Научная статья на тему 'Классификация угроз экономической безопасности предприятия'

Классификация угроз экономической безопасности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1990
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слизкая В. П.

Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без эффективно работающих предприятий. В статье классифицированы угрозы экономической безопасности предприятия. В структуру современного Российского государства входит система государственных органов - субъектов правоохранительной безопасности. Среди элементов государственной системы обеспечения правоохранительной безопасности ключевая роль отводится милиции, на которую возложен широкий круг задач по борьбе с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of enterprises economic security threats

It's impossible to provide state economic security without enterprises working effectively. In this article some threats of enterprise's economic security are classified. The structure of modern Russian state involves the system of state bodies institutions of law-enforcement security. Among the elements of state system of providing law-enforcement security the key role is given to the militia (police), which solves the wide range of problems connected with the bight with delinquency

Текст научной работы на тему «Классификация угроз экономической безопасности предприятия»

УДК 338.4 В.П. Слизкая*

Классификация угроз

экономической безопасности предприятия

Обеспечение экономической безопасности государства невозможно без эффективно работающих предприятий. В статье классифицированы угрозы экономической безопасности предприятия.

В структуру современного Российского государства входит система государственных органов - субъектов правоохранительной безопасности. Среди элементов государственной системы обеспечения правоохранительной безопасности ключевая роль отводится милиции, на которую возложен широкий круг задач по борьбе с преступностью.

Slizkaia V.P. Classification of enterprises economic security threats.

It's impossible to provide state economic security without enterprises working effectively. In this article some threats of enterprise's economic security are classified.

The structure of modern Russian state involves the system of state bodies - institutions of law-enforcement security. Among the elements of state system of providing law-enforcement security the key role is given to the militia (police), which solves the wide range of problems connected with the bight with delinquency.

Актуальной задачей, которая встает перед любым предприятием, является задача оценки рисков и прогнозирования своего состояния с точки зрения выполнения свойственных ему функций, принятия мер их защиты от воздействия различных внутренних и внешних факторов. Это особенно важно для российских предприятий, среди которых в 2005 г. 36,4 % были убыточными1. Положение таких предприятий представляет определенную опасность как для экономики и социальной стабильности общества, так и для коллектива конкретного предприятия.

Происходящие в России преобразования социально-экономического характера, связанные с переходом от плановой системы хозяйствования к рыночному финансово-экономическому регулированию товарных и денежных потоков, способствовали формированию частной собственности. В связи с увеличением числа собственников, у которых возрастает объем ценного имущества, увеличилось количество корыстных преступлений. Наряду с кражами, мошенничеством, грабежами и иными посягательствами на чужое имущество растут преступления, посягающие на права собственников по пользованию и распоряжению имуществом. Собственника имущества под угрозой насильственных действий или шантажа вынуждают уступать часть своих прав в пользу других лиц. Так, например, «рейдерство» только в Московской области приносит преступный доход, равный 4 млрд. долларов США2.

При оценке экономической преступности необходимо учитывать следующие группы факторов.

Изменения в экономической системе государства, процесс приватизации обусловили, во-первых, обвальную смену формы собственности, во-вторых, существенно расширили круг собственников. Приватизация началась еще до того, как были выработаны необходимые правовые, экономические и иные предпосылки для формирования законной и социально-ориентированной процедуры ее осуществления. Не было сделано почти ничего для обеспечения сохранности имущества новых владельцев. При проведении либеральных реформ с большим опозданием формировались новые экономический и правовой механизмы. Таким образом, на состояние экономической преступности повлияли прежде всего криминогенные аспекты приватизации и либерализации экономики России начального периода реформ.

Начало поглощения предприятий в России относится к середине 1990-х гг., когда крупные банки использовали поглощение предприятий различных отраслей экономики с целью их перепродажи. В то же время практиковалось и насильственное банкротство предприятий, которое продолжается и в настоящее время. По данным Государственной Думы Российской Федерации, в 2002 г. в России было зарегистрировано 1870 поглощений, 75% из которых являлись враждебными3.

