Научная статья на тему 'АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: К ВОПРОСУ ОБ УЧЕНОМ ЗВАНИИ СТАРШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА'

АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: К ВОПРОСУ ОБ УЧЕНОМ ЗВАНИИ СТАРШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ / СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК / ДОЦЕНТ / АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ / НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ / АТТЕСТАТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нарутто С. В., Збарацкий Б. А.

Целью работы является анализ правового статуса ученого звания старшего научного сотрудника, проблемы применения действующего законодательства в части, касающейся приравнивания ученого звания старшего научного сотрудника к ученому званию доцента. Методологию работы составляют: формально- юридический метод, метод толкования норм права, сравнительно-правовой метод и историко-правовой метод. В статье показаны выявленные проблемы правового регулирования положения старшего научного сотрудника, звание которому было присвоено научной организацией в соответствии с действующим в тот период законодательством. На основании исследования генезиса отечественного правового регулирования механизма присвоения ученых званий старшего научного сотрудника и доцента, анализа нормоположений действующих источников права, находящих свое продолжение в материалах правоприменительной практики, предлагаются поправки в действующее законодательство, уравнивающие в правах старших научных сотрудников, звание которым было присвоено государственными органами, и тех, которым ученое звание было присвоено организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND ACADEMIC STAFF ATTESTATION: ON THE ISSUE OF A SENIOR RESEARCHER ACADEMIC TITLE

The aim of the work is to analyze the legal status of a senior researcher academic title, some problems of applying the current legislation in terms of equating the academic title of a senior researcher with the academic title of an associate professor. The methodology of the work consists of the formal legal method, the method of interpreting the norms of law, the comparative legal method and the historical and legal method. The paper shows the identified problems of legal regulation of the position of a senior researcher, the title of which was awarded by a scientific organization in accordance with the legislation in force at that time. Based on the study of the genesis of domestic legal regulation of the mechanism for conferring the academic titles of senior researcher and associate professor, analysis of the provisions of the current sources of law, which are continued in the materials of law enforcement practice, amendments to the current legislation are proposed that equalize the rights of senior researchers, the title of which was awarded by state bodies, and those who have been awarded an academic title by organizations.

Текст научной работы на тему «АТТЕСТАЦИЯ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: К ВОПРОСУ ОБ УЧЕНОМ ЗВАНИИ СТАРШЕГО НАУЧНОГО СОТРУДНИКА»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

001: 10.17803/1994-1471.2021.132.11.194-205

С. В. Нарутто*, Б. А.Збарацкий**

Аттестация научных и научно-педагогических работников: к вопросу об ученом звании старшего научного сотрудника1

Аннотация. Целью работы является анализ правового статуса ученого звания старшего научного сотрудника, проблемы применения действующего законодательства в части, касающейся приравнивания ученого звания старшего научного сотрудника к ученому званию доцента. Методологию работы составляют: формально-юридический метод, метод толкования норм права, сравнительно-правовой метод и историко-правовой метод. В статье показаны выявленные проблемы правового регулирования положения старшего научного сотрудника, звание которому было присвоено научной организацией в соответствии с действующим в тот период законодательством. На основании исследования генезиса отечественного правового регулирования механизма присвоения ученых званий старшего научного сотрудника и доцента, анализа нормоположений действующих источников права, находящих свое продолжение в материалах правоприменительной практики, предлагаются поправки в действующее законодательство, уравнивающие в правах старших научных сотрудников, звание которым было присвоено государственными органами, и тех, которым ученое звание было присвоено организациями.

1 Исследование выполнено в целях реализации работы по научно-методическому обеспечению «Разработка организационно-правовых и репутационных механизмов, обеспечивающих единство системы государственной научной аттестации, расширение использования новых форм и успешных правовых практик реализации ведущими организациями права самостоятельного присуждения ученых степеней» (реестровый номер 730000Ф.99.1.БВ16АА02001).

