Научная статья на тему 'БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ'

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИОННОЕ ДЕЛО СОИСКАТЕЛЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК) / НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ И НАУЧНЫЙ СОСТАВ / УЧЕНОЕ ЗВАНИЕ / ATTESTATION FILE OF CONTENDER / MILITARY UNIVERSITY / HIGHER ATTESTATION COMMISSION / ASSISTANT PROFESSOR / SCIENTIFIC SPECIALTY / TEACHING AND RESEARCH STAFF / ACADEMIC STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дудко Сергей Михайлович, Дворников Сергей Викторович, Самохин Василий Федорович

Проанализирован ряд проблем при подготовке в военных вузах соискателей к присвоению ученых званий «доцент» и «профессор». Предлагается внести некоторые изменения в «Положение о присвоении ученых званий» и в «Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента». По мнению авторов, такие изменения, не затрагивая принципиальных основ руководящих документов, могут оказать положительное влияние на процедуру представления соискателей к присвоению ученых званий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дудко Сергей Михайлович, Дворников Сергей Викторович, Самохин Василий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OBSTACLES ON THE WAY OF OBTAINING ACADEMIC DEGREES AT MILITARY UNIVERSITIES

The paper analyzes a number of problems involved in preparing contenders for the academic status of Assistant Professor and Professor at military universities. It suggests introducing certain alterations in the Regulations of Academic Degrees Conferment and in the Administrative Regulations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on Granting the State Service of Conferring the Academic Status of Professor and Assistant Professor. According to the authors, these changes, while leaving intact the fundamental basis of the guiding documents, may improve the procedure of recommending contenders for academic titles.

Текст научной работы на тему «БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ»

Барьеры на пути получения ученых званий в военных вузах

Полковник запаса С.М. ДУДКО, кандидат экономических наук

Полковник С.В. ДВОРНИКОВ, доктор технических наук

Генерал-майор запаса В.Ф. САМОХИН, доктор педагогических наук, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Проанализирован ряд проблем при подготовке в военных вузах соискателей к присвоению ученых званий «доцент» и «профессор». Предлагается внести некоторые изменения в «Положение о присвоении ученых званий» и в «Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента». По мнению авторов, такие изменения, не затрагивая принципиальных основ руководящих документов, могут оказать положительное влияние на процедуру представления соискателей к присвоению ученых званий.

Аттестационное дело соискателя, военный вуз, высшая аттестационная комиссия (ВАК), научная специальность, преподавательский и научный состав, ученое звание.

The paper analyzes a number of problems involved in preparing contenders for the academic status of Assistant Professor and Professor at military universities. It suggests introducing certain alterations in the Regulations of Academic Degrees Conferment and in the Administrative Regulations of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on Granting the State Service of Conferring the Academic Status of Professor and Assistant Professor. According to the authors, these changes, while leaving intact the fundamental basis of the guiding documents, may improve the procedure of recommending contenders for academic titles.

KEYWORDS

Attestation file of contender, military university, Higher Attestation Commission, assistant professor, scientific specialty, teaching and research staff, academic status.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ПОРЯДОК получения ученых званий научно-педагогическими работниками образовательных и научных учреждений Российской Федерации определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1139. Данным постановлением введено в действие «Положение о присвоении ученых званий»1, где среди прочего установлены: критерии присвоения ученых званий доцента и профессора по научным специальностям, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, основания и порядок лишения и восстановления ученых званий2.

В свою очередь, приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2014 года № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента»3 определен порядок оформления аттестационных дел соискателей ученого звания, последовательность и сроки их рассмотрения, приведены формы необходимых документов.

В целом опыт подготовки аттестационных дел и порядок их рассмотрения в Минобрнауки позволяют сделать вывод о том, что вся процедура по предоставлению обозначенной выше государственной услуги является продуманной и позволяет в довольно короткие сроки (как правило, они не превышают 2—3 месяцев) получить решение о присвоении ученого звания. Вместе с тем в вопросах представления соискателей к присвоению ученых званий в военных вузах, на наш взгляд, имеется ряд «узких мест» (барьеров), связанных со спецификой подготовки военных ученых.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2014 года № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» определен порядок оформления аттестационных дел соискателей ученого звания, последовательность и сроки их рассмотрения, приведены формы необходимых документов.

