Научная статья на тему 'Принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казахстане'

Принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ-ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИ ОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL LAW OF THE RE PUBLIC OF BELARUS / CONSTITUTIONAL LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS / PRINCIPLES OF CONSTITUTIONAL LAW POLICY / FREEDOM OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальникова Дарья Александровна

Введение: свобода предпринимательской деятельности является одним из необ ходимых факторов развития рыночной экономики. Конституционно-правовая по литика определяет направление развития правового регулирования осуществления и защиты данной свободы. В основе конституционно-правовой политики лежат определенные принципы. Цель: рассмотреть принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности в Рос сии, Беларуси и Казахстане как в государствах имеющих общее прошлое, стабильные экономические связи в настоящем времени и широкие перспективы их развития в будущем, что неозможно без эффективного конституционно-правового регулиро вания защиты предпринимательской деятельности. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: в статье выделены и подробно рассмотрены принципы являющиеся общими для конституционно-правовой политики Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности. Выявлены факторы, влияющие на развитие содержания этих принципов в особенности те, которые могут оказывать влияние на развитие российской конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере. Выводы: принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казах стане находят отражение в их конституциях, их перечень и содержание схожи, на их развитие оказывают влияние схожие факторы. В то же время, содержание этих принципов в конкретном государстве может зависеть и от особенностей его эконо мического и политического положения. Основное значение рассмотренных принципов состоит не только в развитии конституционно-правовой политики государств по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности, но и в создании усло вий для развития экономических связей и экономической интеграции между Россией, Беларусью и Казахстаном.Background: freedom of business is one of the necessary factors in the development of a market economy. Constitutional and legal policy determines the direction of development of legal regulation of the implementation and protection of this freedom. The constitutional policy is based on certain principles. Objective: to consider the principles of constitutional policy on the protection of freedom of business in Russia, Belarus and Kazakhstan as in states that have a common past, stable economic ties in the present and broad prospects for their development in the future, which is not possible without effective constitutional regula tion of the protection of entrepreneurial activity. Methodology: the dialectical method of scientific knowledge, systemic, formal legal, comparative legal method of research. Results: the article highlights and discusses in detail the principles that are common to the constitu tional and legal policies of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in the field of protection of freedom of business. The author identifies fac tors that influence the development of the content of these principles, especially those that can influence the development of Russian constitutional policy in this area. Conclusions: the principles of constitutional policy on the protection of business in Russia, Belarus and Kazakhstan are reflected in their constitutions, their list and content are similar, similar factors influence their development. At the same time, the content of these principles in a particular state may depend on the characteristics of its economic and political situation. The main significance of the principles considered is not only the development of the consti tutional policies of states on the protection of freedom of business, but also the creation of conditions for the development of economic ties and economic integration between Russia, Belarus and Kazakhstan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казахстане»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10044 УДК 342.727

Д.А. Сальникова

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ, БЕЛАРУСИ И КАЗАХСТАНЕ

Введение: свобода предпринимательской деятельности является одним из необходимых факторов развития рыночной экономики. Конституционно-правовая политика определяет направление развития правового регулирования осуществления и защиты данной свободы. В основе конституционно-правовой политики лежат определенные принципы. Цель: рассмотреть принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казахстане как в государствах имеющих общее прошлое, стабильные экономические связи в настоящем времени и широкие перспективы их развития в будущем, что неозможно без эффективного конституционно-правового регулирования защиты предпринимательской деятельности. Методологическая основа: диалектический метод научного познания, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Результаты: в статье выделены и подробно рассмотрены принципы являющиеся общими для конституционно-правовой политики Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности. Выявлены факторы, влияющие на развитие содержания этих принципов в особенности те, которые могут оказывать влияние на развитие российской конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфере. Выводы: принципы конституционно-правовой политики по вопросам защиты предпринимательской деятельности в России, Беларуси и Казахстане находят отражение в их конституциях, их перечень и содержание схожи, на их развитие оказывают влияние схожие факторы. В то же время, содержание этих принципов в конкретном государстве может зависеть и от особенностей его экономического и политического положения. Основное значение рассмотренных принципов состоит не только в развитии конституционно-правовой политики государств по вопросам защиты свободы предпринимательской деятельности, но и в создании условий для развития экономических связей и экономической интеграции между Россией, Беларусью и Казахстаном.

Ключевые слова: конституционное-право Российской Федерации, Конституционное право Республики Беларусь, Конституционное право Республики Казахстан, конституционные права и свободы, принципы конституционно-правовой политики, свобода предпринимательской деятельности.