© Нарутто С. В., Збарацкий Б. А., 2021

* Нарутто Светлана Васильевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 svetanarutto@yandex.ru

** Збарацкий Богдан Анатольевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА); эксперт отдела научно-правового консалтинга Научно-исследовательского института Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 bzbar@mail.ru

Ключевые слова: ученое звание; старший научный сотрудник; доцент; аттестация научных кадров; научные организации; образовательные организации высшего образования; вуз; аттестат; наука; образование. Для цитирования: Нарутто С. В., Збарацкий Б. А. Аттестация научных и научно-педагогических работников: к вопросу об ученом звании старшего научного сотрудника // Актуальные проблемы российского права. - 2021. - Т. 16. - № 11. - С. 194-205. - DOI: 10.17803/1994-1471.2021.132.11.194-205.

Scientific and Academic Staff Attestation: On the Issue of a Senior Researcher Academic Title2

Svetlana V. Narutto, Dr. Sci. (Law), Professor, Professor, Department of Constitutional and Municipal

Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

svetanarutto@yandex.ru

Bogdan A. Zbaratskiy, Postgraduate Student, Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Expert, Scientific and Legal Consulting Department, Research Institute, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 bzbar@mail.ru

Abstract. The aim of the work is to analyze the legal status of a senior researcher academic title, some problems of applying the current legislation in terms of equating the academic title of a senior researcher with the academic title of an associate professor. The methodology of the work consists of the formal legal method, the method of interpreting the norms of law, the comparative legal method and the historical and legal method. The paper shows the identified problems of legal regulation of the position of a senior researcher, the title of which was awarded by a scientific organization in accordance with the legislation in force at that time. Based on the study of the genesis of domestic legal regulation of the mechanism for conferring the academic titles of senior researcher and associate professor, analysis of the provisions of the current sources of law, which are continued in the materials of law enforcement practice, amendments to the current legislation are proposed that equalize the rights of senior researchers, the title of which was awarded by state bodies, and those who have been awarded an academic title by organizations.

Keywords: academic title; senior researcher; associate professor; academic staff attestation; scientific organizations; educational institutions of higher education; university; certificate; science; education.

Cite as: Narutto SV, Zbaratskiy BA. Attestatsiya nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov: k voprosu ob uchenom zvanii starshego nauchnogo sotrudnika [Scientific and Academic Staff Attestation: On the Issue of a Senior Researcher Academic Title]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2021;16(11):194-205. DOI: 10.17803/19941471.2021.132.11.194-205. (In Russ., abstract in Eng.).

Ученые звания всегда были и остаются сегодня показателями профессионального успеха, карьерных достижений ученых и преподавателей. Они свидетельствуют о признании данных специалистов государством, поощрении их труда, исследовательской и пре-

подавательской работы. Государство для своего прогрессивного развития должно поддерживать науку и образование, и прежде всего стимулировать людей, работающих на научном поприще с целью привлечения молодых перспективных кадров, притока талантливых уче-

2 The study was carried out in order to implement the work on scientific and methodological support "Development of organizational, legal and reputational mechanisms that ensure the unity of the system of state scientific attestation, expanding the use of new forms and successful legal practices for the

ных в научные организации и вузы. Проблемы в области присвоения ученых званий тормозят поступательное развитие науки и образования в России, вызывают отток ученых, их уход в те сферы трудовой деятельности, которые позволяют повысить как их финансовое благосостояние, так и достоинство от осознания признания большей ценности их труда работодателем. Опосредованно сложности, связанные с государственной аттестацией научно-педагогических работников, повышают риск научной миграции ученых из Российской Федерации в государства, открытые к притоку новых научных кадров с целью совершенствования научной сферы в рамках отдельно взятого государства. Это является вызовом для научно-образовательной политики органов публичной власти, которому в ближайшей перспективе, безусловно, необходимо дать надлежащую правовую (и не только) оценку.

В российском государстве формирование основ повышения эффективности научных показателей, результатов научных исследований, их новизны и актуальности в масштабах мировой науки на системной основе сопряжено с многолетней модернизацией механизма присвоения ученых званий. Однако не всегда нормативное изменение процедуры присвоения ученых званий получает надлежащий правовой результат на практике. Модели поведения, закрепленные в нормативных актах, не отвечают реально существующей действительности, в отдельных случаях тормозя процесс развития кадрового резерва научно-образовательного коллектива отечественного государства.

