Научная статья на тему 'Приоритеты институциональной модернизации АПК региона в условиях вступления России в ВТО'

Приоритеты институциональной модернизации АПК региона в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АПК / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочков А. А.

Адекватная идентификация стратегии развития АПК является традиционным для отечественной агроэкономической науки дискурсом, в рамках которого также традиционно выделяются две непримиримые научные концепции консерваторов, обосновывающих преимущества крупного производства в сельском хозяйстве, и рыночников сторонников эффективности мелкотоварного хозяйствования на земле. Соответственно этим противоположным исходным аксиомам выделяются и две стратегии аграрной политики. В рамках рыночно-либеральной стратегии развитие должно идти по пути обеспечения минимальных потребностей населения и производителей продуктов питания при ориентации на мелких товаропроизводителей, работающих на локальные рынки, осуществляющих производство в условиях низкозатратных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты институциональной модернизации АПК региона в условиях вступления России в ВТО»

ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

369

БОЧКОВ А.А.

ПРИОРИТЕТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АПК РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Адекватная идентификация стратегии развития АПК является традиционным для отечественной агроэкономической науки дискурсом, в рамках которого также традиционно выделяются две непримиримые научные концепции - консерваторов, обосновывающих преимущества крупного производства в сельском хозяйстве, и рыночников - сторонников эффективности мелкотоварного хозяйствования на земле. Соответственно этим противоположным исходным аксиомам выделяются и две стратегии аграрной политики. В рамках рыночно-либеральной стратегии развитие должно идти по пути обеспечения минимальных потребностей населения и производителей продуктов питания при ориентации на мелких товаропроизводителей, работающих на локальные рынки, осуществляющих производство в условиях низкозатратных технологий. Однако доминирование мелкотоварного производства, мнению оппонентов, приведет к серьезной зависимости национального продовольственного рынка по значимым видам продуктов от импортеров, хотя к настоящему времени 60% сельскохозяйственной продукции производится именно в рамках малого агропредпринимательства, и Россия из крупнейшего в мире импортера зерна становится все более значимым его экспортером.

Альтернативным (консервативным) вариантом агростратегии является политика, направленная на поддержку всех сельскохозяйственных товаропроизводителей при преимущественном развитии крупного производства, его селективной государственной поддержке всеми экономическими, административными и институциональными механизмами. В результате можно достичь восстановления целостности и работоспособности АПК, сохранить продовольственную безопасность при росте потребления продуктов питания, повышении доходов и занятости сельского населения [3, с. 57]. Ориентиром формирования поддержки должны стать как потенциальные возможности каждого региона, определяемые по индексу физического роста сельхозпродукции (или комплексному индексу [2]), и как следствие, характеризующиеся высокими показателями инновационного экономического роста, так и качественная оценка каждого региона с позиций финансовой устойчивости.

Государственное регулирование АПК осуществляется в целях: гарантированного обеспечения населения страны высококачественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства; создания экономических условий для развития высокоэффективного агропромышленного производства и переработки продукции, развития социальной инфраструктуры села для улучшения качества жизни сельских жителей, защиты отечественного товаропроизводителя на внешнем рынке [4].

Значимость рыночных механизмов функционирования самого государства в АПК как важнейшего агента рыночной экономической системы подтверждается анализом факторов, которые привели к ограничению роста производства в сельском хозяйстве [3, с. 59].

Повышение эффективности воздействия осуществленных институциональных изменений на экономические процессы в АПК обеспечивается комплексом применяемых государством административных и экономических мер, осуществляемых на макро- и мезоуров-нях национальной экономики (рисунок 1).

Эффективное управление сложным механизмом рыночной деятельности огромного числа субъектов экономики - производителей продукции средств производства, сбытовых агентов, переработчиков сырья, продавцов и покупателей - с необходимостью предполагает объективный учет экономических и социальных интересов всех субъектов рынка через механизм аграрной политики, предусматривающей:

- стимулирование устойчивых взаимосвязей между участниками аграрного рынка и обеспечение на этой основе роста производства в АПК;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

- развитие производственной и социальной инфраструктуры АПК как средства устойчивого развития отраслей;

- защиту национальных производителей;

- поддержание доходов сельскохозяйственных производителей и работников других отраслей АПК;

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- стимулирование развития производственной, потребительской, снабженческой, сбытовой и др. кооперации на селе.

