Научная статья на тему 'О роли государства в деятельности кооперативных форм хозяйствования в АПК'

О роли государства в деятельности кооперативных форм хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Т. Н.

Статья раскрывает роль государства в развитии кооперативных форм хозяйствования в АПК. Авторы выделяют экономический механизм воздействия государства на кооперацию, методы влияния, основные тенденции, а также формы кооперации государства с малыми формами хозяйствования на селе. Авторами предложена схема многоуровневого построения паевых инвестиционных кооперативов, включая принципы формирования кооперативов такого типа и источники паевых инвестиционных средств в этих организациях. Базовым элементом кооперативной системы являются крестьянские (фермерские) хозяйства региона, хотя могут привлекаться в качестве паевых средств и денежные средства других жителей деревни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About influance state for the development agricultural cooperation

The article contains information (material) about practical state influence of development cooperation in agriculture, tendencies and problems, and also about her legal status, the history of development before communist period, in and after communist time because of including it in national project of priority «Development of agriculture» by The President of Russia.

Текст научной работы на тему «О роли государства в деятельности кооперативных форм хозяйствования в АПК»

О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

Т.Н. Попова

Кафедра экономической оценки и земельного кадастра Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 8/2, Москва, Россия, 117198

Статья раскрывает роль государства в развитии кооперативных форм хозяйствования в АПК. Авторы выделяют экономический механизм воздействия государства на кооперацию, методы влияния, основные тенденции, а также формы кооперации государства с малыми формами хозяйствования на селе. Авторами предложена схема многоуровневого построения паевых инвестиционных кооперативов, включая принципы формирования кооперативов такого типа и источники паевых инвестиционных средств в этих организациях. Базовым элементом кооперативной системы являются крестьянские (фермерские) хозяйства региона, хотя могут привлекаться в качестве паевых средств и денежные средства других жителей деревни.

Сложившаяся на сегодня система сельскохозяйственной кооперации АПК представляет собой организационно-экономическую систему взаимосвязанных звеньев кооперативных форм хозяйствования.

Формирование основ демократического общества в сельской местности в связи с переходом на рыночные отношения в аграрной сфере производства началось в период 90-х годов XX столетия. Практика проведения аграрных реформ в тот период свидетельствовала о том, что властью и реформаторами на местах не использовались преимущества сельхозкооперации как катализатора проведения аграрных преобразований на селе.

В самом начале 90-х годов аграрные реформаторы не стимулировали развитие кооперативных принципов хозяйствования и возможности участия кооперации в целом в деле становления рынка на селе.

Государственные структуры практически самоустранились от кооперативных форм хозяйствования в период становления капиталистической аграрной экономики, не учли особенности кооперативных организаций, специфику деятельности фермерских и личных подсобных хозяйств, позволяющих ориентировать инвестиционные ресурсы на решение конкретной программы создания нового экономического механизма развития аграрного бизнеса.

Сложное финансово-экономическое положение большинства аграрных хозяйствующих субъектов не позволяло последним проводить модернизацию производства, сохранять производственный и инвестиционный потенциал.

В настоящее время набирает силу кооперативное кредитное движение, которое успешно развивается повсеместно в сельских районах страны. На местах создаются сельские страховые и кредитные кооперативы. Особое внимание заслуживает проблема создания основ для формирования инвестиционных паевых кооперативов (далее — ПИК), так называемых точек роста инвестиций в АПК.

Как нам представляется, основной вопрос состоит в накоплении кооперативного капитала для полномасштабного обеспечения инвестиционными ресурсами аграрных предприятий и других сельхозтоваропроизводителей. Источниками таких паевых средств могут стать фонды международных кооперативных объединений. Активизация инвестиционной деятельности на селе за счет формирования паевых инвестиционных кооперативов возможна при непосредственном участии государства в лице администраций районных сельских округов путем создания соответствующих льготных экономических условий для стимулирования притока дополнительного капитала в эту сферу из-за рубежа.

