Научная статья на тему 'ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ГЕРЦЕНА'

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ГЕРЦЕНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. И. ГЕРЦЕН / ГЕГЕЛЬЯНСТВО / ЭКЛЕКТИЗМ / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / ГЕГЕЛЬ / ШЕЛЛИНГ / ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА / ЭВОЛЮЦИОНИЗМ / ОРГАНИЦИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терехова Г.Л.

В статье рассматривается проблема взаимодействия природы и человека в творчестве А. И. Герцена. Отмечается влияние античной и классической немецкой философии на мировоззрение мыслителя. Акцентируется внимание на актуальности взглядов Герцена в его отношении к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND MAN IN THE EARLY CREATIVITY OF А.I. HERCEN

The article examines the problem of the interaction of nature and man in the work of AI Herzen. The influence of antique and German philosophy on the worldview of the thinker is noted. Attention is focused on the relevance of Herzen's views in his attitude to nature.

Текст научной работы на тему «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ А.И. ГЕРЦЕНА»

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной гражданской службы Российской Федерации» (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - 5 июня.

2. Альбац Е. Бюрократия: борьба за выживание / Е. Альбац // Независимая газета. 2016. №2. С. 28-30

3. Вагина Л.В. Кадровая политика: монография / Л.В. Вагина. М.: Изд-во РАГС, 2015. 255 с

4. Нестеров В.Л. Профессиональное развитие персонала / В.Л. Нестеров, Л.И. Васильцова // Успехи современного естествознания. 2015. №10. С. 57 -59.

5. Нечипоренко В.С. Менеджеризация современной государственной службы / В.С. Нечипоренко // Государственная служба. 2013. №3(83). С. 3538.

6. Сорокин П. Система социологии. Социологическая аналитика: учение о строении сложных социальных агрегатов / П. Сорокин. М.: Наука, 2013. 688 с.

УДК 1(091)

Терехова Г. Л., к.филос.н.

доцент

кафедра истории и философии Тамбовский государственный технический университет ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ

А.И. ГЕРЦЕНА

Аннотация: В статье рассматривается проблема взаимодействия природы и человека в творчестве А. И. Герцена. Отмечается влияние античной и классической немецкой философии на мировоззрение мыслителя. Акцентируется внимание на актуальности взглядов Герцена в его отношении к природе.

Ключевые слова: А. И. Герцен, гегельянство, эклектизм, Платон, Аристотель, Гегель, Шеллинг, диалектика природы и человека, эволюционизм, органицизм.

Terekhova G. L. Ph.D. in Philosophy Department of History and Philosophy Tambov State Technical University NATURE AND MAN IN THE EARLY CREATIVITY OF А.1.

HERCEN

Abstract: The article examines the problem of the interaction of nature and man in the work of AI Herzen. The influence of antique and German philosophy on the worldview of the thinker is noted. Attention is focused on the relevance of Herzen's views in his attitude to nature.

Key words: A. I. Herzen, Hegelianism, eclecticism, Plato, Aristotle, Hegel, Schelling, dialectics of nature and man, evolutionism, organicism.

Нравственный и духовный облик человека, облагороженный христианством, за последние века изменил свой вектор развития: реализация социального равенства, свободы и братства без участия в их жизни Творца, развитие науки без духовных ориентиров привело многих к духовному и нравственному кризису. Следствием этого кризиса является потребительское отношение к природе. Перечитывая жизнь классиков философии, литературы, искусства, понимаешь, как глубоко они переживали эти духовые язвы человечества, несущие гибель природе и самим себе. «Как природа хороша, выходя из рук творца; как она гнусна, выходя из рук человека», - замечает Руссо. «Где остался след человека, там погиб след бога», - добавляет Шиллер. «Великие, вы правы, правы» [З, c. 54], - переживает А.И. Герцен. «Человек так мало признавал права природы, что без малейших упрёков совести уничтожал всё, что ему мешало, пользовался, чем хотел» [З, c. 54], - продолжает далее Герцен. Проблема взаимодействия природы и человека в тот период, когда начинает стремительно развиваться наука, становится темой серьезных размышлений социально-гуманитарных наук. Для русского мыслителя XIX века эта тема -одна из основных и специфика ее рассмотрения Герценом заключается в том, что он облекает ее в философско-поэтическую форму.

