согласованности обратимся к сущности инновации-технологии и соответственно технологического эффекта.
Говоря о техническом уровне предприятия, следует в первую очередь иметь в виду уровень его технологических возможностей, иными словами, технологический уровень. Это вытекает из определяющей роли технологии в современном научно-техническом прогрессе. Любые самые прогрессивные технические идеи и конструкторские проекты не могут быть осуществлены, если они не будут переведены на язык новой и новейшей технологии, если не будут
разработаны способы их воплощения в деталях машин, если не будут разработаны прогрессивные, экономичные технологические процессы и использовано прогрессивное оборудование.
Литературы:
1. Иовлева О.В. Конкурентно-
инновационный подход к управлению предприятием // Проблемы управления в социально-экономических системах: теория, методология, практика: монография - Чебоксары: ИД «Среда», 2019. - С. 23 - 35
АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНО БЮДЖЕТА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА
Коваленко Мария Александровна
Аспирант кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и финансов
Кемеровский Государственный университет
г. Кемерово Стариков Владислав Витальевич Аспирант кафедры экономической теории и государственного управления
Кемеровский Государственный университет
г. Кемерово
ANALYSIS OF THE REGIONAL BUDGET OF THE KEMEROVO REGION - KUZBASS
Kovalenko Maria Alexandrovna
Postgraduate student of the Department of Accounting, Analysis, Audit and Taxation
Kemerovo State University, Kemerovo Starikov Vladislav Vitalievich Postgraduate student of the Department of Economic Theory and Public Administration
Kemerovo State University, Kemerovo DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2021.3.74.526
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен обзор бюджета Кемеровской области - Кузбасса по состоянию на 01.01.2021, а также принятого закона о бюджете Кемеровской области - Кузбасса на плановый периоды с 2022 - по 2024 гг.. В ходе анализа выявлено недоисполнение бюджета, отмечено отсутствие существенных изменений параметров бюджета региона, принятого к исполнению в 2022 году и в расчете за период 2023 -2024 гг. Также установлено действие причин, влияющих на результат исполнения бюджета в плановом периоде.
ANNOTATION
This article provides an overview of the budget of the Kemerovo region - Kuzbass as of 01.01.2021, as well as the adopted law on the budget of the Kemerovo region - Kuzbass for the planning periods from 2022 to 2024. The analysis revealed an underperformance of the budget, noted the absence of significant changes in parameters the regional budget adopted for execution in 2022 and calculated for the period 2023 -2024. The action of the reasons influencing the result of budget execution in the planning period was also established.
Ключевые слова: бюджет региона, исполнение регионального бюджета.
Key words: regional budget, regional budget execution.
Региональные финансы являются одной и важнейших составляющих финансовой системы государства, представляющие собой потоки денежных средств, обеспечивающие развитие региона и рост экономики всей страны. Финансирование расходов региона и мобилизация денежных средств отражаются в региональном бюджете. Поэтому анализ бюджета региона является основой для текущего и стратегического планирования. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего выбора социально-экономического развития территории,
определения приоритетов бюджетной политики, а также основных тенденций и структуры бюджета.
Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части отражаются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых
расходуются деньги, и их количественные параметры.
Одним из принципов формирования бюджетной политики является принцип сбалансированности, предполагающий равенство доходной и расходной частей бюджета. Однако, постоянно меняющиеся приоритетные направления государства и нестабильность экономической конъюнктуры делают невозможным достижение данного баланса. В результате чего возникает дефицит или профицит бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации «При составлении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета» [1]. Недостаточность средств бюджета приводит к необходимости привлечения дополнительных источников. Профицит бюджета может указывать на неграмотную политику, так как эти деньги не пойдут в экономику, следовательно, не будет достигнута сбалансированность бюджета.
Ниже приведена таблица бюджетной статистики Кемеровской области - Кузбасса по состоянию на 01.11.2021г.
Таблица 1
Актуальное состояние бюджета Кемеровской области - Кузбасса на 01.11.2021 г.
Утверждено, млн. руб. Исполнено, млн. руб. Исполнено, %
доходы 199 121,31 172 279,76 86,52
расходы 214 947,48 146 325,05 68,07
По данным таблицы видно, что по расходная - 214 947,48 млн. руб. Дефицит бюджета утвержденным сумма на 2021 год доходная часть составит 15 826,17 млн.руб..
бюджета составляет 199 121,31 млн. руб., На рисунке 1 наглядно представлено
исполнение бюджета региона.
доходы расходы
Рисунок 1 - Исполнение бюджета Кемеровской области - Кузбасса
По состоянию на 01.11.2021 доходная часть бюджета региона исполнена на 86,5%, что в денежном выражении составляет 172 279,76 млн.руб.. Расходная часть исполнена на 68,07% и равна 146 325,05 млн.руб.. Для достижения сбалансированности бюджета необходимо до конца
года увеличить доходы бюджета на 26841,6 млн.руб. и израсходовать денежные средства на 68622,4 млн.руб.
