Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами'

Теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / MANAGEMENT OF THE CONFLICT / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ / SOCIAL TECHNOLOGIES OF MANAGEMENT OF A CONFLICT / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / THE MANAGEMENT OF THE CONFLICTS BY THE HEAD OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / MANAGEMENT OF THE SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кильмашкина Т. Н.

В статье раскрываются некоторые теоретико-методологические подходы управления социальным конфликтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and methodology approaches to the management of social conflicts

Some theory and methodology approaches to the management of social conflicts are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами»

И <

ш о а С

и S bS

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

< I

12

Т.Н. КИЛЬМАШКИНА,

профессор кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел,

доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

Теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами

В статье раскрываются некоторые теоретико-методологические подходы управления социальными конфликтами.

Управление обществом, управление конфликтом, социальные технологии управления конфликтом, управление конфликтами руководителем органов внутренних дел.

В методологии управления социальным конфликтом концептуально важно, во-первых, признание его динамическим типом общественных отношений и обыденным явлением жизнедеятельности социума; во-вторых, понимание того, что его источником является трудноразрешимое противоречие, возникающее между противоборствующими социальными субъектами вследствие его осознания и оценки в контексте неудовлетворения или блокирования фундаментальных, жизнеобеспечивающих потребностей.

Сущность социального конфликта проявляется не столько в остром противоречии, возникающем между социальными субъектами и обусловливающем антагонистическое противостояние, сколько в способе его разрешения, удовлетворения потребностей отдельных людей, больших или малых социальных групп. В связи с этим актуализируются задачи социальной оптимизации конфликтного процесса, связанные с направлением его в цивилизованное русло.

Как отмечает А.Н. Чумиков, правильно организованное управление придает конфликтному процессу формы, обеспечивающие минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь, оптимизацию тех или иных общественных сфер жизни [5].

По мнению С.В. Соколова, если конфликт не замечать, игнорировать, заниматься его идеологическим (словесным) разрешением и практически ничего не делать, он будет развертываться стихийно, обостряться, объединяться с другими конфликтами и в конечном счете завершится разрушением той социальной системы (или субъекта), в которой происходит [3, с. 122].

По мнению С.С. Алексеева, категория «регулирование» более органична для характеристи-

ки воздействия на общественные отношения, чем «управление». Регулирование конфликта означает упорядочение, налаживание, т. е. организация противоборства в целях обеспечения нормальной работы социальной системы. Исследовав данную тему, В.Б. Козлов предложил свой термин — «ведение конфликта». Полагаем, что применение термина «управление конфликтом», особенно в контексте участия системы государственных органов в этом процессе, представляется абсолютно правомерным. Основным регулятором социального конфликта являются, как правило, органы легитимной власти, а при развитой реальной демократии (речь не идет о «псевдо-» и «квази-» ее вариантах) — институты гражданского общества.

Управление обществом подразумевает и управление конфликтогенными социальными процессами и явлениями.

Управление обществом как вид социального управления представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (личности, группы, специально созданного органа) на объект управления (общество в целом или отдельную его сферу — экономическую, политическую, духовную и др.) в целях обеспечения целостности общества, его нормального функционирования и развития.

Управление, по мысли А.В. Тихонова, есть специализированная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми и социальными институтами в соответствии с определенным замыслом и волей доминирующего субъекта. Социальный генезис управления связан с потребностью в лучшей организации общественной жизни. Управление тесно переплетается с властью и владением собственностью, но не сводится к ним. Оно существовало в доклассовых обществах и останется в постклассовых социумах как следствие сознательного наделения наиболее подготовленной части общества полномочиями, суть которых — руководство общественными делами [4].

Управление конфликтом рассматривается нами в качестве элемента управления обществом, как часть управления социальными отношениями.

301

Понятие «управление конфликтом» используется в широком и узком смысле.

Управление конфликтом в узком понимании подразумевает учет субъективных параметров, нередко определяющих возможности и способы противодействия трудноразрешимому противоборству. Как правило, оно сводится к принятию мер по обеспечению диалога конфликтующих сторон, к организации переговорного процесса в целях смягчения напряженности, вызванной возникшими непримиримыми противоречиями, стабилизации ситуации, недопущения конфронтации и насилия, создания условий для достижения взаимовыгодных соглашений на основе компромисса, согласия и др.

