Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диверсификация / оборонно-промышленный комплекс / емкость рынка / серийность выпуска продукции / экономия на масштабах / риск / эффективность / стратегия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клочков В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Клочков В.В.

д.э.н., к.т.н., заместитель генерального директора НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», в.н.с. Института

проблем управления РАН

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ1

Ключевые слова: диверсификация, оборонно-промышленный комплекс, емкость рынка, серийность выпуска продукции, экономия на масштабах, риск, эффективность, стратегия.

Экономические мотивы военно-гражданской диверсификации оборонно-промышленного комплекса

Диверсификация оборонно-промышленного комплекса (ОПК), прежде всего, подразумевает военно-гражданскую диверсификацию производственных программ предприятий и отраслей (а также, соответственно, исследований и разработок, программ развития материально-технической базы, кадрового потенциала и других направлений стратегического развития). Т.е. предприятия и даже целые отрасли ОПК, которые традиционно выпускали только (или почти исключительно) продукцию военного назначения (ПВН), должны также осваивать и производство продукции гражданского назначения (ПГН) - по возможности, с использованием мощностей, персонала, компетенций, технологических конкурентных преимуществ, приобретенных и созданных при разработке и производстве ПВН2.

При этом рассматривается не военно-гражданская конверсия, с полным переходом на выпуск ПГН, а именно диверсификация. Т.е. предприятия высокотехнологичных отраслей могут распределять свои производственные программы между ПВН и ПГН в тех или иных пропорциях. Необходимость выпуска ПВН, причем, в первую очередь, для нужд Вооруженных сил Российской Федерации - сохраняется, и является безусловной. Более того, усложнение геополитической обстановки требует форсированного насыщения Вооруженных сил наиболее современными вооружениями (впрочем, в ближайшие годы, согласно широко объявленным планам, массовое перевооружение российских Вооруженных сил на современные образцы должно быть, в основном, завершено), а также обусловливает рост потребности в ПВН на мировом рынке.

Традиционно диверсификация рассматривается как средство управления рисками, их распределения между активами с некоррелированными рисками изменения стоимости, доходности и т.п.3 Разумеется, военно-гражданская диверсификация также расширяет возможности управления, прежде всего, рыночными рисками - рисками снижения спроса и выпуска продукции в том или ином сегменте (тем более что высокотехнологичные отрасли весьма чувствительны к спадам спроса и выпуска, чреватым потерями потенциала и накопленного опыта4.

С одной стороны, как часто принято считать (и нередко это справедливо), оборонные заказы могут выступать в качестве относительно стабильной составляющей спроса на фоне высокой волатильности рынков ПГН.

С другой стороны, мировые рынки вооружений и военной техники (ВиВТ) также весьма волатильны, они сильно (в большей степени, чем рынки ПГН) подвержены политическим рискам. И даже внутренний рынок ВиВТ (для нужд собственных Вооруженных сил) далеко не всегда был стабильным и хотя бы значимым источником платежеспособного спроса для российского ОПК. Например, в авиастроении известен период с начала 1990-х гг. по 2007 г., когда российские Вооруженные силы не заказывали ни одного нового боевого самолета, и потенциал отрасли удалось сохранить и даже развить благодаря экспортным заказам (что, в свою очередь, также было крайне нетипично для рынков ВиВТ, на которых иностранные заказчики редко выбирают продукцию, не закупаемую соответствующей отечественной армией).

В то же время снижение рыночных рисков благодаря распределению производственных программ между военным и гражданским секторами - не единственный экономический мотив в пользу военно-гражданской диверсифика-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 21 -78-20001.

2 См., например, Клочков В.В. Диверсификация российского оборонно-промышленного комплекса: проблемы целеполага-ния и планирования // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики» (г. Пермь, 28 апреля 2021 г.). 2021. - С. 114-123.

Подробнее см.: Маршалл Дж.Ф., Бансал В.К. Финансовая инженерия. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 784 с.

4 Подробнее см.: Гусманов Т.М., Клочков В.В. Экономические проблемы развития авиационной промышленности в условиях нестабильного спроса на авиаперевозки // Экономическая наука современной России. - М., 2008. - № 3. - С. 98-109; Ben-kard C.L. A Dynamic Analysis of the Market for Wide-bodied Commercial Aircraft // Review of Economic Studies. 2004. - Vol. 71, N 3. -P. 581-611.