Другим важным источником паевых инвестиционных средств могут стать фонды, создаваемые инвестиционными кооперативами, средства которых могут изыматься из бюджетов разных уровней субъектов Федерации, получаемых от приватизации российских предприятий на местах. Так, например, в 2002 году от приватизации 2557 российских предприятий было получено 22 857 млн руб. и, в среднем, одно предприятие оценивалось в сумму 8,93 млн руб. И если направить часть средств от приватизации государственного и муниципального имущества на цели формирования фондов инвестиционных кооперативов, то это могло бы существенно расширить их денежную базу.

Основой создания таких инвестиционных кооперативов может стать иерархическая схема формирования инвестиционных ресурсов, где должны учитываться специфические особенности территорий, включая их специализацию и возможность использования инвестиционных ресурсов других инвесторов (рис. 1).

Паевые инвестиционные кооперативы (ПИК) сельских поселений (деревень)

Рис. 1. Примерная схема построения паевых инвестиционных кооперативов

Многоуровневый тип построения паевых инвестиционных кооперативов обуславливается необходимостью решения различных задач на иерархических уровнях управления. Базовым элементом такой системы может стать создаваемый на районном уровне паевой инвестиционный кооператив, основной функ-

цией которого может быть аккумулирование средств хозяйствующими субъектами и сельскими жителями.

Особое значение в данной ситуации приобретает необходимость формирования отраслевого фонда инвестиционных кооперативов на районном уровне, так как здесь сосредоточено основное аграрное производство. Особенности основного аграрного производства на районном уровне определяются в первую очередь отраслевой специализацией сельского хозяйства, спецификой производства сырья и продовольствия, количеством крестьянских (фермерских) хозяйств и уровнем развития личных подсобных хозяйств.

Формирование инвестиционного фонда такого паевого инвестиционного кооператива может проходить с участием районной администрации и сельских округов, что является основным фактором повышения инвестиционной привлекательности для кооперативов такого типа. Со своей стороны, участие администрации района существенно в предоставлении особого режима налогообложения (в рамках действующего Налогового кодекса РФ) на месте, а также в формировании специальной статьи расходов в бюджете района, направленной на активизацию процесса формирования паевых инвестиционных кооперативов в сельских округах.

Большое значение, по нашему мнению, имеет размер паевого взноса. Размер взноса должен быть доступным для потенциального учредителя или участника кооператива, должен быть достаточным для обеспечения фонда накопления с целью формирования инвестиционного фонда паевого инвестиционного кооператива районного уровня.

На уровне области целесообразно создавать региональные кооперативные объединения ПИК. Основной целью регионального объедения ПИК является представление интересов в области, краевой администрации, а также привлечение инвестиционных ресурсов финансовых институтов на уровне области, края. Областные ПИК образуются снизу по инициативе районных паевых инвестиционных кооперативов.

Система построения инвестиционных кооперативов на областном уровне требует выработки нормативно-правовой базы их деятельности. Следует отметить, что учредителями такого областного ПИК могут быть только районные ПИК и администрация субъекта Федерации. Региональные (областные) паевые инвестиционные кооперативы действуют от имени районных ПИК и функционируют за счет отчислений регионов. Региональный ПИК может взять на себя функцию перераспределения части инвестиционных средств внутри области. Региональные ПИК образуются исключительно областными паевыми инвестиционными кооперативами за счет соответствующих финансовых отчислений.

На уровне федерального округа координацию деятельности региональных паевых инвестиционных кооперативов целесообразно создавать путем объединения окружные ПИК. Основной целью окружных ПИК является защита интересов различных областей деятельности кооперативов в части проведения инвестиционной политики. Важнейшая из них — стимулирование по привлечению инвестиционных ресурсов из финансовых институтов как на региональном, так и на международном рынках капитала.

Основная функция окружного ПИК — финансовая поддержка инвестиционных кооперативов, регулирование деятельности областных и районных инвестиционных паевых кооперативов как института рынка капитала, которые могут выступать в национальном масштабе.

Основная функция национального паевого инвестиционного кооператива состоит в представлении и защите интересов участников инвестиционного рынка АПК в законодательных органах страны, в обеспечении и координации их деятельности в части разработки и продвижения нормативно-правовых актов, касающихся паевых инвестиционных кооперативов на местах, в выработке инвестиционной политики в рамках развития межгосударственного кооперативного движения.