© Сальникова Дарья Александровна, 2020

Аспирант кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: uknb@mail.ru

© Salnikova Daria Aleksandrovna, 2020

Postgraduate student, Constitutional law department (Saratov State Law Academy) 115

D.A. Salnikova

PRINCIPLES OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL POLICY ON FREEDOM OF BUSINESS PROTECTION ISSUES IN RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN

Background: freedom of business is one of the necessary factors in the development of a market economy. Constitutional and legal policy determines the direction of development of legal regulation of the implementation and protection of this freedom. The constitutional policy is based on certain principles. Objective: to consider the principles of constitutional policy on the protection of freedom of business in Russia, Belarus and Kazakhstan as in states that have a common past, stable economic ties in the present and broad prospects for their development in the future, which is not possible without effective constitutional regulation of the protection of entrepreneurial activity. Methodology: the dialectical method of scientific knowledge, systemic, formal legal, comparative legal method of research. Results: the article highlights and discusses in detail the principles that are common to the constitutional and legal policies of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan in the field of protection of freedom of business. The author identifies factors that influence the development of the content of these principles, especially those that can influence the development of Russian constitutional policy in this area. Conclusions: the principles of constitutional policy on the protection of business in Russia, Belarus and Kazakhstan are reflected in their constitutions, their list and content are similar, similar factors influence their development. At the same time, the content of these principles in a particular state may depend on the characteristics of its economic and political situation. The main significance of the principles considered is not only the development of the constitutional policies of states on the protection of freedom of business, but also the creation of conditions for the development of economic ties and economic integration between Russia, Belarus and Kazakhstan.

Key-words: constitutional law of the Russian Federation, constitutional law of the Republic of Belarus, constitutional law of the Republic of Kazakhstan, constitutional rights and freedoms, principles of constitutional law policy, freedom of business.

Конституционно-правовая политика — основной вид правовой политики в любом государстве. Она испытывает на себе влияние тенденций происходящих в экономике и в международном праве, чувствительна к национальным и интернациональным интересам, адаптирует их к реалиям конкретной страны, что выражается в возникновении новых правовых норм, развитии конституционно-правового регулирования отношений, складывающихся между субъектами конституционного права.

Понятию правовой политики посвящены работы таких отечественных ученых как В.С. Нерсесянц, Н.И. Матузов, А.В. Малько и др. В науке конституционного права конституционно-правовая политика остается малоисследованной. В то же время, являясь основным видом правовой политики она задает вектор развития законодательства государства в целом, и необходимость ее изучения вполне обоснована.

Конституционно-правовая политика может подразделяться на подвиды, в зависимости от конкретного вопроса, на решение которого она направлена, и от конкретных правоотношений.

На наш взгляд, под конституционно-правовой политикой в области защиты свободы предпринимательской (экономической) деятельности следует понимать научно обоснованную, системную деятельность государственных и негосударственных структур, направленную на совершенствование конституционно-правового механизма регулирования защиты свободы предпринимательской (экономической) деятельности. Данная деятельность направлена как на выработку стратегических идей, так и на принятие и реализацию конституционно-правовых норм для урегулирования соответствующих отношений.

На формирование и развитие конституционно-правовой политики в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности влияет и принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а следовательно, и международные обязательства в рассматриваемой сфере, которые были приняты на себя государствами.

Особенно хотелось бы отметить в этой связи две конвенции Международной организации труда — № 111 и № 122. Конвенция МОТ № 111 от 25 июня 1958 г. «Относительно дискриминации в области труда и занятий» закрепляет обязанность государств проводить «национальную политику, направленную посредством согласованных с национальными условиями и практикой методов на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации в этой области» (ст. 2). Среди практических рекомендаций государствам в отношении осуществления такой политики, перечисленных в ст. 3 данного документа следует отметить обеспечение сотрудничества «предпринимателей, трудящихся и соответствующих органов в деле содействия принятию и проведению этой политики»1. Так же | предлагается «отменять любые законодательные положения ... несовместимые с и этой политикой» и осуществлять государственный контроль за ее проведением. а Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» от 15 июля 1966 г. о государства-члены должны проводить в жизнь активную политику в области о содействия «полной, продуктивной и свободноизбранной занятости» (ст. 1). Для о

с

ее разработки документ предлагает государствам проводить консультации с ра- а ботодателями и работниками, чтобы, изучив их опыт предпринимать наиболее в эффективные меры для реализации подобной политики (ст. 3)2. о

