УДК 378.4
ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ламара Ленгизовна Мехришвили1, Нина Алексеевна Ткачева2, Людмила Константиновна Габышева2
1Кафедра гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
2Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Российская Федерация
Аннотация. Современные тренды политики Российской Федерации в сфере высшего технического образования нацелены на преодоление технократизации мышления. Концепт гуманитаризации инженерного образования исходит из принципов фундаментальности и целостности, согласно которым изменение образовательного процесса заключается в единстве его целевого, содержательного и процессуального компонентов. Данный подход позволил сформулировать цель Программы гуманитаризации опорного Тюменского индустриального университета как «создание целостной культурно-образовательный среды в университете, формирующей условия для подготовки современного инженера, готового к решению сложных социотехнических задач». В статье обобщен опыт, представлен анализ реализации первого этапа Программы, направленный на модернизацию образовательной деятельности университета. Как показал эксперимент, процесс гуманитаризации не сводится к содержательным аспектам: гуманитаризация сегодня проявляется не только в целях и содержании, но и в технологиях, новационных или альтернативных формах образования. Авторы экспериментальной образовательной Программы гуманитаризации пришли к выводу, что в данном контексте речь должна идти не об отдельных мероприятиях, а о формировании новой парадигмы инженерного образования, новой культурно-образовательной среды университета, новой модели выпускника инженерного вуза.
Ключевые слова: образовательная политика, гуманитаризация, компетенции (Soft skills), культурно-образовательная среда, новая модель выпускника инженерного вуза.
Priorities of the Russian Politics in the Field of Higher Technical Education
Lamara L. Mekhrishvili1, Nina A. Tkacheva2, Lyudmila K. Gabisheva2
department of Humanities and Technology, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 2Department of Marketing and Public Administration, Industrial University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation
Abstract. The concept of humanization of engineering education proceeds from the principles of fundamentally and integrity, according to which it is "a comprehensive change in the educational process in the unity of its target, conceptual and processual components. This approach made it possible to formulate the goal of the Humanitarization Program of the Flagship Industrial University of Tyumen as "creating a comprehensive cultural and educational environment at the university that provides conditions for the training of a modern engineer, ready to solve complex sociotechnical problems". The article summarizes the experience, presents an analysis of implementation of the first stage of the Program, aimed at educational activities modernization. As the experiment showed, the educational process of humanization is not limited to conceptual aspects: today humanization is manifested not only in goals and content, but also in technologies, innovative or alternative forms of education. The authors of the experimental educational Humanitarization Program came to the conclusion that within the given context we should not talk about individual events, but about the formation of a new paradigm of engineering education, a new cultural and educational environment of the university, a new model of a graduate of an engineering university.
Keywords: educational policy, humanization, competencies (Soft skills), the cultural and educational environment, a new model of a graduate of an engineering university.
Введение
В настоящее время не только Россия, но и другие страны, техногенная цивилизация в целом, переживают серьезный кризис в системе образования. Суть кризиса заключается в дегуманизации образования. Потребность в широком гуманитарном образовании есть ответная реакция на самоограничения в развитии современной техногенной рациональной цивилизации [1]. Как известно, реализуемая сегодня модель инженерного образования направлена на формирование базовых знаний и умений, узконаправленных (профессиональных) компетенций, профессионализации и специализации, технократического типа мышления. В то же время современные тенденции детерминируют изменения характера инженерного образования, требуя от современного инженера владения гораздо более широким спектром ключевых компетенций, чем освоение узкоспециализированных научно-технических и инженерных дисциплин. Данная проблема осознается сегодня на уровне образовательной политики Российской Федерации. Еще в 2014 году на Заседании Совета по науке и образованию Президент Российской Федерации В.В. Путин актуализировал идею о том, что «инженер сегодня — это профессионал высокого уровня, который не только обеспечивает работу сложнейшего оборудования, не только конструирует современную технику и машины, но, по сути, и формирует окружающую действительность» [2].
