Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ НАУЧНОГО И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА'

ИНСТИТУТ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ НАУЧНОГО И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
научный работник / ученое звание / квалификация / научная квалификация / документ о квалификации / оплата труда / гарантии / researcher / academic title / qualification / scientific qualification / qualification document / remuneration / guarantees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. В. Ерохина, В. В. Нырков

обращается внимание на недостаточную проработанность в отечественной литературе вопросов механизма развития карьеры научных и научно-педагогических работников. Определяется место и роль института присвоения ученых званий в алгоритме развития карьеры ученых и педагогов. Проводится критический анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отдельных аспектов института присвоения ученого звания, с тем, чтобы установить правовую природу данного института, раскрыть его роль и значимость в механизме развития карьеры научного работника. В работе приводятся аргументы, подтверждающие отнесение ученого звания к элементам характеристики квалификации научного работника; анализируются некоторые нормативно установленные гарантии лицам, имеющим ученое звание; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение престижа исследуемого института. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001 на тему «Реализация современных механизмов оценки научной квалификации в сфере присвоения ученых званий на основе использования российского и международного опыта в условиях трансформации нормативной правовой основы государственной научной аттестации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute for awarding academic titles in the mechanism of career development of a researcher

attention is drawn to the insufficient elaboration in the national literature of the issues of the mechanism of career development of scientific and scientific-pedagogical workers. The place and role of the Institute of awarding academic titles in the algorithm of career development of scientists and teachers is determined. This research is aimed at analyzing the current legislation and other normative legal acts containing norms aimed at regulating certain aspects of the institution of awarding a scientific title, in order to establish the legal nature of this institution, to reveal its role and significance in the mechanism of career development of a researcher. The paper presents arguments confirming the attribution of the academic title to the elements of the characteristics of the qualification of a researcher; analyzes some of the normative guarantees for persons with an academic title; formulates proposals for improving legislation aimed at increasing the prestige of the Institute under study.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ НАУЧНОГО И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА»

15. Lag (1992:339) om proportionellt valsätt. - URL: https://www.riksdagen. se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/lag-1992339-om-proportionellt-valsatt_sfs-1992-339 (дата обращения: 24.10.2020).

16. Lag (1965:269) med särskilda bestämmelser om kommuns och annan menighets utdebitering av skatt, m.m. - URL: https://www.riksdagen.se/sv/ dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/lag-1965269-med-sarskilda-bestammelser-om_sfs-1965-269 (дата обращения: 25.09.2020).

17. Трощинский, П.В. Правовая система Китайской Народной Республики: становление, развитие, характерные особенности / П.В. Трощинский // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2019. - № 5. - С. 99-117.

I

Т.В. Ерохина,

кандидат юридических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой трудового права Саратовской государственной юридической академии

В. В. Нырков,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии

T.V. Erokhina,

Candidate of Law, Associate Professor, Acting Head of the Department ofLabor Law of the Saratov State Law Academy

V.V.Nyrkov,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Theory of State and Law of the Saratov State Law Academy

ИНСТИТУТ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИИ В МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ НАУЧНОГО И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА*

Аннотация: обращается внимание на недостаточную проработанность в отечественной литературе вопросов механизма развития карьеры научных и научно-педагогических работников. Определяется место и роль института присвоения ученых званий в алгоритме развития карьеры ученых и педагогов. Проводится критический анализ действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, направленные на регулирование отдельных аспектов института присвоения ученого звания, с тем, чтобы установить правовую природу данного института, раскрыть его роль и значимость в механизме развития карьеры научного работника. В работе приводятся аргументы, подтверждающие отнесение ученого звания к элементам характеристики квалификации научного работника; анализи-

* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001 на тему «Реализация современных механизмов оценки научной квалификации в с фере присвоения ученых званий на основе использования российского и международного опыта в условиях трансформации нормативной правовой основы государственной научной аттестации».

!

I §

ii

01 I I

■С №

I й

0 §

3 Sä

1 I

1 1 а 3

1 «

II

I 1 I

г з

Г м 1

X з

Г si

3 Ü

■о 3 I X

n

1 г

199

ш Ш

ш ш

г а

о й

О 1

руются некоторые нормативно установленные гарантии лицам, имеющим ученое звание; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, направленные на повышение престижа исследуемого института.

Ключевые слова: научный работник, ученое звание, квалификация, научная квалификация, документ о квалификации, оплата труда, гарантии.

ЗС

Institute for awarding academic titles in the mechanism of career development of a researcher

Abstract: attention is drawn to the insufficient elaboration in the national literature of the issues of the mechanism of career development of scientific and scientific-pedagogical workers. The place and role of the Institute of awarding academic titles in the algorithm of career development of scientists and teachers is determined. This research is aimed at analyzing the current legislation and other normative legal acts containing norms aimed at regulating certain aspects of the institution of awarding a scientific title, in order to establish the legal nature of this institution, to reveal its role and significance in the mechanism of career development of a researcher. The paper presents arguments confirming the

JO attribution of the academic title to the elements of the characteristics of the qualification

of a researcher; analyzes some of the normative guarantees for persons with an academic title; formulates proposals for improving legislation aimed at increasing the prestige of the

Or

^ Institute under study.

