Научная статья на тему 'Природно-антропологическии профиль подготовки современного специалиста по физической культуре и спорту'

Природно-антропологическии профиль подготовки современного специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ АКАДЕМИЯ / ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩАЯ СИСТЕМА / 5-ТИ УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТРОПОЭКОБИОРИТМОЛОГИЯ / ФЕНОТИПИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МИКРОКОСМ / БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН / КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / "АНТРОПОКУЛЬТУРА" / CHILDREN AND YOUTH ACADEMY / HEALTH-DEVELOPING ACADEMY SYSTEM / 5-LEVEL TRAINING / ANTHROPOMORPHOLOGY / PHENOTYPIC ADAPTATION / THE MICROCOSM OF BIO-POWER-INFORMATIONAL EXCHANGE / CONSTITUTIONAL-TYPOLOGICAL APPROACH / "AN-THROPOMETER"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилов О.П., Борисова В.В., Дутова И.В., Дубровин В.А.

В статье с позиций системного, природно-антропологического подхода, рассматривается проблема реорганизации системы физического воспитания и спорта и подготовки современного специалиста для этой сферы человеческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилов О.П., Борисова В.В., Дутова И.В., Дубровин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL-ANTHROPOLOGICAL PROFILE OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT

In article from positions of system, natural and anthropological approach, the problem of reorganization of system of physical education and sport and preparation of the modern expert for this sphere of human activity is considered.

Текст научной работы на тему «Природно-антропологическии профиль подготовки современного специалиста по физической культуре и спорту»

УДК 796.077.4 ПАНФИЛОВ О.П.

профессор кафедры ТМФК и СД; руководитель лаборатории инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

E-mail: panfHov30@maH.ru БОРИСОВА В.В.

доцент кафедры Теории и методики физической культуры, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого E-mail: borisovav5@rambler.ru ДУТОВА И.В.

доцент кафедрым физического воспитания, Тульский государственный университет E-mail: 8-953-440-90-86 ДУБРОВИН В.А.

филиал ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Норильск

UDC 796.077.4 PANFILOV O.P.

Professor of the Department of TMFK and SD, head of the laboratory of innovative sports and health technologies, Tula state pedagogical University L. N. Tolstoy E-mail: panfilov30@mail.ru BORISOVA V.V.

Associate Professor, Department of theories and methods of physical culture, Tula state pedagogical University

L.N. Tolstoy E-mail: borisovav5@rambler.ru DUTOVA I.V.

Associate professor, Department of physical education,

Tula state University E-mail: 8-953-440-90-86 DUBROVIN V.A.

Banch of GOU VPO "Krasnoyarsk state pedagogical University them. V.P. Astafieva", Norilsk

ПРИРОДНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

NATURAL-ANTHROPOLOGICAL PROFILE OF TRAINING OF MODERN SPECIALISTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT

В статье с позиций системного, природно-антропологического подхода, рассматривается проблема реорганизации системы физического воспитания и спорта и подготовки современного специалиста для этой сферы человеческой деятельности.

Ключевые слова: детско-юношеская академия, здоровьеразвивающая система, 5-ти уровневое образование, антропоэкобиоритмология, фенотипическая адаптация, Микрокосм, биоэнергоинформационный обмен, конституционально-типологический подход, «Антропокультура».

In article from positions of system, natural and anthropological approach, the problem of reorganization of system of physical education and sport and preparation of the modern expert for this sphere of human activity is considered.

Keywods: children and youth Academy, health-developing Academy system, 5-level training, anthropomorphology, phenotypic adaptation, the Microcosm of bio-power-informational exchange, constitutional-typological approach, "An-thropometer".

Актуальность. Поднятая проблема касается значительной части населения России, главным образом, детей и молодежи, ибо качество адаптации, состояние физического, психического и духовно-нравственного здоровья, вызывают крайнюю озабоченность (1,4,5,7).

