Научная статья на тему 'Присвоение ученых званий как государственная услуга: оптимизация административных процедур и переход к цифровой модели'

Присвоение ученых званий как государственная услуга: оптимизация административных процедур и переход к цифровой модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственные услуги / государственная научная аттестация / ученые звания / административные процедуры / цифровизация / реестровая модель / public services / state scientific certification / academic titles / administrative procedures / digitalization / registry model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пахомов Сергей Иванович, Петров Михаил Петрович, Величко Дарья Андреевна

Переход к цифровой модели оказания государственной услуги присвоения ученых званий предполагает фундаментальные изменения этого общественного института. Они связаны не только с необходимостью разработки технологической карты цифровизации процесса предоставления услуги, но и с оптимизацией самой процедуры присвоения ученых званий. Статья раскрывает технологические и институциональные аспекты реализации цифровой реестровой модели оказания государственной услуги присвоения ученых званий. Методологической базой исследования служат теории государственного управления и публичных услуг, права, процессный подход и концепция цифровизации. В работе используются методы анализа бизнес-процессов. Информационная база исследования сформирована путем интеграции нормативных правовых актов, регламентирующих принципы и механизмы оказания государственных услуг по присвоению ученых званий, с рабочими проектными документами Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства науки и высшего образования РФ. Отмечается необходимость легализации процедур инициирования представления соискателя к ученым званиям. Обосновывается отнесение ученых званий к академическим правам научных и научно-педагогических работников. Отдельное внимание уделяется преобразованию содержания института ученых званий, повышению его роли в оценке научной квалификации и в развитии академической карьеры. Рассматривается дискуссионный вопрос о предоставлении права самостоятельного присвоения ученых званий ведущим площадкам (переход к гибридному формату), подчеркивается значение баланса в определении степени локального и централизованного регулирования. В перспективе необходимым инструментом актуализации содержания ученых званий должна стать инициатива по модернизации комплекса количественных требований и критериев, предъявляемых к соискателям ученых званий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пахомов Сергей Иванович, Петров Михаил Петрович, Величко Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awarding academic titles as a public service: Optimization of administrative procedures and transition to a digital model

The transition to a digital model of providing the public service of conferring academic titles implies fundamental changes in this public institution, which are associated with both the need to make a technological map for digitizing the service and optimization of the very procedure for awarding academic titles. The paper discusses technological and institutional aspects of providing the public service of conferring academic titles in a digital form. The theories of public administration and public services, digitalization, jurisprudence and project management constitute the methodological framework of the article. The classical research methods, such as analysis and synthesis, are used. The empirical data are obtained through integration of the legal acts regulating the principles and mechanisms for rendering public services and conferring academic titles with the project documents of the Department of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Certification of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. We indicate the need to legalize the procedures for initiating the nomination of an applicant for academic titles and justify the attribution of academic titles to the academic rights of scientific and scientific-pedagogical workers. Special focus of the study is on the reorganization of the academic titles institution and its role in assessing scientific qualifications and developing academic career. We address the controversial issue of granting the leading universities the right to independently confer academic titles (transition to a hybrid format) and emphasize the importance of balance between local and centralized regulation. In prospect the initiative to update the quantitative requirements and criteria for applicants for academic titles should be a key tool in revising the content of academic titles.

Текст научной работы на тему «Присвоение ученых званий как государственная услуга: оптимизация административных процедур и переход к цифровой модели»

et a.

DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-2-1 EDN: BSJKVD °

JEL Сlassification: 120, 128, 718 £

О

Присвоение ученых званий как государственная услуга: * оптимизация административных процедур и переход к

к цифровой модели

С.И. Пахомов, М.П. Петров, Д.А. Величко |

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, РФ ¡^

ш

Аннотация. Переход к цифровой модели оказания государственной услуги присвоения ученых званий предполагает 5 фундаментальные изменения этого общественного института. Они связаны не только с необходимостью разработки технологической карты цифровизации процесса предоставления услуги, но и с оптимизацией самой процедуры присвоения ученых званий. Статья раскрывает технологические и институциональные аспекты реализации цифровой реестровой модели оказания государственной услуги присвоения ученых званий. Методологической базой исследования служат теории государственного управления и публичных услуг, права, процессный подход и концепция цифровизации. В работе используются методы анализа бизнес-процессов. Информационная база исследования сформирована путем интеграции нормативных правовых актов, регламентирующих принципы и механизмы оказания государственных услуг по присвоению ученых званий, с рабочими проектными документами Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства науки и высшего образования РФ. Отмечается необходимость легализации процедур инициирования представления соискателя к ученым званиям. Обосновывается отнесение ученых званий к академическим правам научных и научно-педагогических работников. Отдельное внимание уделяется преобразованию содержания института ученых званий, повышению его роли в оценке научной квалификации и в развитии академической карьеры. Рассматривается дискуссионный вопрос о предоставлении права самостоятельного присвоения ученых званий ведущим площадкам (переход к гибридному формату), подчеркивается значение баланса в определении степени локального и централизованного регулирования. В перспективе необходимым инструментом актуализации содержания ученых званий должна стать инициатива по модернизации комплекса количественных требований и критериев, предъявляемых к соискателям ученых званий.

Ключевые слова: государственные услуги; государственная научная аттестация; ученые звания; административные процедуры; цифровизация; реестровая модель.

Информация о статье: поступила 27 февраля 2024 г.

Ссылка для цитирования: Пахомов С.И., Петров М.П., Величко Д.А. (2024). Присвоение ученых званий как государственная услуга: оптимизация административных процедур и переход к цифровой модели // Управленец. Т. 15, № 2. С. 3-14. DOI: 10.29141/2218-5003-2024-15-2-1. EDN: BSJKVD.

