Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционное право Российской Федерации / конституционно-правовая политика / глобализация / информационные отношения / информационная безопасность / приоритеты / цели и принципы конституционно-правовой политики в сфере информационных отношений в условиях глобализации / constitutional law of the Russian Federation / constitutional policy / globalization / information relations / information security priorities / goals and principles of constitutional policy in the field of information relations in the context of globalization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. С. Хижняк

конституционно-правовая политика во многих сферах продолжает оставаться малоисследованной. Не является исключением и конституционно-правовая политика в области информационных отношений. Процесс глобализации охватывает многие, если не все сферы общественной жизни. В эпоху активного развития информационных технологий данный процесс вторгается и в рассматриваемую сферу. Глобализация несет как положительные, так и негативные последствия, усилить влияние первых и нивелировать влияние последних может грамотно выстроенная конституционно-правовая политика. Для ее разработки необходимо четко сформулировать приоритеты, цели и принципы. Этим и обоснована актуальность данной статьи. Целью данной работы является выявление приоритетов, целей и принципов конституционно-правовой политики в сфере информационных отношений Российской Федерации в условиях глобализации на основе анализа российского законодательства в информационной сфере и юридической литературы по данному вопросу. При проведении данного исследования были использованы системный и формально-логический метод (анализ, синтез, дедукция). В результате исследования выявлены приоритеты конституционно-правовой политики в сфере информационных отношений Российской Федерации в условиях глобализации: сохранение памяти предков, признание исторически сложившегося государственного единства, обеспечение исторической правды, недопустимость умаления подвига народа, сохранение этнокультурного и языкового многообразия, поддержка соотечественников за рубежом, сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных, соблюдение международных обязательств Российской Федерации в сфере информационных отношений. Установлены цели данного вида конституционно-правовой политики: нивелирование ее негативных последствий для информационных отношений и эффективное использование позитивных особенностей. Выявлены также принципы и дана их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities, goals and principles of the constitutional and legal policy of the russian federation in the field of information relations of the federation in the context of globalization

сonstitutional policy in many areas remains poorly researched. The constitutional policy in the field of information relations is no exception. The process of globalization encompasses many, if not all, spheres of social life, in the era of active development of information technologies, this process also invades the sphere under consideration. Globalization has both positive and negative consequences; a competently built constitutional policy can strengthen the influence of the former and neutralize the influence of the latter. To develop it, it is necessary to clearly formulate its priorities, goals and principles. This explains the relevance of this work. The objectives of this work are identification of priorities, goals and principles of constitutional and legal policy in the field of information relations of the Federation in the context of globalization on the basis of an analysis of Russian legislation in the information field and legal literature on this issue. In carrying out this study, a systemic method was used, as well as formal logical methods (analysis, synthesis, deduction). As a result of the study, the priorities of the constitutional policy in the field of information relations of the Federation in the context of globalization were identified: preserving the memory of ancestors, recognizing the historically established state unity, ensuring historical truth, the inadmissibility of belittling the heroic deed of the people, preserving ethnocultural and linguistic diversity, supporting compatriots abroad and preservation of the all-Russian cultural identity, ensuring the security of the individual, society and the state when using information technologies, the circulation of digital data, compliance with the international obligations of the Russian Federation in the field of information relations. Also, the goals of this type of constitutional policy were identified: leveling its negative consequences for information relations and the effective use of its positive features. And also, its principles are revealed, and their classification is given.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

В. С. Хижняк,

доктор юридических наук, главный научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

V.S. Khizhnyak,

Doctor of Law Sciences, chief .scientist,

Saratov branch of the Institute

of state and law of the Russian Academy

of Sciences

veronika_h@mail.ru

DOI:

ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

£

р^ Аннотация: конституционно-правовая политика во многих сферах продолжает

§ оставаться малоисследованной. Не является исключением и конституционно-право* вая политика в области информационных отношений. Процесс глобализации охваты-^ вает многие, если не все сферы общественной жизни. В эпоху активного развития § информационных технологий данный процесс вторгается и в рассматриваемую О сферу. Глобализация несет как положительные, так и негативные последствия, ^ усилить влияние первых и нивелировать влияние последних может грамотно выстроенная конституционно-правовая политика. Для ее разработки необходимо четко сформулировать приоритеты, цели и принципы. Этим и обоснована актуальность данной статьи.

