Научная статья на тему 'Природа национальных экономических интересов России и проблемы их реализации'

Природа национальных экономических интересов России и проблемы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
758
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прохорова Н.С., Лячин В.И.

Рассматривается перспективы развития российской экономики посредством реализации национальных экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа национальных экономических интересов России и проблемы их реализации»

Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»

1. Доваучерная приватизация.

2. Ваучерный (чековый) этап приватизации (19921994 г.).

3. Послечековый (денежный) этап приватизации (1994 г. - по настоящее время).

Причины отрицательных результатов российской приватизации связаны с игнорированием условий экономической среды и трансакционных издержек (издержек передачи прав собственности). Отсутствие рыночной инфраструктуры, эффективных собственников, опытных менеджеров привели к дезорганизации хозяйственной деятельности, а слабость институтов власти усилила криминальную активность и коррупцию.

Следует отметить, на протяжении третьего, денежного этапа приватизации, менялись приоритеты государственной политики в области приватизации и была осознана необходимость наведения порядка в приватизационных процедурах. Фактически с 2003 года можно говорить о современном этапе приватизации в России, основная цель которого - устранение негативных тенденций, сложившихся на предыдущих этапах и повышение эффективности управления государственным имуществом в целом.

В то же время развивалась теория приватизации, дающая научное обоснование целесообразности приватизации для народного хозяйства и оценку её экономической эффективности.

Интерес к рассматриваемому вопросу в последнее время во многом связан с распоряжением премьер-министра РФ от 20 июня 2012 года, где программа приватизации федерального имущества расширена; к 2016 году планируется приватизировать ряд крупных компаний. Некоторые из них играют ключевую роль в соответствующих секторах национальной экономики: ВТБ, «Акционерная компания «АЛРОСА», «Аэрофлот - российские авиалинии», «Роснефть» и другие.

Насколько оправдана такая программа? Есть ли перспективы такой приватизации? На эти вопросы пытаются найти ответ эксперты - ученые, политики, практики - производственные менеджеры и представители финансовых кругов.

Для успеха приватизации необходима реформа управления государственной собственностью [2].

Для повышения эффективности приватизационных реформ названы следующие меры:

1. Разработать нормативно-правовой документ о принципах управления госсобственностью в России.

2. Обосновать целесообразности приватизации предприятий (особенно - крупных и стратегически значимых).

3. Предусмотреть возврат предприятия в госсобственность при невыполнении условий приватизационного контракта.

4. Организовать постприватизационный мониторинг.

5. Содействовать повышению качества рынка.

Конкурирующими целями приватизации являются:

привлечение средств в государственный бюджет, поиск стратегических партнёров, поиск стратегических инвесторов. Выбор приоритетной цели - это так же задача государства в лице соответствующих органов исполнительной власти.

Приватизацию следует рассматривать как элемент государственной политики при определении рационального сочетания государственной и частной собственности. Формирование государственного сектора безусловно связано с контролем инфраструктуры, общественных благ и ограничением рыночной власти на рынках несовершенной конкуренции. При этом необходимо учитывать издержки приватизации. А дополнительные риски вступления в ВТО предполагают поиск эффективного взаимодействия государственных и частных предприятии с целью повышения конкуренции национальных производителей и в этом случае государственная собственность становится инструментом промышленной политики.

Также следует отметить высокую вероятность негативного результата широкомасштабной приватизации. Массовые компании по изменению собственности ведут к интенсификации процессов присвоения ренты, создают почву для коррупции, следовательно, приведут к отрицательным результатам. Избежать их возможно при разработке программы постепенной приватизации, основанной на тщательно проработанной стратегии управления государственной собственностью.

Библиографические ссылки

1. Основы национальной экономики : учеб. пособие / под ред. А. В. Сидоровича. М. : Дело и сервис, 2009.

2. Полтерович В. М. Приватизация и рациональная структура собственности. М. : Институт экономики РАН, 2012.