Ключевая особенность сегодняшнего российского рынка - преобладание жестких враждебных поглощений с использованием так называемого административного ресурса.

На сегодняшний день специалисты выделяют три вида рейдеров: «белые», «черные» и гринмейлеры. «Белые» рейдеры - это опытные юристы, умело использующие пробелы в

* Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, соискатель.

Экономика, финансы, менеджмент

корпоративном законодательстве себе во благо. «Черное» рейдерство - это криминализованная разновидность данного явления. Гринмэйл - это, по сути, использование как « белых», так и «черных» методов. Основной мишенью для рейдеров становится именно малый бизнес, т.к. небольшие компании попросту не обладают ресурсами, достаточными для защиты своих интересов.

Нередко эффективно функционирующее предприятие подвергается процедуре банкротства, внешнему управлению, что может иногда закончиться сменой собственника. А. Радыгин разделяет методы поглощения в Росси на шесть групп:

- скупка различных пакетов акций на вторичном рынке;

- лоббирование приватизационных сделок с государственными пакетами акций;

- вовлечение в холдинг или в другие группы с помощью административных средств;

- скупка и трансформация долгов в имущественно-долевое участие;

- захват контроля через процедуры банкротства;

- инициирование судебных решений, включая их фальсификацию (например, постановления, вынесенные несуществующими судами, не зарегистрированные надлежащим образом или подписанные судьей, который об этом не уведомлен)4.

В ряде случаев под предлогом разрешения корпоративных конфликтов используются силовые структуры. 1 июля 2006 г. были приняты поправки к Федеральному закону «Об акционерных обществах» направленные на регулирование враждебных поглощений5.

Значительно возросла угроза экономическому положению страны по причине роста преступности, усилению теневой экономики, высокой безработице и инфляции, а также повсеместным поборам и взяточничеству государственных чиновников.

В России изменения в законодательстве призваны свести количество враждебных поглощений к минимуму. Так, например, было предложено ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации ответственность за недружественное поглощение предприятий.

По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в т.ч. около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, 550 банков6. Экономисты из МГУ подсчитали, что совокупные издержки, связанные с барьерами, повышают цену товаров на рынке (взятки чиновникам) примерно на 10%. В среднем каждая российская семья вынуждена дополнительно выкладывать на это от 500 до 550 руб. ежемесячно7.

Всплеск экономической преступности в России был вызван практическим самоустранением государства от регулирования данной сферы общественных отношений. При этом наиболее подверженными ее влиянию оказались финансово-кредитная система, рынок недвижимости, сфера приватизации, внешнеэкономическая деятельность, оборот сырьевых и энергоресурсов, алкогольный, автомобильный и продовольственный рынки.

Согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год», численность населения с доходами ниже прожиточного уровня превысит 20 млн. человек, включая 2,1 млн. работников бюджетной сферы8.

При этом сохраняется главная причина бедности - многократная заниженность заработной платы: Россия остается единственной страной в Европе, где минимальная оплата труда устанавливается ниже прожиточного минимума. Планируемая в размере 12 тыс. рублей среднемесячная зарплата по народному хозяйству фактически соответствует двухдолларовой оплате труда, свойственной слаборазвитым странам. Все это способствует криминализации нашего общества.

Степень проникновения преступности в сферу экономических отношений достигла к настоящему моменту уровня, который представляет реальную угрозу национальной безопасности России. Весомое криминологическое значение в пореформенный период приобрели должностные и коррупционные преступления. Наибольшее значение в период до 2000 г. приобретали преступления в сфере приватизации, кредитно-финансовой системе, сокрытия и легализации доходов, полученных преступным путем, незаконных операций в сфере внешнеэкономической деятельности, при производстве и реализации алкогольной продукции. После 2000 г. актуализировалась преступность компьютерная и в сфере высоких технологий, появились новые виды преступлений в сфере малого предпринимательства и на потребительском рынке, хищения драгоценных материалов и камней, углеводородного сырья.

