Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
263
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ученые звания / правовое регулирование / порядок присвоения / ученое звание профессора / ученое звание доцента / Высшая аттестационная комиссия / Министерство науки и высшего образования РФ. / academic titles / legal regulation / assignment procedure / academic title of professor / academic title of associate professor / Higher Attestation Commission / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А. Ю. Соколов

актуальность статьи обусловлена отсутствием должного правового регулирования института ученых званий в России. Цель статьи заключается в выявлении особенностей нормативного регулирования порядка присвоения ученых званий с момента его зарождения в различные исторические периоды, включая имперский, советский и постсоветский. Поставленные задачи были реализованы при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формально-юридического метода. Анализируя законодательство, автор приходит к выводу о наличии зависимости института ученых званий в различные исторические периоды от целей и задач, стоящих перед государством на отдельном этапе развития. На основе результатов проведенного исследования выявляются общие для всех исторических этапов закономерности, делаются предложения по модернизации института ученых званий, направленные на повышение его роли в механизме карьерного роста ученого, очерчиваются пути возможного совершенствования действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of the Legal regulation of the Institute of Academic Titles in Russia

the relevance of the article is due to the lack of proper legal regulation of the institute of academic titles in Russia. The purpose of the article is to consider the features of the regulatory regulation of the order of awarding academic titles since its inception in various historical periods, including the imperial, Soviet and post-Soviet. The tasks were implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and the formal legal method. Analyzing the legislation, the author comes to the conclusion that the institute of academic titles in different historical periods depends on the goals and objectives of the state at a particular stage of development. Based on the results of the study, the authors identify common patterns for all historical stages, make proposals for the modernization of the institute of academic titles, aimed at increasing its role in the mechanism of career growth of a scientist, and outline the ways of possible improvement of the current legislation.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В РОССИИ»

• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.Ю. Соколов, A.Yu. Sokolov,

доктор юридических наук, профессор, Doctor of Law, Professor,

директор Саратовского филиала Director of the Saratov branch Института государства и права of the Institute of .state and law

Российской академии наук of the Russian Academy of Sciences

aysockolov@mail.ru

i

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ■§

ИНСТИТУТА УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В РОССИИ *

"О и

Аннотация: актуальность статьи обусловлена отсутствием должного право- о

о

вого регулирования института ученых званий в России. Цель статьи заключается в выявлении особенностей нормативного регулирования порядка присвоения ученых званий с момента его зарождения в различные исторические периоды, включая имперский, советский и постсоветский. Поставленные задачи были реализованы при

р

помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический метод) и формаль- о

of Academic Titles in Russia

но-юридического метода. Анализируя законодательство, автор приходит к выводу о ^

наличии зависимости института ученых званий в различные исторические периоды от §

целей и задач, стоящих перед государством на отдельном этапе развития. На основе |

результатов проведенного исследования выявляются общие для всех исторических д

этапов закономерности, делаются предложения по модернизации института ученых чЗ званий, направленные на повышение его роли в механизме карьерного роста ученого,

очерчиваются пути возможного совершенствования действующего законодательства. ^

Ключевые слова: ученые звания, правовое регулирование, порядок присвоения, 2

ученое звание профессора, ученое звание доцента, Высшая аттестационная комиссия, 3

Министерство науки и высшего образования РФ. §

Evolution of the Legal regulation of the Institute ^

о

Abstract: the relevance of the article is due to the lack ofproper legal regulation ofthe institute of academic titles in Russia. The purpose of the article is to consider the features 11

of the regulatory regulation of the order of awarding academic titles since its inception in -

various historical periods, including the imperial, Soviet and post-Soviet. The tasks were ^ implemented using general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method) and . the formal legal method. Analyzing the legislation, the author comes to the conclusion q that the institute of academic titles in different historical periods depends on the goals § and objectives of the state at a particular stage of development. Based on the results of § the study, the authors identify common patterns for all historical stages, make proposals for the modernization of the institute of academic titles, aimed at increasing its role in the mechanism of career growth of a scientist, and outline the ways of possible improvement of the current legislation.

