Научная статья на тему 'Развитие цифровизации системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государственных услуг'

Развитие цифровизации системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / ученые звания / апостиль / реестровая модель / цифровизация. / higher education / academic titles / apostille / registry model / digitalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лакаев Олег Анатольевич, Кротов Кирилл Сергеевич

Введение: система аттестации научных и научно-педагогических работников, как и многие другие правовые институты современной России, подвергается цифровизации, требующей всестороннего рассмотрения и научно обоснованного планирования. Цель: на основе анализа действующего законодательства и вступающих в силу законодательных изменений определить круг вопросов, нуждающихся в определенном нормативном закреплении. Методологическая основа: aнализ проектов нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление определенных государственных услуг в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров. Результаты: выявлены неоднозначные позиции в новой нормативной основе предоставления отдельных государственных услуг. Выводы: государственные услуги в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров требуют взвешенного и всестороннего подхода на фоне выраженной тенденции к тотальной экспансии принципа цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лакаев Олег Анатольевич, Кротов Кирилл Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Digitalization of the System for the Attestation of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel, Using Selected Public Services as an Example

Background: the system of certification of scientific and scientific-pedagogical workers, like many other legal institutions of modern Russia, is undergoing digitalization, requiring comprehensive consideration and scientifically based planning. Objective: to identify, on the basis of an analysis of existing legislation and legislative changes that are coming into force, the range of issues that need some form of regulation. Methodology: analysis of draft legal acts regulating the provision of certain public services in the field of attestation of scientific and scientific-pedagogical personnel. Results: ambiguities in the new regulatory framework for the provision of certain public services have been identified. Conclusions: public services in the field of attestation of scientific and scientific-pedagogical personnel require a balanced and comprehensive approach against the background of a clear trend towards the total expansion of the digitalization principle.

Текст научной работы на тему «Развитие цифровизации системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государственных услуг»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-90-95

УДК 342.98

О.А. Лакаев, К.С. Кротов

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ

И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ*

Введение: система аттестации научных и научно-педагогических работников, как и многие другие правовые институты современной России, подвергается циф-ровизации, требующей всестороннего рассмотрения и научно обоснованного планирования. Цель: на основе анализа действующего законодательства и вступающих в силу законодательных изменений определить круг вопросов, нуждающихся в определенном нормативном закреплении. Методологическая основа: aнализ проектов нормативно-правовых актов, регулирующих предоставление определенных государственных услуг в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров. Результаты: выявлены неоднозначные позиции в новой нормативной основе предоставления отдельных государственных услуг. Выводы: государственные услуги в сфере аттестации научных и научно-педагогических кадров требуют взвешенного и всестороннего подхода на фоне выраженной тенденции к тотальной экспансии принципа цифровизации.

Ключевые слова: высшее образование, ученые звания, апостиль, реестровая модель, цифровизация.

s © Лакаев Олег Анатольевич, 2022

° Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская

il государственная юридическая академия); e-mail: olegoleg81@mail.ru & © Кротов Кирилл Сергеевич, 2022

ч: Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и муниципального

8 права, младший научный сотрудник Научно-образовательного центра интеграции юридической науки

>g и практики Института законотворчества (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:

S kirillkrotov@mail.ru

§ © Lakaev Oleg Anatolievich, 2022

^ Candidate of law, Associate Professor, Department of Administrative and municipal law (Saratov State Law

! Academy)

§ © Krotov Kirill Sergeyevich, 2022

Candidate of law, Senior lecturer, Department of Administrative and municipal law, Associate Researcher at the Research and Training Centre for the Integration of Legal Science and Practice, Institute of Legislative Studies (Saratov State Law Academy)

* Работа выполнена в рамках реализации исследовательского проекта Минобрнауки России № 07500122-21-01 на тему «Обоснование подходов к совершенствованию правовых норм, обеспечивающих условия доступности информации, накопление и автоматизированную передачу сведений о функционировании субъектов государственной системы научной аттестации, дистанционные формы работы с применением 90 информационно-коммуникационных технологий».

