Научная статья на тему 'Природа лирического героя поэзии ш. Бабича'

Природа лирического героя поэзии ш. Бабича Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
555
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LYRIC HERO / SUBJECT / PATHOS / DEMONIC PERSON / DEMONISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусина Л. Г.

An attempt to monitor the lyric hero in the Sh. Babich's poetry has been made in the article. The hero is an artistic character who symbolizes integrity and civic tendency of the author's consciousness where the aspect of relations between a man and the world is the principal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The NATURE of the Lyric hero in the SH. BabIch's poetry

An attempt to monitor the lyric hero in the Sh. Babich's poetry has been made in the article. The hero is an artistic character who symbolizes integrity and civic tendency of the author's consciousness where the aspect of relations between a man and the world is the principal.

Текст научной работы на тему «Природа лирического героя поэзии ш. Бабича»

УДК 821.512.141.09

ПРИРОДА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ПОЭЗИИ Ш. БАБИЧА

© Л. Г. Мусина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: + 7 (347) 273 67 78.

E-mail: Musina82@rambler.ru

В предлагаемой статье предпринимается попытка проследить за лирическим героем Ш. Бабича, который выступает в качестве художественного образа, посредством чего передается целостность и гражданская устремленность авторского сознания, выдвинувшего на первый план проблему «человек и мир»

Ключевые слова: лирический герой, субъект, пафос, демоническая личность, демонизм.

Как известно, отличие лирики от эпоса и драмы состоит в том, что личность автора в ней отражается гораздо полнее и многограннее. «Чем более усложняется духовная жизнь человека, чем выше становится культура чувств, чем напряженнее бьется человеческая мысль в поисках смысла жизни, - тем отчетливее звучит голос сердца, тем многограннее предстает в поэзии образ лирического героя» [1, с. 63]. Лирический характер составляет душу лирической поэзии, привносит в нее дыхание жизни.

Проблема лирического героя чрезвычайно сложна и противоречива. Если мы попытаемся в общих чертах охарактеризовать отношение широкого круга литераторов к лирическому герою, то обнаружим много несходных, а иногда и противоречивых мнений. Одни в лирическом герое видят исключительно автора, другие между автором и лирическим героем возводят непреодолимую стену, наконец, третьи сомневаются, отождествлять ли лирического героя с автором или же принять его за своеобразное действующее лицо?

Общеизвестно, что личность автора присутствует в лирическом стихотворении в форме впечатлений, размышлений и переживаний, причем в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого поэта, так как лирическое творчество в основном «ав-топсихологично» (термин Л. Гинзбург). В то же время прямого тождества между автором и носителем поэтической речи нет. Поэт выступает не только в качестве размышляющего о собственных переживаниях, но и в роли рассуждающего на общие темы, в роли выразителя взглядов, настроений и стремлений определенных социальных групп, классов, иногда всего народа. «Обычно в них расширение выразительных возможностей понятия «лирический герой» идет за счет широкого введения «ролевого» характера, когда поэт выступает не только от лица своего героя, но и от имени различных слоев народа, когда на смену лирическому «я» часто приходит лирическое «мы» [2, с. 32].

Характеристика лирического героя была развита в трудах Л. Гинзбург, Б. Корман, В. Назаренко и др. По Л. Гинзбург, необходимое условие возникновения лирического героя - наличие некоего «единства авторского сознания», сосредоточенного в «определенном кругу проблем» и облеченного «устойчивыми чертами - биографическими, психологическими, сю-

жетными» [3, с. 160]. Говорить о собственно лирическом герое можно только тогда, когда образ личности, возникающий в поэзии и обладающий устойчивыми чертами, является не только субъектом, но и объектом произведения. Этот же момент подчеркивает Б. Кор-ман, проводя границу между «собственно автором» и лирическим героем; если первый не является объектом для себя, то второй «является и субъектом и объектом в прямо оценочной точке зрения. Лирический герой - это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображенным миром» [4, с. 9].

В. Назаренко склонен уравнивать биографическую личность поэта и образ поэта в стихах, заявляя об их тождестве [5, с. 165].

Согласно суждениям исследователя башкирской поэзии К. Ахметьянова, «в лирике сильна субъективная сторона. Однако нельзя думать, что поэт всегда и в каждом произведении изображает лишь свои собственные переживания. Оставаясь преданным канонам лирики, поэт сам может превратиться в основной объект изображения. Из-за того, что иногда личность поэта не совпадает, «я» в лирическом произведении в науке о литературе принято называть «лирическим героем» [6, с. 324].