Keywords: academic titles, legal regulation, assignment procedure, academic title of professor, academic title of associate professor, Higher Attestation Commission, Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Институт ученых званий в России, претерпев существенные изменения с момента его зарождения в XIX в., в настоящее время отягощен наличием значительного количества проблем, непосредственно влияющих на его престиж в научно-педагогической сфере. К последним относятся как отсутствие должного правового регулирования, не позволяющее выявить значимость исследуемого института в деятельности научного работника и закрепить четкую процедуру присвоения ученых званий, так и низкий размер денежных доплат для их обладателей, по сути, обесценивающий роль ученых званий ;0 в механизме карьерного роста ученого.

Р) Кроме того, необходимость совершенствования института ученых ^ званий обусловлена общей задачей обеспечения и пополнения высшей 0; школы высококвалифицированными научными кадрами и их должной § аттестации. Подобная задача не нова для российской истории развития § высшего образования. Она остро вставала и ранее. 5 Следует отметить, что требования к претендентам на ученое ^ звание и значение ученых званий трансформировались в различные 55 исторические периоды сообразно целям и задачам, стоящим перед § государством на отдельном этапе развития. Менялся и порядок присвоения ученых званий. с- Возникновение института ученых званий можно связать с при-^ нятием Устава Императорского московского университета 1804 г. [1], ц- установившего порядок замещения должностей профессорско-препо-§ давательского состава, который стал прообразом порядка присуждения О введенных впоследствии ученых званий.

¡^ В то время сфера высшего образования сталкивалась с острой неС хваткой профессоров. Вызвано это было постепенным уменьшением количества иностранных профессоров и отсутствием должного коли-12 чества подготовленных специалистов из числа «природных» россиян.

Нехватка кадров привела к тому, что к претендентам на должности СЧ профессорско-преподавательского состава предъявлялись минималь-® ные требования, даже не предполагающие обязательность наличия ^ ученой степени. В соответствии с п. 62 Устава последние должны были обладать «нужными знаниями и качествами».

Первое упоминание ученых званий содержалось в нормах Общего устава Императорских Российских университетов от 26 июля 1835 г. [2] Устав предусматривал ученые звания, соответствующие

штатным университетским должностям профессора и адъюнкта, присваиваемые в том же, едином и для должности и для звания, порядке.

Устав 1835 г. выделял 3 вида ученых званий: профессор, адъюнкт и почетный член (ст. 80). В качестве обязательного требования к соискателям ученого звания адъюнкта и профессора предусматривалось наличие степени доктора того факультета, к которому принадлежит кафедра, - для ординарного или экстраординарного профессора и магистра - для адъюнкта. Компетенцией по утверждению ученых званий обладал министр народного просвещения.

За период своего действия Устав 1835 г. не решил задачу кадровой о обеспеченности университетов. Целый ряд причин, среди которых | и запрет иностранным ученым занимать должности профессорско- § преподавательского состава, и закрытие в 1838 г. Профессорского а института в Дерпте, трудности с отправкой молодых ученых для § стажировки за границу, невысокий размер окладов, сложность эк- § заменов на ученые степени [3, стб. 975], привели к острой нехватке ° университетских кадров. ^

Попыткой разрешить возникшую проблемную ситуацию стало .1 расширение Общим уставом Императорских Российских университе- | тов, принятым 18 июня 1863 г. [4], перечня ученых званий, который, | помимо ординарного и экстраординарного профессора, стал включать | в себя доцента и приват-доцента. §

По мнению разработчиков Устава, учреждение звания приват-доцента позволило бы привлечь новых внештатных преподавателей, * создав в университете «питомник профессоров», и ввело бы конку- ¡» ренцию со штатными преподавателями [3, стб. 979]. 5

Устав 1863 г. сохранил для присвоения звания общее требование о наличия степеней. Для получения звания профессора - степени док- | тора, звания доцента - не ниже степени магистра. Получить звание о приват-доцента могли кандидаты, публично защитившие диссертацию о в присутствии факультета. |

Наряду с требованием наличия степеней п. 69 Устава 1863 г. устанавливает требование наличия преподавательских способностей, 13 заключающееся в необходимости публичного прочтения двух лекций. .

