Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
1
УДК 349.3
12.00.00 Юридические науки
UDC 349.3 Legal sciences
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО LEGAL ANALISYSIS OF SOCIAL SECURITY ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИLAW IN RUSSIAN FEDERATION AND THE И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕГЕРМАНИЯ FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY
Кобылинская Светлана Викторовна к.ю.н., доцент кафедры земельного, трудового и экологического права SPIN- код = 4677-8568
Kobylinsky Svetlana Viktorovna Cand.Leg.Sci., senior lecturer of the Chair of the land, labor and ecological law RSCI SPIN-code = 4677-8568
Усенко Анатолий Сергеевич Usenko Anatoly Sergeevich
студент 4-го курса юридического факультета fourth year student of the Faculty of Law
SPIN- код = 9594-2433 RSCI SPIN-code = 9594-2433
Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia Краснодар, Россия
Авторами анализируются вопросы о правовых и экономических проблемах государственного регулирования социального обеспечения в Российской Федерации. В целях выявления и дальнейшего разрешения теоретических и практических коллизий и пробелов отечественного права социального обеспечения авторами
The authors analyze the issues of the legal and economic problems of social security governmental regulation in the Russian Federation. In order to identify and subsequently find theoretical and practical resolution of conflicts and flaws in the domestic social security law, the authors propose to analyze the social institutions of the Russia and to match them with the existing social institutions of
предлагается провести анализ социальных институтов the Federal Republic of Germany in view of their в России и сопоставить их с действующими historical closeness, belonging to one family of law, and
социальными институтами Федеративной Республики the similarity of the legal foundations of the constitutional
Г ермания в виду их исторической близости, принадлежности к одной правовой семье и схожести основ конституционного строя. Сравнительный анализ различных сторон качества жизни по данным РФ и ФРГ позволяет сделать вывод о том, что в нашей стране первостепенной задачей является восстановление доходов и стимулирование платежеспособности населения. Изучение вопросов социального страхования позволили сделать вывод о
system. Comparative analysis of various aspects of life quality according to Russian and German data, which was examined above, leads to the conclusion that the primary task in this country is to restore revenues and stimulate the population’s solvency. The study of the social security issues led to the conclusion that the state social insurance is intended to replace the income lost due to certain events such as unemployment, illness, disability, old age, accident-at-work insurance. The authors conclude that there is need to improve the current Russian pension
том, что государственное социальное страхование предназначено для замещения доходов, утраченных в legislation, social security and social legal guarantees результате некоторых событий, таких, безработица, заболевание, утрата трудоспособности, достижение пенсионного возраста, страхование несчастного случая на производстве. Авторами делается вывод о необходимости совершенствования действующего российского пенсионного законодательства, системы социального страхования и социально правовых гарантий
Ключевые слова: ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ, СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Keywords: SOCIAL SECURITY LAW, INSURANCE PENSIONS, SOCIAL INSURANCE, LEGAL GUARANTEES, PENSION
В настоящее время в РФ актуальными являются правовой и экономический аспекты государственного регулирования социального обеспечения [1].
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
2
В целях выявления и дальнейшего разрешения теоретических и практических коллизий и пробелов отечественного права социального обеспечения, предлагаем его сопоставить с социальными институтами ФРГ
Социальные институты ФРГ нами выбраны не случайно. Историческая близость, принадлежность к одной правовой семье [2] и схожесть основ конституционного строя позволяет нам провести правовой анализ:
а) социально-правовых гарантий, представленных в российском и немецком законодательстве.
б) систем социального страхования РФ и ФРГ;
в) пенсионного обеспечения в РФ И ФРГ.
При сопоставлении Основного закона ФРГ от 23.05.1949 года (далее Основной закон) [3] и Конституции РФ от 12.12.1993 года [4] ст., ст. 1, 2 наблюдается переход государств от авторитарно-тоталитарной системы к демократическому режиму, от империи к современному федеративному государству. В Конституциях обоих государств закреплены те ценности в интересах общества, которые, по своей природе, отражают принцип социальной справедливости в целях достижения гражданами достойного уровня жизни.
