Научная статья на тему 'Особенности системы обеспечения экономической безопасности собственности'

Особенности системы обеспечения экономической безопасности собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2181
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ВЛАСТЬ ЗАКОНА / УГРОЗЫ / ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зрилова Е. С.

Реформирование форм собственности в России привело к изменениям в экономической системе, к появлению новых видов экономических угроз, таких как криминализация отношений собственности и теневизация имущественных отношений. Процессы криминального передела собственности, маскируемые применением вполне законных процедур, приобрели широкий размах и продолжают существенно дестабилизировать экономическую ситуацию в стране, являясь фактором, негативно влияющим на экономическую безопасность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы обеспечения экономической безопасности собственности»

особенности системы обеспечения экономической безопасности собственности

е. с. зрилова,

преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: szrilov@mail. ш

Академия экономической безопасности МВд России

Реформирование форм собственности в России привело к изменениям в экономической системе, к появлению новых видов экономическихугроз, таких как криминализация отношений собственности и теневизация имущественных отношений. Процессы криминального передела собственности, маскируемые применением вполне законных процедур, приобрели широкий размах и продолжают существенно дестабилизировать экономическую ситуацию в стране, являясь фактором, негативно влияющим на экономическую безопасность государства.

Ключевые слова:экономическая безопасность собственности, теневая экономика, теневые методы управления, информационная безопасность, государственная собственность, власть закона, угрозы, предельно допустимые значения.

Важнейшим составным элементом системы экономической безопасности является защита собственности во всех ее формах, поскольку институт частной собственности является наиболее эффективным механизмом перераспределения ограниченных ресурсов в обществе, необходимым инструментом развития человека и общества.

Частная собственность появилась в результате реализации курса на радикальные реформы, следствием которых стало то, что экономика России оказалась в состоянии глубокого кризиса. Наряду с ошибками, допущенными в ходе проведения реформ, сама модель «шокового» преобразования жестко централизованной системы имела серьезные «изъяны». Вопросы перехода к социально ориентированной рыночной экономике оказались наименее разработанными направлениями экономической науки. От выбора стратегии в этой области, масштабов и темпов приватизации, методов ее осуществления зависели результаты в социально-

экономическом развитии, и в конечном счете эти факторы определили судьбу всей реформы.

Реформирование форм собственности в Российской Федерации привело к изменениям в экономической системе, к появлению новых видов экономических угроз, таких как криминализация отношений собственности и теневизация имущественных отношений.

О переделе собственности в России впервые громко заговорили в начале 1990-х гг. Это означало, что наша страна вступила в совершенно новый этап общественно-политической жизни. В рамках прежнего государства существовала общенародная собственность, которую делили и делят по настоящее время. Поэтому вполне объяснимо, что процесс формирования частной собственности и класса собственников практически сразу же дополнился или заменился ее переделом.

Процессы криминального передела собственности, маскируемые применением вполне законных процедур, приобрели широкий размах и продолжают существенно дестабилизировать экономическую ситуацию в России, являясь фактором, негативно влияющим на экономическую безопасность государства. Собственность можно поделить, перераспределить, передать из рук в руки, но при этом сформировавшиеся производственные отношения и связи не нарезать и не передать.

В настоящее время в России ситуация с криминальным переделом собственности представляет собой значительную угрозу экономической безопасности не только для хозяйствующих субъектов, но и для России в целом, так как увеличивается рост социальной напряженности, снижается инвестиционная привлекательность отечественной экономики, ухудшается международный имидж

- 63

российского бизнеса. Поэтому проблема обеспечения экономической безопасности от криминальных переделов собственности стала актуальной и требует совершенно нового концептуального подхода к противодействию указанным процессам.

Современный период становления российской экономики характеризуется тем, что финансовые ресурсы, полученные от преступной деятельности, направляются в легальный сектор экономики и используются, например, на приобретение имущества хозяйствующих субъектов. По мере капитализации имущества возрастает доля экономических преступлений против собственности. Поэтому в настоящее время возникла необходимость в качестве компонента экономической безопасности рассматривать безопасность хозяйствующих субъектов от криминального передела собственности, поскольку собственность как экономическая категория выступает в качестве предпосылки обеспечения экономической безопасности.

