I_
психолого-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДрОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
т.н. кильмашкина,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД россии)
T.N. KILMASHKINA, Doctor of Law, Professor, Department of Theory and Sociology
of Police Management, Professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
уДК 316.485
разрешение социального конфликта как элемент управления им
social conflict Resolution as a Form control
В статье рассматриваются сущность разрешения социального конфликта и наиболее используемые в социальной практике методы разрешения конфликта, а также роль органов внутренних дел при этом.
Социальный конфликт, управление социальным конфликтом, разрешение социального конфликта, методы воздействия на оппонентов на стадии открытого противоборства.
The paper considers the essence of social conflict resolution and the most common methods of conflict resolution used in the social practice as well as the role of internal affairs agencies in this area.
Social conflict, management of social conflict, social conflict resolution, corrective methods impacting on opponents at the stage of confrontation.
Одной из принципиальных позиций отечественной конфликтологии является возможность управления конфликтными процессами. Управление социальным конфликтом в широком смысле предполагает:
— предупреждение возникновения конфликто-генных проблем на предконфликтной стадии;
— разрешение противоречий на этапе открытого противоборства;
— урегулирование постконфронтационных коммуникаций в постконфликтный период.
Сущность разрешения социального конфликта проявляется в характере и степени удовлетворения потребностей оппонентов. Под разрешением социального конфликта понимается процесс устранения непримиримых противоречий оппонентов на этапе открытого противоборства.
Управление социальным конфликтом на стадии реального открытого противоборства подразумевает устранение и урегулирование конфликта.
Устранение конфликта предполагает: победу одной из противоборствующих сторон и уничтожение другой; уничтожение обеих сторон противостояния; перерастание одного конфликта в другой между теми же или другими участниками.
Урегулирование конфликта подразумевает, по мнению А.К. Зайцева [3], такое направление конфликтных процессов, которое позволяет максимизировать возможность наиболее желательного их развития и минимизировать деструктивные проявления. В противном случае наблюдается два варианта течения событий: примирение противоборствующих сторон в ситуации конфликтного тупика на основе договоренности оппонентов о взаимных уступках при сохранении противоположности интересов. В этом случае, при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах, может быть вновь спровоцирован конфликт; примирение конфликтующих сторон на основе признания победы одной из сторон и фиксация этого в соответствующем соглашении. Конфликтная ситуация сохраняется и в этом случае, так как неудовлетворенные потребности одной из сторон рано или поздно могут активизироваться вновь. Урегулирование конфликта направлено на заключение компромисса, уступки одной из сторон. Достигнутый в результате этого мир непрочен и недолговечен, поскольку не устраняет источники, исходные причины противоборства. Подлинным завершением конфликта с этой точки зрения может быть только его полное разрешение (например, капитуляция одной из сторон).
Управленческое воздействие на социальное противостояние считается наиболее эффективным в том случае, когда прилагаемые усилия приводят к разрешению конфликта — удовлетворению потребностей оппонентов. На стадии открытого противоборства для успешного разрешения конфликта, по мнению специалистов, необходимы следующие предпосылки:
1. Структурно-функциональный, ситуативный и позиционный анализ конфликта: дифференциация, диагностика и ранжирование источников и причин противоборства; выявление основных и второстепенных участников противостояния, их ролей, статуса, социально-психологических особенностей, социальных позиций и намерений (интересов и целей оппонентов, с одной стороны, возможностей их реализации — с другой); определение сущности и содержания конфликтных взаимодействий; конкретизация предмета и объекта конфликта; изучение среды функционирования конфликта и др.
2. Прогнозирование и проектирование вероятного развития событий для каждой из противоборствующих сторон: построение моделей возможных исходов конфликта (подавление
одной из противоборствующих сторон, разъединение соперников, достижение согласия); определение цены победы и компромисса, выгоды ущерба — материального, экономического, политического, морального и др.
3. Выбор и реализация адекватных специфике конфликтной ситуации и интересам участников противостояния способов разрешения конфликта: экономических (повышение зарплаты, использование системы социальных льгот и др.); административных (совершенствование управления социальными процессами, контроля над ними, разъединение конфликтующих сторон и др.); социально-психологических (разъяснение ситуации, упреждение негативных тенденций, убеждение оппонентов и др.).
