Научная статья на тему 'Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым'

Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТ / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Л. М., Герасимова С. В., Тищенко Е.

В статье рассмотрены особенности развития сельского хозяйства в Республике Крым, обосновано создание особых условий государством для активизации внутренних преференций развития крестьянских фермерских хозяйств, определены основные конкурентные преимущества развития сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты внедрения государственной политики социально-экономического развития сельского хозяйства в Республике Крым»

УДК: 338.43

Борщ Л. М.

д.э.н., профессор,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Герасимова С. В.

д.э.н., профессор,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Тищенко Е.

студент 4 курса направления подготовки «Экономика»,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

ПРИОРИТЕТЫ ВНЕДРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

В статье рассмотрены особенности развития сельского хозяйства в Республике Крым, обосновано создание особых условий государством для активизации внутренних преференций развития крестьянских фермерских хозяйств, определены основные конкурентные преимущества развития сельского хозяйства.

Ключевые слова: крестьянские фермерские хозяйства, сельское хозяйство, инвестиции, бюджет, программы развития.

Введение

В современных условиях устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в Крыму нуждается в инвестиционной активности, в предоставлении предприятиям необходимых денежных и материальных ресурсов. Надежность продовольственного обеспечения государства — это одно из основных условий формирования устойчивой экономики и социальной стабильности. Спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, а устойчивое функционирование и развитие аграрного сектора значительно влияет на уровень жизни населения. Поэтому в развитых странах сформирована многоуровневая разветвленная программа государственной поддержки сельскохозяйственных отраслей.

О состоянии сельского хозяйства страны в целом и в Республике Крым в отдельности можно судить по характеру инвестиционных процессов, происходящих в государстве, капиталоемкий сектор сельского хозяйства не в состоянии функционировать без накопления капитала в больших масштабах. Объем инвестиций в основной капитал в Крыму в 2013 году составил 66,3 млрд. рублей. Величина инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году составила 28,3 тысячи рублей (по России за этот период на душу населения инвестиции составили 90,3 тыс. руб.) [1].

Проблемам развития сельского хозяйства и активизации процессов развития посвятили свои работы отечественные ученые: Ю. Н. Воробьев [2], С. В. Герасимова [3], М. А. Тимошенко [4] и другие. Непривлекательность инвестирования в сельское хозяйство заключается в: высоком риске природных аномалий в этой области; отсутствии в отрасли коротких периодов возврата вложенных средств и дивидендов; размер дивидендов ниже, чем в несельскохозяйственных отраслях. Стимулирование активности инвестирования в условиях санкций жизненно необходимо и является обязательным условием экономического

развития фермерских хозяйств, поэтому тема является актуальной и требует новых исследований.

Постановка задачи

Цель исследования: рассмотрение особенностей развития сельского хозяйства в Республике Крым для создания благоприятных преференций развития сельского хозяйства, фермерских хозяйств через внедрение социально экономических программ развития.

Результаты

Развитие Республики Крым определено Федеральной целевой программой «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», созданной на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 марта 2014 года, № 168 и Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 года, № 268. В новом хозяйствующем субъекте Российской Федерации, Республике Крым, воплощается в жизнь программа «Развитие малых форм хозяйствования в Агропромышленный комплекс Республики Крым» [5]. Сельское хозяйство Республики Крым является весьма привлекательным для инвестиций за счет наличия плодородных земель, мощностей отрасли переработки, значительного объема внутреннего спроса на продукцию в туристический сезон, межсезонье. Выгодное географическое положение имеет собственные потребительские рынки. Инвестиционная привлекательность Республики Крым основывается на основных конкурентных преимуществах, а именно: выгодном географическом положении; известности Крыма как исторического бренда; развитой отрасли виноделия; мягкого климата; наличия незамерзающих портов; высокого уровня образованности; развитости транспортной инфраструктуры; наличия потенциала для развития туризма; великолепных пляжей; наличия базы для судостроения. Отрицательным и неконкурентоспособным является синдром переходного периода в субъект Российской Федерации — санкции, изолированность Республики Крым, выстраивание новых связей и многое другое.

