20
Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,
профессор кафедры теории и методологии государственного управления,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
T.N. KILMASHKINA,
Professor at the Department of Theory and Methods of Government, Doctor of Law, Professor
(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 316.48
динамический анализ социального конфликта как условие эффективного управления им
Dynamic Analysis of a social conflict
as a Necessary condition of Effective Management of it
В статье рассматривается содержание процессуального анализа социального конфликта как условия эффективного управления им.
Конфликт, предконфликтная стадия, открытое противоборство, постконфликтный период, управление социальным конфликтом, эффективность управления социальным конфликтом.
The author argues that no social conflict can be effectively managed without a dynamic procedural analysis of it. The nature, methods and subject matter of such analysis are looked into.
Conflict, pre-conflict stage, open confrontation, post-conflict period, management of social conflict, efficiency of management.
В контексте анализа социального противоборства — столкновения больших и малых групп в обществе — методологически важно признание конфликта как нормы и как динамического типа социальных отношений.
Динамический анализ социального конфликта предполагает исследование его динамики — процесса развертывания, изменения и развития противоборства в пространстве и времени. Акцент делается на возникновении конфронтации, характере перехода конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения оппонентов, особенностях исхода столкновения социальных субъектов [1].
Процессуальный анализ предполагает изучение основных этапов противоборства: предкон-фликтной (латентной) стадии; открытого противоборства, квалифицируемого как собственно конфликт; постконфликтного (послеконфликт-ного) периода.
Анализ предконфликтного этапа конфронтации предполагает диагностику ситуации накануне столкновения противоборствующих сторон. При этом исследуются источники возникновения намечающихся проблем, причины их возникновения, условия и факторы развертывания и развития.
Предконфликтный период складывается из нескольких ситуативных фаз, которые должны привлекать внимание субъектов социального управления, отвечающих за организацию и упорядочивание общественных отношений. Это возникновение острых, трудноразрешимых коллизий, связанных с блокированием ожиданий или неудовлетворением базовых потребностей населения; усиление социальной напряженности в обществе, недоверия граждан к властям, активация односторонних или взаимных претензий между ними, усиливающихся накоплением обид и взаимной неприязни. Ослабление конструктивных контактов между оппонентами обуславливает разрушение структур взаимодействия — системы прямых и обратных связей, внутренних и внешних общественных связей. В результате у ущемленной части общества формируется осознанная мотивация необходимости борьбы, направленной на восстановление социальной справедливости.
Социальная напряженность реализуется как предваряющее противоборству или сопутствующее ему состояние общественного сознания и поведения людей. Она сопровождается эмоциональным состоянием тревожности, неопределенности,
риска для отдельных групп или социума в целом в течение короткого или длительного времени.
Однако социальная напряженность не всегда ведет к конфронтации. Столкновение провоцируется реальным, а не мнимым блокированием фундаментальных ценностей людей, связанным с ущемлением благополучия граждан. Негативную роль при этом нередко играет неверная, искаженная или недостаточная информация о тех или иных событиях, транслируемая субъектами, заинтересованными в форсировании и стимулировании противоборства [3].
Отметим, что на предконфликтной стадии социальная напряженность может быть подспудной (неявной, скрытой), так как стороны конфликта еще не в полной мере осознают сущность противоречий, коллизий, проблем и возможностей ответного действия на них. Поэтому при правильно организованном социальном управлении реальна возможность избежать конфликта, не допустить столкновения, направить течение событий по мирному, бесконфликтному сценарию. При отсутствии адекватных мер, направленных на смягчение и стабилизацию ситуации, социального столкновения с деструктивными последствиями не избежать.
Социальное управление на предконфликтной стадии предполагает предупреждение (профилактику, предотвращение) развертывания противоборства, нацеленное на смягчение, локализацию, ликвидацию или пресечение источников возникновения и активизации противоречий.
В системе управляющего социального воздействия на предконфликтной (нередко латентно реализующейся) стадии превентивное воздействие на источники и причины возможного противостояния, исключающее развитие нежелательных процессов, имеет первостепенное и оптимальное значение по сравнению с регулированием уже возникшего конфликта.
Таким образом, предконфликтное предупреждение и предотвращение нежелательных коммуникаций предполагает организовывание, упорядочивание или манипулирование условиями латентного периода развития конфликта в целях уменьшения или пресечения нежелательных последствий в будущем. При этом источники и причины назревающего противоборства локализуются или устраняются (ликвидируются частично или полностью) либо смягчаются (становятся умеренным и, как правило, ослабевают, приобретая менее тяжкие последствия).
Объективными социальными факторами профилактики нежелательных процессов на пред-конфликтной стадии являются стабильная, успокаивающая социальная обстановка — обеспечение материального благосостояния и воспроизводства населения; равные возможности граждан в удовлетворении их социальных (образование, здравоохранение, трудоустройство) и духовных нужд;
справедливое распределение экономических, культурных и иных благ; институционализация конфликтных взаимоотношений, предполагающая разработку нормативных процедур предотвращения социальных противостояний. При наличии в обществе названных факторов и условий антиконфликтное действие с положительным эффектом актуализируется самопроизвольно. В противном случае необходимо специально организованное, целенаправленное, систематическое антикризисное управленческое воздействие [4].