Формирующийся и в определенной мере сформированный без активного участия государства российский рынок оказался не способным обеспечить гарантии права собственности, справедливую и эффективную конкуренцию, защиту социально ориентированного производства, а в более широком плане — необходимое повышение жизненного уровня населения и устойчивое развитие национальной экономики. Экономические условия, политика государства не позволяли экономике реализовать права собственности. Чтобы собственность смогла работать, приносить доход ее владельцу, необходимо создавать институты и механизмы защиты от любых форм внеэкономического и внеправового передела.

Свидетельством крайне низкого уровня защищенности интересов собственника и его собственности служит самое массовое явление, которое происходило и происходит в России, — передел собственности, в том числе и криминальный, например смена собственника путем мошеннических действий с реестром акционеров, через процедуру ложных банкротств, рейдерских захватов, через процедуру скупки акций.

Необходимо отметить, что смена собственника предприятий — это объективный процесс, а акция — это свидетельство права собственности, которую можно продать, подарить, передать по наследству. Опасность представляют не скупка акций, а незаконные теневые процессы, сопровождающие криминальные переделы, которые порождают целый ряд действий целевого мошенничества и криминала, ведущие к сокращению сложившегося

64 -

реального сектора экономики, а, следовательно, к увеличению безработицы, прекращению производства товаров широкого спроса, сокращению налогооблагаемой базы. Более 40 % бюджета идет на социальные нужды, т. е. под угрозу может быть поставлено выполнение социальных программ.

Можно выделить основные причины криминального передела собственности как угрозы экономической безопасности:

• приватизация;

• пробелы в законодательстве и его коррупцио-генность;

• собственники не научились защищать свою собственность самостоятельно;

• сращивание коррупции и криминала.

Ни система действующего законодательства, ни система правоприменения не настроены на защиту собственности, хотя собственность является базисом предпринимательства, служит основой экономического развития.

Мотивом криминального передела собственности может быть как распыленные по трудовому коллективу пакеты акций, так и высокая рентабельность, например, по оценке экспертов, рентабельность недружественного поглощения составляет от 100 до 500 %, а силового захвата — до 1000 %.

В этих условиях противодействие криминальному переделу собственности становится одним из важных факторов обеспечения экономической безопасности собственности.

Экономическую безопасность собственности предлагается рассматривать как такое состояние имущественных отношений и институтов управления собственностью, при которых обеспечивается: правовая и экономическая защищенность собственников от внеэкономических и противоправных методов захвата, передела и передачи из рук в руки, выражающаяся в долговременной стабильности отношений и прав собственности; возможность использования, распоряжения и владения собственностью по усмотрению собственника, прежде всего для организации производства; использование собственности как ресурса, капитала. При этом стабильность отношений собственности может подорвать использование правового рычага в качестве политического ресурса и экономического интереса, что и наблюдается сейчас в нашей стране.

Передел собственности может привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны:

1) спад (стагнация) производства на конкретном предприятии. Собственность представляет собой систему долговременных экономических

и социальных связей. Когда происходит передел собственности, эта система связей рушится, а как следствие, рушится и производство;

2) низкая инновационная активность в большинстве отраслей производства. Эффективность производства стимулирует конкуренция. Если отсутствует новый продукт, не ведется работа над улучшением качества, то происходит свертывание или «замораживание» развития современных производств и ресурсосберегающих технологий. Неуклонно снижается инновационный потенциал промышленности, т. е. освоение новой продукции, новых типов машин, оборудования, средств автоматизации;

3) рост безработицы. В большинстве случаев предприятия захватываются не для ведения бизнеса и создания новых рабочих мест;

4) коррупция в сфере регулирования отношений собственности и теневизация корпоративных отношений, что выражается в конфликте интересов различных групп акционеров;

