УДК 332.14: 336.14 DOI 10.14258/epb202307
БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН КАК ИНСТРУМЕНТ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ1
Э. Р. Мамлеева, Н. В. Трофимова, М. Ю. Сазыкина
Институт стратегических исследований Республики Башкортостан
(Уфа, Россия)
В настоящее время экономика регионов Российской Федерации, как и страны в целом, функционирует под воздействием неблагоприятных факторов: западные санкции, геополитическая нестабильность, нарушение цепочек поставок товаров, сокращение численности трудовых ресурсов и др. Также развитие регионов будет подчиняться новациям бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации (РФ) и Республики Башкортостан (РБ). От того, насколько эффективно регионы смогут приспособиться к изменяющимся условиям, во многом зависит развитие как экономики, так и социальной сферы территорий.
Важнейшим документом регионального планирования является бюджет субъекта РФ. При этом формирование регионального бюджета опирается на прогноз макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации и сформированного на его основе прогноза социально-экономического развития субъекта. Также при формировании прогноза бюджета Республики Башкортостан учитываются региональные документы стратегического планирования, а также новации бюджетного и налогового законодательства.
В текущих условиях неопределенности прогнозирование развития региона, в частности прогноз параметров регионального бюджета, представляет особую актуальность и в то же время является очень сложным процессом.
В статье проанализированы основные направления бюджетной политики Республики Башкортостан на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг., исследованы структура доходной и расходной частей бюджета, сделаны выводы о корректности заложенных в бюджет параметров, но при этом указано на угрозу недостижения некоторых показателей прогноза социально-экономического развития РБ в сложившихся внешнеполитических условиях.
Ключевые слова: прогноз, развитие, бюджет, регион, Республика Башкортостан.
ADAPTING TO NEW CONDITIONS: ANALYZING THE ROLE OF THE BUDGET OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN IN ITS SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT
E. R. Mamleeva, N. V. Trofimova, M. Yu. Sazykina
Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)
The Russian Federation and the Republic of Bashkortostan face various challenges that affect their regional economies and social spheres, including Western sanctions, geopolitical instability, supply chain disruptions, and labor shortages. The success of regional development depends on the ability to adapt to changing circumstances, including innovations in budget and tax legislation. The regional budget is a critical document in planning for development, but forecasting its parameters has become increasingly complex in the current uncertain environment. This article analyzes the budget policy of the Republic of Bashkortostan for 2023 and the planned period of 2024-2025, including the revenue and expenditure structure, and examines the potential threats to achieving the forecasted social economic development parameters.
Keywords: forecast, development, budget, region, Republic of Bashkortostan.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ «Организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, включая экспериментальные разработки, для реализации Стратегии социально-экономического развития РБ».
Введение. Опыт ведущих экономических стран показывает, что прогнозирование и планирование занимают особое место в управлении социально-экономическим развитием государств [1, с. 230]. Целенаправленное воздействие на экономические и социальные процессы предполагает использование определенных знаний и специальных инструментов. В частности, при прогнозировании важно учитывать как сформировавшиеся на протяжении длительного периода времени тенденции, так и закладывать в прогнозные модели факторы неопределенности [2, с. 56].
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование — это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлений и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики [3, с. 162].
В настоящее время в Российской Федерации на уровне страны и регионов публикуются официальные прогнозы основных макроэкономических параметров, на основе которых, в свою очередь, позже формируется прогноз бюджета субъекта Российской Федерации и страны в целом.
Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, обоснована сложностями, с которыми сталкиваются федеральные и региональные органы власти при прогнозировании как основных параметров социально-экономического развития, так и регионального и федерального бюджетов, в частности, и необходимостью проведения анализа обоснованности положений, отраженных в прогнозах.
Цель статьи — анализ основных параметров доходной и расходной частей бюджета Республики Башкортостан на 2023 год. и плановый период 2024 и 2025 годы в контексте учета исследования прогнозной динамики основных макроэкономических показателей.
Основные направления бюджетной политики Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы (далее — Основные направления бюджетной политики) разработаны в соответствии с проектом Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годы, Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года, Планом оздоровления региональных финансов Республики Башкортостан, утвержден-
ным распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2018 года № 936-р.
