Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРИОРИТЕТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет Удмуртской Республики / анализ бюджета / структура доходов / структура расходов / потенциал роста / доходный потенциал бюджета / budget of the Udmurt Republic / budget analysis / revenue structure / expenditure structure / growth potential

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Светлана Фёдоровна

В статье проведён анализ исполнения бюджета Удмуртской Республики за 2022 год по доходам и расходам, а также плановые показатели на 2023 и на период 2024 и 2025 годов. Анализ проведён в динамике раздельно по отчётным данным об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Удмуртской Республики, рассмотрены отличия этих понятий. Анализ выполнен в абсолютных и относительных показателях, отражены объёмы доходов и расходов бюджета в денежных единицах, а также основные показатели структуры доходов и расходов. Автор рассматривает причины изменения показателей, связанные как с работой республиканского Правительства и Министерства финансов Удмуртской Республики, так и с тенденциями в экономике. Особое внимание уделено такому виду доходов бюджета, как безвозмездные поступления из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций, дотаций и прочих видов межбюджетных трансфертов и их роли в доходах бюджета республики. В статье рассматривается также государственный долг республики и мероприятия, приведшие к снижению расходов на его обслуживание. В статье рассмотрены также приоритетные задачи, выделенные при формировании бюджета республики на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов. Автор рассматривает также мероприятия по росту доходного потенциала бюджета Удмуртской республики и повышению эффективности расходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES, PECULIARITIES AND OPPORTUNITIES FOR INCREASING THE REVENUE POTENTIAL OF THE BUDGET OF THE UDMURT REPUBLIC

The article analyzes the execution of the budget of the Udmurt Republic for 2022 in terms of revenues and expenditures, as well as the planned figures for 2023 and for the period of 2024 and 2025. The analysis is carried out in the dynamics separately on the reporting data on the execution of the republican budget and the consolidated budget of the Udmurt Republic, the differences of these concepts are considered. The analysis is carried out in absolute and relative indicators, the volumes of budget revenues and expenditures in monetary units are reflected, as well as the main indicators of the structure of revenues and expenditures. The author considers the reasons for changes in the indicators, related both to the work of the Republican Government and the Ministry of Finance of the Udmurt Republic, and to the trends in the economy. Particular attention is paid to such type of budget revenues as gratuitous receipts from the federal budget in the form of subsidies, subventions, grants and other types of interbudgetary transfers and their role in the budget revenues of the republic. The article also considers the public debt of the republic and the measures that have led to a reduction in the cost of its servicing. The article also considers the priorities highlighted in the formation of the republic's budget for 2023 and the planning period of 2024-2025. The author also considers measures to increase the revenue potential of the budget of the Udmurt Republic and improve the efficiency of budget expenditures.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

645

УДК 336Л43(470.51)(045) С.Ф. Федулова

ПРИОРИТЕТЫ, ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА ДОХОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА БЮДЖЕТА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье проведён анализ исполнения бюджета Удмуртской Республики за 2022 год по доходам и расходам, а также плановые показатели на 2023 и на период 2024 и 2025 годов. Анализ проведён в динамике раздельно по отчётным данным об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Удмуртской Республики, рассмотрены отличия этих понятий. Анализ выполнен в абсолютных и относительных показателях, отражены объёмы доходов и расходов бюджета в денежных единицах, а также основные показатели структуры доходов и расходов. Автор рассматривает причины изменения показателей, связанные как с работой республиканского Правительства и Министерства финансов Удмуртской Республики, так и с тенденциями в экономике. Особое внимание уделено такому виду доходов бюджета, как безвозмездные поступления из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций, дотаций и прочих видов межбюджетных трансфертов и их роли в доходах бюджета республики. В статье рассматривается также государственный долг республики и мероприятия, приведшие к снижению расходов на его обслуживание. В статье рассмотрены также приоритетные задачи, выделенные при формировании бюджета республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. Автор рассматривает также мероприятия по росту доходного потенциала бюджета Удмуртской республики и повышению эффективности расходов бюджета.