Меры государственного регулирования регионального АПК в контексте институциональной модернизации

Экономические

=

Макроуровень

(инструмент)

Мезоуровень (содержание)

Административные ♦-----------------

Законодательство

Индикативное планирование Мониторинг социальноэкономического развития региона

Целевое программирование Выработка и оценка целевых показателей

Управление государственной собственностью

Денежнокредитные инструменты

Рефинансирование коммерческих банков,операции на региональном рынке ценных бумаг, регулирование кредитной политики региональных банков

Лицензирование и квотирование

Социальная политика

Оценка социальнодемографических показателей; уровня и структуры занятости по территории; динамика доходов; состояние социальной сферы

В нешнеэкономиче-ская и торговая политика

Применение санкций применение нормативов качества и сертифика-ц и и п р о дукто в и технологий

Охрана окружающей среды и экологическая политика

Регулирование региональных налогов и субсидий; контроль за экспортом и импортом; ограничения по вывозу (ввозу) отдельных видов сельхозпродукции; регулирование цен

Рис. 1. Меры государственного регулирования регионального АПК

Основным субъектом аграрной политики может быть только государство, так как решение задач этой политики невозможно лишь экономическими механизмами самого рынка, а во многом и противоречит требованиям рынка [5].

Исходным и весьма существенным фактором осуществления модернизационной стратегии развития АПК выступает мониторинг эффективности функционирования агроорганизаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство, отражающий эффективность использования производственно-финансового потенциала различных форм хозяйствования и определяющий экономически обоснованные управленческие решения, учитывающие институциональные изменения. При этом следует учитывать, что в настоящее время акцент проводимых институциональных изменений и практических решений сместился на уровень субъектов Федерации в связи с повышением их самостоятельности и ответственности [1].

В Краснодарском крае сельскохозяйственным производством в крае занимается более 460 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 17600 крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), 422,1 тыс. личных подсобных хозяйств. Площадь сельскохозяйственных угодий края составляет 5,8 млн га, из которых около 4,0 млн га занимает пашня. Сельскохозяйственное производство края показывает достаточно устойчивую динамику в

последние годы. В целом 2007 г. 21% сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края завершили с убытком, хотя в сравнении с 2002-2006 гг. четко прослеживается положительная тенденция уменьшения доли убыточных предприятий: в 2002 г. они составляли 32%, а в 2005 г. - 29%. В течение последних 4-х лет результат от сельскохозяйственной деятельности в крае был устойчиво положительным, общий уровень рентабельности по всей финансово-хозяйственной деятельности в 2006 г. составил 15%.

Дальнейший мониторинг производственно-экономического и финансового состояния сельскохозяйственных предприятий региона с целью идентификации признаков кризисных явлений и определения направленности аграрной политики в данном исследовании проводится в рамках конкретного района - Усть-Лабинского - Краснодарского края, который ежегодно демонстрирует рост по показателям развития растениеводства и животноводства (с 2002 по 2006 г. по растениеводству он составил 10,5%, по животноводству - 72,5%); хозяйствами населения в 2006 г. было занято 112117 га сельскохозяйственных культур, занимают более 15% в валовом сборе зерновых культур, а сельхозорганизациями - 88159 га; валовой сбор зерновых в хозяйствах всех категорий составил 265,8 тыс. т, в том числе в сельхозорга-низациях - 217,7 тыс. т. Кроме того, выбранный район ежегодно занимает лидирующее место по урожайности зерновых культур, подсолнечника (в 2006 г. 46,4 с 1 га посевной площади и 25,1 ц соответственно). По финансово-экономическим показателям Усть-Лабинский район занимает пятое место: число прибыльных хозяйств составляло в 2006 году 6, убыточных -9. Кроме того, несмотря на наличие позитивных тенденции в развитии основных отраслей сельского хозяйства, рентабельность в сельскохозяйственных организациях за 1995-2006 гг. снизилась на 36,5%, что свидетельствует о целесообразности использования действенных мер при проведении аграрной политики1. Репрезентативная совокупность хозяйств, избранных в качестве объекта исследования, включает 8 предприятий.