Awarding academic titles as a public service: Optimization of administrative procedures and transition to a digital model

Sergey I. Pakhomov, Mikhail P. Petrov, Darya A. Velichko

Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The transition to a digital model of providing the public service of conferring academic titles implies fundamental changes in this public institution, which are associated with both the need to make a technological map for digitizing the service and optimization of the very procedure for awarding academic titles. The paper discusses technological and institutional aspects of providing the public service of conferring academic titles in a digital form. The theories of public administration and public services, digitalization, jurisprudence and project management constitute the methodological framework of the article. The classical research methods, such as analysis and synthesis, are used. The empirical data are obtained through integration of the legal acts regulating the principles and mechanisms for rendering public services and conferring academic titles with the project documents of the Department of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Certification of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. We indicate the need to legalize the procedures for initiating the nomination of an applicant for academic titles and justify the attribution of academic titles to the academic rights of scientific and scientific-pedagogical workers. Special focus of the study is on the reorganization of the academic titles institution and its role in assessing scientific qualifications and developing academic career. We address the controversial issue of granting the leading universities the right to independently confer academic titles (transition to a hybrid format) and emphasize the importance of balance between local and centralized regulation. In prospect the initiative to update the quantitative requirements and criteria for applicants for academic titles should be a key tool in revising the content of academic titles.

Keywords: public services; state scientific certification; academic titles; administrative procedures; digitalization; registry model. Article info: received February 27, 2024

For citation: Pakhomov S.I., Petrov M.P., Velichko D.A. (2024). Awarding academic titles as a public service: Optimization of administrative procedures and transition to a digital model. Upravlenets/The Manager, vol. 15, no. 2, pp. 3-14. DOI: 10.29141/22185003-2024-15-2-1. EDN: BSJKVD.

2 ВВЕДЕНИЕ

й Одним из процессов взаимодействия государства £ с другими субъектами, охватывающих все направле-Я ния работы органов исполнительной власти, высту-я пает оказание государственных услуг. ш В сфере научной аттестации к государственным | услугам в настоящее время отнесены: присвоение Ш ученых званий профессора и доцента (в том числе вопросы лишения ученых званий, замены и выдачи дубликатов аттестатов о присвоении ученых званий); выдача разрешений на открытие диссертационных советов и изменение их состава; признание ученых степеней и ученых званий, полученных за рубежом.

Все названные государственные услуги имеют общие признаки: они имеют заявительный характер, а также прямо или опосредованно связаны с оценкой квалификации научных и научно-педагогических работников.

Отнесение какой-либо деятельности к сфере государственных услуг кратно повышает требования к регулированию процесса осуществления возлагаемых на органы власти полномочий.

Переход к цифровизации управления отдельных предметных областей работы государственного аппарата, в том числе по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента, предполагает обращение к анализу процессов трансформации всей сферы государственных услуг.

Можно выделить три этапа становления отечественной системы публичных услуг. На первом этапе (2004-2010 гг.) была обоснована идея необходимости института государственных услуг, в государственном управлении выделена сфера публичных услуг, реализовано их разграничение с государственными функциями, введено законодательное регулирование данного института1, создана Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал госуслуг, ЕПГУ).

На втором этапе (2011-2019 гг.) государственные услуги, особенно в электронном виде2, внедрены в повседневную жизнь, проводятся разработка и масштабирование цифровых сервисов, отладка процедур осуществления государственных услуг на основе платформенного решения.

С 2020 г. запущена реализация третьего этапа развития государственных услуг, который продолжается по настоящее время. Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносятся поправки в Федеральный закон

1 См.: Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ.

2 См.: Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электрон-

ном виде: распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р.

от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающие введение реестровой модели получения результата услуг, цифровую трансформацию государственных услуг, введение принципа про-активного оказания услуг, уведомление заявителей о состоянии рассмотрения документов в государственном органе.

Следует отметить принципиально новый порядок разработки и утверждения правовых актов, определяющих процедуры оказания государственных услуг, основанный на применении технологии машиночитаемой структуры административных регламентов. Разработка и утверждение регламентов проводятся полностью в электронном виде.

Одно из начинаний обусловлено задачами проводимого на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности3, в рамках которого последовательно реализуется комплекс мер, отражающих наиболее передовые практики по улучшению качества и доступности государственных услуг. В их числе:

1) повсеместный переход к управлению, ориентированному на улучшение процессов государственного управления и реинжиниринг процедур оказания государственных услуг с учетом введения принципов кли-ентоцентричности;

2) автоматизация процедур оказания услуг.

В рамках второго направления обеспечивается:

• вывод государственных услуг на Единый портал госуслуг, внедрение электронного сервиса обжалования процедуры и результата государственной услуги на портале;

• распространение на сферу госуслуг требований, предъявляемых к разрешительным режимам, позволяющее реализовать в отношении госуслуг разработанные к настоящему времени подходы в сфере оптимизации процедур контроля и надзора (перевод процедур оказания государственной услуги полностью в электронный вид, реализация реестровой модели получения результата, внедрение дистанционных технологий оплаты государственной пошлины, автоматизация статистики);

• введение новых принципов авторизации и идентификации пользователей электронными услугами, расширение возможностей при их получении в электронном виде, информирование пользователей, повышение степени удобства государственных информационных систем, ускорение обмена данными между ведомствами в рамках единых технологических стандартов.

Реализация совокупности указанных мер крат-

3 См.: О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования: постановление Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279.

но повышает степень прозрачности регулирования и координации процесса управления сферой государственных услуг, позволяет сократить сроки их оказания, упростить и сделать более удобным процесс получения услуг для граждан и юридических лиц.

На текущем этапе возникает инструмент управления сферой публичных услуг: периодический пересмотр процедуры оказания государственных услуг, их нормативных правовых оснований, требований к субъекту оказания и к структуре обслуживания, в результате чего меняется и содержательный аспект услуги, появляются новые задачи, связанные с совершенствованием области управления, в которой реализуется вид деятельности, формально отнесенной к сфере услуг.

Динамика изменений этой сферы свидетельствует о необходимости принципиально нового понимания процесса государственной регламентации государственных услуг, во главе угла которой стоит принцип максимальной клиентоориентированности и периодической оптимизации процедур оказания услуг в соответствии с изменяющимися жизненными потребностями.