По данным августовского опроса «ЛЕВАДА ЦЕНТРА» основными проблемами сегодняшней школы, требующими решения в ближайшие 5-7 лет, являются:

- низкое качество образования - 30%;

- отсутствие у учеников интереса к учебе - 30%;

- необоснованные нововведения в образовании - 28%;

- низкий уровень подготовки учителей и как следствие - падение их авторитета у школьников - 25%.

По статистическим данным минздрава России 50% сегодняшних школьников имеют хронические заболевания, а по окончании средней школы абсолютно здоровыми признаются лишь 3 человека из 100 учащихся.

Основные причины этому - условия, в которых приходится работать или учиться и крайне недостаточная эффективность использования природных и физкультурно-оздоровительных ресурсов.

Составляющими вынесенных положений являются:

- антропогенная деятельность человека и эколого-климатическое образование в подготовке специалиста остаются вне поля зрения;

- неграмотность в подходе к сбалансированности питания, неудовлетворительная работа по профилакти-

© Панфилов О.П., Борисова В.В., Дутова И.В., Дубровин В.А. © Panfilov O.P., Borisova V.V., Dutova I.V., Dubrovin V.A.

ке вредных привычек;

- отсутствие преемственности и низкая эффективность дошкольно-школьного (и вузовского) физического воспитания;

- неудовлетворительная профессионально-педагогическая и общекультурная подготовка специалистов по физической культуре;

- отсутствие четкого обоснования адаптивной физической культуры (АФК) для лиц с особыми потребностями в образовании, где требуется экспериментальное подтвержденных современных инновационных технологий индивидуального назначения (2,6,7,8).

Состояние проблемы. В последние годы проблема физического развития и подготовленности получила новое направление в плане учета типов конституции, биологических ритмов и природно-климатических факторов. Активно внедряются инновационные и общекультурные средства. Однако это касается, в основном, спорта высших достижений.

Вполне очевидно, что система физического воспитания нуждается в коренной модернизации, включая процесс подготовки специалистов данного профиля (5,8,).

К настоящему времени для этого сложились все необходимые условия.

Исторически необратимым эволюционным процессом развития объективно заложен фундамент в области человекознания, что предопределило их интеграцию для направленного индивидуального развития детей, подростков, юношей в ДОУ, специальных средних и высших учебных заведениях. Данное положение предусматривает учет конституционально-типологических особенностей в процессе оздоровительной образовательной и воспитательной деятельности.

В системе физического воспитания и спорта таким оздоровительно-образовательным и воспитательным учреждением (системой, центром) может стать региональная детско-юношеская академия «АНТРОПОКУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ» («РААКОЗ»), функционирующая в формате «АНТРОПОЭКОБИОРИТМОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ» (АЭБМ).

Предпосылками к созданию АЭБМ, в структуре ко -торой может функционировать «РААКОЗ» являются:

1. Единство физического, психического и интеллектуального, экспериментально подтвержденного выдающимися физиологами, педагогами, психологами (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, А.С. Макаренко, Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и др)

2. У детей 3,0 -7-летнего возраста выявлен сенситивный период формирования интегративных механизмов, обеспечивающих разностороннюю деятельность, по параметрам которой возможно судить о психофизическом интеллекте (Рис 1.)

3. Полученный нами объемный экспериментальный материал (обследовано более 5 тысяч дошкольников) убеждает в том, что не только отдельные дети могут

проявить себя (как, например, в шоу «ЛУЧШЕ ВСЕХ», «УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ» и другие). Результаты наших исследований показывают, что у 80-85% детей этого возрастного периода можно определить психомоторные, двигательные и интеллектуальные задатки, развитие которых позволит уже со школьной скамьи «определиться в жизни».

от 3 до от 3,5 до от 4 до от 4,5 до от 5 до от 5,5 до от 6 до от 6,5 до 3,5 лет 4 лет 4,5 лет 5 лет 5,5 лет 6 лет 6,5 лет 7 лет

Рис.1. Ритмичность (прирост) формирования интегративных механизмов двигательной (психомоторной) деятельности у детей 3-7 л.

