Научная статья на тему 'К вопросу о гуманизации в техническом вузе'

К вопросу о гуманизации в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / HIGHER EDUCATION / HUMANITARIZATION / HUMANITARIAN DISCIPLINES / HUMANITARIZATION OF EDUCATION / HUMANITARIZATION OF TECHNICAL EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Л. В., Толстоухова И. В.

В статье раскрывается насущная проблема гуманитаризации высшего технического образования. Представлены результаты социологического исследования отношения студентов к гуманитарным дисциплинам в техническом вузе. Авторы на основе анализа сложившейся ситуации в сфере высшего технического образования и полученных результатов социологического исследования обосновывают необходимость в гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства технического вуза на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о гуманизации в техническом вузе»

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

SCIENTIFIC AND PRACTICAL PROBLEMS OF DEVELOPING EDUCATION AREA

DOI 10.26105/SSPU.2019.50.44.001 YAK 378.016 ББК 74.480.2

Л.В. ВАСИЛЬЕВА, К ВОПРОСУ О ГУМАНИТАРИЗАУИИ

И.В. ТОЛСТОУХОВА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

L.V. VASILYEVA, TO THE ISSUE OF THE HUMANITARIZATION

I.V. TOLSTOUKHOVA IN TECHNICAL UNIVERSITIES

В статье раскрывается насущная проблема гуманитаризации высшего технического образования. Представлены результаты социологического исследования отношения студентов к гуманитарным дисциплинам в техническом вузе. Авторы на основе анализа сложившейся ситуации в сфере высшего технического образования и полученных результатов социологического исследования обосновывают необходимость в гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства технического вуза на современном этапе.

The article reveals the urgent problem of humanitarization of higher technical education. The results of sociological research of students attitude to humanitarian disciplines in technical University are presented. The authors, based on the analysis of the current situation in the field of higher technical education and the results of the study, reveal the main aspects of the need for humanization and humanization of the educational space of the technical University at the present stage.

Ключевые слова: высшее образование, гуманитаризация, гуманитарные дисциплины, гуманитаризация образования, гуманитаризация технического образования, студенты.

Key words: higher education, humanitarization, humanitarian disciplines, humanitar-ization of education, humanitarization of technical education, students.

Введение. Система образования постоянно находится в процессе реформирования. Как отмечает профессор Вильданов Х.С., постоянные структурные обновления не всегда однозначно и позитивно влияют на результаты преобразований в образовательном пространстве. Очень часто наблюдается ситуация, когда под воздействием реформирования образовательной системы происходит искажение конечной цели высшего образования. Данная тенденция очень хорошо наблюдается в том, что, с одной стороны, непропорционально уделяется внимание гуманитарному и техническому образованию, а с другой - постоянно ослабевает гуманитарное составляющее технического и инженерного образования [1, с. 64].

Сегодня особо остро стоит проблема преодоления технократизма в образовании между естественнонаучным и научно-техническим знанием. Технократическое мышление особенно заметно в технических университетах, где большое значение и важность придается естественным и техническим дисциплинам, а формирование мировоззрения и нравственности остается на втором плане [2, с. 125]. Узкоспециализированное образование чаще обеспечивает высокое качество профессионального знания, но не всегда приводит к росту человеческого нравственного потенциала [3, с. 5].

С.Ю. Пискорская [4, с. 128-129] определяет, что в условиях современных социально-экономических и политических реалий выпускник вуза должен обладать умением работать в коллективе, быть коммуникабельным, социально ответственным, гражданином своей страны, а это ответственность гуманитарной составляющей образовательного процесса, поскольку именно гуманитарные дисциплины призваны отвечать за формирование общекультурных компетенций выпускников, а также за формирование не менее актуальных сегодня надпрофессиональных управленческих компетенций.

В качестве идейной основы системы образования и воспитания теоретики и практики образования указывают на принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании рассматривают реализацию тенденции гуманизации и гуманитаризации образования [5].