В настоящее время российская экономика столкнулась с новыми беспрецедентными вызовами, в числе которых:
— уход с российского рынка ряда иностранных компаний;
— проблемы с экспортом российской продукции и импортом в Россию отдельных товаров, в том числе оборудования и комплектующих;
— нарушение логистических цепочек и кооперационных связей;
— непредсказуемое введение санкций в отношении промышленных секторов, банковского сектора, зарубежных партнеров российского бизнеса;
— волатильность на рынке ценных бумаг и валютном рынке;
— высокие показатели инфляции.
Перечисленные факторы негативно отразились на деловом климате и создали риски для бюджетной системы Российской Федерации.
Прогноз бюджета на 2023-2025 годы составлен с учетом всех изменений налогового законодательства [4].
Изменения в федеральном налоговом законодательстве:
— институт единого налогового платежа, что позволит изменить и упростить механизм исполнения обязанности по уплате налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом. Однако данный институт может создать определенные риски в части исполнения доходной части региональных и местных бюджетов. Установление единых сроков уплаты налогов, с одной стороны, упрощает платежный календарь налогоплательщиков и позволяет платить все налоги 1 раз в месяц единым налоговым платежом. С другой стороны, создаются риски кассовых разрывов, что требует повысить эффективность кассового планирования;
— отмена института консолидированной группы налогоплательщиков, что создает трудности прогнозирования поступления налога на прибыль в бюджет;
— индексация ставок акцизов на нефтепродукты, крепкую алкогольную продукцию и пиво;
— увеличение норматива распределения акцизов на нефтепродукты в целях формирования дорожных фондов;
— установление налоговой ставки на прибыль организаций для аккредитованных ИТ-компаний в размере 0% до 31.12.2024;
— сохранение на период действующего 50% ограничения по переносу убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах по налогу на прибыль организаций;
— применение в отношение объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, в 2023 году для расчета земельного налога и налога на имущество организаций кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2022 года;
— сохранение до 2024 года централизации 1% налога на прибыль в федеральном бюджете.
В сфере регионального налогового законодательства в области инвестиций можно выделить следующие новации:
— налог на прибыль. Установлены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, имеющих статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта, подлежащему зачислению в бюджет. Также продлевается срок действия пониженной ставки налога на прибыль организаций в размере 12,5%, подлежащего зачислению в бюджет РБ до 01.01.2024 года;
— налог на имущество организаций. Увеличен срок осуществления инвесторами, заключившими с Правительством РБ инвестиционное соглашение об условиях реализации инвестиционного проекта, капитальных вложений с 3 до 7 лет, а для инвестиционных проектов стоимостью свыше 5,0 млрд руб. — с 5 до 10 лет для применения льгот по налогу на имущество организаций. Освобождаются от уплаты налога на имущество организации, имеющие статус налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта;
— упрощенная налоговая система (УСН). Снижены налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий.
Методы и методика проводимого исследования. Методическую основу исследования составляют общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение и обобщение. В процессе исследования были применены системный метод, а также логический и статистический анализ.
Эмпирическую базу исследования составили официальные документы федеральных и республиканских органов власти, в частности Прогноз со-
циально-экономического развития Российской Федерации и Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов [5-6], проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также доклад Центрального Банка Российской Федерации, об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики [7].
Результаты. В основе формирования параметров бюджета Республики Башкортостан находится прогноз ключевых показателей социально-экономического развития региона. При этом прогноз имеет вариативность. Базовый вариант прогноза является наиболее вероятностным и формируется с учетом влияния внешних и внутренних факторов. В частности, предполагается, что на протяжении всего прогнозного периода сохранится влияние:
— введенных западными странами в отношении Российской Федерации санкций;
— мирового роста цен на продовольственные и непродовольственные товары;
— сокращения объемов импортных поставок, из-за введенных иностранными государствами ограничений, а также вследствие разрыва логистических цепочек;
— сжатия экспортных рынков и других факторов.
При этом базовый сценарий предполагает, что к концу прогнозного периода российская экономика продемонстрирует рост за счет успешной реализации политики импортозамещения, выхода на новые экспортные рынки, а также формирования обновленных логистических цепочек.
Консервативный сценарий предполагает менее оптимистичное развитие событий, в частности, усиление геополитической напряженности и ведение новых пакетов санкций в отношении России.
Несмотря на учет различных тенденций в рамках базового и консервативного сценариев, разница между прогнозными параметрами по каждому не велика, а тенденции во многом схожи.