5) кризис фондового рынка. Впервые серьезную угрозу для экономики на фондовом рынке создали события в конце 1995 г. Тогда иностранные инвесторы, скупив по низкой цене только что вышедшие на рынок акции приватизированных предприятий, взвинтили их котировки и продали втридорога. В результате массовой продажи ценных бумаг финансовый рынок оказался в кризисном положении. Также фондовый рынок показал свою неэффективность в плане привлечения инвестиций и как регулятора. Саморегулируемые организации не работают в интересах собственников, не защищают их прав;

6) слабая кредитно-банковская поддержка реального сектора экономики;

7) отток капитала из страны. Переделы собственности, кем бы они ни провоцировались и ни осуществлялись в России, всегда влекли за собой изменения в темпах и уровнях бегства капиталов за границу. Как правило, изменения выражаются в увеличении оттока капитала за границу. В преддверии передела капиталодержатели, посвященные или участвующие в переделе, стремясь сохранить в целости свои капиталы, сознательно и целенаправленно выводят их из-под российской юрисдикции. К тому же наряду со стремлением сохранить и преумножить капиталы есть и желание оградить их и себя от внимания правоохранительных органов. Отток капитала является результатом плохого предпринимательского и инвестиционного климата в стране. Экономическая безопасность собственности — главное условие нормального предпри-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

нимательского и инвестиционного климата, что и обеспечивает деловую активность бизнеса;

8) низкая конкурентоспособность продукции. Превращение земли в товар, в предмет купли-продажи привело из-за роста ее цены к значительному удорожанию сельскохозяйственной продукции, потере и так невысокой ее конкурентоспособности, а как следствие, к падению объемов производства сельскохозяйственной продукции;

9) сокращение налоговых доходов из-за спада производства. Это приводит к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением безопасности государства, и неравномерному распределению налогового бремени: его перекладывания на все более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего для них создается чрезмерное налоговое давление;

10) развитие теневой экономики и теневых методов управления, что в свою очередь приведет к снижению: возможностей частного бизнеса зарабатывать прибыль, показателей банковского и межбанковского кредитования, поступлений в бюджеты различных уровней, социальных возможностей государства и перспективы создания высокооплачиваемых рабочих мест.

Развитие теневой экономики приводит к уменьшению налоговых источников формирования бюджета, сокращает возможности проведения эффективной социальной политики — обеспечения занятости населения, социальной поддержки, развития образования, культуры, науки, здравоохранения, уменьшаются государственные заказы. В условиях теневой экономики возрастает криминальная нагрузка на экономику. Высокая степень засоренности экономики теневыми отношениями препятствует формированию современного среднего класса как класса развития с позитивными ценностями и традициями, с высоким уровнем образования, профессионализма, квалификации. Такой класс невозможно сформировать из человеческого ресурса теневой экономики.

Таким образом, можно сформулировать основные проявления опасности криминального передела собственности для национальной экономики России:

1) экономическая опасность — дестабилизация системы макроэкономического регулирования, ухудшение инвестиционного климата, вследствие чего нет притока иностранных инвестиций, недополучение государством налогов, приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики;

-«- 65

приоритеты и безопасность

2) опасность в области государственного управления — уход от ответственности является мощным криминогенным фактором; он делает привлекательным и относительно безопасным криминальный передел собственности, который часто совершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений и правонарушений: налоговых, фальсификаций документов, коррупционных, прежде всего взяточничества и коммерческого подкупа;

3) социальная опасность — возрастает социальная напряженность в обществе, недовольство населения политикой государства, многократно усиливающиеся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности — гражданской, уголовной, административной, налоговой даже за криминальный передел собственности является единичным. Государство не может обеспечить социального порядка, формируется социальный потенциал и кадровый состав для будущих политических потрясений.

4) политическая опасность — состоит в том, что растущий и высокий уровень криминального передела собственности свидетельствует не только об экономической слабости, но и о политической нестабильности государства, что выражается в недоверии своему государству собственников, что оно может реально гарантировать защиту и сохранность их собственности, а также об ограничении свободы действий органов государственной власти. Неспособность политической власти обеспечить конституционные права граждан вызывает недоверие общества, повышается вероятность политических протестов вплоть до попыток смещения власти, избранной демократическими методами.

