развитие физической культуры и спорта;

- развитие молодежной политики;

- развитие образования;

- развитие культуры, искусства и кинематографии;

- развитие архивного дела;

- развитие здравоохранения.

Кроме указанных направлений из бюджета Республики Башкортостан также финансировались 54 республиканские целевые программы на сумму 28,9 млрд руб.

Региональная финансовая политика

Инвестиционная политика

Политика стратегического планирования

Политика инвестиционного развития бизнеса региона

Политика управления привлечением инвестиций в экономику региона

Политика стимулирования инвестиционной деятельности

Финансовая политика предприятий и организаций

Финансовая политика внешнеэкономической деятельности

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Структура региональной финансовой политики Республики Башкортостан

Приоритетными направлениями бюджетной политики Республики Башкортостан в 20152017 гг. являются:

модернизация управления общественными финансами, государственным долгом; совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности органов

Государственные программы ^ Социальное развитие МП Экономическое развитие Щ Инфраструктурное развитие

Источник: составлено автором.

Рис. 2. Финансирование государственных программ из бюджета Республики Башкортостан в 2013 г., %

Таблица 1

Вклад стратегических целей министерства финансов Республики Башкортостан

в достижение региональных целей

Цель Региональная цель (приоритеты)

Повышение уровня и качества жизни Повышение уровня национальной безопасности Обеспечение устойчивого социально-экономического роста Формирование условий для социально-экономического роста на долгосрочную перспективу

Увеличить налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан до 2018 г в 1,4 раза к уровню 2013 г. Определяющий вклад Существенный вклад Определяющий вклад Определяющий вклад

Обеспечить качество управления региональными финансами на уровне не ниже надлежащего (по оценке Минфина России) Существенный вклад Отно сительный вклад Существенный вклад Определяющий вклад

Обеспечить уровень долговой нагрузки в пределах 30% доходов бюджета Республики Башкортостан без учета безвозмездных поступлений Существенный вклад Относительный вклад Определяющий вклад Определяющий вклад

Источник: Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства финансов Республики Башкортостан на 2015-2017 годы (предварительный). URL: https://minfin.bashkortostan.ru/activity/?SECTION_ID=15146.

исполнительной власти при безусловном обеспечении сбалансированности бюджета;

- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в условиях ограниченных финансовых ресурсов бюджетов всех уровней;

- обеспечение взвешенного и ответственного подхода к управлению бюджетными средствами2. В основе деятельности министерства финансов Республики Башкортостан лежат выработка и реализация единой государственной финансовой политики, необходимой для устойчивого развития экономики и функционирования финансовой системы республики (табл. 1).

Налоговая политика и уровень налоговых поступлений выступают одной из стратегических целей министерства финансов Республики Башкортостан, так как от стадии экономического развития региона зависит деловая активность предприятий и организаций и определяется тип региональной финансовой политики (сдерживающая или стимулирующая -. стабилизационная).

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации приведена в табл. 2.

2 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства финансов Республики Башкортостан на 20152017 годы (предварительный). URL: https://minfin.bashkortostan. ru/activity/?SECTION_ID=15146.

В регионе высокий уровень администрирования налоговых поступлений и сборов. В анализируемом периоде положительная динамика роста по всем видам и в разрезе всех уровней, что является характерной чертой высокоэффективной налоговой политики Республики Башкортостан.

Структурный анализ налоговых поступлений показал, что наибольшая доля приходится на федеральные налоги и сборы: 2009 г. - 90,71%, в 2013 г. -91,82%. Налоговая политика во многом определяет возможности создания благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня жизни населения. Основная задача при ее разработке состоит в оптимальном сочетании фискальной и регулирующей функций налогов [7].

В научных публикациях можно выделить точку зрения, что при анализе налогов современной налоговой системы проявляется основной принцип -. фискальный, а российская налоговая система ориентирована в основном на перераспределение федеральных регулирующих налогов [2].