Одной из проблем, связанной с присвоением ученых званий, является неоднозначная ситуация со статусом старшего научного сотрудника, которая порождает на практике различные варианты толкования норм, регламентирующих порядок присвоения и удостоверения ученого

звания, приводящие к нарушению прав ученых, обладающих названным званием.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) «О науке и государственной научно-технической политике»3 (далее — Федеральный закон № 127-ФЗ), государственная система научной аттестации предусматривает присвоение ученых званий доцента и профессора. Пунктом 2.2 данной статьи предусмотрено, что порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения, восстановления ученых званий устанавливаются Правительством РФ. При этом присвоение ученых званий осуществляется Минобрнауки России в соответствии с Административным регламентом Министерства науки и высшего образования РФ по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.03.2020 № 268 (зарегистрирован в Минюсте России 21 августа 2020 г. № 59376)4. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 127-ФЗ присвоение ученого звания подтверждается аттестатом о присвоении соответствующего ученого звания, форма и требования к которому, порядок оформления и выдачи определяются Правительством РФ.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 (в ред. от 06.06.2019) «О порядке присвоения ученых званий»5 (далее — Постановление № 1139) признается соответствие присвоенного ранее ученого звания старшего научного сотрудника ученому званию доцента.

Ученое звание старшего научного сотрудника присваивалось в СССР и России с 1934 по

implementation by leading organizations of the right to independently award academic degrees" (registry number 730000F.99.1.BV16AA02001). СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.08.2020).

СЗ РФ. 2013. № 50. Ст. 6605.

3

4

5

2002 г., в то время как ученое звание доцента появилось еще в Российской империи с принятием Университетского устава 1863 г.6 и присваивается в Российской Федерации до настоящего времени. Как правило, в дальнейшем с учетом разграничения научно-исследовательской и преподавательской деятельности, работникам научных учреждений, обладающим учеными степенями кандидата или доктора наук, с учетом их достижений в области науки присваивались звания старших научных сотрудников, а преподавателям университетов — звания доцентов7. Ранее ученые-исследователи практически не преподавали в вузах, занимаясь исключительно научной работой, а преподаватели с учеными степенями кандидатов и докторов наук осуществляли образовательную деятельность. Указанный дуализм исследовательской деятельности в определенной степени сохраняется и в настоящее время, поскольку итоговой целью любого исследования является получение новых знаний, однако способ достижения результата не должен зависеть от места проведения исследования (при условии наличия необходимого инструментария). Поэтому наука живет в различных научно-исследовательских учреждениях, которым не запрещается вести образовательную деятельность, не являющуюся основной целью деятельности такого учреждения, а также в образовательных организациях высшего образования, для которых на первый план выходит именно образовательная деятельность. На сегодняшний день исследовательская деятельность активно развивается в частных организациях, что, на наш взгляд, является дополнительной задачей для органов публичной власти, осуществляющих разработку нормативного механизма поощрения осуществления научных исследований на территории Российской Федерации.

На основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 13.01.1934 № 79 «Об ученых степенях и званиях»8 ученое звание доцента предусмотрено для высших учебных заведений, тогда как звание старшего научного сотрудника применимо в научно-исследовательских учреждениях. Для присвоения указанных ученых званий необходимо иметь ученую степень кандидата наук и самостоятельно вести преподавательскую или научно-исследовательскую деятельность в вузах или научно-исследовательских учреждениях. Ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) присуждаются постановлением вуза или научной организации и утверждаются квалификационной комиссией соответствующего народного комиссариата. При этом отдельным научным организациям (Академии наук СССР, академиям наук союзных республик, Академии сельскохозяйственных наук и др.) предоставлено право самостоятельного присуждения ученого звания старшего научного сотрудника этих учреждений.

Несмотря на легальное закрепление механизма присуждения ученых степеней и ученых званий, практика его реализации столкнулась с рядом формальных, административных и организационно-технических барьеров. К примеру, соискателю могла быть присвоена ученая степень доктора наук без реальной защиты диссертации, в то же время ученое звание профессора/доцента не присваивалось при написанной диссертации ввиду отсутствия научных работ, соответствующих профилю диссертации9. Указанные коллизии обусловливали неоднозначное применение, на первый взгляд, конкретно-сформулированных нормативных положений, что выступало объективным основанием для скорейшего изменения норм в данной области.