Основной закон в ст., ст. 7, 20, 28 закрепляет общие положения о защите социальных прав. Более подробно такие положения раскрывается в Конституциях отдельных земель Германии, в судебной практике, в том числе в решениях Федерального Конституционного суда (ФКС), а также и действующими в Германии нормами международного права о правах человека [5].
Так, например, в Конституции Федеральной земли ФРГ Республики Бавария в ст. 118а закрепляется, что права инвалидов не должны быть
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
3
ущемлены. Земля является гарантом равных условий жизни для всех людей инвалидов и здоровых людей [6].
Конституция земли Гессен в ст.35.1 содержат положения, согласно которым система социального страхования охватывает весть народ. Она должна быть построена рационально. Признано самоуправление застрахованных. Органы этой системы избраны путем всеобщих, равных, свободных и тайных выборов. Подробности определяются законом [7]. Пункт 2 данной статьи закрепляет, что задачей социального страхования является подъем уровня народного здоровья.
Возвращаясь к анализу конституционных положений РФ и ФРГ, отметим, что нормы Основного закона ФРГ, регулирующие
правоотношения в области права на жизнь и личное достоинство, должны гарантироваться каждому человеку, имеющий минимум материального благополучия для достойного уровня жизни.
Основной закон в ст., ст. 20, 28 впервые в мировой конституционной практике закрепил социально-правовое государство [3]. В первом разделе Основного закона отдается приоритет правом человека, который проявляется в том, что он предусматривает такие положения, как «не нарушение человеческого достоинства» «неприкосновенность»,
«неотчуждаемость прав человека». Эти положения тождественны с такими правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ, как «право на жизнь», «личную неприкосновенность», «равенство всех перед законом и судом».
Основой закон ФРГ содержит и иные права:
- свобода вероисповедания и совести (ст. 4 Основного закона);
- свобода выражений мнения, собраний (ст. 8 Основного закона);
- союзов и обществ, в том числе и «для охраны и улучшения условий труда и экономических условий (ст. 9 Основного закона);
- свобода передвижения (ст. 11 Основного закона);
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
4
- выбор профессий (ст. 12 Основного закона);
- тайна переписки (ст. 13 Основного закона), основные права в сфере правосудия, например, на законного судью и др.
В решениях Федерального Конституционного суда ФРГ важной целью социального государства указаны: свобода о нуждающихся людях, т.е. обеспечение социальными пособиями, гарантии прожитого минимума, достойного человека, учет интересов слабых в социальном отношении людей, забота в случаях наступления нетрудоспособности или профессиональной непригодности, повышение благосостояния [8].
Федеральный Конституционный суд рассматривает право на жизнь и личное достоинство, указанное в Основном законе, как гарантию каждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни.
Более подробно, чем в Основном законе, защита социальных прав предусмотрена Конституциями отдельных земель, действующими в Германии нормами международного права о правах человека [3].
Например, п. 2 ст. 30 Конституции Федеральной земли ФРГ Республики Бавария устанавливает: «на основе закона создаются
учреждения для защиты материнства и детства, а также предоставляются гарантии в том, что женщина сможет совмещать свой гражданский долг и творческие устремления с обязанностями жены и матери.
Однако на деле государство, в лице Центра по труду Германии, оказывает «помощь» попавшим в «тяжелые тиски бедности» людям своеобразным способом. Центр по труду предлагает отказаться от ежедневного употребления мяса, необходимости покупать минеральную воду - забыть Кока-колу для детей, экономить электроэнергию и установить чувствительнее счетчики батарей и следить, чтобы температура в квартире не поднималась выше 20 градусов [9].
Что касается конституционных основ социального обеспечения отечественного законодательства, то необходимо отметить, что они также
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
5
направлены на построение социального государства. Статья 7 Конституции провозглашает: «РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [10]. Исходя из этого, основной целью Российского государства является обеспечение социальных гарантий, их претворение в жизнь, т.е. достижение высокого уровня социальной защищенности каждого гражданина.