§ Keywords: researcher, academic title, qualification, scientific qualification, qualification

И document, remuneration, guarantees.

i

^ Институт ученого звания, а в целом и государственную

§ систему научной аттестации представляется возможным рассматривать в качестве значимых инструментов (составных частей) механизма управления развитием карьеры научного и научно-педагогическо-^ го работника. Подобный подход в исследовании института ученого о- звания позволяет обратить внимание на ряд проблем в формировании § научно-педагогического сообщества в современной России, а также О пересмотреть концепцию нормативно-правового регулирования ат-g тестации научных и научно-педагогических кадров с учетом насущ-С ной потребности в инновационной трансформации науки и системы высшего образования.

200 Следует согласиться с утверждением о недостаточном внимании со стороны государства и научной доктрины к вопросам карьерного CV роста научных и научно-педагогических работников. Признаем справу ведливой критическую оценку сложившейся ситуации в анализиру-^ емой сфере, поскольку должной системы гарантий по обеспечению карьерного роста педагогов и ученых российское законодательство фактически не предусматривает. В этой связи ценным является зарубежный опыт управления развитием карьеры научно-педагогических работников. Так, в западноевропейской литературе достаточно давно

и комплексно обсуждается данная проблема, что повлекло за собой широкое применение понятий «карьерный лифт», «ламинарная научная карьера», «стеклянный потолок» и др. [1]

Наличие действенного механизма развития карьеры научного и научно-педагогического работника выступает важнейшей объективной предпосылкой для перевода отечественной науки и системы образования в число инновационных и конкурентоспособных в мировом масштабе. К сожалению, имеющаяся отечественная практика формирования кадрового потенциала в науке и образовании не опирается на четкий доктринально выверенный алгоритм

карьерного роста рассматриваемой группы работников. Зачастую, *

как справедливо отмечает С. Егерев, так называемая квалифика- 3

ционная (или горизонтальная) карьера исследователей и педагогов 3 высшей школы, сопряженная с получением различного рода ученых

степеней и званий, не коррелирует напрямую с должностной (или §

вертикальной) карьерой, выражающейся в движении работника ко *

все более высоким должностям в административном управлении *

наукой и образованием. Одновременно автор справедливо обращает * *

внимание на тот факт, что в устойчивых научных системах «квалифи- * ^

кационная карьера является необходимым условием для реализации 3 8

карьеры должностной» [1]. * 3

На наш взгляд, одно из центральных мест в механизме развития в'

карьеры ученого и научно-педагогического работника должно от- о |

водиться правовым и экономическим средствам. Ученые степени | *

и звания как институты государственно-правового управления про- д |

цессами карьерного роста должны выступать действенными гаран- | ®

тиями удовлетворения не только творческих, профессиональных § 8

потребностей представителей научно-педагогического сообщества, 3 3

но и их экономических интересов. Однако мы становимся свиде- а §

« 3 а

телями своего рода «парадокса», когда относительно отлаженный * о механизм реализации типовой карьеры исследователя и педагога | ■§ находится в отрыве от процессов замещения руководящих должностей в системе науки и высшего образования в России. В результате 201 это позволяет делать неутешительный вывод следующего характера: и ^ «Наличие ученой степени вовсе не гарантирует продвижения по 3 ® карьерной лестнице. И наоборот, высшие позиции в науке сегодня др-5 открыты для лиц, обладающих только кандидатскими степенями, § * а то и не имеющих таковых. А типовая «профессорская» карьера, п 3 конечно, возможна и сегодня, но во многом благодаря тому, что сделавший такую карьеру пополняет печально известную когорту «работающих бедных», будучи не в состоянии обеспечить достойный

для выживания уровень, не прибегая к дополнительным приработкам и изнурительной научной поденщине» [1].

Вопросы моделирования развития карьеры научного и научно-педагогического работника нуждаются в комплексном доктриналь-ном осмыслении. В последнее время появляются отдельные труды, посвященные данной проблематике, в которых авторы затрагивают вопросы воспроизводства научно-педагогических кадров, профессионального продвижения молодых исследователей, мобильности ученых и педагогов, маркетинговой концепции регулирования карьеры научно-педагогических работников, управленческого, деятельностного и мотивационного подходов к развитию карьеры ученых и педагогов высшей школы, аттестации как инструмента развития карьеры представителей научно-педагогического сообщества, регламентации горизонтальной карьеры педагога и др. [2-8] Однако число подобных работ все же невелико, что не позволяет раскрыть в полном объеме ^ проблему механизма управления карьерным ростом работников науки 0; и высшего образования.