Спустя несколько лет по рассматриваемому вопросу произошли изменения. Согласно вновь

6 URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760 (дата обращения: 11.05.2021).

7 См. об этом, например: БерлявскийЛ. Г. Правовая политика Советского государства в сфере регулирования научной деятельности: этапы и особенности (1917-1929 гг.) // История государства и права. 2011. № 6. С. 7-10.

8 СЗ СССР. 1934. № 3. Ст. 30.

9 См. об этом, например: Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933-1935 годы // Социологический журнал. 2001. № 2. С. 145-158.

принятому постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 20.03.1937 № 464 «Об ученых степенях и званиях»10 ученое звание старшего научного сотрудника присваивается при условии осуществления научно-исследовательской работы под руководством профессора. Присвоение ученого звания происходило соответствующим народным комиссариатом, а по учреждениям Академий наук СССР и союзных республик — Президиумом Академии по представлению совета научно-исследовательского учреждения. Таким образом, существовало два варианта присвоения ученого звания старшего научного сотрудника — уполномоченными контролирующими органами и высшей научной организацией. На наш взгляд, двойственность присуждения ученого звания способствовала демократическому развитию организационно-правового механизма, формируя вектор дис-позитивности в научной сфере. Указанное положение дел сохранялось вплоть до 1975 г., в котором порядок присуждения ученых званий был изменен.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 29.12.1975 № 1067 «О Положении о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий»11 ученое звание старшего научного сотрудника присваивалось Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР лицам, имеющим ученые степени кандидата или доктора наук, проявившим достаточную для присвоения ученой степени квалификацию в процессе выполнения научно-исследовательской работы в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, без требований к педагогической работе в отличие от звания доцента. Обладателям ученого звания старшего научного сотрудника Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР (ВАК СССР) выдавались аттестаты о присвоении соответствующего звания. По учреждениям Академии наук СССР и академий наук союзных республик ученые звания старшего научного сотрудника лицам, имею-

10 СЗ СССР. 1937. № 21. Ст. 83.

11 Собрание постановлений СССР. 1976. № 3. Ст. 14.

12 Свод законов СССР. 1990. Т. 3. С. 573.

щим ученые степени кандидата или доктора наук, присваивались президиумом Академии наук СССР. Следовательно, с целью унификации способов присвоения ученых званий различные народные комиссариаты были заменены на единый орган, отвечающий за научную аттестацию — ВАК СССР, в которую вузы и научные учреждения самостоятельно обращались с ходатайством. Следует заметить, что в указанный период изменилась лишь процедура присвоения ученого звания, дуализм же присвоения звания уполномоченным органом и отдельными научными организациями сохранил свою силу.

Постановлением Совета Министров СССР от 30.12.1989 № 1186 «Вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров»12, которым было утверждено новое Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий, был расширен перечень субъектов, обладающих правом самостоятельно принимать решения по вопросам о присвоении ученых званий. Согласно п. 3 ученое звание старшего научного сотрудника работникам научных организаций Академии наук СССР и академий наук союзных республик, научно-исследовательских подразделений вузов, научно-исследовательских институтов и приравненных к ним организаций, а также научно-производственных объединений, межотраслевых научно-технических комплексов и межотраслевых государственных объединений ВАК СССР присваивает по ходатайствам ученых (научно-технических) советов соответствующих организаций. При этом ВАК СССР и Государственный комитет СССР по народному образованию в соответствии с их компетенцией были наделены функцией предоставления права ученым (научно-техническим) советам отдельных научных организаций, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений, межотраслевых научно-технических комплексов, межотраслевых государственных объединений, вузов, институтов повышения квалификации и приравненных к ним организаций принимать

решения по вопросам о присвоении ученых званий, не требующие проведения в ВАК СССР и Государственном комитете СССР по народному образованию экспертизы по существу материалов аттестационных дел. При этом доцентам и старшим научным сотрудникам Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР и Государственным комитетом СССР по народному образованию выдавались аттестаты установленного образца.