Проявившиеся и выявленные негативные тенденции развития отношений собственности оказывают значительное сдерживающее влияние на социально-экономическое развитие страны, на ее возможности выхода из кризиса и перехода к фазе экономического подъема в соответствии со стратегическими приоритетами. Совокупность отношений собственности отражает в определенной мере конкретные характеристики финансовых инструментов, а как следствие, формирует и движение капиталов, их распределение в рамках реализуемой денежной и кредитно-финансовой политики.

Таким образом, защита прав собственности и создание механизмов эффективного экономического и правового реагирования на попытки ее криминального перераспределения — приоритетная задача государственного масштаба. Поэтому среди приоритетов экономической безопасности следу-

66

ет особо выделить вопросы обеспечения защиты собственности и собственника и противодействия криминальному переделу собственности.

Обеспечение экономической безопасности в контексте исследуемой проблемы должно содержать принципы создания условий развития цивилизованных отношений собственности, с одновременным развитием и совершенствованием легальной и цивилизованной защиты прав собственности как со стороны самих собственников, так и со стороны государственных органов, защищающих их права.

Как было отмечено, на сегодняшний день уровень защищенности прав собственности в России в целом оценивается как низкий. Переход от нынешней бедственной ситуации с защитой прав собственности к системе, в которой у собственников будут действенные стимулы к эффективному использованию своих активов, должен обеспечить:

• надежную защиту прав собственности на активы владельца;

• надежную защиту прав собственности при их

легальной передаче другому владельцу;

• восстановление нарушенных прав собственности.

Защитой и восстановлением прав собственности занимаются социальные субъекты, называемые гарантом права собственности. Функции гаранта могут выполнять самые различные негосударственные институты, индивиды, их ассоциации, организации и совокупности организаций. Необходимо создавать саморегулируемые организации бизнеса, различные социальные институты, включая правозащитные организации. Для защиты прав собственности гарантами могут применяться различные средства, технологии и информация.

Поэтому тема экономической безопасности тесно пересекается с темой информационной безопасности бизнеса. В условиях, когда система информационной безопасности находится в стадии формирования и развития, вопросы права на частную жизнь, конфиденциальность сведений приобретают характер чувствительной проблемы. Это в особенности негативно сказывается на защите собственника и собственности. Информация о финансовом положении предприятия часто становится достоянием гласности и предметом купли-продажи и это во многом является следствием коррупции и нарушения режимов соблюдения информационной безопасности работниками специальных служб и правоохранительных органов. Атаки информационного вторжения — главная часть стратегии захвата предприятия и бизнеса.

Неоднократно отмечались факты, когда в реализации планов криминального передела собственности принимали участие отдельные сотрудники правоохранительных органов, налоговых служб, которые использовались для получения информации об акционерных обществах, об отдельных акционерах, и прежде всего их адреса и телефоны.

Одновременно здесь высветилась проблема информационной незащищенности. Это очень серьезная проблема, которая появилась в новых условиях перехода к рынку. И суть ее сводится к тому, что каждый из нас является собственником некоторой конфиденциальной информации, и она выходит на черный рынок и становится достоянием общественности. Данные паспортных столов, загсов, ГИБДД, МГТС, реестродержателей и т. д. можно свободно купить, т. е. мы в этом плане оказались совершенно не защищенными. И, конечно, проблема информационной безопасности является исключительно важной. Если не обеспечить ее, то невозможно обеспечить экономическую безопасность собственности. Это взаимосвязанные составляющие.

В свою очередь, подсистема обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов от опасности криминального передела собственности тесно соприкасается и с подсистемами военной безопасности, энергетической безопасности (коррупционно-криминальный передел топливно-энергетического комплекса — на предприятиях велась и ведется борьба за контроль за собственностью), продовольственной безопасности, другими подсистемами национальной безопасности.

