Научная статья на тему 'Природа и психология конфликта'

Природа и психология конфликта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4612
536
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлов Геннадий Степанович

В статье раскрываются общие особенности развития конфликтного процесса и навыки эффективного управлений им. Выделяются виды, стадии развития и типы конфликтов. Показано, что необходимым условием управления конфликтом является диагностика конфликтной ситуации, анализ ее основных характеристик. Приводятся стратегии и типы поведения при этом. Показаны влияние внутриличностных конфликтов на эффективность деятельности современного руководителя, их последствия для личности и окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature and psychology of a conflict

The article dwells on some general features of development of a conflict and skills of effective conflict control. The article represents kinds, stages of development and types of conflicts. It is shown that the necessary condition of conflict control is a diagnosis of a conflict situation and analysis of its main characteristics. Strategies and types of behavior are given. The article touches upon influence of interpersonal conflicts on activity effectiveness of a modem leader, consequences of such conflicts on a personality and surrounding people.

Текст научной работы на тему «Природа и психология конфликта»

АКМЕОЛОГИЯ №1

Г. С. Михайлов

ПРИРОДА И ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Любому современному человеку, тем более руководителю, важно обладать знаниями об общих особенностях развития конфликтного процесса и навыками его эффективного управления.

Социально-психологические конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных социальных слоев, групп и отдельных индивидуумов представляет неиссякаемый источник конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем более дифференцированно общество, чем больше в нем свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Но одновременно в сложной социальной системе существуют и механизмы успешного разрешения конфликтов. Поэтому проблема любого общества и социальной общности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших проблем.

Конфликт (от лат. сопШкШв) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивидуумы, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило* трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:

1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет.

2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не восприняли ситуацию как конфликтную.

3. Истинный конфликт — реальное столкновение сторон. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

— конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

— случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

— смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;

— неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за “кулисами” противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

Итак, социальный конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития:

1. Предконфликтная стадия.

2. Собственно конфликт.

3. Разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия.

Предконфликтная стадия — это рост напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины, возникновения которого могут быть самые различные. Назовем наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности:

1. Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.

2. Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях.

3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.

Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период выступают групповые эмоции. Определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе — естественная защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение оптимального уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

1. Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта: рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

2. Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы “справедливыми” методами; замыкание на собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.

3. Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование “образа врага” и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом “чужом” конфликте.

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

Обычно выделяют четыре типа конфликтных ситуаций по характеру возникновения:

1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения, и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).

2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда).

3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов несколько[ 1].

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс.

2. Одна из сторон делает вид, что “ничего особенного не произошло” (уход от конфликта).

3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентаций) сторон.

Стадия развития конфликта. Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

— активно-конфликтное поведение (вызов);

— пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

— конфликтно-компромиссное поведение;

— компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. Каждая новая “жертва” становится “оправданием” для эскалации конфликта. “И если ему ничто не мешает, он начинает, как бы питать сам себя, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития” [2].

Поэтому каждый конфликт является в определенный степени уникальным. Можно выделить три основные фазы развития конфликта на его второй стадии развития:

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще отсутствуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.

Конфликты также классифицируют в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце континуума - институционализированные (типа дуэли), а на другом -абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов;

4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. Рассмотрим некоторые из этих способов:

1. Устранение объекта конфликта.

2. Замена одного объекта другим.

3. Устранение одной стороны участников конфликта.

4. Изменение позиции одной из сторон.

5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

6. Получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий.

7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников.

8. Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

Один из вынужденных методов завершения конфликта—принуждение. Например, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

Обычно в практике работы руководителей в условиях конфликта выделяют типичные ошибки:

1) запаздывание в принятии мер по собственно урегулированию и дальнейшему преодолению конфликтов (прежде всего, принимаются меры по уходу от конфликта или его силовому “разрешению");

2) попытка "разрешить" конфликт без выяснения его истинных причин;

3) применение только силы, административных и карательных мер по “урегулированию” или, наоборот, только дипломатических переговоров;

4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа и особенностей в нелинейной, многомерной классификации;

5) попытка при помощи интриги разыграть собственную карту с сиюминутной выгодой и необратимыми негативными последствиями (не только для общества в целом, но рано или поздно и для самого инициатора интриги).

В основе ошибок лежит, как правило, неверно построенная типология конфликтов, что является безусловным следствием некорректности применения слов, обозначающих

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

тип “работы с конфликтом”. Но представляется, что не так существенна типология самого конфликта, как типология форм его проявления. Однако следует отличать классификацию форм проявления конфликта от его фаз, которые часто называют “видами конфликта”, но самостоятельно конфликтом, по определению, не являющихся.

