МЕСТО И РОЛЬ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ПОГЛОЩЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Э. В. БИДЖАКОВ
В статье исследовано влияние рейдерства и в целом системы «слияния и поглощения» на экономический рост и благосостояние государства, определены потенциальные объекты рейдерской атаки в современной России, проанализированы макроэкономические факторы, формирующие основу для рейдерских захватов, и предложены направления государственной экономической политики по противодействию незаконному отъему собственности.
Ключевые слова: объект рейдерской атаки, передел собственности, благосостояние государства, угрозы безопасности бизнеса.
Переживаемый нашей страной период характеризуется историческими сдвигами, в том числе и в экономической сфере деятельности. К сожалению, изменения носят не благоприятный характер - кризис экономики, резкое социально-имущественное расслоение и, как следствие, рост социальной напряженности определяют наше время [2]. Кроме того, сфера незаконных возможностей в настоящее время значительно расширилась главным образом из-за бесконтрольности со стороны государства за функционированием экономики. В результате наблюдаются такие явления, как неурегулированность вопросов собственности, недостаточный контроль за законностью происхождения капиталов, разбалансированность финансово-кредитной системы, нерациональность системы налогообложения, операций с ценными бумагами, несовершенство законодательной базы -все это создает возможности незаконного обогащения.
Сегодня в России широко распространена экономическая деятельность, смысл которой состоит только в захвате чужого бизнеса и извлечении из этого прибылей и личной выгоды. Такая деятельность является угрозой экономической безопасности вообще и безопасности субъектов экономической деятельности, защищенности их законных интересов, в частности. Согласно закону «О безопасности» основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. К основным же объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; обще-
ство - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, государство должно позаботиться о создании правил игры на соответствующем экономическом поле, о правовом и экономическом регулировании в этой области.
Рейдерство представляет собой тщательно спланированную систему деятельности, направленную на получение чужой компании, осуществляющей предпринимательскую и (или) иные виды экономической деятельности [4]. Как правило, рейдерство включает в себя сочетание незаконных, полузаконных (не прописанных в законе, иными словами - противоправных, но не нашедших законодательного запрета) и законных способов приобретения привлекательного, но чужого бизнеса.
Отметим, что потенциальным объектом рей-дерской атаки в современной России компания становится, если:
1) является предприятием малого или среднего бизнеса в отрасли, которую монополизируют крупные участники рынка;
2) не имеет преимущества в части «административного ресурса» перед захватчиком [1].
К настоящему времени в России сформировалось несколько крупных центров концентрации капитала. Они имеют существенное преимущество перед остальными участниками рынка, поскольку в их руках, как правило, находятся судебный, силовой и административный ресурсы. Одни из них, достигнув потолка роста за счет своих внутренних ресурсов, пытаются расширять
деятельность за счет внешних, поглощая все новые предприятия; другие, стремясь к монополизации определенного сектора, формируют свои активы, либо «коллекционируя» предприятия конкурентной отрасли, либо создавая вертикально интегрированные цепочки. В последнем случае возможно или расширение компанией-покупате-лем своего бизнеса на стадию вверх (поглощение компании-поставщика сырья), или на стадию вниз (слияние с конечным потребителем). И если при этом предприятие является звеном в технологической цепочке, замыкающим на себе один из этапов производства, то можно утверждать, что захвата стоит ожидать в ближайшем будущем.
Сегодня наиболее оживленно процессы консолидации и передела собственности идут в таких отраслях, как торговля, пищевая промышленность, связь. Активность игроков на рынке враждебных поглощений в нефтегазовой отрасли, металлургии, машиностроении, теплоэнергетическом комплексе, напротив, заметно снизилась. В ближайшее время, по прогнозам экспертов, число конфликтов возрастет в легкой промышленности, сфере услуг, сельхозпроизводстве, т. е. в тех секторах, которые еще не консолидированы. К этому следует добавить, что в последнее время интерес корпоративных игроков переместился с крупных объектов на средние и небольшие.
Второй макроэкономический фактор определяется огромной зависимостью успешности рей-дерского бизнеса от инструмента «административный ресурс», и преград для использования его рейдерами на сегодняшний день практически не существует.
В числе причин неэффективной борьбы с таким явлением, как незаконный отъем собственности называют коррупцию, некачественную работу следственных органов, несовершенство законодательства и правоприменительной практики, проблему низкого уровня корпоративной культуры и отсутствие системы прогнозирования ситуаций.