В таблице 1 приведен анализ динамики основных показателей развития Республики Башкортостан по сравнению со средними значениями в Российской Федерации в 2021-2025 годах.
Данные таблицы 1 свидетельствуют о более оптимистичной фактической и прогнозной динамике основных экономических показателей (индексу физического объема ВРП, индексу промышленного производства) в Республике Башкортостан в 20222025 гг. по сравнению со среднероссийскими значениями. Динамика индекса потребительских цен прогнозируется в 2022-2025 гг. идентичной среднероссийскому показателю. При этом по показа-
телям, характеризующим потребительскую ак- и объему платных услуг населению, в прогнозе РБ тивность населения: обороту розничной торговли заложен более умеренный рост.
Таблица 1
Значение основных показателей развития Республики Башкортостан и Российской Федерации в 2021-2025 гг.
\ Наимено-\ вание Год \ Значения основных экономических показателей
ВРП/ВВП, млрд руб. в основных ценах соответствующих лет Индекс физического объема ВРП / Темп роста ВВП Индекс промыш-ленного производства, % к предыдущему году Индекс потребительских цен, % (декабрь к декабрю предыдущего года) Инвестиции, темп роста, % к предыдущему году Оборот розничной торговли, % к предыдущему году Объем платных услуг населению, % к предыдущему году Среднемесячная заработная плата, руб.
Республика Башкортостан
2021 оценка 2059,4 103,4 107,9 108,7 105,1 103,5 105,0 42 848,2
2022 оценка 2 265,1 97,3 100,1 112,4 102,1 93,5 93,2 46 275,8
2023 прогноз 2 447,2 101,9 103,1 105,5 100,3 102,5 101,0 50 116,7
2024 прогноз 2 582,5 103,3 103,9 104,0 100,8 103,5 101,4 54 426,7
2025 прогноз 2 779,6 103,4 104,2 104,0 102,8 103,8 101,0 59 270,7
Российская Федерация
2021 оценка 131015 104,7 106,4 108,4 107,7 107,8 116,7 57244
2022 оценка 146065 97,1 98,2 112,4 98,0 93,9 99,0 63888
2023 прогноз** 149949 99,2 98,7 105,5 99,0 102,7 101,9 69452
2024 прогноз** 159714 102,6 102,2 104,0 103,9 103,7 102,5 74804
2025 прогноз** 170598 102,6 102,3 104,0 103,7 103,1 102,5 80028
Отклонение значений показателей в Республике Башкортостан от среднероссийских
2021 год Х -1,3+ +1,5+ +0,3 + -2,6+ -4,3+ -11,7+ -14395,8 74,9%+
2022 год Х +0,2 + +1,9+ +0,0 +4,1 + -0,4+ -5,8+ -17612,2 72,4%+
2023 год Х +2,7 + +4,4+ +0,0 +1,3 + -0,2+ -0,9+ -19335,3 72,2%+
2024 год Х +0,7 + +1,7+ +0,0 -3,1 + -0,2+ -1,1 + -20377,3 72,8%+
2025 год Х +0,8+ +1,9+ +0,0 -0,9+ +0,7 + -1,5+ -20757,3 74,1%+
* Показатели представлены в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (базовый сценарий).
** Показатели представлены в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (базовый сценарий).
Выделяются значительно более высокие прогнозные параметры объема инвестиций в РБ (102,1% в 2022 г. и 100,3% в 2023 г.) по сравнению со среднероссийскими значениями (98,0 и 99,0 % соответственно). В 2024-2025 гг. прогнозные значения темпа роста инвестиций в РБ (100,8 и 102,8%) ниже среднероссийских (103,9 и 103,7%). Также отметим, что уровень среднемесячной заработной платы в РБ составлял в 2020 г. 74,9% от среднероссийского уровня, прогнозируется сохранение данной тенденции и до 2025 г. из-за более низких
темпов роста заработной платы в регионе, что приведет к усилению отставания РБ по данному показателю от средних значений в РФ.
Заложенный в прогноз рост показателя ввода в эксплуатацию жилых домов в 2024-2025 гг. в базовом сценарии представляется излишне оптимистичным, учитывая высокую текущую закре-дитованность населения республики, околонулевой рост ЕГО реальных располагаемых денежных доходов, отставание показателя среднемесячной заработной платы в регионе от среднероссийских
в среднем на 23-24% в прогнозном периоде, а также сохранение глобальной турбулентности в краткосрочном периоде.