В таблице 2 отражено исполнение бюджета региона в период с 2018 по 2021 год.
Исполнение Регионального бюджета за 2018-2021 гг., млн.руб
Таблица 2
Показатель 2018 2019 2020 2021
доходы 168 675,97 157 910,71 165 361,29 172 279,76
расходы 132 529,58 158 886,29 206 501,49 146 325,05
дефицит/профицит 36 146,39 -975,59 -41 140,20 25 954,71
По данным таблицы с 2018 года наблюдается дефицит бюджета. По состоянию на 01.11.2021 бюджет является профицитным. На рисунке 2
наглядно представлена динамика бюджета за анализируемый период.
исполнения
160 000,00 140 000,00 120 000,00 100 000,00 80 000,00 60 000,00 40 000,00 20 000,00 0,00
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
2018
2019
2020
2021
Рисунок 2 - Исполнение бюджета Кемеровской области -Кузбасса в динамике с 2018 г. по 01.11.2021 год., млн.руб..
Бюджет субъекта Российской Федерации планируется исходя из особенностей, перспектив и ограничений региона с учетом общих макроэкономических тенденций и прочих факторов, часто непредсказуемых и комплексных, оказывающих влияние на экономическую жизнь региона. Всё это не позволяет ожидать точного совпадения проекта бюджета и его исполнения, однако на основе прогнозируемых параметров
можно и нужно судить о зарождении или динамике стратегических тенденций развития региона, так как в конечном счете бюджет региона отражает изъявление экономической воли жителей региона.
В принятом в первом чтении проекте закона об областном бюджете на грядущий 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, на первый взгляд, не наблюдается серьезных структурных изменений, как можно заметить в таблице 3.
Таблица 3
Динамика доходной части регионального бюджета Кемеровской области -
Показатель 2022 2023 2023/ 2022 2024 2024/ 2023
Налоговые доходы Сумма 135 441,91 141 495,32 104,47% 148 465,79 104,93%
В % к доходной части 80,02% 80,00% 83,55%
Налоги на прибыль, доходы Сумма 93 736,31 97 552,07 104,07% 103 042,51 105,63%
В % к доходной части 55,38% 57,64% 57,99%
Налог на прибыль организаций Сумма 51 686,22 53 726,07 103,95% 57 182,27 106,43%
В % к доходной части 30,54% 30,37% 32,18%
Продолжение таблицы 2
Показатель 2022 2023 2023/ 2022 2024 2024/ 2023
Налог на доходы физических лиц Сумма 42 050,10 43 826,00 104,22% 45 860,25 104,64%
В % к доходной части 24,84% 24,78% 25,81%
Показатель 2022 2023 2023/ 2022 2024 2024/ 2023
Неналоговые Сумма 2 733,49 2 765,89 101,19% 2 796,50 101,11%
В % к доходной части 1,61% 1,56% 1,57%
Безвозмездные поступления Сумма 31 070,98 32 607,01 104,94% 26 415,98 81,01%
В % к доходной части 18,36% 18,43% 14,87%
Всего доходов 169 256,62 176 878,96 177 689,50
Можно отметить рост как доходной, так и
Основными
расходными
статьями
расходной частей бюджета в рамках инфляционных планируются социальная политика и образование. ожиданий. Большую долю доходов традиционно На примере сокращения затрат на
составляют налоги на прибыль и доходы.
общегосударственные
вопросы,
На рисунке 3 наглядно представлена продемонстрированного на рисунке 3, можно оптимизация расходных статей бюджета на наблюдать потенциальную оптимизацию
плановый период с 2022 по 2024 год. 200 000,00
180 000,00
160 000,00
140 000,00
120 000,00
100 000,00
80 000,00
60 000,00
40 000,00
20 000,00
18 755,76
1 589,57
18 735,77
2 253,
19 107,39
19 271,51
7 152,4
6
10 080,43
2022
12 281,22
2 795,70
1
5 556,34
0 883,29
21 120,79
содержания административного аппарата.
I Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
I Социальная политика
7 646,04
53 988,97
1
7 621,91
0 955,
18 071,14
9 882, 290,0
2023
9 710,2 2024
I Здравоохранение
I Образование
I Жилищно-коммунальное хозяйство
'Национальная экономика
Общегосударственные вопросы
I Прочие
1
8
7
Рисунок 3 - Исполнение бюджета Кемеровской области -Кузбасса по расходам в динамике с 2022 по 2024 год., млн. руб.
Примечательно также снижение доли безвозмездных поступлений, что означает ориентир на уменьшение зависимости от бюджетных средств. Вместе с тем сокращены и расходы на дотации и субсидии нижестоящим бюджетам, что также намекает на усиление стимулов к самостоятельному развитию регионов.
