Научная статья на тему 'Формирование гражданственности путем гуманитаризации образования'

Формирование гражданственности путем гуманитаризации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / YOUTH / MASS CONSCIOUSNESS / EDUCATION / CITIZENSHIP / HUMANITARIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ореховская Наталья Анатольевна, Тюриков Александр Георгиевич

Актуальность статьи обусловлена проблемой дефицита общекультурных компетенций студенческой молодежи, которые необходимы для успешного функционирования учащихся не только в образовательном поле высших учебных заведений, но и в профессиональной деятельности. Целью статьи является обоснование необходимости расширения гуманитаризация российского образования. В работе представлены данные социологических исследований, цель которых состояла в выявлении общекультурных компетенций студенческой молодежи. Авторами сделан вывод о том, что проблему воспитания гражданина, патриота и толерантной личности можно через гуманитаризацию образования, т.к. в изучении этих наук заложено практическое значение, состоящее в выработке мировоззрения и осознания базовых ценностей молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE EXTENSION OF HUMANIZATION RUSSIAN EDUCATION

The relevance of the article is due to the deficit of general cultural competencies of student youth, which are necessary for the successful functioning of students not only in the educational field of higher educational institutions, but also in professional activities. The purpose of the article is to justify the need to expand the humanitarization of Russian education. The paper presents the data of sociological research of student youth, the purpose of which was to identify general cultural competences. The authors concluded that the problem of educating a citizen of a patriot and a tolerant personality can be achieved through the humanitarianization of education. In the study of these sciences the practical significance is laid, consisting in the elaboration of a world outlook and awareness of the basic values of a young man.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности путем гуманитаризации образования»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 371.485

К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.А. Ореховская, А.Г. Тюриков

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой дефицита общекультурных компетенций студенческой молодежи, которые необходимы для успешного функционирования учащихся не только в образовательном поле высших учебных заведений, но ив профессиональной деятельности. Целью статьи является обоснование необходимости расширения гуманитаризация российского образования. В работе представлены данные социологических исследований, цель которых состояла в выявлении общекультурных компетенций студенческой молодежи. Авторами сделан вывод о том, что проблему воспитания гражданина, патриота и толерантной личности можно через гуманитаризацию образования, т.к. в изучении этих наук заложено практическое значение, состоящее в выработке мировоззрения и осознания базовых ценностей молодого человека.

Ключевые слова: молодежь, массовое сознание, воспитание, гражданственность, гуманитаризация образования.

TO THE QUESTION OF THE EXTENSION OF HUMANIZATION RUSSIAN EDUCATION

N. Orekhovskaya, A. Tyurikov

Abstract. The relevance of the article is due to the deficit of general cultural competencies of student youth, which are necessary for the successful functioning of students not only in the educational field of higher educational institutions, but also in professional activities. The purpose of the article is to justify the need to expand the humanitarization of Russian education. The paper presents the data of sociological research of student youth, the purpose of which was to identify general cultural competences. The authors concluded that the problem of educating a citizen of a patriot and a tolerant personality can be achieved through the humanitarianization of education. In the study of these sciences the practical significance is laid, consisting in the elaboration of a world outlook and awareness of the basic values of a young man.

Keywords: youth, mass consciousness, education, citizenship, humanitarization of education.

Анализ и изучение современного поколения студенческой молодежи подвели многих исследователей к следующему выводу: культура, всегда считавшаяся неотъемлемым признаком человека образованного, сегодня покидает молодежную среду. Процент читающих студентов и школьников сокращается, что привело к проблеме дефицита компетенций общекультурного плана, а они необходимы для успешного функционирования студентов не только в образовательном поле высших учебных заведений, но и потом - при выполнении профессиональных обязанностей [3].

Наблюдается редукция языковой компетенции и функциональная неграмотность, которые выражаются, например,

неспособностью студентов вести лекционные конспекты, осуществлять самостоятельное структурирование содержания учебных текстов, пользоваться элементарными понятиями специального и общенаучного свойства. Эта тенденция прослеживается и в отношении любой информации, которую получают молодые

люди. Исследование «Влияние СМИ на молодежь» утверждает, что лишь 55,6% студентов владеют современной лексикой на уровне полного понимания, тогда как 37,9% опрошенных признаются, что некоторые слова и термины остаются за пределами их понимания [6].