По коэффициенту Альтмана из 8 предприятий в 2005 г. 4 находились в зоне очень высокой вероятности банкротства, 2 предприятия являлись финансово-устойчивыми, у 2 предприятий вероятность банкротства не определена. Выявленные тенденции в целом соответствуют реальному состоянию экономических субъектов аграрного сектора края. В 2006 г. безусловно несостоятельными являлись уже 5 предприятий района. Выявленная тенденция свидетельствует об отсутствии в управленческой деятельности на предприятиях края мер учета институциональных изменений. Анализ данных, полученных при помощи иркутской модели прогнозирования кризиса, свидетельствует о том, что 3 предприятия в 2005 г. и 2 - в 2006 г. имели максимальную вероятность банкротства, а 5 и 6 соответственно - минимальную. Кроме того, в среднем 4 сельхозпредприятия предпринимательского типа из 8 обследованных эффективно адаптировались к рыночным императивам, сохранив при этом относительно стабильный уровень финансовой устойчивости. Хотя указанные предприятия еще не обладают объемами ресурсов, достаточными для мобилизации собственных средств в целях погашения краткосрочных обязательств, но их возможности растут, что свидетельствует о положительных сдвигах в уровне их платежеспособности.

Таким образом, применение в системе антикризисного управления механизма мониторинга производственно-экономического и финансового состояния сельскохозяйственных предприятий региона позволяет не только накопить информацию, отражающую динамику экономических процессов, но также, проанализировав ее, получить прогнозные значения факторов, характеризующих состояние внешней среды, и более адекватные оценки перспектив развития сельскохозяйственных предприятий региона и определить направленность аграрной политики в рамках институциональных изменений.

В России сложилась трехуровневая система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации:

- Национальная ассоциация сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (кооператив третьего уровня «Народный кредит» создан в 2004г.);

- региональные ассоциации сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (кооперативы второго уровня, 33 единицы);

- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (кооперативы первого уровня).

1 Проанализировано автором по: Агропромышленный комплекс Кубани. Статистический сборник. - Краснодар, 2007.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

В качестве эффективных механизмов государственной поддержки развития кооперативных форм в агросфере целесообразно использовать все ее инструменты (таблица 1).

Таблица 1

Механизмы государственной поддержки эффективного функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов

Организационно-консультационная поддержка Организация сельских сходов; консультация малых форм хозяйствования по видам и механизмам государственной поддержки; подготовка документов на получение субсидий; оказание помощи кооперативам при подготовке учредительных документов, бизнес-планов для получения кредитов; обучение инициативных групп и менеджеров кооперативов

Нормативно-правовое регулирование Установление льготного режима налогообложения по региональным и местным налогам (в том числе транспортному налогу, налогу на имущество); формирование надзорного органа по контролю за деятельностью кооперативов; подготовка правил предоставления государственной поддержки из регионального бюджета; подготовка региональных и муниципальных нормативных актов о предоставлении гарантий и поручительств малым формам хозяйствования в АПК

Финансово-кредитная поддержка Предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам и займам, привлекаемым в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах; предоставление региональных и муниципальных гарантий для обеспечения обязательств по кредитам и займам; предоставление субсидий на формирование паевых фондов (встречные паевые взносы); помощь в приобретении необходимого оборудования для кооперативов; предоставление имущества в аренду или безвозмездное пользование

Наряду с этими, институционализированными законодательно формами господдержки кооперативного движения на селе, на наш взгляд, достаточно высокий эффект могут дать следующие меры по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и расширению возможностей сбыта продукции АПК малыми формами хозяйствования:

