С<Н. Македонский, OS- Зоимова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В 2008-2011 гг.: МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА
Разработка параметров федерального бюджета в 2007 г. впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 гг. Переход к среднесрочному планированию должен стать фактором макроэкономической стабильности и предсказуемости, а также облегчить реализацию масштабных долгосрочных программ.
В основу формирования и реализации бюджетной политики в средне-и долгосрочной перспективе положены стратегические цели развития страны, определенные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 гг. В качестве основной задачи в Бюджетном послании поставлено обеспечение сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде: «При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на
первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных рас-
1
ходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен» .
В целях реализации поставленной задачи в составе общих доходов федерального бюджета были выделены нефтегазовые доходы - доходы, которые в первую очередь зависят от внешнеэкономической конъюнктуры, на базе Стабилизационного фонда были сформированы Резервного фонд и Фонд национального благосостояния.
С начала 2008 г. ведется разработка макроэкономических параметров и проекта федерального бюджета на очередной трехлетний период -2009-2011 гг.
Однако в сценарном прогнозе Минэкономразвития РФ исходные условия для формирования вариантов развития экономики на период до 2011 г. ограничиваются уровнем цен на нефть Urals в 100 долл./барр. при соответствующем повышении экспортных цен на газ и нефтепродукты [20]. Между тем динамика мировых цен на нефть в первой половине
2008 г., а также многочисленные российские и зарубежные исследования
1 О бюджетной политике в 2008-2010 гг.: бюджетное послание президента РФ Федеральному собранию, 9марта 2007г. http://www.businesspravo.ru/DocumDocumShow_DocumID_121646.html
указывают на возможность дальнейшего роста цен на энергоресурсы. В связи с этим представляется актуальной альтернативная прогнозная оценка нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008-2011 гг. и средств, направляемых на формирование финансовых резервов, предусматривающая сохранение роста цен на экспортируемые энергоресурсы.
Преобразование Стабилизационного фонда в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Накопление в составе бюджетной системы финансовых резервов обусловлено необходимостью повышения устойчивости бюджетов. В 2004-2007 гг. важнейшим финансовым резервом России являлся Стабилизационный фонд Российской Федерации. За время своего существования фонд сыграл ключевую роль в обеспечении макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
В 2008 г. была осуществлена фондовая реформа - Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ, и для новых фондов расширен перечень источников их формирования.
О необходимости фондовой реформы министр финансов А. Кудрин начал говорить уже в 2006 г., указывая, что накопление средств в Стабилизационном фонде лишь частично сглаживает влияние сырьевых доходов на бюджет и экономику, потому что механизм его функционирования не в полной мере обеспечивает аккумулирование конъюнктурных доходов бюджета.
Приводились следующие официальные объяснения того, почему конъюнктурных доходов, зачисляемых в Стабилизационный фонд, было недостаточно для обеспечения бюджетной и макроэкономической устойчивости [4, 5].
В Стабилизационный фонд поступали только два вида доходов: налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в отношении нефти и экспортные пошлины на нефть. Все остальные налоги с нефтяного комплекса, а также все налоги с газового сектора не поступали в Стабилизационный фонд, а использовались на финансирование расходов федерального бюджета. Накопленный объем Стабилизационного фонда не смог бы существенно компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета при падении мировых цен на нефть.
При этом в долгосрочной перспективе, по официальным оценкам, ожидается снижение налоговых поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:
1. В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год.
2. В среднесрочной перспективе валютный курс рубля будет повышаться (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы).
3. По прогнозам, цены на нефть снизятся с 61 долл./барр. 2006 г. и 55 долл./барр. в 2007 г. до 50 долл./барр. в 2010 году [5].
По этим причинам поступления в бюджет от нефти и газа будут неустойчивы как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте. В связи с этим, по словам А. Кудрина, был необходим переход к бюджетному планированию на основе концепции ненефтегазового бюджета [6]. Эта концепция предусматривает:
• раздельный учет нефтегазовых и ненефтегазовых доходов;
• определение оптимальной величины нефтегазового трансферта - нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые могут использоваться для финансирования расходов;
• определение предельной величины заимствований и других источников финансирования ненефтегазового дефицита;
• создание на базе Стабилизационного фонда Нефтегазового фонда с выделением в его составе Резервного фонда и Фонда будущих поколений2.
Предполагается, что использование концепции ненефтегазового бюджета позволит обеспечить независимость бюджетной политики от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, а также гарантировать стабильный уровень расходов в случае неожиданного снижения цен на энергоресурсы и постепенного перехода к обеспечению большей части расходов бюджета ненефтегазовыми поступлениями. Такой эффект будет достигнут за счет более полного изъятия рентных доходов из общей суммы доходов бюджета и определения жестко зафиксированной величины нефтегазового трансферта в федеральный бюджет.