Ключевые слова: бюджет Удмуртской Республики, анализ бюджета, структура доходов, структура расходов, потенциал роста, доходный потенциал бюджета.

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-645-650

Под бюджетом Удмуртской Республики понимается фонд денежных средств субъекта РФ (Удмуртской Республики), предназначенный для финансирования функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. На территории Удмуртской Республики составляются проекты, рассматриваются, утверждаются и исполняются разные виды бюджетов в соответствии с административно-территориальным разделением, а именно: республиканский бюджет Удмуртской республики, бюджеты пяти городских округов, 25-ти муниципальных округов, одного городского поселения, около 300 сельских и поселковых бюджетов, районные бюджеты районов внутри городов. Свод (арифметическая сумма) всех бюджетов, формирующихся на территории республики, представляет собой консолидированный бюджет Удмуртской Республики.

При анализе параметров бюджетов часто возникает путаница в понятиях республиканского и консолидированного бюджетов, то же касается и бюджетов субъектов РФ в другой форме, например, краевых бюджетов краев, областных бюджетов областей и других субъектов РФ. На практике слова «республиканский» и «консолидированный» часто опускают и поэтому нельзя понять, о каком бюджете идёт речь, если не знать заранее примерный объём доходов и расходов. В Министерстве финансов Удмуртской Республики при публикации и анализе параметров бюджетов республики под бюджетом Удмуртской Республики понимают именно республиканский бюджет, а когда речь идёт о своде всех бюджетов на территории республики, то употребляется определение «консолидированный» бюджет [1]. Автор статьи будет придерживаться тех же правил.

По оценке Министерства финансов Удмуртской Республики в 2022 году доходы республиканского бюджета составили 105,3 млрд руб. и выполнены с приростом 1,9 % по отношению к доходам 2021 года [2]. Драйвером роста явился налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, прирост которого по отношению к доходам 2021 года составил 33,4 %. Все остальные налоговые доходы также выросли с темпами прироста от 4 до 29 %. Исключением явился налог на прибыль, снижение которого составило 30,6 %. Это связано в первую очередь со снижением прибыли предприятий республики в 2022 году и ростом убыточных предприятий, что подтверждается данными Удмуртстата [3].

По оценке Минфина Удмуртии, в 2022 году расходы республиканского бюджета составили 104, 7 млрд руб. и выполнены со снижением 2,8 % по отношению к расходам 2021 года. Наибольшее снижение было получено по разделу «Обслуживание государственного долга», расходы по которому в

2022 г. по сравнению с 2021 г. составили 44,4 %, то есть были снижены на 55,6 %. Это снижение имеет положительный результат, так как объясняется хорошей работой Правительства и Министерства финансов в рамках перекредитования и снижения процентов за пользование кредитами.

Расходы социальной направленности в общей сумме были профинансированы практически в том же объёме с ростом по большинству направлений расходов и снижением по некоторым направлениям. Доходы бюджета превысили расходы, значит бюджет был исполнен с профицитом в объёме 650,8 млн руб. Государственный долг республики составил 68 749,8 млн руб., в его структуре основную часть (92,7 %) заняли кредиты из федерального бюджета.

По данным Министерства финансов Удмуртской Республики об исполнении консолидированного бюджета Удмуртской республики в 2022 году характеристики консолидированного бюджета в основном повторяют тенденции республиканского бюджета [2]. Более подробно исследование об отличиях республиканского и консолидированного бюджета автором статьи уже проводилось [4].

