С. А. Васильев*
Анализ конституционно-правового регулирования проведения аттестации научных кадров в свете передачи государственных полномочий по присуждению ученых степеней отдельным образовательным организациям
Аннотация. Конституционное право на образование предполагает свободу каждого гражданина в отношении того, где и по какой специальности учиться. Обязательным, как известно, является только основное общее образование. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура стала одним из уровней образования. Путь к статусу ученого стал еще более сложным. Несмотря на это, государство по-прежнему стремится снять с себя часть полномочий и передать некоторые функции из государственных органов государственным учреждениям, разгрузив административный аппарат. По этой причине была выдвинута инициатива о наделении ведущих образовательных организаций правом самостоятельного присуждения ученых степеней. В воплощении этой идеи в жизнь уже не приходится сомневаться, однако любое благое начинание должно быть качественно проработано с правовой точки зрения, чтобы исключить негативные последствия, которые могут возникнуть в процессе правоприменительной практики. Именно на это нацелена предлагаемая статья, в которой проанализировано конституционно-правовое регулирование, рассмотрен проект предлагаемого закона и высказаны некоторые соображения относительно модернизации правовых норм.
Ключевые слова: право на образование; ученая степень; образовательная организация; передача государственных полномочий; аттестация научных кадров; присуждение ученых степеней; диссертационный совет; Высшая аттестационная комиссия; экспертный совет; научный сотрудник.
001: 10.17803/1994-1471.2015.61.12.096-102
С юридической точки зрения образование является субъективным правом граж-д ан, которое можно реализовать на основании ст. 43 Конституции РФ. Получение высшего образования предполагает реализацию данного права бесплатно или за свой счет в государственных и иных образовательных организациях. Регулирование отдельных деталей общественных отношений в рассматриваемой сфере конституционный акт передает на усмотрение федерального за-
конодателя, оставляя за государством функцию поддержки всех видов и форм образования в России.
Статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 (далее — Федеральный закон «Об образовании»] описывает весь механизм осуществления образовательной деятельности на разных уровнях
СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1]. Ст. 7598.
© Васильев С. А., 2015
* Васильев Станислав Александрович — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [mnogoslov@mail.ru]
123995, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9
в самых общих чертах. Одним из уровней данной системы является высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации. Часть 4 статьи 63 этого же законодательного акта устанавливает требования к лицам, поступающим в аспирантуру, где предполагается их становление в качестве научных кадров.
Другим важным законодательным актом, регламентирующим общественные отношения в сфере аттестации научных кадров, является Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»2 (далее — Федеральный закон «О науке»], который в части 2 статьи 3 возлагает на федеральные органы государственной власти полномочие гарантировать подготовку кадров для научных организаций. При этом в акте отсутствует уточнение относительно того, какие именно кадры подготовит государство. Как известно, научным организациям, как и всем остальным, помимо ученых, необходим административный и хозяйственный персонал для решения повседневных вопросов функционирования соответствующей структуры. Поэтому, как нам представляется, данная формулировка требует уточнения, т.к. в данном случае речь должна идти о научных кадрах, что, наверняка, и подразумевал законодатель.
Статья 4 Федерального закона «О науке» посвящена научным кадрам и порядку государственного признания граждан в качестве таковых. В целом рассматриваемая аттестация предполагает присуждение ученых степеней и званий — соответственно кандидатов и докторов наук, доцентов и профессоров.
Несмотря на то что фактически ученые степени присваивают представители научного сообщества в образовательных или научных организациях, система аттестации соответствующих кадров является государственной. Необходимо заметить, что ученые звания присваиваются компетентным подразделением Министерства образования и науки РФ3, а за проведением публичной защиты диссертационными советами, в рам-
2 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
3 Федеральный закон от 23 августа 1996 года
№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-тех-
нической политике».
ках которых соискатели становятся кандидатами и докторами наук, данный орган достаточно пристально следит.
Статья 4.1 Федерального закона «О науке» регламентирует порядок подготовки диссертаций. Так, для того чтобы пройти рассматриваемую аттестацию и стать кандидатом наук, необходимо иметь высшее профильное образование, пройти обучение в аспирантуре, а также подготовить диссер-та-цию. Для получения ученой степени доктора наук достаточно быть кандидатом наук и подготовить диссертацию.