В связи с переходом к концепции ненефтегазового бюджета с 1 января 2008 г. произошел ряд изменений в бюджетном законодательстве, важнейшим из которых можно назвать преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд предназначен для обеспечения стабильности расходов федерального бюджета независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Он формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта. Нор-
2 Федеральным законом от 2 декабря 2007 г. № 247-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ было внесено изменение о переименования Фонда будущих поколений в Фонд национального благосостояния.
мативная величина Резервного фонда составляет 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год ВВП.
В случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины, нефтегазовые доходы (за вычетом нефтегазового трансферта) поступают в Фонд национального благосостояния, выполняющий функцию сбережения части нефтегазовых доходов и обеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ [1].
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. В частности, это долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств, долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг, а также депозиты в иностранных банках и кредитных организациях. Также предлагается инвестировать средства Резервного фонда в облигации иностранных центральных банков [7].
Если Резервный фонд в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должен инвестироваться в первую очередь для сохранности средств, т. е. достаточно консервативно, то средства Фонда национального благосостояния предполагалось инвестировать в более рискованные активы, в том числе акции и корпоративные облигации. Несмотря на это, средства Фонда национального благосостояния в 2008 г. планируется инвестировать по аналогии с Резервным фондом и не вкладывать его в корпоративные бумаги.
В течение 2008 г. Министерство финансов РФ разработает механизм управления средствами Фонда национального благосостояния, который позволит вкладывать его в акции и корпоративные облигации.
Описание модели нефтегазовых доходов. Основным объектом прогнозирования бюджетных доходов являются налоговые поступления. Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную
систему и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов.
Общая методическая схема налогового прогнозирования, применяемая при разработке проекта бюджета, включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, динамики налоговых поступлений (с учетом изменения задолженности по налоговым платежам), оценку уровней собираемости налогов и сборов, оценку результатов изменения налогового законодательства, объемов выпадающих доходов и т.д.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета рассчитываются как сумма поступлений следующих платежей:
• НДПИ в отношении нефти;
• НДПИ в отношении газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;
• НДПИ в отношении газового конденсата из всех видов место -рождений углеводородного сырья;
• вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;
• вывозной таможенной пошлины на газ природный;
• вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти.
Рассмотрим порядок определения налоговых обязательств и используемые в модели расчеты поступлений в бюджетную систему в отношении нефтегазовых доходов.
НДПИ в отношении нефти. Базой начисления налога является количество добытой нефти в натуральном выражении. Налоговая ставка определяется в следующем порядке. Базовая налоговая ставка - ТЯбаз умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть - Кц и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр - Кв. Коэффициент Кв, отражающий условия добычи, введен в формулу расчетов НДПИ в отношении нефти с 1 января 2008 г. Полная налоговая ставка - ТЯнефть с учетом коэффициентов рассчитывается по формуле: ТЯнефть = ТЯбаз • Кц • Кв . (1)
Коэффициент Кц рассчитывается на основе показателей Рнефть и Яд-олл., где Рнефть - средний за налоговый период уровень цен нефти марки «Юралс» в долларах США за один баррель на мировых рынках (средиземноморском и роттердамском), налоговым периодом считается календарный месяц; Ядолл. - среднее значение за налоговый период курса рубля к доллару США, устанавливаемого Центральным банком РФ.
Применяемые формулы расчета коэффициента Кц и базовые налоговые ставки приводятся в табл. 1.
Таблица 1
Базовая налоговая ставка и формулы расчетов коэффициента Кц
Период применения Базовая налоговая ставка, руб./т Формула расчета коэффициента Кц
2005-2008 гг. 2009-2011 гг. С учетом ожидаем сечения с 9 до 15 доо 419 419 ых изменений в законо ш./барр. http://www.kon (Рнефть - 9) • Я$/261 (Рнефть - 15) • Я$/261* дательстве — повышении так называемой цены от-швгзап1ги/^с-у.азрх?ВосзЮ=898467
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что с месторождений, разрабатываемых на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) базовая налоговая ставка (340 руб./т) и формула расчета коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц = (Рнефть-8)* Ядолл/252), установленные в 2003 г., не изменяются.
Коэффициент Кв определяется на основе показателя степени вы-работанности запасов конкретного участка недр, который рассчитывается как отношение накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) и начальных извлекаемых запасов нефти.
В модели коэффициент Кв принимается равным единице (что соответствует значениям показателя степени выработанности, не превышающим 80%), т. к. отсутствуют какие-либо данные для его оценки. При этом в части нормативных потерь нефти устанавливается ставка НДПИ 0 руб.3
Отчетные данные об объемах добычи углеводородного сырья операторами СРП не публикуются органами государственной статистики. Отсутствуют также соответствующие прогнозные показатели. Поэтому в модели показатель НДПИ в отношении нефти рассчитывается по общему объему добычи (т.е. без выделения поступлений налога с месторождений, разрабатываемых на условиях СРП) по формуле:
НДПИнефть = Унефть • (1 - Хнефть) • ТЯнефть • 8нефть, (2)
где Унефть - объем добычи нефти (тонн); Хнефть - доля нормативных потерь при добыче нефти; Бнефтъ - расчетная собираемость4.
