ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права ^^
ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
А.Н. Линёв,
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела нормативно-правового обеспечения ГУВО МВД России Научная специальность 12.00.02 — Конституционное право;
конституционный судебный процесс; муниципальное право Научный консультант: доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист России Прудников А.С.
E-mail:а[email protected]
Аннотация: Статья посвящена освещению современных направлений социальной политики Российской Федерации, а также изучению правовых инструментов ее осуществления. На основе результатов анализа положений кодифицированных и иных законодательных нормативных правовых актов автором приводится общая характеристика состояния правового регулирования социально-обеспечительных отношений, определяются тенденции развития законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении.
Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная политика, нуждаемость, пенсионное страхование
PRIORITIES OF SOCIAL POLICY OF THE STATE AT THE PRESENT STAGE AND THEIR REFLECTION IN THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON SOCIAL SECURITY
A.N. Linyov,
candidate ofjurisprudence, deputy chief of department of standard legal support of GUVO Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Article is devoted to illumination of the modern directions of social policy of the Russian Federation, and also studying of legal instruments of its implementation. On the basis of results of the analysis of provisions of kodifirovanny and other legislative regulations the author gives a general characteristic of a condition of legal regulation of the social and security relations, tendencies of development of the legislation of the Russian Federation about social security are defined.
Keywords: social security, social policy, needs, pension insurance
На сегодняшний день социальное обеспечение следует рассматривать как многоаспектное общественное явление, охватывающее сферу образования, занятости, науки, культуры, здравоохранения1, и не ограничивающееся особым попечением со стороны государства отдельных членов общества на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления смерти или иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам.
Уже давно наметилась тенденция объективного расширения круга регулируемых правом социального обеспечения общественных отношений, которые возникают уже не только по поводу приобретения
и осуществления социально-экономических прав граждан на получение различных пособий и социальных выплат, но и в области оказания бесплатной юридической помощи, библиотечного обслуживания населения, социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, других сферах жизнедеятельности.
Включение норм права социального обеспечения, устанавливающих отдельно взятые меры государственной поддержки граждан, в различные законодательные, в том числе кодифицированные акты, регулирующие иные области общественных отношений, стало неотъемлемой характеристикой российской правовой системы. Подтверждением
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
сказанного может послужить содержание статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей механизм предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В данном аспекте отдельного внимания заслуживает еще одна мера социальной поддержки, положенная в основу предусмотренной налоговым законодательством Российской Федерации конструкции социального налогового вычета, под которым, следуя содержанию главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), понимается денежная сумма, на которую налогоплательщик налога на доходы физических лиц имеет право уменьшить налоговую базу (доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло).
В соответствии с частью 1 статьи 219 НК РФ в качестве социального налогового вычета из суммы доходов, подлежащих налогообложению, могут вычитаться расходы, совершенные в пользу благотворительных организаций в виде пожертвований, направленные на оплату услуг образовательных и медицинских учреждений по обучению и лечению соответственно.
Обозначенная тенденция проникновения социально-правовых норм в источники различных отраслей российского права является отражением современного состояния многоплановой социальной политики.
Под социальной политикой понимается проводимый государством курс действий в отношении осуществления социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов2.
Из указанного определения можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение представляет собой основной инструмент социальной политики государства, механизм реализации его функций в области социальной защиты населения.
Несмотря на масштабное сворачивание социальных программ, которым сопровождался переход в последние десятилетия российской экономики к рыночной модели, на современном этапе развития отечественная система социального обеспечения представлена многообразием видов и форм его осуществления.
Все более заметную роль в перераспределительных отношениях, направленных на поддержание социального равенства и благополучия всех членов общества, начинает играть социальное страхование, на рынке страховых услуг растет доля добровольных видов личного страхования, в том числе накопительного.
Одновременно продолжается поиск эффективных правовых инструментов реализации прав граждан на достойное существование, воплощения
в жизнь продекларированного Конституцией Российской Федерации принципа социальной справедливости.
Как справедливо отмечает А.А. Кирилловых, «на смену патернализму государства в различных сферах общественной жизни приходят рыночные начала, отражающие в современном экономическом укладе элемент общественного участия в заботе о своих членах (гражданах)»3.