Дальнейшие изменения перечня ученых званий, отраженные 5 в Общем уставе Императорских Российских университетов от 23 ав- о густа 1884 г. [5], были обусловлены продолжающимися попытками § министерства народного просвещения обеспечить преподавательскими кадрами. Уставом 1884 г. упраздняется штатная должность и звание доцента. Основная ставка делается на внештатных приват-доцентов.

Упрощаются требования к замещению должности приват-доцента. Наряду с лицами, имеющими ученые степени, а также профессорами других высших учебных заведений, приват-доцентами могли стать: «лица, приобретшие известность своими учеными трудами, после пробного чтения, с разрешения министра народного просвещения и лица, выдержавшие испытание на степень магистра, но еще не защитившие диссертации, по получении от одного из университетов свидетельства на право преподавания в звании приват-доцента» (п. 509 Устава 1884 г.).

Вместе с тем усложняются требования к званию профессора. Дополнительно вводится требование доказать способность к преподаванию чтением лекций в течение не менее трех лет в звании приват-доцента университета или преподавателя другого высшего учебного ЗС заведения (п. 499 Устава 1884 г.).

§ Упрощенные требования, просуществовавшие до 1918 г., обе-^ спечили приток новых кадров в университеты. Проект нового Устава ^ Императорских Российских университетов 1906 г. [6], который для § замещения должностей профессора, приват-доцента и восстановлен® ной должности доцента устанавливал требование наличия степени 2

с

доктора, так и не был принят.

Для имперского периода России характерно отношение к уче-^ ному званию как к степени квалификации научно-педагогического 5; работника, «как знаку большей или меньшей степени приобретенных 5г познаний» [3, стб. 985].

С5 Сложившаяся система ученых званий была упразднена с приходом к власти большевиков. Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 1 октября 1918 г. «О некоторых изменениях в составе § и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Э Российской Республики» [7] было введено два звания: профессора С и преподавателя.

Звание профессора было распространено на всех лиц, осущест-14 вляющих преподавание в высшем учебном заведении, замещающих штатные должности. Это звание получали и приват-доценты, соот-су ветствующие ряду требований:

® 1) находившиеся в звании приват-доцентов не менее трех лет;

2) находившиеся в звании приват-доцентов, являясь одновременно профессорами других высших учебных заведений;

3) зачисленные в состав приват-доцентов из бывших профессоров;

4) являвшиеся на протяжении не менее трех лет преподавателями высших технических учебных заведений.

|

Такое упрощение требований было обусловлено необходимостью замещения вакантных должностей, высвобождающихся в результате расформирования «старорежимного» преподавательского состава.

Комплексное регулирование института ученых званий начинается с 1934 г. с принятием постановления «Об ученых степенях и званиях» [8], которым устанавливались следующие ученые звания:

а) ассистента (в высших учебных заведениях) или младшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях);

б) доцента (в высших учебных заведениях) или старшего научного сотрудника (в научно-исследовательских учреждениях); о

в) профессора (в высших учебных заведениях) или действитель- | ного члена научно-исследовательского учреждения (п. 2). |