Важнейший принцип разрешения конфликта — отказ от деления противоборствующих сторон на «правую» и «неправую». В сложных конфликтах это достаточно трудно точно определить. В ситуации разрешения конфликта главное — это поиск цивилизованных способов его разрешения: компромисса, взаимных уступок, прекращение противостояния, налаживание сотрудничества, системы конструктивных связей и взаимодействий.
4. Разработка практических рекомендаций, направленных на предупреждение и разрешение социальных противоборств.
Механизм разрешения социального конфликта предполагает последовательность осознанных (целенаправленных, сознательных) действий субъекта управления, направленных на причины конфликта, его динамику и проектируемый результат; на предмет и объект конфликта; на интересы конфликтующих субъектов; на конфликтную ситуацию в целом.
Указанный механизм может быть реализован субъектами управления, самими противоборствующими сторонами или с помощью посредников — третьей стороны. Следует отметить, что в традиционной конфликтологии конфликт никогда не может быть окончательно разрешен, поскольку невозможно полностью удовлетворить жизненно-важные, смыслообразующие, ценностные потребности людей, больших и малых социальных групп.
Способы, приемы, тактики улаживания конфликтов так же многообразны, как и сами конфликтные ситуации.
Способами разрешения социальных противостояний являются: устранение (уничтожение) объекта конфликта, отказ от него; раздел объекта конфликта между противоборствующими сторонами; выплата одной стороной компенсации другой за пользование объектом конфликта; установление правил пользования объектом конфликта для оппонентов; устранение (уничтожение) одного или обоих оппонентов противосто-
а
О
X
X
л
<
и н S
и 5 О £
03 V
Ä а S с
И S о н
* у
и о и X
и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и ш с о
81
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о
м
<
а С
S н и
0
1
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р I
< £ Sc:
S и и ш с О
и О 03
о
а
?
82
яния; разведение противоборствующих сторон с целью прекращения противоборства; изменение установок одной или обеих сторон конфликта; перенос конфликта в плоскость общих интересов; привлечение к конфликту силы, способной завершить его путем принуждения; переговоры как средство нахождения компромисса и др.
Рассмотрим наиболее используемые в социальной практике методы разрешения конфликта.
Метод ухода от конфликта иногда называется методом избегания. Суть его состоит в физическом или психологическом самоустранении от противоборства: игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены» развертывания конфликта. Эта тактика проявляется в предпочтении пассивного поведения, когда не предпринимаются никакие конструктивные шаги по устранению существующих между оппонентами антагонистических противоречий.
На первый взгляд, такая тактика должна оцениваться только негативно, однако на самом деле она имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества тактики избегания состоят в следующем: она быстро осуществима, не требует изыскания интеллектуальных, временных, материальных ресурсов. Например, субъект социального управления, избегая конфликта, может не отвечать на очередные письменные запросы, касающиеся тех или иных проблем, считая их неактуальными; дает возможность отсрочить или даже предотвратить конфликт, содержание которого является несущественным с точки зрения стратегических целей субъекта социального управления. Так, руководители региона нередко предпочитают «закрывать глаза», «не связываться» с участниками манифестаций, выступающими против задержки выплат зарплаты, и др.
По мнению специалистов, эта тактика может быть эффективной при определенных условиях, в числе которых: банальность проблемы, лежащей в основе конфликта; наличие более важных проблем, требующих своего решения; необходимость охлаждения разгоревшихся страстей; потребность выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от принятия немедленного решения; подключение других сил для разрешения конфликта; страх перед оппонентами или надвигающимся конфликтом; несвоевременное разворачивание конфликта или неблагоприятное его протекание; наличие у одной из конфликтующих сторон мощных резервов, активация которых позволит быстро и успешно разрешить конфликт без постороннего вмешательства; необходимость утаивания, засекречивания информации в целях недопущения возможного обострения ситуации в случае ознакомления людей со «взрывоопасными» све-
дениями; расчет на естественное разрешение конфликта без активного вмешательства субъектов управления; необходимость затягивания окончательного решения проблемы, вызвавшей противоборство, и др.