Концепт гуманитаризации образования в техническом вузе заключается в опровержении профессиональной ограниченности и развитии таких способностей, которые угнетаются в ходе профессионализации и специализации. Гуманитаризация образования в целом выполняет базовую функцию: формирует Soft skills — навыки, способствующие не только профессиональному, но и личному развитию. «Для формирования инженеров... нужна основа... Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно» — отмечала министр образования и науки России О. Васильева [3].
Как подтверждают реалии современной образовательной парадигмы, преодоление узкого технократического мышления возможно только на основе широкого социокультурного знания, где особая роль принадлежит общегуманитарной подготовке. Это подтверждается мнением министра науки и высшего образования Российской Федерации М. Котюкова, который на «Образовательным интенсиве "Остров 10-22"» (21 июля 2019 года) выделил в числе современных образовательных приоритетов Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утвержденной Президентом, позиции, связанные с развитием гуманитарного знания [4].
Гуманитаризация инженерного образования является важным аспектом общего процесса гуманитаризации познания и обучения на современном этапе развития науки и практики. Выявление методологической детерминанты исследуемой категории позволило И.В. Черниковой и Е.В. Середкиной выявить факторы гуманитаризации науки и образования, базирующиеся, по мнению исследователей, на двух аспектах — фундаментальном, онтологическом, связанном с изменением под влиянием развивающейся науки наших представлений о природе (появление так называемых «человекоразмерных» объектов в современной науке); прагматическом, субъектном, связанном с изменением концепции познающего субъекта на современном этапе отношений науки и общества (использование знания рассматривается как усиление способности общества к практическому действию как источнику инноваций) [5].
В современном научно-теоретическом поле гуманитаризация рассматривается, во-первых, как путь к ценностно-ориентированному познанию; во-вторых, (согласно концепции К. Майнцера, Э. Морена) как способ формирования сложносистемного мышления [6]; в-третьих, как метод приобщения человека к духовным ценностям цивилизованного мира. В то же время гуманитаризация сегодня важна не только и не столько в теоретико-
методологическом осмыслении, сколько в прикладном профессионально-ориентированном значении. Современный инженер — это человек, способный осознавать значимость и ответственность за результаты своей профессиональной деятельности как перед обществом, так и перед самим собой; это специалист, способный осуществлять нравственный выбор и быть устойчивым к профессионально-личностным деформациям. По утверждению немецкого философа и психолога К.Т. Ясперса, «Сегодня проблемы техники и социального бытия настолько переплелись, что специалисты все чаще говорят об интеграции социальных и технических систем, которая охватывает стороны, связанные с инженерной профессиональной деятельностью...» [7]. Отсюда объективный процесс интеграции, по мнению О.Ф. Пиралова, приводит к осмыслению инженера как субъекта социальной деятельности и социальной ответственности [8]. Логично, что для реализации инновационного технологического процесса становится актуальной тенденция гуманитаризации образовательной деятельности будущих специалистов технического профиля.
Материалы и методы
Гуманитаризация инженерной деятельности имеет комплексную характеристику и связана с удовлетворением потребностей современных (и будущих) потребителей трудовых ресурсов; эффективной профессиональной адаптацией в коллективе (в том числе проявлением организаторских способностей); развитием и повышением трудовой (проектной, производственной и межличностной) культуры [8]. Смысл гуманитаризационной парадигмы инженерного образования заключается в гармоничной интеграции общекультурного образования и профессионального обучения. В данном случае образование ставит своей целью процесс развития личности, а обучение выступает как средство достижения поставленной цели. Следовательно, если обучение превращается в самоцель, то происходит подмена цели средством, а диалектическое единство профессионального и общекультурного деформируется в сторону «технократизма», в результате стратегическая цель — «развитие личности» подменяется на прагматическую цель — обучение профессии, получение профессиональных компетенций.
Для преодоления ограниченности утвердившегося в образовании подхода гуманитаризация может рассматриваться как «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых» [9]; преодоление тенденций к технократизации высшего технического образования.