Однако, уменьшение безвозмездных поступлений закладывается в проект бюджета ежегодно. Например, проект бюджета 2021 года включал около 27 млрд. рублей, а исполнено на момент 01.11.2021 уже свыше 36 млрд рублей, как видно из таблицы 4.
Исполнение регионального бюджета по доходам, млн.руб,
Таблица 4
Показатель 2018 2019 2020 2021
Налоговые доходы 133 940,22 121 448,87 99 275,53 132 645,47
Неналоговые доходы 30 760,36 4 915,39 3 593,53 3 376,60
Безвозмездные поступления 31 659,39 31 546,44 62 492,23 36 257,70
Расхождения закона об исполнении с плановым проектом и корректировки в бюджет региона в течение года объясняются влиянием внешних, часто дестабилизирующих экономику факторов.
Самыми актуальными для региона на данный момент являются эффекты эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией коронавирусной инфекции, такие как:
• сворачивание деятельности малого и среднего бизнеса в связи с дополнительными ограничениями, накладываемыми в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции, и соответствующее снижение налогооблагаемой базы;
• процесс развертывания инфляции, значительно ускоренный по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На данный момент индекс потребительских цен в рамках региона по данным Росстата составляет 107,15 % к декабрю прошлого года. Учитывая временной лаг между мерами, предпринятыми Центральным Банком для сдерживания инфляции и их эффектом, можно предположить дальнейший рост выраженный, в том числе в Индексе потребительских цен. Кроме того, нельзя игнорировать тот факт, что цены на потребительских и прочих рынках, таких как рынки недвижимости и капитала, будут расти быстрее,
чем налогооблагаемая база, составляющая львиную долю доходов бюджета. Так как расходная часть, в свою очередь, включает расходы, в том числе на социальное обеспечение граждан, можно предположить, что прогнозируемый бюджет составлен с учетом оптимистичного сценария развития. В действительности следует ожидать большего дефицита бюджета по итогу 2022 года, а также пересмотра бюджета на плановый период 2023 и 2024 годов с целью изменения стратегии региона в сторону большей поддержки малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее, основной причиной является санитарно-эпидемиологическая обстановка,
сложившаяся в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОУТО-19), накладывающей обременение на расходы бюджета в сфере здравоохранения. На рисунке 4 отражено запланированные расходы данной статьи бюджета в динамике с 2021 по 2024 года согласно утвержденному бюджету на плановый период.
По состоянию на 01.11.2021 средства, направленные на покрытие расходов в сфере здравоохранения, освоены на 62,6%. Это означает, что в условиях повышенного спроса на медицинские услуги вследствие распространения новой коронавирусной инфекции отсутствует ожидаемый существенный рост расходной части бюджета в сфере здравоохранения.
Рисунок 4. Динамика расходов бюджета на здравоохранение в Кемеровской области -Кузбассе в 2021 и на плановый 2022 - 2024 гг.
Такая ситуация может быть следствием того, что большой объем услуг предоставляют частные медицинские организации, в виду большей мобильности и эффективности. Это может являться причиной для снижения запланированного объема средств в данной статье бюджета на последующие периоды.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что процедура планирования бюджета региона на плановые периоды не учитывает в полной мере актуальных социально - экономических процессов в регионе. Доходная часть не предполагает адаптации к конъюнктурным явлениям в части формирования бюджета. Расходная - не отражает структурных изменений, необходимых для адекватной реакции на актуальные проблемы. Исходя из этого, исполнение бюджета в период с 2022 по 2024 гг. может не соответствовать плановым показателям, принятым на этапе разработки проекта бюджета в сторону увеличения дефицита.
Список литературы:
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 19702/bfe84bef16378ca35200b610fe85a50ee121673c
2. ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -КУЗБАССА ОТ 23.12.2020 № 160-ОЗ «ОБ ОБЛАСТНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ» (в редакции законов Кемеровской области - Кузбасса от 31.03.2021 № 27-ОЗ, от 26.05.2021 № 43-ОЗ, от 30.06.2021 № 62-ОЗ, от 07.10.2021 № 84-ОЗ, от 29.10.2021 № 103-ОЗ) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.ofukem.ru/budget/law2021 -2023/17323
3. ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ -КУЗБАССА ОТ 29.05.2020 №56-ОЗ «ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2019 ГОД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ofukem.ru/budget/laws2018-2020/
4. ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.07.2019 №63-ОЗ «ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ЗА 2018 ГОД» Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ofukem.rn/budget/laws2018-2020/
5. Министерство финансов Кузбасса https://www.ofukem.m/budget/regюnal-budget-2019-2021/
6. Пояснительная записка к проекту закона Кемеровской области - Кузбасса «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ofukem. ru/budget/regional-budget-2021 -2023/