Негативным последствием тактики избегания может явиться эскалация конфликта, так как причина, его вызвавшая, не преодолевается, а только консервируется. В ситуации, когда конфликтогенная проблема существенна, это затягивание может привести к обострению, а не улаживанию конфликта.
Разновидностью метода ухода от конфликта является тактика бездействия, когда развитие событий отдается на откуп времени, идет по течению, стихийно. Бездействие оправдано в условиях полной неопределенности, в случае невозможности предвидеть варианты развития событий, предсказать последствия.
Следующая разновидность этого метода — тактика уступок или приспособление. Например, администрация идет на уступки за счет смягчения или уменьшения собственных требований. Эта тактика приемлема, когда: администрация обнаруживает свою неправоту; предмет столкновения более важен для оппонентов, а не для Вас; необходимо минимизировать потери, если превосходство явно на стороне противника; гармония и стабильность особенно актуальны.
Тактика сглаживания как разновидность метода избегания основана на убеждении, что различия между противоборствующими сторонами незначительны, а общие интересы гораздо более существенны, в связи с этим не следует акцентировать внимание на противоречиях и «раскачивать лодку».
К уходу от конфликта не следует прибегать в случаях обострения очень важных, доминирующих общественных противоречий, хронического неразрешения актуальных проблем при наличии перспективы достаточно длительного их существования.
Метод «быстрого разрешения» характеризуется тем, что решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки, почти мгновенным соглашением. Использование данного метода обосновывается лимитом времени, желанием оппонентов участвовать в поиске наиболее эффективных соглашений, вероятностью минимизации издержек при решении противостояния таким способом.
Это рационально в случаях острого дефицита времени для принятия обстоятельного решения в силу ситуативных факторов; существенного изменения одной из сторон своей позиции под влиянием аргументации оппонентов или же в связи с получением новой информации; взаимного желания конфликтующих участвовать в поиске более приемлемых вариантов соглаше-
ний; когда в конфликтной ситуации не учитываются противоположные интересы сторон; в случаях уверенности конфликтующих в том, что скорое разрешение противоречий резко снижает издержки по сравнению с другими сценариями конфликта, и т. п.
Метод «скрытых действий» применяется в случае, когда управление конфликтом нуждается, с точки зрения руководства, в скрытых средствах регулирования противостояния при невозможности добиться его открытого, благоприятного протекания.
Метод «скрытых действий» рационален, когда: стечение экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств исключает открытый конфликт; открытый конфликт невозможен из-за боязни потери имиджа; по тем или иным причинам нельзя вовлечь противоборствующую сторону в активное противодействие; существует дисбаланс сил, отсутствует паритет в ресурсах оппонентов, что подвергает более слабую сторону повышенному риску или вызывает излишние издержки и др.
Применяемые в этих случаях приемы включают как «джентльменские», так и манипу-лятивные формы воздействия на противоположную сторону. К последним относятся: кулуарные переговоры, политика «разделяй и властвуй», подкуп, шантаж, обман, создание различного рода дополнительных препятствий, провоцирование актов саботажа, распространение сплетен, слухов и пр.
Метод «сотрудничества» применим, когда обе стороны стараются найти оптимальное решение конфликтной проблемы.
Разрешение конфликта путем соглашения (согласия) по спорному вопросу между его участниками возможно в случаях: совпадения интересов противоборствующих сторон; использования законодательства, на основе которого и происходит примирение; навязывания компромисса оппонентам третьей стороной. Такое соглашение чаще всего носит временный характер.
По числу участвующих сторон соглашения могут быть односторонними, двусторонними и многосторонними.
Односторонние (паллиативные) способы достижения соглашения обычно основаны на угрозах, насилии или уходе от конфликта. Преодоление конфронтации достигается посредством определения победителя и побежденного, которое основывается на удовлетворении интересов лишь одной из сторон. Противоречие временно уходит вовнутрь, но потом «всплывает» в еще более болезненной форме.
Двусторонние способы достижения соглашения чаще всего являются результатом переговоров и оказываются самыми продуктивными.
Многосторонние способы достижения соглашения подразумевают вмешательство третьих сил и сторон типа посредников.
«Силовое» подавление, или метод насилия, свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Сущность данного метода состоит в принудительном навязывании своей позиции. Как правило, наиболее сильная сторона любой ценой стремится заставить слабую сторону принять свою точку зрения.
