Научная статья на тему 'Природа конфликта драмы С. Фетисова «Осенние звезды»'

Природа конфликта драмы С. Фетисова «Осенние звезды» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРАМА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА / КОЛЛИЗИЯ / КОНФЛИКТ / МОРДОВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ / ОБРАЗ / ПЬЕСА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Антонов Юрий Григорьевич, Сидорова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются особенности конфликта, образная система драмы С. Фетисова «Осенние звезды». Основное внимание уделяется исторической основе пьесы, использованию документа в построении конфликта произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of the conflict and the system of images in S. Fetisov’s drama "Autumn Stars". The authors focus on the historical basis of the play and the use of documents for creating the play conflict scenario.

Текст научной работы на тему «Природа конфликта драмы С. Фетисова «Осенние звезды»»

АНТОНОВ Ю. Г., СИДОРОВА М. Ю.

ПРИРОДА КОНФЛИКТА ДРАМЫ С. ФЕТИСОВА «ОСЕННИЕ ЗВЕЗДЫ»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности конфликта, образная система драмы С. Фетисова «Осенние звезды». Основное внимание уделяется исторической основе пьесы, использованию документа в построении конфликта произведения.

Ключевые слова: мордовская драматургия, драма, конфликт, коллизия, историческая тема, образ, пьеса.

ANTONOV Yu. G., SIDOROVA M. Yu.

NATURE OF THE CONFLICT IN S. FETISOV'S DRAMA "AUTUMN STARS"

Abstract. The article considers the features of the conflict and the system of images in S. Fetisov's drama "Autumn Stars". The authors focus on the historical basis of the play and the use of documents for creating the play conflict scenario.

Keywords: Mordovian drama, drama, conflict, collision, historical topic, image, play.

В обращении современной мордовской драматургии к прошлому проявляется не только стремление к расширению жанрово-тематических форм нашей литературы, но и желание актуализировать ее идейно-эстетические искания в художественном осмыслении истории. Исторический процесс в драматургии раскрывается через воспроизведение развития общества и, вместе с тем, через изображение жизни и деятельности выдающихся исторических деятелей, личная судьба которых связана с историческими судьбами нации, народа.

В развитии исторического жанра современной мордовской литературы заметно тяготение к критическим, переломным моментам в истории. Эта особенность вытекает из понимания того, что развитие человечества не является простым эволюционным процессом, что самыми интересными для художника являются эпохи прошлого - эпохи коренных революционных изменений действительности. Предметом исследования писателей становится человеческий характер, находящийся на вершине событий, происходящих в такие моменты истории.

Характерной чертой развития такой темы в драматургии является «устремленность к гармоничному сочетанию подлинного историзма, реальной правды истории и обострившейся потребности извлечь из исторического прошлого уроки, актуальные для современности, осветить день вчерашний опытом сегодняшних мыслей и представлений» [1, с.312].

Конфликт драм на историческую тему определяется столкновением двух лагерей, двух противоборствующих идей в условиях революции, войны. В основе сюжета таких

произведений лежат факты истории. Они, хотя и связаны напрямую с документальной основой, чаще всего берутся в более общем конфликтном срезе социальных противостояний. Реальные исторические лица в них окружаются вымышленными героями. Авторы пьес стремятся к таким художественным обобщениям, которые у читателя и зрителя вызывают реальное представление о нашей истории.

Одним из примеров осмысления истории с таких позиций является драма С. Фетисова «Осенние звезды». В ней воскрешается тревожная атмосфера Гражданской войны.

Обращение к документу в драме С. Фетисова «Осенние звезды» было вызвано стремлением автора «создать объективные картины исторических событий, свободные от предвзятых взглядов и субъективных напластований» [2, с.26]. Делая предметом исторической правды документ, реальный факт, не скрытый в подтексте и вынесенный на поверхность сюжетной коллизии, драматург не только укреплял доверие зрителей и читателей к изображаемым событиям и героям, но и активизировал их непосредственное приобщение к конкретным явлениям исторического процесса.

Сюжет пьесы построен на реальных событиях, происходивших в ноябре 1918 года в селе Лада Саранского уезда Пензенской губернии. Автор пьесы не изменил даже имена и фамилии главных героев. Это - агитатор Анна Лусс, комиссар продотряда Платон Семенов, продармеец Трушин и другие. Документ становится явлением художественного порядка, а рассказываемое обретает статус реального в контексте истории. Именно это обстоятельство «обеспечивает документальному произведению или художественному произведению на документальной основе повышенный интерес у читателей» [3, с.324].