4. Выявлена достаточно тесная связь между показателями различных психомоторных, двигательных функций и типами конституции детей 3-7 лет, которая прослеживается и в последующие годы.

5. Нами разработана «Аантропоэкобиоритмологи-ческая модель» в формате которой проектируется «РААКОЗ» (рис.2)

Исходя из данных предпосылок функционирования «РААКОЗ», определяются принципиальные подходы к современному образовательному процессу:

- принципа ритма как основа организации учебной деятельности;

- принцип синхронизации учебной деятельности и отдыха с природными и климато-гигиеническими условиями;

- конституционально-типологический подход;

- индивидуальная направленность и личностно ориентированное физическое, психическое и интеллектуальное совершенствование.

НООСФЕРА

Рис. 2. Антропоэкобиоритмологическая здоровье сберегающая модель образовательного учреждения.

Структура «РААКОЗ» включает в себя: А - образовательное учреждение: 1-2 - ритм учебного процесса; 3-4 - индивидуальные учебные технологии; 5-6 - социально-психологическая атмосфера и т.д.);

Б - территорию учебного заведения. Факторы «внешней» среды, непосредственно влияющие на образовательный процесс и состояние здоровья: 8 - природно-климатические; 9 - антропо-экологическая обстановка; 10 - деятельность социально-культурных групп; 11 - ориентация в информационных потоках.

В - гео-гелиокосмические факторы; Г - системообразующий фактор: а - уровень здоровья учащихся, б - уровень психофизического состояния, в - адаптоспособность учащихся.

Г - уровень социальной адаптации и социального здоровья.

Приспособление (адаптация) организма возможно за счет преобразования территории, направленной физической активности, обеспечивающих формирование

адекватных физиологических механизмов

Изменение границ школьной АЭБ модели возможно также и при расширении иерархического уровня деятельности каждого учащегося (рис3).

Научные исследования и связь с и практикой. Связи и взаимоотношения человека с окружающей средой сложны и многообразны. Они формируются в системы из двух взаимодействующих подсистем: человек - природа, человек - общество в его историческом развитии. Одна из этих подсистем - объект (природа, общество, техника), является средой для другой - субъекта, которым при антропологическом подходе может быть только человек. В общем виде антропоэкобио-ритмологическая адаптивная система (модель), формируемая как одним человеком, так и отдельно взятым образовательным и воспитательным учреждениями представлена схемами (Рис. 2-3)

Проведенными нами исследованиями установлено, что перепады метеопогодных условий и даже отдельных их элементов оказывают существенное влияние на клеточном и системном уровне организма человека, что свидетельствует о происходящих приспособительных процессах. Преподавателю необходимо ориентироваться в направленности адаптивных реакций. Результаты исследования позволили установить, что в условиях постоянного местожительства функциональное состояние детей и школьников подвержено: А) сезонным изменениям: феногенотипическая адаптация; Б) влиянию эколого-метеопогодных факторов - фенотипическая адаптация; В) влиянию социальных факторов - социальная адаптация.

Для сохранения здоровья необходимо вписываться в естественно-климатическую и временную организацию жизни с учетом особенностей среды обитания, психофизических и функциональных возможностей индивида. Только системно-уровневый подход позволит качественно, в соответствии с современными требова-

ниями, решить данную проблему в системе физического воспитания.

Модель региональной детско-юношеской академии

«ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СПОРТ» -«РААКОЗ» представлена 5 возрастными академическими уровнями:

1. «АНТРОПОКУЛЬТУРА» - для детей дошкольного возраста

2. «АНТРОПОФИЗКУЛЬТУРА - 1» - для детей младшего школьного возраста

3. «АНТРОПОФИЗКУЛЬТУРА - 2» - для детей среднего школьного возраста

4. «АНТРОПОСПОРТКУЛЬТУРА-1» - для детей старшего школьного возраста

5. «АНТРОПОСПОРТКУЛЬТУРА-2» - для подростков и юношей, обучающихся в средних специальных и высших учебных заведениях.

