Научная статья на тему 'Особенности регулирования социальных конфликтов в сфере государственного управления'

Особенности регулирования социальных конфликтов в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4845
505
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / SOCIAL CONFLICT / MANAGEMENT OF CONFLICT / GOVERNANCE / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Мария Александровна

Конфликты в сфере государственного управления форма взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы. В статье дан анализ основных типов конфликтов в сфере государственного управления, т.е. конфликтов между различными звеньями управленческого аппарата и конфликтов между органами государственного управления и населением. В статье анализируются комбинации стратегий, использующихся в управлении конфликтом. Проведен анализ природы и причин конфликтов в сфере государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of social conflict management in public administration

Conflicts in public administration is a form of interaction of state political institutions, organizations and persons exercising power within a particular governmental system. The article analyzes main types of conflicts in the field of public administration, i.e. conflicts between different levels of management and conflicts between public authorities and the population. The article analyzes the combination of strategies used in the conflict management. The author also presents the analysis of the nature and causes of conflict in the field of public administration.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования социальных конфликтов в сфере государственного управления»

/

Социология управления

М.А. Яковлева

Особенности регулирования социальных конфликтов в сфере государственного управления

Конфликты в сфере государственного управления - форма взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы. В статье дан анализ основных типов конфликтов в сфере государственного управления, т.е. конфликтов между различными звеньями управленческого аппарата и конфликтов между органами государственного управления и населением. В статье анализируются комбинации стратегий, использующихся в управлении конфликтом. Проведен анализ природы и причин конфликтов в сфере государственного управления.

Ключевые слова: социальный конфликт, управление конфликтом, государственное управление, государство, общество.

Проблема развития и распространения социальных конфликтов в обществе актуальна в современном мире. Основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты - результат неудовлетворения основных потребностей индивидов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности. Столкновение убеждений, норм, правил поведения также может стать причиной социального конфликта. Конфликт определяют как конкурентную ситуацию, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны [1, с. 19].

1 Любой социальный конфликт - это взаимодействие социальных субъ-

§ ектов (индивидов, групп, организаций) по поводу объекта конфликта -^ предмета спора. Всякий конфликт протекает на определенных условиях и имеет масштаб (межличностный, локальный, региональный, глобаль-о ный). Субъекты конфликта выбирают определенные стратегии и тактики поведения, которые определяют исход конфликтной ситуации.

Конфликт представляет собой многомерное социальное явление и имеет свое устройство, порядок, расположение элементов - структуру конфликта. Социальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

1) предконфликтная стадия - ситуация представляет собой не действительность конфликта, а лишь ее вероятность, во время которой происходит накопление факторов и процессов, способных привести к конфликту;

2) открытый конфликт - активная защита собственных интересов возникает, если противоречия интересов не удается разрешить на стадии предконфликтной ситуации;

3) послеконфликтный период - заключительная стадия в динамике конфликта, однако следует иметь в виду, что окончание одного конфликта может послужить толчком развития других, производных, конфликтов.

В рамках социологического подхода можно позиционировать конфликт как модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов и целей. Обычно социально-политический конфликт определяется как противоборство общественных сил, обусловленное различными целями и интересами.

Предметом социально-политического конфликта является дефицит достаточно специфических ресурсов: государственной власти, устройства властных институтов, политических статусов и ролей, социальных групп, ценностей и символов, являющихся базой политической власти и, в целом, данной общности. Приоритетной задачей в зрелом социально-политическом конфликте остается борьба за власть и политическое доминирование с целью трансформации или сохранения в неизменном виде существующего социального и политического порядка [2, с. 71].

Социально-политические конфликты можно разделить на два основных вида:

1) между существующей властью и общественными силами, чьи интересы в структуре властных органов и институтов не представлены или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов;

СЭЗУЗ

2) внутри существующей власти, где, с одной стороны, каждая груп- £ 5 о

Конфликты в сфере государственного управления - сложная систе- о ма, заключающая в себе ряд противоречий, но именно это дает ей возможность приспосабливаться к изменчивым условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, т.к., с одной стороны, они позволяют выявить и отследить существующие противоречия, с другой же -добиться повышения эффективности всей системы при условии умелого управления конфликтами.

Конфликты в сфере государственного управления имеют свою специфику, отличающую их от политических конфликтов в широком смысле: юридическое оформление начала и конца любого конфликта и его связь с правовыми отношениями сторон.

Основные типы конфликтов в сфере государственного управления представлены конфликтами между различными звеньями управленческого аппарата, обусловленные серьезной функциональной раздробленностью системы государственного управления, и конфликтами между органами государственного управления и населением.