ции. Современные экономические условия развития высокотехнологичной промышленности и той ее части, которая относится к ОПК, таковы, что во многих отраслях ПГН в количественном отношении преобладает над ПВН. Причем, иногда это преобладание является подавляющим, даже не в несколько раз как, например, в авиастроении, а на два порядка, как в электронике1. Поэтому эффекты масштаба, сильно выраженные именно в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, способствуют освоению рынков ПГН как существенно более емких.

Наличие технологической общности между ПВН и ПГН позволяет распределять на гораздо большие (по сравнению с ПВН) объемы выпуска ПГН постоянные затраты

• на разработку новых продуктовых и процессных технологий,

• на приобретение и содержание дорогостоящего (и относительно универсального) производственного оборудования,

• на подготовку квалифицированного персонала (компетенции которого, опять-таки, относительно универсальны).

Положительные эффекты масштаба в высокотехнологичной промышленности проявляются и в части переменных затрат. Прежде всего, эффект обучения2 приводит к снижению, по мере накопления опыта производства, средних трудозатрат на выпуск единицы продукции. Поэтому, если ПГН окажется существенно более массовой, чем ПВН, первая будет существенно дешевле, в расчете на единицу продукции.

В то же время нередко ВиВТ, даже будучи многократно дороже аналогичной техники гражданского назначения (если можно говорить об аналогиях - хотя, конструктивная и технологическая общность продукции военного и гражданского назначения может проявляться если не на уровне целых изделий, то на уровне компонентов, элементной базы), удовлетворяют специфическим требованиям к качеству (как к потребительским свойствам, так и к надежности3) гораздо более жестким, чем в гражданском секторе.

Как правило, превосходство ПВН над ПГН в части качества достигается

• за счет применения более дорогостоящих материалов, более сложных конструкций (что влияет на переменные затраты),

• ценой дополнительных постоянных затрат на исследования и разработки в военном сегменте, направленные на удовлетворение изначально более высоким требованиям, предъявляемым к ПВН.

Для продукции гражданского назначения эти «военные» требования являются нередко избыточными - притом, что их выполнение достигается ценой относительной дороговизны ПВН. Собственно, это и является основанием для отделения ОПК от гражданского сектора высокотехнологичной промышленности. Иначе военно-гражданская интеграция была бы заведомо выгодной во всех отраслях и для всех видов продукции, обладающих хотя бы некоторой степенью общности между военным и гражданским сегментами. Тем не менее, в реальности она далеко не всегда целесообразна и практикуется - хотя современные тенденции таковы, что специфические «военные» требования все чаще не требуется предъявлять4, в т.ч. потому что ВиВТ - особенно в современных «гибридных» конфликтах, а также в процессе боевой учебы в мирное время - должна использоваться преимущественно в гражданской техносреде, с использованием гражданской инфраструктуры, расходных материалов, информационных и даже коммунальных сетей и т. п. Но также и потому что все чаще требования гражданского сектора оказываются более жесткими, чем изначально предъявлялись в военном. В этой работе в центре внимания находится именно этот феномен.

Накопленный опыт производства и эксплуатации продукции, помимо влияния на себестоимость, также влияет и на ее качество, например, на такую его составляющую как надежность. Массовая эксплуатация многочисленного парка изделий позволяет быстрее накапливать опыт проявления конструктивно-производственных недостатков (КПН) и принимать меры к их устранению5, а также разрабатывать новые технологии (как продуктовые, так и процессные), позволяющие повысить надежность продукции. Аналогичные положительные эффекты масштаба способствуют совершенствованию технологий и в других направлениях для улучшения других потребительских характеристик продукции, определяющих ее качество. И, наоборот, малочисленность парка изделий в эксплуатации (тем более вкупе с низкой ее интенсивностью, что вполне типично для большинства отраслей ОПК - например, характерный среднегодовой налет гражданских самолетов минимум на порядок превышает даже рекордные значения для военной авиационной техники и т.п.) ограничивает темпы выявления и устранения КПН и, как следствие, снижает темпы повышения качества продукции - что, в свою очередь, снижает ее эффективность и конкурентоспособность, а, следовательно, и

1 См.: Бондарь Д. Мировая рокировка военной и гражданской микроэлектроники. Везде, кроме России // Электронные компоненты. 2018. - № 4. - С. 6-10; Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». - http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/avia2013-2025

2 Alchian A. Reliability of Progress Curves in Airframe Production // Econometrica. 1963. - Vol. 31, N 4. - P. 679-694; Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences. 1936. - Vol. 3, February. - P. 122-128.