Следовательно, на рубеже переходного периода российской государственности, с развитием демократических начал, увеличением диспозитивности в праве и правоотношениях, определенные организации приобрели большую автономность и самостоятельность в принятии решений о присвоении ученых званий, что можно рассматривать как дополнительный стимул как развитию отечественной научной составляющей. Можно сделать вывод, что более чем 50-летний период дуализма присвоения ученых званий, а также его последовательное совершенствование подтвердили эффективность реализации модели нормативной регламентации аттестации научно-педагогических кадров в России.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.1994 № 1185 было утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий13, усилившее самостоятельность организаций в решении вопроса о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника. В соответствии с данным актом ученое звание старшего научного сотрудника по специальности присваивалось приказом руководителя соответствующей научной, научно-исследовательской, научно-производственной организации или высшего учебного заведения на основании решения ученого совета. Согласно п. 4 указанного Положения материалы по вопросу о присвоении ученого звания старшего научного

сотрудника по специальности в ВАК России не представлялись и выдача аттестата старшего научного сотрудника не предусматривалась, что позволяет предполагать о том, что названным научным, научно-исследовательским, научно-производственным организациям были делегированы функции в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, хотя непосредственного правила об этом в документе не содержалось, что вносило существенную путаницу в процессе соотношения присвоенных «государственных» и «самостоятельных» ученых званий. Рассматриваемое постановление Правительства РФ в части присвоения научным работникам ученых званий утратило силу с 15 мая 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий»14. Пунктом 5 данного Положения было установлено, что присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника соответствует ученому званию доцента по специальности. При этом в указанном нормативном правовом акте не были проведены различия в статусе обладателей научных званий старшего научного сотрудника, присвоенных как государственными органами, так и организациями. То есть кандидаты или доктора наук, ученые звания старшего научного сотрудника которым были присвоены Высшей аттестационной комиссией при Совете Министров СССР и Государственным комитетом СССР по народному образованию с выдачей аттестатов установленного образца, фактически приравнивались по своему статусу к кандидатам или докторам наук, ученые звания старшего научного сотрудника которым были присвоены научными, научно-исследовательскими, научно-производственными организациями с выдачей копии приказа руководителя соответствующей организации.

Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 74 (в ред. от 28.09.2018) «Об

13 Постановление Правительства РФ от 24.10.1994 № 1185 (ред. от 07.06.1995, с изм. от 29.03.2002) «Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» // СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2898.

14 СЗ РФ. 2002. № 14. Ст. 1302.

утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней»15 (далее — Постановление № 74)установлено, что в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (п. 2). Иными словами, права лиц, которым ученое звание было присвоено в рамках существовавшего в период с 1994 по 2002 г. механизма «самостоятельного присвоения» научными и образовательными организациями, оказались вне пределов нормативной регламентации. Учитывая, что ранее действовавшее положение предусматривало возможность не обращаться в ВАК России для учета материалов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, Постановление № 74 допустило возможность нарушения прав неограниченного круга лиц, исключив из перечня документов о присвоении ученых званий приказ (его копию) руководителя организации о присвоении ученого звания. Таким образом, федеральное нормативно-правовое регулирование создало правовую коллизию между существовавшими ранее источниками права и Постановлением № 74, а, как известно, практические проблемы выявляются намного позднее нормативной регламентации и имеют

более индивидуальные негативные последствия, которые проявляются вплоть до сего дня.

В действующем в настоящее время Постановлении № 1139 содержится лишь правило о том, что присвоенное ранее ученое звание старшего научного сотрудника, доцента по кафедре соответствует ученому званию доцента, без указания на то, каким органом или организацией присвоено данное ученое звание и каким документом подтверждается, что, на наш взгляд, допускает возможность толковать норму, учитывая любые ранее существовавшие легальные способы присвоения ученого звания.

Правоприменительная практика, ориентируясь на Постановление № 74, исходит из того, что к ученому званию доцента приравниваются лишь ученые звания старшего научного сотрудника, присвоенные государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации и подтвержденные выданными этими органами аттестатами установленного образца. Так, решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.09.2016 № АКПИ16-69016 было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Постановления № 74. При вынесении указанного решения Суд исходил из того, что Постановление № 1139 и Постановление № 74 имеют равную юридическую силу, поэтому не могут быть проверены на соответствие друг другу.

Ссылаясь на ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принял во внимание лишь п. 3, предписывающий выяснение соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не выяснял нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, как того требует пункт 1 ч. 8 вышеуказанной статьи. Апелляционным опре-

15 СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 580.

