3. Мартынов, А.Г. Круглогодичное содержание нуклеусов для производства плодных маток и сохранения запасных маток зимой в условиях средней полосы России / Мартынов А.Г. // -Рыбное, 1996. - 14 с.
УДК 636.32/.38
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ И НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОВЦЕВОДСТВА И КОЗОВОДСТВА В
РОССИИ
PRIORITIES OF DEVELOPMENT AND SCIENTIFIC SUPPORT OF SHEEP AND GOAT BREEDING IN RUSSIA
Селионова Марина Ивановна, д.б.н., Бобрышова Галина Тимофеевна, к.с.-х.н. Всероссийский научно-исследовательский институт овцеводства и козоводства, Российская Федерация, г. Ставрополь
Selionova Marina Ivanovna, Dr. Agr. Sci., Bobryshova Galina Timofeevna,
All-Russian Research Institute of sheep and goat breeding, Russia, Stavropol
Аннотация: в статье приводятся данные о современном состоянии и научном обеспечении овцеводства и козоводства России. Показано, что на фоне снижения востребованности натуральных волокон - шерсти и пуха, происходит наращивание объемов производства баранины, козьего молока. Приоритетом научных разработок ближайшего будущего станет промышленные технологии получения и глубокой переработки баранины, козьего молока.
Ключевые слова: овцеводство; козоводство; приоритеты научного обеспечения.
Abstract: the article presents data on the current status and scientific support of sheep breeding and goat breeding in Russia. It is shown that on the background of decrease in a demand for natural fibers (wool and down) there are increasing the production volumes of mutton and goat's milk. The priority scientific developments in the
near future will be industrial technologies for production and deep processing of mutton, goat's milk.
Key words: sheep and goat breeding; the priorities of scientific support.
Направления развития отечественного овцеводства и козоводства и их научного обеспечения неразрывно связаны с состоянием этих отраслей в мире.
На начало 2016 года в мире насчитывалось 1 млрд. 200 млн. голов овец, что на уровне 1990 года и является наибольшей численностью за последние 25 лет. Однако за этот период произошли существенные перемены как в объемах производимой продукции в разных странах, так и в породном аспекте. Лидирующую позицию занял Китай, который с 1990 года увеличил поголовье овец более чем в 2 раза. Значительный прирост отмечается в Индии - в 1,5 раза, Нигерии, Пакистане, Судане - в 1,3 раза. Однако в таких странах как Россия и Австралия, доминировавших в 1970-1990 годах прошлого столетия, численность овец сократилась более чем в 2 раза [1], что связано с объективными экономическими процессами.
В 90 годы австралийская чистая шерсть на мировом рынке стоила порядка 10-12 долларов США или 7-9 рублей (при стоимости доллара 63 копейки). У отечественных производителей государство закупало шерсть в пересчете на чистое волокно по 14-16 рублей или 22-25 долларов США, т.е. в 2-2,5 раза выше мировых цен. Шерсть являлась стратегическим сырьем, обеспечивающим заказ армии, поэтому государство через закупочные цены оказывало беспрецедентную поддержку отрасли. Сегодня австралийская шерсть осталась в тех же ценовых пределах, а российская шерсть по сравнению с 1990 годом «подешевела» более чем в пять раз.
