5. Винокуров, К. Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. — URL: http://www.jourclub.ru/32/426/
о о\ го
ш
З.Т. Кубеева, Z.T. Kubeeva,
соискатель кафедры конституционного Applicant of the Chair of Constitutional
права Саратовской государственной Law of the SSLA
юридической академии armus95@mail.ru
Особенности конституционно-правовой политики по вопросам защиты детства в Российской и
Федерации и в Республике Казахстан о
о
Аннотация: в статье рассматривается конституционно-правовая политика по вопросам т
защиты детства Российской Федерации и Республики Казахстан. На основе анализа положений ц
конституций указанных государств выявляются субъекты конституционно-правовой политики в о
обозначенной сфере, ее объект. Определяются цели, сформулированы приоритеты конституционно- ш о
правовой политики государств, выделены особенности конституционно-правовой политики России о п
и Казахстана в области защиты детства. Делается вывод о том, что конституционно-правовая о §
политика в исследуемой области является видом конституционно-правовой политики, разновид- с §
ностью правовой политики государства. о
Ключевые слова: конституционно-правовая политика, конституционное право, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Казахстан, защита детства, субъекты е
конституционно-правовой политики, цели конституционно-правовой политики. е
тз
Features of the constitutional and legal policy i
on the protection of childhood in the Russian Federation and in the Republic of Kazakhstan
Abstract: nowadays, the problems of the formation and implementation of constitutional policy are becoming more urgent. This work is devoted to the analysis of the constitutional policy on the protection i и of childhood in such states as the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. On the basis of an i о analysis of the provisions of the constitutions of these states, the author identifies subjects of constitutional a i policy in the sphere in question and its object. Also there were analyzed the goals and the priorities of the g е constitutional policy of the respective states. As a result, the author outlines the specific constitutional policies of Russia and Kazakhstan in the field of child protection. In addition, the author concludes that the constitutional policy in this area is a kind of constitutional policy, one of the many types of legal policy.
Keywords: constitutional policy, constitutional law, protection of childhood, subjects of constitutional and legal policy, goals of constitutional and legal policy. 119
n
с с п м
у S
а\
л и
X
о о т т
Под конституционно-правовой политикой по вопросам защи- ц ты детства следует понимать научно обоснованную, последовательную и си- ^ стемную деятельность государственных и негосударственных структур, свя- ^ занную с выработкой и осуществлением юридических идей стратегического & плана, принятием, совершенствованием и реализацией конституции и конституционного законодательства в области защиты детей и детства.
Результатом указанной политики в России явились такие законы, как: Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1] и Федеральный закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], в Казахстане — Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 г. [3].
Основополагающие для конституционно-правовой политики в целом и для конституционно-правовой политики в сфере защиты детства в частности положения содержатся в Основном законе — конституции государства. Анализ положений конституционных понятий России и Казахстана показывает, что оба государства привержены демократическим принципам и гарантируют своим гражданам права и свободы, необходимые для их развития и достойной жизни. Так, в ч. 7 ст. 1 Конституции РФ указано, что Российская Федерация — «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Права и свободы человека признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), при этом они являются непосредственно действующими, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17, 18). В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ установлено, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Таким образом, в российской ^ Конституции закреплены основы конституционно-правовой политики в ^ области защиты прав человека в целом и защиты детства в частности. Она ^ должна строится на демократических принципах, с учетом гарантированных Конституцией и международным правом прав и свобод человека. ш Кроме того, на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные оъ принципы и нормы международного права и международные договоры ^ Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». < Конституционно-правовой статус ребенка в Российской Федерации основан ¡Е на тех же правах, что конституционно-правовой статус совершеннолетних ^ индивидов, с определенными исключениями. Так, например, несовершенно-^ летние граждане России не могут избирать и быть избраны. Для реализации к некоторых конституционных прав им может потребоваться помощь взрослых. т Такие ограничения прав несовершеннолетних не противоречат Конституции, ^ не являются неправомерными, необходимость их установления вызвана осо-с бенностями физического и психического их развития.
Конституция закрепляет и гарантирует права ребенка в сферах обра-120 зования, здоровья, труда, предоставления жилья. Особое значение имеет - ст. 38 Конституции РФ, в которой говорится о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства. При этом забота о детях, ? а также их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей. ° В ст. 27 Конституции Республики Казахстан также указано, что «брак и гд семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 27). В ч. 2 ст. 27 подчеркивается, что «забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей». За детьми также признаются право на образование (ст. 30), жилище (ст. 25) и т.д. Следует отметить, что конституционно-правовая политика Республики Казахстан в сфере защиты детства, как и соответствующая политика Российской Федерации,
строится с учетом международных обязательств государства по защите прав человека. Так, согласно ч. 1 ст. 4 Конституции Казахстана нормы международных договорных и иных обязательств государства признаются правом, действующим на его территории. В ст. 8 подчеркивается, что Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права.