В стране стремительно развивается молодая форма коммерческой и некоммерческой деятельности предпринимательства в социальной сфере. Социальные предприниматели способны решать самые острые проблемы одиночества и заброшенности стариков, бедности, безработицы.
Социальные предприниматели организуют детские сады на дому, частные лагеря отдыха, медицинские кабинеты шаговой доступности, дома престарелых, хосписы, дешевые магазины, парикмахерские, салоны красоты, дейвинг - клубы для инвалидов, швейные ателье и другие виды бизнеса. Г осударство сегодня делает на них ставку и правительство готово поддерживать, софинансировать и субсидировать многие проекты, направленные на социальное благополучие и качество жизни особо чувствительных групп населения. Государство уже оплачивает организациям частных детских садов, представляют помещения на льготных условиях [11].
Правовой анализ системы социального страхования, представленный в таблице № 1, позволяет сделать вывод о том, что государственное социальное страхование предназначено для замещения доходов, утраченных в результате некоторых событий, таких, как безработица, заболевания или потери трудоспособности, в старости, страхование несчастного случая на производстве. Однако механизмы реализации социальной системы страхования в ФРГ более эффективны, нежели, их осуществление в РФ (см. табл. 1).
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
6
Таблица № 1
Система социального страхования в Российской Федерации Система социального страхования в Федеральной Республики Германия
Средства социального страхования формируются при непосредственном участии застрахованных лиц. Денежные средства поступают в виде взносов работников, работодателей, государственных средств, взносов добровольно застрахованных граждан, доходов от капитализации собранных средств, средства распределяются по разным фондам. Впервые годы реформы в России в 1991 Пенсионный фонд, 1992- Фонд социального страхования, в 1993 Государственный фонд занятости населения и система фондов обязательного медицинского страхования. Это самостоятельные финансовокредитные учреждения. Их взносы - это государственная собственность. До 2001 тарифы страховых отчислений, утверждались социальным федеральным законом. На основании этого закона страховые взносы в Пенсионный фонд для большинства работодателей составляют 28% от начисленного фонда оплаты труда и 1% от заработной платы наличных работников. Эти средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте не старше 1,5 лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, часть выплат пенсий и пособия военнослужащими, детские пособия, социальные пенсии производятся за счет государственных средств. Наемные работники не участвуют в образовании внебюджетных фондах. Фонд социального страхования образуется из страховых взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и государственных средств. Средства государства покрывают расходы на пособия и компенсации отдельным категориям граждан. Из этого же фонда производятся выплаты пособий Немецкая система социального страхования имеет свою особенность. Трудовое законодательство Германии обязывает работодателей застраховывать наемных работников на случай возникновения социальных проблем с причинением ущербов. Перечень договоров социального страхования содержится в Кодексе социального права и предусматривает следующие виды страхования: государственное медицинское страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости. Оба вида страхования предусматриваются государственными медицинскими кассами. Пенсионное страхование представляется земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников. Страхование на случай потери работы (безработицы), представляется федеральным ведомством по труду. Государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве предоставляется союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности. Субъектами социального страхования являются предприниматели, которые представляют фирму в единственном лице и не имеют наемных работников, владельцы крупных предприятий, с правом приема на работу наемных работников. Эти лица самостоятельно заключают социальные страховые договоры. Заключение страховых договоров освобождает их от других видов обязательного пенсионного страхования и страхования на случай потери работы. Застрахованные работники вносят взносы на финансирование страховых услуг. Суммы страховых взносов зависят от размера зарплаты. Пенсии и пособия по безработице (при наступлении страхового
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
7
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним в течение 1,5 лет, социальные пособия на погребения, расходы на санитарно-курортное лечение и оздоровление застрахованных и членов семей. Фонд производит выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Новый федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает права и обязанности застрахованных лиц, страхователей и страховщиков независимо от
организационно-правовой формы.
Страховщик должен быть некоммерческой организаций.__________________________
случая) зависит от размера внесенных взносов. Размер страховых взносов зависит от вида больничной кассы. Уплата всех страховых взносов может составлять 43-46% от начисленной зарплаты.