Гражданское неповиновение является самым распространенным видом конфликта между государственно-административными органами и населением. Конфликтное поведение подобного рода свидетельствует о недоверии граждан к существующей власти и стремлении получить свободу в принятии решений по собственному усмотрению. В связи такими обстоятельствами, обостряется проблема и необходимость легитимности - правомочности, законности власти в ее теоретическом и практическом аспектах. Легитимность государственной власти признается лишь в том случае, когда методы ее установления согласуются с общественным сознанием больших социальных групп, а результаты деятельности, в качестве принимаемых законов и указов, выполняются основной частью общества.

Гражданское общество обуславливает успешное достижение целей граждан. В нем свободно создаются независимые от государства гражданские институты, которые повышают эффективность и транспарентность отношений «государство - общество» [7, с. 194]. Гражданское общество - это совокупность негосударственных общественных

па внутри господствующего класса стремится навязать всему классу и положить в основу принятия решений свои частные интересы и собственное видение ситуации, с другой стороны, внутренний политический конфликт всегда связан с внутригрупповой борьбой за распределение властных полномочий и соответствующих позиций.

1 отношений, которые выражают индивидуальные и групповые интересы § и потребности граждан в различных сферах жизнедеятельности. ^ Традиционно выделяют следующие пути предотвращения конфликтов в сфере государственного управления как разновидности социально-о политических конфликтов.

1. Социальное маневрирование - этот путь заключается во временном перераспределении части ресурсов, необходимых обществу, в интересах участников конфликтных действий.

2. Политическое маневрирование - широкий спектр мероприятий, обеспечивающих преобразование дифференцированных интересов в стабильный политический союз, обеспечивающий функционирование существующей политической власти.

3. Интеграция контрэлиты. Образовавшаяся в результате изменения общественной системы контрэлита представляет собой звено, объединяющее общественные недовольства. Для сохранения стабильности социально-политической системы разумно не допускать образование контрэлиты, однако, если она образовалась, ее необходимо внедрить в существующую политическую элиту, т.к. конечные политические интересы элиты пересекаются с интересами власти.

4. Силовое давление - существуют различные формы применения силового давления, которые колеблются от применения косвенных методов давления и до установленной открытой диктатуры, как правило, осуществляющей целенаправленное насильственное искоренение негативного отношения к системе.

Процесс урегулирования и разрешения конфликтов в сфере государственного управления предусматривает несколько вариантов осознанного отношения к конфликтам: вытеснение или перемещение сферы государственного управления с одного уровня на другой; урегулирование, т.е. лишение конфликта наиболее острых и разрушительных для государственных органов управления проявлений; разрешение, путем устранения объекта конфликта; подавление, не считаясь с формами и ресурсами сопротивления сторон.

Методики контроля и управления конфликтом применяются исходя из того, какие линии поведения выбираются определенными органами на конкретных этапах развития конфликтов. Говоря о контроле, внимание уделяется предупреждающим мерам, направленным на выявление конфликтогенных факторов, их анализ и попытки предотвратить динамичное развитие противоречий и достижение ими разрушительных форм. Управление конфликтом - это деятельность субъектов социальной практики по предотвращению или урегулированию конфликта либо

О" 2

регулированию его хода в соответствии с изменяющейся ситуацией для ¡2 5 о рационального достижения целей участников текущего социального ^ 2 процесса [3, с. 117]. о з ^

Чтобы управлять конфликтом, необходимы большие затраты энергии § ^

и ресурсов управляющего субъекта для осуществления определенных ^ ж

„ и ^

мероприятий и действий по целенаправленному изменению линии пове- >

дения и трансформации внешней среды, окружения конфликта - прове- о дение конкретной информационной или дезинформационной политики; создание структур институционального характера с целью ведения переговоров, привлечения дополнительных экономических ресурсов для компромиссного решения конфликта и примирения сторон и т.д. [6, с. 50].

Управление конфликтом - сознательная деятельность участников конфликта или третьих сторон, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения. Если осуществлять деятельность по управлению конфликтами на ранних этапах возникновения противоречий, то она будет более эффективна, и, соответственно, чем раньше обнаружится проблема, тем меньше усилий будет необходимо для того, чтобы разрешить ее конструктивно. Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных условиях, и, следовательно, пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации [4, с. 114].

Прогнозирование помогает заблаговременно обнаружить социальные противоречия, которые могут привести к конфликтам.

Институционализация - первое действие по управлению конфликтом. Институционализированный конфликт - конфликт, протекающий в пределах установленных норм и правил, и в таком состоянии он становится наиболее предсказуемым. В случае с неинституционализированным конфликтом отсутствуют принципы и правила, это чаще всего стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства.

Следующий этап управления конфликтом - легитимизация - наличие добровольного согласия, готовности людей соблюдать тот или иной порядок. Он может быть соблюден в соответствии с нормами и правилами, выступающими в форме законов, меморандумов, указов, протоколов о взаимопонимании и даже обычных устных договоренностей. Вместе с тем, если какой-то закон перестает быть легитимным, а другой, отвечающий новым условиям, не принят, то роль эффективной институциональной процедуры может выполнять и совершенно незаконный, с точки зрения юриспруденции, акт. Эффективность управления конфликтом зависит от силы поддержки взаимного соглашения оппонентами.