Предотвращение конфликта, называемое “профилактикой”, как способ избежать его в самом начале возможно лишь в случае весьма успешного применения манипуляции, дающей эффект только на время и по существу конфликт не ликвидирующей, а временно заглушающей. В этом случае он проявится позже, и неизвестно, будет ли это более выгодно инициатору манипуляции, так как затем последует (не может не последовать) разрушительная по форме проявлений эскалация конфликта.

Однако для руководителя коллектива, который предполагает свой быстрый карьерный рост, иногда “бывает выгодно” замолчать конфликт, не дав ему проявиться в период “деятельности” на этой должности. Возможно и длительное псевдосдерживание конфликта. Но в этом случае требуется наличие значительных ресурсов. К тому же это фактически означает создание кризиса.

В современных теориях конфликта под профилактикой принято понимать работу по созданию социальных условий, обеспечивающих в случае возникновения конфликта бескризисный и быстрый переход к политической фазе, а далее — к управленческой.

Профилактика конфликтов — работа с еще не начавшимися, а лишь возможными конфликтами. Она предполагает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении. Это требует мониторинга конфликтных ситуаций в коллективе. Надо помнить, что объективного описания конфликта не бывает, оно всегда субъективно.

Профилактика должна быть направлена на устранение условий возникновения конфликтов в конфронтационной форме, требующих радикального перераспределения дефицитного ресурса, по поводу интересов которого и возникает конфликт.

Термин “разрешение конфликтов” обычно употребляется в двух значениях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воздействие на конфликт, основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Урегулированием, как правило, называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимодействия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем переговоров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение. К сожалению, не менее распространены такие примитивные и непродуктивные методы, как подавление, применение силы.

Схема анализа конфликта.

1. Анализ конфликтной ситуации и инцидентов.

2. Выявление сторон и участников конфликтной ситуации.

3. Выявление конфликтной ситуации:

— оценка мотивов (причин и предпосылок);

— оценка ситуации, позволяющая установить характер конфликта.

В ряде случаев необходимым условием управления конфликтом является диагностика его остроты. Модель диагностики остроты конфликтной ситуации предполагает анализ ее основных характеристик.

Характеристика конфликтной ситуации:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Характер разногласий и источники конфликта — исторические, экономические, социальные, национальные, конфессиональные; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная конфронтация; принципиальные или незначительные.

— Характер ожидаемого выигрыша — хотят ли, стремятся ли стороны разрешить конфликт; желают ли они его решить самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия, каковы их надежды, ожидания, условия, потери.

— Взаимозависимость сторон конфликтной ситуации — формальные и неформальные; роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу — от лидеров партий, движений, групп до рядовых участников конфликта.

—Динамика развития конфликта — история и фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, избранные способы “борьбы”, кризисы и поворотные точки в его развитии.

— Структура и организованность противоборствующих сторон — в зависимости от фактического вычленения реальных сил и участников определяется уровень социальной сложности конфликта.

— Участие третьей стороны — наличие заинтересованных сил, непосредственно не участвующих в конфликте.

Для более эффективного решения проблемы конфликта необходимо выбрать определенную стратегию поведения (учитывая, конечно, особенности характера и поведения людей, вовлеченных в конфликт). Выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Компромисс эффективен, когда:

— аргументы сторон одинаково убедительны;

— необходимо время для решения сложных проблем;

— нужно принять срочное решение при дефиците времени;

— директивное утверждение своей точки зрения не приводит к успеху;

— обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

— может устроить временное решение;

— можно несколько изменить первоначально поставленную цель;

— можно получить хоть что-то, а не все потерять.

Сотрудничество эффективно, когда:

— необходимо найти общее решение притом, что каждый из подходов очень важен и не допускает компромиссных решений;

— основной целью обсуждения является приобретение совместного опыта работы, получение широкой информации;

— необходимы интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;

— особенно важно усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповой сплоченности;

— существуют длительные и взаимозависимые отношения с другой стороны;

— есть время поработать над возникшей проблемой;

— обе стороны выдвигают идеи для обсуждения и хотят участвовать в выработке решения.