Для оценки эффективности налоговой политики Республики Башкортостан и уровня централизации налоговых поступлений по инструментам (видам налогов) выделим динамику по федеральным налогам и сборам (табл. 3).

Основная доля поступлений обеспечивается за счет налогов и сборов за пользование природными

Таблица 2

Налоговые поступления Республики Башкортостан в консолидированный бюджет

Российской Федерации в 2009-2013 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Начислено к уплате в текущем году, млн руб. 114 432,75 133 172,48 166 618,67 177 876,59 194 134,34

Поступило платежей в консолидированный бюджет 141 104,85 164 401,99 197 111,43 215 693,14 236 424,08

Российской Федерации, всего, млн руб.

В том числе:

- федеральные налоги и сборы 128 001,64 149 999,50 182 506,06 199 158,78 217 081,91

- региональные налоги и сборы 8 171,99 8 780,07 8 792,72 9 823,26 11 745,88

- местные налоги и сборы 1 609,16 1 423,63 1 253,74 1 497,74 2 077,28

- налоги, предусмотренные специальными 3 261,16 4 198,78 4 558,92 5 213,35 5 519,01

налоговыми режимами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень исполнения, % 123,31 123,45 118,30 121,26 121,78

Источник: Отчеты по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2013, 01.01.2012, 01.01.2011, 01.01.2010. URL: http://www. nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4163396/.

Таблица 3

Федеральные налоги и сборы Республики Башкортостан в консолидированный бюджет

Российской Федерации в 2009-2013 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Налог на прибыль 30 107,25 23,52 29 668,49 19,78 34 163,49 18,72 36 350,49 18,25 37 612,31 17,33

организаций, всего

В том числе в феде- 4 305,59 3,36 5 313,21 3,54 3 770,77 2,07 4 038,29 2,03 5 749,81 2,65

ральный бюджет

Налог на доходы физи- Н/д - Н/д - 33 563,09 18,39 37 761,36 18,96 41 695,36 19,21

ческих лиц

Налог на добавленную 23 891,39 18,66 26 284,98 17,52 26 780,28 14,67 21 953,96 11,02 25 724,75 11,85

стоимость

Акцизы по подакциз- 26 127,65 20,41 31 311,19 20,87 38 440,62 21,06 46 948,68 23,57 53 063,91 24,44

ным товарам

Налоги и сборы за 19 813,43 15,48 32 157,86 21,44 49 073,33 26,89 55 663,33 27,95 58 649,62 27,02

пользование природ-

ными ресурсами, всего

В том числе налог 19 642,96 15,35 32 006,95 21,34 48 958,16 26,83 55 585,95 27,91 58 399,40 26,90

на добычу полезных

ископаемых

Остальные федераль- 28 025,76 21,89 30 576,99 20,38 485,25 0,27 480,96 0,24 515,97 0,24

ные налоги и сборы

Источник: отчеты по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2013, 01.01.2012, 01.01.2011, 01.01.2010. URL: http://www. nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4163396/.

ресурсами, при этом значительная доля отраслевой добавленной стоимости приходится на обрабатывающие производства (2012 г. - 37,2%), а на долю добычи полезных ископаемых приходилось лишь 2,9%.

Сравнительный анализ налоговых поступлений двух видов экономической деятельности (ВЭД) представлен в табл. 4.

Значительное снижение налоговых поступлений по ВЭД «Обрабатывающие производства» в 2013 г. при росте в ВЭД «Добычи природных ископаемых» за счет добычи сырой нефти показывает смещение налоговой политики региона, так на эти

два вида приходится более 64% в 2013 г.

В 2009-2011 гг. распределение налоговых поступлений находилась примерно на пропорциональном уровне, и обрабатывающие производства показывали более высокие поступления и сборы. Это обусловлено тем, что ОАО «АНК «Башнефть» в 2013 г. увеличило добычу нефти в Республике Башкортостан, а также тем, что досрочно начата добыча нефти на месторождениях им. Р. Требса и А. Титова в Ненецком автономном округе3.

3 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа, 2014. С. 42.