Данным постановлением впервые в российской истории ученые

звания рассматриваются как самостоятельная система без отождест- §

вления с замещаемыми должностями. §

Кроме того, изменяется понимание сущности научных званий. °

В соответствии с п. 4 рассматриваемого постановления ученые зва- ^

ния определяют должностную научную функцию (педагогическую .1

или научно-исследовательскую). Указанное обстоятельство влечет О

за собой четкое разделение званий для преподавательского состава ||

и научных работников. I

Требования для присвоения ученых званий профессора и доцента |

весьма схожи с требованиями, установленными Уставом 1906 г., - это ^

наличие ученой степени (соответственно, доктора или кандидата наук) *

и осуществление преподавательской или научно-исследовательской |

(для профессора - основной преподавательской или руководящей на- 5

учно-исследовательской) работы в высших учебных заведениях или О

научно-исследовательских учреждениях. ||

Звание ассистента (в высшем учебном заведении) или младшего о

научного сотрудника (в научно-исследовательском учреждении) пред- §о

усматривалось для лиц: ||

1) окончивших высшее учебное заведение;

2) имеющих достаточную квалификацию для преподавательской 15 или научно-исследовательской работы;

3) ведущих такую работу под руководством профессора или до- 5 цента (действительного члена или старшего научного сотрудника о научно-исследовательского учреждения) (ст. 7 постановления). §

Порядок присвоения звания зависел от его уровня. Так, звания ассистента (младшего научного сотрудника) и доцента (старшего научного сотрудника) присуждались постановлением совета высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреж-

дения, однако в последнем случае была предусмотрена необходимость последующего утверждения квалификационной комиссией соответствующего народного комиссариата. Ученое звание профессора (действительного члена научно-исследовательского учреждения) присуждалось постановлением Высшей аттестационной комиссии (далее - ВАК) Всесоюзного комитета по высшему техническому образованию при ЦИК Союза ССР и квалификационных комиссий при народных комиссариатах просвещения и здравоохранения союзных республик с санкции соответствующих народных комиссаров, по принадлежности, на основе представлений советов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений. Самостоятельным правом присуждения званий действительных членов наделялись Президиумы Академии наук Союза ССР, Коммунистической академии, Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина и академий наук союзных республик, а также совет Всесоюзного института экспериментальной ^ медицины.

0; Примечательно, что п. 22 Инструкции Комитета по высшему тех-§ ническому образованию при ЦИК Союза ССР «О порядке применения § Постановления СНК Союза ССР от 13 января 1934 г. "Об ученых ^ степенях и званиях"» допускал сохранение ученых званий для лиц, прекративших работу в высшем учебном заведении или научно-ис-^ следовательском учреждении, только в течение 5 лет с момента пре-§ кращения работы. По истечении этого срока ученые звания должны были вновь приобретаться в общем порядке.

Однако в таком виде система ученых званий просуществовала ^ лишь до принятия 20 марта 1937 г. Постановления СНК СССР «Об о- ученых степенях и званиях» [9], которым ликвидируется ученое звание § действительного члена научно-исследовательского учреждения, чем О частично устраняется параллельное существование ученых званий ^ для педагогических и научных работников.

С Кроме того, положениями постановления допускается присуждение ученого звания профессора или доцента лицам, не имеющим 16 ученых степеней, но обладающим высокой квалификацией, большим производственным стажем, находящимся на преподавательской работе (V в высшем учебном заведении.

® Следующим по хронологии Постановлением СНК СССР от ^ 26 апреля 1938 г. N° 558 «Об ученых степенях и званиях» [10] частично унифицируется порядок присвоения ученых званий - ликвидируются квалификационные комиссии наркоматов (ведомств), а ученые звания профессора, доцента и старшего научного сотрудника присваиваются теперь Высшей аттестационной комиссией Всесоюзного Комитета по

делам высшей школы по представлению советов высших учебных заведений (научно-исследовательских институтов).

Дальнейшее изменение требований для присуждения ученых званий и к порядку их присуждения отражено в инструкции ВАК СССР «О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий», утвержденной 4 апреля 1957 г. [11].

Во-первых, для присвоения всех ученых званий кроме ассистента теперь требуется занятие штатной должности в высшем учебном заведении (научно-исследовательском учреждении).