Вся процедура присуждения ученых степеней регламентируется постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 года № 842 «О порядке присуждения ученых степеней»4. Данный акт расширяет установленные законодательством требования к соискателям степени кандидата и обязывает их сдать специальные экзамены. Порядок их сдачи и другие требования к организации проведения устанавливаются приказом Минобрнауки России от 28 марта 2014 года № 247 «Об утверждении Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их пе-речня»5. Эти экзамены представляют собой достаточно серьезное испытание, которое позволяет определить уровень общего развития аттестуемого в сфере его научных интересов, философии, а также общего владения одним из иностранных языков.
Кроме того, основные положения проведенного исследования должны быть опубликованы в рецензируемых изданиях. Требования к таким журналам устанавливаются приказом Минобрнауки России от 25 июля 2014 года № 793 «Об утверждении правил формирования в уведомительном порядке перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук и требований к рецензируемым научным изданиям для включения в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубли-
СЗ РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5074. Росийская газета. 02.07.2014. № 145.
кованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук»6. При этом для будущих докторов наук в области искусст-воведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук установлено количество в 15 публикаций, для кандидатов — 3. По всем остальным специальностям соискателям ученой степени доктора наук необходимо опубликовать 10 работ, будущим кандидатам — 2.
В общей совокупности с прохождением обучения в аспирантуре или адъюнктуре, для поступления в которую также необходимо пройти вступительные испытания, кандидатскими экзаменами и защитой диссертации аттестация научного работника представляет собой довольно длительный и трудоемкий процесс. Его успешное преодоление может свидетельствовать о должном уровне аттестованного, достаточном для того, чтобы именовать такого человека ученым.
Такой сложный путь прохождения аттестации научного работника представляется вполне справедливым, т.к., по замечаниям некоторых ученых, общий образовательный уровень демонстрирует снижение7. Из-за этого падает качество и научных трудов8, поэтому государственное вмешательство в части обеспечения максимально высокой степени изыскательной составляющей явно необходимо. Такое участие публичной власти в обеспечении научного потенциала традиционен для России9 и вполне применим в современных условиях.
Наиболее развитые зарубежные государства и вовсе относят образование и науку к числу приоритетных сфер государственных вложений, т.к. немалое число выдающихся
6 Росийская газета. 08.10.2014. № 229.
7 Коврякова Е. В. Проблема реализации права на образование в России и за рубежом // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права : сб. статей, посвящ. 75-летию со дня рождения акад. О. Е. Кутафина / отв. ред. В. И. Фадеев. М. : Элит, 2012. С. 277.
8 Белоцерковский А. В. Присуждение ученых степеней в России: защита от кого и от чего // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 39.
9 Социальные права и гарантии трудящихся при социализме / под ред. К. И. Микульского. М. : Профиз-дат, 1983. С. 169.
ученых вышло именно из среды с невысокими доходами10. В России наметилась тенденция на усиление государственной поддержки науки и образования, хотя еще несколько лет назад данная сфера финансировалась по остаточному принципу11. Воз-можно, поэтому в России 1990-2000-х годов появилось такое большое количество лиц с учеными степенями12. В настоящее время ситуация начинает меняться из-за формализации процедуры и усиления требований к новым кандидатам в ученые.
Так, присвоение искомой степени по итогам публичной защиты диссертации осуществляет диссертационный совет, на базе которого состоялась защита. Однако по общему правилу документ установленного образца выдает Минобрнауки России с подписью министра или его заместителя, если речь идет о степени доктора наук, кандидатские дипломы выдаются на основании решения органа исполнительной власти, но самой организацией, на базе которой прошла публичная защита, с подписью ее руководителя. В этой связи следует обратить особое внимание на то, что ответственность за объективность и обоснованность всех принятых решений лежит на диссертационном совете13. Орган исполнительной власти перед выдачей соответствующего диплома или принятием решения о его выдаче, по сути, проверяет только соответствие формальным признакам, установленным действующим нормативно-правовым регулированием.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона «О науке» может проходить специфическая форма аттестации отечественных научных кадров путем признания иностранных ученых степеней и званий. По сути, процедура государственного признания человека
10 Конституционное (государственное] право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. М. : Норма, 2005. С. 221.
11 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. М. : Проспект, 2006. С. 249.
12 Шевцов В. В., Назарова О. В., Назаров А. В. О престижности научного труда // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 8-3. С. 117.