3 Налоговый кодекс РФ, Глава 26. Статья 342.
4 О показателе расчетной собираемости см. ниже: оценка значений годовых прогнозных показателей.
НДПИ является федеральным налогом, однако, налог в отношении нефти и газового конденсата поступает как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Федерации. Распределение НДПИ в отношении этих видов углеводородного сырья по уровням бюджетной системы в прогнозном периоде производится по соотношению поступлений в федеральный и консолидированный бюджеты, сложившемуся в 2007 г.
НДПИ в отношении газа горючего природного. Налоговой базой при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья (за исключением попутного газа), также является количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (Угаз, тыс. куб. м).
В модели показатель НДПИ в отношении газа природного (НДПИгаз) рассчитывается без выделения поступлений налога с месторождений, разрабатываемых на условиях СРП, по причинам, указанным выше. В части нормативных потерь газа природного применяется ставка НДПИ 0 процентов.
Формула расчета поступлений НДПИ в отношении газа природного:
НДПИгаз = Угаз -(1 - Хгаз)• ТЯгаз • Бгаз, (3)
где Хгаз - доля нормативных потерь при добыче газа природного; ТЯгаз -налоговая ставка (руб./тыс. куб. м); Бгаз - расчетная собираемость.
НДПИ в отношении газового конденсата. С 2004 г. налоговой базой НДПИ в отношении газового конденсата является его стоимость в рублях. Налоговая ставка составляет 17,5%. Официальные отчетные и прогнозные данные о средней цене или стоимости газового конденсата отсутствуют. При этом поступления в консолидированный бюджет этого налога в 2005-2007 гг. составляли около 0,7% от соответствующих поступлений НДПИ в отношении нефти. Можно также отметить, что наблюдается устойчивая зависимость между расчетными оценками средней цены газового конденсата и мировыми ценами на нефть марки «Юралс». Поэтому в прогнозном периоде поступления налога определяются в долях от поступления НДПИ в отношении нефти.
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую. При экспорте нефти и нефтепродуктов применяются специфические ставки таможенных пошлин, устанавливаемые в долларах США за тонну.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть устанавливаются на срок два календарных месяца (после месяца, следующего за периодом мониторинга) Правительством РФ. Ставки не должны превышать размер предельной ставки пошлины. Предельная ставка зависит от средней цены на нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного
сырья, сложившейся за период мониторинга, проводимого Правительством РФ. Периодом мониторинга цен на нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются каждые два календарных месяца.
Предполагается, что в рассматриваемом периоде мировые цены на нефть марки «Юралс» будут выше 25 долл./барр. (182,5 долл./т). Поэтому предельные ставки вывозных таможенных пошлин на нефть (ЕЯ-нефть), выраженные в долларах США за тонну, рассчитываются по формуле, соответствующей прогнозируемому уровню цен:
ЕЯнефть = (Р2нефть -182,5 долл./т) • 65% + 29,2 долл./т, (4)
где Р2нефть - средний уровень цен нефти марки «Юралс» за период мониторинга (долл./т).
В соответствии с соглашением между РФ и Беларусью, которое действует с 1 января 2007 г., при экспорте нефти в Беларусь вывозные пошлины применяются с понижающим коэффициентом - д. До этого с момента принятия в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь экспортные пошлины не взимались5..
Формула, применяемая в модели, для расчетов вывозных пошлин на нефть:
ЕОнефть = (уУнефть-бел + Цнефтьбел • д) • ЕЯнефть • Я$ • Снефть, (5)
где И'нефть-бел - экспорт нефти без учета Беларуси (тонн); Wнефтьбел -экспорт нефти в Беларусь (тонн); Снефть - расчетная собираемость.
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, как и пошлины на нефть, устанавливаются в зависимости от мировых цен на нефть Правительством РФ на срок два календарных месяца. При экспорте нефтепродуктов в Беларусь вывозные пошлины не взимаются. Ставки вывозных пошлин - ЕЯнефтепрод (долл./т) устанавливаются в соответствии с формулой:
ЕЯнефтепрод = (Р2нефть - 109,5 долл. /т ) • N, (6)
где N - коэффициент, принимающий значения 0,236 при экспорте темных нефтепродуктов (мазут) и 0,438 - для светлых нефтепродуктов.
В 2007 г. и в текущем году наблюдается ухудшение структуры экспорта нефтепродуктов - высокими темпами растет экспорт мазута при снижении экспорта светлых нефтепродуктов в страны вне СНГ6.
5 В дальнейшем к Таможенному союзу присоединились Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан. В отношении товаров, получателями которых являются резиденты стран-участников Соглашения о Таможенном союзе, экспортные пошлиті не взимаются. В модели экспорт в указанные среднеазиатские республики не выделяется, т.к. соответствующие месячные показатели официальными российскими источниками не публикуются и отсутствуют прогнозные данные.