Исходя из ранее изложенных суждений, мы приходим к выводам, что лирический герой воплощает в себе идеал поэта, его жизненную позицию, его знание и понимание жизненных процессов. В лирическом герое раскрывается личность автора, неповторимая человеческая индивидуальность, особый мир чувств, переживаний, мыслей. В то же время содержание духовной жизни субъекта лирики касается не одного поэта, оно типично. Лирический герой носит в себе настроения, чувства, мысли, порывы, свойственные не только ему, но и его современникам, потомкам. В нем сливаются и индивидуальное, и общее.

Проблема лирического героя всегда была актуальна для башкирского литературоведения, изучение которого помогает ближе подойти к определению особенностей поэтической природы бабичевского лирического героя.

Шайхзада Бабич - один из интереснейших поэтов башкирской литературы начала ХХ века. Его произведения содержат в себе в концентрированном виде лучшие эстетические и художественные достижения

письменной поэзии данного времени. Высокая гражданственность, гуманность и нравственность, чувствительность и мелодичность были их основными чертами. Непосредственное и тонкое понимание Бабичем действительности в прошлом и настоящем, философское осмысление и художественное преломление ее явлений, событий, а также рассмотрение поступков и душевных состояний людей через призму своего внутреннего мира, стремление от частностей перейти к общему, сложная жизненная судьба наложили отпечаток на своеобразие лирического героя Ш. Бабича.

Лирический герой Ш. Бабича раскрывается, прежде всего, в произведениях, написанных от первого лица. Лирическому герою, который находится в центре переживания, свойственны следующие функции:

• «я» поэта постоянно рассуждает о вечных проблемах бытия: жизнь, счастье - несчастье, правда - ложь, любовь и ненависть и т. д.;

• «я» - носитель национальных черт, характера данного народа;

• «я» - человек особой судьбы;

• «я» поэта воспринимает природу как частицу человеческого существования.

В первых же произведениях Ш. Бабича, относящихся к медитативному типу лирики - к «лирике чувств», центральное место занимают грусть, метания, связанные с поиском светлой жизни, стремлением к совершенству, желанием утвердиться в жизни. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены изменения состояния души. Его лирический герой ни минуты не остается спокойным, он постоянно думает о причинах своей печали, живет тревожными мыслями и мечтами «развеять осточертевшую грусть-тоску». Он чувствует себя не физически, а душевно несчастным, душевно ущербным. Как видно из многочисленных стихотворений поэта, написанных в 1910-1913 гг. («Жалоба», «Печаль», «Душа», «Назидание», «Совесть и амбиция», «В подавленном состоянии», «В блаженном состоянии»), его духовное состояние таково:

Не пойму я, отчего печалюсь,

Нет покоя. Я души не чаю В каждом сущем на живой земле.

[7, с. 35]

Ноет, ноет! Иль в душе - болячка?

Среди черных сил я, как в лесу...

Грудь моя горит! Студеный ветер Обдает, и снегом бьет метель:

От всего святого, что на свете есть, Оторван, брошен я на мель.

[7, с. 34]

Такие поэтические строки Ш. Бабича появились в годы черной реакции. Встречающиеся на каждом шагу несправедливость, грубость и жестокость словно сыпят соль на ноющие душевные раны поэта. Воспевая просветительские идеи, он воспринимал эти годы как атаку на свободу, как время господства зла

над добром и справедливостью. Поэтому Ш. Бабич в своих произведениях с болью говорит о совести, чести, вере и верности, призывает людей жить искренне, честно и справедливо. Поэт верит, что это может направить их на верный путь и изменить жизнь. В поисках путей правды он даже обращается к Всевышнему («Душа», «Назидание»).

В этот же период начинает формироваться сатирический пафос. Бабич не просто переживал, видя неравенство и невежество в жизни, а остро высмеивал постаревших шакирдов в медресе, жадных, невежественных и консервативных мулл, выступающих против всего нового и защищающего все отжившее.

Характерной чертой художественного мышления Ш. Бабича является осмысление жизни и личности в связях с народом, национальным прошлым. В связи с этим просматривается проблема «я и народ». Народ становится объектом настоящего внимания, переживаний и большой любви его живого, целеустремленного лирического героя, который вместил в себя светлые мечты и чаяния, радость и горесть, любовь и ненависть своего времени. Лирический герой Бабича не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроением, но оказывается от него неотличимым. Лирика его, в основном, автопсихоло-гична, ей присуща непосредственность самораскрытия автора, распахнутость его внутреннего мира.

Мыслью служения народу пронизано стихотворение «Для народа». Это программное произведение поэта, стремившегося жить ярко и полно, пожелавшего посвятить свою жизнь и творчество интересам народа:

Свои золотые пречистые песни Пою не для славы - те песни пою Во славу народу. Я жив буду, если Пребудет народ мой в родимом краю. Клянусь своей юной порой золотою И кровью своею, и сердцем клянусь:

Коль в мире крутом я чего-нибудь стою,

Я буду с народом! С ним прахом сольюсь!

