Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГИБДД'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГИБДД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
326
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокопов М. С.

Статья посвящена исследованию проблем и роли цифровизации в повышении эффективности функций исполнительной власти, возможности цифровизации предоставления услуг ГИБДД. Автором рассмотрены отечественная практика и зарубежный опыт реализации полномочий по оказанию государственных услуг, а также исследованы источники нормативной базы предоставления государственных услуг в электронном виде. Особое внимание уделено масштабной трансформации предоставления государственных услуг в электронную форму. В статье указано общее количество предоставления электронных услуг МВД России, его подразделениями, отмечена перспектива развития предоставления электронных услуг в ближайшем будущем - переход от предоставления отдельных административных процедур к предоставлению единой законченной (комплексной) государственной услуги; указаны конкретные нормативные положения - шаги для достижения данной цели.Делается вывод о неготовности перехода на исключительно электронное предоставление всех услуг на данном этапе развития правового регулирования, а также неспособности искусственного интеллекта полностью заменить и исключить человеческий фактор при предоставлении всех государственных услуг в электронном виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прокопов М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE PROVISION OF GIBDD PUBLIC SERVICES

The article is devoted to the study of the problems and the role of digitalization in increasing the efficiency of the functions of the executive branch, the possibility of digitalizing the provision of traffic police services. The author considers the domestic and foreign experience in the implementation of powers for the provision of public services, and also investigates the sources of the regulatory framework for the provision of public services in electronic form. Particular attention is paid to the large-scale transformation of the provision of public services into electronic form. The article indicates the total number of the provision of electronic services by the Ministry of Internal Affairs, its divisions, the prospect of the development of the provision of electronic services in the near future is noted: the transition from the provision of separate administrative procedures to the provision of a complete (complex) public service, specific regulatory provisions (steps)are indicated. It is concluded that the transition to an exclusively electronic provision of all services at this stage of development of legal regulation is impossible, as well as the inability of artificial intelligence to completely replace and eliminate the human factor in the provision of all public services in electronic form.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГИБДД»

ВЕСТНИК Прокопов М. С. Л Q Я

УНИВЕРСИТЕТА Цифровизация предоставления государственных услуг ГИБДД ' ^^ '

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГИБДД

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем и роли ци-фровизации в повышении эффективности функций исполнительной власти, возможности цифровизации предоставления услуг ГИБДД. Автором рассмотрены отечественная практика и зарубежный опыт реализации полномочий по оказанию государственных услуг, а также исследованы источники нормативной базы предоставления государственных услуг в электронном виде. Особое внимание уделено масштабной трансформации предоставления государственных услуг в электронную форму. В статье указано общее количество предоставления электронных услуг МВД России, его подразделениями, отмечена перспектива развития предоставления электронных услуг в ближайшем будущем — переход от предоставления отдельных административных процедур к предоставлению единой законченной (комплексной) государственной услуги; указаны конкретные нормативные положения — шаги для достижения данной цели.

Делается вывод о неготовности перехода на исключительно электронное предоставление всех услуг на данном этапе развития правового регулирования, а также неспособности искусственного интеллекта полностью заменить и исключить человеческий фактор при предоставлении всех государственных услуг в электронном виде. Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация предоставления государственных услуг, получение государственных услуг в электронном виде, трансформация российского законодательства в области предоставления электронных государственных услуг.

Максим Сергеевич ПРОКОПОВ,

соискатель кафедры административного права и процесса

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.191-196

M. S. PROKOPOV, Applicant, Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 DIGITALIZATION OF THE PROVISION OF GIBDD PUBLIC SERVICES Abstract. The article is devoted to the study of the problems and the role of digitalization in increasing the efficiency of the functions of the executive branch, the possibility of digitalizing the provision of traffic police services. The author considers the domestic and foreign experience in the implementation of powers for the provision of public services, and also investigates

© М. С. Прокопов, 2021

the sources of the regulatory framework for the provision of public services in electronic form. Particular attention is paid to the large-scale transformation of the provision of public services into electronic form. The article indicates the total number of the provision of electronic services by the Ministry of Internal Affairs, its divisions, the prospect of the development of the provision of electronic services in the near future is noted: the transition from the provision of separate administrative procedures to the provision of a complete (complex) public service, specific regulatory provisions (steps)are indicated. It is concluded that the transition to an exclusively electronic provision of all services at this stage of development of legal regulation is impossible, as well as the inability of artificial intelligence to completely replace and eliminate the human factor in the provision of all public services in electronic form. Keywords: digitalization, digital transformation of the provision of public services, receipt of public services in electronic form, transformation of Russian legislation in the field of provision of electronic public services.