Интересен опыт господдержки и регулирования кооперации на региональном уровне в части деятельности кредитных сельских кооперативов. Так, в рамках законодательной поддержки системы сельской кредитной кооперации на региональном уровне в 2003 г. был принят Федеральный закон № 73 «О сельскохозяйственной кооперации», в ст. 40 «Особенности деятельности кредитных кооперативов» регламентирующий создание и функционирование сельских потребительских кредитных кооперативов.

На региональном уровне 5 августа 2003 г. постановлением главы администрации Ростовской области была утверждена Концепция развития системы сельской кредитной кооперации в Ростовской области на 2003—2005 годы, в которой предусматривалось расширение сети кредитных кооперативов первого уровня, совершенствование законодательных условий их функционирования, развитие межкооперативного кредита, формирование гарантийного фонда в кооперативе второго уровня «Донской фермер».

В выше указанной Концепции развития системы сельской кредитной кооперации в Ростовской области в качестве стратегического направления определен процесс диверсификации системы сельскохозяйственной кооперации, основанный на расширении и интенсификации членской базы кооперативов с целью привлечения ресурсов от сельского населения для создания необходимой финансовой базы для предоставления займов разного типа сельскохозяйственным товаропроизводителям.

По нашему мнению, создание гарантийного фонда на базе сельского потребительского кредитного кооператива (СПКК) на региональном уровне «Донской фермер» позволяет обеспечивать гарантии возврата привлекаемых денежных средств сельских граждан за счет паевых взносов для покрытия убытков кооператива, испытывающего финансовые трудности. Основная цель формирования такого фонда заключается в предоставлении гарантий третьим лицам в лице кредитного кооператива для получения банковского кредита.

Анализ функционирования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации на примере Ростовской области за период с 1997 по 2003 г. показал, что основой для построения модели системы кооперативов на начальном этапе стал опыт США по созданию американского кооперативного сельскохозяйственного банка с его филиалами на местах. Прообразом такого кооперативного банка стал СПКК под названием «Донской фермер», организованный по ини-

циативе и при участии областной АККОР. В течение 1997—1999 гг. областной кооператив развернул ссудо-сберегательную деятельность с участием филиалов в 14 районах области. В 1999 г. наиболее успешные подразделения областного инвестиционного кооператива стали преобразовываться в юридически самостоятельные кооперативы районного уровня, которые становились членами областного кооператива. По состоянию на 01.01.2004 система сельскохозяйственной кредитной кооперации Ростовской области включала в себя 18 юридически самостоятельных инвестиционных кооперативов первого уровня, являющихся членами областного кредитного кооператива «Донской фермер». Сегодня система кооперативов области объединяет 1399 членов, в 2005 г. им было предоставлено 1400 займов на сумму 49 744 тыс. руб.

Региональная система сельскохозяйственной кредитной кооперации строится на классических принципах кооперации, основанной на взаимопомощи, солидарной ответственности и самоуправления. Кооперативы каждого уровня имеют свои функции. Основными функциями кооперативов первого уровня являются: во-первых, привлечение инвестиционных пайщиков в систему сельской кредитной кооперации; во-вторых, привлечение сбережений членов кредитного кооператива; в третьих, выдача займов членами кооператива, создание резервных фондов; в четвертых, создание паевых фондов.

Основными функциями областного инвестиционного кооператива (второго уровня; например, «Донской фермер») являются: привлечение в систему заемных капиталов с целью перераспределения временно свободных денежных средств, которые имеются в местных кооперативах в пределах административного района, для предоставление их в виде займов кооперативам первого уровня в случаях, когда у них недостает собственных средств для создания региональных резервного и паевого фондов.

Аналогично функционирует сельская кредитная кооперация в Волгоградской области, основанная на тех же принципах и условиях. За сельской кооперацией — будущее развития агарного производства.

ABOUT INFLUANCE STATE FOR THE DEVELOPMENT AGRICULTURAL COOPERATION

T.N. Popova

Department of economic estimation and ground cadastre Russian People’s Friendship University

8/2, Miklucho-Maklay str., Moscow, Russia, 117198

The article contains information (material) about practical state influence of development cooperation in agriculture, tendencies and problems, and also about her legal status, the history of development before communist period, in and after communist time because of including it in national project of priority «Development of agriculture» by The President of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.