Во-вторых, претенденты на звание профессора, доцента и стар- § шего научного сотрудника должны иметь печатные научные работы, | научные труды или изобретения, в том числе, выполненные и опу- | бликованные после защиты диссертации.

В-третьих, ученое звание профессора может быть присвоено ли- § цам, работающим в научно-исследовательском учреждении, только § в случае ведения ими подготовки аспирантов или преподавательской -о работы в вузе.

Инструкция от 26 июня 1972 г. «О порядке присуждения ученых § степеней и присвоения ученых званий» [12] дополнила систему | требований для присуждения ученых званий минимальным стажем | научно-педагогической и научно-исследовательской работы. Так, для О профессора требовалось не менее 10 лет общего научно-педагогиче- ^ ского стажа работы, в том числе не менее 5 лет стажа педагогической 5 работы в высших учебных заведениях (в научно-исследовательских 1 учреждениях). Для доцента и старшего научного сотрудника - не менее | 5 лет стажа научно-педагогической работы, в том числе не менее трех § лет стажа педагогической работы в вузах (научной работы в научно- § исследовательских учреждениях). §

Новая система ученых званий была установлена утвержденным § Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1975 г. № § 1067 Положением «О порядке присуждения ученых степеней и при- 8 своения ученых званий» [13] и включала в себя звания профессора, 17 доцента, старшего научного сотрудника, ассистента, младшего научного сотрудника. 2

Ученые звания профессора, доцента, старшего научного сотруд- 0 ника теперь присваивались ВАК СССР по представлению советов § высших учебных заведений или научно-исследовательских учреж- § дений (научно-производственных объединений), имевших право возбуждать ходатайства о присвоении соответствующих ученых званий (п. 4 положения).

Утверждение в ученом звании ассистента и младшего научного сотрудника оформлялось приказом руководителя вуза или научно-исследовательского учреждения (научно-производственного объединения) на основании решения совета, принятого тайным голосованием простым большинством голосов, по представлению отдела (лаборатории), кафедры (п. 99 положения).

Система ученых званий и процедура их присвоения в основе своей были восприняты уже российским законодательством за некоторыми исключениями. С середины 90-х гг. раздельно регулируется порядок присвоения ученых званий для научно-педагогических и научных работников.

Так, Положением о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий от 24 октября 1994 г. [14] регулировалось присвоение ученых званий профессора по специальности и старшего ^ научного сотрудника по специальности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о; Ученые звания профессора по кафедре и доцента по кафедре при-§ сваивались на основании Положения о порядке присвоения ученых § званий научно-педагогическим работникам образовательных учреж-5 дений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специ-55 алистов от 26 июня 1995 г. [15].

§ Такой порядок существовал до момента принятия в 2002 г. единого нормативного акта - Положения о порядке присвоения ученых званий с- от 29 марта 2002 г. [16], закрепившего исчерпывающий перечень уче-§ ных званий: профессора по кафедре, доцента по кафедре, профессора о- по специальности и доцента по специальности. § Положением устанавливались новые повышенные требования. О Так, для получения ученого звания профессора по кафедре ¡^ требовалось:

С 1) наличие ученой степени доктора наук;

18

2) замещение по трудовому договору должности из приведенного закрытого перечня;

3) наличие опубликованных учебно-методических и научных СЧ работ;

® 4) чтение курса лекций на высоком профессиональном уровне, ^ а также на момент представления аттестационных документов;

5) успешная работа в указанных должностях в течение года;

6) наличие стажа научно-педагогической работы не менее десяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;

7) написание учебника (учебного пособия) или не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;

8) написание монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года;

9) подготовка в качестве научного руководителя или научного консультанта не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

Требования к профессору по специальности несколько выше в части необходимости опубликования не менее двадцати научных работ в ведущих научных журналах и изданиях, в том числе не менее пяти, о опубликованных после защиты докторской диссертации, и подготовки |