Взяв за основу исторические события, С. Фетисов стремится показать их правдиво и свою пьесу заканчивает тем же, как события разворачивались в действительности, - был спровоцирован мятеж, и продотрядовцы были убиты.

Конфликт пьесы «Осенние звезды» остросоциальный. События драмы разворачиваются на фоне суровой действительности периода Гражданской войны. Основное содержание произведения заключается в показе борьбы за установление новой власти и ликвидацию голода.

Действующие лица резко разделяются на два противоположных лагеря. С одной стороны, защитники революции, поборники новых отношений в обществе - продотрядовцы, с другой - ярые враги новой власти.

Именно столкновение этих сил составляет драматическую коллизию, которую мы видим уже в самом начале пьесы. В село приезжают продотрядовцы. Их расквартирование и поселение комиссара Семенова и агитатора Лусс в доме священника для автора не случайное явление. Здесь автор стремится к раскрытию социального характера драмы. Священник

является ярым противником продотрядовцев. Это борьба двух мировоззрений. Она видна во всем.

Идейным стержнем пьесы и ее основным драматическим конфликтом является борьба, возглавляемая Анной Лусс и Семеновым против зажиточной части крестьян, не желающих сдавать излишки хлеба голодающим.

Действие начинает развиваться с первой же картины с достаточным эмоциональным накалом. Драматизм и напряженность борьбы, сложность ситуации, расстановка противоборствующих сил определены драматургом сразу и четко.

Продотрядовцы пришли в село и разместились в домах крестьян. Комиссар Семенов говорит: «Я разместил продармейцев по одному-два на избу. Крестьянам не будет накладно, а наши товарищи агитационную работу проведут. Каждый со своим хозяином...» [4, с.140]. Здесь автор показывает: чтобы добыть хлеб, надо провести большую разъяснительную работу среди крестьянской массы.

Комиссар Семенов, агитатор Лусс и продармеец Трушин, как мы отметили выше, поселяются в доме священника. Это - экспозиция пьесы. Дальше идет энергичное развитие событий. Столкновение с одним из сознательных врагов продразверстки, священником, носит яркую драматическую выразительность и является эмоциональным стержнем коллизии. Священник, казалось бы, простыми бытовыми проблемами пытается помешать работе продотрядовцев. На самом же деле за всем этим скрывается четко спланированная акция, которая направлена против самой сути продразверстки.

Продотрядовцам пришлось весьма трудно. Они встретились с молчаливым отказом крестьян сдать излишки хлеба. Председатель волисполкома Бурмистров пьянствует, ему нет дела до сдачи хлеба. Зажиточное крестьянство стало саботировать работу отряда.

Продотрядовцы малочисленны, но С. Фетисов показывает как энергично взялись за дело комиссар Семенов и агитатор Лусс. Они активно ведут работу среди населения, убеждают крестьян в правильности политики продразверстки. Именно поэтому они предстают перед нами людьми смелыми, волевыми и решительными.

Достаточно оригинально выписан в драме образ агитатора Анны Лусс. Лаконично, несколькими штрихами рисует С. Фетисов характер идейного борца за новую жизнь, до последнего дыхания оставшейся верной своим убеждениям и принципам.

Это образ сильной, волевой и решительной женщины, преисполненной душевного обаяния. Лусс грамотно разбирается в создавшейся обстановке. Вместе с Семеновым она принимает необходимые решения. В ней угадывается твердый характер человека, посвятившего свою жизнь идеям светлого будущего и до конца следующего намеченной цели.

Интересны в драме взаимоотношения Лусс с Семеновым. Цель у обоих одна, а в методах достижения ее есть существенная разница. Мнение Анны Лусс расходится с мнением комиссара Семенова. Здесь писатель показывает уже другую сторону драматической коллизии. По мнению Лусс, только агитация среди крестьянского населения поможет выполнить задание. Семенов же считает возможным применение силы. В данном конфликте главное место автор отвел Анне Лусс. Ее убежденность непоколебима. В столкновении двух комиссаров продразверстки правой оказывается Лусс. Она твердо убеждена: кто выполняет трудную миссию по доставке хлеба в города, в их поведении не должно быть ни единого пятнышка, марающего саму суть политики продразверстки. Убежденность Лусс не случайна. Она выношена сердцем и под собой имеет твердую почву. Отсюда и ее вера в правоту дела, за которое она борется, непоколебимая уверенность в своих поступках и цена собственной жизни.