Консолидированный бюджет также был исполнен с дефицитом, при этом его значение по сравнению с утверждённым планом оказалось значительно ниже, что связано в первую очередь со снижением фактических расходов, процент выполнения которых по сравнению с планом составил 87,69 %. Дефицит бюджета планировался в размере 7,7 % к доходной части бюджета, а фактически составил 0,05 %. При этом фактически исполненные расходы оказались на 17040,6 млн руб. или на 12,3 % ниже плановых. Доходы также были ниже плановых значений на 7173,2 млн руб. или на 5,6 %. Процент исполнения годового плана по основным налоговым доходам был перевыполнен на величину от 3 до 15 %, за исключением налога на прибыль, план по которому был выполнен лишь на 63,7 %, по причинам, изложенным выше.

Анализ динамики доходов консолидированного бюджета республики за 2021-2022 годы показал, что за анализируемый период в структуре доходов выросли все налоговые поступления за исключением налога на прибыль. Тенденции структуры расходов также повторяют особенности исполнения республиканского бюджета.

Консолидированный бюджет республики в 2022 г. по доходам составил 121 359,52 млн руб. с ростом по отношению к 2021 г. на 3,09 %, по расходам 121 424,7 со снижением по сравнению с 2021 г. на 0,31 %. Анализ динамики налоговых доходов показал, что наибольший прирост в размере 23,6 % был получен по налогу на имущество организаций, 21,2 % прироста дал земельный налог, 19,8 % - акцизы.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций, дотаций и прочих видов межбюджетных трансфертов также в динамике выросли на 5 %. Несмотря на такой, казалось бы, не слишком большой относительный прирост, в абсолютной сумме этот вид доходов в силу его большой роли в доходах консолидированного бюджета дал максимальный, по сравнению с другими видами доходов, прирост. Так, самый большой прирост в относительном выражении, как уже отмечалось выше, дал налог на имущество организаций (23,6 %), что в абсолютной сумме добавило доходов на 1 164 млн руб. А 5 % прироста безвозмездных поступлений дало в абсолютном выражении прирост доходов бюджета на 1 847 млн руб., то есть почти на 100 % больше чем прирост от налога на имущество организаций.

Сумма расходов консолидированного бюджета в 2022 году оказалась ниже, чем в 2021 году. Тем не менее в разрезе расходов по функциям государства и муниципальных властей социальные расходы по большинству разделов выросли. Наибольший прирост был достигнут по разделу «Социальная политика», объём расходов по этому разделу составил 29 384,89 млн руб., прирост составил 8,9 %. При общем снижении расходов типичной является ситуация, когда снижаются расходы инвестиционного характера, а социальные расходы растут. Это связано в первую очередь с необходимостью выполнения законодательных норм по заработной плате работников учреждений социальной сферы, невозможностью снизить большую часть социальных выплат. В 2022 году в консолидированном бюджете Удмуртии при росте социальных расходов на 30 % были снижены расходы на сельское хозяйство и рыболовство.

При формировании бюджета республики на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов были выделены следующие приоритетные задачи:

- выполнение всех социальных обязательств и в первую очередь, своевременная выплата заработной платы;

- обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости бюджета Удмуртской Республики;

- финансовое обеспечение бесперебойного функционирования бюджетных учреждений;

- недопущение необоснованного роста объёмов государственного долга республики и несвоевременного погашения долговых обязательств.

На планируемый период (до 2025 года) предусмотрено снижение доходов бюджета по сравнению с 2023 годом на 2 704 млн руб. или на 2,7 % и снижение расходов на 3 518,1 млн руб. или на 3,5 %.

Основные параметры исполнения бюджета Удмуртской республики на 2023-2025 годы представлены на рис. 1 и 2 [5].

35 000,00 30 000,00 25 000,00 20 000,00 15 000,00 10 000,00 5 000,00

0,00

организации физических организации доход

лиц

2023 2024 2025

Рис. 1. Основные параметры бюджета Удмуртской Республики на 2023-2025 годы по доходам, млн руб.

Анализ рисунка показывает, что при планируемом росте налоговых и неналоговых доходов, общая сумма доходов снижается за счёт уменьшения безвозмездных поступлений, объём которых за три года по плану снижается на 6 %. В динамике за три года наибольший прирост по видам доходов планируется по налогу на доходы физических лиц, его объём должен вырасти на 11,6 %.

