Научная статья на тему 'Предупреждение социального конфликта как элемент управления им'

Предупреждение социального конфликта как элемент управления им Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3991
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / SOCIAL CONFLICT / СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ КОНФЛИКТОМ / ESSENCE OF MANAGEMENT OF THE SOCIAL CONFLICT / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА / PREVENTION OF THE SOCIAL CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кильмашкина Т. Н.

В статье раскрываются сущность и содержание предупреждения социального конфликта как элемента управления им.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of the social conflict as element of management of it

In article the essence and contents of the prevention of the social conflict as element of management of it reveal.

Текст научной работы на тему «Предупреждение социального конфликта как элемент управления им»

Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

T.N. KILMASHKINA,

professor of chair of the theory and sociology of management of law-enforcement bodies,

doctor of law sciences, professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 316.48

Предупреждение социального конфликта как элемент управления им

Prevention of the social conflict as element of management of it

В статье раскрываются сущность и содержание предупреждения социального конфликта как элемента управления им.

Социальный конфликт, сущность управления социальным конфликтом, предупреждение социального конфликта

In article the essence and contents of the prevention of the social conflict as element of management of it reveal.

Social conflict, essence of management of the social conflict, prevention of the social conflict

Социальный конфликт — это объективно существующее универсальное явление, процесс развития и разрешения острых труднорегу-лируемых противоречий в обществе, состоящем из групп. Он связан с осознанием людьми своих интересов как членов тех или иных социальных страт в контексте интересов других объектов. Несовпадающие интересы провоцируют открытое или скрытое противоборство, предполагающее реализацию действий оппонентов, направленных на нейтрализацию или устранение друг друга. Конфликт реализуется в борьбе за ресурсы, статус, власть, другие ценности. Его содержание определяется целями противоборствующих сторон, направленными на овладение материальными ресурсами (социально-экономический конфликт), достижение статуса, власти (политико-правовой), навязывание ценностей (духовно-идеологический) и др.

Сущность конфликта проявляется не столько в возникновении противоречий, столько в их столкновении и способе разрешения. Кризисы и конфликты в одних обществах разрешаются драматически, в других — мирно. Однотипные столкновения становятся поводом для массовых побоищ в одном месте и проходят без при-

менения насилия в другом. В связи с этим актуализируются задачи социальной оптимизации конфликтного процесса, связанные с направлением его в цивилизованное русло. По мнению С.В. Соколова, если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и в конечном счете завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит [2]. Чтобы этого не происходило, в социальной теории и практике особое внимание уделяется проблеме управления конфликтами. Как отмечает А.Н. Чумиков, правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь, содействует оптимизации общественных отношений [3].

Некоторые ученые считают, что категория «регулирование» (упорядочение, налаживание) более органична для характеристики воздействия на конфликтную ситуацию в целях обеспечения нормальной работы социальной системы, чем

9

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

10

«управление». Тем не менее применение термина «управление конфликтом», особенно в контексте участия системы государственных органов в этом процессе, представляется абсолютно правомерным. Основным регулятором социального конфликта являются, как правило, органы легитимной власти. Управление таким конфликтом рассматривается нами в качестве элемента управления обществом, как часть управления социальными отношениями.

Системность управления конфликтом как вида социального управления проявляется:

— в системном характере участников (субъектов и объектов) противостояния (в ситуации противоборства принципиально важно дифференцировать, ранжировать и упорядочивать систему их внутренних и внешних, прямых и обратных связей);

— в социально направленном целеполагании и целедостижении, преследующем реализацию позитивных функций социального конфликта в интересах большинства общества;

— в необходимости правового обеспечения (нормирования, институционализации) конфликтного взаимодействия;

— в реализации организационных механизмов воздействия на противоборство.

Понятие «управление конфликтом» используется в широком и узком смыслах.

Управление конфликтом в узком смысле подразумевает учет объективных факторов, нередко определяющих возможности и способы противодействия конфликту. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога, организации переговоров противоборствующих сторон в целях смягчения напряженности, вызванной возникающими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущения конфронтации и насилия для достижения взаимовыгодных соглашений, компромисса и согласия.

Управление конфликтом в широком смысле — это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в целом или в частных направлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, распределенных по пространству динамики социального конфликта. Это предупреждение возникновения конфликтогенных проблем на предконфликтной стадии, разрешение противоречий на этапе открытого противоборства, урегулирование конфронтационных коммуникаций в постконфликтный период.