Управление конфликтом в широком смысле слова — это процесс целенаправленного воздействия субъектов социального управления на причины конфликта в целях осознанного изменения характера противостояния в общем или в его частных проявлениях. Оно включает три основных элемента управленческого воздействия, которые распределяются в пространстве динамики социального конфликта: предупреждение возникновения конфликто-генных проблем на предконфликтной стадии; разрешение противоречий на этапе открытого противоборства; урегулирование послекон-фронтационных коммуникаций в постконфликтный период.

Управление конфликтом в контексте социального управления организованными системами рассматривается как деятельность, функция и процесс.

Управление конфликтом как деятельность аппарата управления означает реализацию функций антикризисного управления, направленных на совершенствование управляемой системы, ее перевод в желаемое состояние (поддержание необходимого уровня темпов роста тех или иных социальных процессов и явлений, в частности управление экономическим ростом, инфляцией, миграционными потоками, рождаемостью и др.), что важно в контексте профилактики социальных противоборств.

Управление конфликтом как функция призвана сохранять структурную определенность объекта управления в конфликтной ситуации, поддерживать стабильный режим его деятельности для достижения социальных целей. Функции управления, обозначенные А. Файолем, остаются актуальными в контексте управления конфликтом. Например, познавательно-программирующие функции (прогнозирование, планирование) в ситуации конфликтных взаимодействий позволяют

субъекту управления диагностировать состояние объекта управления, среду его функционирования, разрабатывать прогноз и программу (план) цивилизованного выхода из противоборства. Организационно-регулиру-ющие и контрольные функции способствуют адекватной организации деятельности, содействуют разрешению имеющихся противоречий цивилизованными методами.

Управление конфликтом как процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных алгоритмов управленческих действий и отношений, осуществляемых в порядке, определяемом динамикой развертывания противоборства. Данный процесс должен быть направлен на реализацию задач профилактики, на разрешение и урегулирование противостояния, а также должен включать технологические характеристики (формы, методы, технологии антиконфликтного воздействия), реализуемые на различных этапах развертывания конфликта.

На управление конфликтом как на вид социального управления указывают следующие признаки:

— упорядочение системы внутренних и внешних, прямых и обратных связей, определение их иерархии в ситуации конфликтного противоборства;

— социальная направленность целеполага-ния и целедостижения с преследующей реализацией позитивных функций социального конфликта в интересах большинства общества, особенно его незащищенной части — детей, студентов, пенсионеров и др.;

— нормирование, институционализация конфликтного взаимодействия;

— правовое и организационное обеспечение управления конфликтной ситуацией. Отметим, что организационное обеспечение управления социальными конфликтами предполагает выявление управляющей системой проблем (противоречий, коллизий), провоцирующих возникновение конфликтных взаимодействий между двумя или более социальными субъектами, а также осознанное целеполагание и целедостижение, направленные на преодоление (смягчение) антагонистических противоречий конфликтующих сторон, в результате чего конфликт будет приведен к желаемому развитию.

На уровне государства этого состояния невозможно достичь без национальной идеи (а также без национальной идеологии и национальной стратегии), ориентирующей общество. Вместе с тем в процессе его достижения нужно руководствоваться философией и методологией антикризисных мероприятий, получивших признание народа. Однако благие

и <

ш о а С

и К Ьй

и

и у

к

и

о <

о ^

о н ы

о X

< I

13

И <

ш о а С

и S bS

и

И IT

S

U

о <

о ^

о н

Ы

о X

< I

14

намерения не будут реализованы без всесторонне просчитанных действенных механизмов реализации антикризисного управления1 [1].

Понятие «правовое обеспечение управления социальным конфликтом» можно разделить на следующие составные части:

— правотворчество (формирование юридических норм применительно к предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций) и правовое регулирование (использование комплекса специальных юридических мер, средств и способов, нацеленных на предотвращение и преодоление социальных конфликтов);

— правовые средства (юридические нормы, индивидуальные предписания, определяющие правоотношения и регламентирующие организационные коммуникации);

— правовая деятельность (правотворчество, применение и использование правовых средств, реализация субъектами и объектами управления субъективных прав и обязанностей и др.);

— правовое сознание (представления субъектов и объектов управления, находящихся в ситуации конфликта, о правовых явлениях), построенное на принципе верховенства закона.

В контексте управления социальными конфликтами актуализируется значение нескольких социальных технологий, описанных В.Б. Коробовым.