3 Подробнее о соотношении этих категорий и категории качества см.: Васильев В.А., Каландаришвили Ш.Н., Новиков В.А., Одиноков С.А. Управление качеством и сертификация. - М.: Интермет инжиниринг, 2002. - 416 с.

4 Это обосновывается в работе: Клочков В.В. Технологические аспекты диверсификации оборонно-промышленного комплекса // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики» (г. Пермь, 28 апреля 2021 г.). 2021. - С. 124-135.

5 См.: Клочков В.В., Варюхина Е.В. Экономические аспекты определения ответственности производителей за отказы техники // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. - № 2. - С. 141-151.

сдерживает рост численности парка. Т.е. проявляется положительная, и чрезвычайно пагубная для соответствующих областей техники обратная связь1.

Поэтому в случае подавляющего превосходства ПГН над ПВН в объемах выпуска и практического применения вполне возможны ситуации, когда за счет описанных эффектов обучения качество ПГН начинает превосходить качество ПВН, даже если изначально это соотношение было обратным. При этом и стоимость ПГН ниже, чем стоимость аналогичной ПВН, по описанным выше причинам - большей, чем в военном сегменте, массовости выпуска, интенсивности эксплуатации, а также изначально более низким требованиям к некоторым характеристикам качества, и соответственно, более низким, чем для ПВН, затратам на необходимые для его повышения исследования и разработки, использованию относительно доступных материалов и т.п.

Суммируя вышеприведенные качественные рассуждения, можно констатировать, что возможные экономические мотивы военно-гражданской диверсификации и интеграции в высокотехнологичной промышленности таковы:

1) диверсификация рыночных рисков между военным и гражданским секторами рынков (позволяющая, при их высокой волатильности, избежать потерь, вызванных спадом выпуска и деградацией потенциала отрасли, потерей накопленного опыта);

2) сокращение стоимости жизненного цикла продукции (как военного, так и гражданского назначения) благодаря более массовому выпуску и применению продукции гражданского назначения2;

2.1) при выполнении для гражданской продукции менее жестких требований к качеству и надежности, характерных для военного сегмента, но при наличии между ними технологической общности, позволяющей сокращать общие затраты;

2.2) или даже при повышении качества продукции - в т.ч. и гражданского назначения - до уровня, недостижимого только в изолированном военном сегменте (что, в упрощенном представлении, могло бы способствовать даже унификации ПВН и ПГН, причем, на основе последней, т.е. фактическому исчезновению потребности в выделенном ОПК - что фактически и произошло в электронике3).

Подчеркнем, что традиционному взгляду на диверсификацию как на средство управления рисками соответствует только п. (1), тогда как пп. (2.1) и (2.2) отражают эффекты военно-гражданской диверсификации, проявляющиеся во вполне детерминированных условиях. И, судя по официальным документам, которые принимаются в сфере развития российского ОПК4, наличие таких «детерминированных», а не «рисковых» факторов осознается руководством страны и ключевых отраслей высокотехнологичной промышленности.

Анализ условий проявления положительных эффектов масштаба при военно-гражданской диверсификации высокотехнологичных отраслей

Следует хотя бы на качественном уровне определить условия, в которых проявится тот или иной ожидаемый эффект военно-гражданской диверсификации высокотехнологичной промышленности.

Здесь предполагается для примера рассмотреть только эффект повышения надежности продукции как составляющей ее качества за счет накопления опыта эксплуатации парка и устранения проявляющихся КПН. В то же время качественные выводы из проведенного анализа можно, без ограничения общности, принимать во внимание и прогнозируя эффективность военно-гражданской диверсификации вообще с целью повышения качества за счет массовости выпуска и применения ПГН (что соответствует варианту (2.2) из представленных выше).

Здесь предлагается использовать модель повышения надежности продукции, аналогичную тем, что применяются для моделирования эффекта обучения в производстве применительно к удельным трудозатратам5. А именно: предполагается, что при каждом удвоении накопленного опыта частота отказов (которая здесь и является основным пока-

Л

зателем надежности и, соответственно, качества продукции) х сокращается на ^^ %, где параметр Л называется

темпом обучения (в данном случае точнее - темп накопления опыта при устранении КПН). При этом необходимо задаться начальным значением надежности х0 . Поскольку повышение надежности все-таки имеет пределы, обусловленные законами природы, заложенными в используемые в данной продукции технологии (а устранение КПН лишь позволяет использовать заложенные резервы более полно), следует также считать, что даже при неограниченном на-

1 Подробнее см.: Критская С.С., Клочков В.В. Анализ влияния темпов освоения производства новой техники на ее конкурентоспособность // Экономический анализ: теория и практика. 2013. - № 4 (307). - С. 11-22.