Наряду с вышеперечисленными

изменениями, подрывающими систему отечественного высшего образования, наметилось и резкое разделение технико-технологических и гуманитарных отраслей знаний, граничащее с их противопоставлением друг другу. Вследствие чего, дух творчества и креативного мышления практически не касается деятельности современных инженеров [9]. И первопричины создавшегося положения кроются в низком уровне нравственного воспитания молодежи, отходе от системы формирования творческой интеллигенции, бедной материальной базе основной массы общеобразовательных школ и ВУЗов и недостатке высококвалифицированных

педагогов. Вот почему гуманитаризация является важнейшей задачей для российского образования. Фактически лишь гуманитарным дисциплинам способны развивать в личности человеческие начала; только они обладают воспитательным потенциалом, позволяющим формировать нравственность, совесть, ответственность, толерантность.

Как считает О. И. Кирсанов, стоящий на позициях гуманитаризации учебного процесса: изучение именно гуманитарных наук с начальной до высшей ступени образования -неизменный фактор в формировании целостной личности. Он подготавливает человека к пониманию конечных общественных смыслов, на которые направлена его профессиональная деятельность, учит не смешивать их с сиюминутными конъюнктурными целями и интересами [10]. Впрочем, современное высшее образование, невзирая на громадное значение гуманитарных наук, и гуманизма в целом, гуманитарному аспекту уделяет недостаточное внимание. В основном это объясняется глобальной переориентацией общества на ценности бизнеса, то есть - на знания, полезные с материальной точки зрения. Абитуриенты, поступающие в ВУЗы технического, технологического и экономического

направления, ориентированы на получение исключительно только таких знаний. Молодежь ошибочно рассчитывает, что они гарантируют эффективность и оперативность доступа к источникам финансовых ресурсов [18]. Гуманитарные дисциплины попадают в разряд лишних и необязательных.

Дегуманизация высшего технического образования и всего общества тесно связаны между собой. Происходит превращение современных университетов в корпорации, применяющие такие управленческие практики, эффективность которых сводится не к повышению качества образования, а к оптимизации обучающего процесса,

совершенствованию системы менеджмента и сокращению издержек, в целях получения финансовой прибыли [11]. Результатом такого подхода являются студенты, неподготовленные к освоению знаний. Растет число так называемой необучаемой молодежи, но имеющей возможности оплачивать свое образование, а значит, и приносить доходы образовательному учреждению [1]. В итоге государство получает молодых специалистов с низкой квалификацией, которые быстро пополняют армию безработных.

Развитие науки и техники, обучающих технологий, способов хранения данных и обмена информацией повлекло за собой рост

общественного образовательного потенциала. Возросли и требования, предъявляемые к системе образования. Однако работодатели РФ продолжают испытывать потребность в высокообразованных творческих специалистах. Только с такими сотрудниками можно успешно заниматься модернизацией производства, повышать деловой имидж компаний и конкурентоспособность страны [21]. Достичь этого можно лишь при условии, что будут внедряться междисциплинарный подход и принцип гуманитаризации образования. Это позволит выработать у студентов видение взаимосвязей между фундаментальными исследованиями, технологиями,

производственными и общественными потребностями и сформировать способность мыслить нестандартно, а также обучить их навыкам решения комплексных проблем, возникающих на стыках различных областей, и умению оценивать эффективность новшеств и практически их реализовывать [15].

Чтобы дать определение понятию гуманитаризации образования [20], можно воспользоваться двумя подходами. Первый раскрывает его в виде системы мер, приоритетными направлениями которых являются: развитие общекультурных

составляющих содержания образования и выработка личностной зрелости у учащихся. Второй подход рассматривает данное понятие через ориентацию на освоение гуманитарных знаний вне зависимости, какого они типа или уровня. Это позволит воспитать гражданина, который будет с готовностью браться за решение главных социальных проблем, думая только о всеобщем благе, и сможет, свободно владея родным и иностранными языками, общаться с представителями любых национальностей и профессий. Такой человек будет юридически и экономически грамотным, хорошо знающим культуру и историю своей страны, членом общества [14].