[7, с. 48]

В этом произведении Ш. Бабича отчетливо прослеживается его эстетическое кредо: жить для родного народа, а не ради славы и личного благополучия. В этом плане очень характерно его стихотворное послание-монолог «Проведи жизнь краткую в борьбе!», адресованное своей израненной, ноющей душе. Лирический герой говорит о зле, которое само по себе не исчезнет и не уничтожится, о цепях и капканах для народа, которые нелегко разорвать. По мысли лирического героя, зло можно уничтожить и цепи разорвать только в борьбе с ним, он говорит о решимости ради счастья посвятить себя борьбе:

Плюнь на белый свет! Будь терпелива,

Волей, а не ядом будь сильна.

За грядущих дней красу и диво

Жизнь свою борьбе отдай сполна! [7, с. 69]

Путь лирического героя - это во многом путь автора. Мир героя и мир поэта слиты воедино. Ш. Бабич как будто предвидел свою действительно короткую жизнь. Неудивительно поэтому и то, что свою жизнь он отдал до конца этой борьбе и пал жертвой на этом пути.

Мятежная душа поэта никак не могла смириться с существующими несправедливыми порядками, бессмысленной войной, чудовищным кровопролитием. В поисках ответа на сложнейшие вопросы Ш. Бабич всегда приходил к одному выводу: в любых условиях надо быть вместе с народом, если имеешь огонь в груди, то необходимо щедро светить всем и жить надеждой на будущее. Его элегия «Я жду» до краев наполнена болью и надеждами, любовью поэта к родному народу. Произведение проникнуто романтическим и драматическим пафосом. С вершин гор башкирская земля кажется настоящим раем. Но в реальной жизни в окружении этой волшебной природы веет «темным горем» и «смертью», «шевелятся живые трупы». Лирический герой чувствует себя неразрывной частицей этих «живых трупов», «поющих, рыдая, песни печали Сакмара и Яика», вместе с ними задает себе вопрос: «Придет ли когда-нибудь светлый день и к нам?» И в минуты тоски и печали он находит духовную опору на Урале, сохраняющем свою величавость и мощь даже в тяжкую годину. Когда лирический герой обращается к Уралу, в его голове появляются «светлые, сладкие мысли», ему кажется: «песни счастья и надежды летят» именно со стороны Уральских гор. Элегия завершается такими словами: «Я жду и верю: светлый день скоро придет».

Стихотворное послание «Вперед, душа!» является одним из наиболее значимых в поэзии Бабича:

Вперед, душа, не будь здесь, лети ввысь, ввысь, ввысь.

Лети ввысь: на небе покой, а здесь война, здесь меч!

Лети ввысь, тут нет красоты, а в небе есть, там сияют лучи.

А здесь что? Красивые станы... Там гурии, там райские девы.

Вперед, моя жизнь, мое счастье, вперед, моя душа - все.

Если здесь порхают бабочки, там - все ангелы. [7, с. 166]

В этом произведении не абстрактное желание покинуть этот мир. Причину своего желания покинуть землю лирический герой объясняет предельно ясно: «Здесь война, здесь меч!» Это не жалоба на абстрактное варварство или какое-то неопределенное зло, лирический герой указывает на реальные события, на кровопролитие в мировом масштабе. Таким образом, романтический дух дополняется жизненными деталями.

Под впечатлением исторической трагедии, обрушившейся на человечество, на народ, лирический герой вступает в конфликт с Богом («Бог или черт?»).

Соседство сатаны с богом подчеркивает романтическое, демоническое качество лирического героя. Это показывает, что он находится в очень противоречивом психологическом состоянии:

Бог - посреди небес.

В земной юдоли - бес.

Я мальчуган.

Один твердит: «Ислам!»

В словах - туман.

Другой кричит: «Я сам!»

Но справедлив ли бог?

А бес - кому помог?

На чьей из двух дорог Обман? [7, с. 106]

То ли бог, то ли сатана. И стоящий между ними человек. Никому нет веры. На кого же опереться в таком случае? Кажется, человек еще не осознал своих творческих сил и собственного достоинства, не занял в жизни подобающего ему места. Поэт как бы умышленно ставит себя в положение мальчика, искренне недоумевающего: «Не знаю, кто обманывает, то ли аллах, то ли иблис - сатана». Когда бог и сатана из-за этого мальчика вступают в конфликт, каждый из них тянет его в свою сторону, они оказываются в смешном положении. Все это придает сатире Бабича очень оригинальное звучание.

Лирический герой Ш. Бабича - мятежная, страстная, желающая сломать все каноны демоническая личность. Источник его демонизма - безбожие, богоборчество. «Гений я! Потерплю ль униженье?», «Делом будущих дней докажу»,- говорил его лирический герой («Я - гений»). В этих словах не трудно уловить мотивы демонизма. Лирический герой не довольствуется судьбой обычного человека, пытается по-своему пробиться к свету.