Для более глубокого понимания учения Герцена о месте человека в природе необходимо всестороннее изучение его взглядов. Радикальное изменение своего мировоззрения в зрелом возрасте привело мыслителя к сочетанию многих натурфилософских идей, что заставляет некоторых мыслителей говорить о его эклектизме. Необходимо отметить, в первую очередь, влияние гегелевской философии духа: в своей ранней работе «О месте человека в природе» Герцен пишет о природе как о «проявленной идее бога», которая полна «жизни и изящного» [З, c. 17]. Отголосок гегелевского саморазвития абсолютной идеи прослеживается в мысли Герцена о том, что различные проявления жизни есть выражение различных идей.

Переосмысливая историю философии, Герцен не может обойти вниманием античную культуру, обращаясь, в первую очередь, к Платону, у которого «всё направлено к Богу». Употребление аристотелевской категории «форма» приводит к выявлению взаимодействий идеи и формы, внутреннего и внешнего, духовного и материального в развитии природы. Принцип развития, известный древним мыслителям, применятся Герценом при рассмотрении степеней развития природы: от растительного царства через животное к человеку. «Хронологическое развитие её носит отпечатки строжайшей последовательности, постепенно восходит она от простого к сложному, начавшись телами тайножизненными и оканчиваясь самопознанием» [З, c. 1З]. Преобладание формы, на взгляд Герцена, приводит к отсутствию самопознания. Человек же, как последняя ступень в

эволюционной цепи природы, создан по образу и подобию Творца. Признавая библейское учение о сотворении мира, Герцен утверждает непреложность и незыблемость законов мира природы и человека, созданных Творцом. А в статье «Двадцать осьмое января» он приходит к выводу о тождестве законов природы и человека: «Являющееся в беспредельных пространствах систем небесных повторяется в развитии человечества» [3, ^ 29].

Как видим, раннее творчество Герцена сочетало в себе эволюционизм, веру в абсолютную идею, в незыблемость законов природы и создание их Творцом. Эволюционизм философии природы Герцена еще не базируется на материализме и атеизме. Признание незыблемости законов природы приводит к отходу от взглядов Гегеля, для которого в природе «все представляется преходящим, текущим, все течет, согласно слову древнего мудреца: ничто не остается, не удерживается, не закрепляется» [5, с. 172 ].

Соединение натурфилософии с антропологизмом приводит Герцена к пониманию человека как нечто среднему между богами и природой, соединению «безусловного самопознания всевышнего с бессознательным веществом» [3, ^ 84]. В раннем творчестве мыслитель еще остается на позициях признания бесконечного идеального мира, к которому принадлежит дух человека. Телесное же есть мир форм. Вслед за Гегелем Герцен называет телесное и духовное противоположностями, а соединение противоположностей приводит его к признанию всеобщности этого закона. Все это для него эклектизм, так как в одном соединились противоречивые миры, не похожие друг на друга.

Тем не менее, Герцен не противопоставляет человека природе полностью, он только относительно противоположен ей; так как в природе действуют законы, в ней все целесообразно и не противоречит разуму. Сознание есть высшая степень развития природы. Здесь чувствуется воздействие на Герцена идей Шеллинга, у которого природа достигает своей высшей цели, когда она полностью становится предметом самой себя. Человек для Шеллинга есть последняя цель природы, так как в нем просыпается Дух, отдыхавший на предыдущих ступенях ее развития. Продолжая философию немецкого мыслителя, Герцен вводит человека в практическую жизнь; «мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна» [3, с. 105].

Как пишет С. Булгаков, «сам Герцен не причислял себя к сторонникам никакой философской доктрины, но его воззрения можно характеризовать всего скорее как философию позитивизма» [1, с. 164]. Далее Булгаков поясняет, что Герцен не был сторонником позитивизма, но в своем позднем творчестве с его положениями, такими как «отрицание прав метафизики и религиозной веры» [1, с. 164], был согласен. Принимая всем сердцем христианство первых веков, Герцен уходит от исторического христианства, которое, на его взгляд, не соответствует идеалу. Поворот к атеистическому мировоззрению приводит его, поэтому, к отрицанию возможности «бытия

трансцендентного, и единственной реальностью для него» становится «наш чувственно осязаемый мир» [1, с. 164].