Источник: отчеты по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2014, 01.01.2013, 01.01.2012, 01.01.2011, 01.01.2010 URL: http://www. nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/4163396/.

Таблица 4

Поступления налогов и сборов Республики Башкортостан в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009-2013 гг. по видам экономической деятельности, млн руб.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Добыча полезных ископаемых

Федеральные налоги и сборы, всего 28 192,54 43 287,35 58 092,73 78 020,96 116 608,14

В том числе: 3 234,63 9 587,19 10 697,01 12 545,92 15 890,59

- налог на прибыль организаций

- налог на добавленную стоимость 3 933,29 - 370,83 -3 567,09 -5 389,55 3 467,76

- акцизы по подакцизным товарам 76,87 24,05 -0,41 13 320,73 36 125,73

- налоги и сборы за пользование природными ресурсами 19 601,15 31 963,99 48 916,75 55 542,64 58 332,19

Из них налог на добычу полезных ископаемых 19 593,77 31 955,32 48 909,04 55 535,85 58 325,32

Региональные налоги и сборы 866,87 942,24 1 139,02 1 450,95 1 843,36

Местные налоги и сборы 21,75 28,64 23,83 40,01 100,13

Налоги со специальным налоговым режимом 2,5 2,9 3,67 4,57 7,14

Обрабатывающие производства

Федеральные налоги и сборы, всего 39 814,79 50 771,10 59 468,44 49 950,18 24 206,93

В том числе: 3 567,37 6 967,29 6 510,04 6 593,09 3 746,97

- налог на прибыль организаций

- налог на добавленную стоимость 3 852,38 6 096,48 7 525,22 2 137,0 -4 221,28

- акцизы по подакцизным товарам 26 055,13 31 283,96 38 437,13 33 625,12 16 920,11

- налоги и сборы за пользование природными ресурсами 85,41 76,27 68,82 44,18 36,75

Из них налог на добычу полезных ископаемых 35,80 32,83 27,15 22,69 22,94

Региональные налоги и сборы 2 275,29 2 587,98 2 531,42 2 393,68 2 070,05

Местные налоги и сборы 427,69 435,29 437,20 274,14 245,38

Налоги со специальным налоговым режимом 273,33 337,64 356,77 411,92 419,21

Эффективная налоговая политика должна оказывать прямое влияние на стимулирование развития новых производств, модернизацию и развитие высокотехнологичных производств, а также на инвестиционную привлекательность и инвестиционный климат для привлечения финансовых ресурсов в экономику региона.

Совершенствование бюджетно-налоговой политики с учетом прогнозирования экономического роста территорий приведет к повышению экономической активности предприятий и организаций, а также будет стимулировать активность малого и среднего предпринимательства. Решение комплекса мероприятий в сфере налоговой политики направлено как на рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, так и на привлечение инвестиционных ресурсов, что способствует сбалансированному экономическому росту региона.

Следующим ключевым элементом финансовой политики выступает инвестиционная политика, под которой автором понимается совокупность мер и мероприятий по выработке основных направлений, механизмов и инструментов активизации инвестиционной деятельности территорий региона. Так,

И.Р. Хисматуллин считает, что устойчивое социально-экономическое развитие и инвестиционная привлекательность региона базируются на накопленном потенциале, имеющихся конкурентных преимуществах и перспективных инвестиционных проектах [4]. Преимущества Республики Башкортостан в инвестиционной сфере основываются на ряде существенных факторов, к которым относятся:

- устойчивое финансовое положение и инвестиционная привлекательность;

- стабильная банковская система;

- значительные запасы полезных ископаемых и сырьевых ресурсов;

- выгодное географическое положение;

- значительный человеческий капитал;

- развитая транспортная система;

- инвестиционный потенциал отраслевой экономики.

На инвестиционном портале Республики Башкортостан указываются следующие отраслевые приоритеты для инвесторов4:

4 Инвестиционный портал Республики Башкортостан. URL: http://invest.bashkortostan.ru.