© Понамаренко Ю. С., 2013

УДК 338.22.021.1

Н. С. Прохорова Научный руководитель - В. И. Лячин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИРОДА НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Рассматривается перспективы развития российской экономики посредством реализации национальных экономических интересов.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Современная мировая экономика диктует странам все новые условия развития. Краткосрочные меры поддержания экономики давно перестали работать. Для создания устойчивого роста российской экономики, в долгосрочной перспективе, необходимо учитывать национальные экономические интересы.

На сегодняшний день обеспечение национальных интересов является главной задачей любого государства, и от степени их защищенности зависит национальная безопасность, а также положение государства, как во внешнеполитической, так и во внутриполитической сфере.

Для обеспечения национальных интересов необходимо иметь понимание их природы, а также определение их зависимости от тех или иных факторов. В настоящее время существует определенное терминологическое разнообразие в определении термина «национальные интересы» [1]. Так «понятие национальных интересов для российской науки относительно ново, в отличие от зарубежных стран, где оно давно рассматривается в числе базовых научных понятий».

В коллективной монографии под национальными интересами подразумевается совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства, выражающих стремление нации к сохранению и устойчивому развитию. Нация (государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы и когда она в состоянии защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий [2].

Ключевым составляющим национальных интересов на сегодняшний день является понятие национальные экономические интересы страны. Поскольку принятие законодательных актов, осуществление социально-экономических реформ, поддержка тех или иных отраслей народного хозяйства относительно вступления в международные экономические организации, объединение в рамках интеграционных группировок - все это необходимо осуществлять в соответствии с национальными экономическими интересами. Но так как в законодательных актах нашего государства нет определения, что такое национальных экономических интерес, предлагаю собственное определение данного понятия. Национальный экономический интерес - это сложнейший комплекс отношений между национальными, иностранными, международными, экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленный на долгосрочное развитие национального хозяйства как целостного и конкурентоспособного организма в условиях глобализации.

Как говорилось выше, в России законодательно не закреплено понятие национальный экономический интерес, а как следствие его подменяют схожим определением экономическая безопасность, и представляют его как наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности в целом. Без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед стра-

ной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Экономическая безопасность России -это результативный фактор развития экономической системы страны. Она предполагает предупреждение возникновения или ликвидацию угроз. К данным угрозам относится угрозы воспроизводству, которое должно обладать устойчивостью и эффективностью

[3]. Для безопасного состояния системы необходимо её постоянное и устойчивое развитие, по отношению к экономике.

Для России в XXI веке, который все чаще называют эпохой глобализации, в условиях международных и внутренних вызовов и даже угроз такими законодательными приоритетами становятся национальные интересы, понимаемые как жизненные интересы народа России, отражающие стремление граждан к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества и минимизации или ликвидации этих угроз

[4]. Однако анализ выявил и показал, что пока законодательный инструментарий в этом направлении используется слабо, нередко национальные интересы остаются в стороне, в потоке узких проектов и поправок. Основной проблемой в обеспечении национальных интересов является, отсутствие четкого определения национальных интересов, их целей, конкретизация элементов, т.е. важных целевых ориентиров, они описаны лишь абстрактно. Ещё одной проблематикой обеспечения национальных интересов законодательной сферой является отсутствие разделения общественного интереса от частного. Данная ошибка на корню уничтожает действенность важнейшей функции государства в удовлетворении национальных интересов, так как на деле они представляют собой интересы частные, а не общественные. Отсутствие в стратегии разделения общественных интересов от государственных или частных, говорит о том, что государство ставит долгосрочные цели, не делая упор на средство их достижения. Функции современного государства обуславливают развитие экономики посредством удовлетворения интересов крупных корпораций, обеспечивающих основную долю экспорта, тем не менее, в конечном счете, сырьевая рента не доходит до основных объектов реализации национальных интересов - самого общества, что противоречит социальному государству, подрывая социальную стабильность и только увеличивая дифференциацию доходов [5].