Крым — это на 70 % степная зона, а вести сельское хозяйство без воды очень тяжело. Аграрный сектор всегда занимал в экономике полуострова доминирующее место. Основные доходы всегда давал не туризм — 6-10 % бюджета, а сельское хозяйство — до 30 % бюджета. Вода для сельского хозяйства подавалась из Днепра по крымскому каналу. Поэтому программа Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», направлена на обеспечение Крыма водой, возврата былой славы развитого сельского хозяйства [1].

Потенциал у полуострова, если все привести в порядок, просто огромный. Это не только туристический район, но и мощный сельскохозяйственный регион. Зачем России закупать продукцию в Турции, Израиле, Польше, если Республика Крым способна обеспечить сельскохозяйственной продукцией не только себя, Крым может обеспечить большую часть России. Развитие Крыма должно базироваться на местном производителе среднего масштаба, только так возможно гарантировать сбалансированный рост всех секторов экономики. Необходимо обеспечить диверсификацию производства, что гарантирует в будущем высококачественную продукцию, доступные цены и создание новых рабочих мест. Крым может и должен стать новой социально-экономической моделью для всей России [5]. Мировой опыт показывает, что без формирования мощного среднего класса любое государство не может развиваться. Укрепление России немыслимо без фермерских и крестьянских хозяйств, земле нужны хозяева, искренне заботящиеся о своем хозяйстве, семье и обустройстве страны.

Государству необходимо способствовать появлению в Крыму большого количества фермерских хозяйств, мелких, средних и крупных. Руководство страны и региона должно увидеть в фермерских и крестьянских хозяйствах собственный локомотив российской экономики, без таких хозяйств восстановление собственного производства невозможно. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих других производств, создавая

спрос на неё [6]. Это металлообработка, химическая промышленность, машиностроение, биотехнологии и современные ГС технологии.

Выполняя государственную программу социально-экономического развития, субъект Российской Федерации, Республика Крым применяет кардинальные меры по мобилизации источников инвестиционных ресурсов, создавая благоприятные условия по мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов.

Для более приятного инвестиционного климата в Республике Крым создана Свободная экономическая зона на основании Федерального закона «О развитии Крымского Федерального округа и свободной экономической зоне (СЭЗ) на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», вступившего в силу с 1 января 2015 года. Субъекты малого и среднего предпринимательства согласно договора об условиях СЭЗ, могут инвестировать в свой бизнес и получить следующие льготные преференции: налог на прибыль хозяйствующих субъектов в Федеральный бюджет 0 % (10 лет); в бюджет Крыма 2 % в течение 3-х лет; 6 % — с 4 по 8 лет; 13,5 % — с 9-го года; страховые взносы 6 % (ПФР) + 1,5 % (ФСС) +0,1 % (ФМС) = 7,6 % [7].

Такие меры повлияли на приток инвестиций в основной капитал, по Крыму за январь-октябрь 2015 года данный показатель равен 11634,5 млн. рублей, убыток по сравнению с

2014 г. за этот период составил — 4614 млн. рублей.

Индекс производства продукции сельского хозяйства по Республике Крым за январь -декабрь 2015 к аналогичному периоду 2014 года был равен 86,6%. По итогам работы предприятий пищевой промышленности Республики Крым индекс производства составил: за

2015 год по сравнению с 2014 годом возросло производство мяса свинины на 8,1 %; снизилось производство молока, обработанного жидкого, — на 125,7 %; масла сливочного — на 64,1 %, творога — на 52,3 %; кефира — на 256,1 %; сметаны — на 161,4 %; муки — на 13 % [8].

Ключевое звено — сельское хозяйство — обеспечивает население региона и отдыхающих продуктами питания, а также является стабильной базой сырья для пищевых промышленных предприятий и одним из основных направлений экспорта.