O.A. Lakaev, K.K. Krotov

DEVELOPMENT OF DIGITALIZATION OF THE SYSTEM FOR THE ATTESTATION OF SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL, USING SELECTED PUBLIC SERVICES AS AN EXAMPLE

Background: the system of certification of scientific and scientific-pedagogical workers, like many other legal institutions of modern Russia, is undergoing digitalization, requiring comprehensive consideration and scientifically based planning. Objective: to identify, on the basis of an analysis of existing legislation and legislative changes that are coming into force, the range of issues that need some form of regulation. Methodology: analysis of draft legal acts regulating the provision of certain public services in the field of attestation of scientific and scientific-pedagogical personnel. Results: ambiguities in the new regulatory framework for the provision of certain public services have been identified. Conclusions: public services in the field of attestation of scientific and scientific-pedagogical personnel require a balanced and comprehensive approach against the background of a clear trend towards the total expansion of the digitalization principle.

Key-words: higher education, academic titles, apostille, registry model, digitalization.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области предоставления государственных и муниципальных услуг является цифро-визация, направленная на максимальную эффективность взаимодействия государства и общества. С одной стороны, этому способствуют современные

условия действия противовирусных ограничительных мер, с другой — стреми- с

о

тельные темпы научно-технического прогресса. Примером непростой, но до- |

статочно эффективной адаптации к дистанционному формату взаимодействия р

стала цифровизация образовательных процессов. Научно-исследовательская °

деятельность и неразрывно связанный с ней институт аттестации научных и о

научно-педагогических работников также не стали исключением, но поставили °

перед государственным регулятором в лице Министерства науки и высшего об- р

о

разования Российской Федерации (далее — Министерство) и научно-педагоги- е

н

ческого сообщества ряд непростых вопросов, требующих научно-обоснованного о

осмысления и соответствующего реформирования отраслевого законодательства. р

Одним из таких вопросов выступает переход к реестровой модели предостав- Ч

ления государственных и муниципальных услуг. Данный принцип взаимодей- О

ствия подразумевает отказ от оформления документов на бумажном носителе К

в пользу использования информационных ресурсов — реестров, признаваемых м

ключевым ресурсом юридически значимой информации о правовых статусах и

тех или иных лиц. Результатом предоставления государственной или муници- ¡§

пальной услуги в таком случае выступает запись в информационном ресурсе, а 44

выписка в форме электронного документа либо выписка на бумажном носителе т

являются дополнением, получаемым по воле заявителя. Пакет законодатель- § ных изменений, направленных на реализацию принципа реестровой модели, содержит разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместе с тем анализ положений регламентов, детально регулирующих предоставление

отдельных государственных услуг, демонстрирует крайне осторожный подход 91

законодателя к отказу от документов на бумажном носителе вкупе с необходимостью проработки вопроса о ведении дополнительных реестров, необходимых для предоставления таких государственных услуг.

В частности, это демонстрирует институт ученых званий профессора и доцента и соответствующая ему государственная услуга по предоставлению одного из этих статусов. Как было ранее отмечено нами и коллегами [1, с. 88-99; 2, с. 11-22], правовое регулирование ученых званий требует корректировки с целью развития содержательной стороны данного статуса в части получения обладателем звания более заметных социальных и материальных преимуществ, что может существенно развить стимулирующий потенциал данной меры в развитии научно-педагогического сообщества современной России. В то же время речь идет, прежде всего, о государственной услуге, должной соответствовать современным требованиям и принципам цифровизации, сформулированным на самом высоком уровне государственной власти1.

В этой связи обращает на себя внимание проект нового Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента (далее — Регламент), разработанный Департаментом аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Проект представляется более точным и логичным в части отдельных формулировок и общего подхода к регулированию соответствующих отношений. В то же время механизм выдачи документов о присвоении ученых званий на бумажном носителе, фактически, сохранен, равно как и необходимость ведения соответствующих записей в Федеральной информационной системе государственной научной аттестации (далее - ФИС ГНА). В то же время положения п. 2 ст. 7.4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»2, вступающие в силу с 2022 года, устанавливает приоритет реестровой модели с оставлением документов на бумажном носителе в качестве исключения из правил — «результат предоставления услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги». Кроме того, каждая из форм результата предоставления рассматриваемой государственной услуги относится к персональным данным, нуждающимся в определенном порядке обработки, который, с точки зрения современных требований, резонно включить в соответствующий реестр, оператором которого будет уполномоченный орган государственной власти. Здесь стоит отметить, что информация о присвоении, лишении и восстановлении ученого звания уже включаются в федеральный регистр сведений о населении, оператором которого выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах3. Вместе с тем более эффективным и целесообразным выглядит ведение соответствующего Минобрнауки России

1 См., например п. 1-го Поручения Президента РФ от 10 октября 2020 № Пр-1648 «Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства». URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/64198/print (дата обращения: 18.12.2021).

