Научная статья на тему 'Природная рента как инструмент финансовой политики стабилизации российской экономики'

Природная рента как инструмент финансовой политики стабилизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНАЯ РЕНТА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / СТЕРИЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОЙ МАССЫ / СТАБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А.Н.

В статье рассмотрен механизм образования природной ренты в экономике России и необходимость ее изъятия государством. Показано, что стабилизация экономики России может осуществляться при условии изъятия государством природной ренты из нефтегазового комплекса. Представлены данные о величине природной ренты в России и результаты расчета стерилизационного эффекта концентрации природной ренты в Стабилизационном фонде РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природная рента как инструмент финансовой политики стабилизации российской экономики»

Финансовая политика

природная рента как инструмент финансовой политики стабилизации российской экономики

А. Н. СУХАРЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex.ru Тверской государственный университет

В статье рассмотрен механизм образования природной ренты в экономике России и необходимость ее изъятия государством. Показано, что стабилизация экономики России может осуществляться при условии изъятия государством природной ренты из нефтегазового комплекса. Представлены данные о величине природной ренты в России и результаты расчета стерилизационного эффекта концентрации природной ренты в Стабилизационном фонде РФ.

Ключевые слова: природная рента, финансовая политика, таможенные пошлины, нефтегазовые доходы, стерилизация денежной массы, стабилизация экономики.

Согласно общепринятому определению под рентой (нем. rente, от латинского reddita — возвращенная) понимается «доход, не связанный с предпринимательской деятельностью и регулярно получаемый рантье в форме процента с предоставляемого в ссуду капитала, а землевладельцем — в форме земельный ренты со сдаваемого в аренду земельного участка» [3]. Иными словами, рента — это экономическая прибыль, получаемая на систематической основе вследствие отсутствия экономических механизмов ее устранения. По Р. Коузу «рента представляет собой разницу между тем, что фактор производства приносит в данной деятельности, и тем, что он может принести при наилучшем альтернативном его использовании» [8].

В модели чистой конкуренции нормальная прибыль выступает как бы центром тяготения, тем центром, вокруг которого из года в год колеблется прибыль компаний. Превышение текущей при-

были над нормальной вызывает приток в такую отрасль или на такой рынок новых производителей. В результате этого объем производства увеличивается, цена падает, прибыль сокращается. При ситуации, когда текущая прибыль будет меньше нормальной прибыли, из отрасли будут выходить фирмы, объем производства будет сокращаться, а цена и прибыль увеличиваться. Рента как раз и возникает в том случае, когда указанный механизм не работает, и компании в долгосрочной перспективе будут получать экономическую прибыль.

Природная рента образуется вследствие превышения доходов от эксплуатации месторождений природных ископаемых над величиной экономических издержек — издержек, включающих в себя нормальную прибыль на вложенный капитал. Возникновение природной ренты обусловлено действием двух фактов: во-первых, ограниченностью месторождений природных ресурсов, что делает субъектов их эксплуатации монополистами или квазимонополистами (абсолютная рента), и, во-вторых, объективным различием издержек добычи у разных субъектов эксплуатации природных ресурсов (дифференциальная рента).

Важной чертой природной ренты является то, что она представляет собой избыток над затратами факторов производства, а ее изъятие в государственный бюджет не снизит стимулов к производству (нейтрально по отношению к производству). Наоборот, такое изъятие представляется целесообразным в силу обеспечения государства источниками дохода, не оказывающими дестиму-

лирующего воздействия на производство. По этому поводу американский экономист Генри Джордж в книге «Прогресс и бедность» (1879 г.) высказал идею о необходимости полного изъятия государством природной ренты и сведения всех налогов к единому — 100 %-ному налогу на экономическую ренту.

Россия богата природными ископаемыми, но главным генератором природной ренты являются углеводороды — нефть и газ, и эта рента должна подлежать изъятию на нужды общества в целом.

