Научная статья на тему 'Семья как конституционная ценность в Российской Федерации'

Семья как конституционная ценность в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1484
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ АКСИОЛОГИЯ СЕМЬИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / СТРУКТУРА ПРАВА / РОДИТЕЛИ / ДЕТИ / FAMILY / CONSTITUTIONAL VALUE / THE CONSTITUTIONAL AXIOLOGY OF THE FAMILY / CONSTITUTIONAL LAW / STRUCTURE OF LAW / PARENTS / CHILDREN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агеева Алена Викторовна, Банщикова Светлана Леонидовна

В статье авторы освещают проблему конституционно-ценностного содержания положений Основного закона Российской Федерации, в частности, касающихся определения содержания конституционноправового статуса такого важного института, как семья, в Российской Федерации. Основной задачей авторов явилось определение содержания понятия конституционной аксиологии, выявления ее структуры в виде системы ценностей современного правового государства, центральное место среди которых отведено семье. Анализ связан с рассуждениями о ценностном подходе как к конституционному праву, так и к собственно институту семьи, выявлением особенностей существующих юридических полемик относительно теории развития конституционного права сквозь призму ценностных категорий, которые различаются в зависимости от содержания и структурного выражения через соответствующие элементы. Основной сложностью явилась именно попытка выделения из текста строго регламентированного нормативного правового акта, такого как Конституция Российской Федерации, реальной системы конституционных ценностей и выстраивание из них соответствующей иерархии относительно друг друга. Были проанализированы авторские теории относительно рассмотрения в качестве конституционных таких ценностей, как права и свободы человека и гражданина, парламентаризм, экономическая свобода, жизнь, здоровье человека и т. д. Но все же самой важной, на взгляд авторов, является ценность семьи, права человека и гражданина на ее создание, рождение детей и иные связанные с ней блага. Особое внимание в научной статье уделено рассмотрению конституционной аксиологии в качестве самостоятельного научного направления, проведен анализ понятийного аппарата, предпринята попытка определить место в системе смежных дисциплин, например философии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the authors cover the problem of the constitutional and value content of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, in particular, concerning the definition of the content of the constitutional-legal status of such an important institution as the family in the Russian Federation. The main task of the authors was to determine the content of the concept of constitutional axiology, to identify its structure in the form of a system of values of the modern rule of law, the central place of which is assigned to the family. The analysis is related to the arguments about the value approach both to constitutional law and to the institution of the family, revealing the features of existing legal controversies regarding the theory of the development of constitutional law through the prism of value categories that differ depending on the content and structural expression through the relevant elements. The main difficulty was precisely to extract from the text a strictly regulated normative legal act, such as the Constitution of the Russian Federation, a real system of constitutional values and the alignment of the corresponding hierarchy with respect to each other. Authors’ theories regarding the consideration as constitutional values, such as human and citizens’ rights and freedoms, parliamentarism, economic freedom, life, human health, etc. were considered, but the most important, in the opinion of the authors, is the value of the family, human rights and the citizen for its creation, the birth of children and other related benefits. Particular attention in the research paper was paid to the consideration of constitutional axiology as an independent scientific direction, an analysis of the conceptual apparatus was made, an attempt was made to determine the place in a system of related disciplines, for example, philosophy.

Текст научной работы на тему «Семья как конституционная ценность в Российской Федерации»

УДК 342.4(470+571)

БО1: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-29-34

СЕМЬЯ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ _В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АГЕЕВА Алена Викторовна*

И [email protected] Ул. Короленко, 12, Омск, 644010, Россия БАНЩИКОВА Светлана Леонидовна* И [email protected]

