И <
ш о а С
и S bS
и
И IT
S
U
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
12
Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,
профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,
доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)
Теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами
В статье раскрываются некоторые теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами.
Управление обществом, управление конфликтом, социальные технологии управления конфликтом, управление конфликтами руководителем органов внутренних дел.
В методологии управления социальным конфликтом концептуально важно, во-первых, признание его динамическим типом общественных отношений и обыденным явлением жизнедеятельности социума; во-вторых, понимание того, что его источником является трудноразрешимое противоречие, возникающее между противоборствующими социальными субъектами вследствие его осознания и оценки в контексте неудовлетворения или блокирования фундаментальных, жизнеобеспечивающих потребностей.
Сущность социального конфликта проявляется не столько в остром противоречии, возникающем между социальными субъектами и обусловливающем антагонистическое противостояние, сколько в способе его разрешения, удовлетворения потребностей отдельных людей, больших или малых социальных групп. В связи с этим актуализируются задачи социальной оптимизации конфликтного процесса, связанные с направлением его в цивилизованное русло.
Как отмечает А.Н. Чумиков, правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь, оптимизацию тех или иных общественных сфер жизни [5].
По мнению С.В. Соколова, если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и в конечном счете завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит [3, с. 122].
По мнению С.С. Алексеева, категория «регулирование» более органична для характеристи-
ки воздействия на общественные отношения, чем «управление». Регулирование конфликта означает упорядочение, налаживание, т. е. организация противоборства в целях обеспечения нормальной работы социальной системы. Исследовав данную тему, В.Б. Козлов предложил свой термин — «ведение конфликта». Полагаем, что применение термина «управление конфликтом», особенно в контексте участия системы государственных органов в этом процессе, представляется абсолютно правомерным. Основным регулятором социального конфликта являются, как правило, органы легитимной власти, а при развитой реальной демократии (речь не идет о «псевдо-» и «квази-» ее вариантах) — институты гражданского общества.
Управление обществом подразумевает и управление конфликтогенными социальными процессами и явлениями.
Управление обществом как вид социального управления представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (личности, группы, специально созданного органа) на объект управления (общество в целом или отдельную его сферу — экономическую, политическую, духовную и др.) в целях обеспечения целостности общества, его нормального функционирования и развития.
Управление, по мысли А.В. Тихонова, есть специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с определенным замыслом и волей доминирующего субъекта. Социальный генезис управления связан с потребностью в лучшей организации общественной жизни. Управление тесно переплетается с властью и владением собственностью, но не сводится к ним. Оно существовало в доклассовых обществах и останется в постклассовых социумах как следствие сознательного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями, суть которых — руководство общественными делами [4].
Управление конфликтом рассматривается нами в качестве элемента управления обществом, как часть управления социальными отношениями.
301
Понятие «управление конфликтом» используется в широком и узком смысле.
Управление конфликтом в узком понимании подразумевает учет субъективных параметров, нередко определяющих возможности и способы противодействия трудноразрешимому противоборству. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога конфликтующих сторон, к организации переговорного процесса в целях смягчения напряженности, вызванной возникшими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущения конфронтации и насилия, создания условий для достижения взаимовыгодных соглашений на основе компромисса, согласия и др.
Управление конфликтом в широком смысле слова — это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в общем или в его частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, которые распределяются в пространстве динамики социального конфликта: предупреждение возникновения конфликто-генных проблем на предконфликтной стадии; разрешение противоречий на этапе открытого противоборства; урегулирование послекон-фронтационных коммуникаций в постконфликтный период.
Управление конфликтом в контексте социального управления организованными системами рассматривается как деятельность, функция и процесс.
Управление конфликтом как деятельность аппарата управления означает реализацию функций антикризисного управления, направленных на совершенствование управляемой системы, ее перевод в желаемое состояние (поддержание необходимого уровня темпов роста тех или иных социальных процессов и явлений, в частности управление экономическим ростом, инфляцией, миграционными потоками, рождаемостью и др.), что важно в контексте профилактики социальных противоборств.