Таким образом, адекватная оценка и диагностика источников и причин возникновения предкон-фликтной ситуации, а также реализация профилактических мер, содействующих формированию установок оппонентов на мирное существование, могут сыграть позитивную роль в предотвращении развертывания противостояния, иначе избежать открытого столкновения сторон противоборства вряд ли удастся.
Сущностным признаком открытой фазы конфликта, отличающим ее от предконфликтной стадии, является осознание оппонентами сути противоречий, обусловивших столкновение и формирование осознанной мотивации на борьбу за реализацию своих интересов. При этом установка сторон противостояния может быть как адекватной, способствующей конструктивному разрешению возникших проблем с помощью цивилизованных методов, так и неадекватной, искажающей и затрудняющей данный процесс.
Исследование и анализ открытого этапа противоборства — собственно конфликта — включает диагностику трех его периодов: инцидента (начала противоборства), эскалации (нарастания напряженности) и завершения (характера окончания противостояния).
Инцидент — случай, провоцирующий реальное столкновение конфликтующих сторон, являющийся поводом для открытого конфликта.
Инцидент может возникнуть по инициативе участников конфронтации; независимо от их желания и воли как следствие объективных обстоятельств либо по субъективной случайности; по мотивам третьих субъектов «разгребать жар чужими руками», «разделять и властвовать».
Инцидент активирует очевидность противостояния, при котором нарушается нормальное взаимодействие социальных субъектов, превратившихся в противников.
В начале открытого противоборства реальная оценка ресурсного потенциала участников конфликта, состояния их информационных, организационных, финансовых, материальных, физических, психических и других возможностей является мощным сдерживающим фактором, препятствующим развитию столкновения и содействующим оперативному исчерпанию конфронтации. Сильная сторона при этом за-
21
22
пугивает противника своим превосходством, а слабая, реально оценивая свои возможности, предпочитает отказаться от открытого столкновения. Нередко создается двойственная мотивация: с одной стороны, оппонентам хочется побороться и победить, с другой — их сдерживает неопределенность либо объективная оценка ситуации, связанная с адекватной диагностикой ресурсного обеспечения и силы врага. В связи с этим для противоборствующих оппонентов актуализируется разведывание возможностей и намерений враждующей стороны, а также принятие мер по усилению собственного внутреннего и внешнего ресурсного потенциала, нацеленного на поиск дополнительных сил и средств, а также привлечение на свою сторону новых пособников, союзников, групп поддержки.
Подчеркнем, что даже при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах на этом этапе сохраняется возможность решить конфликтоген-ные проблемы мирным путем, например, найти компромисс между оппонентами посредством переговоров. Без привлечения в полной мере всех цивилизованных возможностей, способствующих налаживанию диалога между оппонентами, напряженность будет только усиливаться.
В ситуации эскалации (нарастания) противоборства обостряются все противоречия и проблемы между конфликтующими сторонами. Для достижения превосходства и победы оппонентами мобилизуются все возможные ресурсы, параллельно блокируются возможности противника.
Мотивация участников конфликта на борьбу активирует психологическую готовность к ней, усиливает ненависть к противнику, провоцирует враждебные отношения и действия к нему, нагнетает напряженность, обостряет негативный эмоциональный фон протекания конфликта, провоцирует разрушение общественных связей, их спонтанность и неуправляемость.
В процессе нарастания конфликта на первый план выступают задачи нанесения большего вреда противнику. При этом целенаправленно затрудняются процессы организации и ведения переговоров, привлечения средств цивилизованного разрешения конфликта.
Существенными чертами эскалации столкновения являются:
— идеологическое оформление конфликта (разделение на «своих и чужих» — «кто не с нами, тот против нас»; восприятие нейтральных сил как союзников врага; создание негативного образа противника; формирование общественного мнения, оправдывающего агрессию и насилие, и др.);
— демонстрация силы и угрозы ее применения в целях устрашения противника («бряцание оружием»; мобилизация средств, направленных на усиление эскалации; предъявление ультиматумов слабой стороне и др.);
— ужесточение экономического, политического, идеологического, психологического, физического, бытового и других видов насилия — жесткого способа индивидуального, группового или общественного давления и подчинения одних другим, констатирующего наступление высшей, предельной стадии эскалации столкновения;
— расширение и углубление противостояния, превращение его в непримиримый антагонизм (агрессия реализуется по принципу бумеранга, возвращаясь от противника к противнику, при этом и правые, и виноватые становятся бедствующими и пострадавшими) [4].