Ул. 24-я Северная, 196/1, Омск, 644116, Россия

Аннотация. В статье авторы освещают проблему конституционно-ценностного содержания положений Основного закона Российской Федерации, в частности, касающихся определения содержания конституционно-правового статуса такого важного института, как семья, в Российской Федерации. Основной задачей авторов явилось определение содержания понятия конституционной аксиологии, выявления ее структуры в виде системы ценностей современного правового государства, центральное место среди которых отведено семье. Анализ связан с рассуждениями о ценностном подходе как к конституционному праву, так и к собственно институту семьи, выявлением особенностей существующих юридических полемик относительно теории развития конституционного права сквозь призму ценностных категорий, которые различаются в зависимости от содержания и структурного выражения через соответствующие элементы. Основной сложностью явилась именно попытка выделения из текста строго регламентированного нормативного правового акта, такого как Конституция Российской Федерации, реальной системы конституционных ценностей и выстраивание из них соответствующей иерархии относительно друг друга. Были проанализированы авторские теории относительно рассмотрения в качестве конституционных таких ценностей, как права и свободы человека и гражданина, парламентаризм, экономическая свобода, жизнь, здоровье человека и т. д. Но все же самой важной, на взгляд авторов, является ценность семьи, права человека и гражданина на ее создание, рождение детей и иные связанные с ней блага. Особое внимание в научной статье уделено рассмотрению конституционной аксиологии в качестве самостоятельного научного направления, проведен анализ понятийного аппарата, предпринята попытка определить место в системе смежных дисциплин, например философии.

Ключевые слова: семья, конституционная ценность, конституционная аксиология семьи, конституционное право, структура права, родители, дети.

The Family as a Constitutional Value in the Russian Federation

Ageeva Alena V.**

El [email protected] 12 Korolenko st., Omsk, 644010, Russia Banshchikova Svetlana L.AA E [email protected]

196/1 the 24thSevernaya st., Omsk, 644116, Russia

Abstract. In the article the authors cover the problem of the constitutional and value content of the provisions of the Constitution of the Russian Federation, in particular, concerning the definition of the content

* Доцент кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии, кандидат юридических наук.

А Доцент факультета очного обучения Сибирского института бизнеса и информационных технологий, кандидат юридических наук.

** Docent of the Department of Constitutional and Municipal Law at Omsk Law Academy, Candidate of Legal Sciences.

AA Docent of the Faculty of Full-time Learning at Siberian Institute of Business and Information Technology, Candidate of Legal Sciences.

of the constitutional-legal status ofsuch an important institution as the family in the Russian Federation. The main task of the authors was to determine the content of the concept of constitutional axiology, to identify its structure in the form of a system of values of the modern rule of law, the central place of which is assigned to the family. The analysis is related to the arguments about the value approach both to constitutional law and to the institution of the family, revealing the features of existing legal controversies regarding the theory of the development of constitutional law through the prism of value categories that differ depending on the content and structural expression through the relevant elements. The main difficulty was precisely to extract from the text a strictly regulated normative legal act, such as the Constitution of the Russian Federation, a real system of constitutional values and the alignment of the corresponding hierarchy with respect to each other. Authors' theories regarding the consideration as constitutional values, such as human and citizens' rights and freedoms, parliamentarism, economic freedom, life, human health, etc. were considered, but the most important, in the opinion of the authors, is the value of the family, human rights and the citizen for its creation, the birth of children and other related benefits. Particular attention in the research paper was paid to the consideration of constitutional axiology as an independent scientific direction, an analysis of the conceptual apparatus was made, an attempt was made to determine the place in a system of related disciplines, for example, philosophy.

Keywords: family, constitutional value, the constitutional axiology of the family, constitutional law, structure of law, parents, children.

Основное назначение отраслей российского права заключается в регулировании общественных отношений и разрешении проблем и коллизий, возникающих в рамках их реализации. Качество и степень такого влияния напрямую определяют ценностную характеристику конкретной отрасли.

Как известно, конституционное право обладает самым широким предметом правового регулирования, включая наиболее важные общественные отношения, возникающие между человеком, обществом и государством, ее нормы являются системообразующими для правовой системы в целом, а фундаментальность этих общественных отношений в современном мире невозможно оспорить, и с уверенностью можно утверждать, что отрасль конституционного права является той сущностной основной, на которой строится российская отраслевая система. В связи с этим установление некой ценностной модели (совокупности аксиологических конституционных начал) позволит доказать способность конституционного права особым способом сквозь призму своих норм выражать социальные ценности и общественные идеалы, на которых основывается государство и общество в целом, получает всестороннее и свободное развитие личность (конституционные ценности достоинства личности, свободы, ценности семьи, материнства, отцовства, детства, экологии и т. д.).