В каждом из этих уровней антропологически и методологически обоснованно определены инновационные физкультурно-спортивные технологии. Этапность корректируется возрастными и индивидуальными особенностями развития детей

Цель функционирования региональной детско-юношеской академии:

- обеспечение высокого уровня здоровья, психофизического и духовно-нравственного развития детей и молодежи во взаимосвязи с развитием их интеллектуальных способностей;

- подготовка специалиста природно-антропологического профиля в профессиональном и общекультурном плане, отвечающих современным требованиям, для работы в ДОУ, образовательных и специальных учреждениях.

Основными задачами «РААКОЗ» являются:

- мониторинг здоровья, системный анализ и управление физическим, психическим и духовно-нравственным развитием детей;

- разработка и исследование эффективности средств и методов первичной и вторичной профилактики наркомании и других вредных привычек среди детей и молодежи;

- разработка и исследование эффективности инновационных спортивно-педагогических, общекультурных технологий, природно-гигиенических средств, используемых в целях оздоровления и реабилитации, спортивной тренировки детей и подростков;

- разработка и исследование эффективности инновационных средств и систем адаптивно-оздоровительной и реабилитационной направленности для детей с особыми потребностями в образовании;

- ориентация и отбор наиболее талантливых детей и подростков для специализированных занятий в спортивных секциях и других видах творческой деятельности.

- системная просветительская работа для родителей по использованию технологий в домашних условиях

- системная переподготовка и подготовка педагогических и тренерских кадров, повышение квалифика-

ЭКОПОРТРЕТ (Студент)

Рис. 3 Приспособление (адаптация) организма за счет преобразования территории и физиологических механизмов.

ции в области физической культуры и спорта

В образовательных учреждениях, где осуществляется подготовка специалистов данного профиля, требуются пересмотр программ в соответствии с профилем и направленностью обучения. Необходима систематизация технологий и в адаптивной физической культуре в соответствии с нозологическими формами конституциональными особенностями занимающихся, климато-экологическими и социальными условиями.

Сегодня явно назрела подготовка специалиста природно- антропологического профиля, в профессиональном и общекультурном плане, отвечающего современным требованиям, для работы в ДОУ, образовательных и специальных учреждениях.

Нашей группой проводится работа в этом направлении. В 2010г. опубликовано учебно-методическое пособие, прошедшее экспертизу и в открытом Всероссийском конкурсе ставшее победителем.

В настоящее время подготовлен проект (обоснование) реорганизации системы физического воспитания и подготовки современных кадров природно-

антропологического профиля. Разрабатывается программа для слушателей дополнительного образования на 168 часов, а вместе с ней и система оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, которая в то же время стимулирует освоение учебного материала.

На примере первого уровня дисциплины «АНТРОПОКУЛЬТУРА» (для детей дошкольного возраста) рассмотрим функционирование трёхэтапной модульной структуры

1 этап (1-3 года) - постнатальный период, характеризуемый высокой пластичностью функциональных систем, подвижностью нервных процессов. В этот период физическая активность, наряду с формированием двигательных функций в большей степени, активируя сенсомоторные, мелкомоторные, локальные, общие пассивные и активные средства, экстраполирует интегрирование механизмов психомоторного, речевого аппарата, что обеспечивает формирование словаря звуков и слов, а значит, интеллектуальное развитие ребенка (элементы фитнес -технологий рекомендуются с 2,5-3,0 лет )

На 2 этапе (3,3-5,0 лет) данные технологии дополняются средствами физической культуры, направленными на развитие интегративных механизмов двигательных функций, способствующих расширению словарного состава звуковой структуры речи. Применяются также средства ритмо-пластики, ритмо-гимнастики, танцевального Рок-н-Ролла при фонематическом сопровождении (3,6-4,6; 4,7-6,0 лет)

Для ознакомления с окружающим миром возможно использование переместительных ритмичных движений, проведение игр для формирования культурно-гигиенических навыков, навыков бережного отношения к игрушкам и вещам.