По мнению М.В. Булановой-Топорковой решение проблемы гуманитаризации образования в технических университетах России может осуществляться в следующих направлениях:
• расширение номенклатуры дисциплин гуманитарного модуля;
• обеспечение взаимопроникновения гуманитарного знания и негуманитарных дисциплин (естественнонаучные и технические);
• междисциплинарность в образовании;
• обучение решению научно-технических проблем на границе технической и гуманитарной сфер;
• обеспечение возможности получения студентами в техническом университете второй гуманитарной или социально-экономической специальности;
• усиление подготовки инженеров в правовой, языковой и других сферах;
• личностно-ориентированное обучение;
• создание в университете гуманитарной среды [10].
Специфика гуманитаризации инженерного образования и инженерной деятельности заключена в ее ценностно-целевой установке, формирующей не только профессиональные компетенции, но и навыки рефлексирующего мышления. Разрабатывая концепт гуманитаризации инженерного образования опорного университета (Тюменский индустриальный университет), авторы исходили из принципов фундаментальности и
целостности, согласно которым — это «целостное изменение образовательного процесса в
единстве его целевого, содержательного и процессуального компонентов, а также
соответствующей образовательной их гуманитарной среды технического университета» [11].
Данное видение позволило сформулировать цель Программы как «создание целостной культурно-образовательный среды в университете, формирующей условия для подготовки современного инженера, готового к решению сложных социотехнических задач». Реализация Программы изначально рассчитана на 3 периода: I этап — 2017-2018 учебный год включал модернизацию образовательной и учебно-методической деятельности; II этап — 2018-2019 учебный год предполагал адаптацию научно-методической и научно-методологической деятельности; III этап — 2019-2020 учебный год направлен на организацию внешнего взаимодействия.
Результаты и обсуждение
Остановимся на базовой компоненте реализации Программы — образовательной. Модернизация образовательной деятельности обусловила осмысление концепции гуманитаризации инженерного образования в опорном университете, разработку паспорта программы гуманитаризации. Сегодня данный концепт рассматривается и реализуется в рамках «Программы развития опорного университета (Тюменский индустриальный университет)». Логично, что Программа гуманитаризации частично интегрирована в стратегические проекты Тюменского индустриального университета: «Университет — территория профессионального успеха и развития», «Повышение эффективности освоения Арктической зоны Российской Федерации», планируется интеграция в стратегический проект «SmartCity» в контексте разработки и реализации научно-прикладного проекта «Философия города».
Представляется, что системообразующим конструктом программы должно стать «формирование компетентностной модели выпускника современного инженерного вуза», которая включает в себя, в том числе, «Мониторинг работодателей и обучающихся по оценке уровня сформированности soft skills — компетенций инженеров нового поколения Тюменского индустриального университета». Проведение мониторинга работодателей — устоявшаяся традиция деятельности Тюменского индустриального университета. При этом опрос представителей индустриальных партнёров вуза по проблеме востребованности soft-компетенций детерминирует необходимость разработки специального инструментария социологического исследования.
Представители ведущих компаний привлекаются к осмыслению и решению данной проблемы. Так, в рамках международной научно-методической конференции «Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика — 2018» озвучена позиция по данному вопросу и подтверждена актуальность процесса гуманитаризации со стороны топ-менеджеров ООО «РН-Уватнефтегаз» г. Тюмени и Корпоративного университета ООО «СИБУР» г. Тобольска.
Акцентируя внимание на практико-экспериментальной составляющей гуманитаризации инженерного образования, отметим, что она определена нами как «процесс создания социокультурной среды профессиональной подготовки инженерных кадров, способствующей формированию у будущих инженеров гуманитарной культуры, универсальных компетенций (Soft skills) — необходимой составляющей профессиональной деятельности».