Сегодня в Крыму зарегистрировано 1205 крестьянских фермерских хозяйств. Количество малых предприятий, занятых в сельскохозяйственном производстве Крыма, составило 75,3 % от всех сельхозпредприятий республики. Их вклад в производство продукции за 2015 год оценили в 12 % в отрасли растениеводства и 16% — в отрасли животноводства. Видя такую активность, государство решило поддержать фермеров: помочь грантами начинающим крестьянам, а также тем, кто планирует создать и развить семейную животноводческую ферму. По результатам двух этапов конкурса по поддержке начинающих фермеров, 50 заявителей стали участниками программы «Поддержка начинающих фермеров в Республике Крым на 2015-2017 годы», и три семейные животноводческие фермы получили гранты. В ходе конкурса стало ясно, что крестьянские фермерские хозяйства Крыма активно развиваются по таким направлениям, как молочное и мясное животноводство, кролиководство, разведение перепелов и индеек, виноградарство, плодоводство (ягодники), овощеводство и зерновые культуры. На поддержку начинающих крымских фермеров Россия выделила из федерального бюджета 52 млн. 839,5 тыс. рублей, а республика добавила еще 2 млн. 781 тыс. рублей из своего бюджета. Развитие семейных животноводческих ферм поощрили 22 млн. 696 тыс. рублей из федерального и 1 млн. 194 тыс. рублей из республиканского бюджетов [9]. По условиям программы, грант в размере не более 1,5 млн. рублей, предоставляется начинающим фермерам один раз, на обустройство своего хозяйства для достижения цели. Выделенную сумму можно расходовать на: земельные участки, разработку проектной документации, строительство (реконструкцию) производственных и складских зданий, ремонт и переустройство инженерных сетей, строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, подключение к электрическим, теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре, приобретение

сельскохозяйственных животных, техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, семян и посадочного материала, закладки многолетних насаждений, а также удобрений и ядохимикатов. Существует так же государственная программа, как единовременная помощь в размере 250 тысяч рублей. Она предоставляется начинающему фермеру, на указанную сумму можно: приобрести жилье, купить грузовой автомобиль, приобрести и доставить в свой сельский дом домашнюю мебель, бытовую технику, средства связи, газовую или электрическую плиту, подключиться к инженерным сетям, сделать свою фермерскую жизнь еще чуть более благоустроенной. После получения гранта фермер должен создать не менее одного рабочего места на каждые 500 тысяч рублей своей субсидии и вести свое хозяйство в течение не менее пяти лет. Обладатели грантов приобретут порядка 1000 голов крупного рогатого скота, более 2000 голов овец, 22 единицы сельскохозяйственной техники, построят три животноводческих фермы и создадут для Крыма 130 рабочих мест.

От крестьянских фермерских хозяйств в течение пяти лет ожидают доход около 398,7 млн. рублей. Повышение эффективности работы малых форм хозяйствования в селе и их устойчивое развитие позволит увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить ряд социально-экономических проблем. В текущем 2016 году полуостров получит 2,8 млрд. руб. на развитие сельского хозяйства [10].

Прекрасные перспективы открываются для инвестиционных проектов агропромышленного потенциала Крыма, развития виноделия на полуострове. Местный винодельческий продукт, безусловно, найдет широкий спрос среди туристов. Крым является не только центром производства вина, но и центром потребления вина и шампанского. Значительные инвестиции ожидают и предприятия агропромышленного комплекса, куда входит производство традиционной, натуральной продукции сельского хозяйства Крыма [2].