13 Постановление Правительства РФ от 24 сентяб-
ря 2013 года № 842 «О порядке присуждения уче-
ных степеней» (ред. от 30 июля 2014 года].
в качестве ученого уже произошла, в России же необходимо соблюсти формальные требования для того, чтобы уравнять его в правах с остальными научными работниками. Именно поэтому на данном аспекте мы подробно останавливаться не будем; отметим лишь, что процедура такой «натурализации» детально регламентирована постановлением Правительства РФ от 18 июня 2014 года № 557 «О порядке включения иностранных научных организаций и образовательных организаций в перечень иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации»14.
Статьей 6.4 Федерального закона «О науке» установлено, что для обеспечения единства информационного пространства в части, касающейся процедур присвоения ученых степеней, функционирует Федеральная информационная система государственной научной аттестации, в которой содержатся сведения о Высшей аттестационной комиссии, составе диссертационных советов, авторефератов диссертаций, которые уже защищены и которым публичная защита только предстоит и т.д. Организация работы этого информационного ресурса регламентирована постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1035 «О федеральной информационной системе государственной научной аттестации»15. Благодаря такой государственной инициативе открываются новые возможности для общественного контроля за деятельностью диссертационных советов, а также иных формирований и государственных органов, занятых в сфере аттестации научных кадров.
Статья 89 Федерального закона «Об образовании» возлагает на федеральные органы исполнительной власти всю остальную организационную составляющую аттестации научных кадров.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 года № 466 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Феде-
14 СЗ РФ. 2014. № 26 (часть II). Ст. 3560.
15 СЗ РФ. 2013. № 48. Ст. 6251.
рации»16 указанный государственный орган осуществляет основную часть полномочий по управлению в сфере образования, включая аттестацию научных кадров. Так, помимо общих вопросов правового регулирования, выработки политики в сфере образования, решения иных общих организационных вопросов Минобрнауки РФ:
— устанавливает правила аттестации всех педагогических, в том числе научно-педагогических, работников и профессорско-преподавательского состава17;
— определяет порядок и сроки проведения экспертизы ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве, с установлением всех требований к документации, удостоверяющей факт такого признания;
— формирует номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени18;
— утверждает формы документов, которые выдаются обладателям ученых степеней19;
— регулирует вопросы, касающиеся полноты информации о государственной научной аттестации для включения в федеральную информационную систему государственной научной аттестации.
16 СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2923.
17 Приказ Минобрнауки России от 4 декабря 2014 года № 1536 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 19.
18 Приказ Минобрнауки России от 25 февраля 2009 года № 59 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (ред. от 20 февраля 2015 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 20.
19 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря
2013 года № 1369 «Об утверждении формы свиде-
тельства о признании ученой степени, ученого зва-
ния, полученных в иностранном государстве, и тех-
нических требований к нему» // Российская газета.
2014. 14 февраля. № 34 ; приказ Минобрнауки Рос-
сии от 25 декабря 2014 года № 1620 «Об утвержде-
нии Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения:
27 сентября 2015 г.).
Другими словами, Минобрнауки РФ определяет правила, по которым проводится аттестация научных кадров, и координирует общий процесс ее проведения. Непосредственно же всеми вопросами в рассматриваемой сфере на основании статьи 6.1 Федерального закона «О науке» и постановления Правительства РФ от 23 сентября 2013 года № 836 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Фе-дерации»20 занимается Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ.
Данный орган хотя и функционирует на основании постановления Правительства РФ, все же не обладает теми широкими полномочиями, которые есть у Минобрнауки РФ. Так, для того чтобы осуществить правовое регулирование тех или иных общественных отношений, ВАК должна выступить с предложением в данный орган, который и будет осуществлять все необходимое правовое регулирование или инициирование принятия правовых актов более высокой юридической силы другими органами государственной власти.
Рассматривая функции ВАК при проведении аттестации научных кадров, следует выделить:
— анализ защищенных диссертаций;
— экспертизу номенклатуры научных специальностей и других документов и сведений в рамках своей компетенции по запросу Минобрнауки РФ;
— приглашение на свои заседания любого из субъектов, принимавших участие в процедуре публичной защиты диссертационного исследования (председатель диссертационного совета, соискатель ученой степени, его научный руководитель или оппоненты и т.д.];
— привлечение специалистов, не входящих в состав ВАК, для экспертизы текста диссертационного исследования;
— совершенствование процедуры государственной аттестации научных кадров21.