Прежде чем говорить подробно о конституционной аксиологии, хотелось бы остановиться на ее понимании через призму права в целом.

На современном этапе развития конституционного права обращает на себя внимание тенденция увеличения роли ценностных категорий как в тексте Конституции Российской Федерации, так и в целом во всем конституционном законодательстве, и, как следствие этого, возникающая реальная возможность преодолеть правовой позитивизм через имплементацию в положения Основного закона ценностей. Что, собственно, и характеризует российскую Конституцию, которая в достаточном объеме содержит ценности, определяющие, в свою очередь, смысл ее положений. Но сама категория «ценность» в разрезе конституционного права до настоящего момента не определена, а среди ученых не прекращается полемика относительно ее сущности.

С точки зрения обыденного понимания ценность можно рассматривать с нескольких сторон, например, желание, стремление, особый интерес лица к чему бы то ни было, одним словом, внутреннее побуждение человека. Или, напротив, ценность представляет собой определенную модель поведения человека, то есть внешнее проявление типа его поведения, которое является или воспринимается как более значимое в той или иной культуре, в том числе и правовой. Но нам кажется, что наиболее интересное и полное понимание сущности ценности как категории - это осознание ее как особого явления реальной действительности, которое не может быть сведено ни к физическому, ни к моральному восприятию ее человеком или обществом. Это нечто самостоятельное, имеющее свой

собственный философский статус и состоящее из множества социальных институтов.

Рассуждая о ценностном подходе к конституционному праву, нельзя сводить данное суждение лишь к факту наличия определенной системы конституционных ценностей, которые прямо или косвенно определены в Основном законе страны. Верно заметил Н. Неновски: «Последовательно применяя ценностный подход к праву, мы вынуждены будем выйти за строгие очертания самого права» [6, с. 25, 29]. В действительности на систему конституционных ценностей оказывают влияние помимо нравственных еще и иные.

Относительно данного вопроса в теории права сложились две противоположные точки зрения. Если не вдаваться детально в суть данной юридической полемики, можно резюмировать, что, с одной стороны, право рассматривается как нечто стерильное, опирающееся исключительно на юриспруденцию, оно определенно испытывает на себе влияние каких бы то ни было ценностей: политических, идеологических, нравственных, религиозных и иных, от которых ему необходимо освобождаться [9, с. 44]. С другой стороны, авторы противоположной теории, к которой мы склоняемся, рассматривают право, в том числе и конституционное, сквозь призму не только юридических норм, но и конституционных ценностей, например справедливости, которые оказывают значительное влияние на его сущность [3, с. 143-148].

Ряд конституционалистов неоднократно обращались к категории конституционной ценности, например, В. Д. Зорькин относит к таковым права и свободы человека и гражданина, верховенство права, справедливость и равенство, демократическое, федеративное правовое и социальное государство, разделение властей, парламентаризм, правовую экономику [4, с. 3]. Г. А. Гаджиев к конституционным ценностям относит экономическую свободу, неприкосновенность частной собственности, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, стабильность сложившихся условий хозяйствования и правовую определенность [2, с. 312-313].

Н. С. Розов разделяет их на кардинальные и субкардинальные. В состав кардинальных, по его мнению, входят следующие компоненты: жизнь и здоровье человека, свобода мысли, принятия и выполнения им решений относительно собственной жизни, личное достоинство, возможность иметь семью и продолжать род, вос-