В целом вектор изменений ключевых макроэкономических показателей по РБ в прогнозном периоде соответствует трендам федерального уровня.
Существует угроза недостижения некоторых показателей прогноза социально-экономического развития РБ в сложившихся внешнеполитических условиях (проведение СВО и частичная мобилизация), в частности, численности занятых в экономике. В 2021 г. она составила 1650,9 тыс. человек, в 2022 г. прогнозируется снижение на 66,6 тыс. до 1584,3 тыс. человек. На наш взгляд, заложенная в прогноз смена негативной тенденции снижения занятых в экономике ростом в 2023-2025 гг. как в консервативном, так и в базовом сценарии не учитывает в полной мере точно спрогнозированные тренды в демографических процессах [8, с. 55]. Объективных факторов для роста численности трудоспособного населения очень мало. Для увеличения численности занятого населения необходимо скорректировать существующий комплекс мер поддержки регионального рынка труда [9, с. 545].
Требует уточнения показатель «Уровень зарегистрированной безработицы». В документе значение показателя на 2022 г. составляет 6,7%. Однако по данным на сентябрь 2022 г., уровень общей без-
работицы в республике — 3,6%. При этом по официальным данным, на 1 сентября 2022 г. уровень регистрируемой безработицы в регионе составил 1,07%, уменьшившись относительно начала года на 0,1 процентного пункта. Таким образом, учитывая сегодняшние тенденции, следует пересмотреть прогнозные параметры показателя «Уровень зарегистрированной безработицы» на 2023 г. в базовом и консервативном сценарии в сторону уменьшения.
Далее проанализируем основные параметры прогноза бюджета Республики Башкортостан на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.
В базовом варианте среднесрочная траектория развития российской экономики определяется следующими факторами:
— сокращение импорта вследствие санкцион-ных ограничений и «добровольного отказа» иностранных партнеров от сотрудничества с Россией;
— потеря ряда экспортных рынков и ограниченные возможности переориентации поставок;
— временные лаги в структурной перестройке производственно-логистических цепочек в российской экономике.
Согласно базовому сценарию (рис. 1) республиканский бюджет на 2023-2025 гг. планирует дефицитным.
Рис. 1. Структура бюджета Республики Башкортостан в 2023-2025 гг. согласно базовому сценарию, млн руб.
В структуре доходов бюджета прогнозируется рост налоговых и неналоговых доходов как в абсолютных, так и в относительных значениях (рис. 2).
При этом прогнозируется достаточно весомое сокращение безвозмездных поступлений в бюджет региона, доля которых в 2025 г. составит 21,7%.
120 100 80 60 40 20 0
2023 2024 2025
■ Налоговые и неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления
Рис. 2. Структура доходов проекта бюджета на 2023 год и на плановые 2024-2025 годы
согласно базовому сценарию, %
В структуре налоговых и неналоговых поступ- ских лиц; налоги на товары (работы, услуги), реа-лений наибольший удельный вес занимают: налог лизуемые на территории РФ; налог на имущество на прибыль организаций; налог на доходы физиче- (табл. 2).
Таблица 2
Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета РБ в 2023-2025 гг.
2023 2024 2025
Налоговые и неналоговые доходы, млн руб. 180445,1 188611,7 198957,3
Темп прироста налоговых и неналоговых доходов (по сравнению с предыдущим годом), % 3,7 4,5 5,5
10096
те« аои
70« 60« 50« 40« 30« 20« 10« 0«
29,5 23,3 12,3 1,9 5,8 3,5 23,7
25,7
28,4 22,3 12,3 1,8 6 3,5
33,8
25,6 19,3 11 1,6 5,6 3,1
Нглсг нэ прибыль Налог на дохода- Налоги нг Налоги на
организации физических лиц товары, совокупный
реализуемые на доход территории РФ
Налоги на имущество
12023 ■ 2024 12025
Доходы от использования
имущества, находящегося в гас и муниц. собственности
Другие доходы, а
безвозмездные поступления
Рис. 3. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2023-2025 годах, %
Более половины всех налоговых и неналоговых поступлений обеспечивают налоги на прибыль, на доходы физических лиц. В 2023 г. их суммарная доля составит 44,9%, в 2024 г. — 50,7%, в 2025 г. — 52,9% (рис. 3).