В структуре доходов бюджета Удмуртской Республики в 2023 году, как и ранее, наибольший удельный вес занимают налоги на доходы, доля которых составит 44 %, 24 % из которых даст налог на доходы физических лиц, 20 % - налог на прибыль. Крупным источником будут безвозмездные поступления, их объём запланирован в сумме 29 362 млн руб., а доля составит 29 %. Внутри безвозмездных поступлений наибольший удельный вес в размере 49 % составят субсидии, 29 % дадут дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и повышение оплаты труда, 9 % составит доля субвенций, 2 % - доля фонда реформирования ЖКХ, 11 % - удельный вес иных межбюджетных трансфертов. Примерно равные доли (по 8-9 %) в составе доходов бюджета займут акцизы, налоги на совокупный доход и налоги на имущество.

По сравнению с 2022 годом в доходной части бюджета 2023 года планируется рост большинства видов налоговых доходов, за исключением акцизов. Рост налога на прибыль связан, в первую очередь, с планируемым увеличением прибыли предприятий, производящих продукцию по государственному заказу для нужд оборонной промышленности. Рост НДФЛ связан с ростом заработной платы вследствие увеличения инфляции и минимального размера оплаты труда.

В расходной части республиканского бюджета наибольший прирост запланирован по разделу «Общегосударственные вопросы», объём которого вырастет почти в два раза или на 97,8 %. Расходы по большинству других разделов в динамике снижаются. В структуре расходов бюджета 2023 года

Налог на прибыль

32

2

Налог на доходы

00

о ом

ЧО!>

II

чо* 1П

'—

ОООО 111

ОО

к 0 2

2

Акцизы

Налог на Транспортный Налоги на Безвозмездные имущество налог совокупный поступления

наибольший удельный вес занимают социальные расходы. Доля расходов на образование составит 34 %, на социальную политику - 24 %, на здравоохранение - 7 %. Таким образом, эти три раздела расходов составляют две трети всех расходов бюджета.

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

1 <4 "Ч,

с^

604 866 37

33

ы с о

о в е ы н н е в т

с ар

д у

с о г

е

а б О

а н

о р

о б о

а н о и

С^ ^ ^

с^ с^ ^ ^ ^

*

П и

РЧ

Н

III

ка

и м о н о к э

н ь

н о и

^ ^

^ сл

е о н ь

л

а н

ун му

м

м о к

о н

а

и л и

*

2023 2024 2025

СЛ

00 С* Ю УО ^

80

Ю т К . >-0 о

ы

д

о

х с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а р

и ц

о

о

ГО3 с*

>-н 00

го

сч 211

и

и

ац

ма

р

о

ф

н

и

й

о

в

о

с

с

а

м

а

в

т

с

д

е

р

О

СЛ |> ЧО

■-н" к 022 667

620 444

а г

л

о

д

о г о н ь

жп

си бн Оу

0

Рис. 2. Основные параметры бюджета Удмуртской Республики на 2023-2025 годы по расходам,

млн руб.

*НБ и ПД - национальная безопасность и правоохранительная деятельность

** МБТ - межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

В 2023 году в Удмуртии будут финансироваться 10 национальных проектов, связанных с социальным развитием, демографией, дорожным строительством и улучшением качества и безопасности дорог, улучшения экологической обстановки в республике, поддержкой малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере международной кооперации и экспорта, а также с повышением производительности труда.

На выполнение целевых показателей реализации национальных проектов будет выделено 13 635 млн руб., в том числе из бюджета Удмуртской республики 3 617 млн руб., а большая часть (73,5 % от всего объёма) будет выделена из федерального бюджета.