На 3 этапе (5,1-7 лет) расширяется состав интегра-тивных механизмов двигательных функций, в т. ч. обе-

спечивающих становление и развитие связной речи, ее грамматического строя при рефлекторно-мышечном, ритмично-звуковом сопровождении. Много внимания уделяется формированию умений и навыков упражнениям ориентировки в пространстве, в т. ч. за счёт развития двигательного интеллекта, элементарного математического представления средствами подвижных и спортивных игр, мелкой моторики, музыкальной гимнастики и изобразительного искусства. На этом этапе ребенок обучается культуре речи, обогащает и расширяет словарный состав звуковой структуры речи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несколько полнее по разделам и этапам развития двигательного, психомоторного и речевого интеллекта в процессе физического и валеологического воспитания детей материал представлен в таблице 1.

1 этап: 1-3 года (2,5-3,5 лет) 2 этап: 4-5 лет (3,6-4,6; 4,7-6,0 лет) 3 этап: 5,5-7 лет (6,5-7,5лет)

Формирование и развитие психомоторного и речевого аппарата

Процесс сенсомоторного интеллектуального развития. Формирование словаря звуков и слов слов с помощью пассивных и активных мелкомоторных, локальных, региональных и глобальных упражнений при адекватном фонематич-ом сопровождении Расширение словарного состава, звуковой структуры речи Упражнений ритмо-пластики и ритмо-гимнастики при музыкально-ритмичном двигательном показе и выполнении игроавх движений и упражнений Выполнение упражнений ритмо-стретчинга и ритмо-гимнастики. при фонематич-ом сопровождении Развитие связной речи, грамматического строя речи при рефлекторно-мышечном, ритмично-звуковом сопровождении выполняемых движений, упражнений, танцев: ритмич гимнастики, спорт-танцевального РОК-Н-РОЛА, классических танцев

Обучение культуре речи, обогащение словаря, в т. ч. за счёт развития двигательного интеллекта (расширения состава средств инновационных технологий) Развитие и обогащение речи темами и средствами физической культуры и фонематической и психомоторной ритмики Развитие мышления, любознательности путём комплексного речевого, психосенсомоторного и двигательного воздействия: антиципации, речевых психосенсомоторных и ситуативных игровых воздействий

Формирование элементарного математического представления средствами подвижн., спорт. игр, мелкой моторики, ИЗО, гимнастики Образовательно-интеллектуальное развити Развитие элементов математического счёта при использовании соответствующих средств физической культуры Развитие логического мышления путём элементарных математических действий на занятиях физической культурой антиципации, речевых и ситуативных игровых действий

Ознакомление с окружающим миром Использование переместительных ритмичных движений для развития речи ребёнка Развитие творческого использования движений. Применение разнообразных физических упражнений и подвижных игр для расширения звуковой структуры речи Развитие понимания и осмысления учебных задач при обучении ЗОЖ, разучивании физических упражнений в играх (сюжетных, сюжетно-ролевых и др.), формирующих, в т. ч. механизмы речи

Формирование умений и навыков в упражнениях, ориентированных в пространстве Формирование умений и навыков в основных двигательных, игровых видах и упражнениях Развитие творческого использования физических упражнений в играх, повседневной жизни.

Культурно-гигиеническое развитие

Формирование культурно-гигиенических навыков.Воспитание у детей выполнения элементарных навыков самообслуживания, употреблении полезных продуктов питания Расширение сферы культурно-гигиенических навыков. Воспитание гуманных чувств при взаимоотношениях с другими людьми. Определять потребности в питании, их пользе и отрицательном влиянии при чрезмерном употреблении Формирование потребностей культурно-гигиенических навыков. Формирование потребности постоянно и своевременно поддерживать порядок и чистоту в группе

Таблица 1.