Таким образом, положения этих документов, во-первых, подтверждают, что ю

конституционно-правовая политика находит свое отражение в законодатель- |

стве, а также, она может быть реализована иными мерами (не законодательного к

характера), осуществляемыми государствами, например, посредством различ- а

ных программ. Во-вторых, в них указаны субъекты конституционно-правовой |

политики в области защиты свободы предпринимательской деятельности (госу- ии

дарственные органы и сами предприниматели, и трудящиеся). №

На развитие конституционно-правовой политики в рассматриваемой сфе- 1

ре будут оказывать влияние, содержащиеся в международном праве нормы, )

устанавливающие запрет дискриминации в области труда, право на свободный 00

1 См.: Конвенция МОТ № 111 от 25 июня 1958 «Относительно дискриминации в области труда и занятий».//Официальный сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 28.08.2019).

2 См.: Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» от 15 июля 1966 г. Официальный сайт Международной организации труда. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 28.08.2019). 117

выбор труда, вида трудовой деятельности, равную оплату за равноценный труд, равные права для различных категорий трудящихся (женщин, детей, инвалидов, надомников, лиц, работающих не полный рабочий день), поощрение предпринимательской деятельности, переход к неформальному рынку и т.д.

Анализируя конституционное законодательство Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и их международные обязательства в этой сфере, можно прийти к выводу, что для их конституционно-правовой политики в области защиты свободы предпринимательской характерны такие принципы как:

принцип равной защиты всех форм собственности; принцип запрета дискриминации в сфере труда; принцип равной защиты прав всех категорий трудящихся; принцип поощрения развития малого и среднего бизнеса; принцип государственной защиты от недобросовестной конкуренции; принцип гармонизации законодательства, регламентирующего осуществление и защиту свободы предпринимательской деятельности в странах членах ЕАЭС.

Кроме того, осуществление защиты свободы предпринимательской деятельности невозможно без соблюдения таких принципов как: принцип свободы выбора трудовой деятельности;

принцип права использования своего имущества для предпринимательской деятельности;

принцип единого экономического пространства на территории государства. ° Теперь рассмотрим эти принципы более подробно.

? Принцип равной защиты всех форм собственности. Этот принцип отражен в

3 ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ч. 1 ст. 6 Конституции Республики » Казахстан, ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации. I Осуществлению защиты имущества граждан, занимающихся предпринима-

| тельской деятельностью, способствует запрет на отчуждения имущества иначе ! как по решению суда и выплата компенсаций за имущество, изъятое в пользу § государства (ч. 3 ст. 26 Конституции Республики Казахстан, ч. 4 ст. 44 Бело-| русской Конституции).

| Принцип запрета дискриминации в сфере труда. Нашел свое отражение в

конвенциях Международной организации труда, документах, устанавливаю-| щих основные права человека (например, Всеобщая декларация прав человека | 1948 г. и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод). В конституциях содержится запрет дискриминации при защите прав и законных интересов человека и гражданина (ст. 42 Конституции Республики Беларусь, ч. 2 § ст. 14 Конституции Республики Казахстан запрещает дискриминацию в целом, § в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство всех лиц, находящихся | на российской территории и запрет любых форм ограничений их прав на соци-| альному, национальному, религиозному и т.п. признаку).

Принцип равной защиты прав всех категорий трудящихся. Во-первых, данный принцип гарантирует возможность защиты свободы предпринимательской деятельности любыми законными способами, что нашло свое отражение в ст. 40, 59 и 60 Конституции Республики Беларусь, ст. 33, 45, 46 и 48 Конституции Российской Федерации. Во-вторых, он означает, что все трудящиеся независимо 118 от их пола, расы, национальности, вероисповедания, от того трудятся ли они

на государственном или частном предприятии, полный или неполный рабочий день, являются ли они инвалидами или несовершеннолетними. Нормативными актами, которые закрепляют этот принцип являются Конвенция о дискриминации в области труда и занятости 1958 г.3, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.4! Конвенция о профессиональной реабилитации инвалидов 1983 г.5, Конвенция о работе в условиях неполного времени 1994 г.6, Конвенция о надомном труде 1996 г.7 А так же в Генеральном соглашении о тарифах и торговле.

В Конституциях этот принцип закреплен в ст. 42 Конституции Республики Беларусь, проистекает из положения ч. 2 ст. 14 Конституции Республики Казахстан, запрещающей любую дискриминацию. Часть 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации содержит запрет на дискриминацию в целом, в ч. 2 ст. 7 говориться, что в России труд охраняется государством из этого можно сделать вывод, что рассматриваемый принцип содержится и в российской Конституции.