Интерес Герцена к натурфилософии можно объяснить его физико-математическим образованием и влиянием гегелевской философии. Кроме эволюционизма, здесь можно заметить некоторые черты органицизма. В 40-е годы он приходит к выводу о том, что природа является только частью мира, который состоит из взаимосвязанных элементов (природы, общества и мышления). Этот организм подчиняется единым законам. Но внутри самой природы, по его мнению, едва ли существуют связи, «всё частно, индивидуально, врозь суще» [3, с. 54]. Идея в природе существует телесно, бессознательно, подчиненная закону необходимости и «влечениям тёмным, не снятым свободным разумлением» [3, с. 54].

Герцен согласен с Гегелем в том, что природа предшествует человеческой истории и человеческой мысли. Но для Гегеля, ее первичность возможна только во времени, «абсолютным prшs'oм является идея; этот абсолютный prius есть последнее, абсолютное начало» [2, с. 27]. Природа для Гегеля есть инобытие идеи, ее свободное порождение, отчужденный от себя дух. Природа не эволюционирует, ее формы остаются стабильными. Эволюционирует лишь Дух, стоящий за этими формами, в то время как природа есть отпадение Идеи от себя. Герцен в этом вопросе уходит от объективного идеализма Гегеля, останавливаясь на человеке, как высшей точке развития природы: «Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают они, как в океан. Последний вывод, венчающий все развитие природы, — человеческое сознание...» [4, с. 131].

В натурфилософии Герцена можно увидеть отголоски аристотелевского движения материи к форме, а также шеллингианского воззрения о переходе из одной формы в другую. Природа, по его мнению, меняется от формы к форме, поэтому «каждая степень развития в природе есть вместе и цель», и «звено в цепи», но «кольцо для себя» [3, с. 85]. Отличие от аристотелевского понимания материи и формы у Герцена в том, что они суть основные начала, а высшая совершенная форма - чистый божественный Разум. У древнегреческого мыслителя материя не может существовать без формы; форма, наоборот, как чистая энергия, может быть мыслима и без материи; у Герцена в этом движении конечный результат есть сознание человека. Природа развиваясь, по мысли Герцена, «тысячью формами домогается до сознания» [3, 85]. Герцен здесь использует понятие «одействорение» для реализации материей всех возможностей. Меняясь от формы к форме, природа переходит в высшее в человеке, переходит «себя в человеке» [3, с. 79].

Опираясь снова на Аристотеля, признающего живое единство теории и практики, Герцен приходит к мысли о необходимости примирения в науке мышления и бытия. По его мнению, сначала природа достигает своего свершения в человеке, а затем человек через действие своего разума и

сердца исполняет в мире событий находившееся в возможности. Являясь ярким представителем своего времени, Герцен надеется достигнуть действительности своей личности и увековечить ее благодаря разуму, нравственной свободе и энергичной работе. Таким образом, по его мнению, возможна вечность во временности, бесконечность в конечности и утверждение себя как живого и сознательного органа своей эпохи.

Как видим, подобные взгляды роднят Герцена с Гегелем, Шеллингом и даже Кантом («нравственный закон во мне»). Они раскрывают перед современным человечеством его духовные поиски в решении проблемы взаимодействия человека и природы. Придавая большое значение воспитанию человечества на основе нравственных законов, Герцен надеется на осуществление следующего этапа развития данной проблемы -этапа сознательного делания, в котором появится новая точка отсчета в эволюции природы и человека. Человек же, пережив боль скептицизма, должен обратиться к той науке, которая приходит к истине только через живую душу.

Использованные источники:

1. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена. - Киев: Изд. С. И. Иванова и К, 1905. - 43 с.

2. Гегель В. Соч. в 14 т-х. - М.- Л., 1934. Т. 2. - 767 с.

3. Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т-х. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954 - 1965. Т.1. - 539 с.

4. Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т-х. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954 - 1965. Т.2. - 514 с.

5. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. - Берлин: Слово, 1921. - 386 с.

УДК 004.6

Траулько М.В. студент

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет

экономики и управления» Россия, г. Новосибирск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ УСЛУГАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩЕЙСЯ ПРОИЗВОДСТВОМ ВИДЕОПРОДУКТОВ Аннотация. В статье рассматривается анализ предоставленных видеоуслуг кинокомпанией (всех созданных видеопродуктов в определенный промежуток времени) средствами интеллектуального анализа данных в Microsoft SQL Server.

Ключевые слова: OLAP-кубы, интеллектуальный анализ данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.