Под предупреждением (профилактикой, предотвращением, превенцией) социального конфликта как элемента управления им понимается процесс воздействия на ситуацию про-

тивоборства на предконфликтной (латентной) стадии противостояния в целях ликвидации источников и возникновения противоречий либо их смягчения, локализации, пресечения и др.

В системе управляющего воздействия на конфликт предупреждение возможного противоборства имеет преимущественное значение по сравнению с разрешением уже возникшего противостояния.

Предупреждение, профилактика и предотвращение конфликта — понятия-синонимы. Они отражают лишь некоторые особенности одного и того же, в сущности, явления.

Предупреждение конфликта традиционно понимается как предотвращение его нежелательного развертывания с помощью заранее принятых мер.

Оно заключается в воздействии на источники, причины общественных противоречий, провоцирующих социальное напряжение, до момента возникновения открытого противостояния, т. е. до факта осознания оппонентами значимости и фундаментальности назревших проблем. Предупреждение имеет целью не допустить развертывания социального противоборства и избежать ущерба в виде моральных, материальных, человеческих и иных потерь.

Профилактика конфликта — это совокупность мероприятий, направленных на преодоление социальных противоречий в целях сохранения и укрепления нормального состояния, порядка в определенной сфере или обществе в целом. Профилактика социальных конфликтов связана со способностью субъекта управления обобщать имеющиеся теоретические и эмпирические данные, распространять полученные знания на непознанное и на этой основе прогнозировать, предвосхищать, предвидеть развитие событий. По мнению специалистов, профилактика конфликта представляет собой вид управленческой деятельности, нацеленный на заблаговременное распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов, что позволит ограничить возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Именно профилактика противостояний исключает возможность развертывания деструктивных конфликтных ситуаций.

Предотвращение конфликта связано с устранением причин противостояния, исключением в процессе развития ситуации нежелательных социальных проявлений и последствий. Это возможно при ранней диагностике источников и характера возникающих противоречий.

Таким образом, предупреждение, профилактика, предотвращение конфликтного взаимодействия предполагают раннюю организацию конфликта, манипулирование условиями латентного периода его развития в целях умень-

шения или пресечения нежелательных тенденций этого процесса. В результате социальный конфликт либо устраняется, т. е. ликвидируется полностью или частично, либо смягчается, т. е. ослабевает, становится более умеренным, с менее тяжкими последствиями, либо локализуется.

Объективные социальные факторы предупреждения социального конфликта, по мнению конфликтологов, составляют:

— стабильность в обществе, успокаивающая экономическая, политическая, экологическая среда, окружающая человека, материальное обеспечение благосостояния и воспроизводства семьи и др.;

— уверенность населения в завтрашнем дне, высокий уровень социальной мобильности как результат благоприятных условий жизнедеятельности;

— равные возможности в реализации позитивного потенциала людей, в удовлетворении их жизненно важных экономических, политических, социальных, духовных потребностей;

— справедливое и гласное распределение материальных и иных благ;

— разработка нормативных процедур предупреждения и разрешения социальных противоречий и др.

При наличии в социуме перечисленных факторов антиконфликтное действие реализуется самопроизвольно с положительным эффектом, причем без специально организованного управленческого воздействия на ситуацию. В противном же случае необходима целенаправленная, систематическая антикризисная работа.

Общая логика предупреждения социального конфликта включает следующие взаимосвязанные моменты:

1. Как можно более ранние (на стадии возникновения) распознание и выявление противоречий, провоцирующих социальную напряженность и последующее противостояние оппонентов. Субъектам социального управления важно уметь интуитивно улавливать неблагополучную ситуацию при внешне нормальной среде. Своевременному обнаружению и распознанию социального напряжения помогут такие тревожные сигналы, как возникновение слухов, ссор, непримиримых разногласий, других неприятных инцидентов.

2. Сбор полной, объективной, всесторонней оперативной информации о сути, источниках и причинах создавшейся предконфликтной ситуации, целях, интересах, намерениях, предпочтениях сторон, способных и готовых вступить в противоборство друг с другом. Своевременное получение и эффективное использование информации о сущности, характере и участниках назревающего противостояния позволят определить неконфронтационные тенденции его развития.

3. Структурно-динамический анализ и диагностику развертывающегося противоборства.

4. Конфликтологический анализ совокупности имеющихся в резерве ресурсов, технологических методов, приемов, средств и определение возможностей их использования в целях смягчения, ослабления, пресечения или локализации противостояния. Экспертиза должна коснуться целей зарождающегося конфликта, его силового потенциала, конкретных задач, стратегии, тактики, сценария мирного и конструктивного решения проблем и минимизации деструктивных последствий.