Однако влияние рейдерства и в целом системы «слияния и поглощения» на экономический рост и благосостояние государства - тема достаточно спорная. Во многих специализированных исследованиях рассматривается позитивное влияние рейдерства и гринмейла. Общепризнанным среди западных экономистов стал оздоравливаю-щий эффект этих явлений для экономики. Собственник поддерживается в бодром состоянии и внимательнее занимается своим бизнесом, если чувствует, что может лишиться бизнеса. Если это законное рейдерство, т. е. если на рынке перераспределяется собственность законным образом в
пользу эффективных компаний, это нормальная деятельность.
Обычно рейдерские действия осуществляются в отношении корпораций (открытых акционерных обществ), не имеющих владельца контрольного пакета. Для начала рейдер покупает небольшую долю акций интересующего его предприятия. На следующем шаге всем остальным акционерам рассылается письмо с предложением продать их акции. В письме может говориться о грозящем предприятию банкротстве, о скором падении акций в цене, о финансовых трудностях предприятия, о неэффективности менеджмента. При этом, возможность рейдера захватить компанию определяется ее «справедливой ценой». В борьбе за предприятие выигрывает тот, кто готов выложить разумную цену за его акции. Далее возможно два варианта развития событий:
1. Greenmail, или корпоративный шантаж, когда менеджмент компании, используя дополнительные финансовые источники, выкупает по завышенной в 1,5-2 раза цене у рейдера приобретенные им акции. Это происходит в том случае, если компания эффективно управляется, приносит прибыль и сохраняет интерес для владельцев и менеджмента.
2. Собственно «захват» предприятия. В цивилизованном финансовом мире под этим понимается скупка акций и переход контроля над компанией к рейдеру. В дальнейшем происходит смена менеджмента, взвинчивание биржевых цен на акции, сброс акций, распродажа отдельных активов. Этот сценарий реализуется в том случае, если компания не эффективна в ее нынешнем формате за счет устаревших организационных схем, неэффективного управления собственностью, низкой репутации и т. д. [5].
Таким образом, объектом «рейдерских захватов» становятся «больные» компании. Это, прежде всего, наследственные империи и холдинги, аккумулировавшие разрозненные, слабоуправляемые активы; компании на грани финансового кризиса и т. д.
В цивилизованных странах рейдеры играют позитивную роль:
- рост эффективности управления и организации бизнеса. Разукрупняя компании и распродавая отдельные активы, они способствуют перераспределению собственности в пользу более эффективных управленцев, продвижению новых схем организации бизнеса, консолидации отраслевых, профильных активов и освобождению от «балласта» активов непрофильных, ненужных. Так, еще 100 лет назад Чарльз Шваб сумел объе-
динить разрозненных и конкурирующих металло-промышленников США в мощнейшую корпорацию «Юнайтед Стейтс Стил»;
- развитие новых параметров конкуренции, оздоровление бизнеса. Стремясь повысить стоимость приобретенных акций, рейдеры расширяют параметры конкуренции, находят новые экономические преимущества отдельных предприятий и производства, повышают репутацию компаний и отраслей. Значительная часть бюджета рейдеров уходит на увеличение нематериальных активов -репутации и бренда - приобретенной кампании, на размещение позитивных статей в СМИ;
- увеличение открытости и улучшение репутации бизнеса. Используя «непрозрачность» деятельности атакуемых компаний, цивилизованные гринмейлеры и вовсе оказываются на страже закона, продвигая стандарты чистого и открытого бизнеса с высокой устойчивой репутаций как важнейшего способа защиты от рейдерства. Прозрачность ведения бизнеса - главное требование всех рейтинговых агентств при присвоении кредитных рейтингов компаний, банковских организаций при работе с корпоративными клиентам. Повышая степень прозрачности бизнеса, такие «захватчики» способствуют улучшению репутации своей национальной экономики;
- социальная стабильность. В выгоде от рейдеров остаются и акционеры, и бывшие владельцы, продавшие акции по довольно высокой цене; и работники предприятий, получающие в большинстве случаев гарантии сохранности рабочих мест, а при развитии производства - и повышение уровня материального благосостояния [6].
Вопрос о вреде «белого» рейдерства для экономики достаточно тонкий. Дискуссии о вреде агрессивных захватов, «слияний и поглощений» на Западе ведутся чаще в морально-этическом ключе. Противники утверждают, что взвинчивание рыночной цены на акции рейдерами приносит вред в долгосрочной перспективе, а сторонники утверждают, что менеджмент захватываемого предприятия был просто недостаточно эффективен. Таким образом, рейдерство на западе - рыночный инструмент, позволяющий перераспределить собственность, пользуясь законными механизмами.