Одним из таких барьеров является крайне ограниченный выбор печатных изданий, в которых могут быть опубликованы научные статьи соискателей из военных вузов. Ведь перечень рецензируемых научных журналов по специальностям 20.00.00 (Военные науки) не дотягивает даже до двух десятков. К ним, в частности, относятся такие серьезные издания, как «Военная мысль», «Стратегическая стабильность», «Вооружение и экономика», «Морской сборник», «Системы управления, связи и безопасности», «Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук», «Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского» и ряд других. Возникает вопрос: «Как научно-педагогическому работнику военного образовательного и научного учреждения суметь опубликоваться в указанных выше изданиях?» Опыт показывает, что сделать это очень тяжело, а порой и просто невозможно, поскольку очередь «статей-кандидатов» на публикацию в указанных изданиях расписана, как правило, на год вперед, а то и больше.

Следует отметить, что до 2017 года в зачет принимались публикации не только в изданиях, поддерживающих определенную военную специальность, но и в других из перечня Высшей аттестационной комиссии исходя из принципа единства предметной области или рассматриваемой проблематики в предлагаемой для опубликования научной статье. Так, при представлении кандидата на присвоение ученого звания доцента по специальности 20.01.09 «Военные системы управления, связи и навигации» по отрасли «Технические науки» научные статьи можно было опубликовать в изданиях по специальностям 05.12.00 «Радиотехника и связь», 05.13.00 «Информатика, вычислительная техника и управление», 05.27.00 «Электроника». Подобного рода изда-

ний в перечне ВАК несколько десятков, что позволяло печататься в них большому количеству соискателей, и проблем с публикациями не было. Из-за отмены с 2017 года такой возможности резко снизилась публикационная активность научно-педагогического состава. Причина простая — пропал стимул печататься в изданиях, статьи в которых не учитываются при подготовке аттестационных дел соискателей ученых званий.

Более того, в конце декабря 2018 года был опубликован обновленный перечень журналов ВАК и существенно изменены правила размещения статей в них. Теперь журналы смогут размещать статьи только по конкретным научным специальностям и отраслям науки. Согласно этим правилам4 каждый журнал, включенный в перечень ВАК, с 28 декабря 2018 года имеет право публиковать статьи только по уточненным для него группам специальностей. Это еще больше усложнило для соискателей ученых званий ситуацию с подготовкой «зачетных» публикаций.

Можно, конечно, научные материалы, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, печатать в изданиях, которые имеют соответствующий гриф секретности. Как известно5, на подобные статьи не распространяется требование об их публикации в рецензируемых изданиях, т. е. в изданиях из перечня ВАК. Но опять-таки проблема в том, что грифованные издания («Труды вузов», Материалы межведомственных научно-технических и практических конференций и др.), во-первых, не безразмерны; во-вторых, издаются, как правило, ограниченным тиражом и не чаще одного раза в квартал; в-третьих, не все материалы принимаются к опубликованию, так как не подлежат засекречиванию, поскольку носят общетеоретический и доступный для широкого круга читателей характер.

До 2017 года в зачет принимались публикации не только в изданиях, поддерживающих определенную военную специальность, но и в других из перечня Высшей аттестационной комиссии исходя из принципа единства предметной области или рассматриваемой проблематики в предлагаемой для опубликования научной статье. Подобного рода изданий в перечне ВАК несколько десятков, что позволяло печататься в них большому количеству соискателей, и проблем с публикациями не было. Из-за отмены с 2017 года такой возможности резко снизилась публикационная активность научно-педагогического состава.

Таким образом, некоторые нововведения, касающиеся учета публикаций, подготовленных соискателями ученых званий, на наш взгляд, не совсем оправданны. Главным при учете такого рода публикаций, по нашему мнению, должно быть соответствие содержания предлагаемой для опубликования научной статьи предметной области и области научных исследований по заявленной специальности.

Также, на наш взгляд, заслуживает внимания ситуация с получением ученого звания сотрудниками научных подразделений вузов. «Положение о присвоении ученых званий» позволяет представлять их к присвоению ученого звания с должностей старшего научного сотрудника и выше с учетом того, что научным работником ведется педагогическая деятельность в объеме не менее 0,25 ставки по соответствующим образовательным программам. В военных вузах в силу дефицита преподавательских кадров по ряду учебных дисциплин научные сотрудники реально привлекаются к проведению учебных занятий. При

этом наиболее широко они занимаются научным руководством при выполнении выпускных квалификационных работ курсантами и магистерских диссертаций слушателями.