5. Прогнозирование развития конфликтной ситуации в целях определения возможных вариантов и ситуаций будущего противостояния.

6. Определение правил конфликтного взаимодействия.

Успех профилактической работы определяется рядом предпосылок:

— знанием общих принципов управления социальными структурами;

— уровнем общетеоретических знаний по конфликтологии, относящихся к сущности социального конфликта, его причинам, видам, этапам развития, обусловливающих возможность объективной оценки предмета и объекта противостояния, его участников, условий, поводов, причин;

— глубиной анализа предконфликтной ситуации, которая в каждом конкретном случае оказывается уникальной и поэтому требует особой стратегии и тактики урегулирования противоречий;

— владением технологическими приемами управления различными типами противостояний, направленными на недопущение перерастания предконфликтной стадии в стадию развертывания;

— адекватностью применяемых способов и средств предупреждения конфронтации, зависящих от конфликтологической подготовленности, кругозора, опыта, интуиции, управленческой культуры объектов управления;

— умением пользоваться психологическими техниками влияния на участников конфликта, наиболее действенными из них являются убеждение, внушение, подражание, психологическое заражение, воздействие авторитета и др. Важна способность субъектов социального

управления воспринимать и оценивать возникающий конфликт как позитивное явление, потенциальную перспективу совершенствования отношений, оптимизации совместной жизнедеятельности на основе компромисса, а не подавления конфронтации. В этом случае появляется возможность нахождения наиболее благоприятного выхода из ситуации конфронтации.

11

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

12

По содержанию, направленности, организационным формам выделяют следующие методы управления конфликтами:

— организационно-административные, основанные на законодательных, нормативно-правовых актах, и т. д.;

— экономические, обусловленные и поддерживаемые материальными стимулами, позволяющие учитывать и удовлетворять экономические интересы конфликтующих сторон, и т. п.;

— социально-психологические, связанные с формированием определенных ценностных ориентиров в мировоззрении и поведении социальных групп и др.

Содержание методов конкретизируется в зависимости от ситуации, целей и задач управленческого воздействия на конфликт. Наиболее распространенными способами нейтрализации противоречий как источников социальных конфликтов являются:

— переговоры, диалог по спорным проблемам, обмен мнениями, стремление решать проблемы мирным путем на основе компромисса, консенсуса (согласия по спорному вопросу, достигнутого в результате дискуссии и сближения позиций). Итогом переговоров должно стать выполнение взаимных обязательств и договоренностей;

— вовлечение прогнозируемых участников конфликта в совместную деятельность политического, экономического, религиозного, иного характера (например, обсуждение населением реформ государственной власти). Важным условием должно стать соблюдение принципа справедливости при оценке результатов, достижений, подведении итогов этой деятельности (недопущение обмана, подтасовки);

— кооперирование, создание альянсов, основанных на позитивном потенциале оппонентов, дополнении их противоположных качеств и смягчении недостатков. Здесь актуализируются доверительность в отношениях, взаимоуважение оппонентов, недопущение дискриминации противника, сохранение его репутации;

— институционализация, нормирование отношений в контексте этических рамок или правового поля. Совместные решения и договоренности не только должны основываться на объективной норме, но и быть легитимными, принятыми социальным большинством.

Основным результативным принципом предупреждения и предотвращения социальных конфликтов средствами государственного управления является воздействие на их причины, а не на результат общественных противоречий. Устранение причин, поводов, условий возникновений противоречий — самая эффективная и одновременно сложная форма предупреждения социальных конфликтов в обществе. На общесознатель-

ном уровне речь идет о выявлении и устранении крупных экономических, политических, социальных и других факторов, дезорганизующих общественную и политическую жизнь.

В обществе все ситуативно. Не всякий социальный конфликт следует предупреждать и предотвращать. Иногда, напротив, возникает общественная потребность в инициировании конфронтаций, например, в случае, когда «тлеющая» предконфликтная стадия провоцирует застой и столь тягостна, что необходимо позитивное изменение обстановки в социуме.

Отсутствие позитивного конфликта — крайность, ведущая к стагнации общества. Поэтому в определенных условиях одной из задач управления становится запуск, стимулирование и поддержание оптимального уровня конструктивного конфликта.

При адекватном обострении конфликта и росте социальной напряженности совершенствуются управленческие решения, активизируется творческий, инновационный потенциал социальных субъектов, направленный на ускорение процесса положительных изменений в обществе.