16 Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 28.09.2016 № АКПИ16-690 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней"» // СПС «КонсультантПлюс».

делением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22.12.2016 № АПЛ16-54417 данное решение оставлено без изменения. Основным доводом суда было то, что научные, научно-исследовательские, научно-производственные организации не наделялись полномочиями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, что представляется весьма спорным, особенно с учетом современных реалий, в которых модель самостоятельного присуждения ученых степеней организациями и выдачи соответствующих дипломов без утверждения государственными органами, официально признана государственной системой научной аттестации (п. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 127-ФЗ).

На наш взгляд, невозможно однозначно согласиться с указанным решением суда. Учитывая действие нормативных актов во времени, их юридическую силу, легальность необходимо рассматривать не только существующие нормативные конструкции, устанавливающие механизм присвоения ученого звания в настоящий момент, но и действующие НПА в момент появления юридического факта (в рассматриваемом случае - присвоение ученого звания). Соотношение частно-публичных интересов, которое происходит в юридическом состоянии нахождения лица в статусе старшего научного сотрудника, происходит, благодаря взаимному признанию (лицо, обладающее статусом, совершает определенные действия для его получения, в том числе проводит перспективные исследования и разработки, что способствует получению различных благ (должность, повышенная зарплата, пенсия, льготы), а государство признает этот статус и гарантирует его обеспечение). В правоотношении «государство - лицо» именно человек обладает менее защищенным статусом. Государство самостоятельно устанавливает правила для регулирования отношений, тогда

как лицо может только следовать этим правилам. Суд должен учитывать тот факт, что лица, получившие ученые звания в предусмотренном нормативном порядке в момент действия определенных нормоположений, не имели другой возможности для получения ученого звания старшего научного сотрудника. Кроме того, существенным образом должен влиять на содержание решения и тот факт, что Постановление № 74 устанавливает реестр ученых званий, тогда как Постановление № 1139 определяет порядок присвоения званий, что является не соотношением источников равной юридической силы, а прямым противоречием Федеральному закону № 127-ФЗ, устанавливающему цели принятия различных подзаконных нормативных актов.

До принятия Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»18 в ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 127-ФЗ содержалась введенная в 2000 г. норма: «Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации», а в ч. 3 этой статьи - положение о том, что правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти». Каких-либо положений, касающихся иных ученых званий,

17 Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22.12.2016 № АПЛ16-544 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28 сентября 2016 г. № АКПИ16-690, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 "Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней"» // СПС «КонсультантПлюс».

18 СЗ РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.

помимо доцентов и профессоров, и перечня документов, подтверждающих присвоение этих званий, Федеральный закон № 127-ФЗ не содержал. Таким образом, отношения, связанные с ученым званием старшего научного сотрудника, регулируются подзаконными нормативными актами Правительства РФ.

Пункт 2 Постановления № 74 привел к нарушению принципа равенства прав человека, гарантированного ст. 19 Конституции РФ. Согласно ч. 2 данной статьи, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств19. К таким обстоятельствам следует отнести выдачу обладателям ученого звания старшего научного сотрудника соответствующего документа государственным органом (аттестата старшего научного сотрудника) или уполномоченной органом государственной власти (Правительством — высшим исполнительным органом государственной власти) организацией (копии приказа руководителя данной организации). Поскольку государство в лице издавшего соответствующее постановление Правительства уполномочило научные, научно-исследовательские, научно-производственные организации на самостоятельное осуществление присвоения ученого звания старшего научного сотрудника с выдачей его обладателю копии приказа, ему следовало не разделять на практике старших научных сотрудников на «первосортные», приравниваемые к доцентам, поскольку им ученые звания присваивались государственным органом и выдавались аттестаты, и «второсортные», не приравниваемые к доцентам по причине того, что ученые звания им присваивались организацией с выдачей приказа об этом.

С учетом формирования правоприменительной (в том числе судебной) практики в направ-

лении непризнания ученого звания старшего научного сотрудника, присвоенного организациями «самостоятельно», у граждан, чьи права не были должным образом защищены судами общей юрисдикции, возникает необходимость обращаться в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о проверке конституционности п. 2 Постановления № 74.