2 См., например, Клочков В.В. Технологические аспекты диверсификации оборонно-промышленного комплекса // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики» (г. Пермь, 28 апреля 2021 г.). 2021. - С. 124-135.

3 Бондарь Д. Мировая рокировка военной и гражданской микроэлектроники. Везде, кроме России // Электронные компоненты. 2018. - № 4. - С. 6-10.

4 Подробнее некоторые из них рассмотрены в статье: Клочков В.В. Диверсификация российского оборонно-промышленного комплекса: проблемы целеполагания и планирования // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики» (г. Пермь, 28 апреля 2021 г.). 2021. - С. 114-123.

5 См.: Alchian A. Reliability of Progress Curves in Airframe Production // Econometrica. 1963. - Vol. 31, N 4. - P. 679-694; Wright T.P. Factors Affecting the Cost of Airplanes // Journal of Aeronautical Sciences. 1936. - Vol. 3, February. - P. 122-128.

коплении опыта устранения КПН частота отказов сократится не до нуля, а до некоторого предела хда . Тогда с ростом накопленного выпуска продукции д текущий уровень качества (точнее, надежности, измеряемой здесь частотой отказов) будет изменяться по следующему закону:

\1оё2 д ,па. Г,_А_

х(д) = х0 + (хш - х0) - А^ 082' = х0 +(хи- х0) • д^100^ = х0 + (хда — х0) • да,

где а = 1og2 — | - вспомогательная константа, зависящая только от темпа обучения. Т.е. рассматривается

логарифмическая кривая обучения с насыщением.

Предполагая, что темп накопления опыта при устранении КПН А одинаков для ПВН и ПГН, введем для каж-

0 да ТЛ

дого из этих двух сегментов отрасли значения параметров х и х с соответствующими нижними индексами. Кривые обучения (т.е. повышения надежности, снижения частоты отказов с ростом накопленного выпуска) для обоих секторов будут иметь аналогичный вид, с точностью до этих индексов.

Представляют интерес условия, при которых большая массовость ПГН позволит ей достичь паритетной с ПВН или даже лучшей надежности, чем изначально была заложена в ПВН. Фактически, нужно найти границу проявления

эффекта, описанного в п. (2.2). Выразим ее через эквивалентный выпуск ПГН дПГНэкв, при котором ее надежность

сравняется с надежностью ПВН, несмотря на различие стартовых значений в пользу ПВН. Соответствующее условие имеет следующий вид:

хПВН ( дПВН ) = хПГН (дПГНэкв ) ,

/0 да \ а __0 да \ а

+ ^ хПВН — хпвн) • дПВН = хПГН + ^ хПГН — хПГН ^ • дПГНэ

1

/ 0 — да \ а ^хпвн — хпвн) - дПВН

дПГНэкв =

хпвн хпгн

Заметим, что в случае совпадения предельных значений надежности для ПВН и ПГН (хПВН = хПГН) зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН становится линейной. Если предельный уровень частоты отказов для ПВН ниже, чем для ПГН, зависимость выпукла вниз, т.е. эквивалентный выпуск ПГН быстро (быстрее, чем по линейному закону) возрастает с ростом фактического выпуска ПВН. В противоположном случае зависимость выпукла вверх, т. е. эквивалентный выпуск растет, но медленнее чем по линейному закону.

На всех нижеприведенных графиках маркированные линии отражают зависимость надежности от выпуска (частота отказов отображается по основной оси ординат), с заштрихованными маркерами - для ПВН, с незаштрихо-ванными - для ПГН. Также по основной оси ординат отражаются и предельные уровни качества (конкретнее, частоты отказов), которые показаны горизонтальными линиями (сплошной - для ПВН, штриховой - для ПГН). Эти 4 графика на каждом рисунке наглядно отображают уровни надежности продукции и их изменение с ростом накопленного выпуска. По вспомогательной оси ординат отображается искомый эквивалентный выпуск ПГН, которому соответствует жирная сплошная кривая (возрастающая).