< Целью данной работы является выявление приоритетов, целей и принципов

¡5 конституционно-правовой политики в сфере информационных отношений Российской Федерации в условиях глобализации на основе анализа российского законодательства О в информационной сфере и юридической литературы по данному вопросу.

При проведении данного исследования были использованы системный и формаль-^ но-логический метод (анализ, синтез, дедукция).

СО В результате исследования выявлены приоритеты конституционно-правовой

^ политики в сфере информационных отношений Российской Федерации в условиях ^ глобализации: сохранение памяти предков, признание исторически сложившегося С» государственного единства, обеспечение исторической правды, недопустимость

умаления подвига народа, сохранение этнокультурного и языкового многообразия, поддержка соотечественников за рубежом, сохранение общероссийской культурной идентичности, обеспечение безопасности личности, общества и государства при ^ применении информационных технологий, обороте цифровых данных, соблюдение Су международных обязательств Российской Федерации в сфере информационных ® отношений.

л Установлены цели данного вида конституционно-правовой политики: нивели-

рование ее негативных последствий для информационных отношений и эффективное использование позитивных особенностей. Выявлены также принципы и дана их классификация.

Ключевые слова: конституционное право Российской Федерации, конституционно-правовая политика, глобализация, информационные отношения, информационная

102

безопасность, приоритеты, цели и принципы конституционно-правовой политики в сфере информационных отношений в условиях глобализации.

Priorities, goals and principles of the constitutional

and legal policy of the russian federation g

in the field of information relations of the federation §

in the context of globalization ^

Abstract: сonstitutional policy in many areas remains poorly researched. The constitutional policy in the field of information relations is no exception. The process ofglobalization encompasses many, if not all, spheres of social life, in the era of active development of information technologies, this process also invades the .sphere under consideration. Globalization has both positive and negative consequences; a competently built constitutional

с

5

To develop it, it is necessary to clearly formulate its priorities, goals and principles. This explains the relevance of this work.

1

policy can strengthen the influence of the former and neutralize the influence of the latter c

n a

■s-i

The objectives of this work are identification of priorities, goals and principles of * o constitutional and legal policy in the field of information relations of the Federation in the 1 3 context of globalization on the basis of an analysis of Russian legislation in the information § field and legal literature on this issue. 5 §

In carrying out this study, a systemic method was used, as well as formal logical methods 3 §

(analysis, synthesis, deduction). 1 i

1

I §

§ §

§

memory ofancestors, recognizing the historically established state unity, ensuring historical 1 s<

truth, the inadmissibility of belittling the heroic deed of the people, preserving ethnocultural § §

and linguistic diversity, supporting compatriots abroad and preservation of the all-Russian 3 s

cultural identity, ensuring the security of the individual, society and the state when using * 1 information technologies, the circulation of digital data, compliance with the international

obligations of the Russian Federation in the field of information relations. §

As a result ofthe study, the priorities of the constitutional policy in the field of information relations of the Federation in the context of globalization were identified: preserving the

n *

^ o

Also, the goals of this type of constitutional policy were identified: leveling its negative 3 s

n I

consequences for information relations and the effective use of its positive features. And

also, its principles are revealed, and their classification is given. 3 s<

o ft

Keywords: constitutional law of the Russian Federation, constitutional policy, glo- ^ ^ balization, information relations, information security priorities, goals and principles of | g constitutional policy in the field of information relations in the context of globalization.