Лусс (задыхаясь, из последних сил). Ради нас, ради таких, как вы, темных и обездоленных, мы совершили революцию... Для нас, для детей наших хотим мы построить радостную, светлую жизнь!.. А вы... Вы убиваете нас. За что?.. Она обязательно настанет... Справедливая, светлая... И тогда вы вспомните тех, которые... которые погибли от вашей руки... [4, с.195].

Образ Анны Лусс нарисован драматургом с особым вниманием и заботой. Автор показал эту женщину как в борьбе за идеи, так и в личной жизни. Во взаимоотношениях Анны Лусс с Семеновым проскальзывает не только особая, нежная забота друг о друге, но и что-то большее.

Семенов. Нет! Ты подожди: в другой раз я духу не наберусь... Не думай, я прохвост какой!.. Не слепой - вижу, ты делаешь, чтоб третий обязательно с нами был. Трушина поэтому пригласила на квартиру... Не обижу тебя, любовь моя, Аня!..

Лусс. Я знала, что ты скажешь это. Но не думала, что это будет сегодня. [4, с.163].

Несмотря на некоторую эскизность и лаконизм, которые в какой-то мере снижают художественную ценность и идейное значение характера, образ Анны Лусс нарисован драматургом удачно.

Не менее значителен в пьесе образ комиссара продармейцев Семенова. Ему присущи черты заботливого и умного человека, самостоятельного и инициативного командира. Все его мысли и заботы сводятся к одному - как можно лучше довести до крестьянства идеи строительства нового мира. Платон Семенов - верный солдат свершившейся революции, убежденный борец за новые идеи, волевой человек.

Интересно разработаны С. Фетисовым второстепенные персонажи пьесы. Наиболее удавшимися являются образы продармейца Трушина и крестьянина Лапочкина. Они

обрисованы автором реально и правдиво. Характеры их в достаточной мере индивидуализированы, носят типические черты и легко запоминаются.

Трушин считает, что борьба за хлеб - это тот же фронт и на нем есть противник, с которым нужно бороться. Суровые обстоятельства требуют от него твердости духа и верного понимания сложившейся ситуации. Трушин в любых условиях не унывает, находит выход. Вера в счастливое завтра - основная черта его характера.

Иной образ создает С. Фетисов, показывая крестьянина Лапочкина. Свою неудовлетворенность жизнью Лапочкин по причине неустойчивости характера топит в водке. Для него необходим толчок, нужна кем-то указанная цель. Таким толчком послужил приезд и действия продотряда. Убедившись в гуманности, чистоте намерений и действий продармейцев, Лапочкин примыкает к ним.

Показывая столкновения представителей различных классов общества, раскрывая борьбу идей, автор никак не мог обойти в своей пьесе образы героев, противоположных продотрядовцам. С. Фетисов рисует их схематично. Наиболее удавшийся образ - это образ священника, которого автор делает главным противником как новой власти, так и продразверстки. Другие социальные силы деревни не находят должного воплощения в пьесе. Драматургу не удалось до конца достоверно показать весь сословный срез российской деревни времен Гражданской войны.

В целом, в «Осенних звездах» С. Фетисов создал запоминающиеся характеры борцов за новые отношения в обществе, действия и поступки которых правдивы и убедительны.

Таким образом, спектр исканий современной мордовской драматургии в произведениях на историческую тематику обогащается. Расширяются тематические границы, критерии отбора характеров и конфликтов обновляются с учетом как общего литературного процесса в России, так и особенностей развития собственно мордовской литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бугров Б. С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. - М., 1987. -

368 с.

2. Бугров Б. С. Русская советская драматургия (1960 - 1970-е годы). - М., 1981. - 286 с.

3 . Леонов Б. А. Утверждение: Героико-патриотическая тема в русской и советской

литературе. - М., 1988. - 381 с.

4. Фетисов С. Осенние звезды // Произведения мордовских писателей. Драматургия. -Саранск, 1975. - С. 139-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.