Все возрастающую роль в реализации функций органов исполнительной власти играют цифровые технологии. Цифровизация способствует изменению порядка реализации полномочий органов исполнительной власти, межведомственного взаимодействия, но большему воздействию подвергается практика реализации полномочий по оказанию государственных услуг1.

Цифровизация порядка предоставления государственных услуг началась с принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ), где возможность получения их в электронной форме предусматривается в качестве одного из основных принципов предоставления государственных услуг. Анализ изменений, внесенных в названный Федеральный закон, позволяет сделать вывод о все большей трансформации процедуры предоставления государственных услуг в электронную форму. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон № 210-ФЗ вводятся: проактивный режим их предоставления (ст. 7.3 Закона № 210-ФЗ), реестровая модель фиксации результата оказания услуг (ст. 7.4, вступающая в силу с 1 января 2022 г.), принцип бесшовности предоставления государственных услуг в негосударственных организациях (ч. 1.1—1.9 ст. 7), электронный вид документов личного хранения (п. 3.1—3.2 ст. 17), цифровые административные регламенты (ч. 3 ст. 12, ч. 1,6.1—6.3 ст. 13) и др.

МВД России сегодня предоставляется 33 государственные услуги, из них 5 государственных услуг — подразделениями Госавтоинспекции, 5 — ФКУ «ГИАЦ МВД России» и информационными центрами, 18 — подразделениями по вопросам миграции, 4 — подразделениями по контролю за оборотом наркотиков и 1 — ЭКЦ МВД России2.

1 См.: паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление».

2 URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 01.07.2021).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

ЕСТНИК Прокопов М. С.

УНИВЕРСИТЕТА Цифровизация предоставления государственных услуг ГИБДД

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

При этом в соответствии с требованиями административных регламентов МВД России предоставляются в электронном виде не только отдельные административные процедуры — подача заявления, запись на личный прием и т.д., но и некоторые государственные услуги (справка о наличии/отсутствии судимости). Перевод социально-значимых государственных услуг в электронный вид предусматривается в утвержденной Ведомственной программе цифровой трансформации МВД России на 2021—2023 гг. В качестве целей цифровой трансформации МВД России названы: повышение удовлетворенности граждан, снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством, повышение надежности и безопасности информационных систем, технологическая независимость от иностранного оборудования, уход от избыточной административной нагрузки на предпринимателей3.

В настоящее время можно наблюдать активную нормотворческую деятельность в указанном направлении. Так, в соответствии с внесенными изменениями в процедуру регистрационного учета граждан Российской Федерации4, вступающими в силу с 1 июня 2022 г, государственную услугу по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания можно получить в электронной форме через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). В таком случае свидетельство о регистрации предоставляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, через личный кабинет заявителя.

В утвержденном Плане мероприятий по переходу до 2021 г. федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде5 по линии МВД России говорится о двух государственных услугах: проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений и регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним. Проведение опытной эксплуатации и обеспечение предоставления указанных в Плане государственных услуг в электронном виде на ЕПГУ планируется в срок до 27 декабря 2021 г.

Основными целями реализации мероприятий по рассматриваемым государственным услугам являются:

— проактивное информирование при наступлении соответствующей жизненной ситуации о возможности получения государственной услуги (например, окончания срока действия водительского удостоверения, изменения фамилии, имени или отчества, изменения региона жительства гражданина);

— возможность подачи в электронном виде заявления о сдаче экзамена и других требуемых документов через личный кабинет автошколы на ЕПГУ, а также ^ предоставление в электронной форме документов, являющихся основанием

для регистрации транспортного средства; _ >

3 По пути цифровой трансформации государственных функций // Журнал Совета министров внутренних дел СНГ. 2021. № 1. С. 24.