§ Представляется, что доктринальный алгоритм управления раз-§ витием карьеры научных и научно-педагогических работников 5 должен включать в себя следующие перспективные инструменты ^ и направления:

■ привлечение посредством реального (а не «на бумаге») кон-§ курсного отбора наиболее талантливых и способных молодых специалистов к осуществлению научной и педагогической деятельности;

■ обеспечение непрерывной ротации кадров в целях их поэтапного ^ омоложения, с уделением особого внимания действию принципа сме-0- няемости руководящего звена в системе науки и высшего образования; § ■ совершенствование системы государственной аттестации на-О учных и научно-педагогических кадров;

^ ■ существенное увеличение стартовой оплаты труда молодых С исследователей и научно-педагогических работников и установление для них дополнительных социально-экономических гарантий;

202 ■ введение механизма обязательного квотирования для обеспечения гарантированного трудоустройства молодых ученых и педагогов; (V ■ стимулирование региональной и международной мобильности ® научно-педагогических работников;

^ ■ проведение на постоянной основе летних школ для молодых преподавателей и ученых в целях обучения их новейшим методикам и методам проведения исследований и учебных занятий, в целях организационного содействия им в опубликовании трудов в зарубежных индексируемых научных периодических изданиях;

■ организацию процесса обучения и обмена опытом с зарубежными ведущими учеными и преподавателями университетов, в том числе посредством стажировки за рубежом;

■ формирование кадрового резерва руководящего звена системы науки и высшего образования (банка данных претендентов на должности ректоров и проректоров вузов, директоров научно-исследовательских учреждений и их заместителей, руководителей органов государственного управления науки и высшего образования всех уровней);

■ расширение системы правовых гарантий обеспечения карьерного развития научных и научно-педагогических сотрудников, включая внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентиру- | ющие государственное управление наукой и высшим образовани- д ем, а также регулирующие трудовые отношения данной категории 3 работников;

■ разработку новейших методов увязки карьерного роста работника с результатами оценки его научной и педагогической деятельности; |

■ обеспечение органической связи квалификационной (горизон- 3 тальной) и должностной (вертикальной) карьеры ученого и педагога; 3 |

■ переход от административного к проектному механизму функ- | а

о 3

ционирования научных и научно-педагогических коллективов; 3 Й

■ планирование персонифицированного профессионального развития ученых и педагогов в отдельно взятых научных и образовательных учреждениях. о

Особое место в алгоритме развития карьеры ученого и научно- | |

а $ 0 з

0 м

д ч>

™ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д

|

11

а 3< »

5 5

0 д

3 и

■О 3

а *

© а

педагогического работника надлежит отвести институту присвоения ученых званий. Полагаем, что назначение упомянутого института не должно сводиться исключительно к оценке научной квалификации научно-педагогических работников. Его функциональные возможности в механизме развития карьеры рассматриваемой категории работников 1! гораздо шире, поскольку потенциально могут включать в себя также | ■§ ряд иных, не менее важных направлений воздействия: а ^

1) стимулирование активности научных и научно-педагогических работников по написанию и опубликованию научных и учебных тру- 203 дов, по развитию и совершенствованию навыков, методик и техник и ^ преподавания, по участию в конференциях и других научно-практи- 3 ® ческих мероприятиях; О

2) информационно-ориентирующее действие и статусное зна- 5 | чение в аспекте дальнейшего построения научной карьеры иссле- п .3 дователя и педагога на пути от кандидата наук к степени доктора наук, а после получения последней - в движении к высокому званию «профессор»;

3) оценочное действие, отбор и косвенное развитие наиболее передовых и в идеале содержательно качественных научных периодических изданий, составляющих важнейший инструмент апробации результатов научных исследований, распространения новейшей научно значимой информации и один из центральных ресурсов карьерного продвижения ученого.

В последнее время взоры профессионального научного сообщества все чаще обращены в сторону института присвоения ученых званий, что обусловлено комплексом проблем, возникших на фоне падения престижа и привлекательности ученого звания для представителей научной сферы. Как следствие, наблюдается тенденция охлаждения интереса научных работников к присвоению ученого звания. Причин подобного отношения деятелей науки к рассматри-;0 ваемому институту немало.

Р) Прежде всего хочется отметить, что в нормах действующего ^ российского законодательства явственно не обозначено место и роль 0; ученого звания в профессиональной деятельности ученого, в силу § чего отсутствует понимание его значимости и нужности. Не суще-§ ствует четкой правовой регламентации и по вопросу влияния ученого ^ звания на уровень квалификации работника и его должностной рост, на возможность получения стимулирующих выплат, предоставления ^ трудовых и иных гарантий и прочих благ, на которые может рас-§ считывать его обладатель. Зачастую процедура присвоения ученого звания представляется соискателю настолько сложной и даже затратной, а гарантии и преимущества - незначительными, что все ^ старания, необходимые для достижения заветной цели, кажутся ему ц- бессмысленными.

^^ Таким образом, ввиду очень скромного и нечеткого норматив-О ного регулирования, присвоение ученых званий в настоящее время ^ утратило былую актуальность и востребованность среди ученых, С что приводит к незаслуженному забвению и обесцениванию данного института и может повлечь полное его исчезновение.