з тз a a

с с s s s s

Информационные отношения возникают в ходе сбо- 103

ра, хранения, производства, распространения информации. Она мо жет быть любого вида и представлена в любой форме. В п. 1 ст. 2 р Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, ^ информационных технологиях и о защите информации» указыва- | ется, что информацией являются сведения, сообщения, данные [1]. * Поскольку информация представляет собой сведения, относящиеся к любым сферам общественной жизни, то и сами информационные отношения пронизывают их все.

а

Формы и возможности передачи информации за последние 20-30 лет весьма расширились. В настоящее время можно говорить о наличии глобальных информационных отношений как части процесса глобализации.

Многие ученые отмечают роль информации и информационных отношений в развитии глобализационных процессов и во влиянии самой глобализации на их развитие. Как полагает Э.М. Брандман, «информация становится одним из главных рычагов в противостоянии на международной арене за новый передел мира в целях установления господства ведущих государств в глобальном информационном пространстве. В научном мире информация вполне обоснованно считается стратегическим национальным ресурсом» [2, с. 31].

Информационное воздействие на общество многократно усилилось в ходе глобализационных процессов. У него есть как полого жительные, так и отрицательные черты. К первым можно отнести ^ упрощенное получение любой необходимой информации, развитие

0; межкультурной коммуникации, интернационализацию информаци-

4

ОЭ онных отношений на внутригосударственном уровне, конституци-§ онализацию этого вида отношений на международном уровне и др.

5 Отрицательными чертами развития информационных отношений ^ можно назвать возникновение «культурного дисбаланса» в сознании 55 граждан, внедрение в культуру определенного общества чужерод-§ ных элементов, что может стать проблемой в общении внутри этого

общества, «стирание» национальных особенностей [3, с. 292-293]. с- Формирование международных медиаконцернов, которые могут объ-^ единять средства массовой информации различных стран, приводит о- к тому, что события освещаются с точки зрения таких юридических § лиц [4, с. 199-204] и поддерживаемых ими политических сил. Это О негативно сказывается на реализации такого конституционного права, ¡^ как свобода слова, и на развитии плюрализма мнений. Кроме того, С возрастает вероятность нарушения информационной безопасности общества, поскольку информация может использоваться как средство №4 манипулирования общественным сознанием. В условиях глобализации достаточно быстро может распространяться дезинформация, СЧ что дестабилизирует и международные отношения, и ситуацию ® в государстве.

^ Использование современных технологий вывело такое давно существующее явление, как информационная война, на новый уровень. Этому способствуют и глобализационные процессы. Поэтому для России особенно важным является недопущение распространения подобной искаженной информации как на ее территории, так и за

рубежом. Осуществить это возможно, в том числе с использованием современных информационных технологий.

На наш взгляд, особое значение в подобных условиях приобретает

конституционно-правовая политика в сфере информационных отно- а

шений. Она находит свое отражение в нормативных правовых актах, 1

принимаемых государством. Основой правовой политики, определя- 1

ющей ее приоритеты, является Конституция Российской Федерации. р

И до принятия поправок в Конституцию в 2020 году в ней уже были ^

отражены такие приоритеты, как защита суверенитета, конституци- |

онного строя, прав человека, относящиеся к любому виду правовой 8 политики государства. С принятием изменений в Основной Закон были

добавлены приоритеты, которые можно отнести к отечественной кон- в |

ституционно-правовой политике в сфере информационных отношений ^ | в условиях глобализации. Во-первых, это касается ч. 2 и 3 ст. 67.1 [5].