2 См.: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. 2010. 30 июля

3 См. п. «м» п. 2 ч. 2 ст. 7, ст. 8 Федерального закона от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Феде-

92 рации» // Российская газета. 2020. № 126 (8180).

в лице профильного Департамента, который охватывает в своей деятельности широкий круг вопросов, связанных с присвоением ученых званий, а не только сам факт такого присвоения, как в случае с налоговыми органами, объективно фокусирующихся сугубо на финансовой стороне вопроса.

Схожая ситуация складывается также и с государственной услугой по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранных государствах. В настоящее время в данном направлении не реализована реестровая модель, так как лицу, прошедшему необходимую процедуру признания зарубежной ученой степени или ученого звания, выдается соответствующее свидетельство, что требует корректировки как положений федерального законодательства, так и регулирующего рассматриваемые отношения административного регламента. Здесь также возможна разработка отдельного реестра, но более целесообразным решением будет использование существующей системы в виде ФИС ГНА, так как ею предполагается включение, помимо прочего, информации о признании иностранных ученых степеней и ученых званий1.

Правовое регулирование указанной государственной услуги содержит и иные спорные вопросы. Право на признание ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранных государствах установлено положениями ст. 6.2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»2. Существует четыре варианта признания и уровень цифровизации соответствующих административных процедур зависит от варианта. В частности, к ним относятся:

1) признание на основании международно-договорных обязательств;

2) признание полученных в иностранных образовательных и научных организациях ученых степеней и званий по определенному правительственным актом перечню зарубежных организаций;

3) признание на основе локальных актов государственных академий наук и образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельного признания ученых степеней и ученых званий для целей организации доступа их обладателей к профессиональной деятельности в них;

4) признание в порядке, предусмотренном Минобрнауки России, во всех иных случаях.

Последний из вариантов представляет собой государственную услугу, урегулированную соответствующим административным регламентом3. Принимая во внимание возможность подачи гражданами заявлений как в письменной форме, так и посредством электронного документооборота в сети Интернет (включая Единый портал государственных и муниципальных услуг), можно указать на закрепление некоторых вопросов цифровизации указанной государственной услуги в законодательстве о науке и государственной научно-технической по-

1 См. п. «в» п. 7, п. «г» п. 8 Правил создания и ведения федеральной информационной си- 2 стемы государственной научной аттестации (утверждены Постановлением Правительства РФ 8 от 18 ноября 2013 г. № 1035) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 48, ст. 6251;

2018. № 41, ст. 6260.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4137; 2021. № 1, ч. 1, ст. 56.

3 См.: Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2020 г. № 721 «Об утверждении Административного регламента Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве». Официальный интернет-портал правовой информации. ЦЯК: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.09.2020). 93

литике. В то же время анализ положений соответствующего административного регламента также позволяет сделать вывод о его ориентированности на предоставление услуг в традиционном формате. В частности, регламентом не урегулированы вопросы проставления апостиля и консульской легализации в электронном виде, равно как и осуществление нотариальных действий в целях предоставления государственной услуги.

Первый из поставленных вопросов определяется нормативным требованием о легализации и переводе документов о признаваемых в Российской Федерации зарубежных ученых степенях и ученых званиях на русский язык. Апостиль — это специальный штамп, который проставляется на официальных документах в целях из легализации. Апостилирование выступает в качестве упрощенной версии легализации по сравнению с консульской легализацией, подтверждая подлинность подписи лица, наличие у него соответствующих полномочий, а также штампа или печати. Проставление апостиля урегулировано конвенцией, которая отменяет требование легализации иностранных официальных докумен-тов1. Данный документ не содержит положений, устанавливающих возможность проставления апостиля в электронной форме. В то же время заключения и рекомендации, принятые Специальной комиссией по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств, вручении докумен-тов2, действуют в условиях существенного технического прогресса, и, в связи с этим, правоприменение может быть оптимизировано на основе использования новых технологий, в том числе электронного апостиля. При этом в ходе административной процедуры признания иностранных ученых степеней и ученых званий соответствующие документы могут быть легализованы посредством проставления апостиля в электронном виде.