Традиционно в научной литературе выделяют 4 группы базовых гуманитарных компетенций: коммуникативные, исследовательские, проектные, педагогические. Адаптируя данный подход к специфике образовательного процесса технического университета, авторами Программы на основе опроса руководителей образовательных программ технических направлений подготовки и работодателей университета в качестве приоритетных были актуализированы 10 ключевых компетенций, наиболее востребованных, по мнению работодателей, в будущем (таблица 1).
Таблица 1. Наиболее востребованные ключевые Soft-компетенции, мнение работодателей
К1 — решение сложных задач (умение брать на себя ответственность, уверенность в себе)_
К2 — критическое мышление (умение бороться за себя и за свои идеи, умение быстро и точно ставить задачи
перед людьми)_
КЗ — креативность (умение адаптироваться к обстоятельствам)_
К4 — управление людьми (умение управлять личным развитием, своим временем, обучать других)_
К5 — координация и взаимодействие (умение работать в команде, эффективно и гармонично
взаимодействовать с другими людьми, проявлять гибкость)_
К6 — эмоциональный интеллект (эмерджментность)_
К7 — суждение и принятие решений (умение владеть ораторским искусством, лидерство)_
К8 — клиентоориентированность (умение слушать и понимать собеседника)_
К9 — ведение переговоров (умение убеждать, находить подход к людям, разрешать конфликтные ситуации,
доносить свои идеи, аргументировать свою точку зрения)_
К10 — когнитивная гибкость (коммуникативность)_
Решению данной задачи и был посвящен первый этап реализации Программы гуманитаризации — «модернизация образовательной учебно-методической деятельности», в рамках которого осмыслены и предложены формы и методы гуманитаризации подготовки обучающихся.
Потребность более глубокого взаимопроникновения гуманитарных, технических и естественнонаучных дисциплин способствовала активизации деятельности по расширению перечня гуманитарных дисциплин, который рассматривается во взаимосвязи с процессами фундаментализации образования. Так, помимо базовых дисциплин — истории, философии, психологии и педагогики, методологии науки и других, с 2018 года в университете на уровне экспериментальных образовательных программ начата реализация гуманитарных модулей, направленных на развитие личности обучающихся.
Таблица 2. Элективные гуманитарные модули мобильности
Направление подготовки Модуль 1 Модуль 2
12.03.04 — бакалавриат «Биотехнические системы и технологии (Биотехнические и медицинские аппараты и системы)» Технологии эффективной деловой коммуникации: «Психология профессионального развития», «Ораторское искусство», «Мастерство презентации». Практика организации трудовой деятельности: «Право интеллектуальной собственности», «Регулирование инновационной деятельности», «Язык нормативно-правовых текстов».
15.03.01 — бакалавриат «Машиностроение (Системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства)» Организация эффективной системы взаимодействия в трудовом коллективе: «Психология управления коллективом», «Основы деловой этики и корпоративной культуры», «Русский язык в сфере профессиональной коммуникации». Практика организации трудовой деятельности: «Право интеллектуальной собственности», «Регулирование инновационной деятельности», «Язык нормативно-правовых текстов».
23.03.01 — бакалавриат «Технология транспортных Технологии профессиональных коммуникаций: Технологии профессионального развития:
процессов (Логистика и управление цепями поставок)» «Психология делового общения, «Этика публичного выступления», «Деловая коммуникация». «Психология профессионального развития», «Лидерство и личная эффективность», «Технологии спичрайтинга современного лидера».
23.03.03 — бакалавриат «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Автотранспортная мехатроника)» Практика эффективных коммуникаций: «Психология коллектива», «Этика и этикет деловых коммуникаций», «Основы корпоративной культуры». Технологии профессионального развития: «Психология профессионального развития», «Лидерство и личная эффективность, «Технологии спичрайтинга современного лидера».
38.03.06 — бакалавриат «Торговое дело (Управление процессами и проектирование в коммерческой деятельности) Технологии эффективной деловой коммуникации: «Психология публичного выступления», «Техники коммуникативного взаимодействия», «Б изнес -презентации».
В современных реалиях в соответствии с требованиями ФГОС 3++ в учебный процесс планируется введение следующих дисциплин, представленных ниже в таблице 3.