Приспособление эффективно, когда:

— наиболее важной задачей является восстановление стабильности (а не разрешение конфликта);

— предмет разногласия более существен для другой стороны, чем для вас;

— имеется возможность возникновения более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас (а пока более необходимо взаимное доверие);

— существует возможность позволить подчиненным действовать самостоятельно (для приобретения ими умений и навыков);

— необходимо признать свою неправоту;

— отстаивание своей точки зрения требует много времени и усилий;

— случившееся не очень волнует.

Игнорирование эффективно, когда:

— источник разногласий тривиален и несуществен по сравнению с более важными задачами;

— необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;

— более предпочтительны изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта, чем немедленное принятие какого-либо решения;

— предмет спора не имеет отношения к делу и является симптомом существования других, более важных проблем;

— подчиненные сами могут урегулировать конфликт;

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

— напряженность слишком велика и следует ее ослабить;

— нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу;

— мало власти для решения проблемы, в том числе и желательным для вас способом;

— открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию.

Соперничество эффективно, когда:

— требуются быстрые и решительные меры (в непредвиденных и опасных ситуациях);

— решаются глобальные проблемы, связанные с эффективностью деятельности организации;

— подчиненные предпочитают авторитарный стиль руководства;

— исход конфликта очень важен для вас, и вы уверены в правильности своего решения возникшей проблемы;

— вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и убеждены, что ваше решение — наилучшее;

— чувствуете, что выбора нет и вам нечего терять.

Послеконфликтная стадия. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

— насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;

— какими методами и способами велась борьба;

— насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

— удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

— какие методы были положены в основу переговорного процесса;

— насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

— навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, либо явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

— какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда для снятия негативных взаимных восприятий требуются десятилетия, пока не вырастут новые поколения людей, не испытавших на себе всех ужасов минувшего конфликта. На подсознательном уровне такие негативные восприятия бывших оппонентов могут передаваться из поколения в поколение, и каждый раз “всплывать” при очередном обострении спорных проблем.

Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и окружающей среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Например, чеченская война заставила высшее российское руководство по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.

Большое влияние на эффективность деятельности современного руководителя имеют внутриличностные конфликты.

Разрешение внутриличностных конфликтов, прежде всего, зависят от самого человека, от его способности жить в гармонии с самим собой и окружающей средой.

Внутриличностные конфликты - борьба двух позитивных или двух негативных тенденций, или борьба позитивной и негативной тенденции в психике субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. Например, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т.д. Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего “я” и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недоступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (психического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Авторы книги “Психология индивида и группы” [5] выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:

— физические преграды (узник, непогода, нет денег);

— отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потребности (хочу кофе, а-магазин закрыт);

— биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами);

— социальные условия.

Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений;

— конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

— конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

— конфликт социальных норм (дуэль и церковь);

— конфликт ценностей;

— конфликт между ценностью и нормой;

— конфликт между ценностью и потребностью и т.д.

Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы забыли. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией. В реальной жизни внешние и внутренние причины внутриличностных конфликтов взаимосвязаны, и их не просто разграничить. Например, человек должен выбирать между законом, указаниями и приказами, своей совестью и здравым смыслом. К этому можно добавить давление, угрозы, шансы, посулы, взятки и т.д. На чисто профессиональные проблемы могут накладываться семейно-бытовые, жилищные, финансовые и другие.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни и нередко превосходство для одного, означает неудачу для другого. Враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть и перспектива неудачи, и угроза потерять чувство самоуважения.

Нетрудно заметить, что примерно в одинаковых конфликтных ситуациях люди ведут себя по-разному. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: “Первый тип — агрессивное поведение, способствующее развитию конфликта; второй — поведение, свидетельствующее о склонности к компромиссу; третий - связан со склонностью к подчинению, то есть к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта” [4]. В реальной жизни каждый из этих типов в “чистом виде” не встречается, но большинство людей с определенными оговорками можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние, и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоречий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде (примером такого поведения может служить пострижение в монахи). Другие, напротив, легко преодолевают свои внутренние противоречия и активно

АКМЕОЛОГИЯ №1

АКМЕОЛОГИЯ №1

решают возникающие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значительных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда.

Есть люди, считающие себя хозяевами судьбы (интерналы), есть и такие, кто ищет причины происходящего с ними вовне, и предпочитают плыть по течению (экстерналы). Есть люди, которые сами ищут конфликтных переживаний и получают от этого определенное удовлетворение. Есть люди, идущие на конфликт в силу сложившихся обстоятельств, когда нет иного выхода из ситуации. Есть и такие, которые игнорируют все что, могло бы вывести их из равновесия, и стремятся избежать даже очевидных осложнений.