Принцип поощрения развития малого и среднего бизнеса. В международном праве этот принцип содержится в Рекомендации о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях 1998 г.8! Рекомендации о переходе от неформальной к формальной экономике 2015 г., предполагает осуществление программ по обучению населения ведению бизнеса и проведение реформ законодательства с целью содействия предпринимательству.

В законодательстве государств он нашел свое отражение в таких нормативно-правовых актах, как ст. 13 Конституции Республики Беларусь, в российской Конституции говорится о поддержке конкуренции, а в казахской — о запрете монополистической деятельности, что может быть истолковано как гарантия со стороны государства в поддержке развития бизнеса.

Принцип государственной защиты от недобросовестной конкуренции. Этот принцип закреплен в Конституции Республики Казахстан через запрет монополистической деятельности (ч. 4 ст. 26 Республики Казахстан), так же он нашел свое отражение в ст. 63 Конституции Республики Беларусь, ч. 1 ст. 39 Конституции Казахстана, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. В ч. 1 ст. 8 российской Конституции закреплена поддержка конкуренции. Отражен он и в законодательстве этих государств, например, в ст. 7 «О предпринимательстве в Республике Беларусь» от 28 мая 1991 г. и в ст. 6, 8 и 99 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан10.

3 См.: Конвенция о дискриминации в области труда и занятости 1958 г. Официальный сайт е МОТ. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 28.08.2019). U

4 См.: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. • Официальный сайт МОТ. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 28.08.2019). 2

5 См.: Конвенция о профессиональной реабилитации инвалидов 1983 г. Официальный сайт 11 МОТ. URL: https://www.ilo.org_(дата обращения: 28.08.2019). )

6 См.: Конвенция о работе в условиях неполного времени 1994 г. Официальный сайт МОТ. 2 URL: https://www.ilo.org_(дата обращения: 28.08.2019). S

7 См.: Конвенция о надомном труде 1996 г. Официальный сайт МОТ. URL: https://www.ilo. ° org (дата обращения: 28.08.2019).

8 Рекомендация о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях 1998 г. Официальный сайт МОТ. URL: https://www.ilo.org (дата обращения: 28.08.2019).

9 См.: Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь». URL: http://laws.newsby.org/documents/laws/law1303.htm (дата обращения: 28.08.2019).

10 См.: Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854 (дата обращения: 28.08.2019). И9

Принцип гармонизации законодательства, регламентирующего осуществление и защиту свободы предпринимательской деятельности в странах членах ЕАЭС. Данный принцип проистекает из смысла Соглашения о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка 6 ноября 2018 г.11 Он создает для государств-членов обязанность согласовывать нормы своего законодательства и предпринимать иные меры по его гармонизации с целью «создания в рамках Евразийского экономического союза общего финансового рынка»12. С точки зрения внутреннего права он опирается на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 8 Конституции РБ и ч. 3 ст. 4 Конституции РК, в которых говориться о месте международных договоров в правовой системе этих государств.

Принцип использования своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и другой незапрещенной законом деятельности. Данный принцип закреплен в ст. 34 Конституции РФ, ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ч. 4 ст. 26 Конституции Республики Казахстан и включает в себя право реализовывать свою возможность к труду любым законным способом, а также использовать для этих целей любую свою собственность как материальную, так и интеллектуальную. Он предполагает, что государство регулирует экономические отношения таким образом, чтобы осуществление этих прав было возможным и гарантирует их защиту в случае нарушения.

Принцип единого экономического пространства на территории государства. На наш взгляд, этот принцип проистекает из принципа государственного суверенитета. В ч. 2 ст. 132 Конституции Республики Беларусь указывается, что на территории данного государства «проводиться единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [5, с. 132]. В ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Казахстан говорится, что одним из основополагающих принципов деятельности этого государства является экономическое развитие на благо всего народа, а в ч. 2 ст. 2, что территория Казахстана целостна и неприкосновенна, что на наш взгляд, предполагает и единство его экономического пространства.

В ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации прямо установлено единство экономического пространства, свободное передвижение товаров и услуг.

Таким образом, рассмотренные принципы являются характерными для конституционно-правовой политики всех трех государств. В то же время, вывод о существовании некоторых принципов в конституционно-правовой политике рассматриваемых государств мы делаем только на основании наличия у них определенных международных обязательств и формулировок положений конституций. На наш взгляд, для развития конституционно-правового регулирования в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, рассмотренные нами принципы, должны находить более детальное закрепление в конституционном праве.