Проводя анализ бюджета, нельзя не остановиться на показателях государственного долга республики. Объём государственного долга Удмуртии в динамике растёт. По оценке исполнения бюджета за 2022 год его величина составила 68 750 млн руб., за 2023 год он вырастет ещё на 477 млн руб. и составит 69 227 млн руб. Наибольший прирост долга был в 2020 году, когда он вырос по сравнению с 2-19 годом на 39,5 % с 46 043 до 64 243 млн руб., что объясняется ростом займов для финансирования возрастающих расходов и снижения доходов вследствие коронавирусной инфекции. В структуре долга наибольший удельный вес, как и за два последних отчётных года, составят обязательства перед федеральным бюджетом, в общем объём долга их доля составит 91,5 %. Именно этим объясняется низкий уровень расходов бюджета республики на обслуживание государственного долга (их доля в общем объёме расходов в 2023 году запланирована на уровне 0,6 %), так как бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации на пополнение остатка средств на едином счете бюджета выдаются по ставке в размере 0,1 процента годовых [6].

Следует заметить, что если субъект федерации не погасит кредиты в установленные сроки, то будут начислены штрафы и пени и долг вместе со штрафами и пенями будет за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации [7].

В целях роста доходного потенциала бюджета Удмуртской республики Министерства и ведомства разрабатывают планы мероприятий по курируемым ими направлениям деятельности. Планы разрабатываются на периоды в соответствии с утверждаемым бюджетом, следовательно, в настоящее время планы разрабатываются на плановый период 2023 года и на 2024 и 2025 годы. Поскольку одним из основных видов налоговых доходов республиканского бюджета является налог на доходы физических лиц, а одной из основных статей расходов экономической классификации бюджета являются расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений, то в первую очередь необходимо разрабатывать мероприятия в этой области.

На наш взгляд, особенно важно разработать перечень мер по легализации теневой занятости населения, оптимизации сети бюджетных учреждений, осуществлению контроля за установлением штатной численности государственных учреждений республики, контролю за оказанием платных услуг бюджетными учреждениями, в первую очередь в сфере здравоохранения. Для снижения расходов бюджетных учреждений следует обратить внимание на передачу части их функций на аутсорсинг, а также ликвидацию и объединение части бюджетных учреждений. В качестве доказательства можно привести пример использования аутсорсинга Воткинским психоневрологическим интернатом. В интернате на аутсорсинг были переведены услуги питания. В прошлом интернат осуществлял организацию питания своих пациентов (клиентов) самостоятельно, при этом годовые затраты составили 40 938 тыс. руб. При переводе этих функций на аутсорсинг расходы составили 35113 тыс. руб. Кроме того, интернат смог сдать в аренду помещение пищеблока и получить дополнительно ещё 1247 тыс. руб. в год [8].

Интересен опыт Казани, где для сокращения нелегальной занятости создана специальная комиссия, которую возглавил председатель исполкома Казани, а её членами стали его заместители, главы районов, представители налоговой службы, правоохранительных органов, средств массовой информации и другие [9]. Задачами Комиссии в Казани являются выявление тенденций в сфере теневой экономики, особенно в отраслях, где наиболее распространена нелегальная заработная плата (строительство, торговля); анализ изменений структуры затрат хозяйствующих субъектов города, в направлении сокращения удельного веса неэффективных (убыточных) предприятий. Особое место в задачах комиссии занимают вопросы роста доходов и заработной платы, улучшения пенсионного обеспечения [10].

Создание комиссии позволит обмениваться информацией, получаемой разными ведомствами из разных источников и принимать меры в текущем режиме. Важно отметить, что члены комиссии работают на общественных началах.

Исходя из вышеизложенного, в целом следует отметить, что в очень непростых условиях Правительство и Министерство финансов Удмуртской Республики проводили большую работу по управлению бюджетными ресурсами. Социальные обязательства были выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджет для граждан к закону Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» / [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfur.ru/regulatory/ ofical_doc (дата обращения: 21.02.2023).