Применение научных методов реинжиниринга к описанию цифровой модели оказания государственных услуг в значительной мере зависит от отраслевых подходов и активно рассматривается в экономической науке, политических науках, правоведении, управлении. Если на первых этапах проводились комплексные научные исследования о понятии государственных услуг и их правовой природе [Гриценко, Шевелева, 2007; Гутников и др., 2007], то в современный период большее значение приобретает описание содержания вопросов развития складывающейся в последние 10-15 лет системы услуг, оптимизации данной сферы, введения нового инструментария, позволяющего повысить качество их оказания [Паршин, 2013; Пуляевская, Якимова, 2021; Терещенко, 2021], доступность, прежде всего в результате перевода государственных услуг в электронный вид [Данилин, 2004; Белоусов, Николаев, 2021; Соколов, Солдаткина, 2021; Суглобов, Минаков, 2021; Талапина, Козяр, 2023; Зубарев, 2023].

Этот процесс вариативен, требует оперативного отклика и анализа. Среди возникающих вопросов цифровизации и оптимизации государственных услуг в настоящей работе отмечаются лишь некоторые проблемные аспекты, касающиеся в большей степени оказания услуги по присвоению ученых званий.

Отдельный блок вопросов раскрывает содержание государственного регулирования института ученых званий, которое осуществляется непрерывно с момента формирования системы государственной научной аттестации [Арсланов и др., 2023].

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ °

ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ й

ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ I

Государственное регулирование вопросов присвое- д ния ученых званий в настоящее время отнесено к сфе- 2 ре законодательства о науке и является частью систе- < мы государственной научной аттестации, в рамках | которой проводится оценка научной квалификации. х

Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № 127- £ ФЗ «О науке и государственной научно-технической 5 политике» государственная система научной аттеста- | ции предусматривает присуждение ученых степеней = кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора.

Более 10 лет действует порядок присвоения ученых званий, утвержденный Правительством Российской Федерации1, который с 01.09.2024 прекратит действие в связи с принятием в рамках оптимизации порядка присвоения ученых званий нового положения2.

Процедурная часть порядка присвоения ученых званий (государственной услуги) урегулирована на ведомственном уровне Административным регламентом Минобрнауки России по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента (Административный регламент)3 (рис. 1).

Приказ Минобрнауки России от 2 марта 2020 г. № 268 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента»

Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2019 г. № 611 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи аттестатов о присвоении ученых званий профессора и доцента»

Рис. 1. Нормативные правовые акты, регламентирующие институт ученых званий Fig. 1. Laws and regulations on the institution of academic titles

1 См.: О порядке присвоения ученых званий: постановление Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139.

2 См.: О порядке присвоения ученых званий: постановление Правительства РФ от 20.10.2023 № 1746.

3 См.: Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента: приказ Минобрнауки России от 02.03.2020 № 268.

' Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

' Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий»

Постановление Правительства РФ от 20 октября 2023 г. № 1746 «О порядке присвоения ученых званий» (вступает в силу с 1 сентября 2024 г.)

2 Учитывая структуру регулирования отношений

й в сфере присвоения ученых званий отдельного рас-

£ смотрения требуют актуальные непроцедурные

Я аспекты, вопросы совершенствования содержания

я услуги безотносительно к проблемам порядка ее ока-

35 зания. <

т <

НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Активное внедрение цифровых технологий, переход к электронной подаче документов, многоуровневая система оценки заявителем качества предоставления государственных услуг, включающая систему сбора обратной связи в форме оценок, мнений, анкет, стали сегодня неотъемлемой частью оказания современных государственных услуг.

На протяжении длительного времени технически болевой точкой при работе с аттестационными делами является оформление бумажного экземпляра аттестационного дела соискателя и его направление в Минобрнауки России, что предопределяет временные затраты, связанные с проведением заседания коллегиального органа образовательной или научной организации, необходимые для начала процедуры предоставления государственной услуги по присвоению ученых званий.

С 2020 г. реализуется комплекс мероприятий, направленных на облегчение административной нагрузки на институт присвоения ученых званий. При этом указанные мероприятия носят двойную направленность. С одной стороны, проводятся модернизация и цифровизация процесса представления документов и их рассмотрения, а с другой - оптимизация критериев и требований, предъявляемых к соискателям.

Важным шагом стало внедрение с 01.09.2020 в соответствии с Административным регламентом в качестве обязательной процедуры при подаче документов на присвоение ученого звания загрузки аттестационного дела в федеральную информационную систему государственной научной аттестации (ФИС ГНА). Указанная мера направлена на формирование базы электронных аттестационных дел соискателей ученых

званий, а также является неотъемлемым шагом к переводу данной государственной услуги в электронный вид1.

Размещение в электронном виде материалов, поступающих в составе аттестационных дел и иных заявлений о получении государственных услуг, позволяет персоналу организации, формирующему заявление, а также гражданину (в случаях замены аттестата и др.) самостоятельно проверить полноту заполнения форм, комплектность дела, использовать преимущества автозаполнения форм, отвечающих нормативным требованиям, тем самым исключив грубые ошибки при технической проверке средствами ФИС ГНА документов заявителя и предоставленной им информации. Например, это касается определения кворума, временных рамок опубликования учебных и научных трудов, указания минимального количества учеников и т. д. Это позволяет определять первичное соответствие соискателя требованиям и критериям до направления аттестационного дела в Минобрнауки России.

Постепенное введение новых справочников и автоматизация проверки сведений со стороны заявителя позволят исключить большинство ошибок при формировании представляемых аттестационных дел и повысить долю первичного утверждения соискателей ученых званий, которая к настоящему времени достигает 87 % (так, доля возвратов дел на доработку в 2021 г. составила 17,4 % от общего числа поступивших дел, в 2022 г. - 14,3 %, в 2023 г. - 13 %) (рис. 2).

Безусловно, включение в контур процедуры присвоения ученых званий государственной информационной системы ФИС ГНА привело к росту на первом этапе количества возвратов дел в организации. Вместе с тем результаты нововведения в институте ученых званий позволили усилить технический контроль за представляемыми организациями данными и уве-

1 В 2024 г. конкретизирован перечень сведений, вносимых в ФИС ГНА в электронном виде. См.: О внесении изменений в состав информации о государственной научной аттестации для включения в федеральную информационную систему государственной научной аттестации, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 09.01.2020 № 1: приказ Минобрнауки России № от 01. 03.2024 № 163.