6 В январе-апреле 2008 г. по сравнению с январем-апрелем 2007 г. физические объемы экспорта мазута в страны дальнего зарубежья возросли на 16,2%. При этом сократились объемы экспорта бензина автомобильного — на 25,4%, дизельного топлива — на 5,6%. (кїїр://сшїот8.ги/ги/8їаїз/8їаї8/1г/£іос^з/рорир.рНр?іс1286=430).
В прогнозе мы исходим из предпосылки, что в 2009 г. будет изменен порядок таможенно-тарифного регулирования экспорта нефтепродуктов. Весьма вероятно, что будет принято предложение об установлении единой ставки пошлины на экспорт нефтепродуктов. Предлагаемый уровень ставки в размере 50% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть7, по нашей оценке, уменьшит поступления в бюджет от экспорта нефтепродуктов по сравнению с действующими ставками почти на 90 млрд. руб. в 2009 г. и примерно на 160 млрд. руб. в 2011 г. Однако общее снижение доходов бюджетной системы будет примерно на четверть меньше указанных сумм за счет соответствующего увеличения выплат по другим налогам - налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, единого социального налога.
Отметим, что соотношение средневзвешенной ставки вывозных пошлин на нефтепродукты и ставки вывозной пошлины на нефть в 2006 г. составляло 58,0%, а в I квартале 2008 г. - 54,7%. Более приемлемым для бюджета мы считаем введение единой ставки вывозных пошлин на нефтепродукты в размере 55% от ставки вывозных пошлин на нефть. При этом общее сокращение поступлений в консолидированный бюджет, по нашей оценке, составит 12 млрд. руб. в 2009 г. и около 60 млрд. руб. в 2011 г.
Таким образом, для 2009-2011 гг. в модели используется следующая формула ставки вывозных пошлин на нефтепродукты:
ЕЯнефтепрод = ЕЯнефть • 55% (7)
Соотношение средневзвешенной ставки вывозных пошлин на нефтепродукты и ставки вывозной пошлины на нефть в 2006 г. составляло 58,0%, а в I квартале 2008 г. - 54,7%. По нашей оценке, введение единой ставки увеличит выручку экспортеров нефтепродуктов по сравнению с действующими ставками на 80 млрд. руб. в
2009 г. и до 150 млрд. руб. в 2011 гг.
Вывозные таможенные пошлины на газ природный. С 1 января 2004 г. вывозные пошлины на газ природный взимаются по ставке 30% от стоимости экспортируемого газа.
В модели применяется следующая формула расчета вывозных таможенных пошлин на газ (ЕБгаз):
ЕПгаз = Ж газ - бел • ЕЯгаз • Я$ • 30% • Сгаз , (8)
где Жгаз-бел - экспорт газа природного без учета экспорта в Беларусь (тыс. куб. м); ЕРгаз - средняя расчетная цена экспортируемо-
7 «Игорь Сечин добыл нефть», Иир://мум.ктґвк.ги/пєм’!;/тегііа-ге*іем’/46171.Итй.
го газа природного (долл./тыс. куб. м); Сгаз - расчетная собираемость вывозных таможенных пошлин на газ природный.
Средние расчетные цены для формулы (8) определяются на основе публикуемых Росстатом средних фактических цен на экспортируемый газ природный (еР ф ). При этом предполагается зависимость экспортных цен на газ в месяце п от среднего за период мониторинга уровня цен нефти марки «Юралс» в месяце п-1 (предположение основывается на графическом анализе сравнительной динамики цен в 2006-2007 гг.).
Средние расчетные цены определяются по формуле:
(ЕЯгаз)п = а(Р2нефть)п-1, (9)
Коэффициент а «подбирается» таким образом, чтобы сумма квадратов относительных отклонений фактических цен от расчетных значений была минимальной:
^ (ЕЯ ) ^2
\ газ 1,
V / к,!
1 -
(еяф )
V газ )к
^ шт
, (10)
' к ,ш /
где к - индекс года, т - индекс месяца в году.
Задача решается с использованием надстройки «Поиск решения» программы МБ Ехсе1. Коэффициент а, полученный для 2007 г., используется для расчета экспортных цен на газ в 2008-2011 гг.
Среднегодовые расчетные цены экспортируемого газа соответствуют показателю цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ) в прогнозных материалах Минэкономразвития [20].
Распределение годовых прогнозов по месяцам. Официальные прогнозные показатели приводятся в годовом (или среднегодовом) измерении. Между тем при построении модели предусматривалась возможность корректировки ее параметров по месячным отчетным данным и проведения прогнозных расчетов до любого месяца в пределах рассматриваемого периода. Для этого использовались следующие способы распределения годовых прогнозных показателей по месяцам.
Пусть к - индекс года, ш - индекс месяца в году, А - некоторый показатель.
1. Распространение значений показателя конкретного года на все месяцы этого года осуществляется в соответствии с выражением:
Акш = Ак > Ук ш. (11)
Выражение (11) применяется для показателей:
• базовые ставки НДПИ в отношении нефти;
• ставки НДПИ в отношении газа природного;
• соотношение НДПИ в отношении газового конденсата и нефти;
• ставки вывозных таможенных пошлин на газ природный;
• доля нормативных технологических потерь при добыче нефти и газа природного;
• расчетная собираемость НДПИ в отношении нефти и газа природного, вывозных таможенных пошлин на нефть, нефтепродукты и газ природный.