1 Еще один важный этап управления конфликтом - структурирование

§ конфликтующих групп, что дает возможность для измерения силового ^ потенциала и, как следствие, установления неформальной иерархии ^ влияния в обществе, сдерживающей эскалацию межгруппового кон-^ фликта. Умелое управление конфликтом может активизировать выявление качественно-количественного состава участников и, тем самым, о ускорить достижение положительного конечного результата.

Завершающим этапом управления конфликтом является редукция, которая представляет собой последовательное ослабление конфликта за счет его перевода на другой уровень. Шкала, охватывающая возможные уровни напряженности в конфликте, является исходным инструментом для выполнения данной процедуры.

Оптимизация конфликта производится в интересах конкретного социального субъекта, поэтому важно воспринимать управленческое воздействие во многих его вариациях в качестве конфликтного - управления, имеющего в основе инициирование одного конфликта в целях редукции другого.

Помимо этапов управления, можно выделить технологии управления конфликтами, которые подразделяются на юридические, конфликтологические и психологические. Главной задачей всех технологий управления конфликтами является поддержание и укрепление сотрудничества между участниками взаимодействия, которое может быть обеспечено с помощью ряда методов [8, с. 358].

Юридические технологии работают на уровне позиций, притязаний, которые помогают участникам конфликта отстаивать свои интересы, не выходя на уровень реальных интересов. Результатом применения таких технологий является решение в пользу одной из конфликтующих сторон.

Конфликтологические технологии выявляют истинные интересы конфликтующих сторон и формулируют их в такие притязания, которые помогают добиться взаимовыгодного решения проблемы.

Психологические технологии также обращены к интересам сторон, но попытки разрешения конфликта как психологической проблемы происходят путем решения внутриличностных проблем.

В отношении социально-политических конфликтов наиболее применимыми являются юридические и конфликтологические технологии. Юридических технологии осуществляются при помощи судебной системы и ее подсистем. Среди конфликтологических технологий можно выделить четыре основных:

1) переговоры - процесс адекватной коммуникации оппонентов конфликта с целью выработки, обмена и выполнения определенного рода

обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашени- ¡2 5 о

ям; переговоры как технология направлены на сотрудничество и пол- ^ 2

ную реализацию интересов всех сторон, единственным ограничением 'о з ^

для переговоров является нежелание участников конфликта достигать § ^

s

консенсуса; ^ е^

2) конфликтологическое консультирование определяется как процесс ^ целенаправленного собеседования с противоборствующей стороной для помощи в исследовании проблем и поиске решений в сложившейся конфликтной ситуации; консультирование может охватывать как отдельных людей, так и представителей правящей элиты, политические организации и институты;

3) медиация предполагает переговоры с участием третьего лица, имеющего интерес лишь в том, чтобы конфликтующие стороны достигли взаимовыгодного соглашения;

4) конфликтологическая экспертиза представляет собой внедрение эксперта в область конфликта с целью анализа причин его возникновения, особенностей протекания, перспектив развития и возможностей урегулирования конфликта [5, с. 14].

Конфликты в сфере государственного управления относятся к категории «конструктивных конфликтов». Развитие и разрешение таковых связано с приоритетом гуманитарных, согласительных, мирных методов и подходов. Из этого следует, что использование силы или угроза применение таковой будут являться вынужденными, нетипичными и исключительными способами урегулирования, а течение таких конфликтов не будет оказывать разрушающего воздействия.

В случае, когда нормы и правила поведения конфликтующих сторон неясны, применяются средства и методы воздействия, не исключая прямое принуждение и удаление отдельных контрагентов за пределы конфликта.

Библиографический список

1. Галиахметов Р.Н. Социально-философский анализ конфликта: Монография. Красноярск, 2012.

2. Глухова А.В. Политическая конфликтология между старыми и новыми подходами // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов. Сер. «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения» / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2001.

3. Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. М., 2003.

4. Плотников А.А. Проблема познания социального конфликта: современный взгляд // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 3 (31). С. 113-119.

fz

л 5.

ф

^

m

го 6.

С

Ж

7

О

^

О

О

и 8.

Путиловский А.А. Технологии управления политическими конфликтами // Конфликтология. 2014. № 4. С. 192-197.

Рыжов О.А., Ларченков В.В. Управление социальным конфликтом // Власть. 2012. № 5. С. 114-117.

Трансформация гражданской идентичности в полиэтничном городе: институциональные механизмы и институциональные практики / Барба-шин М.Ю., Барков Ф.А., Васьков М.А. и др.: Монография. Ростов-н/Д., 2012.

Шейнов В.П. Управление конфликтами. СПб., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.