Источник: постановление Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2008 № 422 «О Концепции инвестопроводящей системы Республика Башкортостан на период дл 2015 года».

Рис. 3. Основные направления инвестиционной политики в Республике Башкортостан в 2008-2011 гг.

- нефтедобывающий комплекс;

- черная и цветная металлургия;

- химическая и нефтехимическая промышленность;

- машиностроительный комплекс;

- агропромышленный комплекс.

В рамках поиска оптимальной инвестиционной политики региона (для активизации инвестиционной деятельности и формирования эффективной инвестиционной политики) постановлением Правительства Республики Башкортостан была утверждена «Концепция инвестопроводящей системы на период до 2015 года», которая определила приоритетные задачи развития инвестиционной инфраструктуры, инвестиционной среды и механизмы организации межведомственного взаимодействия [4].

Инвестиционная политика Республики Башкортостан на первом этапе была направлена на развитие инвестиционного потенциала предприятий, кредитных организаций и населения, а также на формирование благоприятного инвестиционного имиджа республики, создание предпосылок для привлечения инвестиций в регион5. Активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики предусматривала формирование основных направлений инвестиционной политики (рис. 3).

В качестве инструмента реализации инвестиционной политики Республики Башкортостан разработан проект стратегии инвестиционного развития

5 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2008 №№ 422 «О Концепции инвестопроводящей системы Республика Башкортостан на период до 2015 года».

до 2020 года, в котором выделены три отраслевых приоритета6: первоочередные приоритеты: агропромышленный комплекс, сектор услуг, химическая промышленность (малая химия) и строительство; машиностроение (нефтесервисный сектор) и транспор-тно-логистический

комплекс; туризм, деревопе-реработка, машиностроение (ВПК, малая авиация) и развитие инновационной сферы.

В Республике Башкортостан сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов на общий объем инвестиций в размере 515 613,85 млн руб. и создание 31 988 новых рабочих мест7.

Для создания комфортных условий инвесторов в регионе создана система государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и содействия инновационному развитию республики, включающая ряд мер поддержки (рис. 4).

Несмотря на принятые меры для реализации инвестиционной политики во взаимосвязи с государственной финансовой политикой региона, необходимо проводить оценку их эффективности. Под эффективностью инвестиционной политики следует понимать интегральную систему взаимосвязанных показателей деятельности хозяйствующих субъектов с учетом эффективности инвестиционных проектов и экономического развития региона в соответствии с приоритетами финансовой и экономической политики в долгосрочной перспективе.

Традиционно выделяют четыре источника финансирования инвестиций:

- собственное финансирование (собственные

Источник: Инвестиционный портал Республики Башкортостан. URL: http://invest.bashkortostan. ru/.

Рис. 4. Меры государственной поддержки инвесторов в Республике Башкортостан

средства предприятий), т.е. за счет образования прибыли и добавленной стоимости;

- привлеченное (долевое и безвозмездное) финансирование, в том числе государственное финансирование;

- долговое финансирование (кредитные ресурсы, выпуск ценных бумаг, инвестиционный налоговый кредит и др.);

- комбинированное финансирование (проектное финансирование, синдицированный кредит, финансирование институтами развития и др.). Структура инвестиций по источникам финансирования в Республике Башкортостан представлена в табл. 5.

Инвестиционная политика региона характеризуется как сформированная за счет предприятий и организаций реального сектора экономики. При

Таблица 5

Структура инвестиций по источникам финансирования в Республике Башкортостан в 2009-2012 гг., %

6 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа, 2014. С. 184.

7 Перечень приоритетных инвестиционных проектов Республики Башкортостан. URL: http://minecon.bashkortostan.ru/activity/ investments/development/2014/07/15/development_408.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид финансирования 2009 2010 2011 2012

Собственные средства 44,4 51,1 57,5 53,6

Привлеченные средства, 55,6 48,9 42,5 46,4

всего

В том числе:

- кредиты банков 12,7 6,0 9,1 17,2

- бюджетные средства 22,3 22,1 18,3 14,8

Источник: Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/ IssWWW.exe/Stg/d3/23-06-2.htm.