о

не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени. §

Отличия к требованиям к ученому званию доцента по кафедре а

затрагивают: §

1) наличие стажа научно-педагогической работы не менее пяти § лет, из них не менее трех лет педагогической работы в высших учеб- ° ных заведениях или учреждениях повышения квалификации; ^

2) написание учебника (учебного пособия) или не менее двух .1 учебно-методических работ, опубликованных за последние три года; §

3) написание монографии (главы в монографии) или не менее | двух научных работ, опубликованных за последние три года. |

Для присуждения ученого звания доцента по специальности не- § обходим стаж научной работы не менее пяти лет; стаж педагогической

работы не менее года или подготовка и защита пяти выпускных ква- *

лификационных работ; написание не менее десяти опубликованных |

научных и учебно-методических работ или изобретений, в том числе 5

не менее пяти, опубликованных после защиты диссертации. §

Ученые звания присваиваются научным и научно-педагогическим |

работникам различными органами. Так, ученые звания профессора о

по кафедре и доцента по кафедре присваиваются Министерством §о

образования РФ, а ученые звания профессора по специальности § и доцента по специальности - Высшей аттестационной комиссией

Министерства образования РФ. 19

Действующее Положение о присвоении ученых званий от 10 дека- .

бря 2013 г. [17] окончательно отказалось от различий ученых званий 5

для научно-педагогических и научных работников, оставив в системе §

ученых званий два звания - профессора и доцента. |

Положением снова усилены требования ния ученых званий. Так, срок требуемой непрерывной работы на определенных должностях увеличен с года до двух лет. Требуемый стаж педагогической деятельности необходим по научной специ-

альности, указанной в аттестационном деле. Появились требования к наличию опубликованных учебных изданий и научных трудов: для профессора - не менее 50, одновременно увеличилось до 5 число научных трудов, которые должны быть опубликованы за последние 5 лет по соответствующей научной специальности; для доцента -не менее 20, при этом за последние 3 года должно быть опубликовано не менее 3 научных трудов по научной специальности, указанной в аттестационном деле.

Кроме того, для присвоения ученого звания профессора должно пройти не менее 3 лет со дня присвоения ученого звания доцента. До 3 человек увеличилось число подготовленных учеников, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них должна соответствовать научной специальности, указанной в аттестационном деле.

В настоящее время ученые звания присваиваются Министерством ^ науки и высшего образования РФ.

0; Анализ изложенного позволяет констатировать значительное из-ч

ОЭ менение сущности института ученых званий с момента его возник-§ новения до настоящего времени. Так, если появление ученых званий ^ имело своей целью подтверждение официального признания степени квалификации научно-педагогического работника, а в советский ^ период ученые звания определяли должностную научную функцию § (педагогическую или научно-исследовательскую), то в настоящее время институт ученых званий рассматривается как составляющая государственной системы научной аттестации. ^ Несмотря на меняющуюся роль и значение института в различные ц- исторические периоды, он всегда находился под государственным ^^ контролем. В связи с этим высказываемые предложения по возмож-О ному наделению организаций, получивших право самостоятельного ^ присуждения ученых степеней, правом самостоятельного присвоения С ученых званий идут вразрез устоявшимся традициям российского государства. Более того, такое наделение усилит неравное положе-20 ние образовательных организаций и повлечет за собой наличие двух

параллельных механизмов присвоения ученых званий. (V Имеющее место регулярное повышение требований и критериев ® для получения ученых званий не может быть бесконечным, тем более ^ что роль последних в механизме карьерного роста ученого невелика. Кроме того, такое увеличение количественных показателей явно преобладает над качественной характеристикой оценки результатов научных исследований, неоправданно затрудняя получение ученых званий. Следует согласиться с мнением С.А. Васильева, констати-

рующего, что «ученое звание превратилось в формальный ориентир для преподавателей и ученых, к которому нужно стремиться, но который ничего существенного фактически не дает» [18, с. 33]. В этих условиях видится возможным снижение количественных показателей с одновременным установлением критериев определения качества публикуемых результатов исследования.