Сохранение памяти предков, признание исторически сложившегося 8 8

государственного единства, обеспечение исторической правды, недопу- ■§■

стимость умаления подвига народа требуют исключения возможности ]> |

распространения как на территории Российской Федерации, так и за ее 8 §

° Л

пределами неверных сведений, касающихся этих вопросов. 1 -о Во-вторых, в ч. 4 ст. 68 и ч. 2 и 3 ст. 69 Конституции говорится я | о поддержке и охране культуры многонационального народа России | §, со стороны государства, сохранении этнокультурного и языкового 5 | многообразия, поддержке соотечественников, проживающих за ру- | | бежом, и сохранении общероссийской культурной идентичности [5]. в' * Таким образом, Основной Закон требует оградить культуру народов, 1 ? населяющих Российскую Федерацию, и соотечественников за рубежом 8 8 от исчезновения или деформации под влиянием чужеродных элемен- * 8 тов в ходе глобализационных процессов, защитить от «культурного § * дисбаланса» и «стирания» национальных особенностей, о которых 1 ^ мы говорили выше. о О В-третьих, согласно п. «м» ст. 71 к ведению РФ отнесено «обе- 88 88 спечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных» 105 [5]. На наш взгляд, в этой норме подчеркиваются такие приоритеты и конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере, как р обеспечение безопасности личности, общества и государства. Кроме 8 того, применение информационных технологий и оборот цифровых | данных в условиях глобализации несут риски совершения транснациональных преступлений с их использованием. Все это указывает на наличие таких приоритетов конституционно-правовой политики в информационной сфере, как обеспечение эффективного контроля

со стороны государства в информационной сфере и предотвращение совершения преступлений с применением информационных технологий цифровых данных.

Приоритетом является и соблюдение международных обязательств Российской Федерации в сфере информационных отношений. В условиях глобализации это приобретает особое значение. В то же время чтобы противостоять рискам глобализационных процессов, необходимо соотносить все принимаемые Россией на международном уровне обязательства с необходимостью защищать свои интересы в информационной сфере. В связи с этим неукоснительно должен соблюдаться принцип верховенства Конституции.

В данной сфере в России действуют законы, регламентирующие различные аспекты, связанные с осуществлением информационных ;0 отношений, в том числе с применением современных информационно ных технологий. В этих законах регулируются такие вопросы, как ^ получение, передача, производство и распространение информации 0; с использованием информационных технологий, даны определения ОЭ многим новым понятиям, связанным с применением этих технологий, § устанавливается порядок государственного регулирования вопросов,

5 связанных с распространением оскорбительной или недостоверной информации или содержащей призывы к массовым беспорядкам [1].

^ Регулируются вопросы защиты информации, составляющей государ-§ ственную тайну, доступ к ней [6], распространения информации о деятельности государственных органов через средства массовой инфор-с- мации [7], возможность получения информации об их деятельности ^ и деятельности органов местного самоуправления [8], устанавливаем ется запрет цензуры, создание и функционирование государственной § информационной системы в области средств массовой информации О [9]. Вводится запрет на распространение информации организация-^ ми, деятельность которых признана нежелательной на территории С Российской Федерации [10], распространение информации, которая может причинить ущерб здоровью и развитию детей [11].

06 Основными целями конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере в условиях глобализации являются нивелирование ее

(V негативных последствий для информационных отношений и эффекту тивное использование ее положительных особенностей, которые мы ^ приводили выше. В то же время конституционно-правовая политика в данной сфере должна основываться на четких принципах. В Доктрине информационной безопасности РФ приведено пять принципов деятельности государственных органов по ее обеспечению: «законность общественных отношений в информационной сфере и правовое равенство

всех участников таких отношений; конструктивное взаимодействие государственных органов, организаций и граждан при решении задач по обеспечению информационной безопасности; соблюдение баланса

между потребностью граждан в свободном обмене информацией и огра- а

ничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной §

безопасности, в том числе в информационной сфере; достаточность сил 1

и средств обеспечения информационной безопасности, определяемая р

в том числе посредством постоянного осуществления мониторинга ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационных угроз; соблюдение общепризнанных принципов 8