Вместе с тем в соответствии с положениями «Административного регламента Минобрнауки по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» (Приложение № 6) в качестве педагогической нагрузки учитываются только так называемые «звонковые занятия»: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы6. Другие виды занятий не учитываются. Было бы абсолютно, на наш взгляд, оправданным учитывать специфику образовательного процесса в военных вузах. В последних же значительная доля учебного времени отводится на проведение таких видов занятий, как: тактико-специальные учения; командно-штабные учения; командно-штабные военные игры; полковые, дивизионные, армейские и фронтовые учения; исследовательские учения и т. д. Не менее 8 недель отводится на разработку выпускных квалификационных работ под руководством преподавательского и научного состава. Так вот, если для преподавателя вполне реально иметь не менее 0,25 ставки «звонковых занятий», то для научного сотрудника это

практически невозможно. Чтобы преодолеть такой барьер, было бы весьма оправданным, на наш взгляд, при присвоении ученого звания научным работникам военных вузов учитывать все виды учебной нагрузки, которые определены руководящими документами по организации образовательного процесса в военных вузах.

И, наконец, хотелось бы обратить внимание на еще один специфический барьер. Связан он с оформлением представления соискателей к присвоению ученого звания «профессор». Так, в «Положении о присвоении ученых званий» содержится требование о необходимости подготовки соискателем на присвоение ученого звания профессора не менее 3 лиц, которым присуждены ученые степени, при этом тема диссертации хотя бы одного из них должна соответствовать научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя7. В чем здесь видится проблема?

Суть дела в том, что средний возраст офицеров в военном вузе, которым присуждаются ученые степени кандидатов наук, составляет 30—32 года. Докторскую диссертацию кандидат наук может защитить даже при всех благоприятных условиях к 42— 44 годам. Если после 40 лет он начнет активно заниматься подготовкой кандидатов (докторов) наук в каче-

Проблема в том, что грифованные издания, во-первых, не безразмерны; во-вторых, издаются, как правило, ограниченным

тиражом и не чаще одного раза в квартал; в-третьих, не все материалы принимаются к опубликованию, так как не подлежат засекречиванию, поскольку носят общетеоретический и доступный для широкого круга читателей характер. Таким образом, некоторые

нововведения, касающиеся учета публикаций, подготовленных соискателями ученых званий, на наш взгляд, не совсем оправданны. Главным при учете такого рода публикаций, по нашему мнению,

должно быть соответствие содержания предлагаемой для опубликования научной статьи предметной области и области научных исследований по заявленной специальности.

стве научного руководителя (научного консультанта), то на это ему потребуется минимум 6 лет, если брать под свое руководство ежегодно по одному адъюнкту, и 8 лет, если осуществлять научное руководство одним адъюнктом через год. Достоверность приведенных рассуждений основана на том, что, во-первых, в последнее время значительно сократилась емкость адъюнктур в военных вузах, и более одного адъюнкта в год под свое научное руководство соискатель вряд ли получит; во-вторых, осуществлять научное руководство в виде исключения смог бы и кандидат наук, но при этом он должен иметь ученое звание доцента, а это не позволяет хоть как-то сократить сроки подготовки трех кандидатов наук.

Следовательно, представлять доктора наук к присвоению ученого звания «профессор» в военном вузе можно только в 48—50 лет. В то же время в соответствии с нормативными документами, определяющими предельные сроки военной службы, офицер в воинском звании «подполковник» должен быть уволен в 50 лет, а офицер в воинском звании «полковник» — в 55 лет. Таким образом, период активной педагогической

и научной деятельности ученого военнослужащего высшей квалификации (доктор наук, профессор) составляет всего 2—3 года для подполковника и не более 7 лет для полковника, что, на наш взгляд, недостаточно. Рассчитывать же на то, что после увольнения с военной службы ученый будет продолжать свою деятельность в военном вузе, не совсем оправданно. Как показывает опыт, значительная часть уволившихся из Вооруженных Сил покидает стены военного вуза.

В какой-то степени выходом из создавшегося положения могло бы стать принятие решения о возможности представлять к присвоению ученого звания «профессор» соискателя, подготовившего в качестве научного руководителя (научного консультанта) не трех, а двух человек, в том числе хотя бы одного из них по заявленной специальности.

На наш взгляд, внесение предложенных изменений в «Положение о присвоении ученых званий» и в соответствующий Административный регламент Минобрнауки Российской Федерации положительно скажется на процедуре представления соискателей из военных вузов к присвоению им ученых званий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 года № 1139 «О порядке присвоения ученых званий».

2 Там же.

3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2014 года № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента».

4 Новые правила публикации статей в журналах из перечня ВАК // Бюллетень ВАК Минобрнауки РФ. М., 2019. № 3.

5 Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 года № 1139 «О порядке присвоении ученых званий».

6 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2014 года № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента».

7 Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2013 года № 1139 «О порядке присвоения ученых званий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.