К вопросу о рассмотрении понятий «гуманизации» и «гуманитаризации» исследователи подходят с разных позиций.

Матухин Д.Л. [6, с. 34] провел философско-педагогический анализ понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» образования. В результате было определено, что гуманизация образования рассматривается как актуализация идей человекоцентризма в учебной, научной, воспитательной сферах вузовской жизни. Гуманитаризация выступает как целостная организация образовательно-научно-воспитательной деятельности вуза, направленная на формирование гуманистического мировоззрения будущих инженеров, выработку смысловой позиции субъектов образования относительно профессиональных и гуманистических ценностей инженерной деятельности, поиск путей овладения целостной инженерной деятельностью.

В педагогическом энциклопедической словаре говорится, что гуманитаризация образования есть система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования. Гуманизация образования опирается на ценности гуманизма. Гуманизм - это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [7, с. 58].

Материалы и методы. С целью изучения вопроса о гуманитаризации технического образования в Тюменском индустриальном университете в 2018 году было проведено авторское исследование. Для сравнительного анализа использованы материалы аналогичного исследования за 2010 год.

В 2010 года опросу подлежали 65 респондентов по специальностям: «Автомобили и автомобильное хозяйство» и «Транспортные и транспортно-технологические системы». В 2018 году опросом было охвачено 50 респондентов по квалификации бакалавриата «Теплоэнергетика и теплотехника», «Техносферная безопасность», «Землеустройство и кадастры».

Результаты и обсуждение результатов. Первоначально был задан вопрос: «К какому типу личности Вы себя относите?». Ответы распределились следующим образом:

- 2010 г. - 32,8% интеллигенция (стараются развиваться во всех сферах жизни); 28,1% - начальники (умело обращаются с распределением задач между партнерами); 26,6% - теоретики (предпочитают размышлять и систематизировать); 12,5% - простые рабочие (не любят термины и понятия, предпочитая опыт теории).

- в 2018 году - 58,8% - интеллигенция; 24,3% - начальники; 11% - теоретики; 5,9% - простые рабочие.

При корреляционном анализе полученных результатов становится очевидно, что количество респондентов, ассоциирующих себя с категорией простых рабочих, сократилось на 6,6%, одновременно снизилось количество респондентов - начальников на 3,8%, уменьшилось количество респондентов-теоретиков на 15,6%, а количество респондентов, относящих себя к интеллигенции, в противоположность возросло на 26% (рис. 1).

Рис. 1. Востребованные типы людей (в % к числу опрошенных)

При проведении исследования наиболее важным являлось то, насколько обучающиеся связывают личный успех с навыками делового общения и развитием в сферах культурной жизни. В результате 89,1% (2010 г.) и 94,1% (2018 г.) от общего количества студентов согласилось, что, несомненно, деловое общение и саморазвитие во всех отраслях жизни - признак личного прогресса. Остальные 10,9% (2010 г.) и 5,9% (2018 г.) уверены, что только знания в единственной отрасли науки и практики помогут добиться успеха.

Каждое поколение стремится к самоутверждению значимости собственной личности. В ходе опроса выявлено «Формирование каких качеств необходимо личности для самоутверждения?». Ответы оказались следующими (2010/2018): 82,8%/100% считают, что моральные принципы есть опора для формирования собственных суждений и оценок. К тому же 17,2% (2010 г.) придерживаются мнения, что «терпение и труд - все перетрут», главное - не принижать мои достижения».