20 СЗ РФ. 2013. № 40 (часть III). Ст. 5072.
21 Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 года № 836 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации» (ред. от 17 марта 2015 г.).
Такие основные функции ВАК позволяют с профессиональной стороны подходить к аттестации научных работников и определять квалификацию тех лиц, которые претендуют на получение ученой степени.
На основании приказа Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 года № 1393 «Об утверждении Положения об экспертном совете Высшей аттестационной комиссии при Минис-терстве образования и науки Российской Федерации»22 в составе ВАК функционирует экспертный совет. Данное подразделение осуществляет экспертизу соответствия диссертаций и параллельно поданных документов всем необходимым требованиям. Экспертный совет также готовит заключения по вопросам присуждения ученых степеней. Кроме того, он занимается вопросами апелляций по ранее принятым решениям диссертационных советов. То есть сама ВАК включает в свой состав подразделение, непосредственно участ-вующее в решении вопросов о признании объективности проведенной публичной защиты и об удостоверении того, что соискатель действительно может быть удостоен ученого звания и в результате может считаться прошедшим аттестацию.
Таким в общих чертах представляется законодательное регулирование проведения аттестации научных кадров. В целом вся процедура является комплексом мероприятий, направленных на установление способности конкретного человека заниматься научной деятельностью, обладание определенным уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих в своей совокупности делать новые научные открытия, достигать иных научных целей.
Правовое регулирование представляет собой целостный комплекс норм права, находящихся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. Инициатива Правительства РФ, направленная на предоставление сначала двум образовательным организациям — Московскому государственному университету имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному универси-тету23 — полномочий по самостоятельному
22 Российская газета. 05.03.2014. № 51.
23 Проект федерального закона № 887893-6 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона
присуждению ученых степеней, потребует некоторой трансформации нормативных актов.
Во-первых, сам факт наличия наименований конкретных вузов в законодательном акте предполагает дальнейшее частое внесение изменений в данный документ. Образовательная организация может менять название из-за своего преобразования или по другим причинам, что приведет к дополнительной ненужной работе многих компетентных органов государственной власти, начиная с Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ и заканчивая отдельными диссертационными советами. К слову, даже Минобрнауки России в законодательстве прямо не упоминается, именуясь «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности»24 или иначе в других правовых актах.
Во-вторых, такое обстоятельство нарушает конституционный принцип равенства перед законом, отдавая приоритет конкретным организациям. Бесспорно, заслуга МГУ и СПбГУ перед государством и обществом неоценима, но с течением времени возможно падение их статуса или образовательного уровня.
В-третьих, определение научного потенциала той или иной организации не может быть объективно осуществлено Федеральным Собранием РФ. Этим вопросом должны заниматься эксперты-ученые и чиновники, работающие в сфере организации научной деятельности. В Государственной Думе и Совете Федерации такие люди не составляют явного большинства.
Как отмечают некоторые ученые, качество диссертационного исследования может быть гарантировано только статусом соответствующего высшего учебного заведе-
ния или другой организации, которая в действительности может собрать качественный диссертационный совет по соответствующей научной специальности. Исходя из этой логики, только сами организации, на базе которых проходят публичные защиты, и должны присуждать ученые степени25.
Поэтому в законодательстве необходимо лишь сделать ссылку на утверждаемый Правительством РФ перечень организаций, которые имели бы право присуждать ученые степени. При этом должен быть выработан механизм включения в него организаций, имеющих право проводить аттестацию научных кадров, с учетом мнения именно научного сообщества, а не чиновников государственного аппарата. Пусть на первых порах там присутствуют только два обозначенных вуза, но это в значительной степени упростит юридическую технику.
Кроме того, для обеспечения объективности и обоснованности принятых данными организациями решений за компетентными государственными органами необходимо закрепить конкретные контрольные функции. Контрольными функциями должны обладать и субъекты общественного контроля, чтобы не допускать произвола как со стороны самих субъектов присуждения ученых степеней, так и со стороны государственных структур, которые контролируют этот процесс.