Графики на рис. 1, 2 и 3 построены для следующих наборов исходных данных (разумеется, условных - здесь проводятся модельные расчеты именно для выявления качественных эффектов): темп обучения - А = 15%; начальные

0 0 л да 1 да тг-

и пороговые значения частоты отказов составляют, соответственно, хПВН = 3, хПГН = 4, хПВН = 1, хПГН = 1,5 в примере 1, а в примере 2, в отличие от примера 1, хП^ = 0,8, т.е. теперь предельный уровень надежности ПГН выше (соответственно, частота отказов ниже), чем для ПВН. Характер изменения эквивалентного выпуска ПГН с ростом выпуска ПВН полностью соответствует ранее предсказанным свойствам (в первом случае - быстрый рост, быстрее линейного, во втором - более медленный, чем линейный). В примере 3 на рис. 3, в отличие от двух предыдущих примеров, предельные уровни надежности ПВН и ПГН совпадают и равны хПВН = хПГН = 1. Соответственно, эквивалентный выпуск ПГН в этом примере равномерно, приблизительно в 5,7 раз выше, чем выпуск ПВН.

А качество ПВН - предел ПВН А качество ПГН — — — предел ПГН ^^вэкв выпуск ПГН

Рисунок 1.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 1)

Рисунок 2.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 2)

Рисунок 3.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 3)

На рис. 4-6 приведены аналогичные графики, построенные при тех же значениях начальных и пороговых частот отказов, что и графики на рис. 1-3 соответственно, но при ином темпе обучения - теперь А = 10%.

А качество ПВН - предел ПВН Л качество ПГН — — — предел ПГН экв выпускПГН

Рисунок 4.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 4)

Рисунок 5.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 5)

А качество ПВН - предел ПВН А качество ПГН — — — предел ПГН ^^вэкв выпуск ПГН

Рисунок 6.

Зависимость эквивалентного выпуска ПГН от выпуска ПВН (пример 6)

Как видно из сравнения этих групп примеров (1-3 и 4-6), при меньшем темпе обучения требуемое (для достижения паритетной или лучшей надежности ПГН по сравнению с ПВН) превосходство ПГН над ПВН в объемах вы-

ад ад ~ о г л ад ад

пуска возрастает при хПВН => хПГН , как на рис. 2, 3 и, соответственно, 5, 6, но сокращается при хПВН < хПГН , как на рис. 1 и 4 соответственно.

Обобщая результаты проведенных параметрических модельных расчетов, можно предположить, что искомый эффект «поглощения» ОПК гражданским сектором высокотехнологичной промышленности («рокировки», по выражению Д. Бондаря ) может проявляться в весьма специфических условиях - например, подавляющего превосходства гражданского сегмента над военным в масштабах выпуска и применения продукции (на два порядка и более), что характерно для электроники и некоторых иных областей техники. Также чрезвычайно высока чувствительность результатов к предельным значениям надежности ПГН и ПВН и к их соотношению. Если по каким-то причинам в граждан-

1 Бондарь Д. Мировая рокировка военной и гражданской микроэлектроники. Везде, кроме России // Электронные компоненты. 2018. - № 4. - С. 6-10.

ском секторе удается снизить предел частоты отказов ниже уровня, достигнутого в военном секторе - искомый эффект «рокировки» надежности проявляется почти наверняка.

В то же время вариант, описанный в п. (2.2), не является единственно возможным. И тогда (для обоснования целесообразности военно-гражданской диверсификации ОПК) вполне может быть актуальным мотив снижения себестоимости ПВН за счет ее частичной технологической общности с гораздо более массовой ПГН (что соответствует варианту (2.1) из числа вышеописанных мотивов военно-гражданской интеграции). В то же время здесь уже не потребуется превосходства ПГН над ПВН в объемах выпуска на несколько порядков.

Из этого следует, что приоритетными для военно-гражданской интеграции являются те отрасли или виды техники, в которых

• либо гражданский сектор обладает гораздо (на 1-2 порядка) большими масштабами, чем военный;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• либо требования к качеству продукции военного и гражданского назначения все-таки относительно близки, а сами эти группы продукции обладают значительной технологической общностью.

Для того чтобы объективно оценить границы параметров, при которых указанные условия выполняются, необходимо развивать модельный инструментарий, подобный предложенному в настоящей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.