Для эффективного использования этой тактики существуют определенные предпосылки: решающий перевес одной из сторон в материальных, психологических и иных ресурсах; возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий; внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной; бесспорная правомерность действий стороны, имеющей силовое преимущество, когда предпринятые меры связаны с обеспечением решения жизненно важных проблем; проявление общественно опасных деструктивных форм поведения (пьянство, наркомания, преступность и др.).
«Силовая» тактика также оправдывает себя: при использовании принудительных, силовых методов воздействия, когда ограничена возможность привлечения воспитательных средств, которые в определенных условиях могут оказаться малоэффективными; применении жесткого, приказного стиля общения, рассчитанного на беспрекословное подчинение одного или обоих оппонентов; использовании силового потенциала механизма конкуренции, который был известен уже древним римлянам как «разделяй и властвуй» и нередко применяется в современных условиях под более обтекаемым названием — «механизм сдержек и противовесов».
Для управления конфликтом наиболее рациональным и оправданным является использование всего управленческого арсенала воздействия на конфликтную ситуацию и поведение участников противостояния [2].
Содержание конкретных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел на стадии открытого противостояния, зависит от ряда обстоятельств: особенностей развертывания социального конфликта; места и роли органов внутренних дел в этих условиях; поставленных перед ними целей и задач по урегулированию и разрешению противоборства.
Роль органов внутренних дел на стадии открытого противоборства определяется конкретными задачами, связанными с необходимостью: оперативного пресечения противоправных действий участников конфликта; ограничения возможностей противоборствующих сторон в по-
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
S н и о X
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р х
< £ Sc=
ö и S и и ш с о
83
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
0 ва
ьй <
Ä а S С
И S о н
* у
и о и I
и 2 s
1
И У Ы
с
UJ
о oa о а
5
S UJ и ua С О
полнении своих сил за счет привлечения новых сторонников; исключения из арсенала борьбы конфликтующих сторон средств, запрещенных законом (оружия, взрывчатых веществ и др.); принятия мер по укреплению законности и общественного порядка, нарушенных в результате действий конфликтующих сторон; создания условий для мирного разрешения конфликтного противостояния.
Нередко доминирующими в арсенале методов деятельности органов внутренних дел в ситуации открытого противоборства оказываются «силовые» приемы разрешения социального конфликта, например, принуждение. Механизм его использования органами внутренних дел направлен на пресечение любых преступных действий участников противостояния и регламентируется рамками законодательства.
В ситуации разрешения социального конфликта руководителю органов внутренних дел необходимо обращать внимание на следующие моменты: в условиях конфликта возможно снижение эффективности служебной деятельности сотрудников, среди которых могут быть сочувствующие или непосредственные представители противоборствующих сторон; в составе местных органов власти, которым подчинены органы внутренних дел, также могут быть сторонники конфликтующих групп, что
Список литературы:
1. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособ. М., 2012.
2. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. М., 2013.
3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000.
4. Конфликтология: учебник для вузов / под ред. В.П. Ратникова. М., 2014.
негативно отразится на принятии решений по сглаживанию конфликта и нормализации обстановки; каждая из конфликтующих сторон стремится использовать право-охранительные органы в своих интересах. В связи с этим любая ошибка или неточность в деятельности органов внутренних дел может быть истолкована не в их пользу.
Для эффективного разрешения социального конфликта актуализируется значение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в целях активизации консультаций, направленных на выработку предложений, рекомендаций, осуществление конструктивного диалога и переговоров для позитивного выхода из кризиса [1].
В ситуации открытого конфликта приоритетными направлениями деятельности органов внутренних дел являются пресечение противоправных действий и создание благоприятных условий для перевода противостояния в рамки правового поля с помощью цивилизованных средств [4]. Таким образом, законность — основной принцип деятельности полиции в ситуации разрешения конфликта. Сущность законности четко и лаконично формулирует профессор А.Ф. Майдыков: «Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел реализовыва-ется на основании закона, во исполнение закона, в рамках закона» [5].
5. Майдыков А.Ф. Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел в особых условиях: лекция. М., 2011 г.
Тел.: 8 (499) 745-95-95
84