Благодаря гуманитарным дисциплинам строится глобальное мышление, развивается способность анализировать различные информационные потоки и творчески решать проблемы. Эти качества способствуют профессиональному и личностному росту. Всесторонняя подготовка открывает перед молодым специалистом широкие возможности для самореализации. Современный инженер или экономист не может обойтись только узкоспециальными знаниями - в работе он нуждается в информации по коммуникациям и менеджменту, пользуется философией и культурологией. Свыше трети молодых

профессионалов, добившихся успеха, имеют от двух и более высших образований в разных отраслях науки. Однако у нынешней системы высшего и профессионального обучения нет возможности в полной мере снабдить учащихся комплексными знаниями. Зачастую за вторым высшим образованием обращаются

квалифицированные специалисты от 25 лет и старше, с определенным стажем работы по своей первой профессии.

В данной статье использованы материалы опросов, проведенных ВЦИОМ и институтом социологии РАН, и данные культурной диагностики, полученные Лабораторией соц. исследований (Московский энергетический институт) после социологического мониторинга под руководством А. Л. Андреева [1]. Также приводятся материалы исследований Н. А. Ореховской и Е. А. Гаврилиной, полученные методом анкетирования по кластерному типу выборки (тема «Кругозор студентов первого курса МГТУ им. Н. Э. Баумана») [14]. Параллельно с массовым опросом студентов (в выборке приняли участие 1459 респондентов) проводились фокус-группы и глубинное интервьюирование экспертов на рынке труда, работодателей крупных московских, казанских и санкт-петербургских предприятий, начальников конструкторских бюро в Самаре, владельцев среднего и крупного бизнеса в Белгороде и Екатеринбурге.

Исследование выявило, что познания студентов весьма скромны. Это касается и школьной программы, и сфер, имеющих непосредственное отношение к их будущей специальности. Причем три четверти опрошенных окончили специализированные школы, гимназии и лицеи. Например, назвать фамилии знаменитых русских ученых сумели лишь 50 из каждых ста респондентов, а известных отечественных инженеров вспомнили менее 40% студентов. Учащиеся гуманитарных факультетов и ВУЗов лучше знают выдающихся ученых и естествоиспытателей. Имена Н. Бора, Н. Винера, Н. И. Вавилова здесь называли чаще, чем в учебных заведениях с техническим уклоном. И в процентном соотношении разрывы между знанием и незнанием среди студентов-гуманитариев не столь разительные. Только известного советского математика А. Н. Колмогорова будущие инженеры узнавали чаще. А вот с идентификацией Н. И. Лобачевского у студентов гуманитарных ВУЗов дело обстояло лучше - 70% опрошенных (технари - 60%) [14].

Эта ситуация неслучайна. Новое поколение российских авиаконструкторов, машиностроителей, энергетиков, программистов, архитекторов

недостаточно хорошо знакомо с историей и наивысшими достижениями отечественной науки и техники. Лишь от 43% студентов ВУЗов технического направления был получен ответ, что В. И. Вернадский - это известный ученый, при этом гуманитарии правильно ответили в 73% случаев. Что Н. И. Вавилов является основоположником отечественной генетики, известно 48% студентов-технарей и 64% учащихся гуманитарных ВУЗов. И. П. Павлова назвали великим физиологом 83% гуманитариев и только 68% студентов, осваивающих технические специальности. Возможно, важнейшим из полученных результатов нужно считать факт резкого падения узнаваемости индикаторов, предлагаемых к сопоставлению. Если в 2002-м году В. И. Вернадского без проблем идентифицировали порядка 82% респондентов, то в 2013-м средний показатель едва перевалил за отметку в 48%, а С. П. Королева за 15 лет стали узнавать на 17% реже [14].

Наибольшим же интересом у студентов пользуются музыка и история, особенно военная история. Впрочем, на первых позициях в анкетах находятся имена тех военачальников, которых чаще всего упоминают школьные учебники и СМИ. В первой тройке находятся М. И. Кутузов (67,5%) и А. В. Суворов (55,5%), однако сказать, какие победы были ими одержаны, в каких крупных сражениях они принимали участие, благодаря каким заслугам Суворов получил звание генералиссимуса, респонденты не смогли. Кутузова в лучшем случае ассоциируют с Наполеоном. Молодежь путается и в персоналиях, связанных с Отечественной Войной 1812 года, и в самих событиях, выявляя полное незнание исторического материала по этой теме [14].