Технологический прорыв в сфере телекоммуникаций, особенно мобильных средств связи и интернет-услуг, создал принципиально новую среду для ведения бизнеса. Слияния и поглощения происходят как на национальном, так и на международном уровне. Увеличившаяся благодаря высоким мировым ценам на нефть прибыль российских нефтяных компаний была частично направлена на цели слияний и приобретений, в т.ч. международных.

К концу первого полугодия 2006 г. объем сделок по корпоративным слияниям и поглощениям в России достиг 24,5 млрд. долларов9. Тринадцатая директива ЕС о регулировании поглощений, наоборот, поощряет враждебные поглощения. В настоящее время для многих российских предприятий слияние и поглощение является эффективным элементом стратегии будущего развития.

Наблюдаются картельные соглашения о ценах, «дележе» потребительского рынка, наводнение его фальсифицированными товарами. Выступая на заседании расширенной коллегии Генеральной

прокуратуры 3 февраля 2006 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин привел следующие данные: «По оценке экспертов, объем фальсифицированных товаров на рынке видеопродукции -почти 70%, а программного обеспечения - почти 90%».

Затянувшийся кризис экономики России требует обязательного учета при оценке криминогенной ситуации. Это не только безработица, но и локальные отраслевые кризисы перепроизводства. Не находят сбыта по причине непомерно высоких цен многие виды продукции мясомолочной, кондитерской промышленности, отечественные автомобили и другие товары. На фоне этих товарных диспропорций совершаются самые различные преступления - от хищений наиболее ценных компонентов до покрытия за счет государства издержек производства частных либо со смешанным капиталом предприятий. Масштабное банкротство предприятий наблюдается в последнее время несколько реже, чем ранее. Но в последние 2-3 года наработанные приемы и процедура банкротства все чаще используются криминалом для противоправного завладения не только имуществом, но и бизнесом.

Анализ действующего законодательства, регулирующего предпринимательскую и иную экономическую деятельность и защиту прав предпринимательских структур и организаций, позволяет сделать оптимистический вывод о том, что в экономике демократической страны с рыночными отношениями должны действовать только добросовестные участники, безопасная деятельность которых обеспечивается государством. Арбитражная судебная практика свидетельствует о противоположном, т.к. количество дел, рассматриваемых в арбитражных судах, возросло.

Обеспечение финансовой безопасности страны на современном этапе развития России невозможно без эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля. В свою очередь, в условиях рыночных отношений финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение развития общественного и частного производства, ускорение темпов модернизации промышленности, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Он охватывает все сферы жизни общества и нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечение фактов бесхозяйственности и расточительства10.

Установление действенной системы государственного финансового контроля выступает важнейшим фактором успешного социально-экономического развития страны и ее хозяйствующих субъектов.

Процесс регулирования в сфере экономических отношений требует наличия отвечающей реалиям настоящего времени нормативно-правовой базы. В противном случае неизбежны рост правонарушений, дестабилизация экономической политики страны и всплеск социальной напряженности и политической нестабильности в обществе.

Анализ экономики наиболее развитых стран, существующих в условиях рынка (Франция, Германия, Япония и др.), показывает, что государственный финансовый контроль является составной частью социально-ориентированной экономики, важнейшим фактором установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием и позволяет получить максимальную пользу от их взаимодействия. В условиях перехода к рыночным отношениям контроль будет выступать в форме взаимодействия рыночного и государственного контроля за производством, распределением и потреблением общественного продукта.

Действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики. Проблема повышения эффективности государственного контроля в сфере экономики и финансов имеет особое значение, поскольку обеспечение национальной безопасности и защита национальных интересов России в экономической области относятся к приоритетным направлениям политики государства. В свете происходящих масштабных изменений в мировом пространстве, усиливающихся процессов интеграции и глобализации, а также все более возрастающей угрозы кризисов и катаклизмов перед многими государствами (в т.ч. и перед Россией) остро встает вопрос о сохранении своей национальной целостности, защиты своих национальных интересов, включая экономико-финансовый аспект.