Взносы от несчастного случая на производстве выплачивается
работодателем, и он же ежемесячно отчисляет взносы в больничные кассы. Государство Германии покрывает расходы на выплаты, если средства, поступающие в фонды специального страхования недостаточно.
Сравнительная статистика Пенсионного фонда Российской Федерации и Пенсионного фонда Федеративной Республики Германия показывает, что уровень пенсионных выплат в Германии выше, чем в Российской Федерации [13].
В ФРГ государственное пенсионное обеспечение формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и федеральных дотаций. Пенсионное страхование обязательно для всех, кто работает по найму. Немецкая пенсионная система имеет сложную структуру.
Право на пенсию по старости в России определяется в соответствии с условиями и нормами, которые установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» [14].
В Германии размер средней пенсии рассчитывается отдельно для Западной и Восточной Германии. Уровень пенсии в Западной Германии значительно выше, чем пенсия в Восточной Германии [15].
По мнению Дубинского В.И., немецкая пенсионная система имеет ряд преимуществ перед нашей пенсионной системой. Это подтверждается размером средней пенсии. В 2013 году средняя пенсия в Германии
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
8
составляла 1268 евро. В России средняя пенсия в 2013 году в пять раз меньше, т.е. 269 евро (10856 рублей) [16].
По расчетам международного валютного фонда в 2014 2015 годах размер средней пенсии в России, при учете покупательской способности, составляет 333 евро, а в Германии- 1139 евро [17].
В России пенсии растут параллельно с ростом зарплат. В 2012 году размер пенсии составлял 40% от размера средней зарплаты. В Германии пенсия составляет 80% от размера средней заработной платы. По нашему мнению, объясняется это тем, что в Германии более высокий размер страховых взносов в Пенсионный фонд и более высокий возраст выхода на пенсию. В России он составляет 60 лет для мужчин и 55 - для женщин [16]. Это самый низкий возраст выхода на пенсию для развитых стран. В Германии пенсионный возраст до 2012 года составлял 66 лет, у женщин-75 лет. В Германии средняя продолжительность жизни выше и составляет 79,26 лет, у мужчин- 76,26, у женщин-82,42 года [18].
Следует отметить и значительное отличие размера пенсий по старости мужчин от пенсий по старости женщин в Германии. Пенсии женщин составляют 60% от средней пенсии мужчин, т.е. у мужчин пенсия составляет 1591 евро, и 941 евро у женщин [16].
В России средняя пенсия у женщин составляет 90% от средней пенсии мужчин, т.е. у мужчин средняя пенсия- 282 евро, а у женщин- 253 евро. Разница в пенсии у мужчин в России и ФРГ объясняется тем, что у мужчин заработная плата выше, чем у женщин.
В настоящее время в РФ также актуальным является правовой аспект государственного регулирования отношений, касающихся выхода на пенсию позже установленного срока.
Так, в соответствии со ст., ст. 15, 16 Федерального закона от 28.12. 2013 года «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
9
старости позднее возникновения права на данную пенсию, в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты. Данный коэффициент исчисляется со дня возникновения права на страховую пенсию (не ранее, чем с 01.01.2015 года) до дня ее назначения [14].
Целью закрепления данных положений, по мнению министра финансов РФ - Силуанова Антона Германовича, является увеличение размера страховых пенсий для тех лиц, которые продолжают трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста [19].
По мнению министра труда и социальной защиты Топорина Максима Анатольевича новая пенсионная формула предусматривает право гражданина трудиться за пределами общеустановленного пенсионного возраста, добровольно отложив выход на пенсию. Важно, что в этом случае его пенсия будет выше: если обратиться за назначением пенсии через пять лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45 %, то есть почти в полтора раза. [20].
При этом стоит отметить, что институт выхода на пенсию через несколько лет после наступления пенсионного возраста в ФРГ не предусмотрен.
Сравнительный анализ, приведенный выше, позволяет сделать вывод о том, что в обеих странах первостепенной задачей является сохранение дохода определенной категории граждан, которые не могут осуществлять трудовую деятельность в силу достижения пенсионного возраста, наличия малолетних детей и ряду других обстоятельств, установленных законом.