Как уже было отмечено, передел собственности, в том числе и криминальный, стал возможен в период преобразований отношений собственности, когда помимо государственной собственности стали появляться и иные формы. Однако большая доля государственных предприятий осталась и продолжает функционировать. Поэтому необходимо отдельно остановиться на проблеме защиты такой формы собственности, как государственная.

На современном этапе российских преобразований основной вектор реформирования государственной собственности должен быть сориентирован на вопрос эффективности государственной собственности, функционирования государственных активов и контроля за их функциями. В качестве важнейшей составляющей в решении указанной задачи необходимо рассматривать деятельность по обеспечению защиты государственной собственности в широком понимании, направленную на предотвращение ее неправомерного, т. е. противо-

речащего конституционным целям функционирования государственной собственности, использования в интересах отдельных социальных групп (структур) или личностей.

В системе обеспечения экономической безопасности государственная собственность выступает в двойственной форме. Во-первых, в качестве средства обеспечения экономической безопасности, поскольку образует экономическую основу деятельности различных государственных органов и структур, т. е. субъектов обеспечения экономической безопасности, а также способствует достижению основной макроэкономической цели — устойчивому развитию национальной экономики. Во-вторых, в качестве объекта защиты от коррупционно-криминальных захватов, ибо ее неправомерное использование в любом случае будет означать фактическую нереализацию данной собственности как государственной.

Критерием эффективности экономической реализации государственной собственности должно быть достижение основных конституционных целей ее существования в государстве. Для общества с социально ориентированной рыночной экономикой это могут быть: обеспечение оптимальных темпов экономического роста, гармонизация общественных отношений.

Эффективной реализации государственной собственности препятствует целый комплекс противоречий, возникающих в процессе формообразования собственности, в частности:

• «внутриформальные» противоречия, которые выступают проявлением несоответствия правовых норм, закрепляющих титулы собственности, и правовых норм, определяющих конкретные организационные формы хозяйственной деятельности;

• противоречия между юридическим и экономическим содержанием собственности, которые представляют собой несоответствие между формальными и неформальными нормами, определяющими институциональную основу государственной собственности.

Поэтому в настоящее время существует необходимость развития законодательства о государственной собственности, где должны найти отражение такие вопросы, как закрепление прав на государственную собственность, право государства реализовывать свои права на акционерный доход, принятие управленческих решений. Эти процессы должны быть обеспечены институционально.

Необходимость обеспечения экономической безопасности, защиты собственности существовала

- 67

и раньше, но во времена, когда была фактически только одна общегосударственная собственность, экономическая безопасность была частью единой системы государственной безопасности и обеспечивалась государством.

Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия является, с одной стороны, задачей его собственников и руководителей. С другой, — задачей государства и общества, поскольку каждое предприятие в отдельности является составной и неотъемлемой частью экономической системы страны. Государство обязано создавать условия для безопасного и устойчивого развития как экономики страны в целом, так и отдельных предприятий, являющихся экономическими субъектами. Должен быть диалог, взаимодействие власти и бизнеса, диалог непосредственно собственников.

Очевидно, что действующие нормативные правовые акты сегодня не в полной мере соответствуют происходящим в реальной жизни процессам и явлениям. Ведь все схемы, используемые при криминальных захватах собственности, уже хорошо известны. И по существу вписываются в рамки действующего законодательства. Это значит, что законы не срабатывают, не защищают собственника и собственность. Закон — прежде всего правовой регулятор, и его полезность и эффективность определяются тем, насколько он продвигает нас к формированию цивилизованных, прозрачных и открытых рыночных отношений и насколько он обеспечивает защиту интересов граждан.

Поэтому сегодня приоритетная задача — это создание законодательной базы, особенно регулирующей отношения собственности. А у нас пока нет основополагающего закона рыночной экономики — закона о собственности. Вместе с тем существует многообразие форм собственности. Но законодательно не определены ни понятие каждого вида собственности, ни механизмы формирования этих видов, ни критерии оценки.