Авторы Е. Гурвич, Е. Вакуленко и П. Кривенко провели расчеты величины природной ренты в нефтегазовом секторе России [5, с. 58, 59]. Величина ренты ими определялась в виде разности между расчетной полной прибылью нефтегазового сектора и «нормальной», экономически обоснованной прибылью, за основу которой была принята рентабельность в промышленности (табл. 1).

Расчеты показывают, что рента в нефтегазовом секторе России в 1999—2007 гг. находилась в диапазоне от 11,9 (2002 г.) до 15,6 % (2005 г.). В рамках обозначенного периода величина природной ренты имела тенденцию к росту из-за повышения цен на нефть. Если в 1999 г. она составляла 24,8 млрд долл., то в 2007 г. — 150,7 млрд долл. В целом за данные 9 лет совокупный объем природной ренты в нефтегазовом секторе составил 699 млрд долл.

Интересным представляется полученный исследователями результат о доле изъятия государством природной ренты (табл. 2). По мере роста цен на нефть изъятия природной ренты в бюджетную систему страны возрастали: с 11,7 % — в 1999 г., до 83,2 % - в 2007 г. При этом в 2006-2007 гг. в бюджетную систему изымались 3/4 от всей природной ренты нефтегазового сектора. Это было обусловлено не только политическими мотивами в перераспределении природной ренты, но и в целях решения задач по повышению устойчивости со-

Величина природной ренты в нефтегазовом

циально-экономического развития страны за счет снижения процикличности экономики страны на основе создания Стабилизационного фонда РФ.

Изменение цены на нефть вызывает изменение в величине природной ренты, образующейся в нефтегазовом комплексе. Следует отметить, что колебания цен на сырьевые товары приводят к большим по амплитуде колебаниям природной ренты от их добычи. Действительно, если за Р принять цену, например на нефть, за С — экономические издержки добычи и транспортировки нефти (включают бухгалтерские издержки и нормальную прибыль на вложенный капитал), то величину природной ренты R можно рассчитать следующим образом: R = Р - С.

Допустим, если цена на нефть составляет 50 долл. США/барр., а экономические издержки на ее добычу и транспортировку — 10 долл. /барр., то природная рента будет составлять 40 долл. /барр. (50 долл. /барр. — 10 долл. /барр.), а при понижении цены в 2 раза она составит 15 долл. /барр. (25 долл. /барр. — 10 долл. /барр.), т. е. уменьшится в 2,7 раза. Данный пример наглядно показывает, что процентное изменение величины природной ренты объективно оказывается больше процентного изменения цены нефти, что необходимо использовать при разработке эффективной финансовой политики государства в сфере изъятия природной ренты у соответствующих хозяйствующих субъектов.

Особо следует рассмотреть природную ренту, изымаемую государством при добыче углеводородного сырья в связи с тем, что такая политика связана не только с необходимостью перераспределения доходов в обществе, но и с необходимостью антициклического регулирования национальной экономики. Волатильность нефтяных цен оказывает дестабилизирующее воздействие на денежный и внутренний валютный рынок, а также реальный сектор российской экономики. Рост цен на нефть

Таблица 1

секторе россии с 1999 по 2007 г., % ВВП

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рента в нефтяном секторе 7,0 11,6 8,5 8,2 8,8 9,7 12,2 11,6 9,3

Рента в газовом секторе 5,7 5,7 4,3 3,7 4,2 3,4 3,3 3,2 2,4

Рента в нефтегазовом секторе в целом 12,6 17,3 12,8 11,9 13,0 13,1 15,6 14,7 11,7

Величина природной ренты в нефтегазовом секторе, млрд долл. 24,8 45,0 39,1 40,9 55,9 77,2 118,9 146,5 150,7

Таблица 2

доля природной ренты, изымаемая в бюджетную систему россии с 1999 по 2007 г., %

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Нефтяной сектор 11,7 16,6 30,2 43,5 45,0 52,5 70,7 82,5 83,2

Газовый сектор 26,3 27,1 44,0 44,6 36,2 48,2 45,5 50,9 50,4

Нефтегазовый сектор в целом 18,2 20,0 34,9 43,9 42,2 51,4 65,3 75,7 76,6

приводит к «чрезмерному» укреплению рубля, подрывая конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынке. На внутреннем рынке российским товарам становится труднее конкурировать с импортными товарами вследствие их общего удешевления, а на внешнем рынке — из-за удорожания в иностранной валюте российских товаров. Все это приводит к подрыву национального производства.