7 000 6 000 5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0

Доцент — Профессор - Всего

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Рис. 2. Динамика количества присвоенных ученых званий, 2015-2023 Fig. 2. Dynamics of the number of conferred academic titles, 2015-2023

личить прозрачность в деятельности организаций и министерства при работе с аттестационными делами. Предоставленная возможность мониторинга статуса аттестационного дела получателем государственной услуги в ФИС ГНА предопределила снижение административной нагрузки по информированию заявителей.

Следующим важным компонентом совершенствования процедуры присвоения ученых званий стало изменение в декабре 2022 г. процедуры проведения экспертизы аттестационных дел при их повторном представлении.

Согласно ранее действовавшей норме все повторно поступающие аттестационные дела, в которых не полностью исправлены ранее выявленные недостатки, направлялись на экспертизу в другую организацию после запроса у представляющей соискателя организации дополнительных документов. Указанная процедура существенно увеличивала срок рассмотрения дел, в том числе в случаях, когда имела место техническая ошибка или неправильное оформление аттестационных документов.

Недостатки практической реализации указанного института экспертизы показали необходимость доработки процедуры, в том числе в части установления критерия выбора организации, которая будет проводить экспертизу. В связи с этим в Положение о присвоении ученых званий были внесены поправки, устраняющие обязательность экспертизы такой категории повторных дел, по которым в результате запроса организацией представлены удовлетворяющие требованиям и критериям документы соискателя. Относительно выбора организации для направления на экспертизу также были внесены уточнения - дело направляется на экспертизу в организацию, представлявшую ранее соискателей по такой же научной специальности.

Наиболее значимым для перспектив развития ° института ученых званий решением по своим по- й следствиям стало включение в январе 2023 г. госу- I дарственной услуги по присвоению ученых званий д в проводимый на территории Российской Федерации 2 эксперимент по оптимизации и автоматизации про- < цессов разрешительной деятельности, в том числе ли- | цензирования1. х

Участие в эксперименте подразумевает многофак- £ торный анализ государственной услуги, по результа- 5 там которого утверждается описание ее целевого со- | стояния (ОЦС). Разработка ОЦС позволяет провести = оценку необходимости предоставления документов, а также сроков предоставления услуги с точки зрения временных затрат на каждый процессный элемент процедуры. В ОЦС2 заложено требование существенного сокращения числа оформляемых обязательных документов (в отдельных случаях до 85 %) (рис. 3), а также сокращен срок предоставления государственной услуги (с 6 до 5 месяцев).

Помимо заявления оказание услуги по присвоению ученого звания по большинству научных специальностей требует представления всего одного документа -списка научных и учебно-методических трудов. Принято решение об избыточности требования выписки из заседания ученого совета организации по месту основной работы соискателя, если там им осуществляется педагогическая деятельность, в случае представления соискателя ученого звания организацией, не являющейся его основным местом работы.

1 О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования: постановление Правительства РФ от 30.07.2021 № 1279.

2 См.: Официальный сайт Минобрнауки России: https://www. minobrnauki.gov.ru/action/public_service/zvanie/.

Справка о представлении

Сопроводительное письмо

Копии

документов об ученых степенях

Свидетельство о государственной аккредитации

0 0 0

Справка о стаже педработы Выписки

из приказов о работе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7ï Аттестационное Г^ Список публикаций дело

Решение ученого совета с основного места работы

При предоставлении через ЕПГУ

0 И

Копия трудовой книжки Копии документов о высшем образовании

Для присвоения ■ I N Справка

ученого звания профессора

I ГЦ + Й!

L______________________________________________________________________________________________________________________________________

защитившихся учениках

0

Копия аттестата доцента

а

Заявление +

0 Список публикаций

Рис. 3. Сокращение числа документов, предоставляемых при подаче заявления посредством Единого портала госуслуг

Fig. 3. Reduction in the number of documents provided when applying through the Unified Portal of State and Municipal Services

Дальнейшее проведение эксперимента обусловило вывод в мае 2023 г. государственной услуги по присвоению ученых званий в продуктивную среду Единого портала госуслуг. С июня 2023 г. начался новый этап в оказании данной государственной услуги - переход к электронному формату ее оказания (рис. 4).

При разработке формы заявления на Едином портале госуслуг особое внимание уделялось удобству пользователей, а также тем проблемным областям, при заполнении которых ответственными лицами организаций допускалось наибольшее число ошибок.

Подача заявления через Единый портал госуслуг теперь не требует дополнительного внесения сведений в федеральную информационную систему государственной научной аттестации (ФИС ГНА) или досылки бумажного комплекта, что существенно облегчает не только подготовку самих документов, но и со-

кращает сроки представления аттестационного дела в министерство. При этом вывод услуги на Единый портал госуслуг не ограничил возможность подачи документов как обычно, то есть через ФИС ГНА с досылкой аттестационного дела на бумажном носителе (рис. 5).

Возможность подачи документов на присвоение ученых званий через Единый портал госуслуг также способствует расширению круга заявителей. Новый канал подачи документов имеет особое значение для тех организаций, у которых отсутствует по тем или иным причинам подключение к ФИС ГНА.