Техники стимулирования конфликта в контексте социальных отношений разноообразны. Среди них наиболее эффективны техники коммуникации, в том числе техники манипулирования коммуникативными каналами и объемами информации, а также техники структурных и содержательных изменений деятельности. И те и другие могут быть направлены на получение как положительного, так и отрицательного результата.

Техники коммуникации, по мнению С.Г. Кара-Мурзы, являются мощным средством манипуляции общественным сознанием, что важно учитывать в контексте управления социальными конфликтами [1]. Эти техники изменили облик современного мира и затронули практически каждого жителя планеты, особенно культурный слой человечества — читателя, блогера и телезрителя. Результаты манипуляции общественным сознанием говорят о принципиальной возможности контроля над поведением человека, причем с очень небольшими затратами. Речь идет о формировании полностью контролируемого поведения человека как результате зомбирования средствами открытого психического насилия над сознанием личности без ее добровольного согласия.

Главными признаками манипуляции, с точки зрения С.Г. Кара-Мурзы, являются духовное, психологическое воздействие на объект манипуляции, а не физическое насилие по отношению к нему; скрытое воздействие, факт которого остается не замеченным объектом манипуляции (особенно тщательно скрывается главная цель манипуляции); это часть технологий власти, в результате которых человек под воздействием

полученных информационных и иных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели и начинает действовать по новой программе. Это показатель того, что манипуляция состоялась. Если же объект манипуляций усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, не стал жертвой, манипуляция не состоялась.

Технология манипуляции требует от профессионалов значительного мастерства, знаний. Особое место при этом имеют сообщения, «упакованные» в слова, вербальные тексты (печатные тексты, речи, радио- и телепередачи). Очень важны смыслы, скрытые в образах (картины, фотографии, кинофильмы, театральные спектакли и т. д.). Эффективнее всего действуют комбинации знаковых систем, а при сочетании знания и искусства можно достичь огромного синергического эффекта за счет соединения языков манипуляции. Могучим средством манипуляции и стимулирования конфликтов стали Интернет и телевидение.

Суть техник коммуникации состоит в передаче информации, содержащей идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности и др. Они особенно эффективны, когда приоритетным типом развертывания социальных конфликтов является не диалоговый, а монологовый режим, присущий отношениям «господства-подчинения». Для монологового режима характерны отсутствие свободной циркуляции информационных потоков в поле конфликта и дисбаланс информационной проницаемости (открытости) для участников. Главное направление подачи информации — от властных структур к социальным субъектам, «сверху-вниз». Обратный поток информации — «снизу-вверх» — рассматривается как вторичный, производный от основного.

Для того чтобы обратный поток информации не вышел из поставленных государственной властью рамок, различные звенья государственного аппарата «уплотняют» емкость информационного поля за счет выпуска в свет огромного количества различных указов, распоряжений, инструкций, постановлений и других нормативных актов.

Список литературы

1.

Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2013

Соколов С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособ. М., 2001.

Манипулирование коммуникативными каналами и объемами информации в целях запуска и стимулирования конфликта предполагает:

— уменьшение объема информации: наличие сведений у одной стороны противоборства и их отсутствие у другой (последняя тем самым ставится в невыгодное положение);

— передачу очень больших объемов сведений (что заставляет оппонентов отделять важные факты от ненужных, создает обстановку неопределенности, напряженности, необходимости дополнительного переосмысления и переоценки ситуации);

— появление неясной или угрожающей информации;

— скрытую или явную конспирацию в характере коммуникаций;

— ввод формальных и неформальных посланий, находящихся за пределами традиционных коммуникационных каналов;

— изменение стандартов коммуникаций и др. Структурные и содержательные изменения

деятельности — еще один вид техник коммуникации, являющийся способом стимулирования социального конфликта.

Такой конфликт реализуется путем: частных бессистемных социальных реформирований; рассогласования целей, изменения задач и содержания социально значимой деятельности; внутреннего деления социальных групп на клики (группы людей, стремящиеся любыми средствами достигнуть каких-либо корыстных, неблаговидных целей) и фракции (обособленные части политических партий, имеющие свои взгляды и платформу); развертывания дискуссий о несуществующих тенденциях в обществе; стимулирования неадекватных реакций и действий людей; провоцирования восприятия других людей как врагов; частого проведения выборов, референдумов, голосований для принятия решений и пр.

Таким образом, профилактика конфликта в обществе как элемент социального управления — это наука и искусство, требующие особых знаний, умений и навыков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация // Социологические исследования. 1997. № 7.

Тел.: 8 (495) 745-95-95

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.