Снижение цен на нефть имеет более тяжелые последствия для национальной экономики и может сопровождаться социальными потрясениями. Здесь можно вспомнить девальвацию рубля в 1998 г., которая привела к банкротству ряда фирм, снижению жизненного уровня населения и другим, негативным социально-экономическим последствиям.

Для устранения данных негативных последствий колебаний цен на нефть необходимо проведение антициклической экономической политики, направленной на формирование государственного финансового резерва, выполняющего в краткосрочном и среднесрочном периоде роль стабилизатора макроэкономических показателей. Это не может быть осуществлено без реализации эффективной финансовой политики по изъятию и сбережению государством природной ренты, образующейся в нефтегазовом секторе.

В России целенаправленная финансовая политика по изъятию природной ренты в бюджет государства стала проводиться вследствие необходимости решения проблемы инфляции в связи с ростом нефтяных цен и динамического сбалансирования федерального бюджета. Для стерилизации денежной массы ЦБ РФ первоначально использовал привлеченные средства от коммерческих банков и свободные остатки на счетах Федерального казначейства. Однако необходимо было создать механизм, который бы автоматически обеспечивал ЦБ РФ в необходимых объемах средствами, достаточными для стерилизации денежной массы и контроля над инфляцией. В качестве такого механизма первоначально был создан Стабилизационный фонд РФ (далее — Стабфонд).

Стабфонд стал фондом, в который государство изымало часть природной ренты, образующейся у субъектов нефтедобычи для решения обозначенных ранее проблем. Учитывая, что средства Стабфонда были размещены в ЦБ РФ, это собственно и приводило к созданию автоматического механизма обеспечения ЦБ РФ необходимыми неэмиссионными ресурсами в борьбе с инфляцией. Таким образом, решение проблемы подавления инфляции было

решено на основе присвоения государством части природной ренты у нефтяных компаний.

Механизм формирования Стабфонда основывался на принципе базовой цены — цены на сырую нефть марки «Юралс»1. Стабфонд формировался за счет дополнительных доходов федерального бюджета от вывозной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых при превышении цены на нефть над установленной базовой ценой. Все данные доходы федерального бюджета от экспорта нефти сверх базовой цены подлежали сбережению и перечислению в Стабфонд. В 2004—2005 гг. базовая цена была установлена в размере 20 долл. /барр., в 2006 г. — 26 долл. /барр., в 2007 г. — 27 долл. /барр.

Аналитически расчет средств, подлежащих перечислению (а тем самым и сбережению государством) в Стабфонд, можно представить следующим образом [1, ст. 96]:

1. Расчет для вывозной таможенной пошлины осуществляется по формуле:

С1 = ТП (СТП- РСТП), где С1 — средства, зачисляемые в Стабфонд от части вывозной таможенной пошлины на сырую нефть,

ТП — фактические поступления в федеральный бюджет вывозной таможенной пошлины на сырую нефть,

СТП — ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть,

РСТП— расчетная ставка таможенной пошлины на сырую нефть (соответствующая базовой цене). Иными словами, при фактической цене на нефть в 50 долл. /барр. и базовой — 20 долл. /барр. в Стабфонд будут направляться 60 % ((50—20) /50) вывозной таможенной пошлины, фактически поступившей в бюджет от экспорта нефти.