4 Постановление Правительства РФ от 17.05.2021 № 744 «О внесении изменений в Пра- ^ вила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета

по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». □

5 Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2020 № 218-р.

>

— по реестровой модели в электронной форме предоставление сведений о выданном водительском удостоверении, а также расширенной выписки из реестра транспортных средств через личный кабинет на ЕПГУ;

— передача через единую систему межведомственного электронного взаимодействия в электронном виде заинтересованным органам государственной власти результатов предоставления государственной услуги;

— автоматическое аннулирование водительского удостоверения при получении сведений о наличии у водителей медицинских противопоказаний к управлению, а также в случае смерти собственника — прекращение регистрации транспортного средства;

— оповещение гражданина об аннулировании водительского удостоверения с использованием ЕПГУ и интегрированных с ним информационных систем. Названные цели пока не нашли отражения в соответствующих нормативных

правовых актах, регламентирующих рассматриваемые государственные услуги. Так, анализируя процедуру предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденную приказом МВД России от 20.02.2021 г. № 80,6 можно заметить, что электронная форма касается только отдельных административных процедур. Например, заявление может быть подано в том числе в электронной форме с использованием ЕПГУ заверено простой электронной подписью.

Электронное заявление вместе с копиями прилагаемых документов проходит первоначальную проверку и обработку содержащихся в нем сведений, а заявителю сообщается уникальный номер, присвоенный заявлению в электронной форме, по которому через ЕПГУ будет предоставлена информация о ходе выполнения указанного заявления. Тем не менее оригиналы документов, копии которых направлены заявителем с помощью ЕПГУ, предоставляются заявителем при личном посещении экзаменационного подразделения.

В юридической литературе встречаются точки зрения о том, что говорить о полной интерактивности экзамена на право управления транспортными средствами как государственной услуги пока преждевременно ввиду отсутствия соответствующих технических предпосылок7.

Напротив, в Республике Узбекистан в соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 04.05.2021 № 271 «О мерах по упрощению процедур оказания государственных услуг в сфере безопасности дорожного движения» с 1 августа 2021 г. мониторинг и контроль деятельности по оказанию государственных услуг ГСБДД будет осуществляться с использованием автоматизированной электронной системы. Указанная система обладает в том числе и такими возможностями, как прием теоретических и практических экзаменов без участия человеческого фактора, а также автоматические оценка и оформление

6 Приказ МВД России от 20.02.2021 № 80 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений».

7 Затолокин А. А. Предоставление государственных услуг ГИБДД в электронном виде. Общество и право. 2019 № 2 (68). С. 103.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

тз

L-—^ i,

ЕСТНИК Прокопов М. С.

УНИВЕРСИТЕТА Цифровизация предоставления государственных услуг ГИБДД

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

результатов. Так, заявитель сдает теоретический экзамен в установленном порядке через систему приема теоретических экзаменов, исключающую человеческий фактор. При этом ему автоматически выдается разрешение на практический экзамен, который сдается в установленное время только на специально организованном автодроме и оценивается при помощи искусственного интеллекта, без вмешательства человеческого фактора (за исключением отдельных случаев)8.

Кроме того, такие государственные услуги, как регистрация учебных групп юридических лиц, оказывающих негосударственные образовательные услуги по подготовке (переподготовке, повышению квалификации) водителей автомото-транспортных средств и городского электротранспорта и оформление документов для приема экзаменов у кандидатов в водители автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта, а также национальных водительских удостоверений, предоставляются в Республике Узбекистан через Единый портал интерактивных государственных услуг.