питывать детей по собственному усмотрению, доступность культуры общества, означающая, с одной стороны, достижение некоторого минимального уровня развития познавательных способностей субъекта, с другой - открытость источников культурной информации, право добывать своим трудом жизненные блага для трудоспособных и минимальное жизнеобеспечение для нетрудоспособных и безработных. Состав субкардинальных ценностей определяется на основе состава кардинальных ценностей: для сохранения жизни каждого человека необходима безопасность (военная, от преступности, стихийных бедствий), для здоровья - минимальное жизнеобеспечение и экологические условия, для свободы и достоинства - социальные (моральные и правовые) гарантии и нормы окружения, защищающие от публичного унижения и неправового физического насилия, защита комплекса гражданских свобод (свободы совести, слова, собраний и ассоциаций и т. д.); для права иметь семью - запрет на вмешательство в семейное воспитание, для доступа к культуре общества - запрет на утаивание или систематическое искажение информации [8, с. 121-135].

Целесообразно согласиться с позицией М. П. Малько относительно того, что конституционная аксиология имеет непосредственное отношение к таким понятиям, как содержание, сущность и толкование конституции, а ее предмет легко сопоставим с предметом самой отрасли конституционного права. Если следовать данной концепции и общей теории конституционного права о множественности его предмета, то и предмет конституционной аксиологии можно рассматривать как совокупность различных ценностей в экономической, политической, культурной, социальной и иных сферах общественной жизни [5, с. 34-37].

Если следовать вышеуказанной логике, то в предмет конституционной аксиологии могут быть включены политические, социальные, экономические, культурные, духовные аспекты человеческих отношений, а они, в свою очередь, являются уже основой института прав и свобод человека и гражданина и его защиты со стороны государства. Не стоит забывать и о том, что конституция помимо того что является наиболее значимым правовым актом является еще и документом с особой правовой природой, собственной сущностью, которая определяет ее назначение в государстве и обществе и должна в полной мере

соответствовать уровню развития внутренней и внешней политики страны. Она должна уметь трансформироваться вместе с экономикой и политикой, вместе с тем оставаться статичной, незыблемой в отношении закрепления основ конституционного строя, в том числе и такого института, как права и свободы человека и гражданина, значимой частью которого являются как раз права лиц с семейными обязанностями и семья в целом.

Особую значимость в исследовании вопроса конституционной аксиологии имеет и тот факт, что сущностью ее предмета является именно выявление конкретных конституционных ценностей из соответствующих положений Основного закона, установление их иерархии и соотношения между собой. Российская Конституция объединяет в себе самые важные достижения современного государства, такие как демократия, политический плюрализм, права и свободы человека и гражданина, защита семьи, материнства, отцовства и детства и многие другие, возводя их в ранг конституционно-правовых норм, обладающих высшей юридической силой.

В силу того что конституционная аксиология находится в состоянии становления и в качестве самостоятельного научного направления до настоящего времени не выделилась, представляется возможным выработать определенную систему ценностей современного государства, которые станут в том числе основой правового положения отдельных институтов конституционного права, развития российского конституционализма в целом, в том числе и института семьи. Но для начала обратимся к ее понятию.

Конституционную аксиологию можно определить как науку, изучающую вопросы трансформации конституционных норм в совокупность конституционных ценностей, поиск места конституционных ценностей в онтологическом пространстве и системе права, связи различных конституционных ценностей между собой и иными ценностями, а также социальными, экономическими, культурными и иными процессами в государстве. Конституция Российской Федерации пронизана совокупной системой ценностей, являющихся определенным фундаментом для становления ориентиров и целей в соответствии с социально-экономическим развитием Российского государства и права, функционированием прав и свобод человека

и гражданина. В данном случае вполне можно согласиться с определением предмета конституционной аксиологии как наиболее широкого круга ценностей общества в конституции, которые, в свою очередь, выступают основой построения и ведения государственной, экономической и социальной политики страны. Одним словом, можно сказать, что конституционная аксиология исследует суть конституции, выводя на высший уровень наиболее значимые ценности демократического, правового государства.

Не является исключением и Конституция Российской Федерации, которая содержит множество положений, определяющих собственно ее смысл и назначение, раскрывает природу отдельных юридических норм. Вместе с тем в рамках самой науки конституционного права нет строго определенной системы таких ценностей, отсутствуют критерии их выделения и законы соотношения их друг с другом.