«Черное» рейдерство, несомненно, наносит ущерб государству, препятствует экономическому росту страны.
За последние годы в России рейдерство стало угрозой национального масштаба. Первые специализированные структуры, занимающиеся захватом чужой собственности, появились в нашей
стране в 1990-е гг. К 2000-2001 гг. окончательно сложились мощные российские рейдеры, как правило, в виде консалтинговых компаний, работающих из прибыли от 300 % до 2000 % за «проект». По оценкам экспертов, за один год в России в результате рейдерских атак перераспределяется собственность на сумму свыше 130 млрд руб.
Сегодня 90 % этих структур сосредоточено в Москве. Менее чем за 5 лет свыше 1200 столичных предприятий испытали на себе недружественный захват. Еще около 4 тыс. предприятий находятся под этой угрозой и могут быть поглощены в ближайшие 3-5 лет. По оценкам специалистов, 90 % этих московских предприятий находятся в разработке рейдеров.
Цифры наглядно демонстрируют слабость правоохранительной и судебной системы в отношении выявления и наказания преступлений в этой области. Одним из объяснений этого является то, что доказать факт захвата предприятия незаконными методами крайне сложно, а часто и невозможно. Криминальные рейдеры в большинстве случаев формально не нарушают корпоративное законодательство. Они просто подделывают документы, необходимые для проведения законной процедуры смены собственников: реестры акционеров, протоколы собраний акционеров, решения советов директоров и т. п., при этом используются коррумпированные чиновники, судьи, недобросовестные нотариусы. Коррупция выступает первоосновой разгула рейдерства на современном этапе экономического развития. Это проявляется в следующем.
Сегодня рейдерство называют «новым качественным уровнем проявления коррупции в государстве», это связано с тем, что сложившаяся в России система «рейдерства» в разы повышает коррупционный характер государства, снижая репутацию и инвестиционный потенциал страны [3].
В целом коррупционные затраты рейдеров составляют большую часть из расходов. На каждом этапе так называемого рейда следует взятка, насилие, подкуп должностных лиц, подлог, угрозы. И на каждом этапе рейдеру нужен купленный регистратор, судья, глава города или даже субъекта Федерации, представитель правоохранительных органов.
Расширение пространства коррупции и ее поддержка за счет сохранения такой рейдерской практики чреваты негативными последствиями как для экономической, так и для политической сфер. Это снижает степень свободы бизнеса, доминирование черных административных схем в
регулировании рынка, делает экономику менее конкурентоспособной, менее адаптивной к изменяющимся условиям. Коррупция разрушает доверие инвесторов к российскому рынку. То, что рейдерские захваты все чаще становятся предметом широкого обсуждения на страницах СМИ, очевидно снижает инвестиционный потенциал страны. Уровень коррупции является ключевым параметром не только в оценках экономического рейтинга страны, но и ее политической состоятельности. Если ситуация сохраниться неизменной, Россия все ближе будет подбираться к границе так называемых несостоявшихся государств, испытывая трудности в коммуникации с западными партнерами.
Рейдеры разрушают социальную стабильность, реализуя схемы массового протеста на предприятиях. Большинство рейдерских схем расшатывают социальную стабильность. Как правило, миноритарными акционерами являются сами работники предприятия. Убеждая их продать акции, рейдеры нередко прибегают к дестабилизирующей аргументации, сеют панику, доводят целые коллективы до забастовок, пикетов и голодовок. Кроме того, одним из способов борьбы с нелояльностью миноритарных акционеров становится увольнение. Менеджменту компании приходится расставаться с квалифицированными кадрами, что еще более дестабилизирует обстановку и увеличивает риск возникновения точки социальной напряженности. Рейдеры становятся проводниками революционных методов. Смена власти на предприятиях проводится ими методами «майдана». Открытые письма, петиции, голодовки, митинги, забастовки - все это методы ненасильственного протеста, к которым понуждают тысячи рабочих на предприятиях. Отечественные рейдеры не ставят задачу сохранения и развития приобретаемых активов. Заводы меняют профиль. Институты захватывают под офисы. Целые трудовые активы без малейших гарантий и переходных периодов оказываются на улице. Учитывая рост объемов рейдерского рынка, еще через 1-2 года это может стать реальной угрозой социальнополитической стабильности в стране.