Для понимания важности правового регулирования хозяйственной жизни и отношений собственности К. Хофф и Дж. Стиглиц (лауреата Нобелевской премии по экономике) сравнивают два качественно разных абстрактно возможных правовых режима, обозначаемых ими как [1]:

1) власть закона — четко определенные права на собственность, широкий доступ к этим правам со стороны заинтересованных агентов и наличие предсказуемых механизмов разрешения собственнических споров;

2) не власть закона — правовой режим, при котором не защищены от изъятий доходы инвесторов

68 -

и их собственность, не защищены права миноритарных акционеров, нет стимулов к установлению и развитию контрактных отношений.

Следует понимать, что отсутствие власти закона совсем не означает отсутствия закона как такового. Просто закон в этих случаях, как правило, используется бюрократами и имеющими связи предпринимателями для извлечения личных выгод из создавшейся ситуации. Если обратиться к конкретным примерам из российской практики, например процессу приватизации, то здесь следует обратить внимание на следующие факты:

• во-первых, именно с помощью закона влиятельные группы выходцев из советской номенклатуры обеспечили себя правами на большие доли приватизируемой собственности через предъявление обвинений в банкротстве наиболее крупным предприятиям страны;

• во-вторых, в некоторых случаях закон служил способом построения барьеров для входа в отрасль и поддержания монопольных преимуществ некоторых собственников;

• в-третьих, права не только миноритарных собственников, но и крупных акционеров зачастую могли быть легко отчуждены от принадлежащей им собственности в результате правовых фикций или других методов воздействия со стороны заинтересованных лиц.

Таким образом, отсутствие власти закона, высокие административные барьеры привели к формированию неразвитых рыночных институтов, а экономике, функционирующей по следующему принципу: государство стоит над законом и использует власть не для целей развития экономики и повышения благосостояния общества, а для реализации целей конкретных лиц, эту власть представляющих. Административные барьеры препятствуют развитию легального бизнеса и стимулируют теневую экономику.

Учитывая вышеизложенные основные положения, можно сформулировать основные угрозы экономической безопасности хозяйствующих субъектов от криминального передела собственности:

• нормативные, правовые и организационные недостатки и правонарушения в процессах регламентации использования и распределения собственности как частных хозяйствующих субъектов, так и государственных и муниципальных предприятий;

• теневизация и криминализация имущественных отношений, о чем свидетельствует динамика роста преступлений против собственности, проникновение доходов, полученных пре-

ступным путем на рынки земельных ресурсов и недвижимости;

• отсутствие системности в сфере управления формированием и использованием земельных ресурсов, имущественных комплексов;

• несанкционированный захват хозяйствующих субъектов и их нецелевое использование;

• снижение государственного и муниципального регулирования экономических отношений и отношений собственности;

• приватизация государственных предприятий по заниженной цене;

• отсутствие контроля за оценочными работами и слабое информационно-методическое обеспечение оценки хозяйствующих субъектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• недостатки в работе правоохранительных органов, связанных с противодействием криминальным захватам хозяйствующих субъектов. Поэтому система обеспечения экономической

безопасности собственности должна включать в себя следующие подсистемы:

1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования угроз экономической безопасности отношений собственности. Создание комплексного мониторинга предполагает функционирование многоуровневой и полномасштабной системы отслеживания динамики всех основных финансово-экономических процессов в стране;

2) выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам. Например, индекс экономической свободы, включающий субиндексы защищенности прав собственности и контрактных прав, в последнее десятилетие в России колеблется, согласно расчетам канадского Института Фрэзера, в интервале 3,46—3,83х [2]. В то же время в период с 1999 г. страна демонстрирует довольно высокие (хотя и постепенно снижающиеся) темпы роста ВВП. Система экономической безопасности собственности должна включать в себя выработку пороговых показателей и принципы их формирования, например по количеству слияний и поглощений. По итогам 2007 г. зафиксированы рекордные показатели мирового рынка слияний и поглощений: заключено 35 636 сделок на сумму 4 743 млрд долл. Значительный вклад в этот рост внесла Россия, заняв пятое место в мире по стоимости сделок и второе — по темпам роста.