Несмотря на то что аксиология в своем понимании является философской дисциплиной, центральным понятием которой является категория «ценность», следует помнить, что вся теория ценностей не может быть ограничена рамками одной науки [7]. Как было уже отмечено выше, важнейшей характеристикой права является его нравственное начало, что в полной мере относится и конституционному праву. Ярким примером ценностного подхода может быть идея прав человека, что также отражено в Конституции Российской Федерации. Следует согласиться и с утверждением, что многие нормы конституции имеют скорее нравственнее содержание в большей степени, нежели юридическое. Например, исторически сложившиеся российские традиционные семейные ценности, нашедшие свое выражение в нормах Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 38 «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей», ч. 3 ст. 38 «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях»).

Но тут же следует учитывать, что далеко не каждая норма Основного закона может рассматриваться в качестве конституционной ценности, а лишь только та, которая признана таковой в результате официального толкования ее Конституционным Судом Российской Феде-рации1. Более того, все чаще Конституционным

1 О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 13, ст. 1447.

Судом Российской Федерации обращается внимание на включение в положения Основного закона страны такой категории, как «ценности». Не является исключением рассмотрение в указанном статусе такой конституционной категории, как «семья»2.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации семья признается в качестве конституционно значимой ценности посредством определения ее особой роли в развитии личности и удовлетворении ее духовных потребностей, требуя со стороны государства уважения и защиты семейных отношений, одним из принципов регулирования которых является приоритет семейного воспитания детей3. Думается, что вполне допустимо провозглашение семьи в качестве конституционной ценности наряду с правами человека и гражданина, его жизнью, достоинством, личной неприкосновенностью. Например, П. П. Баранов и А. И. Овчинников предлагают следующую редакцию положений Конституции Российской Федерации: «Человек, семья, многонациональный народ Российской Федерации являются высшими ценностями. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, семьи и народа - обязанность государства» [1].

Более того, Россия исторически устроена так, что над материальными ценностями всегда преобладают духовные, являющиеся ядром общечеловеческих отношений. С учетом современной тенденции и стремления Запада оказать безмерное влияние на российскую правовую систему, распространяя присущие ему «социальные болезни», одной из которых является деградация семейных отношений и развитие толерантного отношения к однополым или неузаконенным «бракам», нашему государству необходимо, не поддаваясь негативному влиянию, идти своим конституционным путем, основанном на либеральных ценностях семьи, добра, справедливости и духовного возрождения России. Первостепенно необходимо поддерживать и конституционно закреплять ценности традиционной семьи. Основная обязанность государства - закрепить создание условий для укрепления духовных ценностей и нравственности: любви к родной земле, семье, взаимопомощи и поддержке друг друга.

Следовательно, семья и конституционное право семьи на защиту со стороны государства обладают значительным ценностным потенциалом, что представляется нам возможным включать их в современную конституционную аксиологию для дальнейшего детального анализа.

Список литературы

1. Баранов П. П., Овчинников А. И. Конституционные ценности и совершенствование современной конституционно-правовой политики Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2016. № 1 (49). С. 18-22.

2. Гаджиев Г. А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности) : моногр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. 320 с.

3. Дворкин Р. О правах всерьез / пер. с англ. ; ред. Л. Б. Макеева. М. : Рос. полит. энцикл. (РОССПЭН), 2004. 392 с.

4. Зорькин В. Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12 (144). С. 3-14.

5. Малько М. П. Предмет конституционной аксиологии // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.: Право. 2010. № 19 (200). Вып. 24. С. 34-37.