и норм международного права, международных договоров Российской 8

Федерации, а также законодательства Российской Федерации» [12]. 8

Однако, на наш взгляд, они носят слишком общий характер, § |

и рассматриваемый вид конституционно-правовой политики нужда- ^ г

ется в более конкретных принципах в данной сфере, которые будут 5 |

учитывать и глобализационные процессы: | 8

1) принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина "в-^

при осуществлении информационных отношений. Глобализационные 1 §

¡и а

процессы несут риски нарушения таких прав человека, как свобода 8 §

§ А

слова, право на получение достоверной информации, а также не- 1 О

и

законного использования цифровых данных, содержащих личную г §

о

информацию. Поэтому государственное законодательство должно | §,

§

развиваться с учетом необходимости предотвращения ситуаций, на- | §

^ 1 5 8

рушающих права человека в рассматриваемой сфере; | 8

2) принцип защиты суверенитета государства, конституционного § * строя и территориальной целостности при осуществлении инфор- 1 ? мационных отношений. Передача недостоверной информации, от- 8 8 ражающей политику зарубежных стран, может ставить под угрозу * 8 существование указанных конституционных ценностей. Данный § 8< принцип направлен на устранение рисков глобализации, несущих 1 ^ подобную угрозу; О О

3) принцип защиты несовершеннолетних от информации, спо- 8 8 собной нанести ущерб их здоровью и развитию. Информация, не предназначенная для детей, с развитием глобализационных процес- 107 сов становится доступнее. Поэтому законодательство государства, регулирующее информационные отношения, должно учитывать не- р обходимость создания ограничений для получения подобных сведений 8

а

несовершеннолетними; |

4) принцип упрощения информационного оборота. * Глобализационные процессы в анализируемой сфере создают благоприятные условия для упрощения получения и передачи информации, что является положительной тенденцией. В то же время это не должно

быть основанием для нарушения прав человека, интересов общества и государства, доступности для несовершеннолетних информации, способной нанести ущерб их здоровью и развитию;

5) принцип развития межкультурной коммуникации с условием сохранения культуры и самобытности народов Российской Федерации. Взаимопроникновение культур, которым характеризуется глобализация, может положительно сказываться на межкультурных отношениях в вопросах толерантности и взаимопонимания, но не должно ставить под угрозу существование самобытности народов России;

6) принцип соблюдения норм международного права при реализации информационных отношений как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Соблюдение норм международного права необходимо для участия государства в глобализационных процессах

;0 и получения от них выгоды. В то же время сами эти обязательства ^ должны реализовываться в соответствии с принципом верховенства ^ Конституции, чтобы снизить их риски;

0; 7) принцип обеспечения информационной безопасности обще-ч

03 ства, государства и личности при использовании современных § информационных технологий. Развитие последних и возможность ^ их использования в глобализационных процессах порождает риски ^ в сфере информационной безопасности. Поэтому государство должно ^ использовать правовые средства для их снижения; § 8) принцип предотвращения распространения дезинформации о любых событиях жизни общества, государства или международен ных отношений. Распространение дезинформации несет опасность ^ межэтнических конфликтов, разжигания ненависти и вражды, создает ц- угрозу для конституционного строя и территориальной целостности. § Ее распространение за пределами государства может не только нане-О сти ущерб его имиджу в международных отношениях, но и привести ^ к международным конфликтам;

С 9) принцип защиты исторической правды. Данный принцип взаимосвязан с предыдущим, так как в данном случае речь идет о предот-108 вращении распространения дезинформации. На наш взгляд, его можно выделить отдельно, так как он нашел свое закрепление в Конституции (V РФ и в данном случае относится к защите памяти о подвиге народа ® при защите Отечества. В условиях, когда за рубежом распространяется ^ информация, направленная на искажение сведений о роли советского народа в победе над фашизмом, выделение данного принципа в качестве самостоятельного представляется нам вполне обоснованным;

10) принцип свободы средств массовой информации и их равенства независимо от «национальности» и формы собственности. На наш

взгляд, данный принцип должен гарантировать равенство, не допуская при этом деятельности средств массовой информации, нарушающей российское законодательство в информационной сфере. Это касается и отечественных, и зарубежных СМИ.