1. Прогнозирование, программирование, оценка и отслеживание конфликтогенных факторов общественного развития, а именно:

— установление общих, унифицированных показателей, адекватно характеризующих кон-фликтогенные общественные процессы;

— обеспечение должной согласованности, логичности систематизируемых вышеуказанных показателей, что будет способствовать установлению реальной и предполагаемой картины общественной жизнедеятельности;

— создание организационных и технических условий для оперативной и точной передачи нужной информации через структурные подсистемы;

— применение идентичных методов, процедур и операций анализа, характеристики изучаемых конфликтогенных проявлений;

— использование адекватных форм фиксации информационных материалов о кон-фликтогенных социальных тенденциях.

1 Механизмы социального управления Р.Р. Алиуллов представляет в широком смысле слова: как принципы, цели, задачи, функции, этапы, ресурсы управления. Это те рычаги управления, которые позволяют воплотить цели в жизнь и получить социально значимый результат.

2. Использование управленческих технологий в практике программирования и планирования комплексных антикризисных мероприятий с учетом следующих обстоятельств:

— единые сроки и технологии реализации предполагаемых антикризисных мероприятий в организациях, учреждениях, территориальных (общей компетенции) государственных органах;

— идентичные формы и показатели антикризисных программных и плановых документов;

— согласованный порядок прохождения и утверждения антикризисных планов и программ;

— приемлемые процедуры рассмотрения спорных вопросов;

— эффективные процедуры взаимоконтроля и т. д.

3. Развитие межотраслевых, межтерриториальных антикризисных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых на различных уровнях — общегосударственном, региональном, местном.

4. Разработка адекватных управленческих технологий, способных придать заданной деятельности должную организованность, обеспечить ей необходимую регламентацию и эффективность.

5. Реализация антикризисных управленческих решений перспективного, стратегического, текущего, оперативного, нормативного характера. Для этого необходимо осуществить комплекс следующих мер:

— обосновать различные варианты решений;

— изыскать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации;

— обеспечить четкость, ясность, понятность, последовательность управленческих решений для субъектов и объектов управления;

— согласовать различные решения и их положения между собой;

— проанализировать ход выполнения одних решений в контексте подготовки других;

— подвести итоги реализации решений и снять их с контроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— скоординировать антикризисные управленческие решения и другие аспекты управленческой деятельности.

6. Совершенствование технологий контроля и обратной связи, обеспечивающих достоверное отражение результатов антикризисных управляющих воздействий, предполагается осуществлять посредством следующих мер:

— непрерывное наблюдение за управляемыми процессами, их изучение (измерение,

301

сравнение, соотнесение с управляемыми моделями, выраженными в решениях, нормах и требованиях); — повышение результативности организационных форм антикризисной управленческой деятельности [2]. Отметим, что последнее достигается при наличии соответствующих оснований: административно-правовых, связанных с компетенцией соответствующего мероприятия (что оно даст?); организационно-функциональных, отраженных в характере подготовки и порядке проведения мероприятия (все ли его возможности реализованы?); социально-психологических (заинтересованы ли участники в этом мероприятии?); физиологических (самочувствие участников, их готовность усваивать и воспроизводить информацию); технических (обеспеченность необходимыми средствами техники) и др.

При систематизации и согласованности всех перечисленных условий организационные антикризисные технологии позволят достичь желаемого управленческого результата, направленного на стабилизацию социальных отношений. Отметим, что в демократических государствах власть и социальные технологии контролируются социальными общностями и институтами в интересах всего общества.

В контексте управления конфликтами руководитель органов внутренних дел любого уровня должен четко дифференцировать функции социального конфликта, исходя из их признаков.

Функции социального конфликта можно условно разделить на три части. Во-первых, это разная степень очевидности: различают явные и скрытые (латентные) функции конфликта. Явные функции характеризуются тем, что цели противоборства реализуются в последствиях (например, в результате забастовки учителя добились выдачи зарплаты). Скрытые (латентные) функции обнаруживаются лишь с течением времени и отличаются от намерений, провозглашенных участниками конфликта, они нередко могут быть неожиданными, не отвечающими целям конфликтующих сторон.

Во-вторых, это противоречивость, двойственность. Если функция противоборства положительна для его участников, то говорят о функциональном конфликте, если негативна — о дисфункциональном.

В-третьих, это релятивность (относительность), ситуативность в оценке результата. Они проявляются в том, что в разное время различными социальными субъектами функции конфликта могут оцениваться с разных позиций и иметь противоположную оценку.

Однако несмотря на релятивность оценок функций конфликта, по значению, роли и результату их можно разделить на две группы: конструктивные (продуктивные, эффективные, положительные, созидательные) и деструктивные (непродуктивные, неэффективные, отрицательные, разрушительные).