2. Определение месячных значений показателей по заданным значениям показателей на конец года (декабрь) производится с использованием следующей формулы линейной интерполяции:
Выражения (12) и (12а) применяются для показателей:
• среднемесячное значение курса рубля к доллару США;
• значение курса рубля к доллару США, евро, фунту стерлингов Соединенного Королевства на конец месяца;
• среднемесячный уровень мировых цен нефти марки «Юралс».
3. Объемы добычи и экспорта энергоресурсов характеризуются
сезонностью. Для определения месячных значений этих сезонных
показателей вводится показатель ак - доля объема добычи/экспорта в месяце ш в годовом объеме добычи/экспорта года к.
Показатель акш прогнозируется на основе отчетных (полученных на основе отчетных) показателей ак-1ш и ак-2ш за 2 предыдущих года:
Соответствующее акш значение Акш рассчитывается как:
Ак = ак • Ак, У к ,ш. (14)
к ш к ш к’ 5 4 '
Выражения (13)-(14) применяются для показателей:
• объем добычи нефти и газа природного;
• объем экспорта нефти, нефтепродуктов и газа природного. Приведенные соотношения (11)-(14) применяются только для
прогнозных значений показателей, если становятся известны отчетные показатели, то принимаются их значения.
Распределение годовых прогнозных объемов добычи нефти усложняется тем, что в годовых прогнозах Минэкономразвития приводятся только суммарные показатели объема добычи нефти и газового конденсата (Унефть+газкон). Поэтому для прогноза годовых
(12а)
(12)
(13)
объемов добычи нефти и помесячного распределения используется показатель доли добычи газового конденсата в суммарном объеме добычи нефти и газового конденсата - g. Этот показатель прогнозируется по формуле (13). Объем добычи нефти без учета газового конденсата определяется по формуле:
Vнефть = У нефть + газкон • (1 - g). (15)
Оценка значений годовых прогнозных показателей. По годовым отчетным данным об исполнении консолидированного бюджета оцениваются показатели расчетной собираемости НДПИ и вывозных таможенных пошлин, которые определяются как соотношение между фактическими (отчетными) и расчетными поступлениями в бюджет.
Собираемость налогов в 2008-2011 гг. принимается равной значению расчетной собираемости в 2007 г., при этом для НДПИ в отношении нефти и газа и вывозных пошлин на нефть вводится ежегодный прирост собираемости в пределах 0,5 проц. п. Годовые приросты собираемости оцениваются экспертно, исходя из уровня и динамики этих показателей в предыдущие годы, а также изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании.
Для доли нормативных потерь при добыче нефти и газа используются оценки нормативных потерь для проектов федерального бюджета. Доли нормативных потерь в 2009-2011 гг. принимаются равными значениям соответствующих расчетных показателей в 2008 г.
Порядок использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Расчет объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших в отчетном месяце (далее - нефтегазовые доходы за отчетный месяц), осуществляется Министерством финансов Российской Федерации ежемесячно, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Нефтегазовые доходы за отчетный месяц на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта используются:
• в полном объеме, если объем нефтегазовых доходов не превышает разницы между величиной нефтегазового трансферта на текущий год и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета;
• в объеме, равном разнице между величиной нефтегазового трансферта на текущий финансовый год и объемом нефтегазовых доходов федерального бюджета, если объем нефтегазовых доходов за отчетный месяц превышает сумму, необходимую для достижения утвержденной величины нефтегазового трансферта.
Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете.
Если объем нефтегазовых доходов достигает утвержденной величины нефтегазового трансферта, нефтегазовые доходы подлежат использованию на формирование Резервного фонда.
Использование нефтегазовых доходов за отчетный месяц на формирование Резервного фонда осуществляется в объеме нефтегазовых доходов федерального бюджета, фактически поступивших в текущем финансовом году, уменьшенном на утвержденную величину нефтегазового трансферта.
Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, используемых на формирование Резервного фонда в текущем финансовом году, не может превышать разницы между нормативной величиной Резервного фонда, утвержденной федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год, и объемом Резервного фонда на 1 января текущего финансового года.
В случае достижения указанной нормативной величины Резервного фонда нефтегазовые доходы федерального бюджета подлежат использованию на формирование Фонда национального благосостояния [19].
Помимо нефтегазовых доходов, источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является процентный доход от размещения средств фондов. В модели предусматривается расчет этого показателя. Однако в данной работе процентный доход не оценивается. В целях же сопоставимости альтернативной оценки с официальными данными в работе рассчитывается показатель «совокупный объем средств» фонда. Этот показатель не включает доходы от размещения средств фондов и публикуется Министерством финансов РФ. При расчете совокупного объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитывается курсовая разница.