К Крыму, как объекту инвестирования, проявляют интерес Китай, Израиль, Греция. В ходе переговоров Пекин сообщил о своих намерениях инвестировать в сельское хозяйство Крыма, также китайцы готовы заниматься инвестированием переработки, перевозок и строительства предприятия по выпуску установок капельного орошения. При этом интерес Китай проявляет с учетом ряда ограничений, не желая подставлять свои международные компании под американские санкции. Израильских бизнесменов привлекают различные проекты в сфере сельского хозяйства — виноградарство, садоводство, овощеводство и переработка сельскохозяйственной продукции. Сложившейся положительной характерной чертой инвестиционного климата в Республике Крым является тот факт, что из ранее начатых инвестиционных проектов ни один не был прекращён из-за изменившейся политической ситуации или экономических санкций против Крыма [3].

С целью формирования благоприятного инвестиционного климата и благоприятных условий для работы инвесторов на территории Республики Крым выработаны рекомендации по организации взаимодействия органов государственной и исполнительной власти и лиц, участвующих в инвестиционном процессе [4]. Разработаны предложения по приоритетным направлениям развития региона и координации финансовых и инвестиционных ресурсов, а также рекомендации по уменьшению административных препятствий, сокращению сроков выдачи разрешительной документации. Подготовлены и внедряются рекомендации по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности. Осуществляется реализация инвестиционных проектов с применением механизмов государственного частного партнерства. Реализация жизненно необходимых инвестиционных проектов осуществляется с использованием софинансирования за счет средств бюджета Республики Крым, местных бюджетов.

Выводы

Определено, что основными направлениями реализации государственной социально-экономической программы по укреплению фермерских хозяйств, малых предприятий являются: развитие садоводства, виноградарства; развитие животноводства; выращивание зерновых, овощных и бахчевых культур.

Установлено, что стратегическим ориентиром развития сельского хозяйства является создание мощной сырьевой базы для формирования продовольственного комплекса, который способен не только удовлетворять потребности населения и отдыхающих, но и повысить экспортный потенциал Крыма и его отраслей.

Выявлено, что государственную политику относительно развития сельского хозяйства следует осуществлять с помощью:

- увеличения доли собственных средств в общем объеме капитальных вложений предприятий;

- привлечения дополнительных источников финансирования проектов;

- усиления государственного контроля по целевому расходованию бюджетных средств, направленных на целевые государственные программы социально-экономического развития;

- внедрения страхования инвестиционных проектов.

Обоснована необходимость разграничения на государственном, региональном и местном уровнях функции управления инвестициями с обеспечением полномочий каждого из них надежными и стабильными источниками финансирования, которые закреплены законодательно.

Установлено, что создание преференций по активизации инвестиционных процессов

— определяющий фактор дальнейшего развития сельского хозяйства.

Определено, что создание эффективной рыночной инфраструктуры и установление между регионами-производителями и регионами-потребителями долговременных продовольственных связей и договорных отношений является основным фактором приоритетного развития.

Литература

1. Официальный портал Министерства Сельского хозяйства Республики Крым [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sev.gov.ru/city/invest

2. Воробьев Ю.Н. Финансовое обеспечение хозяйственной деятельности организаций в условиях нестабильности рынков / Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 4 (29). — С. 6-12.

3. Герасимова С.В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ. — К.: Знание, 2006. — 407 с.

4. Тимошенко М. А. Особенности инвестиционной деятельности в аграрном секторе / М. А. Тимошенко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.

— 2010. — № 8. — С. 109-112.

5. Официальный портал Министерства экономического развития Республики Крым. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://minek.rk.gov.ru.

6. Официальный портал Инвестиционный портал Республики Крым. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.invest-in-crimea.ru.

7. Центр инвестиционного и регионального развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://wwwinvect-in-crimea.ru

8. Центр инвестиций и регионального развития Республики Крым [Электронный ресурс]

— Режим доступа: http://investrk.ru/ru/press/news/246-malyj-biznes-projdet-sploshnoe-nablyudenie

9. Борщ Л. М. Инвестирование: Теория и практика: Научное пособие-К.: Знание, 2005. —

470 с.

10. Воробьева Е. И. Государственное финансовое регулирование в России / Е. Н. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 3 (28). — С. 6-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.