На начало 1990 года в СССР производилось около 475 тыс. тонн шерсти, вырабатывалось 456 млн. кв. м шерстяных тканей или 19 % от всего мирового производства. Экономические реформы, значительный рост экспорта шерстяного сырья, тканей и изделий из шерсти привели к тому, что к 2014 году выработка отечественных тканей сократилась в 49 раз, пряжи - в 57 раз. В настоящее время Россия производит около 54 тыс. тонн
шерсти в немытом или около 26 тыс. тонн в мытом волокне. По данным Минпромторга для производства прогнозируемого объема тканей необходимо всего около 15 тыс. тонн шерсти в мытом волокне, по расчетам ВНИИОК - 11 тыс. тонн. При этом Россия экспортирует около 4 тыс. тонн (в 2 раза больше, чем в 2012 году). Невостребованными остается по разным оценкам около 8-12 тыс. тонн. Казалось бы, отечественные предприятия полностью обеспечены сырьем, однако, это по данным статистики. Реально объемы производимой шерсти, по расчетам ВНИИОК, на 30 % меньше. При этом невостребованной (8 -12 тыс. тонн) остается полугрубая и грубая, цветная шерсть, мировые потребности в которой полностью закрывают Китай, страны Юго-Восточной Азии, ближнего Востока, Северной Африки, где доминирует грубошерстное овцеводство. Изменение конъюнктуры на рынке шерсти и объемов внутригосударственного заказа не предвидится. Увеличение спроса на шерстяное сырье и закупочные цены может произойти лишь при развитии отечественной легкой промышленности.
Другой перспективой для мериносового овцеводства может стать выведение экономически выгодных генотипов и их распространение в регионах, где овцеводство рентабельно и нет альтернативного аграрного производства [2].
Именно по такому пути пошли овцеводы Австралии, ЮАР. Более тридцати лет назад в этих странах началась работа по созданию мериносовых овец, отличающихся высокой мясной продуктивностью, тонкой шерстью (21-22 мкм) и плодовитостью. Были выведены новые породы, такие как южноафриканский мясной меринос, доуни мерино, африно. Положительный опыт зарубежных коллег во многом определил целесообразность и необходимость работы по выведению отечественной породы аналогичного направления. В 2004 году с отдельного эксперимента, а с 2007 года масштабно, была начата работа по использованию генофонда доуни мерино для получения массива животных в типе мясных мериносов. В 2015 году был получена популяция овец, насчитывающая более 5 тысяч маточного поголовья, имеющая достоверные отличия по признакам выраженности мясной продуктивности, тонины шерстных волокон и плодовитости. Животные нового генотипа отличались выравненностью
по указанным признакам, которые устойчиво передавались потомству. Дальнейшая работа в отечественном тонкорунном овцеводстве, как в классическом шерстном, так и в новом - мясо-шерстном, будет нацелена на оптимальное сочетание мясной, шерстной продуктивности и запросов потребительского рынка.
Селекционная работа со стадами грубошерстных овец будет направлена на уменьшение жироотложения по всему телу и, особенно, в корне хвоста, повышение энергии роста молодняка, процента выхода туши, многоплодия и других параметров, определяющих выгодность производства баранины.
Несомненным приоритетом ближайшего десятилетия станет разработка технологии производства баранины на промышленной основе. До настоящего времени теоретических разработок в этом направлении практически нет [5]. Научные наработки ВНИИОК 70-80 годов прошлого столетия, их практическая реализация на промышленных комплексах и откормочных площадках касались тонкорунного овцеводства. Основная задача при современном промышленном производстве баранины - цикличность, непрерывность получения гарантированных партий откормленного молодняка и круглогодовая загруженность мясоперерабатывающего предприятия. При этом экономическими показателями производства будут конверсия корма в продукцию, возраст молодняка при достижении убойных кондиций, убойный выход туш, содержание в них мякоти и жира [3].
В данном направлении необходимы крупные инвестиции и государственная поддержка. Примером такого подхода является компания «Мираторг», инвестировавшая значительные средства в мясное скотоводство и переработку говядины.
Крупнейшим предприятием в мире по глубокой переработке баранины является австралийская компания «Томас Фудс», где ежедневно проводится убой 11 тыс. овец. Продукция поставляется в 25 стран мира. На стадии разделки туш формируются партии с учетом предпочтений и покупательской способности стран-потребителей. Стабильная работа данного предприятия обеспечивает около 60% экономики овцеводства Южной Австралии. В России имеются предприятия по переработке баранины, например «Успех» Ставропольский край, «Чабан» Р. Калмыкия, но они небольшой мощности. Индустрии баранины с
отлаженной системой производства и переработки, выстроенной логистикой, до настоящего времени нет. Крупный бизнес периодически проявляет к этой теме интерес, но реального воплощения до настоящего времени нет.