Фамилии полководцев ВОВ студенты помнят еще хуже: маршал К. К. Рокоссовский (13%), генералиссимус И. В. Сталин (12%), маршал И. С. Конев (4,5%), маршалы М. Е. Катуков, Л. А. Говоров, А. М. Василевский (1%). В безоговорочных лидерах лишь Г. К. Жуков. Его вспоминает подавляющее большинство опрошенных - 70,5%. В целом, менее 10% респондентов сумели назвать полководцев из разных исторических эпох. Например, А. Невского узнали только 12,5% молодых людей

[14].

Это доказывает, что системность в исторических знаниях отсутствует. И нередко ситуация усугублена увлеченностью студентов компьютерными играми. Процент молодежи, черпающей из них информацию о фактах и событиях истории, увеличивается. Иногда

студенты даже ссылаются на компьютерные игры и приводят их в качестве источника сведений.

Исследователи обращают внимание на то, что на первых строчках в анкетах респондентов находятся те композиторы, военачальники и художники, имена которых более всего разрекламированы. Однако сами студенты признаются, что на выставках, в музеях и театрах бывают лишь по формальной необходимости и без желания - только когда получают соответствующее задание от преподавателя. Они объясняют такое положение дел тем, что у них отсутствует интерес к данным видам искусства. Поэтому молодые люди могут назвать фамилию известного художника или композитора, но вспомнить хоть одну его картину или музыкальное произведение не в состоянии. Впрочем, спонтанная инициатива некоторых студентов, готовивших мини-выступления по творчеству композиторов и использовавших музыкальные фрагменты из их произведений, вызывали живой интерес у сокурсников.

Если с фамилиями живописцев, авторов музыкальных творений и полководцев худо-бедно знакома основная масса молодого поколения, то российских педагогов и врачей вспомнить могут немногие. Чуть более 25% опрошенных сумели справиться с этим заданием, причем ориентировались они на названия медучреждений, носящих их имена. Еще большие трудности возникли, когда студентов попросили перечислить открытия или достижения, прославившие этих людей.

Выводы напрашиваются следующие:

1. Наблюдения показали ограниченность словарного запаса студенческой молодежи. В речи подавляющего большинства молодых людей отмечается однообразие, в ней доминируют жаргонизмы. Отсутствие аналитического мышления демонстрирует простота даваемых оценок - для них существует только черное или белое. Часто молодежь неспособна обсуждать вопросы современной политики и высказывать суждения на философские темы. Глобальные вопросы студенты сразу пытаются свести к бытовым проблемам. Упрощение учебного материала и примитивизм мировоззрения нового поколения самым негативным образом сказываются на профессиональной деятельности. Молодые специалисты не умеют мыслить стратегически, что снижает их конкурентоспособность на рабочих мест, и они остаются невостребованными.

2. Знания большинства вчерашних школьников по истории разрознены и эпизодичны. Учащиеся ВУЗов с трудом сопоставляют события, происходившие в России и других государствах в один и тот же исторический момент. Студенты не умеют выделять причинно-следственные связи, анализировать исторические факты и обнаруживать их последствия. Система их знаний не сформирована. Это говорит о близорукости молодежи и является опаснейшей тенденцией в процессе становления личности. Наблюдается не только недоразвитие аналитического и стратегического мышления, которые необходимы человеку, видящему себя успешным членом социума и высококлассным профессионалом, но трансформация ориентаций в жизненных ценностях. От ограниченного гражданина при любых социальных или политических потрясениях с большой степенью вероятности следует ожидать вспышек агрессивности и интолерантности в поведении. Практически это выражается, в том числе, и в окончательной трансформации понятия патриотизма, происходящей в общественном сознании. Из сферы нравственно-гуманитарной оно переходит в область националистическую и экстремистскую. Патриотизм превращается в разменную монету политических идеологов, а это ведет к расколу в обществе и обострению конфронтации.