204 Вместе с тем современный научный потенциал российских ученых не имеет границ, он постоянно приумножается и дает значимые СЧ результаты, которые получают высокую оценку и признание мирового ® сообщества. Несомненно, ученое звание является весьма существен-^ ным показателем научной квалификации ученого и, наряду с ученой степенью, формирует его профессиональные компетенции.

О значимости института ученого звания для сферы профессиональной научной деятельности можно судить уже по высоким требованиям к кандидатам, предусматривающим обладание высоким педа-

8

5

гогическим мастерством, наличие глубоких профессиональных знаний и научных достижений [9]. В свою очередь, критерии присвоения и требования к соискателям ученого звания (наличие учебных изданий и научных трудов, ведение занятий на высоком профессиональном уровне, ученая степень, стаж научной и педагогической деятельности, замещение соответствующих должностей и пр.) являются теми показателями, которые свидетельствуют о высоком профессиональном уровне работника.

На сегодняшний день назрела объективная потребность в создании рациональной и эффективной государственной системы научной аттестации, в том числе посредством возрождения былого престижа и укрепления института ученого звания, способного повысить и укрепить возможности российской науки. 3

Как известно, профессиональная деятельность работника, заня- ■§ того в сфере научных исследований, обладает рядом специфических особенностей, которые предопределяются особым трудо-правовым |

и

статусом данной категории специалистов, нашедшим свое отражение а в нормах главы 52.1 ТК РФ [10]. 3

Понятие научного работника определяется в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной 5 научно-технической политике» [11], которая относит к таковым граждан, обладающих необходимой квалификацией и профессионально занимающихся научной и (или) научно-технической деятельностью. о | При этом ни понятия, ни содержания «необходимой квалификации» | | научного работника данный закон не раскрывает. 0 |

В связи с этим представляется целесообразным установить эти- 2 О

« К»

мологию данной правовой категории и попытаться выяснить, входит £ В

ли присвоение ученого звания в содержание «необходимой квали- 3 д

фикации» работников научной сферы. Для этого проанализируем ! »

положения некоторых нормативных правовых актов, регулирующих 11;

вопросы квалификации. » ^

Следует отметить, что понятие «квалификация» имеет различные толкования в зависимости от сферы и отрасли его применения. 205 Так, ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию работника как и ^ уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта 3 ® работы. Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской ас -О Федерации» трактует понятие «квалификация» как уровень знаний, 5 | умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность " »3 к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [12]. Особого внимания заслуживает понимание квалификации работника, приводимое в Российской энциклопедии по охране труда.

•ч I

- ой

|

| I а

3 в

Согласно названному изданию, квалификация представляет собой характеристику совокупности знаний и умений работника, установленную в форме присвоения ему определенной квалификации, звания, соответствующего разряда, категории или класса. При этом уточняется, что более высокая квалификация работника устанавливается при наличии у него дипломов о повышении квалификации и переподготовке, а также при получении им ученого звания или ученой степени [13].

Рассмотрим особенности квалификации научного работника с позиций отраслевого законодательства более подробно.

Итак, с точки зрения трудового законодательства квалификация работника предполагает обладание соответствующим уровнем знаний, умений, профессиональных навыков и опытом работы. В соответствии с ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, ^ в том числе выполнения определенной трудовой функции, приводится 0; в профессиональном стандарте.

§ По данным сайта Минтруда России «Профессиональные стан-§ дарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru), сегодня профессиональный ¡5 стандарт, содержащий характеристики квалификации непосредственно научных работников, не утвержден. При этом известно, что долж-^ ности их предусматриваются в научных организациях, организациях, § осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осущест-^ вляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (абз. 2 ц- ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 127). Исходя из этого, нами был § проведен анализ разработанных и утвержденных профессиональных О стандартов в различных областях профессиональной деятельности, в ^ которых могут учреждаться должности научных сотрудников. В ре-С зультате наличие ученого звания среди характеристик квалификации должностей научных сотрудников не выявлено. Изучение содержания 206 проектов профессиональных стандартов «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» и «Руководитель научной СЧ организации (подразделения по научным исследованиям и разработку кам)» [14] требований к наличию ученого звания также не обнаружило. ^ Наряду с профессиональными стандартами, при установлении квалификационных требований к должностям необходимо учитывать условия, указанные в квалификационных справочниках (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В этой связи обратимся к исследованию Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и

служащих. Детальный анализ отдельных разделов справочника показал, что указание на наличие ученого звания (в отличие от ученой степени) в числе требований к квалификации должностей научных работников (например, работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях; научного сотрудника музея, библиотеки; начальника Информационно-аналитического центра по ведению государственного водного реестра; начальника Российской антарктической экспедиции; начальника сезонного состава Российской антарктической экспедиции и др.) отсутствует. Исключение составляет раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», в котором институт присвоения 3 ученого звания проявил себя в полной мере. В частности, согласно $ Приказу Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 № 1н [15], личие ученого звания непосредственно включено в число квалифи- | кационных требований, предъявляемых к ряду должностей в сфере 3 высшего профессионального и дополнительного профессионального а3 образования.