Так, по мнению А. А. Непп, социальная политика немецкого государства направлена на регистрирование социальных услуг без учета изменений в уровне жизни населения. Государство исходит из того, что чем выше уровень благосостояния народа, тем больше социальных благ
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
10
оно обязано им предоставить. Немецкое государство преследует цель обеспечить гражданам достойную жизнь, а не выживание [21].
Представляется, что социальная система ФРГ построена на базе стабильной социально-рыночной модели экономики, которая оказывает эффективную помощь населению. Особое место в развитии социальных прав занимают законы земель ФРГ, которые принимаются в соответствие демографического населения страны и особенностях культурного наследия. При этом четко налажен механизм взаимодействия Республики с землями в части социальной политики.
Безусловно, преобразование отечественного законодательства посредством имплементации положений немецких институтов права социального обеспечения не приведет к устранению неразрешенных правовых моментов, а лишь, по нашему мнению, поспособствует
порождению новых.
Представляется целесообразным ориентироваться, прежде всего, на экономическую модель социально-рыночных отношений, существующих в ФРГ.
По нашему мнению, в целях дальнейшего совершенствования социального обеспечения в Российской Федерации необходимо:
1) оптимизировать сочетание распределительного и
накопительного принципов финансирования пенсионной системы;
2) обеспечить развитие государственных программ индивидуального пенсионного и дополнительного пенсионного страхования;
3) установить льготы по федеральным, региональным и местным налогам и сборам посредством сокращения налоговой базы для лиц, осуществляющих определенные виды коммерческой и некоммерческой деятельности в социальной сфере;
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
11
4) повысить заинтересованность граждан РФ в уплате взносов по обязательному пенсионному страхованию через создание прозрачных и понятных механизмов взаимосвязи между величиной уплаченных взносов и размером будущей пенсии.
Полагаем, что такие меры позволят создать благоприятную среду для дальнейшего развития отечественного социального законодательства и приблизить уровень жизни граждан РФ к европейским стандартам.
Список литературы
1. Sapfirova A.A. Volkova V.V. Petrushkina A.V. Federal labour inspectorate principles of activity: certain aspects of their implementation. Mediterranean journal of social science.2015.T.6.№254.G9-12.
2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) // М.Юрист. 2003.С.448.
3. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Режим доступа: http ://www. rfhwb. de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru 1. htm.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
5. Вольфгант Гриль. Введение в трудовое право и право социального обеспечения / Вольфгант Гриль,Хуберт Райп // Учебник и задачник. Тройсдорф, 2010. - С. 144.
6. Конституция Федеральной земли ФРГ Республики Бавария // Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=186
7. Конституция Федеральной земли ФРГ Гессен // Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/?p=225
8. Официальный сайт Федерального Конституционного суда ФРГ Режим доступа: http://www.bundesverfassungsgericht.de/DE/Homepage/homepage_node.html
9. Немцам отказали в ванной и газировке: Российская газета от 23.07.2013г.
10. Грицук М.А. Сто тысяч в плюсе //РГ 2013. № 131.
11. Романова С.А. В России начался бум социального предпринимательства // Ведомости.2015.№ 3860.
12. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // СЗ РФ.1999.№29.Ст.3686.
13. Кобылинская С.В. Попова П.Е. К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения. Юридические науки: проблемы и перспективы Материалы III Международной научной конференции. Казань,2015.С.160-162.
14. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // СЗ РФ. 2013. №52 (часть I). Ст. 6965.
15. Режим доступа: http://www.deutsche-
rentenversicherung.de/Allgemein/de/Inhalt/6 Wir ueber uns/03 fakten und zahlen/ 01 werte der rentenversicherung/werte der rentenversicherung.html
16. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии / учебное пособие. 2-е изд. М. ИНФА-М, 2013.С.108.