2. Расчет для налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по формуле:

С2 = НД (СНД - РСНД), где С2 — средства, зачисляемые в Стабфонд от части средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть),

НД — фактические поступления в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть),

СНД — ставка налога на добычу полезных ископаемых (нефть),

РСНД — расчетная ставка на добычу полезных ископаемых (нефть), соответствующая базовой цене на нефть.

1 «Юралс» — смешанная нефть из различных мест добычи нефти в России.

Государство в лице ЦБ РФ, используя аккумулированные средства в Стабфонде от изъятия природной ренты, смогло решить проблему подавления инфляции. Состав и структура неэмиссионных финансовых ресурсов стерилизации рублевой денежной массы ЦБ РФ в 2004—2008 гг. представлены в табл. 3 и 4. На 01.01.2008 ЦБ РФ с помощью Стабфонда стерилизовал денежную массу в 3,8 трлн руб., с помощью остальных остатков бюджетных средств, не относящихся к Стабфонду — на 1,3 трлн руб., а с использованием привлеченных средств коммерческих банков — также на 1,3 трлн руб.

В 2004—2007 гг. возрастала роль Стабфонда в стерилизации денежной массы, а привлеченных средств коммерческих банков — падала. Если на 01.01.2004 за счет средств коммерческих банков было стерилизовано 66,9 % денежной массы, то на 01.01.2008 — 20,2 %. Стерилизационная роль Стабфонда постепенно увеличивалась и на 01.01.2008 за счет этого фонда было стерилизовано 60 % денежной массы (см. табл. 4).

Результаты расчета автором величины денежной базы без механизма Стабфонда при допущении фактически существовавшей по годам скорости денежного обращения и инфляционного лага в 12 мес. приведены в табл. 5. Расчеты показывают, что к концу 2007 г. без стерилизации средствами Стабфонда денежная масса была бы в 2,0—2,7 раза больше фактической, что привело бы к установлению более высокого уровня цен и темпов инфляции.

Расчет инфляции без стерилизационного эффекта Стабфонда и эффект стерилизации, выражавшейся в сокращении темпов инфляции, представлен в табл. 6. В 2004 г. стерилизационный эффект Стабфонда составил 23,2 %, в 2005 г. — 34,2 %, в 2006 г. — 10,3 %, в 2007 г. — 8,0 %.

В настоящее время природная рента изымается государством в форме налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин на углеводороды. Ставка НДПИ составляет 3,5 % от стоимости добычи в отношении калийной соли, 4 % — торфа, угля, апатитов и фосфоритовой

Таблица 3

Состав неэмиссионных финансовых ресурсов стерилизации денежной массы ЦБ РФ в 2004—2008 гг. [2], млрд руб.

источники ресурсов 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008

Средства коммерческих банков 661,2 700,7 684,1 959,1 1 298,8

Средства Правительства РФ 326,6 891,1 1 905,2 3 317,1 5 119,5

В том числе средства Стабфонда 0,0 522,3 1 237,0 2 346,9 3 849,1

Итого... 987,8 1 591,8 2 589,3 4 276,2 6 418,3

Таблица 4

Структура неэмиссионных финансовых ресурсов стерилизации денежной массы ЦБ РФ в 2004—2008 гг., %

источники ресурсов 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008

Средства коммерческих банков 66,9 44,0 26,4 22,4 20,2

Средства Правительства РФ 33,1 56,0 73,6 77,6 79,8

В том числе средства Стабфонда 0,0 32,8 47,8 54,9 60,0

Итого... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Таблица 5

Таблица 5

Прогнозная величина денежной базы без стерилизационного эффекта Стабфонда в 2004—2008 гг. [6], млрд руб.