|

8

•Ч I

- ой

Федеральный закон «Об образовании» [12] использует несколько 5

иной подход к определению понятия «квалификация», трактуя его как | |д

уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий 2 в

подготовленность к выполнению определенного вида профессиональ- о |

ной деятельности (ст. 2). Отличительной особенностью такого подхода | |

является законодательное закрепление требования о подтверждении о |

получения квалификации соответствующим документом (ст. 60). ^ О

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 127 Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 [9], присвоение учено- 3 д го звания подтверждается аттестатом о присвоении соответствующего 1! * ученого звания. ^ || Однако ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской » | Федерации» не относит аттестаты о присвоении ученого звания к документам о квалификации. Очевидно, это обусловлено тем, что закон 207 об образовании предусматривает выдачу документов об образовании и ^ и (или) квалификации в качестве подтверждения получения професси- 3 ® онального образования соответствующего уровня и квалификации по ар-О профессии, специальности или направлению подготовки. Присвоение 5 | ученого звания с получением профессионального образования не свя- " »3 зано, а следовательно, законом об образовании не предусматривается. Вместе с тем ч. 9 ст. 60 Федерального закона № 273 причисляет диплом кандидата наук к документам о квалификации, в то время как освоение

программ подготовки научно-педагогических кадров подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки. Подобное положение дел представляется не вполне справедливым.

В Российской энциклопедии по охране труда отмечается, что более высокая квалификация работника устанавливается при наличии у него дипломов о повышении квалификации и переподготовке, а также при получении им ученого звания или ученой степени. Кроме того, в многочисленных судебных решениях также указывается на то, что более высокая квалификация работников может быть подтверждена любыми прямыми или косвенными письменными, вещественными и другими доказательствами, не имеющими установленного федеральным законом приоритета друг перед другом [16-18]. Следовательно, аттестат о присвоении ученого звания, несомненно, подтверждает Р) высокий уровень квалификации научного работника и заслуживает ^ законодательного признания в качестве документа о квалификации 0; наряду с дипломом о присуждении ученого звания. § Принципиально важное значение для определения сущности уче-§ ного звания и его места в квалификации научного работника имеет ст. ¡5 4 Федерального закона № 127, устанавливающая, что оценка научной квалификации научных работников обеспечивается государственной ^ системой научной аттестации, которая предусматривает присуждение § ученых степеней кандидата наук и доктора наук, а также присвоение ученых званий доцента и профессора (ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 127). Отсюда следует, что «необходимая квалификация» ^ научного работника, наряду с иными элементами, включает науч-0- ную квалификацию, содержание которой составляют ученая степень § и ученое звание.

О Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что последнее, не-^ сомненно, является элементом характеристики квалификации научного С работника, наличие которого подтверждается официальным документом установленной формы - аттестатом о присвоении ученого звания. 08 Далее предлагаем рассмотреть вопрос о гарантиях, на которые вправе рассчитывать научный работник, удостоенный ученого звания. (V Во-первых, несомненным достоинством в этом случае является ® перспектива должностного (карьерного) роста. Например, разделом ^ «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 г. № 1н) Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих предусма-

тривается наличие ученого звания в качестве обязательного условия для замещения отдельных должностей в указанной сфере. Речь, в частности, идет о должностях руководителя (ректора, директора) образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, президента образовательного учреждения высшего профессионального образования, заведующего кафедрой. Более того, для носителей ученого звания замещение отдельных должностей осуществляется в упрощенном порядке. Так, ученое звание заменяет требование к стажу научно-педагогической работы (для замещения должности профессора, доцента), выступает альтернативой ученой степени (для замещения должности декана факультета (директора института)), либо влияет на сокращение стажа научно-педагогической работы или работы 3 в организациях по направлению профессиональной деятельности, $ соответствующей деятельности образовательного учреждения (для 5 должности советника при ректорате). |

В системе государственной службы в органах внутренних дел на- 3 личие у сотрудника ОВД ученого звания доцента является основанием 3 для присвоения квалификационного звания «специалист третьего класса», а обладатель ученого звания профессора вправе претендовать 5 на квалификационное звание специалиста второго класса [19]. | |д

Указанные факты свидетельствуют о ценности ученого звания, 2 в' о «привилегированном» положении его носителя в вопросах про- о | фессионального отбора и карьерного роста. | |

Во-вторых, присвоение ученого звания служит основанием для повышения размера оплаты труда. Можно выделить несколько вариантов такого повышения.

|

8

•Ч I

- ой

о д

г

о

Первый предполагает предусмотренность доплат за ученое зва- 3 д

ние на законодательном уровне, которые применяются, как правило, 1! *

в системе государственной службы. Так, надбавка за ученое звание: | ■§

■ входит в денежное содержание прокурорских работников (ч. 1 аа ст. 44 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» [20]) и сотрудников Следственного комитета РФ (ч. 1 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона 209 «О Следственном комитете Российской Федерации» [21]); и ^

■ входит в денежное довольствие сотрудников учреждений и 3 ® органов уголовно-исполнительной системы, Государственной про- ар-О тивопожарной службы, федеральных органов налоговой полиции, 5 | таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего " .3 состава федеральной фельдъегерской связи [22];

■ устанавливается дополнительно к денежному содержанию работников аппаратов судов РФ, которым присвоены классные чины

(ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (в ред. от 6 марта 2019 г.) [23]) и др.