Объем средств, зачисляемых на отдельные счета по учету средств фондов в иностранной валюте, определяется в соответствии с нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином РФ. На 2008 г. установлена единая валютная структура для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: доллары США -45%, евро - 45%, фунты стерлингов Соединенного Королевства -10% от совокупных объемов средств фондов.
Результаты прогнозных расчетов. В качестве информационной базы в модели используются отчетные данные Министерства финансов РФ, Федерального казначейства РФ, Федеральной налоговой
службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), Центрального Банка РФ, а также база месячных данных ИНП РАН.
В качестве основных прогнозных показателей используются: соответствующие показатели из закона «О Федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов» и материалов, прилагаемых к проекту федерального бюджета (пояснительная записка, основные направления налоговой политики на 2008-2010 гг.); прогнозные показатели Минэкономразвития РФ - «Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социальноэкономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Прогнозные данные об экспорте углеводородов в Беларусь в материалах Минэкономразвития не приводятся. Поэтому соответствующие прогнозные оценки основываются на данных Министерства экономики Республики Беларусь и белорусских исследовательских организаций [21, 22].
Сводные данные о прогнозных значениях показателей, используемых в расчетах по модели, представлены в табл. 2 и 3.
Для сравнения в табл. 2 приводятся также показатели Минэкономразвития РФ, которые соответствуют варианту 2с [20], «рассчитанному в условиях закрепления цен на нефть на достаточно высоком уровне». Ставки НДПИ в отношении газа природного на 2009 -2011 гг. даются в оценке авторов, т.к. официальный уровень ставок на эти годы в настоящее время не установлен.
В табл. 3 показатели соответствуют варианту 2 [20], в котором предусматривается относительно высокий уровень добычи и экспорта углеводородов. Показатели, относящиеся к Беларуси, даются в оценке авторов.
Прогнозные оценки нефтегазовых доходов бюджетной системы в 2008-2011 гг. (с использованием исходных показателей модели). Нефтегазовые доходы выделяются в проектировках федерального бюджета и не выделяются в отчетах об исполнении федерального и консолидированного бюджетов. Общие данные о поступлениях этих доходов и переводе нефтегазового трансферта, о средствах фондов предоставляются Федеральным казначейством8. Однако в аналитических и прогнозных целях нефтегазовые доходы могут рассчитываться как для федерального бюджета, так и для консолидированного бюджета.
8 Сведения о движении средств по счетам Федерального казначейства по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: http://roskazna.rU/p/ngs.html.
Таблица 2
Прогнозные значения показателей, используемых в модели и разработанных Минэкономразвития РФ, для расчета ставок НДПИ и вывозных таможенных пошлин
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Среднемесячное значение курса доллара США на конец года (декабрь), руб./долл. 23,2 23,5 24,0 25,0
Среднемесячные цены нефти марки «Юралс» на конец года (декабрь), долл./т 130,0 135,0 140,0 145,0
Среднегодовые цены нефти марки «Юралс» , долл./т 116,8 132,7 137,7 142,7
Базовая налоговая ставка НДПИ в отношении нефти, руб./т 419 419 419 419
Ставка НДПИ в отношении газа природного, руб./тыс. куб. м* 147 147 147 147
Понижающий коэффициент для ставки вывозной пошлины на нефть в Беларусь 0,335 0,356 0,356 0,356
Среднегодовая расчетная цена экспортируемого газа природного, долл./тыс. куб. м 393,7 480,4 498,7 516,9
Ставка вывозной таможенной пошлины на газ природный, % 30 30 30 30
Среднемесячное значение курса доллара США на конец года (декабрь) , руб./долл. 23,8 24,1 24,5 24,9
Среднегодовые цены нефти марки «Юралс»долл./т 98,0 97,0 98,0 100,0
Цена на газ (среднеконтрактная, включая страны СНГ) , долл./тыс. куб. м 346,2 394,3 392,0 408,8
*Правительство решило сохранить ставку НДПИ на газ до 2011 г., РБК daily, N37,
03.03.2008.
Таблица 3
Значения показателей, используемых для прогноза объемов добычи нефти, газа природного и объемов экспорта нефти, нефтепродуктов
и газа природного
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Добыча нефти, включая газовый конденсат, млн. т Добыча газа природного, млрд. куб. м Экспорт нефти - всего, млн. т Экспорт нефти в Беларусь, млн. т Экспорт нефтепродуктов - всего, млн. т Экспорт нефтепродуктов в Беларусь, млн. т Экспорт газа природного - всего, млрд. куб. м Экспорт газа природного в Беларусь, млрд. куб. м 500 677 256 20,3 114.0 0,9 202,8 21.0 507 700 259 20.5 115,4 0,9 210,1 21.5 514 711 261 20,7 117.6 0,9 218.7 21,9 518 724 262 20,9 117,8 1,0 227,2 22,3
В табл. 4 представлены результаты прогнозной оценки изменения поступлений в консолидированный бюджет НДПИ в отношении
нефти при ожидаемом изменении ставки налога (при повышении цены отсечения с 9 до 15 долл./барр.).