Законодательство никогда не устанавливало различий в правовом статусе старших научных сотрудников по этим обстоятельствам. Как известно, ученое звание в значительной степени повышает авторитет любого ученого, подтверждая его профессиональные знания и опыт, присваивается в целях поощрения научной работы и сигнализирует о повышенной квалификации научно-педагогических кадров. Для лиц, посвятивших себя науке и преподаванию, это дает возможность участвовать в крупных научных мероприятиях, проектах, работах, общаться с зарубежными коллегами, передавать свой опыт аспирантам, докторантам и соискателям. При этом в НИИ также старшие научные сотрудники подготавливают соискателей ученых степеней, ведут не только научно-исследовательскую, но и преподавательскую деятельность. Лишение старших научных сотрудников, звание которым было присвоено организациями, возможности приравнять его к званию доцента, исключает их возможность претендовать на звание профессора, что, безусловно, ограничивает их профессиональные права, академические права и свободы, а также доступ к мерам социальной поддержки, направленным на обеспечение их высокого квалифицированного статуса, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение общественной значимости, престижа педагогической профессии, гарантированные статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации»20. В этой ситуации ученые чувствуют себя ущемленными в правах по сравнению с другими коллегами — кандида-

19 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 04.07.2020.

20 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

тами наук, которым присваивается ученое звание доцента, и они могут далее продвигаться по карьерной преподавательской лестнице. Они же, обладая высокими фундаментальными познаниями, ограничиваются в возможности делиться этими знаниями, а также исследовательскими компетенциями, практическими навыками научной работы со студентами и аспирантами, что, безусловно, не стимулирует обогащение высшего образования. Как известно, связи высшего образования с производством всегда придавалось большое значение, поскольку она способствует развитию у студентов практических навыков и умений, необходимых в предстоящей трудовой деятельности, а также предоставляет им широкие возможности для овладения новейшими достижениями в области науки и техники. В современных условиях научно-производственно-образовательная интеграция является мощным фактором социально-экономического прогресса. Неслучайно в настоящее время повышенное внимание уделяется формированию особых зон технополисов и технопарков, способствующих быстрейшей модернизации экономики.

Привлечение старших научных сотрудников - работников научных организаций к преподаванию в вузах позволяет существенно обогатить содержательную сторону образовательного процесса, способствует его сближению с практикой, приобщению к требованиям жизни. Кроме того, облегчается решение вопросов, связанных с внедрением научных разработок, привлечением к исследованиям преподавателей и студентов, создаются условия для экспериментирования, генерирования прогрессивных идей, научного поиска непосредственно на площадке вуза как инкубатора новейших образцов науки и техники. Преподаватели вузов от своих коллег — научных сотрудников лучше познают реальные проблемы, с учетом которых корректируют учебные планы, содержание занятий со студентами. Для

вузов расширяются возможности внебюджетного финансирования при реализации результатов фундаментальных и прикладных исследований, необходимых научным и иным организациям.

Полноценное уравнивание в правах доцентов и старших научных сотрудников способствует интеграции науки и образования, привлечению в образовательный процесс опытных и перспективных исследователей, с одной стороны, и формированием молодого интеллектуального капитала - с другой. В этой связи С. А. Васильев предлагает закрепить в Постановлении № 1139 вариативность наличия ученого звания доцента или старшего научного сотрудника в качестве одного из условий для получения ученого звания профессора21. На наш взгляд, следует разделить указанную точку зрения, поскольку легальное закрепление двуединства статуса научных и педагогических работников с равнозначными учеными званиями обусловит развитие как университетской науки, так и исследований, осуществляемых в научных учреждениях.

Конституционный принцип равенства предполагает определенность правовых норм, не допускающую их различного толкования и произвольного, избирательного применения в отношении различных субъектов. Надлежащая реализация правовых принципов способствует должному пониманию и применению юридических норм, создает предпосылки к унификации правотолкования, помогает достичь преемственности содержания нормативных положений при их последующем изменении, обеспечивает синхронизацию источников права разной юридической силы и территории применения. Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что юридическое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного применения правовых норм, возможного только при наличии их формальной определенности, точности, ясности, недвусмысленности и согласованности

21 Васильев С. А. К проблеме состоятельности ученого звания «старший научный сотрудник» в современных условиях правового регулирования // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : материалы V Международной научно-практической конференции, 20 мая 2021 г. : в 3 т. Т. 1. Секция 1 : Актуальные проблемы современного права: теория и практика / отв. ред. С. Н. Емельянов ; ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия». Донецк : Цифровая типография, 2021. С. 55-58.