Свой маяк я сам Изберу себе.

Ринусь к небесам,

Бросив клич судьбе.

Сам пробью я путь -Вспять не повернуть.

Жаркий поцелуй До звезды дойдет.

Море светлых струй Перейду я вброд.

Я - свободы тварь,

Хан ее и царь. [7, с. 82]

Лирический герой Бабича не верит и не поддается никаким другим силам, кроме как силе своего собственного «я», что и является смыслом его существования. «Я» и есть тот бог, перед которым он преклоняется, на которого он молится. «Я» Бабича - индивидуалистический протест личности против всяческого насилия; в конечном итоге речь идет не только о гнете общества и государства, но и о самих основах миропорядка. «Я» - символ свободной личности, сильной и независимой.

Нет ничего удивительного в том, что свободолюбивый Бабич мечтает о сверхличности.

Плача перед богом, желаю Мощи - рукам, сердцу - смелости.

Желаю дыхания, как огненный пар, хочу меча - как волшебный меч Зульфикар. Пусть вспыхнет мир, если я подую,

Пусть поклоняются мне дракон, злой демон!

[7, с. 123]

В стихах, навеянных идеей демонизма, мечтой о незаурядной личности, о необычном характере, прием «самовозвеличивания» был мерой вынужденной. Потеряв бога, человек сам хочет стать богом. Такой демонизм не означает замыкания в своих страданиях, наоборот, он выражает стремление разрушить оковы, в которые закована личность.

Мятежный герой Бабича даже тогда, когда летит на Луну или странствует по Вселенной, думает, прежде всего, о земной жизни, о поисках света для своего народа. Даже достигнув божьего престола, он не успокаивается, все еще остается неудовлетворенным и мятежным, потому что на земле царит зло, жестокость, нищета и хаос.

В поэзии Ш. Бабича демоническое и гражданское начала были объединены в образе одного романтического лирического героя. «Его индивидуалистическое, эгоистическое зло, происшедшее от одного начала с добром, является возвышенным, демонизм трактуется не только в аспекте трагического богоборчества, но и тесно связан с проблемами общественной жизни своего времени» [5, с. 233].

Лирический герой поэта слит с природой, в ней он ощущает корни рода человечества. Поэт входит в духовный мир личности через жизнь природы, через картины действительности. Ведь именно окружающая действительность играет огромную роль в установлении отношения человека к жизни, в формировании его характера, жизненной позиции, морали. Через нее можно увидеть глубокую внутреннюю близость, родственную связь между природой и жизнью человека, его судьбой. Бабич прекрасно понимал, что в его жестокий век любовь и красота находятся в гармонии только с природой, и эта связь была понятна и дорога

для поэта. Вот как предстает перед ним мир в его счастливые минуты:

Зелена земля сегодня, словно девушка, нарядна.

Льется солнце с небосвода - даль чиста и неоглядна.

[7, с. 35]

Своей защитой искренности чувств, свободы человеческой души, свободы чувств, своим умением поэтически передавать красоту природы, Бабич оказал большое влияние на эволюцию лирического героя в башкирской поэзии.

В творчестве поэта нашли отражение различные стороны башкирской действительности начала XX века, свойства человеческой души, лирические переживания, философские размышления, романтические мечтания народа. Его лирический герой жил проблемами родного народа, переживал, радовался и боролся вместе с ним, чтобы, как сказано в стихотворении «Нежданно», «на земле Башкортостана и светлей, и легче стало», чтобы «славен был Башкортостан, на ноги башкиры встали. ».

Таким образом, лирический герой Ш. Бабича, в разной степени сохранивший условно-художественные признаки, рос, раскрывая свою роль, свою ценность, свои идейно-эстетические возможности по отношению к жизни, к народу, к историческому поступательному ходу и к современнику. Этот рост сопровождался большими трудностями, напряженными поисками. Бесспорно то, что жизненный и народный дух поэзии Бабича послужил источником, определившим мир переживаний, строй речи и психологию лирического героя поэзии десятых годов XX века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов А. А. Лирика сердца и разума. М.: Советский писатель, 1965. -72 с.

2. Кунафин Г. С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и нарративной поэзии. Уфа: Китап, 2004. -316 с.

3. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. -160 с.

4. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск: Удмуртия, 1982. -299 с.

5. Назаренко В. А // Звезда. 1953. №10. С. 164-171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ахметьянов К. А. Теория литературы. Уфа: Китап, 2003. -392 с.

7. Бабич Ш. Весенняя песнь: Поэзия. Проза. Перевод с башкирского Г. Шафикова. Уфа: Китап, 1995. -304 с.

Поступила в редакцию 02.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.