Таблица 3. Блок гуманитарных дисциплин, включенных в учебные планы ФГОС 3+ +
Направление подготовки Дисциплины
08.03.01 «Строительство», 08.05.02 «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое покрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей», 08.04.01 «Строительство» «Социальные коммуникации» Психология» «Основы научных исследований»
23.03.01 «Технология транспортных процессов (Логистика и управление цепями поставок)», 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (Организация и технологии автобизнеса), 23.05.01 «Наземные транспортно-технологические средства» «Стилистика текста» «Основы публичного выступления и ораторского искусства» «Деловая коммуникация»
12.03.01 «Приборостроение» «Личностное развитие» «Командообразование»
22.04.01 «Материаловедение и технологии материалов» «Правовое регулирование инновационной деятельности (дисциплина по выбору)» «Социальное взаимодействие и профессионально-личностное развитие»
13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» «Тайм-менеджмент»
13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» «Основы самоорганизации и профессионально-личностного развития»
38.03.06 «Торговое дело» «Психология публичного выступления»
09.04.01 «Информатика и вычислительная техника» «Личностное развитие» «Командообразование» «Психология профессиональной деятельности (факультатив)»
21.04.01 «Нефтегазовое дело» (Технологические решения строительства скважин на месторождениях со сложными геолого-технологическими условиями их разработки) «Философские проблемы в науке и технике» «Информационно-коммуникативные технологии» «Педагогика и психология» и так далее
Как показал первый этап гуманитаризации, образовательный процесс не сводится только к содержательным аспектам. Необходимо и его процессуально-технологическое обеспечение, поскольку гуманитаризация сегодня проявляется не только в целях и содержании, но и в технологиях, а также формах образования. В данном случае гуманитаризация обеспечивается деятельностью всех субъектов, участвующих в процессе обучения.
Основным видом профессиональной деятельности инженера является проектирование, следовательно, именно данный аспект находит наивысшее отражение в структуре учебной деятельности студентов высших технических учебных заведений [8]. Для реализации указанной задачи преподавателями реализован эксперимент по включению в образовательный процесс технологий проектного обучения, в том числе с использованием интерактивных форм в рамках преподавания дисциплины «История» (в разделе «История развития нефтяной и газовой промышленности в Российской Федерации») на базе Высшей инженерной школы (EG) Тюменского индустриального университета. Данный формат способствует тому, что студенты на основе предоставленной информации (или поставленной задачи) пытаются выдвинуть проекты решения той или иной социальной, производственной задачи в ее историческом контексте. В данном аспекте представляется особо важным, что в процессе обучения профессиональным (специальным) дисциплинам студенты овладевают гуманитарным подходом к решению профессиональных проблем.
В образовательном формате гуманитаризации в вузе проведена апробация технологии междисциплинарного подхода в процессе обучения. Междисциплинарность обусловлена не только природой современного знания, но и, прежде всего, новыми требованиями к современному специалисту. Междисциплинарный подход формирует у студентов нестандартное мышление, способность решать комплексные проблемы, возникающие на стыке различных областей научно-практической или профессиональной деятельности. В рамках экспериментального проекта базовой кафедры АО «Мостострой-11» по формированию и развитию soft-компетенций у обучающихся уровня магистратуры организовано обучение самопрезентации в рамках дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности». В целом выбор данных технологий в образовательной деятельности приводит к обобщению и нравственной оценке реальности; определению образцов поведения в производственных ситуациях и в выработке соответствующих стратегий (целей и задач), связанных с производственной деятельностью.