в системе действующего правового регулирования. В данном вопросе следует отметить также принцип правовой определенности, благодаря которому субъект правоотношения имеет право на уверенность в преемственности нормопо-ложений, а также на их однозначную выраженность и отчетливость, обусловленную надлежащим нормативным оформлением.

В целях воплощения указанных требований необходимо внести дополнение в действующее законодательство, а именно в п. 2 Постановления № 74, признав в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также приказы (копии приказов), руководителей научной, научно-исследовательской, научно-производственной организации или высшего профессионального образования на основании

решения ученого (научно-технического) совета о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, выданные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий».

Данное дополнение в полной мере коррелирует с реализуемым в настоящее время переходом на новую модель государственной научной аттестации, который обусловлен тенденциями к самостоятельности образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, необходимостью дальнейшей интеграции в международную научную среду (в большинстве иностранных государств присвоение ученых званий осуществляется организациями самостоятельно) и повышению престижа научной деятельности. В заключение представляется возможным согласиться с Н. Г. Жаворонковой и Ю. Г. Шпаков-ским в том, что переход к новой модели научной аттестации способствует не только самостоятельности образовательных и научных организаций, но и позволит «обеспечить возможность появления значительного количества новаторских исследований, новых имен в науке»22.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. БерлявскийЛ. Г. Правовая политика Советского государства в сфере регулирования научной деятельности: этапы и особенности (1917-1929 гг.) // История государства и права. — 2011. — № 6. — С. 7-10.

2. Васильев С. А. К проблеме состоятельности ученого звания «старший научный сотрудник» в современных условиях правового регулирования // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : материалы V Международной научно-практической конференции, 20 мая 2021 г. : в 3 т. — Т. 1. Секция 1 : Актуальные проблемы современного права: теория и практика / ГОУ ВПО «Донбасская юридическая академия» ; отв. ред. С. Н. Емельянов — Донецк : Цифровая типография, 2021. — С. 55-58.

3. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. К вопросу о переходе на новую модель аттестации научных кадров высшей категории // Актуальные проблемы российского права. — 2015. — № 12 (61). — С. 87-95.

4. Козлова Л. А. «Без защиты диссертации»: статусная организация общественных наук в СССР, 19331935 годы // Социологический журнал. — 2001. — № 2. — С. 145-158.

Материал поступил в редакцию 12 июля 2021 г.

22 Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. К вопросу о переходе на новую модель аттестации научных кадров высшей категории // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 12 (61). С. 94.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Berlyavskij L. G. Pravovaya politika Sovetskogo gosudarstva v sfere regulirovaniya nauchnoj deyatel'nosti: etapy i osobennosti (1917-1929 gg.) // Istoriya gosudarstva i prava. — 2011. — № 6. — S. 7-10.

2. Vasil'ev S. A. K probleme sostoyatel'nosti uchenogo zvaniya «starshij nauchnyj sotrudnik» v sovremennyh usloviyah pravovogo regulirovaniya // Aktual'nye problemy pravovogo, ekonomicheskogo i social'no-psihologicheskogo znaniya: teoriya i praktika : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 20 maya 2021 g. : v 3 t. — T. 1. Sekciya 1 : Aktual'nye problemy sovremennogo prava: teoriya i praktika / GOU VPO «Donbasskaya yuridicheskaya akademiya» ; otv. red. S. N. Emel'yanov — Doneck : Cifrovaya tipografiya, 2021. — S. 55-58.

3. Zhavoronkova N. G., Shpakovskij Yu. G. K voprosu o perekhode na novuyu model' attestacii nauchnyh kadrov vysshej kategorii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2015. — № 11 (61). — S. 87-95.

4. Kozlova L. A. «Bez zashchity dissertacii»: statusnaya organizaciya obshchestvennyh nauk v SSSR, 19331935 gody // Sociologicheskij zhurnal. — 2001. — № 2. — S. 145-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.