- подготовка и переподготовка кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- разработка и реализация нормативных правовых актов по предоставлению малым формам хозяйствования АПК гарантий и поручительств за счет средств региональных гарантийных и залоговых фондов;

- разработка и принятие региональных нормативных правовых актов по предоставлению сельскохозяйственным потребительским кооперативам налоговых льгот по региональным и местным налогам;

- разработка предложений по совершенствованию режима торговли, в том числе направленных на адресное применение упрощенного режима торговли в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, реализующих свою продукцию;

- реализация совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов мер по созданию сельскохозяйственных кооперативных рынков

По развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Южном федеральном округе первое место занимает Ростовская область (118 кооперативов, в т.ч. 74 кредитных, 26 снабженческо-сбытовых, 16 перерабатывающих и 2 обслуживающих).

Очевидно, присоединение к ВТО России, Казахстана, Украины, Беларуси позволит вместе странам СНГ с Китаем и Японией влиять на позитивные процессы сдерживания избыточной либерализации аграрных рынков стран, преодолевающих системный кризис. В этой связи модернизационная стратегия развития АПК регионов должна учитывать не только позитивные результаты внутренней компоненты трансформации, но и ситуацию на внешнем аграрном рынке, внешние институциональные изменения, влияющие на выбор эффективных инструментов осуществления аграрной политики. Безусловно, ре-

ализация всех направлений модернизации развития АПК России на всех уровнях, в т.ч. региональном, требует увеличения финансирования всех ее институциональных составляющих на порядок, что и предусматривает Госпрограмма развития сельского хозяйства (таблица 2).

Таблица 2

Ресурсное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. (млрд руб.)

Основные разделы База 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Всего за 20082012 гг. 2012 г. к 2007 г.

Устойчивое развитие сельских территорий 5,48 7,34 19,03 25,12 29,60 31,28 112,37 в 5,7 раза

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства, 4,70 9,86 12,92 13,78 14,66 15,33 66,55 в 3,3 раза

в том числе по поддержанию почвенного плодородия 4,20 8,17 10,67 11,40 12,20 12,98 55,42 в 3,1 раза

Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства 8,50 13,73 15,41 14,11 14,37 15,04 72,66 в 1,8 раза

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, 45,43 44,00 51,28 65,62 64,94 66,85 292,69 в 1,5 раза

в том числе комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельхозорга-низаций 19,79 25,28 36,46 46,90 50,54 52,08 292,69 в 2,6 раза

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия 1,30 1,36 1,36 1,36 1,43 1,50 7,01 115,4%

ИТОГО: 65,41 76,30 100,00 120,00 125,00 130,00 551,30 в 2,0

раза

Масштабные финансовые вложения государства в развитие АПК являются финансовой основой его устойчивого роста. Цели Государственной программы на 2008-2012 гг.:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импорто-замещения;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Достижение этих целей обеспечивает реализацию модернизационной стратегии развития АПК России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альтудов Ю., Кетова Н., Овчинников В. Механизм посткризисного развития экономики регионов России. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2002. С. 18.

2. Белокрылова О., Гианниас Д., Шевченко И., Чепурко Е., Яковлев А. Index based regional analysis: the case of the Former Soviet Union and Russia // EAST EUROPEAN ECONOMIES IN TRANSITION. Research memorandum. ACE Project. University of Leicester. 1998. № 6;

3. Белокрылова О.С, Яковлев А.П., Яковлева Е.А. Механизм государственного субсидирования сельского хозяйства регионов. - Ростов н/Д: Изд.-во РГУ, 2003.

4. Водянникова В.Т. Экономика сельского хозяйства. - М., 2007.

5. Кубанов А., Байчорова А. Экономический механизм регулирования АПК в условиях рынка // АПК: экономика, управление. 2007. № 8. С. 59.

6. Садков В. Попова О. Методические основы целеориентированной господдержки сельхозтоваропроизводителей // АПК: экономика, управление. 2007. № 8. С. 12.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.