На вопрос: «Нужна ли систематизация деловых отношений и обучение коммуникабельности путём преподавания гуманитарных дисциплин?» -ответы распределились следующим образом: в 2010 году 92,9% опрошенных выразили мнение, что систематизация деловых отношений нужна, так как она позволяет достичь собеседниками понимания друг друга, учит правильно общаться с людьми. Одновременно существует мнение, что залогом успешного ведения дел являются мультикомпетенции руководителя или подчинённого. Незначительная доля респондентов (7,1%) заявила, что деловые отношения не нуждаются в систематизации. Примечательно, что в 2018 году 77,7% респондентов ответили утвердительно в отношении систематизации. При этом опрошенные считают, что это поможет им лучше понимать окружающих людей и общаться, а значит, необходимо развивать умение грамотного выступления, что поможет продвинуться по карьерной лестнице. Оставшие-

ся 22,3% опрошенных минимизируют роль гуманитарных дисциплин в формировании деловых качеств, считают, что необходимо увеличить количество часов на практику.

На вопрос «Необходимо ли включение в программу обучения дисциплин гуманитарного цикла?». Ответы оказались следующими: 2010 г. - 39,8% респондентов высказали мнение, что гуманитарные дисциплины необходимы для общения, всестороннего развития и саморазвития; 26,3% - утверждают, что гуманитарные дисциплины формируют умения по ведению диалога и возможности достижения целей; 33,9% респондентов - воздержались от ответа. Примечательно, что на этот же вопрос в 2018 года увеличилось количество респондентов (43,2%) в необходимости преподавания гуманитарных дисциплин, которые необходимы для социализации личности в обществе, для расширения кругозора и формирования коммуникативных способностей. Однако, каждый шестой респондент (15,4%) считают, что ничего позитивно гуманитарные науки не привносят в систему обучения. К сожалению, 41,4% воздержались от ответа. На основании полученных данных следует сделать вывод, что преподавание гуманитарных наук в техническом вузе необходимо для саморазвития респондентов, формирования умения конструктивно взаимодействовать и коммуникативных способностей.

На вопрос «Каково значение преподавания гуманитарных дисциплин?» респондентам предлагалось выбрать несколько ответов. Результаты оказались следующими: в 2010 году 67% респондентов ответили «для общего развития», 43% опрошенных - «для осмысления полученного опыта», 35% -«для возможности сделать карьеру», 23% - «для повышения самооценки».

Несколько изменилось мнение респондентов в отношении гуманитарных дисциплин в 2018 году. На вопрос «Зачем вам нужны гуманитарные дисциплины?» 75% опрошенных ответили «для делового общения», 62,5% - «для общего развития», 50% - «для достижения цели», 43,8% - «для осмысления приобретенного опыта», 31,3% - «для личностного роста», 25% - «для карьеры», 12,5% - «для применения знаний в практике» и лишь 6,3% - «для самооценки» (рис. 2).

Рис. 2. Мнения респондентов о важности преподавания гуманитарных дисциплин (в % к числу опрошенных)

На вопрос «В каких жизненных ситуациях могут пригодиться знания по гуманитарным дисциплинам?» большинство респондентов (54,7%/68,2%)

сообразно годам опроса ответили, что знания по гуманитарным дисциплинам могут быть востребованы конструктивного делового общения. Треть респондентов считают, что необходимы гуманитарные знания при трудоустройстве на работу. Оставшаяся часть студентов считают, что пригодится в жизни.

Как правило, гуманитарные дисциплины способствуют формированию важных личностных качеств респондентов. По мнению студентов 2010 года гуманитарные дисциплины формируют такие качества личности, как: воспитанность (72,1%), сообразительность (54,1%), коммуникабельность (50,8%), творческое воображение (49,2%). Некоторые отвечали, что гуманитарные науки развивают чувство юмора и настроение (по 1,6%) требовательность (12,7%), исполнительность (31,1%).

Студенты 2018 года выбрали: коммуникабельность (81%), воспитанность (69%), целеустремлённость и самообладание (по 43,8%), самоопределение и самостоятельность (по 3%), требовательность (1%) (рис. 3).

Рис. 3. Мнения респондентов о формировании важных качеств личности

(в % к числу опрошенных)

Выводы. Итак, к разряду наиболее важных качеств личности респонденты относят коммуникабельность, сообразительность, целеустремленность и наличие самообладания.