3. Наблюдается шаблонность знаний студенческой молодежи. Отсутствует интерес к процессу чтения художественной литературы. Учащиеся не посещают концерты классической музыки, выставки, не ходят в театры, что связано с недостатком культурной практики. Они не умеют понимать увиденное и не желают размышлять, анализируя глубину художественных и музыкальных произведений. Нельзя обойти внимаем тот факт, что существует часть студенческой молодежи, которая в ходе учебы в общеобразовательной школе посещала также и дополнительные занятия. Они ходили к репетиторам, в музыкальные, художественные школы, в кружки моделирования, технического творчества, занимались в театральных студиях. Эта категория студентов находит время на чтение беллетристики, ходит на выставки и концерты, любит и понимает театральное искусство, демонстрируя общекультурную образованность более высокого уровня.

Для 40% студентов, задействованных в исследовании, был рассчитан коэффициент корреляции. Он доказывает, что между успешным освоением рабочих программ и

общим культурным уровнем существует явная зависимость. Из группы респондентов (примерно 30% из всех опрошенных), которые на хорошо и отлично освоили программу, три четверти оказались выпускниками музыкальных и художественных школ.

Всесторонний анализ многочисленных социологических исследований дает

возможность утверждать, что в нынешних условиях уровень образованности ведет к достижению успеха в профессиональной деятельности и серьезно способствует самореализации молодых людей. 37% респондентов с состоявшейся карьерой имеют по два диплома о высшем образовании. Для лиц, не окончивших ВУЗы, и с невысоким социально-профессиональным статусом характерно отсутствие реальных планов, направленных на достижение успеха в профессиональной

деятельности. На данную группу опрошенных приходится 84% молодых людей с начальным, 58% - с неполным средним образованием и только 27% выпускников двух ВУЗов [4].

Конечно, первоочередная задача любого образования - снабжение нового поколения достаточными знаниями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности. Однако процесс обучения должен выполнять и еще одну немаловажную миссию -формирование в молодежи правильной гражданской позиции. Кроме объема, в знаниях важно также и их качество. Преподавая гуманитарные дисциплины, можно решить проблему воспитания гражданина, патриота и толерантной личности. В изучении этих наук заложено практическое значение, состоящее в выработке мировоззрения и осознания базовых ценностей.

Литература:

1. Андреев А.Л. Культурные предпочтения современного российского студенчества//Мониторинг общественного мнения.-2008, №2 (86).- 107-117.

2. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог.диагностики)/М.К. Горшков. -М.: Новый хронограф, 2011.-С.408.

3. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов)//Социологические исследования, 2015, №9. С.86-93.

4. Иванова М.А. Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в технических вузах/Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып. 13/ Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- 364 с.

5. Кирсанов О.И., Кирсанова Е.С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания. - Высшее образование в России. - № 8-9.- 2012.-С. 104-109.

6. Orehovskaya N.A. Problems of youth

unemployment in Russia. Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia / Editor-inChief V.Mansurov, Moscow, 2015. - р.311-316. CD ROM.

7. Ореховская Н.А. Об общей культуре первокурсника технического вуза. Высшее образование в России.-2014.-№3.-C.-135-139.

8. Ореховская Н.А. Тренинг как форма обучения в высшей школе. Казанский педагогический журнал.-№6.Ч.2.-2015.-с.287-290.

9. Тюрина И.О. Двадцать лет реформ: взгляд на занятость//Служба занятости. 2011. №9.-С.50-59.

10. Концепции гуманизации и гуманитаризации в техническом университете. - Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с.

11. Педагогический словарь. [Электронный ресурс. http://enc-dic.com/pedagogics/Gumanitarizacija-Obrazovanija-445/].

Сведения об авторах:

Ореховская Наталья Анатольевна (г. Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор Департамента социологии, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

Тюриков Александр Георгиевич (г. Москва, Россия), доктор социологических наук, профессор, руководитель Департамента социологии, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Data about the authors:

N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), doctor of philosophy, Associate Professor, Department of Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: orehovskaya@yandex.ru

A. Tyurikov (Moscow, Russia), doctor of sociology, Professor, Head of the Department of Sociology, Finance University under the Government of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.