Конституционно-правовая политика в области защиты детства, как и любая правовая политика, обладает своими субъектами, объектами, приоритетами, а также целями и средствами. с
Цели государственной политики в интересах ребенка в целом идентичны 8 как в России, так и в Казахстане: осуществление и обеспечение прав детей О без какой-либо дискриминации, формирование правовых основ гарантий С прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, 3 духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма о и гражданственности. В законодательстве определяются цели деятельности, и осуществляемой государственными органами, но их деятельность составляет ц часть конституционно-правовой политики. Следовательно, данные цели так- О же можно считать и целями конституционно-правовой политики в области защиты прав ребенка.
Суд, местные и иные суды, маслихаты (местные органы самоуправления), Уполномоченный по правам ребенка, Комитет по охране прав детей.
В качестве объекта конституционно-правовой политики в данной сфере выступает детство (право на надлежащий уровень жизни, право на защиту,
(В
О ¡и
К субъектам конституционно-правовой политики в области защиты С о
о
ш
е
го д го
детства относятся федеральные, региональные и местные органы власти. В Российской Федерации — это Президент России, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Министерство юстиции, местные органы самоуправления, уполномоченные по правам ребенка. и п
В Республике Казахстан субъектами конституционно-правовой по- з В литики в области защиты прав ребенка являются: Президент, Парламент ш р
(Сенат и Мажилис), Правительство, Конституционный Совет, Верховный С С
п 5
право воспитываться родителями или лицами их заменяющими, а при их С С отсутствии — право на государственное обеспечение, право на квалифици- О а рованную медицинскую помощь, образование, жилище и т.д.). Цель — защита детства и установление дополнительных гарантий защиты их прав, 121
например, дополнительные гарантии защиты детей от жестокого обращения, -
гарантии прав на труд, на бесплатное образование, на квалифицированную медицинскую помощь.
У конституционно-правовой политики есть и свои приоритеты. Следует ^ согласиться с А.В. Малько в том, что приоритеты правовой политики в ^ Российской Федерации в целом представляют собой наиболее первоочередные задачи, отражающие интересы и потребности личности, общества и государства, сформировавшиеся на современном этапе развития [4].
К приоритетам конституционно-правовой политики в сфере защиты детства можно отнести приоритеты, характерные для правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности в целом, в частности, признание,
со
01
установление, предоставление, гарантии естественных прав и свобод личности. Прежде всего имеются в виду защита права на жизнь, безопасность, человеческое достоинство и т.д. К указанной области можно отнести и приоритеты, позволяющие личности эффективнее осуществлять защиту своих прав и направленные на ее совершенствование, в первую очередь это формирование высокого уровня правовой и политической культуры нового поколения, адекватного потребностям как самой личности, так и общества, государства; становление и развитие правовых качеств, позволяющих эффективно защищать свои права и законные интересы; формирование правомерного поведения как формы взаимодействия между различными субъектами правоотношений; преодоление правового нигилизма, деформаций правового сознания в целях повышения уровня юридической защиты личности. В то же время особенностью правовой политики в сфере защиты прав детей являются такие приоритеты, как: создание, поддержание и развитие надлежащих условий, гарантий и механизмов защиты прав детей, а также профилактика безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. Наличие этих приоритетов характеризует данную правовую политику как разновидность правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности. ^ Близость субъектов, объектов, приоритетов, целей и средств ^ конституционно-правовой политики в сфере защиты детей с соответствую-к щими элементами правовой политики в целом подтверждает существование конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере, подчеркивает ш то, что она является видом правовой политики в указанной сфере и одним оъ из подвидов правовой политики.
^ Таким образом, особенностями конституционно-правовой политики
< по вопросам защиты детства, как в России, так и в Казахстане, являются
¡Е специфический объект — это права детей и обширный круг субъектов, дея-
^ тельность которых влияет на формирование конституционно-правовой по-
^ литики в области защиты прав детей. Кроме того, следует отметить наличие
к как в Российской Федерации, так и в Республике Казахстан специальных
т органов, выступающих в качестве субъектов конституционно-правовой по-
ш литики в сфере защиты детства. 2:
122
Список литературы:
1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1998. — № 31, ст. 3802. оо 2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-
Ф совершеннолетних : федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 7 сд февраля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1999. — № 26, ст. 3177. oj 3. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8
августа 2002 г (с изм. по состоянию на 9 апреля 2016 г.). — URL: https://online.zakon. kz (дата обращения: 20.03.2018).
4. Малько, А. В. Приоритеты правовой политики в РФ // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2010. — С. 36.