Один тип поведения может в бальи1*? :~епени зависеть от самой личности, другой — от сложившейся ситуации. Но все типы поведения всегда оказываются продуктами личности и среды.

Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивидуум. Она включает самооценку индивидуума и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия — способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Мы предлагаем несколько полезных советов, способных помочь человеку решить личностные конфликты. Большинство из этих советов основаны на феномене саморефле-ксии:

— создавать более объективный образ собственного “я” знать о себе правду, уметь смотреть правде в глаза;

— реагировать на факты своего поведения, а не на представления о них;

— не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;

— не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них ("я буду волноваться только завтра");

— не накапливать в себе чувства обиды и жалости к себе;

— уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;

— уметь направлять свою агрессию на дела, а не на людей.

Для излишков эмоционального “пара” нужно иметь предохранительный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогулки и т.д.):

— не “сражаться с ветряными мельницами”, эмоционально реагировать только на то, что существует здесь и теперь;

— не раздувать “из мухи слона”, реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;

— иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее достижению, по возможности ставить перед собой реальные цели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обороняться.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не носить в себе ненужный и обременительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоциями и периодически “очищаться” от избытка таких чувств, как обида, гнев, страх, ненависть и т.д. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, например: высказаться в кругу друзей, “разрядиться” в спортивных играх, устроить истерику самому себе (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т.д. [3]. Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения своих проблем.

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутреннего конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенному типу людей. Причины таких конфликтов надо искать, прежде всего, в самом человеке. Для этого необходимо тща-

тельно проанализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию, и задать себе несколько вопросов:

— Что меня раздражает в этом?

— Почему я так реагирую на это?

— Как я веду себя при этом?

— Почему другие на это реагируют иначе?

— Насколько адекватно я реагирую на это?

— В чем причина моего раздражения?

— Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?

Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в себе. Если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно. Если же самому разрешить такие проблемы не удастся, то необходимо обратиться к психотерапевту.

Внутриличностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для “сбрасывания” повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: йога, медитация, аутотренинг и т.д.

У человека на подсознательном уровне существует множество защитных механизмов, которые до известной степени способствуют снятию внутреннего напряжения. Они также помогают справиться с возникшими трудностями, подсказывают возможные решения проблемы, дают передышку и убежище от неприятностей, “охраняют самоуважение”. Но все это происходит за счет определенного отказа от реальности или ее искажения.

Последствия внутриличностного конфликта. Внутриличностные конфликты и фрустрации могут иметь для личности и окружающих как негативные, так и позитивные последствия. Если выход из конфликта не найден, то внутреннее напряжение продолжает усиливаться. Когда рост напряжения превышает предельную пороговую величину (индивидуальный уровень толерантности к фрустрации), то происходит психологический срыв, и человек оказывается выведенным из душевного равновесия. В таком состоянии он не может справиться с возникшей проблемой. Негативные последствия конфликта чреваты стрессами, неврозами, повышенной тревожностью, общей психологической подавленностью или чрезмерной агрессивностью, которая может быть направлена на объекты, не имеющие никакого отношения к конфликту.

Обратной стороной агрессии является регрессия — негативный защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается, и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода, направляется на разрушение самой личности. 3. Фрейд писал по этому поводу: “Нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить себя” [6]. За последние 20—25 лет в психологии стала популярной идея катарсиса — освобождения от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрцаз-объекты (кукла-против-ник, участие в спортивной борьбе или наблюдение за ней, создание виртуальной реальности посредством компьютера и т.д.). В Японии в общественных местах существуют своего рода комнаты для снятия стресса, где за небольшую плату человек может уединиться и разбить несколько дешевых тарелок.

Таким образом, как бесконтрольный выход энергии конфликта вовне, так и искусственное ее содержание негативно воздействуют на личность и окружающих. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности — конгруэнтность (точное совпадение эмоций, их осознания и выражение).

Позитивный эффект фрустрации и конфликта заключается в следующем:

— усиливается привлекательность еше недоступной цели;

— наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления, сила мотивации достигает своего апогея;

— внутриличностный конфликт способствует адаптации и самореализации личности в сложных условиях и повышению стрессоустойчивости организма;

— позитивно разрешенные конфликтные переживания закаляют характер, формируют решительность в поведении личности.