Несмотря на существенное сокращение количества предоставляемых документов и сроков оказания услуги по присвоению ученых званий при подаче документов через Единый портал госуслуг, доля поступления электронных дел за год функционирова-

Ученый совет организации

Регистрация дела в ФИС ГНА

Формирование Формирование

аттестационного аттестационного

дела дела

посредством посредством

ФИС ГНА ЕПГУ

Поступление дела на бумажном носителе

+ «

Проверка комплектности, оформления документов

Проверка соответствия соискателя ученого звания

критериям и требованиям

Направление Направление

дела дела

на бумажном посредством

носителе ФИС ГНА

-► (Ми

Возврат Направление

документов дела

в организацию на экспертизу

(первичное (вторичное нарушение)

нарушение)

Выгрузка аттестационного дела на ФИС ГНА

(распечатка документов, проставление подписей и печати организации)

Мотивированное заключение

Приказ Минобрнауки

России о присвоении ученого звания

Приказ Минобрнауки России об отказе в присвоении ученого звания

Рис. 4. Схема процедуры предоставления госуслуги по присвоению ученых званий профессора и доцента Fig. 4. Procedure for providing public services for awarding the academic titles of professor and associate professor

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования»

Сокращено количество представляемых документов (в отдельных случаях более чем на 50 %)

В©

Р ш>

2023

Май

02 / Сокращен срок предоставления государственной услуги

Государственная услуга

по присвоению ученых званий У*—'// Реализована возможность подачи документов через Единый портал профессора и доцента \ / государственных и муниципальных услуг (функций)

Рис. 5. Вывод присвоения ученых званий на Единый портал госуслуг Fig. 5. Launching the academic title application service on the Unified Portal of State and Municipal Services

ния услуги в продуктивном контуре составляет лишь 1,5 % от общего числа заявлений.

В числе причин низкого уровня востребованности нового сервиса можно назвать уже ставший привычным и отлаженным алгоритм работы с федеральной информационной системой государственной научной аттестации, используемый учеными секретарями с сентября 2020 г., а также отдельные технические особенности форм на Едином портале госуслуг (например, необходимость внесения большего количества данных вместо представления копии документа, настройка платформы полномочий для передачи возможности подачи заявления не лично руководителем организации, а ответственным сотрудником).

Между тем наблюдается интерес к подаче документов посредством Единого портала госуслуг со стороны отдельных организаций, объем педагогической деятельности в которых и количество представляемых к ученым званиям сотрудников незначительны, отсутствуют диссертационные советы и, как следствие, необходимость работы с ФИС ГНА.

Инерционность организаций в вопросе полного перехода на безбумажный документооборот объяснима и более высокой степенью доверия бумажным носителям информации.

Относительно низкий спрос на подачу заявлений посредством Единого портала госуслуг зависит от совершенствования электронных сервисов. Количество таких заявлений неуклонно растет и увеличится после полного перехода к электронному формату работы, в том числе в ФИС ГНА на основании разработанного в настоящее время Административного регламента услуги после его утверждения.

В целях внедрения указанных нововведений, популяризации направления заявления через Единый портал госуслуг проводится активная консультативно-информационная поддержка как соискателей ученых званий, так и ответственных лиц организаций, периодически обновляются информационные материалы на официальной сайте в сети Интернет, размещаются информационные письма и дополняются разделы с часто задаваемыми вопросами и типовыми ошибками.

Особое внимание в настоящее время уделяется также реинжинирингу услуги в рамках работы по усилению уровня клиентоцентричности при предоставлении государственных услуг. Проводится разработка анкетных листов и формирование карт проблемных точек услуги, на Едином портале госуслуг введена возможность оценки услуги по окончании ее предоставления.

Первые результаты участия в эксперименте уже доказали целесообразность внесенных в услугу изменений. Признано необходимым распространение норм, закрепленных в ОЦС, на все подаваемые заявления о присвоении ученых званий, а не только на те, которые представлены посредством Единого портала госуслуг.

С этой целью в новой редакции утверждено Положение ° о присвоении ученых званий, которое вступает в силу й с 01.09.2024. Таким образом, нормативно закреплены I предусмотренные в рамках эксперимента показатели д в отношении заявлений на получение ученых званий 2 профессора и доцента, сроков и порядка осуществле- < ния процедуры предоставления данной государствен- | ной услуги. х

Дальнейшее участие государственной услуги £ по присвоению ученых званий в эксперименте не за- 5 вершено в связи с ее переводом в категорию услуг, | в отношении которых необходимы разработка и ут- = верждение описания целевого состояния 2 (ОЦС 2), то есть требуется провести дополнительную оптимизацию и автоматизацию.

Существенным остается вопрос полного перехода на безбумажное предоставление государственной услуги, логическим завершением которой является оформление аттестата о присвоении ученого звания на бумаге. Современная тенденция к переводу документов в электронный вид имеет все большее влияние на сферу предоставления государственных услуг, и подавляющее число ведомств отказываются от традиционного «бумажного» результата.

Институт ученых званий в этом вопросе не является исключением. Однако концепт отказа от традиционного аттестата в настоящее время только оформляется. Будет ли это электронный аттестат или же отдельная реестровая запись, включая полный отказ от аттестата как такового, - вопрос ближайшей оптимизации института ученых званий.

Доступность реестра присвоенных ученых званий позволит решить проблему введения удобного цифрового сервиса по официальному подтверждению наличия у лица ученого звания, а также наличия правоустанавливающего решения, принятого по этому вопросу государственным органом, сократит издержки, связанные с заполнением сведений о лице и предъявлением документа в каждом случае пользования профессиональными и академическими правами обладателями ученых званий.

Видится возможным сохранение выдачи документа о присвоении ученого звания на бумажном носителе в целях обеспечения исполнения требований законодательства о государственной тайне и для целей апо-стилирования документов.

На текущем этапе административные процедуры присвоения ученых званий находятся в самой активной фазе их трансформации. Преобразования являются катализатором изменений содержания государственной услуги. В то же время возникают обременения, проблемные зоны для соискателя ученого звания, организации и органа власти, требующие внимания.

К их числу помимо отмеченных выше аспектов относится впервые реализуемый в электронном виде

2 процесс разработки административного регламен-й та государственной услуги, длящийся с 2021 г. по на-

£ стоящее время. Согласно требованиям к разработке

* 1

д административных регламентов1 их подготовка, соя гласование, проведение экспертизы и утверждение ш проектов осуществляются органами, предоставляю-< щими государственные услуги, и федеральным ор-5 ганом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы, с использованием программно-технических средств федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)». Разработка регламентов проводится в специальном разделе реестра - конструкторе цифровых регламентов.