Второй вариант касается иных категорий работников, профессионально занимающихся научной деятельностью на условиях трудового договора, для которых надбавка за ученое звание на законодательном уровне не предусмотрена. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются работодателем на локальном уровне в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

Следует учитывать, что системы оплаты труда работников в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях определя-^ ются с учетом примерных положений (для бюджетных и автономных) 0; либо положений (для казенных) об оплате труда, утверждаемых соот-§ ветствующими федеральными государственными органами, в ведении § которых находятся такие учреждения.

¡5 Примерные положения об оплате труда работников федеральных учреждений за ученое звание могут предусматривать повышающие ^ коэффициенты к окладу (ставке), а также устанавливать их рекомен-3 дуемые размеры [24].

Так, для работников учреждений здравоохранения и социаль-с- ной защиты, подведомственных ФМБА России, рекомендуемые ^ размеры повышающих коэффициентов к окладу за ученое звание о- профессора и ученое звание доцента составляют 0,2 и 0,1 соот-^^ ветственно [25].

О В бюджетных учреждениях высшего профессионального и до-^ полнительного профессионального образования, подведомственных С Федеральному агентству по рыболовству, рекомендуемый размер повышающего коэффициента к окладу работника, имеющего ученое 210 звание, по сравнению с коэффициентом работника без такового, при равных иных показателях квалификации, увеличивается в среднем на (V 0,05-0,07 [26]. В организациях того же типа, находящихся в ведении ® Минздравсоцразвития России, - на 0,1-0,2 [27]. В денежном эквива-^ ленте это составляет примерно 500-1 000 рублей.

Различия в размерах повышающих коэффициентов к окладу работника в зависимости от наличия или отсутствия ученого звания можно представить в таблице1.

1 Данные приведены в соответствии с Приказом Росрыболовства от 20 октября 2008 г. № 252.

Ученая степень кандидата наук Ученая степень доктора наук Ученое звание «доцент» Ученое звание «профессор» Размер повышающего коэффициента к окладу Разница в размере повышающего коэффициента к окладу

Должность доцент

1,19 0,055

+ 1,245

+ 1,32 0,06

+ + 1,38

+ + 1,46

+ 1,54 0,07

+ + 1,61

+ + 1,69

Должность профессор

1,401

+ 1,5 0,07

+ + 1,57

+ + 1,65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+ 1,74 0,07

+ + 1,81

+ + 1,89

вояс/пн Э'Э I |\э емишодес! смомээьшсмеиэи-оннЛен и оюниАвн 'енихос1з д ± \ ^ ¡яс/эяс/ея ьи±иаеес1 эпеинехэп а иинвае хпнэьА ьинэоаэис1и ±А±и±эни

Размеры повышающих коэффициентов к минимальным окладам (ставкам) устанавливаются руководителем учреждения самостоятельно, следовательно, они могут превышать указанные значения. Однако, как показывает практика, такое увеличение весьма незначительно.

Третий вариант увеличения зарплаты работника, имеющего ученое звание, предусматривает отнесение надбавки (доплаты) за него к стимулирующей части заработной платы, порядок выплаты и размер которой также устанавливает работодатель. К выплатам стимулирующего характера относятся суммы, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу [28]. Поэтому такая выплата может носить как постоянный (ежемесячная премия), так и разовый характер (разовая ;0 премия за присвоение ученого звания).

Р) Таким образом, доплаты за ученое звание существуют и применя-^ ются, однако размеры их настолько ничтожны, что вряд ли способны 0; привлечь и заинтересовать ученых. Поэтому решение данной про-§ блемы состоит в существенном увеличении размеров доплат и по-§ вышающих коэффициентов, а также в фиксации и обеспеченности ^ таких выплат на государственном уровне.

Еще одной гарантией для владельцев ученого звания можно ^ считать преимущественное право на оставление на работе при со-§ кращении численности или штата (ст. 179 ТК РФ). Такое право предоставлено работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. По мнению Конституционного Суда РФ, более ^ высокая квалификация в данном случае положена в основу отбора ц- работников для оставления на работе. Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию, законодатель О исходил как из необходимости предоставления дополнительных ^ мер защиты работникам, имеющим более высокие результаты труда С и лучшие профессиональные качества, так и из заинтересованности работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квали-212 фицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками [29; 30]. Ранее было установлено, что ученое звание (V является показателем высокого уровня квалификации, что свидетель® ствует о возможности применения к работнику правила ст. 179 ТК РФ ^ при сокращении численности или штата.