Разделы, этапы и уровни развития двигательного, психомоторного и речевого интеллекта в процессе физического и валеологического воспитания детей в системе «РААКОЗ»

1 этап: 1-3 года (2,5-3,5 лет) 2 этап: 4-5 лет (3,6-4,6; 4,7-6,0 лет) 3 этап: 5,5-7 лет (6,5-7,5лет)

Формирование навыков бережного отношения к игрушкам и вещам Необходимость поддержания чистоты и порядка в помещении Самостоятельная поддержка порядка в группе (окружающая мебель, игрушки, предметы туалета). Элементарные знания о соблюдении гигиены и порядка. Формирование потребности поддерживать чистоту и порядок, видеть необходимость в уборке, иметь знания о вреде мусора и пыли

Оздоровительное психическое и физическое развитие

Формирование навыков переворачивания, сидения, ходьбы Режима дня, сна и бодрствования. Развитие сенсорных систем адекватными средствами Формирование элементарных навыков бега, разнообразных упражнений, прыжков Особенностей питания в соответствии с физическими нагрузками. Закрепление навыков ходьбы и бега. Развитие игровых и гимнастических навыков. Формирование креативности средствами игровых и других упражнений

Формирование правильной осанки и свода стопы средствами специальных упражнений Расширение функций сенсорных систем (двигательной, вестибулярной, зрительной и др.) Закрепление правильной осанки, укрепление суставов и свода стопы. Начало применения инновационных креативных средств (РГ, стретчинг, СТРР) Расширение средств формирования правильной осанки сидя, стоя, в ходьбе, укрепление суставов и свода стопы. Развитие креативности

Формирование навыков и умений путём использования зрительной, слуховой, кожно-двигательной сенсорики. Формирование двигательного интеллекта. Содействие психофизическому развитию ребёнка, поддержание интереса к физическим упражнениям, понимание задачи через сенсорное восприятие Предметно-образные, образовательные, подвижные и спортивные игры разной направленности Валеологическая тропа с элементами туризма, лёгкой атлетики, игр

Формирование желания быть здоровым, привычки к сохранению здоровья (двигательная и гигиеническая активность) Формирование желаний (привычки) красиво выполнять движения, включая музыкальное сопровождение Теоретическая и практическая подготовка к сдаче норм комплекса «Физкультурник России» Формирование желаний и убеждений в необходимости здорового образа жизни. Содействие приобретению атрибутов инвентаря для сдачи норм комплекса «Физкультурник России»

* Примечание: в скобках - возрастные подгруппы для занятий фитнесом.

Соблюдая общие и специальные педагогические принципы, с учетом возрастного развития и морфо-функционального созревания различных структур, физических возможностей детей, материал каждого раздела распределен по этапам обучения, при параллельно-последовательном его освоении.

Примерная схема последовательного 4-х этапного использования инновационных фитнесс-технологий, прошедших апробацию и подтвердивших свою высокую эффективность, приведена в таблице 2.

Индивидуальный конституционально-генетический, психологопедагогический, медико-биологический совокупный подход, но с включением видов универсальных учебных действий (УУД), усложненными технологиями и соответствующими принципами, положен в основу педагогических условий функционирования «РААКОЗ» при реализации указанных программ по физической культуре и спорту в начальных классах.

Черезвычайно важно, что это направление позволит сконцентрировать для обучения те дисциплины, которые обеспечат активное и полноценное освоение знаний о человеке, определяемых уровнем требований развивающегося современного общества и необходимых для осуществления преобразований и обеспечения процесса подготовки принципиально нового специалиста в условиях реального времени и ярко выраженных

интеграционных процессов в системе физического воспитания и спорта.