Таблица 4
Прогноз поступлений в консолидированный бюджет НДПИ в отношении нефти в 2009-2011 гг. в условиях действующей ставки и с учетом ее изменения, млрд. руб.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.
В условиях действующей ставки С учетом изменения ставки Снижение поступлений НДПИ в отношении нефти в результате изменения ставки 2 096 1 910 98 2 356 2 246 110 2 549 2 434 115
Сравнительные прогнозные оценки поступлений в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты при действующих ставках и с учетом их предполагаемого изменения приведены в табл. 5.
Таблица 5
Прогноз поступлений в федеральный бюджет вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2009-2011 гг., в условиях действующих ставок и с учетом их изменения, млрд.
руб.
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г.
В условиях действующей ставки 804 908 997
С учетом изменения ставки 788 854 920
Снижение поступлений вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в результате изменения ставки 16 55 77
Результаты расчетов прогнозных показателей нефтегазовых доходов федерального бюджета с учетом ожидаемых изменений в законодательстве приведены в табл. 6. Понятно, что при относительно высоких ценах на энергоресурсы, принятых в расчетах, оценки ВВП должны быть выше по сравнению с прогнозом Минэкономразвития РФ. Однако в задачи исследования не входили альтернативные оценки ВВП, и поэтому с некоторой условностью в табл. 6 используются официальные оценки этого показателя.
По нашей оценке, нефтегазовые доходы федерального бюджета по отношению к соответствующим доходам консолидированного
бюджета составят в 2008-2011 гг. около 98,4%. Таким образом, практически все они идут в федеральный бюджет.
Таблица 6
Прогноз нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008-2011 гг.
Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
1. НДПИ в виде углеводородного сырья 1850 2098 2243 2426
нефть 1748 1992 2134 2313
газ природный 92 94 96 99
газовый конденсат 10 12 13 15
2. Вывозная таможенная пошлина на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти 3198 4159 4505 4902
нефть 2076 2731 2940 3193
газ природный 519 640 711 789
товары, выработанные из нефти 602 788 854 920
Нефтегазовые доходы федерального бюджета - всего 5047 6257 6749 7328
% ВВП 11,9 12,9 12,1 11,5
Справочно: ВВП, млрд. руб. (прогноз Минэкономразвития РФ, май 2008 г., вариант 2 [20]) 42240 48620 55690 63510
Параметры федерального бюджета на 2008 -2010 гг., % ВВП [17] ВВП, млрд. руб. [17] 6,8 35000 5,9 36690 5,2 44800 50471
Можно обратить внимание на низкий уровень поступлений нефтегазовых доходов в бюджет от добычи и экспорта газового сектора по сравнению с нефтяной отраслью. Соотношение этих поступлений для консолидированного бюджета в 2008 г. составит 13,5% и останется на том же уровне в 2011 г.
В табл. 6 приводятся также сравнительные данные о нефтегазовых доходах федерального бюджета в 2008-2010 гг. в процентах ВВП. Как видно из этой таблицы, полученные прогнозные оценки в 1,8-2,4 раза превышают показатели трехлетнего бюджета на 2008 -
2010 гг. Отметим также, что при мировых ценах на энергоресурсы, принятых в расчетах, доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП может незначительно снизиться только в 2011 г.
Прогнозные оценки основных параметров нефтегазовых доходов федерального бюджета по кварталам 2008 г. Выше представлены годовые оценки нефтегазовых доходов федерального бюджета на весь рассматриваемый период. Приведем результаты прогнозных расчетов основных параметров нефтегазового бюджета (табл. 7), а также средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (табл. 8 и 9) по кварталам 2008 г. Напомним, что распределе-
ние и использование нефтегазовых доходов, поступивших в отчетном месяце, осуществляется в следующем месяце. Таким образом, в табл. 7 - 9 не учитывается поступление в федеральный бюджет нефтегазовых доходов в декабре 2008 г. При расчетах курсовой разницы показатели валютного курса рубля на конец декабря 2008 г. принимались в размере: 23,1 руб./долл., 37 руб./евро, 46,7 руб./ф.ст.
Таблица 7
Прогноз нефтегазовых доходов федерального бюджета, используемых в 2008 г. на обеспечение нефтегазового трансферта и формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (поквартально, нарастающим итогом), млрд. руб.
Показатель I кв. II кв. III кв. IV кв.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета 675 1717 3046 4531
Нефтегазовый трансферт 675 1717 2136 2136
Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, направляемый на формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 0 0 910 2395
Таблица 8
Прогноз совокупного объема средств Резервного фонда в 2008 г. (поквартально, нарастающим итогом), млрд. руб.
Показатель I кв. II кв. III кв. IV кв.
Объем Резервного фонда на начало года 1. Нефтегазовые доходы 2. Курсовая разница Совокупный объем средств Резервного фонда 3 098 0 -29 3 068 0 -41 3 056 440 -54 3 500 436 -58 3 500
Примечание. Сумма 3097,6 млрд. руб. включает перевод средств Стабилизационного фонда (3069,0 млрд. руб.) и поступление процентного дохода за пользование средствами Стабилизационного фонда с 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. (28,6 млрд. руб.).