Подводя итог проведенному исследованию, можно заключить, что правовое регулирование института присвоения ученого звания с точки зрения статусности и материального поощрения далеко от совершенства и поэтому нуждается в изменениях и дополнениях. При

этом начать стоит с внедрения норм, которые позволят придать ученым званиям официальный статус элемента квалификации научного работника со всеми вытекающими последствиями в виде достойных доплат и иных гарантий.

Для этого представляется целесообразным указать в ст. 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестат о присвоении ученого звания в качестве документа о квалификации. Закрепить такое положение можно, дополнив статью частью 9.1 следующего содержания: «Лицам, в отношении которых коллегиальным органом управления, уполномоченным на решение вопроса о представлении соискателя ученого звания к ученому зва- | нию, принято положительное решение, на основании приказа феде- д рального органа исполнительной власти, осуществляющего функции 3 по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельно

сти, присваивается ученое звание и выдается аттестат о присвоении |

5

ученого звания по научной специальности». 3

Кроме того, ч. 10 ст. 60 Федерального закона № 273 предлагаем 3 |

изложить его в следующей редакции: 5 5

«10. Документ о квалификации подтверждает: 3 8

1) повышение или присвоение квалификации по результатам | |д дополнительного профессионального образования (подтверждается

5

I а

3

удостоверением о повышении квалификации или дипломом о про- о |

фессиональной переподготовке); | |

2) получение квалификации по профессии рабочего, должности о |

служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разря- ^ О

да, класса, категории по результатам профессионального обучения * 8

(подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности о5

служащего); а!

5

О 3

*

3) присвоение квалификации по результатам оценки научной | о

квалификации научных работников и иных лиц, осуществляющих а а

а г

213

®:

научную (научно-техническую) деятельность (подтверждается аттестатом о присвоении ученого звания доцента или ученого звания профессора)».

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке 3 ® и государственной научно-технической политике» использует др-О термин «научная квалификация», однако не называет документов, 5 | которыми подтверждается необходимая квалификация научного п .3 работника. В связи с этим, исходя из смысла и содержания ст. 4 Федерального закона № 127, предлагаем закрепить в ней перечень документов о научной квалификации научного работника, указав

в нем диплом кандидата наук, диплом доктора наук, аттестат о присвоении ученого звания профессора и аттестат о присвоении ученого звания доцента.

Поскольку присуждение ученых степеней кандидата наук и доктора наук, присвоение ученых званий доцента и профессора рассматриваются Федеральным законом № 127 в качестве равнозначных элементов государственной системы научной аттестации, то объективно верной видится необходимость включения надбавок за ученые звания, по аналогии с учеными степенями, в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования. На основании сказанного предлагаем внести в п. 11 ст. 108 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и в Письмо :0 Минобрнауки России от 17 сентября 2013 г. № 04-1465 «О заработной плате ППС» дополнение о включении надбавок за ученые звания ^ в оклад (должностной оклад) по должностям научно-педагогических 0; работников.

§ Только будучи уверенным в признании ученого звания на госу-§ дарственном уровне, в обеспеченности действенными механизмами 5 государственной поддержки и стимулирования, включая гарантии достойной оплаты трудов и стараний, научный работник будет стре-^ миться подтверждать высокий уровень своей профессиональной § квалификации посредством использования всех элементов государственной системы научной аттестации.

§

Список литературы:

1. Егерев, С. Квалификационная и должностная карьера российского

^ ученого / С. Егерев // Капитал страны : федеральное интернет-издание. - 2008. § - 4 сентября. - URL: https://kapital-rus.ru/articles/article/kvalifikacionnaya_i_ Ö dolzhnostnaya_karera_rossijskogo_uchenogo/ (дата обращения: 01.11.2020). Си 2. Александрова, М.В. Становление карьеры педагога в территориаль-

^ ной образовательной системе: монография / М.В. Александрова. - Великий Новгород, 2007. - 238 с.

214 3. Александрова, М.В. Аттестация педагогических кадров как фактор развития их профессиональной карьеры / М.В. Александрова. - URL: http:// J^ www.rusnauka.com/14.NTP_2007/Pedagogica/21498.doc.htm (дата обращения: 01.11.2020).

^ 4. Ащеулова, Н.А. Академическая карьера молодого ученого в России /

i- Н.А. Ащеулова, С.А. Душина // Инновации. - 2012. - № 7 (165). - С. 60-68.

5. Баранова, Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения / Ю.Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2(7). - С. 92-96.

6. Козлова, О. П. Организационно-экономические основы регулирования карьеры научно-педагогических работников высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук / О.П. Козлова. - Новосибирск, 2010. - 26 с.

7. Канунникова, Е.В. Деловая карьера педагога: управление и обеспечение / Е.В. Канунникова // Челябинский гуманитарий. - 2015. - № 1 (30). - С. 67-72.

8. Ясвин, В.А. Горизонтальная педагогическая карьера как инновационный механизм социальных лифтов для сотрудников сферы образования / В.А. Ясвин // Народное образование. - 2013. - № 9. - С. 129-140.