Преподавателю необходимо ориентироваться в направленности реактивных изменений. Прежде всего, необходимо знать механизмы и формы проявления адаптационных реакций фенотипические (ненаследственные) изменения происходят при смене привычных или новых условий на старые. Эти реакции призваны сохранять равновесие и названы компенсаторными.

Нами составлены примерные (общие) модели деятельности ДОУ и учебных заведений, в основу которых положен принцип ритма с учетом климато-экологических особенностей и биоритмологического типа детей от дневного до годичного циклов обучения.

Видимо пришло время АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО подхода к обучению и подготовке специалистов в системе физической культуре и спорте. Естественно, потребуется пересмотр программ, разработка, обновление и написание новых учебников и учебно-методических материалов

По нашему мнению, к дисциплине, которая могла бы интегрировать необходимые специальные и смежные науки для подготовки такого специалиста, который в полном объеме отвечал бы современным требованиям вполне можно отнести «АНТРОПОКУЛЬТУРУ».

Таблица 2.

Содержание фитнес-технологий на занятиях, по физической культуре дошкольников

(Возрастные периоды 1 этап - возраст 2,8 - 3,5 года 2 этап -3,6 -4, 5 года 3 этап - 4,6 -5, 5 лет 4 этап -5,6 -8 лет

Созревание психо-моторных и двигательных функций в согласов-ии с формами произношения звуков и слов Рекомендуемая разновидность фитнеса Возможное фомирова-ние целевых движений: примитивных актов бега, предметных действий; элементарные интегративные формы двигательной адаптации. Формирование словаря и звуков речи. Осмысление и улучш ко-орд. движений. Признаки полетной фазы в беге. Игровая деятельность; ускорения, скачки, прыжки. Расширение словарного состава звуковой речи Регуляция движен. За счет зрительн. связей;формиров.ме-ханизм кольцевого регулир;гимнастика, акробатика Развитие и формированиеие связной речи Переход к доминир. роли проприоцепт регуляции. Точность моторных команд. Представл. о схеме тела Развитие и формирование грамматич-го строя речи

Стретч-гимнасти ка Выборочные элементы базового пассивного и активного стретчинга мышц, преимущественно верхних и нижних конечностей. Базовый стретчинг: преимуществ. локального и локально-регионального характера. Выборочно стретчинг мышц туловища и конечностей. Общий стретчинг региональн. и регионально-общего характера. Эпизодически-общий стретчинг мышц туловища и конечностей. Вариативный +базовый стретчинг локально -регионального и общего характера: туловища, спины, живота, конечностей

Хореография Основные позиции рук и ног; сочетания двжений конечностей с движением туловища. Выборочно- движения свободной пластики. Расширение состава упражнений - сочетанного движения конечностей, свободной пластики. Основы танцевалных упражнений, элементов танцев, муз. грамота Разучивание связок и танцев. Упражнений, шагов народных, спортивно -бальных танцев: польки, галопа, вальсовых движений. Расширение основного состава танцевальных упражнений и связок. На основе освоенного материала -вариативное совершенствование музыкальных игр.

Ритмическая и креативная гимнастика Адаптивно -музыкальный ритмо-фитнесс. Игро-музыкальные упражнения для: усвоения элементарного чувства ритма; музыкально-игровые упражнения в построении движений. Адаптивно- гармонический комплекс. Темп муз. ритмов, в основном, медленный. Танцевальный ритмо-фитнесс Танцевально-ритмические разновидности элемнтов под музыку. Построения и перестроения. Ритмические рисунки (связки). Музыкально-подвижные игры. Адаптированные комбинации из изученных танцевальных шагов и связок. Темп муз. ритмов медленный и умеренный. Адаптивно -комбинационный фитнесс -Выполнение упраж-неий в разном темпе, музыкальные размеры. Комбинированные упражнения в партере; комбинации упражнений в образно-двигательных действиях. Адаптивно -гармонические танцевальные связки и комбинации Темп муз. ритмов, в основном, умеренный. Креативный ритмо-фитнесс Тактирование под музыку различных ритмических рисунков. Дыхательная: образная, образно-имитационная гимнастика. Основы хореографии. креативные комплексы. Адаптивно- ритмо-пластические комплексы - импровизации Темп муз. ритмов, в основном, средний и выше среднего.