В случае, если государство принадлежности иностранного гражданина либо подданного, претендующего на признание ученой степени или ученого звания, не является участником названной Конвенции, требуется консульская легализация. Данный вид легализации не подвергнут процессам цифровизации — соответствующее законодательство не содержит положений о возможности осуществления консульской легализации и прочих консульских функций в электронной форме3. Вместе с этим Административный регламент Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов4 не указывает на возможность совершения данного действия в электронной форме. В свою очередь, это влияет на процедуру признания зарубежных ученых степеней и ученых званий, осуществляемой Минобрнауки России, в силу необходимости предоставления документа на бумажном носителе. В связи с этим цифровизация данной государственной услуги зависит не только от ведомственных установлений Минобрнауки России, но и от законодательства иных сфер — в частности, о консульской деятельности и регламентных правил Министерства иностранных дел Российской Федерации.

1 Заключена в г. Гаага 5 октября 1961 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.

2 Приняты в г. Гаага 28 октября 2003 г. 4 ноября 2003 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 См. ст. 27 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (в ред. от 11 июня 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 28, ст. 3554; 2021. № 24, ч. 1, ст. 4196.

4 Утвержден Приказом МИД России от 18 июня 2012 г. № 9470 (в ред. от 22 июля 2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. № 2; 2015.

94 № 45.

Нотариальные действия для целей предоставления рассматриваемой государственной услуги, согласно соответствующему Административному регламенту, не совершаются в электронной форме — нормативные положения содержат лишь указание на необходимость нотариального удостоверения перевода на русский язык документов об иностранной ученой степени, ученом звании и иных документов, которые должен представить заявитель. В то же время действует единое правило для осуществления нотариальных действий в подобном формате, согласно которому изготовление нотариального документа предусматривается в электронной форме в случае волеизъявления лица, обратившегося за совершением нотариального действия, в том числе удаленно. Удостоверенный, совершенный или выданный нотариусом в электронной форме документ должен быть подписан квалифицированной электронной подписью нотариуса1. В свою очередь, данное нотариальное действие рассчитано и на случаи подтверждения подлинности перевода документов об ученых степенях и ученых званиях, полученных в иностранных государствах.

Также следует отметить, что положения ст. 103.8, 103.9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате содержат правила о нотариальном удостоверении равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе. Следовательно, документы с информацией об иностранных ученых степенях и ученых званиях могут быть переведены в электронный формат и заверены нотариусом для последующей подачи в рамках предоставления государственной услуги по признанию данных степеней и званий.

Выявленные особенности правового регулирования системы аттестации научных и научно-педагогических работников на примере отдельных государ- ш ственных услуг показывают комплексный характер задачи по цифровизации в н данном направлении, так как, наряду с широким кругом вопросов, требующим С точной и грамотной правовой регламентации, необходимо принимать во внима- т ние консервативный характер соответствующих институтов и сопутствующих им к

т-> 0

государственных услуг. В то же время только следование курсу развития высо- о ких технологий сможет обеспечить соответствие законодательства об аттестации 1

а

научных и научно-педагогических кадров времени и реально складывающимся т

в

общественным отношениям. |

5

Библиографический список 1

1. Белоусов СА., Кротов К.С. Ученое звание как составляющая профессионального | статуса научно-педагогических работников в России и зарубежных странах // Право- | вая политика и правовая жизнь. 2020. № 2. С. 88-99. а

2. Соколов А.Ю. эволюция правового регулирования института ученых званий в | России // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 1. С. 11-22. 1

References 1

1. Belousov S.A., Krotov K.S. Academic Title as a Component of the Professional Status ~ of Scientific and Pedagogical Workers in Russia and Foreign Countries // Legal Policy 22 and Legal Life. 2020. Vol. 2. P. 88-99.

2. Sokolov A.Yu. Evolution of Legal Regulation of the Institution of Academic Titles in Russia // Legal Policy and Legal Life. 2021. Vol. 1. P. 11-22.

1 См. ст. 44.2, 44.3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Российская газета. 1993. 13 марта; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 22, ст. 3678.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.