Вместе с тем уже с первых шагов по внедрению конструктора цифровых регламентов обнаружились недостатки его работы, обусловленные подготовкой в непривычном для пользователя машиночитаемом формате правовых актов, что повлекло значительное количество технических вопросов (применение шаблонов, исключающих внесение в текст изменений разработчиком, произвольное изменение текста в результате обновления программного обеспечения, необходимость прохождения всех этапов согласования и получения заключений при отклонении административного регламента на какой-либо стадии его подготовки и т. п.) и затруднило государственную регистрацию административных регламентов.

Длительный период разработки административного регламента сказывается на возможности оперативного обновления нормативной правовой базы государственной услуги, внесения в процедуру ее оказания необходимых государственному органу изменений. В данном случае цифровизация не только осложняет процесс государственного регулирования, но и в значительной степени делает невозможной оптимизацию государственной услуги.

Одним из вопросов, который касается предоставления государственной услуги присвоения ученых званий, является отсутствие нормативного правового основания для проведения экспертизы повторно представляемых аттестационных дел, что является следствием пробела регулирования. В соответствии с правилами разработки административных регламентов перечень административных процедур не предусматривает процедуру оценки заявителя или объекта, принадлежащего заявителю. Однако данная процедура заложена в конструктор цифровых регламентов. В настоящее время проводится необходимая работа

1 См.: Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1228.

по устранению указанного противоречия, наличие которого послужило препятствием для государственной регистрации разработанного Административного регламента (рис. 6).

ИНСТИТУТ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ: ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ Институт присуждения ученых степеней с 2016 г. активно функционирует в гибридном сочетании государственного и самостоятельного присуждения ученых степеней. Сфера ученых званий отличается большей степенью инерционности и сохранением основных содержательных подходов.

Являясь одним из важных компонентов, участвующих в формировании единства научного пространства и реализации государственной политики в сфере аттестации кадров высшей научной квалификации, институт ученых званий получил свою действующую структуру со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 «О порядке присвоения ученых званий» (далее - Положение 2013 г.), которое закрепило два вида ученых званий -доцент и профессор, исключив действовавшее ранее разделение на обладателей ученых званий по специальности и по кафедре.

Существующая модель присвоения ученых званий имеет достаточно жесткую, взаимозависимую, критериальную структуру, предусматривающую отдельные вариации для представителей культуры и спорта.

Институт ученых званий, несмотря на длительную практику функционирования в научно-образовательном комплексе, не исключает проблемных аспектов в регулировании [Ерохина, Нырков, 2021]. В частности, существенной проблемой при представлении соискателей к присвоению ученого звания являются сохраняющаяся в отдельных организациях традиция по самостоятельному оформлению документов соискателями и слабая вовлеченность ответственных лиц организаций на подготовительном этапе, влекущие значительные разночтения при трактовке требований и критериев, установленных Положением 2013 г., и, как следствие, ошибки при оформлении аттестационных дел.

Отдельной проблемой выступает и низкий уровень нормативных знаний, приводящий к представлению документов соискателей, заведомо не соответствующих требованиям и критериям, предъявляемым Положением 2013 г.

Отметим также неопределенный характер принципа присвоения ученых званий, который приводит к изначально противоречивой трактовке этого института в качестве академического права научно-педагогического работника, что предполагает само-

Конструктор цифровых регламентов (КЦР)

G

Приказ Минобрнауки России от 31.01.23 №90

Минюст России

03.03.23

Основания возврата приказа без государственной регистрации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие в Правилах разработки Административных регламентов (постановление Правительства РФ № 1228) процедуры «Оценка заявителя (объекта, принадлежащего заявителю)» В КЦР предусмотрена административная

процедура «Оценка заявителя (объекта, принадлежащего заявителю)». Однако данная процедура не закреплена постановлением Правительства РФ № 1228 (ответственный за Правила разработки Административных регламентов -Минэкономразвития России)

Конструктор цифровых регламентов (КЦР)

_ Минэкономразвития России -1

Издание новой редакции постановления Правительства РФ

Замечания юридико-технического характера (дополнение сносками, знаки препинания, структура отдельных пунктов и т.д.), обусловленные особенностями формирования текста регламента конструктором (ответственный за формирование текста регламента посредством конструктора -Минцифры России)

28.08.23

20.10.23

Проект приказа Минобрнауки России

Отрицательное заключение на проект административного регламента

Замечания Минэкономразвития России для доработки проекта административного регламента

9 замечаний, связанных с изменением формулировки отдельных правовых норм, оптимизацией процедур

предоставления государственной услуги

Постановление Правительства Российской Федерации

от 20 октября 2023 г. № 1746 «О порядке присвоения ученых званий, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 723 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

В целях учета замечаний Минэкономразвития России по оптимизации и автоматизации госуслуги и приведение в соответствие с законодательством в сфере госуслуг издано постановление Правительства РФ, которое предусматривает в том числе:

- сокращение сроков предоставления госуслуги;

- возможность приостановки срока оказания госуслуги;

- возможность получения информации по Системе межведомственного электронного взаимодействия

Конструктор ->• цифровых регламентов (КЦР)

Проект приказа Минобрнауки России

Требуется заключение:

- Минэкономразвития России;

- Минцифры России

Требуется согласование с:

- Федеральной налоговой службой;

- Рособрнадзором;

- Социальным фондом России

I

Проводится разработка проекта изменений в постановление Правительства РФ № 1228, которым будет предусмотрено включение в административный регламент административной процедуры экспертной оценки заявителя

Планируется предусмотреть возможность в процессе государственной регистрации Минюстом России вносить исправления в текст регламентов, если это не повлечет изменений содержания нормативного правового регулирования

Рис. 6. Разработка Административного регламента Минобрнауки России по предоставлению государственной услуги «присвоение ученых званий профессора и доцента» Fig. 6. Designing the Administrative Policy of the RF Ministry of Science and Higher Education for rendering the public service "Awarding the academic titles of professor and associate professor"

см

2 выдвижение кандидатуры соискателя. В этом случае й оценка научной квалификации работника со стороны £ организации-работодателя является обязанностью Я организации, которая должна обеспечить проведение я необходимой аттестационной процедуры. В ином слу-35 чае организация может принимать самостоятельно | решения по вопросам возбуждения аттестационной Ш процедуры. Отсутствие в законодательстве требований к субъекту инициативы присвоения ученых званий создает дополнительные точки напряжения и требует восполнения пробела при очередном совершенствовании законодательства о присвоении ученых званий.