Управление социальным противоборством на его открытой стадии предполагает устранение конфликта (победу одной из противоборствующих сторон и поражение другой; поражение обеих сторон противостояния; перерастание одного противостояния в другое между теми же или другими участниками); урегулирование конфликтных процессов (актуализация их желательного оптимального развития с минимизацией деструктивных последствий); разрешение противоречий (удовлетворение потребностей и интересов конфликтующих сторон).
Разрешение противоборства понимается в конфликтологии как его позитивное завершение — конструктивное решение проблем, ликвидация вызвавших источников и причин столкновения, устранение коллизий, обусловивших непримиримый антагонизм участников конфронтации.
Последняя стадия открытого противоборства — завершение конфликта — может быть обусловлена различными причинами: возникновением новых острых проблем, требующих разрешения; ослаблением одной или обеих сторон противостояния вследствие исчерпания их ресурсов; осознанием бесперспективности продолжения конфликта; преобладающим превосходством одной из сторон, ее возможностью подавить оппонента или навязать врагу свою волю; появлением третьей стороны — арбитров, способных прекратить противостояние, и др. [5].
Характер завершения конфликта можно квалифицировать по разным параметрам: по реализованным целям — победоносный, компромиссный, пораженческий; по формам разрешения — цивилизованный, насильственный; по функциям — конструктивный, деструктивный; по полноте разрешения — полностью завершенный, отложенный на определенное или неопределенное время, и др.
Стратегии завершения противоборства можно представить следующим образом:
— «плюс» — «плюс» — реализованы ожидания, потребности, интересы всех конфликтующих сторон (редко встречающаяся стратегия, к реализации которой нужно стремиться в силу ее эффективности);
— «плюс» — «минус» — реализованы ожидания, потребности, интересы одной из конфликтующих сторон (наиболее часто встречающаяся стратегия);
— «минус» — «минус» — не реализованы ожидания, потребности, интересы ни одной из конфликтующих сторон (самая непродуктивная стратегия, которой нужно избегать) [4].
За завершением конфликта нередко может наступить постконфликтный синдром, выражающийся в напряженных отношениях между бывшими участниками столкновений. При неблагоприятном стечении обстоятельств он может приобретать затяжной, хронический характер и препятствовать нормализации обстановки. При ситуативном обострении проблем между оппонентами постконфликтный синдром может актуализировать источники и причины нового противостояния, с новым объектом и предметом противоборства, на других (психологических, социально-психологических или социальных) уровнях, с иным составом участников.
Последняя — постконфликтная — стадия развертывания конфликта предполагает необходимость урегулирования оставшихся нерешенных противоречий, ликвидацию всех видов социальной напряженности, создание предпосылок для атмосферы доверия и сотрудничества между бывшими оппонентами.
В арсенале современной теории и практики конфликтологии имеются разнообразные технологии конструктивного урегулирования противоборств. Одна из них, приводящая к надежному разрешению столкновений и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии, — это совместная деятельность социальных субъектов, направленная на достижение общественно значимых целей в интересах большинства граждан. Общность проблем, интересов, целей и задач совместной деятельности людей отодвигают на задний план коллизии, дисбаланс, дисгармонию в отношениях и содействуют благоприятному психологическому климату в трудовых коллективах.
Завершение противостояния оппонентов не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Постконфликтная фаза может трансформироваться в новую объективно существующую конфликтную реальность, характеризующуюся
Список литературы:
1. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.
3. Кандауров В.И., Страданченков А.С. Социология: курс лекций. М., 2001.
новыми отношениями оппонентов друг к другу и к окружающей действительности, иным видением проблем и оценкой своих целей и ресурсов их достижения, иной расстановкой сил.
При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться, особенно если одна или обе конфликтующие стороны убеждены в том, что принятые договоренности ущемляют их интересы. В данной ситуации завершение конфликта будет временным [2].
Для предупреждения развертывания конфликта в будущем субъектам управления необходимо ответить на следующие вопросы:
— насколько удалось в ходе конфликта достичь преследуемой цели;
— какими методами и способами велась борьба;
— насколько велики человеческие, материальные, финансовые, иные потери сторон;
— не ущемлено ли чувство собственного достоинства той или иной стороны;
— удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;
— какие методы были положены в основу преодоления противоборства;
— насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
— стало ли достижение договоренностей и компромисса возможным под силовым давлением одной из сторон или посредников либо оно явилось результатом взаимного поиска компромисса;
— какова реакция социума на итоги конфликта и др. [1].
Послеконфликтная стадия во многом зависит от источников возникновения, причин и первоначальных условий развертывания конфликта, а также действий субъектов социального управления, направленных на профилактику и разрешение базовых противоречий, которые спровоцировали противоборство оппонентов.
Чтобы конфликт не возобновился, необходима гармонизация отношений бывших в оппозиции конфликтующих сторон в постконфликтный период в целях предотвращения возникновения конфликтогенных противоречий в будущем.
Таким образом, комплексный анализ динамики социального конфликта является необходимым условием эффективного управления им.
Кильмашкина Т.Н. Конфликтология: учебник. М., 2008.
Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учеб. пособ. М., 2011.
E-mail: [email protected]
23