В проекте регионального бюджета планируется увеличение поступлений от налога на прибыль, доля которого возрастет с 25,6% в 2023 г. до 29,5% в 2025 г.
На рост поступлений налога на прибыль положительное влияние могут оказать оборонзака-зы, поступающие на предприятия ВПК Республики Башкортостан, а также реализуемые мероприятия по легализации налоговой базы.
Отметим, что данные параметры согласуются с прогнозом основных показателей социально-экономического развития РБ (табл. 3).
Таблица 3
Темп роста некоторых показателей прогноза социально-экономического развития РБ, %
Показатели 2023 2024 2025
Прибыль по всем видам деятельности 106,7 108,1 106,8
Прибыль неубыточных организаций 107,6 108,3 107,0
Как следует из таблицы 3, прогнозируется рост как прибыли по всем видам деятельности, так и прибыли неубыточных организаций.
Рост поступлений налога на доходы физических лиц обусловлен увеличением фонда заработной платы работников и среднемесячной заработной платы (рис. 4).
Рис. 4. Прогноз поступлений НДФЛ в бюджет РБ в 2023-2025 гг.
Темп роста фонда заработной платы работников по сравнению с предыдущим годом в 2023 г. составит 108,7%, в 2024 г. — 109,1%, в 2025 г. — 109,6%.
Увеличение поступлений НДФЛ в краткосрочной перспективе также будет обусловлено реализацией мероприятий по легализации предпринимательской деятельности, занятости, заработной платы, проводимых РОИВ. Ожидается также рост поступлений от налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ.
По статье «Налоги на имущество» прогнозируется сокращение поступлений в бюджет (рис. 5). К основным причинам этой тенденции можно отнести:
— по 31 декабря 2022 года освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов недвижимого имущества, которые являются торговыми центрами
(комплексами) или размещены в торговых центрах (комплексах) и которые предоставляются в аренду, при соблюдении некоторых условий;
увеличение сроков реализации приоритетных инвестиционных проектов, учитываемых при определении налоговых льгот; увеличение срока осуществления инвесторами, заключившими с Правительством РБ инвестиционное соглашение, об условиях реализации инвестиционного проекта, капитальных вложений с 3 до 7 лет, а для инвестиционных проектов стоимостью свыше 5,0 млрд руб. — с 5 до 10 лет для применения льгот по налогу на имущество организаций;
освобождение участников специального инвестиционного контракта от уплаты налога на имущество организаций.
Рис. 5. Прогноз поступлений налогов на имущество в бюджет РБ
По статье «Доходы от использования имуще- прирост на уровне 2-4 %. Также прогнозируется ства, находящегося в государственной и муници- рост поступлений от налогов на товары (работы, пальной собственности», запланирован небольшой услуги), реализуемых на территории РФ.
Рис. 6. Прогноз поступлений основных видов акцизов в бюджет РБ
В проекте прогноза предусматривается индексация ставок по акцизным сборам, которые оказывают ключевое влияние на динамику поступлений данных видов налогов (рис. 6).
Консервативный сценарий. Данный вариант отличается от базового двумя предпосылками. Во-первых, предполагается более глубокий спад российской экономики в 2022 г. (-8,8%) в условиях более жесткого применения санкционного режима и более медленной перестройки производственно-
логистических цепочек. Во-вторых, в консервативном варианте более существенное снижение цен на товары российского экспорта.
Согласно консервативному сценарию, республиканский бюджет на 2023 финансовый год запланирован в размере 257376,3 млн руб., на 2023 и 2024 гг. — 233669,8 млн руб. и 242642,7 млн руб. соответственно. При этом в 2023 г. дефицит бюджета должен составить 18 700,0 млн руб., в 2023 г. — 17300 млн руб. и 2024 г. — 13000 млн. руб. (рис. 7).
300000 --276076,3
1 250969,8 255642,7
242642. I НН ■
-18700 Щ-17300 Щ -13000
2023 ^^ 2024 2025
-50000
■ Доходы ■ Расходы Я Дефицит (профицит}
Рис. 7. Структура бюджета Республики Башкортостан в 2023-2025 гг. согласно консервативному сценарию, млн руб.