Год Фактическая денежная база (на конец года) Расчетная денежная масса при политике фиксированного курса рубля Расчетная денежная масса при политике управляемого плавания

2004 2 380,3 2 932,6 2 932,6

2005 2 914,2 4 854,3 5 383,8

2006 4 122,4 7 703,7 9 314,1

2007 5 513,3 10 835,0 14 662,8

Стерилизационный эффект Стабфонда в 2004—2008 гг., %

Год Фактическая инфляция При политике фиксированного курса При политике управляемого плавания

Расчетная инфляция Эффект стерилизации Расчетная инфляция Эффект стерилизации

2004 11,7 37,6 23,2 37,6 23,2

2005 10,9 48,8 34,2 63,7 47,6

2006 9,0 20,2 10,3 52,4 39,8

2007 11,9 20,9 8,0 47,3 31,6

Таблица 6

руды, 4,8 % — кондиционных руд черных металлов, 5,5 % — бокситов, 8,0 % — кондиционных руд цветных металлов и т. д. [9, ст. 342].

В вывозной таможенной пошлине и НДПИ на сырую нефть заложен механизм корректировки их ставок в зависимости от изменения нефтяных цен. Это отражает зависимость формирования величины природной ренты в нефтегазовом секторе в зависимости от нефтяных цен и соответственно от необходимости изъятия образующейся природной ренты.

Механизм изъятия природной ренты с помощью вывозных таможенных пошлин на нефть. Вывозные таможенные ставки на сырую нефть (код ТН ВЭД России — 2709) и товары, выработанные из нефти (по перечню правительства), устанавливаются с учетом средней цены на сырую нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) [10]. Ставки подлежат корректировке Правительством России с учетом изменения цен на нефть на мировых рынках раз в два месяца. При цене на нефть до 109,5 долл. за тонну ставка вывозной таможенной пошлины должна быть равна нулю, при цене от 109,5 до 146 долл. — не более 35 % от превышения средней цены уровня в 109,5 долл. за тонну, при цене от 146 до 182,5 долл. — не более 12,78 долл. и 45 % от превышения средней цены уровня в 146 долл., при цене свыше 182,5 долл. — 29,2 долл. и 65 % от превышения цены уровня в 182,5 долл.

Необходимо отметить, что указанные диапазоны цен на нефть при пересчете с тонны за баррель будут выглядеть более «округленно», учитывая, что тонна нефти марки «Юралс» соответствует 7,3 баррелям нефти. Тогда цене в 109,5 долл. за тонну будет соответствовать значение в 15 долл. /барр., цене в 146 долл. за тонну — 20 долл. /барр., а цене в 182,5 долл. за тонну — 25 долл. /барр.

Уровень изъятий государством природной ренты у нефтяных компаний возрастает с ростом цены на нефть на мировых рынках и находится в диапазоне от 0 до 65 % (при превышении цены на нефть над ценой в 25 долл. /барр) (табл. 7).

К примеру, при цене на нефть на мировых рынках в 100 долл. /барр. с помощью ставок вывозных таможенных пошлин на нефть должна изыматься природная рента в федеральный бюджет в размере 52,75 долл. /барр., чему соответствует 52,75 % от таможенной стоимости вывозимой на экспорт нефти.

Механизм изъятия природной ренты с помощью НДПИ. Изъятие природной ренты с помощью НДПИ в России осуществляется с помощью стан-

Таблица 7

Предельный процент изъятия конъюнктурных доходов [10]

средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. /барр. Предельный процент изъятия конъюнктурных доходов

До 15 0

От 15 до 20 35

От 20 до 25 45

Более 25 65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дартного и специального режимов налогообложения. В соответствии со стандартным режимом обложения НДПИ ставка по данному налогу составляет 419 руб. за тонну и применяется с учетом поправочных коэффициентов Кц и КВ. Кц зависит от цен на нефть на мировых рынках, а КВ — от степени выработанности конкретного участка недр.

Коэффициент Кц определяется ежемесячно по формуле:

Кц = (Ц — 9) Р/261, где Ц — средняя цена нефти марки «Юралс» на мировых рынках за месяц (долл. /барр.), Р — среднемесячный курс доллара США к рублю.