Важным обстоятельством, негативно воздействующим на экономическую безопасность, является действие устойчивой тенденции к превращению страны в топливно-сырьевую периферию. В СССР вывозили 22% добытой нефти, сейчас же - более 70%, при этом экспорт сырой нефти составляет 50%, нефтепродуктов - 20-25%, потребление внутреннего рынка - 20-30%. Между тем нефть необходима и для развития экономики России. Сегодня в обрабатывающей промышленности

Экономика, финансы, менеджмент

норма прибыли - 14%, а в нефтяной отрасли - 27%, что ведет к серьезным диспропорциям в доходах11.

Значительная часть дохода не превращается в инвестиции в самой стране, а уходит в прирост наличности, в банковские вклады, в т.ч. за рубеж. То, что остается в банках, в незначительной степени идет на инвестиции. Эта угроза может быть снята на основе стратегии структурной перестройки экономики страны, предусматривающей плавный переход, что влияет на поступление средств в государственный бюджет страны. На внешнем рынке некоторые государства могут применять протекционистские меры по отношению к российским товарам. Как пример можно привести антидемпинговые меры, применяемые США в отношении экспорта российской металлопродукции.

Причина потенциальной уязвимости России - ее зависимость от продовольственного импорта. Хотя в стране наметилась тенденция к прекращению спада производства в промышленности, сельском хозяйстве и добыче энергоресурсов, она еще незначительна.

Одной из существенных угроз экономической безопасности выступает бегство капитала за рубеж. Вывезенный за границу капитал работает на ту страну, в которую он вывезен. Специфика бегства объясняется высоким уровнем инфляции, слабым доверием инвесторов к национальной валюте и другими факторами.

В настоящее время на мировых финансовых рынках наблюдается повышение процентных ставок. Соответственно, рефинансирование внешних займов российского частного сектора будет обходиться все дороже. Российская экономика может попасть в «долговую петлю» подобно тому, как это произошло с латиноамериканскими странами в 1970-х гг. Поэтому несанкционированный вывоз капитала по-прежнему представляет угрозу экономической безопасности России. Его величина в последние годы быстро увеличивается: с 9,3 млрд. долларов в 1999 г. до 33,1 млрд. в 2005 г. Общий объем несанкционированного вывоза капитала за 1992-2005 гг. составил 188,6 млрд. долларов12.

В России воспроизводство «теневого» сектора экономики сопровождается массовой криминализацией предпринимательства, хроническим запаздыванием с разработкой соответствующего законодательства, призванного хотя бы снизить темпы роста экономической преступности. В настоящее время значительная часть экономики находится «в тени», что является кризисным показателем экономической безопасности. Говоря об угрозах экономической безопасности современной России, следует выделить «теневую экономику», которая сокращает налогооблагаемую базу и сумму собираемых налогов.

В соответствии с официальными данными, «теневая» составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в ВВП развитых стран оценивается в 5-10%, то в России, по данным статистических служб, она составляет 20%. В странах Латинской Америки этот показатель стабильно держится в пределах 60-65% ВВП13.

С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики - около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности14.

По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в т.ч. около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, 550 банков15.

При таких масштабах теневой экономики российское правительство продолжает процесс приватизации государственного имущества. Серьезным недостатком в этой области является отсутствие четких норм, регулирующих порядок определения стоимости приватизируемой собственности (первоначальная балансовая стоимость, остаточная стоимость, рыночная стоимость). Сознательное или несознательное занижение стоимости приватизируемой собственности с последующей ее перепродажей создает питательную среду для незаконного присвоения отдельными лицами или группой лиц значительных материальных ресурсов, взяточничества, исключительные возможности для приобретения за бесценок этой собственности иностранным капиталом. Указанные обстоятельства позволяют оценить обращение с государственной собственностью как угрозу для национальной безопасности.