этом в 2009-2012 гг. доля бюджетных средств снижается, а растет доля кредитных ресурсов банков, что показывает приемлемый уровень кредитоспособности заемщиков-предприятий. Следовательно, инвестиционную политику и инвестиционные процессы региона можно определить через рыночный тип, с незначительной долей влияния прямых бюджетных ресурсов и создание косвенных мер государственной поддержки (налоговые льготы и т.д.).

Инвестиционная политика Республики Башкортостан ориентирована на развитие новых форм привлечения финансовых ресурсов, развитие производственного потенциала, высокий уровень бюджетно-налоговой обеспеченности, что должно обеспечить устойчивый экономический рост. Распределение инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности представлено в табл. 6.

Анализ данных табл. 6 свидетельствует, что в основном инвестиции направляются в обрабатывающие производства, при этом требуется усиленное внимание к сельскому хозяйству, инвестиции в котором не достигли уровня 2009 г., что в условиях государственной политики активного развития и импортозамещения продукции сельского хозяйства может дать новый импульс для развития данного сегмента экономики. Следовательно, можно сказать о диверсифицированном распределении инвестиций в экономике Республики Башкортостан, или политике активного привлечения инвестиций.

Одним из показателей инвестиционной привлекательности региона является приток иностранных инвестиций в экономику (табл. 7).

Можно отметить структурные преобразования динамики иностранных инвестиций, а именно, преобразования инвестиций, осуществляемых

Таблица 6

Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности в Республике Башкортостан в 2009-2012 гг.

Вид экономической деятельности 2009 2010 2011 2012

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6 317,1 7,08 4 265,2 4,99 4 860,6 4,69 6 059,5 4,52

Добыча полезных ископаемых 9 165,4 10,28 14 213,7 16,63 16 067,9 15,49 16 325,0 12,17

Обрабатывающие производства 21 348,8 23,94 15 025,0 17,58 24 565,4 23,69 43 811,3 32,65

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 322,4 5,97 6 521,1 7,63 8 323,0 8,02 8 548,4 6,37

Строительство 1 855,7 2,08 1 235,1 1,45 2 393,8 2,31 1 710,6 1,27

Оптовая и розничная торговля и др. 4 261,3 4,78 5 394,5 6,31 3 208,7 3,09 3 931,6 2,93

Гостиницы и рестораны 101,2 0,11 120,8 0,14 84,4 0,08 307,4 0,23

Транспорт и связь 17 992,3 20,18 15 169,1 17,75 20 154,1 19,43 23 747,7 17,69

Финансовая деятельность 885,6 0,99 1 220,9 1,43 1 219,5 1,18 1 855,6 1,38

Операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг 10 045,8 11,27 11 240,2 13,15 9 863,4 9,51 14 165,1 10,56

Образование 3 716,0 4,17 3 677,3 4,30 2 883,7 2,78 4 343,5 3,24

Здравоохранение 3 836,8 4,30 4 137,8 4,84 6 517,9 6,28 4 478,9 3,34

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013, 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/23-06-2.htm.

Таблица 7

Иностранные инвестиции в экономику Республики Башкортостан в 2009-2013 гг.

Инвестиции 2009 2010 2011 2012 2013

Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. % Млн руб. %

Поступило, всего 169 248 100 506 846 100 313 564 100 596 506 100 301 800 100

В том числе:

- прямые 68 675 40,58 61 652 12,16 92 863 29,62 61 231 10,26 240 500 79,69

- портфельные 16 271 9,61 10 045 1,98 14 793 4,72 8 655 1,45 9 400 3,11

- прочие 84 302 49,81 435 149 85,85 205 908 65,67 526 620 88,28 51 900 17,19

Источник: Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2013 г URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_14p/IssWWW.exe/Stg/d3/23-09-2.htm.