2 См., напр.: По делу о проверке конституционности части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой граждан Н. А. Алексеева, Я. Н. Евтушенко и Д. А. Исакова : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 23 сент. 2014 г. № 24-П // Рос. газ. 2014. 3 окт. ; Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года : решение Конституц. Суда Рос. Федерации от 5 февр. 2015 г. // Социальный мир. 2015. № 9 (в извлечении) ; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 5 марта 2014 г. № 628-О. URL: http://www.consultant.ru/ ; Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Алексеева Николая Александровича, Баева Николая Викторовича и Федотовой Ирины Борисовны на нарушение их конституционных прав статьей 4 Закона Рязанской области «О защите нравственности детей в Рязанской области» и статьей 3.10 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» : определение Конституц. Суда Рос. Федерации от 19 янв. 2010 г. № 151-О-О. URL: http://www.consultant.ru/ ; Постановление Верхов. Суда Рос. Федерации от 3 марта 2015 г. № 11-АД15-6. URL: http://www.consultant.ru/

3 По делу о проверке конституционности положений части четвертой статьи 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», подпункта 13 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 12 марта 2015 г. № 4-П // Вестник Конституц. Суда Рос. Федерации. 2015. № 3.

6. Неновски Н. Право и ценности / вступ. ст. и пер. [с болг.] В. М. Сафронова ; под ред. В. Д. Зорькина. М. : Прогресс, 1987. 246 с.

7. Пермиловский М. С. Конституционная аксиология России: эколого-правовой аспект // Казанская наука. 2012. № 4. С. 273-276.

8. Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 1998. 292 с.

9. Чистое учение о праве Ганса Кельзена: к XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987) : сб. пер. / отв. ред.: В. Н. Кудрявцев, Н. Н. Разумович. М. : ИНИОН, 1987. Вып. 1. 195 с.

References

1. Baranov P. P., Ovchinnikov A. I. Konstitutsionnye tsennosti i sovershenstvovanie sovremennoi konstitutsionno-pravovoi politiki Rossiiskoi Federatsii [Constitutional Values and Improvement of Modern Constitutional and Legal Policy of the Russian Federation]. Zhurnal konstitutsionnogopravosudiya - Journal of Constitutional Justice, 2016, no. 1 (49), pp. 18-22.

2. Gadzhiev G. A. Ontologiya prava (kriticheskoe issledovanie yuridicheskogo kontsepta deistvitel'nosti) [Ontology of Law (a Critical Study of the Legal Concept of Reality)]. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2013. 320 p.

3. Dworkin R. Opravakh vser 'ez [Taking Rights Seriously]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004. 392 p.

4. Zor'kin V. D. Tsennostnyi podkhod v konstitutsionnom regulirovanii prav i svobod [Value Approach in the Constitutional Regulation of Rights and Freedoms]. Zhurnal rossiiskogoprava - Journal of Russian Law, 2008, no. 12 (144), pp. 3-14.

5. Mal'ko M. P. Predmet konstitutsionnoi aksiologii [Subject of Constitutional Axiology]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarst-vennogo universiteta. Ser.: Pravo - Chelyabinsk State University Bulletin. Series: Law, 2010, no. 19 (200), iss. 24, pp. 34-37.

6. Nenovski N. Pravo i tsennosti [Law and Values]. Moscow, Progress Publ., 1987. 246 p.

7. Permilovskiy M. S. Konstitutsionnaya aksiologiya Rossii: ekologo-pravovoi aspekt [Constitutional Axiology of Russia: Ecological and Legal Aspect]. Kazanskaya nauka - Kazan Science, 2012, no. 4, pp. 273-276.

8. Rozov N. S. Tsennosti vproblemnom mire:filosofskie osnovaniya i sotsial'nyeprilozheniya konstruktivnoi aksiologii [Values in the Problem World: Philosophical Foundations and Social Applications of Constructive Axiology]. Novosibirsk, Novosibirsk University Publ., 1998. 292 p.

9. Kudryavtsev V. N., Razumovich N. N. (Eds.) Chistoe uchenie o prave Gansa Kel'zena: kXIII kongressu Mezhdunarodnoi assotsiatsiipravovoi i sotsial'noi filosofii (Tokio, 1987). Vyp. 1 [Pure Doctrine of the Right of Hans Kelsen: to the XIII Congress of the International Association of Legal and Social Philosophy (Tokyo, 1987). Iss. 1]. Moscow, INION Publ., 1987. 195 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.