5

Следование этим принципам при развитии законодательства § Российской Федерации в сфере конституционно-правого регулирова- 1 ния информационных отношений должно позволить получить выгоду р от глобализации и минимизировать ее риски. Кроме того, данные С принципы можно использовать для совершенствования Доктрины 18 информационной безопасности Российской Федерации. 8

8

Список литературы: § 8

г а

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 30 декабря 0 § 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31, ч. 1, * О ст. 3448; - 2020. - № 1, ч. 1, ст. 69.

2. Брандман, Э.М. Глобализация и информационная безопасность обще- .о 2

ства / Э.М. Брандман // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 31-41. | |

с |

3. McQuail, D. Media Performance: Mass Communication and the Public s o Interest / D. McQuail. - L.: Sage Publications Ltd, 1992. - 350 p. ¡1

4. Humphreys, P. Mass Media and Media Policy in Western Europe /

P. Humphreys. - Manchester: Manchester University Press, 1996. - 256 p. °o

5. Конституция Российской Федерации 1993 г. (в ред. от 14 марта 2020 г.) § а // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; - 2020. - 16 марта. | 8

6. О государственной тайне: закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. §, 8 от 29 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 41, ст. 4673; - 2018. - № 31, ст. 4845.

7. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ (в ред. от 12 марта 2014 г.) // Собр. законода-

s<

8

1 о 5 о

о о 8

§ 8 5 8

з

тельства Рос. Федерации. - 1995. - № 3, ст. 170; - 2014. - № 11, ст. 1094. || 8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ- 8 5 ственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон С С

88 88

от 9 февраля 2009 г. № 99-ФЗ (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 7, ст. 776; - 2020. - № 50, ч. 3, ст. 8074

9. О средствах массовой информации: закон от 27 декабря 1991 г. № 21241 (в ред. от 30 декабря 2020 г.) // Российская газета. - 1992. - 8 февраля; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 1, ч. 1, ст. 20. ®

10. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополага- ^ ющих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: | федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272- ФЗ (в ред. от 30 декабря 8 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7597; - 2020. - № 1, ч. 1, ст. 21.

11. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (в ред.

109

от 31 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - N° 1, ст. 48; - 2020. - № 31, ч. 1, ст. 5062.

12. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. // Российская газета. - 2016. - 6 декабря.

О.Л. Солдаткина, O.L. Soldatkina,

кандидат юридических наук, Candidate of Law, Senior Researcher, старший научный сотрудник Saratov Branch of the Institute Саратовского филиала ИГП РАН of State and Law of the RAS

buzum@mail.ru

£ DOI:

-C

К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ ПРАВОВОЙ 0; ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ

§ БЕЗОПАСНОСТИ

О

Аннотация: статья посвящена реализации некоторых новелл Доктрины ин-^ формационной безопасности Российской Федерации посредством инструментария правовой политики. Автор проводит анализ удачных зарубежных проектов в вы-^ бранном направлении (повышение цифровой грамотности населения). Si Ключевые слова: информационная безопасность, правовая политика, Доктрина

¡5 информационной безопасности, приоритеты правовой политики, цифровая грамот-■S ность населения.

с5 t

To the question of the priorities of legal policy

On

ct in the field of information security

О

Eq Abstract: the article is devoted to the implementation of .some short stories of the

qJ Doctrine ofInformation Security by means of legal policy tools. The analysis of successful С foreign projects in the chosen direction (increasing the digital literacy of the population) is also carried out.

110 Keywords: information security, legal policy, Doctrine ofinformation security, priorities of legal policy, digital literacy of the population.

«V

® Тема информационной безопасности является актуаль-

ной последние десятилетия. Более того, ее значимость в период пандемии Covid-19 только повысилась. Необходимость плановости всех действий в области цифровизации и правовой политики неоднократно обосновывалась нами ранее [1-2], поэтому не будем повторяться. Однако уточним, что стратегические ориентиры, намечаемые в рамках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.