А.В. Семенов
доцент кафедры гражданского и международного права, к.ю.н., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
A. V. Semenov
candidate of legal sciences, assistant professor of civil and international law, State maritime academy named after admiral F.F. Ushakov
Е.В. Семенова-Шусс Краснодарская краевая коллегия адвокатов, Новороссийский филиал № 11, адвокат E. V. Semenova-Shuss the Krasnodar regional collegium of advocates, Novorossiysk branch No. 11, advocate
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К НАЙРОБИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ОБ УДАЛЕНИИ ЗАТОНУВШИХ СУДОВ 2007 ГОДА: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Аннотация. В статье исследован правовой институт подъема затонувшего в море имущества, произведен анализ нормативной базы, регулирующей уничтожение затонувших в море судов.
Annotation. Studied law Institute of ascent to the property sunk in the sea; the analysis of the regulatory laws to regulate of destruction the ship sanked.
Ключевые слова: подъем имущества, затонувшее морское судно, охрана культурного наследия.
Key words: lifting property, sunken ship, the protection of cultural heritage.
Правовой институт подъёма затонувшего в море имущества является динамично развивающимся правовым институтом, как национального морского права Российской Федерации и других прибрежных государств, так и международного морского права. Так, например, историческая эволюция древних обычаев Родосского морского права, в условиях их противостояния варварским обычаям «берегового права», привела, в конечном счёте, к заключению в XXI веке таких международных конвенций, как, например, Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 года [1] и Найробийская международная конвенция об удалении затонувших судов 2007 года [2]. Несомненно, что принятие указанных конвенций было вызвано озабоченностью международного сообщества связанного не только с сохранением подводного культурного наследия, но и с отсутствием правовой базы позволяющей прибрежным государствам производить удаление или договариваться об удалении из их исключительных экономических зон затонувших судов, которые могут создавать опасность для судоходства или морской среды.
Таким образом, благодаря этим конвенциям сформировался международно-правовой институт затонувшего имущества имеющего правовой статус подводного культурного наследия, а также получил международно-правовое урегулирование порядок удаления затонувшего имущества обладающего иным специфическим правовым статусом - суда, затонувшие в исключительной экономической зоне государств.
В тоже время, если присоединение Российской Федерации к Конвенции
ЮНЕСКО, на наш взгляд, является лишь вопросом времени, то прежде чем принимать решение по вопросу о присоединении Российской Федерации к Найро-бийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, законодателю, как нам кажется, следует взвесить все «за» и «против».
При рассмотрении вопроса о присоединении России к указанной Конвенции могут возникнуть определенные трудности. Это связано, прежде всего, с тем, что в Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 года [3] предусмотрена возможность ограничения ответственности в отношении требований по возмещению ущерба в связи с подъёмом, удалением или уничтожением затонувшего судна (в том числе всего, что находится или находилось на борту такого судна), а также в связи с удалением, уничтожением или обезвреживанием груза с судна (п.п. и «e» п. 1 ст. 2). Вместе с тем в соответствии со ст.18 Конвенции 1976 года государство имеет право сделать оговорку об исключении применения указанных положений. Россия воспользовалась этим правом и в ст. 356 Кодекса торгового мореплавания РФ [4] прямо указывается, что к указанным выше требованиям ограничение ответственности не применяется.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о присоединении России к Конвенции 2007 года законодателю не следует принимать скоропалительных решений, тем более, что большинство стран по этому же поводу ещё пребывают в глубоком раздумье.
Нормы главы VII КТМ РФ достаточно полно регламентируют правила подъёма, удаления и уничтожения имущества, используемого исключительно в целях торгового мореплавания и затонувшего в пределах морских пространств, на которые полностью распространяется суверенитет Российской Федерации.
В тоже время, следует отметить тот факт, что в отличие от КТМ СССР (ст.102) [5] и Правил подъёма затонувшего в море имущества 1979 года [6], КТМ РФ вовсе не упоминает о существовании каких-либо процедур согласования между заинтересованными ведомствами и портовыми властями подъёма затонувшего военного имущества или имущества культурного характера. Наиболее подробно такие процедуры регламентировали Правила подъёма 1979 года. Отсутствие на сегодняшний день такого подзаконного акта Министерства транспорта Российской Федерации, хотя и не является каким-либо препятствием в осуществлении подъёма такого рода затонувшего имущества, но и не способствует ускорению самого процесса подъёма этого имущества.
Таким образом, Министерству транспорта Российской Федерации было бы не лишним издать подзаконный акт, которым бы регламентировался порядок согласования подъёма затонувшего имущества, имеющего разный правовой статус, между портовыми властями, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Таможенными органами Российской Федерации (в случае, если затонувшее судно является иностранным и для его подъёма или удаления необходимо, например, создать временную зону таможенного контроля), а также пограничными войсками Федеральной службы безопасности России и другими органами государственного надзора.
Институт подъёма затонувшего имущества является эффективным рычагом, обеспечивающим не только безопасность мореплавания, но и предотвращающим угрозы загрязнения морской среды, которые могут возникнуть, например, вследствие постепенного разрушения корпуса потерпевшего кру-
шение судна и поступления в морскую среду каких-либо вредных веществ перевозимых на судне, коррозии металлических конструкций или разложения органических остатков груза, и тем самым причинить существенный экономический ущерб.
В связи с чем, исследование правового института затонувшего имущества, в том числе правового статуса различных категорий затонувшего имущества имеет не только научно-теоретическое, но и вполне очевидные охранительное и социально-экономическое значение.
Источники:
1. Конвенция об охране подводного культурного наследия. Париж, 02.11.2001. // СПС Консультант-плюс.
2. Международная конвенция по удалению затонувших судов, г.Найроби. // Nairobi Convention on removal of wrecks, Russian Edition. Международная морская организация, 2008.
3. Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. (LLMC) Лондон, 19.11.1976) (ред. от 02.05.1996)// СПС «Консультант-плюс.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ ред. от 14.10.2014. // Российская газета, N 85-86, 01-05.05.1999.
5. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР. // Свод законов СССР. - т. 8. - с. 123.
6. Приказ Минморфлота СССР от 12.11.1979 N 207 "Об утверждении "Правил подъема затонувшего в море имущества"// Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", N 10, 1980.