Конструктивные функции социального конфликта проявляются следующим образом:

- выступают средством обнаружения и фиксации противоречий, проблем в обществе, организации, группе;

- свидетельствуют о том, что противоречия достигли кульминации и необходимо принять меры, чтобы их разрешить или устранить;

- определяют форму устранения недостатков и просчетов в социальной системе;

- содействуют снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, а также стабилизации социальной системы, налаживанию сотрудничества, профилактике дальнейших противоборств;

- могут реализовывать интегративную, объединительную функцию (сплочение группы перед внешней угрозой, коллективный поиск выхода из противостояния);

- мобилизуют энергию, стимулируют групповое творчество для эффективного решения актуальных социальных задач;

- являются средством диагностики соотношения сил противоборствующих сторон и тем самым служат профилактике разрушительных тенденций;

- совершенствуют способы и содержание социальных коммуникаций и служебной деятельности в целом.

Что касается деструктивных функций конфликта, то они характеризуются так:

- нередко увязываются с насильственными методами, провоцирующими материальные и людские потери;

- дезорганизуют и дестабилизируют социальную систему;

- замедляют темпы экономического, политического, социального, духовного развития общества;

- способствуют дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций, социокультурному отчуждению социальных субъектов;

- провоцируют падение нравственности и нарастание пессимистических настроений;

- влекут за собой новые деструктивные противоборства;

- снижают уровень организации системы, дисциплину и эффективность деятельности.

и <

ш о а С

и К Ьй

и

и у

к

и

о <

о ^

о н ы

о X

< I

15

Важнейшая задача руководителя органов внутренних дел любого ранга в контексте управления социальными конфликтами — объективно проанализировать эти функции для стимулирования и использования положительного, конструктивного потенциала противоборств.

Таким образом, процесс управления конфликтом в широком смысле слова можно представить и выстроить в следующей последовательности: противоречие —► конфликтная ситуация —► анализ конфликтной ситуации—»-

разработка решений по предупреждению конфликта на предкофликтной стадии —► реализация решений —► разработка решений по разрешению конфликта на стадии открытого противоборства —► реализация решений —► разработка решений по урегулированию конфликта на постконфликтной (послеконфликт-ной) стадии —► реализация решений —► исход конфликта —► анализ его итогов —► превентивная работа, направленная на предупреждение возникновения новых острых противоречий.

ы <

ш о а С

ы S iC

и ы

У S и

О <

о S3 О Н Ы

О X

< I

16

Список литературы

1. Алиуллов Р.Р. Механизм социального управления: монография. М.—Чебоксары, 2003.

2. Коробов В.Б. Социальные технологии и государственное управление. М., 2001.

3. Соколов С.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие для вузов. М., 2001.

4. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. СПб., 2000.

5. Чумиков А.Н. Конфликтология социальных отношений как комплексная научная дисциплина и практическая специализация // СОЦИС. 1997.

E-mail: [email protected]

О.Ю. КОНЕВСКАЯ,

начальник отдела по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка научного центра,

кандидат социологических наук (Академия управления МВД России)

Этические нормы и общественный контроль в правовом механизме предупреждения злоупотреблений свободой массовой информации

В статье рассмотрены вопросы соблюдения журналистами норм этики в контексте совершенствования организационно-правового обеспечения их профессиональной деятельности.

Злоупотребления свободой массовой информации, ограничение свободы массовой информации, этические нормы поведения журналистов.

Провозглашение в Российской Федерации свободы массовой информации, отмена цензуры, развитие новых технологий привели к значительному росту объема информации. На фоне недостатков правового регулирования поток информации, который практически не поддается контролю, создает благоприятную среду для различного рода нарушений прав человека, а в конечном итоге — интересов государства и общества.

Практика последних десятилетий показывает, что отечественные средства массовой информации (далее — СМИ), ориентируясь на привлечение аудитории сенсационными материалами, достоверность которых зачастую вызывает сомнение, нередко игнорируют морально-нравственный аспект своей деятельности, злоупотребляют принципом свободы слова. При этом воздействие СМИ на систему общественных отношений является настолько сильным, что в условиях отсутствия эффективных механизмов правового и морально-нравственного регулирования их деструктивное влияние все более приобретает, без преувеличения, контуры угрозы национальной безопасности.

С учетом значимости проблемы обеспечения безопасности личности, общества и государства, из анализа сложившейся ситуации следует закономерный вывод о необходимо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.