■38 (224) - 2014

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: FINANCIAL ANALYTICS

проблемы и решения science and experience

на возвратной основе, к прямым инвестициям (в 2013 г. - 79,69%). В 2013 г. странами-инвесторами выступали Кипр, Германия, Нидерланды и Австрия8, более половины (57,5%) общего объема инвестиций поступило в обрабатывающие производства, 20,8% - в здравоохранение и предоставление социальных услуг.

Среди основных причин снижения объема иностранных инвестиций в экономику Республики Башкортостан можно отметить высокий уровень конкуренции за источники финансовых ресурсов инвесторов между субъектами Российской Федерации, состояние инвестиционной инфраструктуры и наличие особых льготных условий для ведения бизнеса (например, особые экономические зоны, инновационная инфраструктура и др.).

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику региона требуется совершенствование инвестиционной политики как части государственной финансовой политики с учетом общего улучшения инвестиционного климата и стимулирования инвестиций, на фоне повышения инвестиционной привлекательности в целом.

По мнению автора, необходимо проведение мониторинга элементов государственной финансовой политики в зависимости от совокупности влияния внешних и внутренних факторов, концентрации финансовых ресурсов, а также состояния финансовой, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.

Основными направлениями совершенствования государственной финансовой политики являются:

- стратегическое планирование и внедрение системы мониторинга за эффективностью реализации государственных программ, долгосрочных и федеральных целевых программ экономики регионов;

- формирование сбалансированного развития бюджетно-налоговой и инвестиционной политики с учетом сложившихся реалий и их модернизацию в условиях влияния негативных факторов макроэкономической нестабильности;

- разработка стратегии, целей и задач, программ привлечения инвестиций в экономику региона для обеспечения сбалансированного развития и диверсификации производств;

- создание условий для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, а также повыше-

8 Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан в 2013 году. Уфа,. 2014. С. 21.

ния инновационной активности в регионе;

- снижение уровня административных нагрузок на ведение бизнеса, в том числе по сокращению сроков подключения к объектам инфраструктуры;

- повышение роли банков в развитии комбинированного финансирования и «длинных» источников фондирования.

Можно отметить, что региональная финансовая политика как составляющая часть государственной финансовой политики должна быть направлена на сбалансированность финансовых ресурсов по всем уровням (звеньям, сферам) финансовой системы для экономического роста, улучшения инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата субъекта.

Список литературы

1 . Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. 496 с.

2 . Кравцова Н.И., Магомедова Р.М., Сулейма-нов М.М. Налоговая децентрализация как основа формирования эффективной бюджетно-налоговой политики региона. // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 10. С. 7-15.

3. Кузулгуртова А.Ш. Понятие, содержание и сущность государственной финансовой политики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 5. С. 59-65.

4. Рахимов М.Г. Особенности регионального опыта современной инвестиционной политики на примере Республики Башкортостан // Право и инвестиции. 2009. № 4. С. 24-28.

5. Сабитова Н.М. Государственная финансовая политика: проблема целей // Финансы и кредит. 2010. № 27. С. 8-14.

6. Слепов В.А., Громова Е.И. О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики // Финансы. 2000. № 8. С. 50-53.

7. Сысоева Е.Ф., Мельник Е.Н. Комплексный подход к оценке эффективности налоговой политики в регионах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С. 2-14.

8. Финансы: учебник для вузов / под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 527 с.

9. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы, 1964. Т.2. 688 с.

10. Хисматуллин И.Р. Инвестиционный потенциал Республики Башкортостан: основные направления региональной политики // ВУЗ. XXI век. 2013. № 3. С. 28-41.

Financial analytics: science and experience Financial policy

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

PRIORITY DIRECTIONS OF THE FINANCIAL POLICY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Irek G. NIGMATULLIN

Abstract

Importance The State financial policy is a special area of financial science and it reflects the changes in the financial resources, the level of allocation and utilization for the implementation of the State's functions that particularly, became urgent lately, taking into account the negative impact of the world economy. There are different views and approaches to the formation of the State (national), regional financial policies in the Russian and foreign science. With the consideration of this, I have considered several publications of the Russian scientists, which reflect the scientific school in the field of finance .