Особое внимание уделяется сутевой стороне института ученых званий. В последнее время все чаще от научной и образовательной общественности поступают предложения о необходимости корректировки требований и критериев, предъявляемых к соискателям ученых званий, в частности позволяющих учитывать особенности научных организаций, для которых соблюдение критериев по стажу педагогической деятельности затруднительно.

Поступающие предложения зачастую носят точечный характер, не затрагивающий общую систему критериев. Одним из последних предложений, в отношении которого проводилось широкое обсуждение с научной и образовательной общественностью, стало дополнение критериев присвоения ученых званий возможностью учета онлайн-курсов, получившее в основном положительные отклики со стороны общественности.

Критерии, применяемые при рассмотрении вопроса о присвоении ученых званий, а также требования, предъявляемые к соискателям ученых званий, нуждаются в обновлении в соответствии с актуальными для системы образования и научно-технологического развития тенденциями. Однако стоит учитывать тонкую взаимосвязь критериев, позволяющих провести всестороннюю оценку соискателя ученого звания, в связи с чем качественный и одномоментный перелом в указанном вопросе может привести к серьезному изменению института ученых званий, утрате им своей академической статусности.

Изменения качественных или количественных критериев должны носить всеобъемлющий системный характер, реализуемый в единой парадигме, исключающей противоречивый или односторонний характер оценки научного уровня и педагогического мастерства соискателя ученого звания, принятие субъективных решений, понижение уровня экспертизы со стороны научного сообщества и, как следствие, падение статуса обладателей ученых званий.

Указанный вопрос изменения критериев неразрывно связан с другим вопросом, затрагивающим существование института ученых званий в его нынешнем виде. Все чаще в академических кругах высказывается

мнение о необходимости расширения права самостоятельного присуждения ученых степеней на институт ученых званий. Если в 2017 г. такое предложение вызывало только отрицательные отклики, то уже в 2023 г. возможность самостоятельного присвоения ученых званий получила поддержку со стороны многих ведущих научных и образовательных организаций.

Такая позиция аргументируется длительностью срока рассмотрения аттестационных дел, имеющимся опытом самостоятельного присуждения ученых степеней, желанием снижения административной нагрузки.

Многие образовательные и научные организации присваивают собственные «почетные» звания1, которые наделяют их обладателей весомым статусом в академическом сообществе, предоставляют преимущества в пределах присвоившей их организации. Необходимы изучение подобного опыта и анализ возможности его распространения на ученые звания, полученные в рамках централизованного механизма государственной научной аттестации.

Идея передачи ученых званий на уровень организаций потребует всестороннего обсуждения. На первом этапе модель расширения академической автономии в данном вопросе целесообразна в отношении организаций, приступивших к реализации права самостоятельного присуждения ученых степеней по результатам не менее пятилетнего периода с момента перехода к локальным процедурам государственной научной аттестации.

Реализация прав в сфере самостоятельного присвоения ученых званий также потребует внесения законодательных изменений, предусматривающих разрешение вопроса об исключении присвоения ученых званий из сферы государственных услуг при условии передачи полномочий по регулированию данного вопроса на локальный уровень.

Воплощение названной инициативы может ухудшить положение самих соискателей. Например в случае возникновения затруднений в прохождении процедуры представления к ученому званию в своей организации, наделенной правом самостоятельности, направление документов в федеральный орган так же будет невозможным, что может создать определенные предпосылки для возникновения внутриколлектив-ных конфликтов. В связи с этим передача на локальный уровень полномочий в сфере присвоения ученых званий делает необходимым сохранение рамочного регулирования на федеральном уровне принципов присвоения ученых званий.

1 См.: Об учреждении звания «Профессор РАН» и утверждении Положения о звании «Профессор РАН»: постановление президиума РАН от 29.09.2015 № 204 (ред. от 28.11.2017); Положение о медалях, почетных знаках, почетных званиях и дипломах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Положение об ординарных профессорах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дальнейшее развитие института ученых званий на этапе системных перемен в сфере научной аттестации в первую очередь зависит от укрепления его авторитета и создания предпосылок к высокоэффективному регулированию на федеральном уровне, в том числе формирования условий для высокого качества и доступности предоставления соответствующей государственной услуги. Постепенно складываются условия для большей академической самостоятельности и ослабления степени централизованного воздействия.

Неотъемлемыми элементами развития сферы ученых званий, повышения профессионального статуса их обладателей выступают поиск необходимого баланса в определении степени локального и централизованного регулирования, легализация нормативной правовой основы процедур инициирования представления соискателя к ученым званиям, отнесение получения ученых званий к академическим правам научных и научно-педагогических работников.

Одновременно требует модернизации комплекс количественных требований и критериев, предъяв-

см о

ляемых к соискателям ученых званий, в частности й необходимо повышение степени вариативности та- I ких требований и критериев, увеличение ответствен- д ности при принятии решения на основе введения 2 требований к процедуре экспертной оценки аттеста- < ционных документов. Вместе с тем активные преоб- | разования в данном направлении следует начинать х после завершения проводимого эксперимента по ав- £ томатизации и цифровой трансформации государ- 5 ственных услуг, получения и обобщения его первых | результатов. =

Любые перемены подразумевают предварительную серьезную дискуссию в научном и образовательном сообществе. Вопрос комплексных изменений института ученых званиях назрел давно, однако единого концептуально оформленного способа его разрешения до сих пор не предложено. В желании перемен в данной сфере важно сохранить баланс и системность, позволить ученым званиям занять достойное место в современном трансформируемом научно-образовательном пространстве.

Статья публикуется в авторской редакции

Источники

Арсланов Р.А., Барышева Е.В., Бахтурина А.Ю. и др. (2023). Высшая аттестационная комиссия России: история и современность: 90 лет / под ред. В.М. Филиппова, А.Б. Безбородова. Москва: РУДН.