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
12
17. Официальный сайт Международного валютного фонда // Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/
18. Официальный сайт Международного валютного фонда // Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/
19. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/tags/siluanov anton .shtml
20. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства труда и социальной защиты на 2015-2017 годы // Официальный сайт министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports
21. Официальный сайт пенсионного фонда Российской Федерации. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/
22. Непп А.А. Возможность применения реформирования системы пенсионного
оеспечения Германии к российским условиям. Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/vozmozhnost-primeneniya-reformirovaniya-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-germanii-k-rossiis
References
1. Sapfirova A.A. Volkova V.V. Petrushkina A.V. Federal labour inspectorate principles of activity: certain aspects of their implementation. Mediterranean journal of social science.2015.T.6.№254.S.9-12.
2. Saidov A.H. Sravnitel'noe pravovedenie (osnovnye pravovye sistemy sovremennosti) // M.Jurist. -2003.-S.448.
3. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Rezhim dostupa: http://www.rfhwb. de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru 1. htm.
4. Konstitucija Rossijskoj Federacii (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // SZ RF. 2014. № 9. St. 851.
5. Vol'fgant Gril'. Vvedenie v trudovoe pravo i pravo social'nogo obespechenija / Vol'fgant Gril',Hubert Rajp // Uchebnik i zadachnik. Trojsdorf, 2010. - S. 144.
6. Konstitucija Federal'noj zemli FRG Respubliki Bavarija // Rezhim dostupa: http://worldconstitutions.ru/7p-186
7. Konstitucija Federal'noj zemli FRG Gessen // Rezhim dostupa: http://worldconstitutions.ru/7p-225
8. Oficial'nyj sajt Federal'nogo Konstitucionnogo suda FRG Rezhim dostupa: http://www.bundesverfassungsgericht.de/DE/Homepage/homepage_node.html
9. Nemcam otkazali v vannoj i gazirovke: Rossijskaja gazeta ot 23.07.2013g.
10. Gricuk M.A. Sto tysjach v pljuse //RG -2013. - № 131.
11. Romanova S.A. V Rossii nachalsja bum social'nogo predprinimatel'stva // Vedomosti .-2015.-№ 3860.
12. Ob osnovah objazatel'nogo social'nogo strahovanija: Federal'nyj zakon ot 16.07.1999 № 165-FZ // SZ RF.-1999.-№29.-St.3686.
13. Kobylinskaja S.V. Popova P.E. K voprosu vybora varianta pensionnogo obespechenija. Juridicheskie nauki: problemy i perspektivy Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan',2015.S.160-162.
14. O strahovyh pensijah: Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 № 400-FZ // SZ RF. 2013. -№52 (chast' I). - St. 6965.
15. Rezhim dostupa: http://www.deutsche-
rentenversicherung.de/Allgemein/de/Inhalt/6_Wir_ueber_uns/03_fakten_und_zahlen/01_wert e_der_rentenversi cherung/werte_der_rentenversi cherung. html
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf
Научный журнал КубГАУ, №114(10), 2015 года
13
16. Dubinskij V.I. Social'naja rabota v Germanii / uchebnoe posobie. -2-e izd. - M. INFA-M, 2013.-S.108.
17. Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo valjutnogo fonda // Rezhim dostupa:
https://www.imf.org/external/russian/
18. Oficial'nyj sajt Mezhdunarodnogo valjutnogo fonda // Rezhim dostupa:
https://www.imf.org/external/russian/
19. Rezhim dostupa: http://www.gazeta.ru/tags/siluanov_anton_.shtml
20. Doklad o rezul'tatah i osnovnyh napravlenijah dejatel'nosti Ministerstva truda i
social'noj zashhity na 2015-2017 gody // Oficial'nyj sajt ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa:
http://www.rosmintrud.ru/ministry/about/reports
21. Oficial'nyj sajt pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii. Rezhim dostupa:
http://www.pfrf. ru/
22. Nepp A.A. Vozmozhnost' primenenija reformirovanija sistemy pensionnogo oespechenija Germanii k rossijskim uslovijam. Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/content/vozmozhnost-primeneniya-reformirovaniya-sistemy-pensionnogo-obespecheniya-germanii-k-rossiis
http://ej.kubagro.ru/2015/10/pdf/23.pdf