Objectives The aim of my paper is to attempt to determine the Republic of Bashkortostan financial policy priorities as one of the constituent territories of the Russian Federation. Within the scope of the study, I have defined the objectives: identify the structural elements of the State financial policy of the Republic of Bashkortostan; determine the priority directions of the State financial policy and the relationship with the economic cycles (development) at the present stage; develop the proposals to improve the regional financial policy of the Republic of Bashkortostan Methods With the help of the methods of statistical survey, structuring and systematization, qualitative and quantitative analysis of the fiscal sector and the investment policy, I have conducted the research of the public financial policy of the Republic of Bashkortostan within the period of 2009-2013. Based on this goal, I have obtained the following results: made structuring of the regional financial policy of the Republic of Bashkortostan; carried out an analysis of fiscal policy of the region and identified the strategic priorities; provided the comprehensive assessment of the investment policy status in the region and identified the proposals to enhance the investment attractiveness; developed the recommendations for improving the State financial policy in the Republic of Bashkortostan Results I came to a conclusion that the conditions of financial instability require the improvement and ad-

justment of the strategic priorities of the State financial policy

Conclusions and Relevance The strategic priorities of the State financial policy should be aimed at developing the effective measures and the effectiveness of its implementation for a long-run period

Keywords: State, region, fiscal policy, investment policy, Republic of Bashkortostan

References

1. Gryaznova A.G., Markina E.V. Finansy [Finance]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2012, 496 p.

2. Kravtsova N.I., Magomedova R.M., Suleimanov M.M. Nalogovaya detsentralizatsiya kak osnova formi-rovaniya effektivnoi byudzhetno-nalogovoi politiki regiona [Fiscal decentralization as the basis for an effective fiscal policy of region]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2014, no. 10, pp. 7-15.

3. Kuzulgurtova A.Sh. Ponyatie, soderzhanie i sushchnost' gosudarstvennoi finansovoi politiki [The concept, content and rationale of the State financial policy]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya -Financial analytics: science and experience, 2010, no. 5, pp. 59-65.

4. Rakhimov M.G. Osobennosti regional'nogo opyta sovremennoi investitsionnoi politiki na primere Respubliki Bashkortostan [The specifics of regional experience of the modern investment policy of the Republic of Bashkortostan]. Pravo i investitsii - Law and investment, 2009, no. 4, pp. 24-28.

5. Sabitova N.M. Gosudarstvennaya finansovaya politika: problema tselei [State financial policy: the problem of goals]. Finansy i kredit- Finance and credit, 2010, no. 27, pp. 8-14.

6. Slepov V.A., Gromova E.I. O vzaimosvyazi finansovoi politiki, strategii i taktiki [On the relationship of financial policy, strategy and tactics]. Finansy -Finance, 2000, no. 8, pp. 50-53.

7. Sysoeva E.F., Mel'nik E.N. Kompleksnyi pod-khod k otsenke effektivnosti nalogovoi politiki v re-gionakh [A multipronged approach to the assessment of the regions' tax policy effectiveness]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial analytics: science and experience, 2012, no. 25, pp. 2-14.

8. Finansy [Finance]. Moscow, YUNITI Publ., 2002, 527 p.

9. Finansovo-kreditnyi slovar' [The financial and credit dictionary]. Moscow, Finansy Publ., 1964, vol. 2, 688 p.

10. Khismatullin I.R. Investitsionnyi potentsial Respubliki Bashkortostan: osnovnye napravleniya

regional'noi politiki [The investment potential of the Republic of Bashkortostan: the guidelines for the regional policy]. VUZ.XXI vek - HEI. 21st century, 2013, no. 3, pp. 28-41.

Irek G. NIGMATULLIN

National Assembly of Kurultai of the Republic of Bashkortostan, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ufa, Republic of Bashkortostan, Russian Federation nigmatullin.ireck@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.