Спортивно -танцевальный рок-н-ролл Основные элементы для рук и ног; сочетания двжений конечностей с движением туловища. Движения в стиле «рок-н-ролл» в сольном исполнении. Шаги, хоппы, прыжки, хобби-ход. Темп медленный. Выборочно движения свободной пластики. Муз-ый темп, в основном, медленный. Расширен. танцевальных движений: по диагонали, туихилы; выполнение связок из элементов «игры в ногах». Выполнение танцевальных позиций (открытая, променад, с опорой на бедро) в сочетании с хобби-ходом. Муз. темп средний, умеренный. Разучивание основных танцевальных движений. Выполнение смен (верхней, нижней ит. д.) и вращений в паре (америкэн спинг, верхнее и нижнее). Композиции в паре из базовых элементов. Муз.Темп выше среднего ( 34-46 такт/ мин) Выполнение основного хода танцевальных движений в сольном и парном исполнении Выполнение танцевальной композиции близкой к полной программе. Включение в композицию элементов полуакробатики. Муз. темп До 46 т/ мин.

Библиографический список

1. Артамонова Л.Л., Панфилов О.П., Борисова В.В. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура /Учебное пособие. Под ред. проф. О.П. Панфилова. М.: ВЛАДОС, 2010. 389 с.

2. Алякринский Б.С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов: Монография. М.: Медицина, 1975 203 с.

3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем // П.К.Анохин. Монография. М.: «Наука», 1975. 265 с.

4. АгаджанянН.А. Парадокс XX1 столетия: взлет науки и кризис культуры, нравственности //Эколого-физиологические проблемы адаптации. Матриалы Х1Междунар. симпозиума. М., 2003. С.5-9

5. АпанасенкоГ.Л., ПоповаЛ.А. Медицинская валеология // Монография. Ростов/Д «Феникс», Киев «Здоровье», 2000. 245 с.

6. Панфилов О.П., Агаджанян Н.А. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям// Тула,1995. 215 с.

7. Панфилов О.П., Романов В.А., Борисова В.В. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий.// Современные проблемы науки иобразования. 2013. №2; URL: www.science-education. ru /108-8584

8. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Монография. М.: «Мысль», 1976. 268 с.

References

1. Artamonova L. L., Panfilov O. P., Borisova V. V. Therapeutic and adaptive-health-improving physical culture /textbook. Under the editorship of Professor O. P. Panfilov, M.: VLADOS, 2010. 389 p.

2. AlyakrinskyB. S., fundamentals of scientific organization of work and rest of cosmonauts: Monograph. M.: Medicine, 1975. 203 p.

3. Anokhin P. K. Essays on physiology of functional systems/ P. K. Anokhin. Monograph. M.: "Science", 1975. 265 p.

4. Aghajanian, N. Ah. The paradox of the XX1 century: the rise of science and the crisis of culture, morality / / Ecological and physiological problems of adaptation. Matrices X1mezhdunar. Symposium-M., 2003 Pp. 5-9.

5. Apanasenko G. L., Popova L. A. Medical valeology / / Monograph. Rostov/D Feniks, Kyiv "Health" 2000 . 245 p.

6. Panfilov O. P., Aghajanian N. Ah. Mechanisms of human adaptation to extreme conditions// Tula,1995. 215 p.

7. Panfilov O. P., Romanov V. A., Borisova V. V. Modern approaches to development of the municipal program on physical culture on the basis of innovative fitness technologies.// Modern problems of science and education. 2013. №2; URL: www.science-education. EN /108-8584

8. ChizhevskyA. L. Terrestrial echo of solar storms./ Monograph M.: "Thought", 1976. 268 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.