В Республике Узбекистан внедряются новые образцы водительского удостоверения и свидетельства о регистрации автомототранспортного средства на основе пластиковых форм. Национальное водительское удостоверение и свидетельство о регистрации автомототранспортного средства содержат персональный идентификационный номер физического лица (ПИН ФЛ) и специальную электронную метку (NFC смарт-карт), позволяющую осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами. А также ИНН в свидетельстве о регистрации автомототранспортных средств юридических лиц9. Государственной программой «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» определено начать поэтапный перевод документов, истребуемых от водителя, в электронную форму, с созданием электронной базы, которая отражает историю автомототранспортных средств и их владельцев10.

В Российской Федерации в соответствии с пп. «в» п. 1 Перечня поручений по итогам совещания с членами Правительства РФ от 12.02.2021 необходимо обеспечить проведение эксперимента по использованию (в том числе с применением мобильных технологий) электронных дубликатов документов, выдаваемых государственными органами, определить перечень документов, хранение, предъявление и использование электронных дубликатов которых допустимо, а также необходимые меры безопасности по защите от неправомерного их использования11. Среди них — удостоверение личности, водительское удостоверение, ПТС, справка о регистрации по месту пребывания и жительства.

8 См.: Административный регламент оказания государственных услуг по оформлению документов для приема экзаменов у кандидатов в водители автомототранспортных

средств и средств городского электрического транспорта и национальных водительских ^

удостоверений. Приложение № 2 к постановлению Кабинета министров Республики Узбекистан от 4 мая 2021 г. № 271 // СПС «Континент».

9 Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан от 02.03.2017 № 116 «О ме- § рах по внедрению новых образцов национального водительского удостоверения и сви- ^ детельства о регистрации автотранспортного средства» // СПС «Континент».

10 Указ Президента Республики Узбекистан от 03.02.2021 № УП-6155. □

11 URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65001. УЧЕНОГО

>

Примером широкого внедрения электронных документов является Украина. В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 29.10.2019 № 95612 до 29.11.2021 реализуется экспериментальный проект по применению электронного удостоверения водителя и электронного свидетельства о регистрации транспортного средства. Под электронным водительским удостоверением и электронным свидетельством о регистрации транспортного средства понимается цифровое отображение выданных лицу национального водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства вместе с уникальным электронным идентификатором (QR-кодом), который обеспечивает переход по ссылке на соответствующую подтверждающую запись в электронных ресурсах единой информационной системы МВД.

Лицо, получившее в установленном законодательном порядке водительское удостоверение (или свидетельство о регистрации транспортного средства), имеет право заказать е-удостоверение или е-свидетельство, загрузив на смартфон мобильное приложение Единого государственного веб-портала электронных услуг «Действие» и пройти электронную идентификацию. Е-удостоверение и е-свидетельство предъявляются владельцем транспортного средства или надлежащим пользователем на смартфоне без дополнительного предъявления удостоверения водителя и свидетельства о регистрации, изготовленных на бланках, а также документа, удостоверяющего личность. Полицейский проводит проверку достоверности предъявленных лицом электронных удостоверения водителя и свидетельства о регистрации транспортного средства с помощью технических средств, в том числе с использованием уникального электронного идентификатора ^К-кода) и сведений из Единой информационной системы МВД.

Подводя итог, необходимо заметить, что, повышая цифровую зрелость государственных услуг по направлению Госавтоинспекции путем их перевода в электронный вид и сокращения сроков предоставления, нельзя забывать о том, что некоторые административные процедуры невозможно перевести в электронный вид, например осмотр транспортного средства в процедуре регистрации. Но и отказываться от осмотра транспортного средства тоже нельзя, поскольку он является надежным барьером на пути легализации криминальных транспортных средств и противодействия транспортному терроризму.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Затолокин А. А. Предоставление государственных услуг ГИБДД в электронном виде // Общество и право. — 2019. — № 2 (68).

2. Зубарев С. М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1 (41). — С. 13—23.

3. Попов Л. Л. Проблемы административных реформ в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1 (41). — С. 24—20.

12 Постановление Кабинета министров Украины от 23.10.2019 № 956 «О реализации экспериментального проекта по применению электронного удостоверения водителя и электронного свидетельства о регистрации транспортного средства» // СПС «Континент».

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.