По прогнозу Минэкономразвития РФ и Закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» объем Резервного фонда на конец года должен был составить 3 392,7 млрд. руб., в том числе доходы от вложения средств (процентный доход) - 76,7 млрд. руб. Это соответствует величине показателя «совокупный объем средств Резервного фонда» в 3316 млрд. руб. Таким образом, предполагалось, что в 2008 г. нормативная величина Резервного фонда не будет достигнута.
Между тем, по нашим оценкам, фонд будет «заполнен» уже в конце III квартала 2008 г.
В течение 2008-2010 гг. не предусматривалось поступлений нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния. Однако, по расчетам, в фонд уже в 2008 г. поступит около 2 000 млрд. руб. от нефтегазовых доходов, а совокупный объем средств фонда составит
2 760 млрд. руб. (табл. 9).
Таблица 9
Прогноз совокупного объема средств Фонда национального благосостояния в 2008 г. (поквартально, нарастающим итогом), млрд. руб.
Показатель I кв. II кв. III кв. IV кв.
Объем Фонда национального благосос-
тояния на начало года 783
1. Нефтегазовые доходы 0 0 454 1 934
2. Курсовая разница -9 -12 -15 -16
Совокупный объем средств Фонда на-
ционального благосостояния 774 770 1221 2701
Потери средств фондов за счет курсовой разницы оцениваются в 74 млрд. руб. К примеру, эта сумма на 27% превышает запланированные расходы федерального бюджета в 2008 г. на фундаментальные исследования (58,1 млрд. руб.).
Полученные результаты, в том числе прогнозирующие кратное превышение нефтегазовых доходов по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета на 2008 - 2010 гг., указывают на актуальность обсуждения и принятия решений по сохранению средств фондов, а также по направлениям использования как «плановых», так и «сверхплановых» доходов.
Литература и информационные источники
1. Бюджетный кодекс РФ. http://www.consultant.ru/popular^udget/.
2. О федеральном бюджете на 2005 г.: федеральный закон, 23 декабря 2004 г. №173-Ф3.
3. http://www. ^. ^^2СХ04//12//28/Ь^(і]еІ-(іок.к1:тІ.
4. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 20(07 год», федеральный закон, 23 ноября 2007г. №267-ФЗ. http://www1.minfin.ru/Ъudjet/fZ267_ot_231107.zip.
5. Сергиенко О А. Бюджет будет ненефтегазовым, нач-иная с 2010 года. http://www.gzt.ru/business/2006/12/10/220009.html.
6. Пояснительная записка к показателям проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.
7. http://www.consultant.ru/online/Ъase/?req=doc;Ъase=PRJ;n=50960.
8. Кудрин А.Л. Обеспечение долгосрочной устойчивости бюджета.
9. http://www.wemya.ru/2006/224/4/167058.html.
10. О порядке управления средствами Резервного фонда: постановление правительства РФ, 29 декабря 2007г. http://www.garant.ru/hotlaw/doc/109212.htm.
11. Налоговый кодекс РФ. http://www.consultant.rwpopular/nalog2/.
12. Министерство финансов РФ, http://www1.minfin.ru/.
13. Федеральное казначейство РФ, http://www.roskazna.rwp/ngs.html.
14. Федеральная налоговая служба РФ, http://www.nalog.rw
15. Федеральная таможенная служба РФ, http://www.customs.ru/.
16. Федеральная служба государственной статистики РФ, http://www.sks.ruu.
1?. Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) естественных монополий до 2010 года. http://news.gorsnab. rW/news/newsб585. html.
18. Центральный Банк РФ, http://www.cbr.ru/.
19. О федеральном бюджете на 2008 год и до 2010 год: федеральный закон, 2? июля, 200? г. http://www1.minfin.ru/ru/reservefUnd/statistics/volume/index.php?id4=5?9б.
20. О федеральном бюджете на 2008 год и до 2010 год: пояснительная записка к проекту федерального закона. http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=PRJ;n=5О9б0.
21. Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) естественных монополий до 2010 года: аналитические материалы министерства экономического развития и торговли, февраль 200? г. http://news.gorsnab.ru/news/newsб585.html.
22. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: аналитические материалы министерства экономического развития и торговли, октябрь 200? г. http://www.iip.ru/analytics/pub.php?n=939.
23. Правила проведения расчетов и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: постановление правительства РФ, 2? декабря, 200? г. http://www.rg.ru/200?/12/22/rascheti-dok.html
24. Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и плановый пер-иод 2010 и 2011 годов.
25. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/ eventschronicle/doc1210859б92938.
26. Министерство экономики Республики Беларусь.
2 ?. http://w3. economy.gov. by/ministry/economy. nsf
28. Исследовательский центр ИПМ (исследования, прогнозы, мониторинг).
29. http://research. by/rus/data/sowrce.