Институт присвоения ученых званий имеет большой потенциал для стимулирования научно-исследовательской деятельности. Повышению роли ученых званий должно поспособствовать установление существенных надбавок к окладу научно-педагогических о работников, а также расширение перечня должностей, замещение 1

,, о

которых предполагает наличие ученых званий. §

В целом современное состояние института присвоения ученых а званий требует модернизации, осуществление которой должно про- Ц водиться в том числе, с учетом накопленного значительного истори- §

3

ческого опыта развития.

's

Список литературы: I

о

1. Университетский устав (5 ноября 1804) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/327 (дата обращения: 17.02.2021).

2. Университетский устав (26 июля 1835) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2123 (дата обращения: 17.02.2021). ^

3. Представление в Государственный Совет // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - Т. 3. 1855-1864. - СПб., 1865. - Стб. 960-991.

4. Университетский устав (18 июня 1863) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2760 (дата обращения: 17.02.2021).

5. Университетский устав (18 августа 1884) / Летопись Московского университета. [Электрон. ресурс]. URL: http://letopis.msu.ru/documents/2761 (дата обращения: 17.02.21).Проект Устава Императорских Российских | университетов 1906 г. / Национальная электронная библиотека. [Электрон. ресурс]. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_006593718?page=29 21 &rotate=0&theme=white (дата обращения: 17.02.21).

6. Проект Устава Императорских Российских университетов 1906 г. / Национальная электронная библиотека. [Электрон. ресурс]. URL: https:// viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_006593718?page=29&rotate=0&theme=w hite (дата обращения: 17.02.2021).

7. О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской Республики : декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 1 октября 1918 г. // Собр. узаконений РСФСР. - 1918. - № 72, ст. 789.

"о о

ь 5

о

о

о

о

8. Об ученых степенях и званиях : постановление СНК СССР от 13 января 1934 г. № 79 // Собр. законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР. - 1934. - № 3, Ст. 30.

9. Об ученых степенях и званиях : постановление СНК СССР от 20 марта 1937 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1937. - 21 марта.

10. Об ученых степенях и званиях : постановление СНК СССР от 26 апреля 1938 г. № 558 // СП СССР. - 1938. - № 21, ст. 134.

11. Инструкция о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий: утв. 4 апреля 1957 г. / Высшая аттестационная комиссия. -М., 1957. - 20 с.

12. О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий : инструкция от 26 июня 1972 г. // Бюллетень Минвуза СССР. - 1972. - № 8.

13. О порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий : Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1975 г. № 1067

.д // СП СССР. - 1976. -№ 3, ст. 14.

ЗС 14. Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и на-

учно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий : постановление Правительства РФ от 24 октября ^ 1994 г. № 1185 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1994. - № 27, § ст. 2898.

О 15. Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий

Я научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего С; профессионального образования и дополнительного профессионального 5 образования (повышения квалификации) специалистов : постановление цг Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 611 // Собр. законодательства Рос. * Федерации. - 1995. - № 27, ст. 2581.

К 16. Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий :

постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194 // Собр. законо-^ дательства Рос. Федерации. - 2002. - № 14, ст. 1302.

д. 17. О порядке присвоения ученых званий : постановление Правительства

^ РФ от 10 декабря 2013 г. № 1139 (в ред. 6 июня 2019 г.) // Собр. законода-§ тельства Рос. Федерации. -2013. - № 50, ст. 6605; 2019. - № 24, ст. 3087. Щ 18. Васильев, С.А. Развитие нормативного регулирования конституци-

5 онно-правовых отношений государства и научного сообщества в вопросах ^ присвоения ученых званий / С.А. Васильев // Российское право онлайн. -

2017. - № 2. - С. 22-35. 22 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.