Белоусов С.А., Николаев В.Е. (2021). Использование открытых данных в системе государственной научной аттестации // Вестник Саратовской государственной академии права. № 6. С. 85-92. https://doi.org/10.24412/2227-7315-2021-6-85-92

Гриценко Е.В., Шевелева Н.А. (ред.). (2007). Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). Санкт-Петербург: Волтерс Клувер.

Гутников О.В. и др. (2007). Публичные услуги и право: науч.-практ. пособие / под ред. Ю.А. Тихомирова. Москва: Норма.

Данилин А.В. (2004). Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». Москва: ИНФРА-М.

Ерохина Т.В., Нырков В.В. (2021). Институт присвоения ученых званий в механизме развития карьеры научного и научно-педагогического работника // Правовая политика и правовая жизнь. № 1. С. 199-217. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2021-1-199-216

Зубарев С.М. (ред.) (2023). Эффективность государственных управленческих решений в условиях цифровизации. Москва: Проспект.

Паршин М.В. (2013). Качество государственных и муниципальных услуг: на пути к сервисному государству. Москва: Статут.

Пуляевская И.А., Якимова Е.М. (2021). Проактивный режим предоставления публичных услуг: на пути к отмене заявительного порядка предоставления публичных услуг // Административное право и процесс. № 4. С. 58-61. https://doi. org/10.18572/2071-1166-2021-4-58-61

Соколов А.Ю., Солдаткина О.Л. (2021). Правовая политика в сфере цифровой трансформации государственного управления (на примере процесса перехода к реестровой модели) // Правовая политика и правовая жизнь. № 4. С. 12-22.

Суглобов А.Е., Минаков А.В. (2021). Перспективы использования цифровых технологий в сфере государственных услуг и управления // Russian Journal of Management. № 3. С. 46-50.

Талапина Э.В., Козяр Д.Ю. (2023). Проактивные государственные услуги: на пути к алгоритмизации // Вопросы государственного и муниципального управления. № 2. С. 7-32. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-2-7-32

Терещенко Л.К. (2021). Реестровая модель оказания государственных и муниципальных услуг // Журнал российского права. № 7. С. 110-120. https://doi.org/10.12737/jrl.2021.090

2 References

3 Arslanov R.A., Barysheva E.V., Bakhturina A.Yu. (2023). The Higher Certification Commission of Russia: History and modernity: | 90 years. V.M. Filippova, A.B. Bezborodova (Eds.). Moscow: RUDN. (in Russ.)

£ Belousov S.A., Nikolaev V.E. (2021). The use of open data in the system of state scientific certification. VestnikSaratovskoygosu-8 darstvennoy akademii prava / Bulletin of the Saratov State Academy of Law, no. 6, pp. 85-92. https://doi.org/10.24412/2227-| 7315-2021-6-85-92. (in Russ.)

< Gritsenko E.V., Sheveleva N.A. (Eds.). (2007). Public services: Legal regulation (Russian and foreign experience). Saint Petersburg: 2 Volters Kluver. (in Russ.)

^ Gutnikov O.V. (2007). Public services and law. Moscow: Norma. (in Russ.)

Danilin A.V. (2004). Electronic public services and administrative regulations: From a political task to the architecture of "electronic government". Moscow: INFRA-M. (in Russ.)

Erokhina T.V., Nyrkov V.V. (2021). Institute for awarding academic titles in the mechanism of career development of a researcher. Pravovaya politika i pravovaya zhizn / Legal Policy and Legal Life, no. 1, pp. 199-217. https://doi.org/10.24412/1608-8794-2021-1-199-216. (in Russ.)

Zubarev S.M. (Ed.). (2023). Efficiency of government management decisions in the context of digitalization. Moscow: Prospekt. (in Russ.)

Parshin M.V. (2013). Quality of state and municipal services: On the way to a service state. Moscow: Statut. (in Russ.)

Pulyaevskaya I.A., Yakimova E.M. (2021). Proactive regime for the provision of public services: On the way to the abolition of the application procedure for the provision of public services. Administrativnoe pravo iprotsess/Administrative Law and Process, no. 4, pp. 58-61. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2021-4-58-61. (in Russ.)

Sokolov A.Yu., Soldatkina O.L. (2021). Legal policy in the field of public administration's digital transformation (the case of the transition to the registry model). Pravovaya politika ipravovaya zhizn /Legal Policy and Legal Life, no. 4, pp. 12-22. (in Russ.)

Suglobov A.E., Minakov A.V. (2021). Prospects for the use of digital technologies in the field of public services and management. Russian Journal of Management, no. 3, pp. 46-50. (in Russ.)

Talapina E.V., Kozyar D.Yu. (2023). Proactive public services: On the way to algorithmization. Voprosy gosudarstvennogo i mu-nitsipalnogo upravleniya / Public Administration Issues, no. 2, pp. 7-32. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-2-7-32. (in Russ.)

Tereshchenko L.K. (2021). The register model of rendering state and municipal services. Zhurnal rossiyskogo prava / Journal of Russian Law, no. 7, pp. 110-120. https://doi.org/10.12737/jrl.2021.090. (in Russ.)

Информация об авторах Information about the authors

Пахомов Сергей Иванович

Доктор химических наук, профессор, директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, РФ. E-mail: dannpr@minobrnauki.gov.ru

Петров Михаил Петрович

Кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, РФ. E-mail: petrovmp@minobrnauki.gov.ru

Величко Дарья Андреевна

Начальник отдела госуслуг и документационного обеспечения Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва, РФ. E-mail: velichkoda@minobrnauki. gov.ru

Sergey I. Pakhomov

Dr. Sc. (Chemistry), Professor, Director of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Certification Dept. The Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: dannpr@minobrnauki.gov.ru

Mikhail P. Petrov

Cand. Sc. (Law), Associate Professor, Deputy Director of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Certification Dept. The Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: petrovmp@minobrnauki.gov.ru

Darya A. Velichko

Head of Public Services and Documentation Support Division of Scientific and Scientific-Pedagogical Workers Certification Dept. The Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: velichkoda@minobrnauki.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.