9. О порядке присвоения ученых званий : постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2013. - № 50, ст. 6605.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

№ 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1, ч. 1, ст. 3. ^

11. О науке и государственной научно-технической политике : феде- д ральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собр. законодательства Рос. ^ Федерации. - 1996. - № 35, ст. 4137. О

12. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон ^ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. о

- 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7598. 5

13. Российская энциклопедия по охране труда : в 3 т. / Министерство 3 здравоохранения и социального развития Российской Федерации ; отв. ред. 3 | А.Л. Сафонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. | 5

14. Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта 5 8 «Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность)» // д|

3 3,

о»

£ |

Система профессиональных квалификаций в области науки. - URL: /http:// profst.riep.ru/profst-projects/ (дата обращения: 12.10.2020).

15. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего про- 3 | фессионального и дополнительного профессионального образования» : Ц m приказ Минздравсоцразвития РФ от 11 января 2011 г. № 1н // Российская о g

газета. - 2011. - № 101. §§

3 а

16. Апелляционное определение Московского городского суда р § от 14 февраля 2020 г. по делу № 33-3541/2020. - URL: http://www.consultant. 3 5 ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc&base=S0CN&n=1258099#06285305938508696 °

3 Р 3 S

(дата обращения: 12.10.2020). g

■q

а г

17. Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5340/2020. - URL: http://www.consultant.ru/ 215 cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MARB&n=1840427#001821089204896409 (дата обращения: 12.10.2020).

18. Апелляционное определение Приморского краевого суда от 20 февраля 2018 г. по делу № 33-1589/2018. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=S0DV&n=112351#08565883813341724 (дата обращения: 12.10.2020).

19. Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 // Российская газета. - 2012. - № 76.

ш ш

Ш ш

^ а

3 а

20. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995.

- № 47, ст. 4472.

21. О Следственном комитете Российской Федерации : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.

- 2011. - № 1, ст. 15.

22. О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) : федеральный закон от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 27, ст. 2620.

23. О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации : федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3,

.д ст. 144.

ЗС 24. О введении новых систем оплаты труда работников федераль-

ных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности ^ «Образование» : приказ Минфина России от 30 октября 2008 г. № 120н // щ Российская газета. - 2008. - № 263.

О 25. О введении новой системы оплаты труда работников федеральных

Я бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России : приказ ФМБА С России от 3 сентября 2008 г. № 305 // Российская газета. - 2009. - № 17. 5 26. О введении новой системы оплаты труда работников федеральных

цг бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Федеральному агент-К ству по рыболовству : приказ Росрыболовства от 20 октября 2008 г. № 252

// Российская газета. - 2009. - № 48. ^ 27. О введении новой системы оплаты труда работников федеральных

д. бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительно-^ го профессионального образования, подведомственных Министерству § здравоохранения и социального развития Российской Федерации : приказ Щ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. № 462н // Российская 5 газета. - 2008. - № 208.

28. Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъ-216 яснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих " учреждениях : приказ Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. ^ № 818 // Российская газета. - 2008. - № 28.

О 29. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина

^ Вострикова Алексея Викторовича на нарушение его конституционных *» прав частью третьей статьи 81, частью первой статьи 179 и частью первой статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 165-О.

30. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буранова Анвара Фердатовича на нарушение его конституционных прав частью пер-

вой статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2020 г. № 1000-0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коробкова Владимира Александровича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 81, частью первой статьи 179 и частью первой статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. № 164-0.

£

I

Е.Г. Стребкова, E.G. Strebkova, ^

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor § кафедры конституционного права of the Department of Constitutional Law £ имени профессора named after Professor Isaac E. Farber

£

Исаака Ефимовича Фарбера of the Saratov State Law Academy Саратовской государственной strebkowa.lena@yandex.ru юридической академии

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

£

М

п

о f

Аннотация: статья посвящена проблеме реализации конституционных прав |

и свобод граждан в условиях новой цифровой реальности. Анализ конституционных 5

прав в эпоху цифровизации актуализирует новые требования для их соблюдения р

и обеспечения. Цель статьи - на основе комплексного анализа исследовать про- д

блемы, возникающие в процессе реализации конституционных прав граждан в эпоху °

цифровизации, определить направления совершенствования законодательства ^

и правоприменительной практики по обеспечению прав граждан в современной |

цифровой среде. Реализация поставленной цели была достигнута при помощи обще- 3

научных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально- "§

юридический, сравнительно-правовой). Предлагается авторская дефиниция понятий д

«цифровизация прав человека», «цифровые права». Автор на примере права избирать а

с д

д

и быть избранным, права на образование, права на судебную защиту делает выводы §

о возможностях и перспективах дальнейшего правового регулирования прав и свобод граждан в цифровой среде. 217

Ключевые слова: цифровизация, конституционные права и свободы человека, искусственный интеллект, информационная система.

S

Digitalization of constitutional rights and freedoms: Id the essence and problems of implementation §

Abstract: the article is devoted to the problem of the implementation of constitutional rights andfreedoms of citizens in the new digital reality. Analysis of constitutional rights in the era of digitalization actualizes new requirements for their observance and enforcement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.