АКМЕОЛОГИЯ №1

Итак, внутриличностный конфликт может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для личности и окружающих. Поэтому каждый человек должен уметь управлять своей конфликтностью: использовать ее лишь в необходимых случаях, когда другими средствами решить свои проблемы не удается; направлять конфликтную активность в нужное русло, нужное время и адекватных пропорциях; сдерживать свою “избыточную” конфликтность и использовать ее в других сферах жизнедеятельности с пользой для себя и окружающих. Кроме того, надо отводить конфликту соответствующее место (не драматизировать) и уметь извлекать из конфликтной ситуации определенную пользу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородкин Ф.М., КорякН.М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1984.

2. Запрудский Ю.Г. Внутри конфликта // Социологические исследования. - 1993. - №7.

3. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.

4. Проблемы конфликтологии И Социологические исследования. - 1993. №9.

5. Робер МЛ., Титман Ф. Психология индивида и группа. М., 1988.

6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

В 2000-2002 годах издательство РАГС выпустило монографическое исследование в пяти книгах действительного члена РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ

АКМЕОЛОГИЯ: ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Книга 1*

МЕТОДОЛОГО-ПРИКПАДНЫЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Книга 2:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Книга 3:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Книга 4:

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛА Книга 5:

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

А.А. Деркача

Заказать книги можно по телефону (095) 436-98-82

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

В. В. Максимов

ВТОРАЯ СВЯТЫНЯ - СЕМЬЯ*

ервая святыня для русского человека - Отечество, Родина, родная земля. Это чувство влива-

ется в нас с молоком матери, с первым ощущением жесткой ладони отца. Вторая святыня -

.А. А семья. Откуда это? Почему и что происходит с семьей в России, если об этом приходится напоминать?..

Сегодня понятие “семьи” перестало быть святыней - это результат “тихой” информационнопсихологической войны Запада против России, медленного 200-летнего расшатывания и разрушения устоев русской национальной психологии. И прежде всего - психологии семейной, материнской, отцовской. Масса разводов, алкоголизм и наркомания, рост пьяных бытовых убийств, брошенные дети

- уже 2 миллиона беспризорников бродят по улицам городов и сел России... Даже после 1917 года и Гражданской войны их было максимум 700 тысяч... Понять истоки зла - значит, найти средство борьбы против него. А поняв, мы найдем путь восстановления ценности семьи, ее былой святости для женщин и мужчин России.

о святости

В условиях мира и благополучной жизни слова СВЯТОЕ, СВЯТОСТЬ в русском общественном сознании всегда обозначали высшую степень благообразия, ценности, духовной возвышенности. Во времена Вл. Даля (1880-е годы) “Святое” понимали как “духовно и нравственно непорочное, чистое, совершенное; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественный, небесный". К святому, к святыням относили тогда Св. Дух, Св. Отцов и Праотцов, священномучеников, страстотерпцев (ради веры в Бога), церковные праздники, символы и предметы. “Вообще святым, - писал В. Даль, - зовут все заветное, дорогое, связанное с истиной и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо” [1].

О СТАРОРУССКОЙ СЕМЬЕ

В ряду главных “святынь” в сознании русского человека стояла ЕГО СЕМЬЯ, освященная церковным браком, жестко защищаемая общественным мнением и всем укладом православного образа жизни, этики и морали, четкого регулирования создания и самосохранения семьи, семейных обрядов и отношений.

Достаточно вспомнить строгую систему Домостроя, в которой был подробно описан и обобщен многовековой опыт “большой русской семьи”, семейного дома - его внутренней организации, строительства и воспроизводства. По сути, главы “Домостроя” представляли собой развернутую “инструкцию" главе и всем членам семьи по эффективному практическому ведению “многоотраслевого” дома как семейного хозяйства, включая;

- правила многомесячного хранения продуктов (в огромных - по сравнению с нынешним холодильниками, - “ледниках” и лабазах), хранения и ремонта мужской, женской и детской одежды на все времена года,

- порядок приема пищи, встречи и угощения гостей, сезонного питания и приготовления блюд,

- советы по подбору женихов и невест, правила сватовства и организации свадебного обряда,

- как растить и воспитывать детей, подростков (обоего пола), блюдя интересы их индивидуального развития и интересы семьи,

- как правильно вести себя отцу с сыновьями, в нравственном воспитании, в наследовании и разделении имущества между младшими и старшими детьми и т.д.

ОБ ОБЩИННОЙ ПСИХОЛОГИИ РУССКИХ

Можно сказать, что по сравнению с нами, наши деды и прадеды 150-200 лет назад были более зрелыми и имели несравненно более глубокое социально-семейное мышление, чем мы, “высококультурные”, сегодня.

‘ Статья была впервые опубликована в газете “Святыня”

АКМЕОЛОГИЯ №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.