Коэффициент КВ устанавливается в зависимости от степени выработанности конкретного участка недр СВ, представляющего собой отношение суммы накопленной добычи нефти к начальным извлекаемым ее запасам. При значении СВ от 0,8 до 1 коэффициент КВ рассчитывается по формуле: КВ = 3,8 — 3,5 СВ. При значении СВ больше 1 коэффициент КВ принимается равным 0,3, а во всех остальных случаях — равным 1.

Сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по стандартной системе налогооб-

ложения, ПРН образом:

ндпи. ст

можно рассчитать следующим

ПР

ндпи. ст = 0,2199128- (Ц—9) •Кв.

Таким образом, НДПИ при стандартном режиме налогообложения не будет использоваться при цене на нефть до 9 долл. /барр. (65,7 долл. за тонну), а максимальное изъятие природной ренты в форме НДПИ не будет превышать 22 % от цены нефти.

Специальный режим предполагает участие компании в соглашении о разделе продукции, которое устанавливает особый порядок налогообложения добываемой нефти и расчета ставок НДПИ. В этом случае ставка НДПИ на добычу нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за тонну и ежемесячно подвергается корректировке в зависимости от средней цены на нефть [10, ст. 346.37].

В этом случае корректирующий коэффициент Кц рассчитывается по формуле:

Кц = (Ц—8) Р/252, где Ц — средний за налоговый период уровень цен сырой нефти марки «Юралс» в долларах США за один баррель,

Р — среднее значение за налоговый период курса доллара С ША к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ [10, ст. 346.37].

Исходя из этого, сумму природной ренты в долларах США с одного барреля нефти, изымаемую государством в форме НДПИ по соглашению о разделе продукции, ПРНдПИ сп можно рассчитать следующим образом:

прндпи. сп = °Д848227- (Ц—8). Это означает, что НДПИ не должен уплачиваться при цене на нефть меньше 8 долл. /барр. (58,4 долл. за тонну), а при превышении этого значения изымаемая природная рента в форме НДПИ составляет около 18,5 %.

Расчет изъятий природной ренты государством в форме вывозной таможенной пошлины и НДПИ (по соглашению о разделе продукции) на нефть в зависимости от ее цены на мировых рынках приведен в табл. 8. Предельная доля изъятий природной ренты в форме вывозной таможенной пошлины и НДПИ при росте цены на нефть при использовании стандартной системы налогообложения стремится к 87 %. Это означает, что государство может изымать при высоких ценах на нефть до 7/8 экспортной выручки от экспорта нефти, оставляя только 1/8 в распоряжении нефтяных компаний.

В структуре изъятия природной ренты в нефтедобыче до 3/4 приходится на вывозную таможенную

пошлину, а остальные 1/4 — на НДПИ. Общая тенденция здесь такова: чем больше цена нефти, тем доля изъятий в форме вывозной таможенной пошлины будет больше. Так, при цене до 15 долл. /барр. вывозная таможенная пошлина вообще будет равна нулю, а НДПИ при 15 долл. за баррель составит 1,32 долл.

Отработка механизма изъятия природной ренты, по мнению автора, должна предполагать определение объема природной ренты в нефтегазовом секторе, коэффициента изъятия природной ренты и алгоритма изъятия.

1. Объем природной ренты целесообразно рассчитывать не от экспортных цен на энергоносители, а от скорректированных мировых цен. В противном случае может произойти сознательное занижение цен экспортерами, так как исчезнет стимул к реализации продукции по максимально высоким ценам. Кроме того, возможно их сознательное занижение в целях вывода капитала из страны и его легализации за рубежом.

2. Целесообразно не 100 %-ное изъятие природной ренты у нефтегазового сектора, часть ее необходимо оставлять у компаний. Это связано с тем, что данный сектор является «мотором» развития российской экономики, а инвестиции в него имеют высокую отдачу на вложенный капитал. Прибыль является источником расширения объемов добычи в отрасли. Относительный избыток прибыли сохранит темпы роста отраслей нефтегазового комплекса и окажет положительное воздействие на экономику страны. Оставлять часть природной ренты необходимо также в целях поддержания должного стимула к активизации хозяйственной

Таблица 8

изъятие природной ренты в форме вывозных таможенных пошлин и НДПи на нефть*, долл.