Управление конфликтом как функция призвана сохранять структурную определенность объекта управления в конфликтной ситуации, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей. Функции управления, обозначенные А. Файолем, остаются актуальными в контексте управления конфликтом. Например, познавательно-программирующие функции (прогнозирование, планирование) в ситуации конфликтных взаимодействий позволяют
субъекту управления диагностировать состояние объекта управления, среду его функционирования, разрабатывать прогноз и программу (план) цивилизованного выхода из противоборства. Организационно-регулиру-ющие и контрольные функции способствуют адекватной организации деятельности, содействуют разрешению имеющихся противоречий цивилизованными методами.
Управление конфликтом как процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных алгоритмов управленческих действий и отношений, осуществляемых в порядке, определяемом динамикой развертывания противоборства. Данный процесс должен быть направлен на реализацию задач профилактики, на разрешение и урегулирование противостояния, а также должен включать технологические характеристики (формы, методы, технологии антиконфликтного воздействия), реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.
На управление конфликтом как на вид социального управления указывают следующие признаки:
— упорядочение системы внутренних и внешних, прямых и обратных связей, определение их иерархии в ситуации конфликтного противоборства;
— социальная направленность целеполага-ния и целедостижения с преследующей реализацией позитивных функций социального конфликта в интересах большинства общества, особенно его незащищенной части — детей, студентов, пенсионеров и др.;
— нормирование, институционализация конфликтного взаимодействия;
— правовое и организационное обеспечение управления конфликтной ситуацией. Отметим, что организационное обеспечение управления социальными конфликтами предполагает выявление управляющей системой проблем (противоречий, коллизий), провоцирующих возникновение конфликтных взаимодействий между двумя или более социальными субъектами, а также осознанное целеполагание и целедостижение, направленные на преодоление (смягчение) антагонистических противоречий конфликтующих сторон, в результате чего конфликт будет приведен к желаемому развитию.
На уровне государства этого состояния невозможно достичь без национальной идеи (а также без национальной идеологии и национальной стратегии), ориентирующей общество. Вместе с тем в процессе его достижения нужно руководствоваться философией и методологией антикризисных мероприятий, получивших признание народа. Однако благие
и <
ш о а С
и К Ьй
и
и у
к
и
о <
о ^
о н ы
о X
< I
13
И <
ш о а С
и S bS
и
И IT
S
U
о <
о ^
о н
Ы
о X
< I
14
намерения не будут реализованы без всесторонне просчитанных действенных механизмов реализации антикризисного управления1 [1].
Понятие «правовое обеспечение управления социальным конфликтом» можно разделить на следующие составные части:
— правотворчество (формирование юридических норм применительно к предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций) и правовое регулирование (использование комплекса специальных юридических мер, средств и способов, нацеленных на предотвращение и преодоление социальных конфликтов);
— правовые средства (юридические нормы, индивидуальные предписания, определяющие правоотношения и регламентирующие организационные коммуникации);
— правовая деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъектами и объектами управления субъективных прав и обязанностей и др.);
— правовое сознание (представления субъектов и объектов управления, находящихся в ситуации конфликта, о правовых явлениях), построенное на принципе верховенства закона.
В контексте управления социальными конфликтами актуализируется значение нескольких социальных технологий, описанных В.Б. Коробовым.
1. Прогнозирование, программирование, оценка и отслеживание конфликтогенных факторов общественного развития, а именно:
— установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих кон-фликтогенные общественные процессы;
— обеспечение должной согласованности, логичности систематизируемых вышеуказанных показателей, что будет способствовать установлению реальной и предполагаемой картины общественной жизнедеятельности;
— создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через структурные подсистемы;
— применение идентичных методов, процедур и операций анализа, характеристики изучаемых конфликтогенных проявлений;
— использование адекватных форм фиксации информационных материалов о кон-фликтогенных социальных тенденциях.
1 Механизмы социального управления Р.Р. Алиуллов представляет в широком смысле слова: как принципы, цели, задачи, функции, этапы, ресурсы управления. Это те рычаги управления, которые позволяют воплотить цели в жизнь и получить социально значимый результат.