Но для того, чтобы реализовать национальные экономические интересы в российской экономике, необходимо, во-первых, полная занятость ресурсов. Данное условие является базисным, но не единственным. Во-вторых, неотъемлемым условием, является обеспечение эффективной занятости ресурсов. Реализация этих двух условий приводит к выполнению одного из ключевых экономических интересов - увеличению платежеспособного спроса населения. Как следствие, большинство россиян смогут достойно жить и обеспечивать себя и свою семью всем необходимым. Только после этого может сформироваться социальное государство, в котором будут удовлетворены национальные экономические интересы, не только государства, но и всего общества в целом.

Секция « Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

Библиографические ссылки

1. Днепровская И. В. Национальные интересы: комплексный подход // Экономические науки. 2008. № 12(49). С. 373-377.

2. Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность /А. Бэттлер //Полис. 2002. № 4. С. 146-158.

3. Ногаев И. В. Категории «национальный интерес» и «национальная безопасность» // США и Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 2. С. 69-83.

4. Долгов С. И, Савинов Ю. А. Экономическое развитие России в условиях глобализации // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 11. С. 4.

5. Юрченко Н. Н. Идеология модернизации государственного управления в контексте реализации национально-государственных интересов современной России //Власть. 2010. № 9. С. 60-63.

© Прохорова Н. С., 2013

УДК 330.59

О. С. Проявченко Научный руководитель - А. В. Лихтер Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

БЕДНОСТЬ В РОССИИ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Бедность - это одна из современных проблем современного российского общества, ограничивающая доступ значительной части населения к ресурсам развития. Критериальная оценка бедности в России и за рубежом не совпадают. Для преодоления данной проблемы необходимо принимать ряд мер, приведенных в тезисах.

Бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе [1].

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы [2]:

- экономические;

- социально-медицинские;

- демографические;

- образовательно-квалификационные;

- политические;

- регионально-географические.

В России человек признается бедным, если его ежемесячный уровень дохода ниже прожиточного минимума. Под прожиточным минимум понимается минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. Размер прожиточного минимума в РФ по последним данным (IV квартал 2012 г.) составил на душу населения 6 705 руб., для трудоспособного населения - 7263 руб., для пенсионеров - 5 281 руб., для детей - 6 432 руб. [3].

Численность населения России с доходами ниже прожиточного минимума в январе-сентябре 2012 г. в РФ сократилась до 17,2 млн человек, что на 14,9 % меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и бедняки теперь составляют 12,1 % от общей численности населения России [4].

Однако в Европе бедняк - это тот человек, который получает менее 60 % от среднего дохода в стране проживания или менее 2 долларов в день. В странах Европы уровень бедности чрезвычайно разнится - от 10 % в Нидерландах до 21 % в Латвии. Даже в эконо-

мических странах-лидерах уровень бедности довольно высок: во Франции - 13 %, в Германии - 15 %, а в Британии - 19 % [5].

Представление об уровне бедности можно получить не только из официальных источников, но и из различных социологических опросов, которые показывают, насколько само население идентифицирует себя с определенным уровнем жизни и дохода.

Так по данным «Европейского социального обследования», которое проводилось в 25 странах Европы, включая Россию, с выборкой 47 тыс. чел. на просьбу об описании уровня дохода своей семьи каждый четвертый россиянин выбирал позицию «жить на такой доход очень трудно» (см. рисунок) [6].

То есть, практически 25 % из опрошенных россиян признали свой доход неудовлетворительным при официальной бедности в 12,1 %, тогда как только 2 % опрошенных во Франции дали такой же ответ. Это говорит о том, что проблема бедности в России значительно больше, чем признает официальная статистка. Для снижения уровня бедности в РФ необходимо выделить следующие государственные меры:

- создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;

- поддержание макроэкономической стабильности;

- проведение антиинфляционной политики;

- увеличение минимального размера оплаты труда;

- разработка социальных программ и механизмов их реализации;

- повышение адресности социальной политики и разработка специальных мер, направленных на ликвидацию очагов глубокой бедности;

- повышения уровня жизни тех граждан, чьи доходы больше всего отстают от прожиточного минимума [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.