1 Максимально возможное значение индекса экономической свободы — 10; Россия в 2004 г. по уровню экономической свободы занимала 123-е место из 160.

Отечественный рынок слияний и поглощений достиг максимальных за всю историю исследований показателей: совершено 486 сделок на сумму 125 млрд долл. Доля сделок в ВВП страны составила 9,7 %, что соответствует среднемировому уровню для развивающихся стран [3]. Для сравнения: объем сделок во всей Европе достиг 1,08 трлн долл., в Азии (за исключением Японии) объем слияний и поглощений составил 244 млрд долл., в США — 946,54 млрд долл. В странах ЕС установлен среднестатистический уровень количества недружественных поглощений, равный 100 сделкам в год, исходя из того, что процессы слияний и поглощений не во всех случаях носят криминальный характер, а могут также санировать бизнес и экономику от неэффективного производства и собственника. Как видно из приведенных цифр, данный показатель в России превышает в 5 раз среднестатистический уровень, установленный в Европе, если брать его за пороговое, предельно допустимое значение. Этот процесс, как следствие, подрывает экономическую безопасность страны и является серьезной угрозой экономической безопасности собственности;

3) деятельность органов государственной власти, бизнес-сообществ и отдельных граждан по выявлению и предупреждению угроз безопасности экономики. Эта деятельность должна заключаться в следующем:

• выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности;

• разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

• организация работы по реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности;

• контроль за принимаемыми решениями по фи -нансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности страны. Кроме того, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта свидетельствует, что система мероприятий по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов от криминального передела собственности должна включать в себя следующие основные компоненты: физическую охрану; применение технических средств обеспечения безопасности; защиту информации; юридическое обеспечение; информационно-аналитическую поддержку управления предпринимательскими рисками и системами экономической безопасности.

- 69

Если говорить о проблеме криминального передела собственности, то позиция государства здесь должна быть более активной. Государство должно, с одной стороны, защищать государственную собственность, с другой — принимать соответствующие законы по защите иных видов собственности и интересов собственников, а также обеспечивать их строжайшее исполнение.

Необходимость поддержания баланса интересов хозяйствующих субъектов с учетом влияния разрушительных процессов делает особо значимой правоохранительную деятельность по противодействию криминального передела собственности в России. Эффективность этой работы определяется способами и методами, применяемыми правоохранительными органами и направленными на защиту от саморазрушения имущественных отношений и противодействие экономической преступности в сфере экономической деятельности хозяйствующих субъектов. В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов является защита законных прав и интересов хозяйствующих субъектов в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти и общественными организациями. Правоохранительные органы должны создавать новые механизмы обеспечения экономической безопасности, включая и защиту прав собственности и имущества.

Анализ функционирования экономического механизма в течение последних реформенных лет показывает, что полномасштабное формирование эффективных отношений собственности, защита и гарантии неприкосновенности прав собственности — не только важнейший фактор обеспечения экономической безопасности в целом, но одновременно ее своеобразный двигатель. Все эти процессы в совокупности представляют собой проблему системного характера, требующую своего решения с применением различных институтов и механизмов.

Список литературы

1. Зайков А. Рекордные итоги 2007 года на рынке M&A: 12 тренд-маркеров // Слияния и поглощения. 2008. № 1—2 (59—60). С. 10.

2. Gwartney J., Lawson R Economic Freedom of the World: Annual Report 2003 / Fraeser Institute, July 2003 (http://www. fraesermstitute. ca); MilesM, Feulner E, O'Grady M. A. 2004 Index of Economic Freedom: Establishing the Link Between Economic Freedom and Property / The Heritage Foundation and Dow Jones Company, Inc., 2004.

3. HoffK, Stiglitz J. E. After the Big Bang? Obstacles to the Emergence of the Rule of Law in Post-Communist Societies // NBER Working Paper № w9282. October 2002.

Не успели оформить

подписку на 2009 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 721-85-75 Http://www.fin-izdat.ru

E-mail: [email protected]

70 -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.