Консервативный сценарий так же, как и базовый вариант, предусматривает рост налоговых и неналоговых доходов (рис. 8) и, соответственно, сокращение безвозмездных поступлений в бюджет республики (с 32,9% в 2023 г. до 22,7% в 2025 г.). При этом, согласно консервативному сценарию, прогнозируется более существенный дефицит бюджета, который так же, как и в базовом сценарии, будет укладываться в нормативы бюджетного пра-
вила, установленного ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ ограничений (не более 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений).
Положительные тенденции снижения уровня долговой нагрузки на бюджет РБ свидетельствуют о качестве финансового планирования и эффективной политике управления государственным долгом.
32,9 25 22,7
77,3
67,1 75
2023 202Д 2025
■ Налоговые и неналоговые доходы ■ Безвозмездные поступления
Рис. 8. Структура доходов бюджета на 2023 год и на плановый период 2024-2025 гг. согласно
консервативному сценарию, %
Как и в базовом сценарии, в консервативном также предусматривается рост доли налогов на прибыль, НДФЛ (рис. 9). Резкое сокращение
удельного веса доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в 2024 г. до 1,4%, скорее
всего, является технической ошибкой (в консервативном прогнозе значение показателя по статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» в 2023 г. — 8148,6 млн руб., в 2024 г. — 3250, 2 млн руб., в 2025 г. — 8725,0 млн руб.).
Оценка параметров бюджета РБ на 2023 г. и плановый период 2024 и 2025 гг., согласно консервативному сценарию, выявила те же тенденции, что и в базовом варианте прогноза.
Таким образом, проект доходной части бюджета РБ составлен с учетом влияния всех внешних геополитических рисков, а также тенденций социально-экономического развития региона в 2022 г.
Проект бюджета Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в части исполнения его доходной части (базовый сценарий) достаточно реалистичен. В нем отражены основные параметры прогноза социально-экономического развития РБ.
Рис. 9. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета согласно консервативному сценарию
в 2023-2025 гг., %
Тем не менее существуют риски неисполнения доходной части бюджета, обусловленные в том числе:
— кассовыми разрывами в результате введения института единого налогового платежа;
— волатильностью налоговых поступлений в бюджет;
— снижением уровня деловой и инвестиционной активности вследствие ухудшения геополитической ситуации;
— налоговыми льготами;
— вероятностью ухода части предпринимателей и работников в неформальный сектор экономики и др.
Поэтому необходима разработка и реализация мероприятий в части более точного кассового пла-
нирования, контроля за исполнением налоговых платежей в бюджет региона, повышения предпринимательской активности, легализации трудовых отношений и др.
Далее рассмотрим основные направления бюджетных расходов Республики Башкортостан, запланированные на 2023-2025 гг.
На 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. целью бюджетной политики Республики Башкортостан в расходной части является приоритетное финансирование мер социальной поддержки населения, направленных на повышение качества жизни, сбережение здоровья, поддержку хозяйствующих субъектов, по выходу на новые рынки сбыта продукции и др.
На рисунке 10 представлена структура расходов бюджета РБ согласно базовому сценарию.
Рис. 10. Структура расходов бюджета Республики Башкортостан согласно базовому сценарию
в 2023-2025 гг., %
Анализ структуры расходов выявил следующее:
— в целом структура расходов указывает на социальную ориентацию бюджета, при этом к 2025 г. относительно 2022 г. запланировано снижение суммарных расходов по социальным статьям на 14,5 %. Среди социальных статей расходов бюджета наиболее существенное снижение к 2025 г. запланировано на здравоохранение — до уровня 6,72% (при 11,55% в 2022 г.). Сокращение социальных расходов в изменяющихся макроэкономических условиях, внешних вызовов вызывает некоторую озабоченность;
— несмотря на поставленные задачи по концентрации ресурсов в сфере здравоохранения (для повышении качества и доступности первичной медико-санитарной помощи, в том числе за счет его модернизации первичного звена, развитии детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям, реализации мероприятий, направленных на борьбу с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, обеспечении учреждений здравоохранения квалифицированными кадрами, обеспечении в приоритетном порядке льготных категорий граждан лекарственными препаратами, оснащении медицинскими изделиями учреждений здравоохранения,
имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации) в 20242025 гг. запланировано снижение расходов на «Здравоохранение» с 8,19% в 2023 г. до 6,72% в 2025 г.; — рост доли расходов по статье «Национальная экономика» до 20,3% к 2025 г. указывает на ориентацию Правительства Республики Башкортостан на создание внутренних условий для развития республиканской экономики.