Значимым образцом реализации принципа междисциплинарности в учебном процессе может стать ежегодная научно-методологическая конференция аспирантов и магистрантов «Проблемы истории и философии науки и техники». Конференция является своеобразным итогом освоения обучающимися одноименной дисциплины. Итоговые научно-образовательные проекты слушателей уровня магистратуры и аспирантуры являются примерами интегративности технических, естественно-научных и социально-гуманитарных исследований. Новая индивидуально-ориентированная парадигма современного образования в значительной степени реализуется за счет внедрения информационных технологий в процесс инженерного образования — виртуализации учебного процесса. Важное место в процессе гуманитаризации уделяется формированию виртуальной образовательной среды: разработке курсов online/offline-лекций по дисциплинам гуманитарного цикла. В данном аспекте преподаватели кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета явились «первопроходцами», разработавшими, апробировавшими и реализующими открытый онлайн-курс по дисциплине «История» для технических направлений подготовки обучающихся очной и заочной форм обучения.
Гуманитаризация инженерного образования способствует в процессе подготовки специалиста инженерно-технического профиля формированию профессиональной мобильности и конкурентоспособности. В этой связи диверсификация портфеля
образовательных программ включает в себя и разработку программ магистерской подготовки по дисциплинам гуманитарного цикла на английском языке. В настоящее время реализуется преподавание дисциплины «Философия и методология науки» на английском языке по программе магистратуры: «Морское бурение (МБм)», «Геонавигация». Начинают реализацию программы уровня магистратуры по дисциплинам гуманитарного блока «Философия и методология науки» по направлению подготовки 23.04.01. «Технология транспортных процессов (Логистический аудит транспортных процессов и систем)»; «Философия» в рамках проекта Тюменского индустриального университета «Высшая инженерная школа (EG)». Готово к изданию учебно-методическое пособие на английском языке «Философия».
В рамках гуманитаризации на смену дидактико-центристским приходят личностно-ориентированные технологии в контексте внедрения вариативных форматов обучения, что предполагает введение элективных дисциплин формирования и развития soft skills по различным (техническим) направлениям/специальностям подготовки. Новая парадигма образования выдвигает требования к разработке образовательных маршрутов, позволяющих личности выбрать индивидуальную образовательную траекторию [12]. В данном направлении модернизации образовательной деятельности преподаватели включились в процесс по реализации экспериментальной модели подготовки вариативного обучения на основе индивидуальных траекторий развития обучающихся, формируемой на базе института транспорта Тюменского индустриального университета в рамках преподавания академической дисциплины «История» (реализация проекта планируется с 2019-2020 учебного года). В соответствии с данной моделью обучающиеся экспериментальных образовательных программ в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов смогут выбирать вариативные практические курсы с целью реализации индивидуальных запросов по углубленному изучению одной из выбранных проблематик: «Личности в истории конца IX — начала XXI веков»; «Социально-экономическое развитие и проблемы модернизации в истории России»; «Геополитическое положение и внешняя политика Российского государства»; «История российской государственности и общественно-политической жизни»; «История культуры России» и так далее.
Эффективность личностно-ориентированного обучения, нацеленного на совместное выполнение субъектами образования проектирования и апробации результатов интеллектуальной инженерной деятельности, мотивирует преподавателей к разработке адекватных педагогических технологий [12]. Изменение в рамках гуманитаризации образовательной парадигмы позволяет перейти от информационно-трансляционного формата образования к личностно-созидательному. Поиск новых гуманитаризационных образовательных форматов привел к пониманию необходимости использования при подготовке инженерных кадров технологии геймификации, которая интегрирует различные игровые инструменты обучения, мотивируя обучающихся и преподавателей на достижение новых результатов в образовательной деятельности. В целом геймификацию образования стоит рассматривать не в контексте создания образовательных игр, а в аспекте формирования сообщества, участники которого помогают друг другу, соревнуются друг с другом и мотивируют друг друга. Элементы образовательной технологии геймификации уже используются преподавателями университета в рамках целого ряда дисциплин — «Философия», «История и философия науки», «Психология и педагогика высшей школы» и другие. Вместе с тем реализация данной задачи требует проведения целого комплекса мероприятий — организационно-управленческих, финансово-экономических, учебно-методических, включая содержательно-формальную трансформацию образовательного процесса, в том числе, поиск внутренних ресурсов технического университета в изменении и совершенствовании системы переподготовки педагогических кадров.