Ситуация, связанная с перераспределением собственности, реализацией функций управления на ведущих градообразующих предприятиях многих регионов нередко характеризуется формированием противостоящих друг другу групп собственников. Их борьба за право распределения доходов зачастую парализует производство, создает конфликтные ситуации, в которые вовлекаются органы власти, дестабилизирует обстановку в трудовых коллективах, а порой и в целых населенных пунктах, где эти предприятия являются градообразующими. Все это создает предпосылки для криминализации отношений собственности, роста коррупции. При этом лояльная к принципам цивилизованного рыночного хозяйства часть собственников становится более уязвимой перед лицом

как криминального, так и бюрократического давления. По этой причине при переходе Российской Федерации к новым социально-экономическим отношениям государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием для предотвращения распада общества и государства. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами общества, восприняты и поняты всеми членами российского общества.

Исходя из этого, государство переходного периода вынуждено модернизировать механизм обеспечения правоохранительной безопасности посредством:

- подключения к разрешению правоохранных проблем специальных служб;

- расширения круга специализированных организационных звеньев в составе государственной многопрофильной милиции;

- создания специализированной полиции и придания ей статуса правоохранительного органа;

- формирования муниципальной местной милиции вне системы ОВД;

- обеспечения легитимности частной полиции в специальном законе;

- реанимации участия в охране правопорядка негосударственных субъектов правоохраны, функционирующих на некоммерческой основе.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности всех объектов безопасности, такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое создавало бы благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации на международной арене16.

В структуру современного Российского государства входит система государственных органов - субъектов правоохранительной безопасности, призванных обеспечивать соблюдение правопорядка в стране. Среди элементов государственной системы обеспечения правоохранительной безопасности ключевая роль отводится милиции, на которую возложен широкий круг задач. Речь идет о необходимости вести борьбу с преступностью, обеспечивать общественную безопасность и общественный порядок и оказывать социальную помощь населению. Анализ действующего законодательства, регулирующего предпринимательскую и иную экономическую деятельность и защиту прав предпринимательских структур и организаций, позволяет сделать оптимистический вывод о том, что в демократической стране с рыночными отношениями в экономике должны действовать только добросовестные участники, безопасная деятельность которых обеспечивается государством.

1 См.: Доклад Всемирного банка об экономике России (февраль 2004 г.) // Общество и экономика. 2004. № 2. С. 18.

2 См.: Доклад Патрушева Н.П. Экономическая безопасность России начинается с борьбы против коррупции // Известия.

2005. 20 декабря.

3 См.: www.duma.gov.ru.

4 См.: Радыгин А. Слияния и поглощения в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2002. № 12. С. 101.

5 ФЗ РФ от 5 января 2006 г. № 7-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

6 См.: Современные проблемы экономической теории. Ч. 2. М., 2004. С. 108.

7 Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской деятельности. М., 2002. С. 259.

8 См.: Глазьев С. Бюджет 2007: все тот же социально-экономический смысл // Российский экономический журнал. 2006. № 9-10.- С. 4-5.

9 Данные Информационного агентства M&A Agency (www.mergers.ru).

10 См.: Тарасов А.М. Государственное регулирование и экономическая преступность // Финансовый контроль. 2003. № 11. С. 68.

11 См.: Ершов М. Актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики // Российский экономический журнал.

2006. № 7-8. С. 3-9.

12 См.: Петров Ю., Жукова М. Трансграничное движение капитала в постсоветской России // Российский экономический журнал. 2006. № 7-8. С. 10-35.

13 См.: Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. М., 2005. С. 486-489.

14 См.: Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М., 2004. С. 244.

15 См.: Современные проблемы экономической теории. Ч. 2. М., 2004. С. 108.

16 См.: Калоева Е.Б. К вопросу о новой концепции национальной безопасности России: Обзор зарубежных материалов // Реформы: вчера, сегодня, завтра. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.