Следовательно, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что преподавание гуманитарных дисциплин не утратило важности в техническом вузе, поскольку оказывает действенную помощь в формировании компетентной модели современного инженера, представляющего собой профессионала обладающего высоким уровнем квалификации, инновационным мышлением, профессиональной мобильностью и трудовой мотивацией.

Литература

1. Вильданов Х.С. Роль аксиологии в гуманитаризации высшего технического образования // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы Междунар. науч.-методич. конф. Тюмень: ТИУ, 2018. С. 63-68.

2. Бирюкова Н.С. Гуманитаризация современного образования: философский аспект // Известия Томского политехнического университета. 2010. № 6. С. 125-128.

3. Костикова Л.П. Формирование гуманистических ценностей студентов в условиях реформирования высшего образования в России // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2010. № 4. С. 5-12.

4. Пискорская С.Ю. Гуманитаризация образования в контексте социальной миссии университета // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика: материалы Междунар. науч.-методич. конф. Тюмень: ТИУ, 2018. С. 128-133.

5. Брызгалина Е.В. Гуманизация и гуманитаризация образования: от школы к университету // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: науч.-метод. конф. М.: МГУ, 2012. С. 8.

6. Матухин Д.Л. Концепция гуманизации и гуманитаризации инженерного образования // Вестник Томского педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 32-36.

7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред-кол: М.М. Безруких. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. С. 58.

8. Толстоухова И.В. К проблеме гуманитаризации инженерного образования опорного университета // Преподаватель года 2017: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 18-21.

References

1. Vil'danov H.S. Rol' aksiologii v gumanitarizacii vysshego tekhnicheskogo obra-zovaniya. Gumanitarizaciya inzhenernogoobrazovaniya: metodologicheskie os-novy i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Humanitarization of engineering education: methodological basis and practice: materials of the international scientific-methodical conference]. Tyumen': TIU, 2018, pp. 63-68 (in Russian).

2. Biryukova N.S. Gumanitarizaciya sovremennogo obrazovaniya: filosofskij aspekt. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University]. 2010, N 6, pp. 125-128 (in Russian).

3. Kostikova L.P. Formirovanie gumanisticheskih cennostej studentov v usloviyah reformirovaniya vysshego obrazovaniya v Rossii. Vestnik Ryazanskogo gosu-darstvennogo universiteta im. S.A. Esenina [Bulletin of Ryazan State University named after S.A. Yesenin]. 2010, N 4, pp. 5-12 (in Russian).

4. Piskorskaya S.Yu.-Gumanitarizaciya obrazovaniya v kontekste social'noj missii universiteta. Gumanitarizaciya inzhenernogo obrazovaniya: metodologicheskie osnovy i praktika: materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Humanitarization of engineering education: methodological basis and practice: materials of the international scientific-methodical conference]. Tyumen': TIU, 2018, pp. 128-133 (in Russian).

5. Bryzgalina E.V Gumanizaciya i gumanitarizaciya obrazovaniya: ot shkoly k uni-versitetu. Novye obrazovatel'nye programmy MGU i shkol'noe obrazovanie: nauch.-metod.konferenciya [New educational programs of MSU and school education]. Moscow: MGU, 2012, 8 p. (in Russian).

6. Matuhin D.L. Koncepciya gumanizacii i gumanitarizacii inzhenernogo obrazovaniya. Vestnik Tomskogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 2013, N 9 (137), pp. 32-36 (in Russian).

7. Pedagogicheskij ehnciklopedicheskij slovar' / ed. in chief B.M. Bim-Bad; eds. M.M. Bezrukih. Moscow: Bol'shaya rossijskaya ehnciklopediya, 2003, 58 p.

8. Tolstouhova I.V. K probleme gumanitarizacii inzhenernogo obrazovaniya opor-nogo universiteta. Prepodavatel' goda 2017: sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. Konkursa [Teacher of the year 2017: collection of articles of the international scientific and practical competition]. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 18-21 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.