Подготовка инженерных кадров в рамках гуманитаризации в своей повседневности не должна ограничиваться только рамками сугубо учебного процесса. Данный подход актуализирует переориентацию традиционного формата учебно-образовательной деятельности на новые тренды, направленные на комплексное, всестороннее, творческое развитие личности, подразумевающее изменение самой роли обучающегося, превращение его в активного участника процесса познания [13], на развитие как традиционных, так и новационных технологий обучения.
В Тюменском индустриальном университете апробируется целый спектр дополнительных технологий посредством организации участия студентов технических направлений подготовки:
• во всероссийской акции «Исторический диктант», в международной акции «Тест по истории Великой Отечественной войны» (организаторы: Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации, Общественная молодежная палата при Тюменской областной Думе);
• в ежегодном Тюменском областном конкурсе краеведческих работ;
• в конкурсах Тюменского индустриального университета студенческих научных работ имени В.И. Муравленко;
• в торжественных мероприятиях, посвященных юбилейным датам деятелей, внесших заметный вклад в развитие региона;
• в творческих встречах с учеными, представителями творческой интеллигенции, практиками;
• в региональном конкурсе студенческих научных работ по различным направлениям;
• во всероссийских конкурсах молодежных авторских проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия»; во всероссийских конкурсах «На лучшую студенческую научную работу», «Моя законотворческая инициатива»;
• во всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов вузов России по естественным, техническим и гуманитарным наукам «Шаг в науку», «Богатство России»;
• в работе философского клуба «Койнония» — региональной площадке молодежного философского сообщества;
• в открытых лекториях исторические чтения «Настоящее. Прошлое» (в рамках договора о сотрудничестве между ТИУ и СО РАН); в «Открытых международных студенческих интернет-олимпиадах»;
• в городском форуме «Молодежь Тюмени» и так далее.
Представляется, что такой широкий спектр интересов обучающихся способствует преодолению стереотипов технократического мышления, утверждению их гуманитарной культуры.
Выводы
Таким образом, к гуманитаризационным аспектам образовательного процесса целесообразно отнести создание особой творческой атмосферы обучения будущего специалиста, в том числе, посредством обеспечения возможности общекультурного развития обучающихся. Гуманитаризация инженерного образования как целостный процесс трансформации образовательного пространства технического вуза способствует формированию новой модели будущего специалиста. Представляется, что в данном контексте речь должна идти не об отдельных мероприятиях, а о формировании:
• новой парадигмы инженерного образования, включающей подготовку специалистов инженерного профиля, владеющих широким спектром ключевых компетенций (hard skills и soft skills), конкурентоспособных на региональном рынке труда, владеющих социокультурными навыками;
• новой культурно-образовательной среды, способствующей самоактуализации личности студента, превращение её из средства в цель, из объекта в субъект культурно-образовательной деятельности; культурно-образовательного пространства, создающего условия для построения индивидуальной траектории профессионального развития и успеха обучающихся и выпускников;
• новой модели выпускника инженерного вуза — личности, культурно адаптированной в современном мире; специалиста, готового к социально-гуманитарной направленности инженерной деятельности, к творческой и социальной активности.
Резюмируя, представляется возможным актуализировать — в рамках образовательной политики Российской Федерации высшей технической школы — концепт гуманитаризации нацелен на опровержение профессиональной ограниченности и развитии таких способностей будущих инженеров, которые угнетаются в ходе профессионализации и специализации. Преодоление узкого технократического мышления возможно только на основе широкого социокультурного знания, в котором особая роль принадлежит общегуманитарному и методологическому знанию.
Библиографический список
[1] Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. - 2015. - № 4. - С. 9-12.
[2] Заседание совета по науке и образованию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 23.06.2014).
[3] Российское образование: федеральный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/ (дата обращения: 01.02.2017).