2. Основные параметры исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики по состоянию на 01.01.2023 года / [Электронный ресурс]. URL: https://www.mfur.ru/budjet/informe/files/ %D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D 1%8C_2022.pdf (дата обращения: 21.02.2023).

3. Сведения о финансовом состоянии организаций Удмуртской Республики / [Электронный ресурс]. URL: https://udmstat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%9F-3_10_22.pdf (дата обращения: 02.03.2023).

4. Тимирханова Л.М., Федулова С.Ф. Анализ исполнения бюджета Удмуртской Республики за 2018 г. Бюджет как предмет социальных наук» (17-18 октября 2019г.): Сборник статей международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/ 123456789/18997/919.pdf?sequence=1

5. Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». / [Электронный ресурс]. URL: https://mfur.ru/budjet/formirovanie/083-RZ%20(1).pdf (дата обращения: 22.02.2023).

6. Федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.» / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/ e456a8b742b87cd4af097509b958f5351eeacaad/ (дата обращения: 21.02.2023).

7. Бюджетный Кодекс Российской Фелерации. / [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19702/e8626facb221db0919e06912b30eff8222ee0853/ (дата обращения: 03.03.2023).

8. Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики. Отчёты и показатели деятельности / [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc18.ru/activities/reports/index.php?y=2022 (дата обращения: 22.02.2023).

9. План мероприятий по повышению уровня жизни населения, труда и легализации доходов на 2022-2023 годы в г. Казань / [Электронный ресурс]. URL: https://m.realnoevremya.ru/news/240687-v-kazani-utverdili-plan-meropriyatiy-po-povysheniyu-urovnya-zhizni-naseleniya (дата обращения: 22.02.2023).

10. Городская комиссия по повышению уровня жизни и легализации доходов / [Электронный ресурс]. URL: https://kzn.ru/meriya/mezhvedomstvennye-komissii/gorodskaya-komissiya-po-povysheniyu-urovnya-zhizni-i-legalizatsii-dokhodov/?lang=ru (дата обращения: 22.02.2023).

Поступила в редакцию 10.04.2023

Федулова Светлана Фёдоровна, кандидат экономических наук, доцент

кафедры финансов и цифровой экономики, Член Общественного Совета Министерства финансов УР ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: fsffin@yandex.ru

S.F. Fedulova

PRIORITIES, PECULIARITIES AND OPPORTUNITIES FOR INCREASING THE REVENUE POTENTIAL OF THE BUDGET OF THE UDMURT REPUBLIC

DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-4-645-650

The article analyzes the execution of the budget of the Udmurt Republic for 2022 in terms of revenues and expenditures, as well as the planned figures for 2023 and for the period of 2024 and 2025. The analysis is carried out in the dynamics separately on the reporting data on the execution of the republican budget and the consolidated budget of the Udmurt Republic, the differences of these concepts are considered. The analysis is carried out in absolute and relative indicators, the volumes of budget revenues and expenditures in monetary units are reflected, as well as the main indicators of the structure of revenues and expenditures. The author considers the reasons for changes in the indicators, related both to the work of the Republican Government and the Ministry of Finance of the Udmurt Republic, and to the trends in the economy. Particular attention is paid to such type of budget revenues as gratuitous receipts from the federal budget in the form of subsidies, subventions, grants and other types of interbudgetary transfers and their role in the budget revenues of the republic. The article also considers the public debt of the republic and the measures that have led to a reduction in the cost of its servicing. The article also considers the priorities highlighted in the formation of the republic's budget for 2023 and the planning period of 2024-2025. The author also considers measures to increase the revenue potential of the budget of the Udmurt Republic and improve the efficiency of budget expenditures.

Keywords: budget of the Udmurt Republic, budget analysis, revenue structure, expenditure structure, growth potential.

Received 10.04.2023

Fedulova S.F., Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Finance and digital economy; the Member of the Public Board of the UR Finance Ministry Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: fsffin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.