Размер дефицита республиканского бюджета по базовому сценарию на 2023 г. составляет 8,0%, 2024 г. — 2,6 %, 2024 г. — 1,7% соответственно, что укладывается в норматив бюджетного правила согласно Бюджетного кодекса РФ.
Республика Башкортостан относится к субъектам РФ с высоким уровнем долговой устойчивости, что подтверждается минимальным (менее 1%) объемом расходов на обслуживание государственного долга в 2022-2024 гг.
Законопроект соответствует всем ограничениям, установленным бюджетным законодательством.
В рамках консервативного сценария структура расходов бюджета соответствует базовому варианту. При этом несколько большие объемы финансирования по сравнению с базовым сценарием заложены по статьям «национальная экономика», «здравоохранение», «социальная политика» (рис. 11).
Рис. 11. Структура расходов бюджета Республики Башкортостан согласно консервативному сценарию
в 2023-2025 гг., %
Заключение. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан разработаны на вариативной основе с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики. Однако в сложившихся условиях существует угроза недостижения некоторых показателей прогноза социально-экономического развития РБ: индекс физического объема ВРП, индекс промышленного производства, оборот розничной торговли, объем платных услуг населению, ввод в эксплуатацию жилых домов. В параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан также несколько завышен показатель «Численность занятых в экономике»: при существующих демографических тенденциях, геополитической ситуации и других внутренних и внешних факторах рост показателя в краткосрочном периоде представляется не совсем реалистичным. Учитывая сегодняшние тенденции, следует пересмотреть прогнозные параметры показателя «Уровень зарегистрированной безработицы» на 2023 г. в базовом и консервативном сценарии в сторону уменьшения.
Проект бюджета Республики Башкортостан на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг. в части исполнения его доходной части (базовый сценарий) достаточно реалистичен. В нем отра-
жены основные параметры прогноза социально-экономического развития РБ. Однако существуют риски неисполнения доходной части бюджета, обусловленные в том числе кассовыми разрывами; волатильностью налоговых поступлений в бюджет; снижением уровня деловой и инвестиционной активности вследствие ухудшения геополитической ситуации; налоговыми льготами и др. Поэтому необходима разработка и реализация мероприятий в части более точного кассового планирования, контроля за исполнением налоговых платежей в бюджет региона, повышения предпринимательской активности, легализации трудовых отношений и др.
Отметим, что учитывая высокую степень неопределенности развития событий в ближайшее время, непредсказуемость введения санкций, макроэкономическую и политическую нестабильность, прогнозные параметры бюджета РБ в консервативном и базовом сценарии должны отличаться более существенно.
Структура расходов указывает на социальную ориентацию бюджета, при этом к 2025 г. относительно 2022 г. запланировано снижение суммарных расходов по социальным статьям на 14,5 %о. Среди социальных статей расходов бюджета наиболее существенное снижение к 2025 г. запланировано на здравоохранение — до уровня 6,72%
(при 11,55% в 2022 г.). Сокращение социальных расходов в условиях изменяющихся макроэкономических условий, внешних вызовов вызывает некоторую озабоченность.
В сложившихся условиях расходная часть бюджета с большой долей вероятности также будет увеличена, поэтому необходима постоянная работа по выявлению недостаточно эффективно используемых ресурсов и перенаправление их на решение приоритетных и неотложных задач.
В последние годы Республика Башкортостан получала значительные объемы федерального финансирования, в частности на строительство объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Продолжение участия РБ в реализации различных федеральных программ (в частности, по строительству объектов транспортной инфраструктуры) простимулирует развитие смежных отраслей экономики и создаст основу для выхода республики на траекторию устойчивого развития.
В Республике Башкортостан сохраняется высокая закредитованность населения при существенном отставании доходов домохозяйств от среднероссийского уровня [10, с. 89]. Указанные обстоятельства приводят к низкой потребитель-
ской активности населения, что ограничивает возможности для развития различных секторов экономики (строительной отрасли, розничной торговли и других) и республиканской экономики в целом. Учитывая высокую занятость населения РБ в бюджетной сфере, целесообразно предусмотреть рост заработных плат бюджетников.