Цена нефти, долл. /барр. Сумма вывозной таможенной пошлины Сумма ндпи итого изъятий в доход государства Доля суммы вывозной таможенной пошлины в цене нефти, % Доля суммы НДПи в цене нефти, % итого доля изъятий государства в цене нефти, %

5 — — — — — —

10 — 0,22 0,22 — 2,20 2,20

20 1,75 2,42 4,17 8,75 12,10 20,85

30 7,25 4,62 11,87 37,25 15,40 52,65

40 13,75 6,82 20,57 34,38 17,05 51,43

50 20,25 9,02 29,27 40,50 18,03 58,53

60 26,75 11,22 37,97 44,58 18,69 63,27

70 33,25 13,41 46,66 47,50 19,16 66,66

80 39,75 15,61 55,36 49,69 19,52 69,21

90 46,25 17,81 64,06 51,39 19,79 71,18

100 52,75 20,01 72,76 52,75 20,01 72,76

150 85,25 31,01 116,26 56,83 20,67 77,50

200 117,75 42,00 159,75 58,88 21,00 79,88

* При использовании стандартного режима налогообложения и при значении СВ до 0,8.

деятельности в отраслях комплекса. Коэффициент изъятия может меняться и зависеть от общей ситуации в российской и мировой экономике. Данный коэффициент может быть использован как средство государственного регулирования в отраслях нефтегазового комплекса. К примеру, в Норвегии государство изымает в виде налогов и сборов 80 % нефтяной ренты [4].

3. Изъятие природной ренты целесообразно осуществлять на основе налога на добычу полезных ископаемых, «привязав» его к величине природной ренты. На данное время природная рента изымается с помощью налога на добычу полезных ископаемых и вывозных таможенных пошлин. Но изъятие происходит не полное. К примеру, по оценке А. Кудрина, в 2005 г. в бюджет поступили 70 % конъюнктурных доходов экономики [7].

Следует учитывать тот факт, что вступление России в ВТО предполагает в дальнейшем отказ со стороны государства от вывозных таможенных пошлин на углеводороды, так как их использование является косвенным субсидированием отечественной промышленности, а это означает, что государство не сможет использовать вывозные таможенные пошлины для изъятия природной ренты. Поэтому налог на добычу полезных ископаемых станет главным, а может, и единственным инструментом изъятия природной ренты.

Необходимо сделать вывод о том, что финансовая политика изъятия природной ренты в доход государства позволила сгладить цикличность развития российской экономики и стабилизировать социально-экономическое развитие страны. В период роста цен на углеводороды изъятая и аккумулированная в Стабфонде природная рента позволила ЦБ РФ проводить стерилизацию денежной

массы и не допустить роста инфляции, а при снижении цен — эффективно реализовать антикризисную экономическую политику с помощью поддержки курса рубля, субординированных кредитов банковской системе, недопущения снижения бюджетных расходов, поддержания внутреннего совокупного спроса и других мер.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Балансы банка России за 2004—2008 гг. URL: http://www.cbr.ru.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. СПб.: Норинт. 2001. С. 1011.

4. Волчкова Н. Является ли «голландская болезнь» причиной энергозависимой структуры российской промышленности? / под ред. Д. Г. Тара. М.: Весь мир. 2006. С. 524.

5. Гурвич Е. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах / Е. Гурвич, Е. Вакуленко, П. Кривенко // Вопросы экономики. 2009. № 2.

6. Денежная база в 2004—2008 гг. URL: http://www. cbr.ru.

7. Кудрин А. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. 2006. № 8.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Новое издательство. 2007. С. 157.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

10. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.