Рейдерство снижает инвестиционную привлекательность российской экономики, препятствует развитию производственных отраслей. Несмотря на то, что 8-я статья Конституции Российской Федерации защищает частную, государственную и муниципальную собственность, реальные механизмы защиты остаются недоработанными до сих пор. Доказать свое право собственности в суде после рейдерской атаки оказыва-
ется практически невозможно. Издержки приватизации, преобразование ГУПов в начале 1990-х гг. в тысячи открытых акционерных обществ сделало российский бизнес особенно уязвимым. В России 186000 открытых акционерных обществ - потенциальных объектов рейдерской атаки. Для сравнения - в Германии лишь 900 компаний имеют подобную организационную форму. Угроза рей-дерского захвата, легкость потери собственности в условиях коррупции заставляют российский бизнес жить сегодняшним днем, не учитывая перспективу. Любые масштабные вложения в производство оказываются нерентабельными из-за высокого риска потери бизнеса до срока окупаемости. Результат этого - задержка в росте производства и низкая конкурентоспособность страны, преодолеть которую можно будет лишь через многие годы.
Рейдерство порождает глобальные угрозы безопасности. Прежде всего, рейдерство разрушает информационную безопасность страны. В условиях, когда любая конфиденциальная бизнес-информация становится объектом купли-продажи, расширяется поле возможностей для промышленного шпионажа. Особенно беспокоит эта тенденция в ситуации, когда предметом рейдерства становятся такие стратегические для страны отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка; металлургия; оборонная промышленность; научные институты. Если в прошлом году чаще других предметом «слияний и поглощений» становились металлургические предприятия (более 30 % сделок), то теперь угроза вихря рейдерских атак нависла над оборонной промышленностью. Большинство предприятий бывшего ВПК оказались в прошлом году на грани банкротства. Эксперты расценивают это как верный сигнал к началу атаки.
«Недружественные» силовые захваты при поддержке подкупленных чиновников, силовиков и судей можно квалифицировать как экономический терроризм, разрушающий суверенитет государства, ослабляющий его экономическую мощь и дестабилизирующий социальную ситуацию.
Противодействие незаконному рейдерству, создание институциональных препятствий его существования - важнейшая задача государства и законодателей на современном этапе.
Бороться с рейдерством необходимо системно, не разбираясь с уже свершившимися фактами, а создавая на уровне законодательства институты, препятствующие распространению черных рей-дерских схем и способствующие защите прав настоящего собственника.
Создана концепция развития корпоративного законодательства с целью создания механизма противодействия наиболее распространенным схемам захвата.
Важным элементов борьбы с рейдерством является информационная безопасность организаций. Принятые изменения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации обеспечивают соблюдение налоговой тайны.
Сейчас закладывается та законодательная база, которая сможет обеспечить защиту от рейдерства и ее негативных последствий для экономики. Цивилизованные бизнес-процессы в России будут способствовать оздоровлению экономики, промышленному росту, увеличению конкурентоспособности отечественных предприятий. Разрабатываемые институциональные схемы позволят обеспечить нормальное развитие и высокую репутацию страны на многие годы вперед.
Литература
1. Астахов П. А. Противодействие рейдерским захватам. М.: Эксмо, 2007.
2. Годунов И. В. Противодействие организованной преступности: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2003.
3. Логовской Е. Феноменальный рейд // Известия. № 91. 22.05.2008.
4. Осипенко О. А. Новейший корпоративный шантаж: истоки, технологии, методы подготовки и производства // Слияния и поглощения. 2006. № 12.
5. Плескачевский В. Д. Рейдерство угрожает нашей экономике // ЭЖ - Юрист. 2007. № 38.
6. Терешко Ю., Иванова Е. На борьбу с рейдерство // ЭЖ - Юрист. 2007. № 35.
* * *
PLACE AND ROLE OF UNFRIENDLY ABSORPTIONS IN PERFECTION PROCESS OF ECONOMIC POLICY OF THE STATE
E. V. Bidzhakov
In the article the influence of raiders’ activity and of “mergers and absorptions” system in the whole on economic growth and well-being of the state is examined; potential objects of raiders’ attack in modern Russia are defined; macroeconomic factors that form the basis of raiders’ captures are analyzed; and the directions of the state policy concerning counteraction to the illegal takeovers of property are given.
Key words: object of raiders’ attack, redistribution of property, well-being of the state, threats to the business safety.