В целом такое нововведение не нарушит сложившейся правовой системы аттестации научных кадров, а, напротив, разгрузит Минобрнауки России и его подразделения от дополнительной работы. Все правила продолжат свое действие и на организации, попавшие в правительственный перечень, за исключением рассмотрения документов представителями государства.
Соискатели ученых степеней будут быстрее получать правоустанавливающие документы, т.к. будут снижены дополнительные бюрократические и административные барьеры.
"О науке и государственной научно-технической политике"» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 24 сентября 2015 г.).
24 Федеральный закон от 23 августа 1996 года
№ 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 13 июля 2015 года).
25 Шевцов В. В., Назарова О. В., Назаров А. В. Указ. соч. С. 118.
Библиография:
1. Белоцерковский А. В. Присуждение ученых степеней в России: защита от кого и от чего // Высшее образование в России. — 2013. — № 4. — С. 37—44.
2. Коврякова Е. В. Проблема реализации права на образование в России и за рубежом // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права : сб. статей, посвящ. 75-летию со дня рождения акад. О.Е. Кутафина / отв. ред. В. И. Фадеев. — М. : Элит, 2012. — 368 с.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник. — М. : Проспект, 2006. — 608 с.
4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть : учебник для вузов / рук. авт. колл. и отв. ред. Б. А. Страшун. — М. : Норма, 2005. — 896 с.
5. Социальные права и гарантии трудящихся при социализме / под ред. К. И. Микульского. — М. : Проф-издат, 1983. — 221 с.
6. Шевцов В. В., Назарова О. В., Назаров А. В. О престижности научного труда // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 8-3. — С. 116—118.
References (transliteration):
1. Belocerkovskij A. V. Prisuzhdenie uchenyh stepenej v Rossii: zashhita ot kogo i ot chego // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2013. — № 4. — S. 37—44.
2. Kovrjakova E. V. Problema realizacii prava na obrazovanie v Rossii i za rubezhom // Aktual'nye problemy konstitucionnogo i municipal'nogo prava : sb. statej, posvjashh. 75-letiju so dnja rozhdenija akad. O.E. Kutafina / otv. red. V. I. Fadeev. — M. : Jelit, 2012. — 368 s.
3. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Konstitucionnoe pravo Rossii : uchebnik. — M. : Prospekt, 2006. — 608 s.
4. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnyh stran. Obshhaja chast' : uchebnik dlja vuzov / ruk. avt. koll. i otv. red. B. A. Strashun. — M. : Norma, 2005. — 896 s.
5. Social'nye prava i garantii trudjashhihsja pri socializme / pod red. K. I. Mikul'skogo. — M.: Profizdat, 1983. — 221 s.
6. Shevcov V. V., Nazarova O. V., Nazarov A. V. O prestizhnosti nauchnogo truda // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. — 2013. — № 8-3. — S. 116—118.
Материал поступил в редакцию 20 октября 2015 года
Analysis of the Constitutional and Legal Regulation of Performance Assessment of Scientific Personnel in the Light of Transfer of State Powers to Award Academic Degrees to Some Educational Institutions
Vasiliev, Stanislav Alexsandrovich — PhD in Law, Lecturer of the Department of Constitutional and Municipal Law
of the Kutafin Moscow State Law Academy (MSAL)
[mnogoslov@mail.ru]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9
Review. The Constitutional right to education provides for the freedom of every citizen concerning where and what specialty to study. As is known, only basic general education is compulsory. On passing Federal Law №273-FZ dated December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" postgraduate study has become one of the levels of education, and, in essence, the process of development of an individual as a scientist must inevitably pass through the postgraduate study program. In other words, the path to the status of a scientist has become even more complicated. Despite this, the state is seeking to relieve itself from a number of powers and to transfer them from state agencies to educational institutions in order to discharge the administrative apparatus. For this reason, it was suggested that leading educational institutions will be authorized to award scientific degrees independently. Now there are no any doubts concerning the implementation of this initiative. However, any good initiative should be thoroughly elaborated from a legal perspective in order to eliminate any negative consequences that may arise during the law enforcement procedure. The proposed Article is aimed precisely at analyzing constitutional and legal regulation, it describes the daft of the proposed law and makes some observations concerning the modernization of the law. Keywords. Right to education, scientific degree, educational institution, delegation of state powers, performance assessment of scientific personnel, award of scientific degree, Dissertation Council (Thesis Board), the Supreme Attestation Commission, Expert Council, researcher.