Ярким свидетельством тому является создание негосударственных пенсионных фондов, играющих роль альтернативы государственной системе пенсионного обеспечения и завоевывающих все большее доверие среди как занятого населения, так и лиц, находящихся на заслуженном отдыхе.
Наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации право выступать в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию частью пятой статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2012 г.) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»4 предоставлено негосударственным пенсионным фондам.
Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ (в редакции от 7 мая 2013 г.) «О негосударственных пенсионных фондах»5 определена исключительная компетенция негосударственного пенсионного фонда, определяемого в качестве особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения.
Помимо вышеуказанного полномочия страховщика к ней также относятся право негосударственного пенсионного фонда осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда путем выплаты им на условиях соответствующего договора негосударственных пенсий, а также деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.
Неизменными ориентирами государственной политики в сфере труда с момента провозглашения Конституцией Российской Федерации права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду продолжают оставаться нацеленность на проведение мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Мерами государственной поддержки в указанной области, предусмотренными статьей 12 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (в редакции от 23 февраля 2013 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»6 по-прежнему выступают бесплатное медицинское освидетельствование безработных граждан при их направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; оказание на безвозмездной основе услуг по их профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, иные гарантии.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Между тем, серьезные преобразования в отечественной системе социального обеспечения повлекло принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», больше известного как «Закон о монетизации льгот»7.
Названным федеральным законом8 была оформлена передача на федеральный уровень с одновременным переводом в денежную форму натуральных льгот отдельным категориям граждан, а также военнослужащим и государственным служащим, ранее предоставлявшихся местными и (или) региональными органами власти.
Справедливости ради заметим, что современные институты социального обеспечения также как и ранее могут принимать безденежную форму проявления. Наиболее ярким примером последних может послужить положенная в основу назначения трудовой пенсии формула расчета страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываемой при определении права на трудовую пенсию) отдельных категорий граждан Российской Федерации. Так, в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в редакции от 3 декабря 2012 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»9 гарантируется включение в общий страховой стаж одного из родителей, осуществляющего уход за ребенком, периодов его нахождения в соответствующем отпуске до достижения ребенком полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
Должный отклик у законодателя получила инициатива Президента Российской Федерации, озвученная им в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года10, распространить на другие территории Российской Федерации положительный опыт Ивановской области в организации бесплатного выделения многодетным семьям при рождении третьего ребенка земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.
Так в июне 2011 года часть 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации была дополнена нормой, наделяющий граждан, имеющих трех и более детей, правом приобретать бесплатно, в том чис-
ле для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Указанная мера социальной поддержки рассматриваемой категории граждан явилась исключением из общего правила земельного законодательства о том, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Как видно, правовой инструментарий социальной политики государства на современном этапе довольно многообразен, а выбор конкретных способов и форм осуществления государственной поддержки отдельных категорий граждан зависит от многих факторов, к числу которых следует, прежде всего, относить уровень инфляции в экономике, пенсионный возраст, возможности бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, развитие институтов страхования и состояние страховых рынков, наконец, собственную нуждаемость получателей конкретных мер социального обеспечения.
В связи с этим главной задачей законодателя в данной области является своевременное правовое закрепление механизмов таких эффективных направлений проведения социальной политики, которые позволяли бы обеспечить соответствие ее курса и результатов ожиданиям как всего общества, так и отдельных его членов.
1 Чеснокова М.Д. Правовой мониторинг в социальной сфере // Журнал российского права. 2009.
№ 4. С. 15.
2 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М. 2006. С. 435.
3 Кирилловых А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. № 7. С. 31.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. ст. 4832; 2012. № 50 (ч. 5). ст. 6966.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. № 19. 1998. ст. 2071; 2013. № 19. ст. 2326.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. № 17. 1996. ст. 1915; 2013. № 8. ст. 717.
7 Правовые аспекты создания профессиональной полиции: ожидаемые результаты реформы (интервью с докт. юрид. наук, профессором Т.Н. Москальковой, депутатом Государственной Думы РФ, членом Экспертного совета МВД России по вопросам нор-мотворческой деятельности) // СПС КонсультантПлюс. 2011.
8 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 35. ст. 3607.
9 Собрание законодательства Российской Федерации.2001. № 52 (1 ч.). ст. 4920; 2012. № 50 (ч. 5). ст. 6966.
10 Российская газета. № 271. 2010. С. 4.