Серьезным шагом по кодификации норм, регулирующих защиту свободы предпринимательской деятельности, явилось принятие Предпринимательского

11 Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка 6 ноября 2018 г. Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения: 28.08.2019).

12 Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка 6 ноября 2018 г. Официальный сайт Евразийского

120 экономического союза. URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru (дата обращения: 28.08.2019).

Кодекса в Республике Казахстан. На наш взгляд, в российском законодательстве нормы регулирующие этот вопрос разбросаны по различным законодательным актам, принятие кодекса подобного казахстанскому значительно упростило бы осуществление защиты свободы предпринимательской деятельности в России и способствовало более полному воплощению в ее праве рассмотренных принципов конституционно-правовой политики и международных обязательств.

Следует отметить, что на содержание принципов конституционно-правовой политики может оказывать влияние международная обстановка. Например, развитие конституционно-правового регулирования защиты свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации должно учитывать те проблемы, которые возникают в связи с введенными против нее западными странами международными санкциями. С самого начала их действия наблюдался рост предпринимательской деятельности, связанный с необходимостью импортозамещения. Что положительно оценивалось как экономистами, так и политологами. Так, В.А. Бордунова, анализируя влияние санкций на деятельность малых предприятий пищевой промышленности приморского края, представила в своей работе графики свидетельствующие о росте количества малых и индивидуальных предприятий в этой отрасли.

Кроме того, на основе анализа деятельности малых предприятий пищевой промышленности В.А. Бордунова выделила те направления государственной поддержки, в которых есть особая необходимость в условиях санкций. В первую очередь, это помощь в субсидировании инвестпроектов по модернизации производства и снижение фискальной нагрузки.

Сокращение возможности выбора товаров и услуг в условиях санкций и т тенденции к монополизации бизнеса могут в будущем привести к ухудшению к качества отечественной продукции и еще большему снижению ее разнообразия, а что негативно отразиться на развитии предпринимательства, осуществлении с и защите свободы предпринимательской деятельности в России. Поэтому, мы й считаем, что конституционно-правовая политика в сфере защиты предпринима- д тельской деятельности должна развиваться с учетом подобного фактора риска, т а также с учетом мнений ученых относительно того, в каком направлении осо- I бенно необходима поддержка для индивидуальных предпринимателей, малого §< и среднего бизнеса. Д

Это обстоятельство подчеркивает важность развития конституционно-правой с политики России в рассматриваемой сфере и особое значение такого ее принципа | как принцип поощрения развития малого бизнеса. Д

Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан актив- | но сотрудничают друг с другом в экономической сфере как на двустороннем уров- ^

го

не, так и в рамках такой международной организации как ЕАЭС. Поэтому, одним 1 из наиболее важных конституционно-правовых принципов, способствующих ) укреплению и повышению эффективности данного сотрудничества, является 22 принцип гармонизации законодательства, регламентирующего осуществление и защиту свободы предпринимательской деятельности в странах членах ЕАЭС. Следовательно, их конституционно-правовая политика в рассматриваемой сфере должна строится на близких по своему содержанию принципах, что будет гарантией развития конституционно-правового регулирования защиты свободы предпринимательской деятельности в данных государствах в едином русле. 121

Библиографический список

1. Бордунова ВА. Влияние санкций на деятельность предприятий пищевой промышленности Приморского края // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7. С. 603-607.

2. МалькоА.В. Правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. С. 26.

3. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. 1997. № 4. С. 6-17.

4. Нерсесянц В.С. Правовая политика и совершенствование законодательства: теоретико-методологические проблемы // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства на современном этапе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 4-5 ноября 2003 г. С. 3-5.

5. Конституция Республики Беларусь. Конституции стран-членов СНГ. Ереван, 1997.

References

1. Bordunova V.A. Influence of Sanctions on the Activities of Food Industry Enterprises of the Primorsky Territory // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No. 7. P. 603-607.

2. Malko A.V. Legal Policy // Legal Policy: Dictionary and Draft Concept / ed. by A.V. Malko. Saratov: Publishing house of GOU VPO "Saratov State Law Academy", 2010. P. 26.

3. Matuzov N.I. The Concept and Main Priorities of Russian Legal Policy // Jurisprudence. 1997. No 4. P. 6-17.

4. Nersesyants V.S. Legal Policy and Improvement of Legislation: Theoretical and Methodological Problems // Actual Problems of Improving Russian Legislation at the Present Stage. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Moscow, November 4-5, 2003. P. 3-5.

5. Constitution of Belarus. Constitutions of the CIS Member States. Yerevan, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.