2. Использование управленческих технологий в практике программирования и планирования комплексных антикризисных мероприятий с учетом следующих обстоятельств:
— единые сроки и технологии реализации предполагаемых антикризисных мероприятий в организациях, учреждениях, территориальных (общей компетенции) государственных органах;
— идентичные формы и показатели антикризисных программных и плановых документов;
— согласованный порядок прохождения и утверждения антикризисных планов и программ;
— приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов;
— эффективные процедуры взаимоконтроля и т. д.
3. Развитие межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях — общегосударственном, региональном, местном.
4. Разработка адекватных управленческих технологий, способных придать заданной деятельности должную организованность, обеспечить ей необходимую регламентацию и эффективность.
5. Реализация антикризисных управленческих решений перспективного, стратегического, текущего, оперативного, нормативного характера. Для этого необходимо осуществить комплекс следующих мер:
— обосновать различные варианты решений;
— изыскать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации;
— обеспечить четкость, ясность, понятность, последовательность управленческих решений для субъектов и объектов управления;
— согласовать различные решения и их положения между собой;
— проанализировать ход выполнения одних решений в контексте подготовки других;
— подвести итоги реализации решений и снять их с контроля;
— скоординировать антикризисные управленческие решения и другие аспекты управленческой деятельности.
6. Совершенствование технологий контроля и обратной связи, обеспечивающих достоверное отражение результатов антикризисных управляющих воздействий, предполагается осуществлять посредством следующих мер:
— непрерывное наблюдение за управляемыми процессами, их изучение (измерение,
301
сравнение, соотнесение с управляемыми моделями, выраженными в решениях, нормах и требованиях); — повышение результативности организационных форм антикризисной управленческой деятельности [2]. Отметим, что последнее достигается при наличии соответствующих оснований: административно-правовых, связанных с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно даст?); организационно-функциональных, отраженных в характере подготовки и порядке проведения мероприятия (все ли его возможности реализованы?); социально-психологических (заинтересованы ли участники в этом мероприятии?); физиологических (самочувствие участников, их готовность усваивать и воспроизводить информацию); технических (обеспеченность необходимыми средствами техники) и др.
При систематизации и согласованности всех перечисленных условий организационные антикризисные технологии позволят достичь желаемого управленческого результата, направленного на стабилизацию социальных отношений. Отметим, что в демократических государствах власть и социальные технологии контролируются социальными общностями и институтами в интересах всего общества.
В контексте управления конфликтами руководитель органов внутренних дел любого уровня должен четко дифференцировать функции социального конфликта, исходя из их признаков.
Функции социального конфликта можно условно разделить на три части. Во-первых, это разная степень очевидности: различают явные и скрытые (латентные) функции конфликта. Явные функции характеризуются тем, что цели противоборства реализуются в последствиях (например, в результате забастовки учителя добились выдачи зарплаты). Скрытые (латентные) функции обнаруживаются лишь с течением времени и отличаются от намерений, провозглашенных участниками конфликта, они нередко могут быть неожиданными, не отвечающими целям конфликтующих сторон.
Во-вторых, это противоречивость, двойственность. Если функция противоборства положительна для его участников, то говорят о функциональном конфликте, если негативна — о дисфункциональном.
В-третьих, это релятивность (относительность), ситуативность в оценке результата. Они проявляются в том, что в разное время различными социальными субъектами функции конфликта могут оцениваться с разных позиций и иметь противоположную оценку.
Однако несмотря на релятивность оценок функций конфликта, по значению, роли и результату их можно разделить на две группы: конструктивные (продуктивные, эффективные, положительные, созидательные) и деструктивные (непродуктивные, неэффективные, отрицательные, разрушительные).