Приоритеты развития и научного сопровождения козоводства также определяются экономической эффективностью производства видов продукции этой отрасли.
За последние 20 лет мировое производство козьего молока увеличилось на 70 % и составило 18 млн. тонн, производство козлятины на 87 % и достигло 537 тыс. тонн [4].
Численность коз во всех категориях хозяйств в РФ составляет 2,1 млн. голов, в т. ч. молочных 783 тыс., грубошерстных -942 тыс., пуховых и шерстных - 367 тыс. гол.
Породообразовательный процесс в козоводстве обеспечивают ВНИИОК и Горно-Алтайский НИИСХ. За последние пять лет выведен чуйский тип серых пуховых коз (2009), в горноалтайской породе - семинский тип белых пуховых коз, на основе которого создана белая пуховая порода коз (2016); в молочном козоводстве создан марийский тип зааненской породы (2016).
Впервые в 2016 году ученые ВНИИОК рамках международной специализированной выставки по козоводству- Caprinov (Франция) участвовали в оценке продукции из козьего молока. Признанием достижений российских козоводов стала бронзовая медаль биойогурта «Козимель», представленного ООО СХП «Лукоз» Республики Марий Эл.
Перспективным направлением для России является и мясное козоводство. На мясо ежегодно выращивается около 1,0 млн. голов. Лучшая порода - бурская, завозится из Америки, Германии и разводится козоводами-энтузиастами.
Выводы. Таким образом, овцеводство и козоводство в мире и России развивается по пути получения продуктов питания высокого качества. Основным направлением научного сопровождения на ближайшую перспективу станет разработка технологий, в т. ч. промышленных, получения молодой баранины, козлятины, козьего молока и их глубокой переработки.
Список литературы
1. Холманов, А.М. Численность овец и производство баранины в мире / А.М. Холманов, С.А. Данкверт, О.Ю. Осадчая // Овцы, козы, шерстяное дело. - 2015. - № 4. - С. 15-20.
2. Ерохин, А.И. Тенденции развития овцеводства в Российской Федерации / А.И. Ерохин, Е.А. Карасев, Ю.А. Юлдаш-баев // Зоотехния. - 2014. - № 12. - С. 12-13.
3. Айбазов, М.М. Современные проблемы овцеводства и перспективы его развития / М.М. Айбазов // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. - 2006. - Т. 1. - № 1. - С. 19-25.
4. Новопашина, С.И. Перспективы развития молочного и мясного козоводства в России / С.И. Новопашина, М.Ю. Санников // Животноводство Юга России. - 2016. -№ 2 (12). -С. 10-12.
5. Горковенко Л. Быть или не быть российскому овцеводству? / Л. Горковенко, А. Ульянов, А. Куликова //Главный зоотехник. 2006. № 4. С. 64-67.
УДК 619:616.9:581.5
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ПРИРОДНЫХ АЛЮМОСИЛИКАТОВ ECOLOGICAL ASPECTS OF USE OF NATURAL ALUMINOSILICATES
Семененко Марина Петровна, д.в.н. Кузьминова Елена Васильевна, д.в.н. Шантыз Азамат Хазретович, д.в.н. ФГБНУ Краснодарский научно-исследовательский ветеринарный институт, Россия, г. Краснодар Semenenko, Marina Petrovna, Dr. Vet. Sci. Kuzminova Elena Vasilevna, Dr. Vet. Sci. Shantyz Azamat Khazretovich, Dr.Vet. Sc. FSBSI Krasnodar Research Veterinary Institute, Russia, Krasnodar
Аннотация: в статье представлены экспериментальные данные, показывающие, что использование бентонита крупному