Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подъема затонувшего имущества'

Некоторые аспекты подъема затонувшего имущества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАТОНУВШЕЕ ИМУЩЕСТВО / СУДОПОДЪЕМ / ГРАНИЦЫ ПОДЪЕМА СУДОПОДЪЕМА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцева А.И.

Статье рассматриваются основные понятия, аспекты и процедуры подъема, уничтожения и порядка изъятия затонувшего имущества, которые играют большую роль в охране и защите окружающей среды от загрязнения вредными веществами и обеспечении безопасности мореплавания. В частности это затонувшие суды, которые несут угрозу как судоходству так и экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подъема затонувшего имущества»

Зайцева А. И.

Студентка ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Цветкова Ю.С.

Научный руководитель, старший преподаватель кафедры международного и морского права

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО ИМУЩЕСТВА

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные понятия, аспекты и процедуры подъема, уничтожения и порядка изъятия затонувшего имущества, которые играют большую роль в охране и защите окружающей среды от загрязнения вредными веществами и обеспечении безопасности мореплавания. В частности это затонувшие суды, которые несут угрозу как судоходству так и экологии.

Ключевые слова: затонувшее имущество, судоподъем, границы подъема судоподъема, культурное наследие.

SOME ASPECTS OF LIFTING SUNKEN PROPERTY

Summary: In this article, them a in concepts, aspects and procedures for raising, destroy in gand or dering the removal of sunken property are considered, which play an important role in protecting and protecting the environment from pollution by harmful substances and ensuring the safety of navigation. Keywords: sunken property, ship-raising, the limit so lifting of the lifting, cultural heritage.

Советское время и начало 2000-х - промежуток, в который почти не отслеживали затонувшее имущество. На некоторых территориях это никакой роли не играет до сих пор (например, Архангельская область), так как все эти залежи не мешают осуществлению своих функций, а на некоторых территориях наоборот - мешают судоходству. Но существуют такие понятия как: затонувшее морское имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, (если такое имущество находится на морском дне) и к затонувшее военное имущество. И все эти понятия требуют ясной четкой правовой детерминации, законодательного закрепления, порядка и уточнения.

Понятие «затонувшее имущество» в Российском законодательстве регулируется Кодексом торгового мореплавания (далее - КТМ) и Кодексом внутреннего водного транспорта п. 2 статьи 45 (далее - КВВТ) и определяется как потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег. Но, данное понятие не распространяется на затонувшее морское имущество культурного характера и к затонувшее военное имущество .

Одним из основополагающих аспектов, на который важно обратить внимание является то, что по закону осуществлять подъем имущества обязаны лица, в соответствие со ст.109 КТМ, являющиеся собственниками данного имущества (но не всегда удается установить личность). По требованию капитана порта и в установленный срок собственники обязаны исполнить обязательство и по необходимости удалить или уничтожить имущество, в случае, если присутствует угроза загрязнения, если создает угрозу безопасности мореплавания, либо препятствует осуществлению рыболовства и осуществления своей деятельности порта и проводимым в нем работам. То есть в обратном случае, нет необходимости собственником поднимать имущество.

При наличии указанного полномочия, в действующем законодательстве отсутствует санкция за невыполнение законных требований капитана морского порта. Судовладелец, отказывающийся предпринять действия по подъему затонувшего имущества, может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, со штрафом не более 40 000 рублей. Данное регулирование не является достаточным для понуждения судовладельцев к подъему судов за свой счет, в связи с чем ущерб, причиненный администрации порта отказом от подъема может быть возмещен лишь в порядке гражданского судопроизводства.

Для подъема имущества собственнику необходимо осуществить некую процедуру в которой он, в первую очередь, должен известить о подъеме капитана ближайшего морского порта в течение года со дня, когда имущество затонуло; капитан морского порта после получения заявления должен установить порядок подъема имущества и его срок. Если в течение обозначенного срока подъем имущества не будет осуществлен, то согласно статьи 236 Гражданского кодекса РФ, рассматриваются как отказ от права собственности.

Следующим аспектом следует выделить основной субъект в части судоподъема имущества, его уничтожения и удаления, которым является в первую очередь капитан морского порта, который распоряжается данными функциями и в том случае, когда судовладелец имущества не выполнит свои обязательства в назначенный срок, либо если он вовсе неизвестен.

В то же время следует заметить, что в соответствие с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», юрисдикция Администрации морских портов ограничивается самим портом, а за пределами порта действует юрисдикция Федерального Агентства морского и речного флота, в компетентность которого не входит подъем затонувшего имущества, что находит свое отражение в Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 371 ФЗ. Можно сделать вывод, что необходимо наделить определенный государственный орган полномочиями по подъему затонувшего имущества.

В случае, если затонувшее имущество приносит вред окружающей среде и создает угрозу мореплавания, то согласно статьи 111 КТМ Администрация морского порта наделяется правом урегулировать проблему, поднять имущество и при необходимости уничтожить его. В связи с чем порту приходится за свой счет осуществить «уборку».

Говоря об имуществе культурного характера, хотелось бы отметить, что затонувшее имущество можно рассматривать в качестве культурного и природного наследия в соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного наследия 1972 г., и Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г. и др., где дается, к сожалению, не четкое определение понятия «природное наследие», в связи с чем, соответственно, не определены конкретные нормы, касающиеся именно подводного культурного наследия, в чем на данном этапе развития законодательства требуется конкретика и практика их применения.

Таким образом, к понятию «природное наследие» относят: природные памятники, достопримечательности, геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, которые имеют выдающуюся универсальную ценность. Каждое самостоятельно государство распределяет и обозначает такие ценности, расположенные на его территории.

Ярким примером может послужить лайнер «Титаник», который затонул с 14 на 15 апреля 1912 г., пользующийся до настоящего времени защитой Конвенции 2001 г. в Северной Атлантике.

Одним их основных аспектов подъема затонувшего имущества является применимое право в отношении имущества, затонувшего в территориальном море или во внутренних морских водах. Таким образом, применяется право того государства, в котором, непосредственно, имущество затонуло. А в случае, если затонувшее имущество оказалось в открытом море, то будет применяться закон государства флага данного судна.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, отсутствие нормативного правового регулирования ответственности судовладельцев за отказ от исполнения требований капитана порта по подъему затонувшего имущества, не означает, что лицо не может быть привлечено к ответственности по иным основания.

При наличии признаков загрязнения окружающей среды затонувшим судном, защита интересов собственника водного объекта может быть произведена в судебном порядке на основании положений закона о защите водной среды от загрязнения.

Таким образом, на данный момент выделяют три вида затонувшего имущества, представляющего собой военно-морское захоронение, культурно-историческую ценность и которое представляет угрозу для судоходства. Считаем необходимым расширить правовую сферу применения положений о затонувшем имуществе, что поможет установить порядок и процедуру уничтожения имущества и четко определить его юридическую природу, ответственность и правовую детерминацию.

Пристатейный библиографический список:

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от

29.12.2017).

2. Кузнецова Л. В. Правовое регулирование затонувшего имущества по международному и национальному праву на примере Российской Федерации [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 211-214. URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/8097/ (дата обращения:

24.09.2018).

3. Скаридов А.С. Морское право. Учебник для магистров. М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 231

4. Скаридов А.С. Российское законодательство о подъеме затонувшего имущества // Вопросы российского международного права. № 9А. 2017. С.184-200

5. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.