Размер дефицита республиканского бюджета будет планомерно сокращаться (по базовому сценарию дефицит бюджета на 2023 г. составит 8,0%, 2024 г. — 2,6%, 2024-1,7%). Дефицит бюджета будет укладываться в нормативы бюджетного правила, согласно которому расходы бюджета не должны превышать 15% годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Республика Башкортостан среди других субъектов РФ отличается высоким уровнем долговой устойчивости и качеством финансового планирования, а проводимая политика управления федеральным долгом признается одной из самых эффективных на федеральном уровне. Данные высокие оценки подтверждаются положительной динамикой снижения уровня долговой нагрузки бюджета Республики Башкортостан.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гранберг А. Г., Суслов В. И., Суспицын С. А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. Новосибирск, 2007. 371 с.
2. Волкова Е. Н., Карманов М. В. Моделирование социально-экономического развития регионов // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2016. № 3. С. 55-59.
3. Мазурова Е. Н., Каверзин И. В. Перспективы социально-экономического прогнозирования в России // Актуальные проблемы лесного комплекса: сб. науч. трудов. Вып. 29 / ред. Е. А. Панфилов. Брянск, 2011. С. 162-165.
4. Проект закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». URL: https://minfln.bashkortostan.ru/activity/2870/ (дата обращения: 14.10.2022).
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2023_ god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html/ (дата обращения: 01.10.2022).
6. Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, одобренный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 25 октября 2022 года № 1345-р. URL: https://economy.bashkortostan.ru/activity/22338/ (дата обращения: 25.10.2022).
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов: доклад Центрального банка Российской Федерации. М., 2022. URL: http://www.cbr. ru/about_br/publ/ondkp/ (дата обращения: 10.10.2022).
8. Население Республики Башкортостан: воспроизводственные и миграционные процессы, занятость и размещение: монография / под ред. И. В. Закирова. Уфа, 2021. 164 с.
9. Трофимова Н. В., Мамлеева Э. Р., Сазыкина М. Ю. Тенденции развития и направления государственного регулирования рынка труда в Республике Башкортостан // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 6. С. 549564.
10. Палашенков Б. Э., Матвеев В. В. Закредитованность населения Российской Федерация: проблемы и пути решения // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. № 1 (29). С. 87-94.
REFERENCES
1. Granberg A. G., Suslov V. I., Suspitsyn S. A. Multi-regional systems: an economic and mathematical study. Novosibirsk, 2007. 371 p.
2. Volkova E. N., Karmanov M. V. Modeling the socio-economic development of regions // Economics, statistics and informatics. Vestnik UMO. 2016. No. 3. Pp. 55-59.
3. Mazurova E. N., Kaverzin I. V. Prospects for socio-economic forecasting in Russia // Actual problems of the forest complex: Sat. scientific works: no. 29 / ed. E. A. Panfilov. Bryansk, 2011. Pp. 162-165.
4. Draft law of the Republic of Bashkortostan "On the budget of the Republic of Bashkortostan for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025". URL: https://minfin.bashkortostan.ru/activity/2870/ (date of access: 14.10.2022).
5. Forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for 2023 and for the planned period of 2024 and 2025. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2023_ god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html/ (date of access: 2.02.2022).
6. Forecast of the socio-economic development of the Republic of Bashkortostan for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025, approved by order of the Government of the Republic of Bashkortostan dated October 25, 2022 No. 1345-r. URL: https://economy.bashkortostan.ru/activity/22338/ (date of access: 25.10.2022)
7. The main directions of the unified state monetary policy for 2023 and the period of 2024 and 2025: report of the Central Bank of the Russian Federation. — Moscow: Central Bank of the Republic of Belarus, 2022. URL: http://www.cbr.ru/about_br/publ/ondkp/ (date of access: 10.10.2022)
8. Population of the Republic of Bashkortostan: reproduction and migration processes, employment and accommodation: monograph, ed. I. V. Zakirova. Ufa, 2021. 164 p.
9. Trofimova N. V., Mamleeva E. R., Sazykina M. Yu. Trends in development and directions of state regulation of the labor market in the Republic of Bashkortostan // Labor Economics. 2020. V. 7. No. 6. Pp. 549-564.
10. Palashenkov B. E., Matveev V. V. Indebtedness of the population of the Russian Federation: problems and solutions // National Security and Strategic Planning. 2020. No. 1 (29). Pp. 87-94.
Поступила в редакцию: 2.11.2022.
Принята к печати: 19.12.2022.