[4] Котюков М. Остров - это образовательный интенсив, а не аттестационная комиссия. 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ntinews.ru/blog/interview/ostrov-eto-obrazovatelnyy-intensiv-a-ne-attestatsionnaya-komissiya.html (дата обращения: 14.09.2019).
[5] Середкина Е.В., Черникова И.В. Гуманитаризация обучения профессиональным дисциплинам // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - № 2.-С. 38-40.
[6] Князева Е.Н. Сложное мышление. Философия мышления. - Одесса: Печатный дом, 2013. - С. 17-38.
[7] Ясперс К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Пресс, 1986. - С. 119-128.
[8] Пиралова О.Ф. Гуманитаризация обучения профессиональным дисциплинам. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза. - Москва: Академия естествознания, 2011. -С. 38.
[9] Рапацевич Е.С. Гуманитаризация образования: психолого-педагогический словарь. -Минск: Современное слово, 2006. - С. 138-139.
[10] Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов на Дону: Феникс, 2002. - С. 17-18.
[11] Гуманитаризация инженерного образования. Компетентностная модель специалиста-инженера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www-tst.vstu.ru/razrabotka/gumanitarizatsiya-inzhenernogo-o.html (дата обращения: 23.07.2019).
[12] Алисултанова Э.Д. Смена парадигмы инженерного образования. Компетентностный подход в инженерном образовании: монография. - Москва: Академия Естествознания, 2010. - С. 29.
[13] Смышляева Л.Г., Сивицкая Л.А., Качалов Н.А. Активные образовательные технологии как условие реализации компетентностного подхода в высшей школе. - Томск: Известия Томского политехнического университета, 2006. - С. 235-240.
References
[1] Oreshnikov, I.M. (2015). Cultural and humanistic paradigm of engineering education. History and Pedagogy of Natural Sciences, 4, 9-12.
[2] Meeting of the council on science and education (2014, June). Retrieved from: http://kremlin.ru/events/president/news/45962; http://science.gov.ru/.
[3] Russian education: federal portal. (2017, February). Retrieved from: https://lenta.ru/articles/2017/02/01/vasileva/.
[4] Kotyukov, M. (2019). Ostrov is an educational intensive, but not an attestation commission. Retrieved from: https://ntinews.ru/blog/interview/ostrov-eto-obrazovatelnyy-intensiv-a-ne-attestatsionnaya-komissiya.html.
[5] Seredkina, E.V., & Chernikova, I.V. (2015). Humanitarization of training in professional disciplines. Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Culture. History. Philosophy, 2, 38-40.
[6] Knyazeva, E.N. (2013). Complex thinking. Philosophy of thinking. Odessa: Pechatnyy dom.
[7] Jaspers, K. (1986). Modern technology. New technocratic wave in the West. Moscow: Press.
[8] Piralova, O.F. (2011). Humanitarization of training in professional disciplines. Theoretical foundations of the optimization of training in professional disciplines in a modern technical university. Moscow: Academy of Natural Sciences.
[9] Rapatsevich, E.S. (2006). Humanitarization of education. Psychological and pedagogical dictionary. Minsk: Sovremennoe Slovo.
[10] Bulanova-Toporkova, M.V. (2002). Pedagogy and psychology of higher education. Rostov-on-Don: Feniks.
[11] The humanitarization of engineering education. Competence model of a specialist engineer. Retrieved from: http://www-tst.vstu.ru/razrabotka/gumanitarizatsiya-inzhenernogo-o.html.
[12] Alisultanova, E.D. (2010). The paradigm shift in engineering education. The competency-based approach in engineering education. Moscow: Academy of Natural Sciences.
[13] Smyshlyaeva, L.G. Sivitskaya, L.A. & Kachalov, N.A. (2006). Active educational technologies as a condition for implementing the competency-based approach in higher education. Tomsk: Bulletin of the Tomsk Polytechnic University.
Получена / Submitted: 30/09/2019
Доработана / Revised: 14/11/2019
Принята к публикации / Accepted: 29/11/2019