Конструктивные функции социального конфликта проявляются следующим образом:
- выступают средством обнаружения и фиксации противоречий, проблем в обществе, организации, группе;
- свидетельствуют о том, что противоречия достигли кульминации и необходимо принять меры, чтобы их разрешить или устранить;
- определяют форму устранения недостатков и просчетов в социальной системе;
- содействуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, а также стабилизации социальной системы, налаживанию сотрудничества, профилактике дальнейших противоборств;
- могут реализовывать интегративную, объединительную функцию (сплочение группы перед внешней угрозой, коллективный поиск выхода из противостояния);
- мобилизуют энергию, стимулируют групповое творчество для эффективного решения актуальных социальных задач;
- являются средством диагностики соотношения сил противоборствующих сторон и тем самым служат профилактике разрушительных тенденций;
- совершенствуют способы и содержание социальных коммуникаций и служебной деятельности в целом.
Что касается деструктивных функций конфликта, то они характеризуются так:
- нередко увязываются с насильственными методами, провоцирующими материальные и людские потери;
- дезорганизуют и дестабилизируют социальную систему;
- замедляют темпы экономического, политического, социального, духовного развития общества;
- способствуют дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций, социокультурному отчуждению социальных субъектов;
- провоцируют падение нравственности и нарастание пессимистических настроений;
- влекут за собой новые деструктивные противоборства;
- снижают уровень организации системы, дисциплину и эффективность деятельности.
и <
ш о а С
и К Ьй
и
и у
к
и
о <
о ^
о н ы
о X
< I
15
Важнейшая задача руководителя органов внутренних дел любого ранга в контексте управления социальными конфликтами — объективно проанализировать эти функции для стимулирования и использования положительного, конструктивного потенциала противоборств.
Таким образом, процесс управления конфликтом в широком смысле слова можно представить и выстроить в следующей последовательности: противоречие —► конфликтная ситуация —► анализ конфликтной ситуации—»-
разработка решений по предупреждению конфликта на предкофликтной стадии —► реализация решений —► разработка решений по разрешению конфликта на стадии открытого противоборства —► реализация решений —► разработка решений по урегулированию конфликта на постконфликтной (послеконфликт-ной) стадии —► реализация решений —► исход конфликта —► анализ его итогов —► превентивная работа, направленная на предупреждение возникновения новых острых противоречий.
ы <
ш о а С
ы S iC
и ы
У S и
О <
о S3 О Н Ы
О X
< I
16
Список литературы
1. Алиуллов Р.Р. Механизм социального управления: монография. М.—Чебоксары, 2003.
2. Коробов В.Б. Социальные технологии и государственное управление. М., 2001.
3. Соколов С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. М., 2001.
4. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. СПб., 2000.
5. Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация // СОЦИС. 1997.
E-mail: [email protected]
О.Ю. КОНЕВСКАЯ,
начальник отдела по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка научного центра,
кандидат социологических наук (Академия управления МВД России)
Этические нормы и общественный контроль в правовом механизме предупреждения злоупотреблений свободой массовой информации
В статье рассмотрены вопросы соблюдения журналистами норм этики в контексте совершенствования организационно-правового обеспечения их профессиональной деятельности.
Злоупотребления свободой массовой информации, ограничение свободы массовой информации, этические нормы поведения журналистов.
Провозглашение в Российской Федерации свободы массовой информации, отмена цензуры, развитие новых технологий привели к значительному росту объема информации. На фоне недостатков правового регулирования поток информации, который практически не поддается контролю, создает благоприятную среду для различного рода нарушений прав человека, а в конечном итоге — интересов государства и общества.
Практика последних десятилетий показывает, что отечественные средства массовой информации (далее — СМИ), ориентируясь на привлечение аудитории сенсационными материалами, достоверность которых зачастую вызывает сомнение, нередко игнорируют морально-нравственный аспект своей деятельности, злоупотребляют принципом свободы слова. При этом воздействие СМИ на систему общественных отношений является настолько сильным, что в условиях отсутствия эффективных механизмов правового и морально-нравственного регулирования их деструктивное влияние все более приобретает, без преувеличения, контуры угрозы национальной безопасности.
С учетом значимости проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства, из анализа сложившейся ситуации следует закономерный вывод о необходимо-